Судебный акт вступает в законную силу. Виды судебных актов, порядок вступления в законную силу

Судебное решение, вынесенное судом первой инстанции, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию. Обжалование - это один из способов проверки законности и обоснованности вынесенного судебного акта.

Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает следующие способы проверки: 1)

производство в суде апелляционной инстанции; 2)

производство в суде кассационной инстанции; 3)

пересмотр судебных актов в порядке надзора; 4)

пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Каждый из этих правоприменительных циклов имеет свои специфические черты и особенности.

Производство в апелляционной инстанции - это правоприменительный цикл, предназначенный для проверки не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции и заключающийся в новом рассмотрении дела по существу.

Действующее гражданское процессуальное законодательство (гл. 39 ГПК) предусматривает возможность апелляционного обжалования решения и определений мирового судьи. Акты других судов, рассматривающих дела по первой инстанции, не могут быть обжалованы в порядке апелляционного производства.

Апелляция была известна еще дореволюционным процессуалистам и рассматривалась ими как просьба стороны, считающей решение суда первой инстанции во всем или в известной части неправильным, о новом рассмотрении и перерешении дела судом вышестоящей инстанции*(211).

Можно выделить следующие черты, присущие апелляционному производству в гражданском процессе: 1)

апелляция приносится на не вступившее в законную силу решение, определение мирового судьи; 2)

рассмотрение дела в апелляционном порядке производится судьями районных судов, которые являются судьями второй инстанции для мировых судей;

3) принесение апелляционной жалобы обусловлено несогласием сторон, других лиц, участвующих в деле, с решением, определением мирового судьи. Несогласие может быть вызвано неправильным применением действующего законодательства, неполным установлением фактических обстоятельств дела, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела; 4)

апелляционный суд, пересматривая дело, рассматривает как вопросы факта, так и вопросы права, т.е. имеет право проверить как юридическую, так и фактическую сторону дела в том же объеме, что и суд первой инстанции; 5)

апелляционный суд не имеет права вернуть дело для нового рассмотрения мировому судье, а обязан сам вынести решение по делу; 6)

апелляция может быть допущена только один раз.

В действующем ГПК предусмотрена модель "чистой апелляции", которая заключается в том, что суд апелляционной инстанции в порядке проверки судебных актов мирового судьи обязан рассмотреть дело по существу и вынести апелляционное постановление (решение или определение).

Апелляционное производство является наиболее быстрым и доступным способом проверки не вступивших в законную силу решений, определений мировых судей, что повышает гарантии защиты прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле.

2. Право на апелляционное обжалование

Право на апелляционное обжалование - это предоставленная законом возможность обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение мирового судьи в суд апелляционной инстанции.

Для реализации права на апелляционное обжалование и возбуждения апелляционного производства необходимо наличие предпосылок объективного и субъективного характера. К предпосылкам объективного характера относятся объект апелляционного обжалования, сроки апелляционного обжалования и порядок подачи апелляционной жалобы. К предпосылкам субъективного характера относится наличие определенных субъектов, наделенных полномочиями апелляционного обжалования. Рассмотрим подробнее эти предпосылки.

Субъекты апелляционного обжалования.

Право на апелляционное обжалование судебных решений мировых судей, не вступивших в законную силу (ст. 320 ГПК), принадлежит следующим субъектам. 1.

Сторонам (истцу и ответчику) и другим лицам, участвующим в деле (третьи лица; прокурор; лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц; заявители и заинтересованные лица по делам, возникающим из публично-правовых отношений). Право подачи апелляционной жалобы возникает у данных субъектов в случае привлечения их в процесс в качестве лиц, участвующих в деле. 2.

Помимо названных субъектов правом на апелляционное обжалование обладают и лица, которые не были привлечены в процесс в качестве лиц, участвующих в деле, но в отношении которых мировой судья при вынесении решения разрешил вопрос об их правах и обязанностях (пп. 4 п. 2 ст. 364 ГПК).

Например, при рассмотрении дела о выселении из жилого помещения судья вынес решение о выселении нанимателя вместе со всеми членами его семьи, которые не были привлечены к участию в деле. 3.

Право на апелляционное обжалование принадлежит правопреемнику лица, участвующего в деле (ст. 44 ГПК). 4.

В соответствии со ст. 48 ГПК граждане и организации вправе вести свои дела в суде через представителей. Поэтому представитель по гражданскому делу также может подать апелляционную жалобу. Для реализации данного права необходимо, чтобы данное действие было специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом (ст. 54 ГПК). 5.

В соответствии с п. 2 ст. 320 ГПК правом апелляционного обжалования наделен прокурор. В соответствии с п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2*(212) таким правом на подачу апелляционного представления в вышестоящий суд обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, сточки зрения положений ст. 34, 35, 45 ГПК, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

Сроки на апелляционное обжалование. Срок на принесение лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы, а прокурором - апелляционного представления определен в ст. 321 ГПК и составляет 10 дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме. Течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после даты, которой определено его начало (п. 3 ст. 107 ГПК).

Решение считается вынесенным в окончательной форме, если его содержание соответствует требованиям ст. 198 ГПК и отсутствуют основания для вынесения дополнительного решения.

Статья 199 ГПК предоставляет мировому судье право отложить составление мотивированного решения на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела. В данном случае срок на апелляционное обжалование начнет истекать на следующий день после изготовления решения судьи в полном объеме.

В соответствии со ст. 201 ГПК дополнительное решение может быть самостоятельным объектом обжалования. При вынесении дополнительного решения срок на апелляционное обжалование исчисляется с момента его постановления.

Пропуск срока на апелляционное обжалование является основанием для возвращения апелляционной жалобы, представления (ст. 324 ГПК). О восстановлении пропущенного срока субъекты апелляционного обжалования вправе обратиться к мировому судье с заявлением. Если причины пропуска срока признаны уважительными, то мировой судья может восстановить пропущенный срок, о чем выносит определение (ст. 112 ГПК).

Объект апелляционного обжалования. Объектом апелляционного обжалования является не вступившее в законную силу решение мирового судьи. В апелляционную инстанцию может быть обжаловано решение полностью или в части. В последнем случае решение будет пересматриваться в полном объеме. В соответствии со ст. 201 ГПК дополнительное решение также является объектом апелляционного обжалования.

Еще по теме § 4. Пересмотр не вступивших в законную силу актов мирового судьи в апелляционной инстанции 1. Понятие и сущность апелляционного производства:

  1. 2.1. Проблема определения современного понятия презумпции истинности приговора
  2. 3.2. Презумпция истинности уголовно-процессуального метода
  3. § 4. Пересмотр не вступивших в законную силу актов мирового судьи в апелляционной инстанции 1. Понятие и сущность апелляционного производства

Вот судебный акт

ААС
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Должника на определение Арбитражного суда от по делу № , принятое по заявлению Кредитора к Должнику о признании несостоятельным (банкротом)

Кредитор обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании
Должника, несостоятельным (банкротом).

Определением от _____ХХХ требования Кредитора к должнику признаны обоснованными. В отношении Должника введена процедура банкротства наблюдение. Временным управляющим должника утвержден Valri с ежемесячным вознаграждением в размере 30 000 руб. за счет средств должника. Требование Должника в размере 2 млн с гаком. включено в реестр требований кредиторов с очередностью их удовлетворения в третью очередь.
В апелляционной жалобе Должник просит данный судебный акт отменить, считая определение незаконным и принятым с нарушением норм процессуального права. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на отсутствие осведомленности о времени судебного разбирательства, поскольку судебная корреспонденция направлялась по адресу: Старый адрес, в то время как согласно данным ЕГРЮЛ, местом нахождения общества является Новый адрес, по которому судебные извещения не направлялись. В связи с чем, как полагал должник, имеются безусловные основания для отмены судебного акта. В дополнениях к апелляционной жалобе должник также указывает на то, что решение по делу Дело о взыскании 2 млн с гаком от не вступило в законную силу, поскольку пересматривается в апелляционном порядке, в связи с чем, в основу заявления кредитора положен судебный акт, не вступивший в законную силу.
Представитель должника в судебном заседании доводы, изложенные в
апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, поддержал. Представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. На вопрос суда пояснил, что корреспонденция на имя Должника, с приглашением на сверку расчетов направлялась кредитором по надлежащему адресу, однако была не доставлена. В материалы дела со стороны кредитора была представлена выписка из ЕГРЮЛ, содержащая новый адрес должника.
Временный управляющий поддержал доводы отзыва, просил определение оставить без изменения либо перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, усмотрел основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Как видно из материалов дела, все определения суда направлялись Должнику по Старому адресу и были возвращены суду с отметкой «возвращается за истечением срока хранения».
Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов (выписки из ЕГРЮЛ от л.д.34) следует, что произошла смена юридического адреса общества, которая была зарегистрирована в установленном законом порядке. С указанной даты Должник зарегистрировано по новому адресу: Сведения об извещении Общества (должника) о месте и времени назначенного судом и на судебных заседаний, в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 121 АПК РФ, в материалах дела отсутствуют.

Исходя из изложенного, с учетом положений абзаца 3 пункта 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 12, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что к началу судебного заседания, назначенного судом на, у суда первой инстанции отсутствовали сведения о надлежащем извещении Общества (должника) о месте и времени судебного заседания. Направление кредитором телеграммы в адрес должника с приглашением на сверку расчетов не может приравниваться к порядку оответствующего извещения лица, участвующего в деле, о судебном разбирательстве, установленному Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Таким образом, обжалуемое определение вынесено с нарушением норм процессуального права, что в силу пункта 2 части 4 и части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта. О введении наблюдения

Принимая во внимание положения части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанциирассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Представитель должника указал на то, что требование заявителя является необоснованным, поскольку судебный акт, представленный в обоснование требования, не вступил в законную силу.
Согласно статьям 3, 4, 6, 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер денежных обязательств без учета подлежащих применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафа, пени), процентов за просрочку платежа, убытков в виде упущенной выгоды, подлежащих возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Как усматривается из материалов дела, в обоснование заявленного требования кредитором представлено решение Арбитражного суда от 11.03.2011 по делуо взыскании 2 млн с гаком с Должника

Требований денежного характера по иным обязательствам, подтвержденным вступившим в законную силу судебным актом, кредитор по отношению к должнику не имеет. В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим взаконную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром. Исходя из вышеназванных положений закона о банкротстве, следует, что наличие вступившего в законную силу судебного акта подтверждает обоснованность заявленного требования и освобождает от обязанности доказывать требование по праву и по размеру другими доказательствами. Согласно части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом приотсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Поскольку апелляционным судом установлено, что 25.08.2011 на решение Арбитражного суда от 11.03.2011 по делу по взысканию 2 млн с гакомДолжник подал апелляционную жалобу, которая была принята к производству, что подтверждается соответствующим определением
ААС от 19.09.2011, следовательно, как на момент подачи заявления о признаниидолжника банкротом (18.05.2011), так и на момент рассмотрения заявления кредитора на стадии апелляционного производства по правилам суда первой инстанции, не имелось судебногоакта, вступившего в законную силу. При таких обстоятельствах, заявленные требования в названной сумме следует признать необоснованными, исходя из положений ст.ст. 3, 4, 6, 7 Закона о банкротстве, а во введении процедуры банкротства (наблюдения) в Должника надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 ч.61 270 ч. 4, п.2, 176, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ААСПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда отменить.
Отказать во введении и прекратить производство по делу о банкротстве.

Исполнение решений и определений арбитражного суда первой инстанции, вынесенных по результатам рассмотрения дел возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Исполнение судебных актов арбитражных судов является заключительной стадией арбитражного процесса, регламентированного нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ) и ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч. 1 ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

В этой связи возникает два основных момента, на которые необходимо обращать внимание в каждом случае, связанным с исполнением определённого судебного акта:

1. Когда судебный акт вступает в законную силу.

2. В каких случаях он подлежит немедленному исполнению, до вступления его в законную силу.

Вступление в законную силу решения суда.

В соответствии с общим правилом, закреплённым в ч. 1 ст. 180 АПК РФ: решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объёме - ч. 2 ст. 176 АПК РФ), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. В таком порядке вступают в законную силу решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл. 24 АПК РФ), а также решения по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ).

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 180 и ч. 4 ст. 195 АПК РФ решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК РФ) вступают в законную силу немедленно после их принятия.

В соответствии с ч. 4 ст. 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности (параграф 1 гл. 25 АПК РФ) вступает по истечении десяти дней (рабочих - ч. 3 ст. 113 АПК РФ) со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Аналогичным порядком вступает в законную силу решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 5 ст. 211, параграф 2 гл. 25 АПК РФ).

Вступление в законную силу определения суда.

Глава 21 АПК РФ, регламентирующая вопросы вынесения, содержания, исполнения и обжалования определений суда не содержит точных сроков вступления его в законную силу. Вследствие этого, основным критерием служит общий срок его обжалования - 1 месяц, со дня его вынесения (ч. 3 ст. 188 АПК РФ); ст.ст. 272; 290 АПК РФ.

Исполнение решения суда.

Как уже было отмечено выше, по общему правилу, решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу (ч. 1 ст. 182 АПК РФ).

Примеры:

1) Решением суда от 15 января 2007 г. с ООО «А» взыскана недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 50 000 руб. (гл. 26 АПК РФ). Решение будет подлежать исполнению с 16 февраля 2007 г.

2) Решением суда от 08 февраля 2007 г. с ОАО «П» взыскана налоговая санкция по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 20 000 руб. (гл. 26 АПК РФ). Постановлением апелляционной инстанции от 28 марта 2007 г. решение оставлено без изменения. Данное решение будет подлежать исполнению с 29 марта 2007 г.

Случаи немедленного исполнения решений, вынесенных по делам, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (Раздел III АПК РФ):

  • решения, принимаемые по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК РФ);

Пример:

1) Решением суда от 01 марта 2007 г. признан недействующим Приказ органа государственной власти. Решение подлежит исполнению с 02 марта 2007 г.

  • решения, принимаемые по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если иные сроки исполнения не установлены в решении суда (ч. 7 ст. 201 гл. 24 АПК РФ).

Примеры:

1) Решением суда от 14 марта 2007 г. признан недействительным отказ государственного органа в возмещении ООО «Х» из бюджета 100 000 руб. налога на добавленную стоимость (гл. 24 АПК РФ). Решение подлежит исполнению с 15 марта 2007 г., а вступает в законную силу с 16 апреля 2007 г. (т.к. 14 апреля 2007 г. - выходной день).

2) Решением суда от 19 марта 2007 г. признано недействительным решение налогового органа о доначислении ЗАО «У» налога на прибыль организаций (гл. 24 АПК РФ). Постановлением апелляционной инстанции от 02 мая 2007 г. решение оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу со 2 мая 2007 г., но подлежало исполнению 20 марта 2007 г.

3) Решением суда от 02 апреля 2007 г. признано недействительным решение налогового органа о доначислении ООО «В» налога на прибыль организаций. Решение суда подлежало исполнению 03 апреля 2007 г. Постановлением апелляционной инстанции от 10 мая 2007 г. решение суда отменено, в удовлетворении требований ООО «В» отказано в полном объёме. Решение суда первой инстанции на момент вынесения постановления апелляционной инстанции было исполнено. Следовательно, должен быть решён вопрос о повороте исполнения (возвращение лиц в первоначальное положение) в соответствии с ч. 1 ст. 325 АПК РФ.

Необходимо отметить, что немедленное исполнение решения не лишает права соответствующих лиц на его обжалование в апелляционной и/или кассационной инстанциях в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 179 АПК РФ в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.

Исполнение определения.

В соответствии со ст. 187 АПК РФ определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом.

Пример:

1) Определением суда от 09 апреля 2007 г. с ОАО «М» взысканы судебные издержки в пользу административного органа в размере 5 000 руб., в соответствии со ст.ст. 110-112 АПК РФ. Определение подлежит исполнению с 10 апреля 2007 г., но может быть обжаловано до 10 мая 2007 г. в суд апелляционной инстанции или с момента вступления в законную силу в суд кассационной инстанции.

Таким образом, немедленное исполнение определения не лишает права соответствующих лиц на его обжалование в порядке и сроки, установленные АПК РФ (ст.ст. 188; 272; 290 АПК РФ).

Источник/автор : Судья А. В. Кушниренко

По новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Для судов общей юрисдикции правила пересмотра устанавливают нормы главы 42 ГПК РФ. Разъяснения судам даны в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений» от 11 декабря 2012 г. № 31; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» от 30 июня 2011 г. № 52.

Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам:

вновь открывшиеся обстоятельства - существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

новые обстоятельства - обстоятельства, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела:



1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;

2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;

3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

5) определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации (чч. 2-4 ст. 392 ГПК РФ).

Вступившее в законную силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление (ст. 393 ГПК РФ).

Представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подается прокурором в суд, принявший эти постановления, в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра (ст. 394 ГПК РФ).

Особенностью этого порядка пересмотра постановлений судов первой инстанции является исчисление срока подачи представления, установленное ст. 395 ГПК РФ.

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам регламентируется главой 37 АПК РФ. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение (ч. 1 ст. 310 АПК РФ).

В силу ст. 311 АПК РФ основаниями пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам являются:

вновь открывшиеся обстоятельства - существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу, аналогичные указанным в ст. 392 ГПК РФ;

новые обстоятельства - возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства, аналогичные указанным в ст. 392 ГПК РФ, а также определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.

Типичные нарушения, допускаемые при принятии

Судебных решений

В числе характерных нарушений необходимо назвать такие, как нарушение норм процессуального права, регламентирующих деятельность суда и участников процесса на различных стадиях процесса; неполнота установления обстоятельств дела; неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Особенности проведения проверки

Изучение материалов дела начинается либо с решения, либо с заявления.

Если материалы дела начинают изучаться с заявления, то в первую очередь определяется соблюдение правил подведомственности и подсудности, проверяется правоспособность сторон, соблюдение порядка возбуждения дела, полномочия суда на рассмотрение дела. Далее изучаются приложенные к заявлению документы, доказательства. После этого анализируются протоколы судебных заседаний. При изучении материалов дела проверяется соблюдение судом требований о всесторонности, полноте, объективности рассмотрения дела; соблюдение норм материального и процессуального законодательства, прав и интересов сторон. Последним изучается решение суда и устанавливается соответствие его выводов выводам, которые сделаны проверяющим лицом. Если имеются противоречия в выводах суда и проверяющего решение лица, анализируются основания выводов.

Иной подход предполагает сначала анализ решения, затем заявления с приложенными документами, доказательств, протоколов заседаний суда.

В ходе проверки разрешаются вопросы, подлежащие проверке, рассмотренные ранее, устанавливается кем и когда принято решение, подписано ли оно надлежащим лицом, сопоставляются требования заявления и выводы суда по ним.

Требования, предъявляемые к представлению

Прокурора

Перечень сведений, которые должно содержать апелляционное представление прокурора, установлен ст. 322 ГПК РФ:

наименование суда, в который подается апелляционное представление;

наименование прокурора, подающего представление, его место нахождения;

указание на решение суда, которое обжалуется;

требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым он считает решение суда неправильным;

перечень прилагаемых к представлению документов.

В апелляционном представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования невозможности представления доказательств в суд первой инстанции.

Апелляционное представление подписывается прокурором. Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Несоблюдение норм ст. 322 ГПК РФ является поводом оставления представления без движения (ст. 323 ГПК РФ).

В кассационном представлении обязательно указание следующих сведений (ст. 378 ГПК РФ):

наименование суда, в который оно приносится;

наименование прокурора, его место нахождения и процессуальное положение в деле, и других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

указание на судебные постановления, которые обжалуются;

указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о нарушениях;

просьба об отмене или изменении решения.

Представление должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 3 ст. 377 ГПК РФ. К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Кассационное представление подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

Несоблюдение требований пп. 1-5, 7 ч. 1, чч. 3-7 ст. 378 ГПК РФ влечет возвращение представления без рассмотрения по существу (п. 1 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ).

Требования к форме и содержанию апелляционного представления на решения арбитражных судов установлены ст. 260 АПК РФ, полностью аналогичные требования к форме и содержанию кассационного представления содержит ст. 277 АПК РФ. В апелляционном (кассационном) представлении должны быть указаны:

наименование арбитражного суда, в который подается представление;

наименование прокурора, подающего представление, и других лиц, участвующих в деле;

наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

требования прокурора, подающего представление, и основания, по которым обжалуется решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

перечень прилагаемых документов (должны прилагаться копия оспариваемого решения; документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий представления и документов, которые у них отсутствуют).

В представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.

В случае нарушения этих требований арбитражный суд или оставляет представление без движения, или возвращает его в порядке, предусмотренном ст.ст. 263, 264, 280, 281 АПК РФ (ст.ст. 261, 278 АПК РФ).

В гражданском процессе в порядке ст. 45, глав 24, 25 ГПК РФ участвуют органы прокуратуры всех уровней, территориальные и специализированные прокуратуры. Однако гражданское процессуальное законодательство определяет участие прокурора района (города) в пересмотре судебных актов только в форме принесения апелляционного представления на решение мирового судьи и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Правом на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением постановлений Верховного Суда Российской Федерации, наделены следующие должностные лица органов прокуратуры: Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции; прокурор субъекта Российской Федерации, военного округа (флота) - соответственно в президиум суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда (ч. 3 ст. 377 ГПК РФ). Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (ч. 2 ст. 376 ГПК РФ). Кассационное представление подается непосредственно в суд кассационной инстанции (ч. 1 ст. 377 ГПК РФ).

В связи с этим прокуроры районов (городов), приравненные к ним прокуроры направляют в вышестоящую прокуратуру проект представления, заверенные копии решений судов и материалы наблюдательного производства по соответствующему делу в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебного постановления в законную силу. Материалы наблюдательного производства должны содержать копии наиболее важных процессуальных документов: заявления, отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений (жалоб) и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в представлении (пп. 11, 14 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 181).

В арбитражном процессе в судах первой инстанции в порядке ст. 52, глав 23, 24 АПК РФ участвуют прокуроры субъекта Российской Федерации, приравненные к нему специализированные прокуроры и вышестоящие прокуроры. Они участвуют в производстве по пересмотру актов арбитражных судов.

Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции подается в течение месяца после принятия решения (ч. 1 ст. 259 АПК РФ) через суд первой инстанции, принявший решение (ч. 2 ст. 257 АПК РФ).

Кассационная жалоба подается в срок два месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого решения (ч. 1 ст. 276 АПК РФ) в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение (ч. 1 ст. 275 АПК РФ).

Прокурор, участвующий в арбитражном процессе, обязан надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: заявления, отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, материалов дела, на которые имеются ссылки в представлении (п. 13 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25 мая 2012 г. № 223).


1. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА ………………………………………… 3
2. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ……………………….. 18
3. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ И ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ………………… 29
4. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ………………… 40
5. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ …………. 50
6. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ….. 67
7. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ………………………………… 77
8. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ……………………………….. 88
9. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ТРУДЕ….. 97
10. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСК-НУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ………………………………… 107
11. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ ………………………… 134
12. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ………………………………….. 150
13. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ …………………. 169
14. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ…………. 182
15. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ ИТОГОВЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ…………………………………………….. 202
16. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ………………………………………………… 219

Ломовский В. Д. О понятии и содержании прокурорской проверки // Правоведение. 1988. № 5. С. 89.

Прокурорский надзор: курс лекций и практикум. 7-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2006. С. 160-161.

Там же. С. 162.

Горобец В. Д. Роль Государственной Думы в процессе совершенствования российского законодательства в области защиты прав и свобод человека // Сб. материалов межвузовской конференции. М., 2000. С. 27-28.

Чиркин В. Е. Конституционное право России: учебник. М., 2003. С. 140.

Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2007. 464 с.

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195; «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» от 7 мая 2008 г. № 84; указание Генерального прокурора Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей» от 9 ноября 2011 г. № 392/49 и др.

Например, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы: утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для старших помощников, помощников прокуроров районного звена, осуществляющих надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи / под ред. А. Е. Михальчук. Саратов, 2011. С. 6.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. СПб., 2009. С. 14.

В ходе подготовки осуществляется анализ следующей информации, относящейся к предмету и объекту предстоящей проверки:

о состоянии, характере, динамике правонарушений и преступлений среди подростков в районе;

о состоянии, характере и динамике нарушений законности поднадзорным органом или учреждением;

о состоянии законности в конкретном проверяемом направлении в период, предшествующий проверке;

о результатах предыдущей подобной проверки;

о состоянии, характере и динамике преступности несовершеннолетних на территории, обслуживаемой поднадзорным органом или учреждением;

о результатах рассмотрения жалоб, поступивших как в органы прокуратуры, так и в поднадзорный орган или учреждение;

о результатах изучения материалов гражданских или уголовных дел, касающихся несовершеннолетних, а также дел об административных правонарушениях;

об исполнении законных требований прокурора, содержащихся в ранее внесенных актах прокурорского реагирования;

другие необходимые сведения.

См.: Организация работы городской (районной) прокуратуры: методическое пособие / под ред. С. И. Герасимова. М., 2001. С. 26.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для старших помощников... С. 7.

Там же. С. 8.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для старших помощников…. С. 9.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. С. 78-79.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. С. 212.

Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. М., 2013. С. 184.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. С. 27-28.

См.: Организация работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях: методические рекомендации / Управление методического обеспечения НИИ проблем укрепления законности и правопорядка // письмо Генеральной прокуратуры Рос. Федерации от 27 февр. 2004 г. № 36-12-2004.

Как правило, результативность проверки исполнения бюджетного законодательства обеспечивается решением следующих задач: устанавливается законность учредительных документов, организационно-распорядительных актов, изданных органом или учреждением иных правовых актов; проверяется соответствие законодательству договоров (контрактов) в отношении бюджетных средств, документов о доходах и расходах бюджетных средств целевой характер расходования бюджетных средств; исполнение законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;оценивается законность использования государственного или муниципального имущества, переданного органу, учреждению; проверяется правильность организации и ведения бюджетного учета, достоверность и своевременность составления отчетности, ее представления уполномоченным органам.

Необходимо учитывать широкий круг правоотношений, регулируемых природоохранным (экологическим) законодательством: охрана земель; охрана атмосферного воздуха; обращения с отходами; охрана водных объектов; недропользование; использование лесов; использования охотничьих ресурсов; организация и проведение экологической экспертизы.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха:пособие /С. И. Баскакова, Е. Ю. Лихачева, Г. Н. Шарова; Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010. С. 33-36.

Там же. С. 40-43.

Например, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе по результатам проверок давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда окружающей среде; участвует в проведении мониторинга опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических опасностей на территории России и принятия плановых и экстренных санитарно-противоэпидемических мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды (пп. 8.11, 8.34.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 г. № 683).

Прокурорский надзор… С. 47-60.

Например, нормативную основу прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД органами ФСБ составляют требования, изложенные в указании Генерального прокурора Российской Федерации и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы безопасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10. Основы организации надзора за законностью деятельности оперативных подразделений УВД на транспорте и ФТС России определяются приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» от 15 июля 2011 г. № 211. Некоторые требования, изложенные в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 16 января 2014 г. № 6, могут быть использованы и при организации надзора за законностью деятельности оперативных подразделений ФСИН России.

Исключением является приказ Генерального прокурора Российской Федерации «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» от 1 октября 2008 г. №196, в соответствии с которым прокуроры обязаны ежеквартально проводить проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета.

Пункт 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ; Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 ; Типовое положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 ; приказ МВД России «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» от 19 июня 2012 г. № 608 ; указание Генерального прокурора Российской Федерации № 215/69 и МВД России № 1/7818 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”» от 29 сентября 2008 г. ; указание Генерального прокурора Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности при проведении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия “обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств”» от 31 января 2013 г. № 49/69 ; информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О применении части первой статьи 61 и части первой статьи 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и обстоятельствах, исключающих участие в процессуальной деятельности должностных лиц органов, осуществляющих дознание и оперативно-розыскную деятельность» от 25 марта 2013 г. № 36-11-2013 ; Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденную Приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199, и др.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ; указ Президента Российской Федерации «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 1 сентября 1995 г. № 891 ; указание Генерального прокурора Российской Федерации и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы безопасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10 и др.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ; Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 ; Типовое положение об оперативно-розыскном подразделении таможни, утвержденное Приказом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227 ; Типовое положение о подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды таможни, утвержденное Приказом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227 ; Типовое положение о подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков таможни, утверждено Приказом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227 ; Положение об управлении по противодействию коррупции, утвержденное Приказом ФТС России от 22 августа 2011 г. № 1708 ; Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой, утвержденное Приказом ФТС России от 23 апреля 2013 г. № 797 ; Перечень оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, утвержденные Приказом ФТС России от 17 апреля 2012 г. № 715.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ; указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13 октября 2004 г. № 1314 ; Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 ; приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 16 января 2014 г. № 6.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ; Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденное указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» от 28 июля 2004 г. № 976 ; постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «О совершенствовании взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков» от 12 ноября 2004 г. ; информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту наркотиков» от 19 апреля 2006 г. № 29-5-2006.

Утверждена Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г.

Например, Федеральные законы «О полиции», «О федеральной службе безопасности» и др.

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 6 февр. 2010 г. № 63.

См. ст. 13 Федерального закона об ОРД.

См.: совместный приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 70 и МВД России № 122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» от 27 февраля 2010 г. и соответствующие инструкции об основах организации розыскной работы органов внутренних дел.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства на транспорте и в таможенной сфере: сб. метод. материалов / под общ. ред. первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксмана; Генеральная прокуратура Российской Федерации; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2011. С. 310-312.

См.: информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О практике рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб о нарушении прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий “проверочная закупка” и “оперативный эксперимент”» от 25 апреля 2011 г. № 69-12-2011.

См.: информационное письмо заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В. Я. Гриня «О практике рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб о нарушении прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий “проверочная закупка” и “оперативный эксперимент”» от 25 апреля 2011 г. № 69-12-2011.

См.: постановление Европейского суда по правам человека «Дело Ваньян против России» (жалоба № 53203/99) от 15 декабря 2005 г. ; постановление Европейского суда по правам человека «Дело Худобин против России» (жалоба № 59696/00) от 26 октября 2006 г.

Основные направления прокурорской деятельности: учебное пособие / науч. ред. Н. П. Дудина. СПб., 2011. С. 21.

См.: Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 ; Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ; Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ и др.

См.: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» от 16 июня 1997 г. № 729 ; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» от 31 марта 2010 г. № 198 ; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы» от 11 октября 2011 г. № 828 ; приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» от 20 мая 2009 г. № 142 ; приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» от 11 октября 2010 г. № 258 и др.

См.: приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 3 ноября 2005 г. № 205 ; приказ ФСИН России «Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции» от 23 января 2012 г. № 24 ; приказ Минюста России № 190 и МВД России № 912 «Об утверждении регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» от 4 октября 2012 г. ; соглашение ФСИН России и ФССП России «О взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов» от 13 июля 2010 г. № 10/1-2394/12/01-5 и др.

См. Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka% 20UIS/ (дата обращения: 15.04.2014).

См. информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законов при снятии денежных средств с лицевых счетов осужденных, содержащихся в исправительных учреждения

В современном процессуальном (гражданском, арбитражном, административном) законодательстве выработан общий подход к основаниям и порядку пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Объектом пересмотра являются судебные акты (решения, определения и постановления), вступившие в законную силу, при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" отмечено, что определения арбитражного суда могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если:

  1. в соответствии с АПК предусмотрено обжалование определения;
  2. определение препятствует дальнейшему движению дела.

Очевидно, что данное разъяснение имеет значение и для обжалования определений по административным делам.

Субъектами, обладающими правом подачи заявления о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, являются:

  • лица, участвующие в деле;
  • лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом . Соответственно, данные лица, подавая заявление, должны обосновать факт нарушения их прав вынесенным судебным актом;
  • представители перечисленных выше лиц, если они имеют полномочие на подачу заявления о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Законом установлен срок, в течение которого указанные субъекты вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот срок не должен превышать трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта. При этом ч. 2 ст. 346 КАС устанавливает правила исчисления названного срока для каждого нового и вновь открывшегося обстоятельства. Но есть и определенные принципы, заложенные в основу исчисления срока. Например, если в качестве нового или вновь открывшегося обстоятельства закон указывает на судебный акт, то срок исчисляется со дня вступления его в законную силу (п. 1 - 6 ч. 1, п. 1 - 3 ч. 2 ст. 350 КАС). В двух случаях действуют иные правила:

Если речь идет о существенных для административного дела обстоятельствах, которые не были и не могли быть известны заявителю, то срок исчисляется со дня открытия существенных для административного дела обстоятельств (п. 1 ч. 2 ст. 350 КАС);

Если наличие обстоятельства, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 350 КАС, выявлено при рассмотрении жалобы или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, срок подачи заявления, представления исчисляется со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум ВС РФ.

Пропуск установленного законом срока на подачу заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам при наличии заявления о восстановлении данного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, представления о пересмотре вступившего в законную силу решения суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. В этом случае суд принимает заявление к производству, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Если суд признает причины пропуска срока неуважительными, то он отказывает в пересмотре вступившего в законную силу судебного акта.

Законом также предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока, но при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра, и суд признает причины пропуска срока уважительными.

Судом, уполномоченным на рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, является суд, принявший этот судебный акт. Если апелляционная, кассационная, надзорная инстанции изменили обжалованный судебный акт или приняли новый судебный акт, то пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем судом, который изменил или принял новый судебный акт.

Основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

При обращении с заявлением о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам необходимо доказать наличие вновь открывшихся или новых обстоятельств, которые исчерпывающе перечислены в ст. 350 КАС (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 г. N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений").

Отличие новых и вновь открывшихся обстоятельств заключается в моменте их возникновения. Новые обстоятельства возникают после разрешения судебного дела. Вновь открывшиеся обстоятельства существовали в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны лицам, участвующим в деле, и суду. Эти обстоятельства не были и не могли быть предметом судебного разбирательства . Объединяет новые и вновь открывшиеся обстоятельства существенность их значения для разрешенного дела: будь данные обстоятельства известны суду, то дело могло быть разрешено по-иному.

Новые обстоятельства. Основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются, во-первых, обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта, во-вторых, обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела.

К таким обстоятельствам законом относятся:

1) отмена судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления органа государственной власти , иного государственного органа , органа местного самоуправления , послуживших основанием для принятия судебного акта по данному административному делу. Доказательством указанного обстоятельства является судебный акт (постановление, определение) или постановление другого органа, при условии, что на их основе в свое время было вынесено решение, которое просят отменить по новым обстоятельствам;

2) признание вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки , повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу. Доказательством выступает соответствующий судебный акт;

3) признание КС РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ. Доказательством является постановление КС РФ. При толковании данного основания для пересмотра судебного акта дано разъяснение: "С заявлением о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам в связи с признанием в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного судом в конкретном деле, могут обратиться лица, участвовавшие в деле, а также иные лица, не участвовавшие в данном деле, о правах и обязанностях которых суд принял судебный акт, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации" (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам");

4) установление ЕСПЧ нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в ЕСПЧ. Доказательством выступает решение ЕСПЧ. С заявлением о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам в связи с установленным ЕСПЧ нарушением положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела могут обратиться лица, участвовавшие в деле, в связи с принятием решения по которому состоялось обращение в ЕСПЧ, а также иные лица, не участвовавшие в данном деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам");

5) определение или изменение в постановлении Пленума ВС РФ либо в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы , примененной в конкретном деле, если в соответствующем акте ВС РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства. Доказательство - указанные судебные акты ВС РФ;

6) признание ВС РФ, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта , примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт. Доказательством выступает соответствующий судебный акт.

Вновь открывшиеся обстоятельства. Основаниями для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются (а) существовавшие на день принятия судебного акта, (б) имеющие существенное значение для административного дела следующие обстоятельства:

1) существенные для административного дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. В данном случае вновь открывшимися обстоятельствами являются относящиеся к делу фактические обстоятельства, объективно имевшие место на время рассмотрения дела и способные повлиять на существо принятого судебного постановления, о которых не знал и не мог знать заявитель, а также суд при вынесении данного постановления. При этом необходимо иметь в виду, что представленные заявителем новые доказательства по делу не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений" и п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам").

В п. 5 Постановления "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" Пленум ВАС РФ указывает, что "к существенным обстоятельствам могут быть также отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, допущенные судом кассационной инстанции при принятии судебного акта".

Доказательствами такого обстоятельства могут быть различные документы, свидетельские показания и пр. В предмет доказывания входят наличие данного обстоятельства, его важность (существенность) для разрешения дела, неизвестность и невозможность знания о нем во время рассмотрения дела;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля , заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу. Доказательством является вступивший в законную силу приговор. В предмет доказывания входят:

  • факт заведомо ложного заключения эксперта или заведомо ложного показания свидетеля, заведомо неправильного перевода, фальсификация доказательства;
  • принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;
  • наличие причинной связи между двумя указанными обстоятельствами;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи , совершенные при рассмотрении данного административного дела. Доказательством является вступивший в законную силу приговор.

Применительно ко второй и третьей группам вновь открывшихся обстоятельств ВС РФ дал следующее разъяснение: "Судам следует иметь в виду, что установленные вступившим в законную силу приговором заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств являются основанием для пересмотра судебного постановления, если они повлекли принятие незаконного или необоснованного судебного постановления.

Преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда, являются основанием для пересмотра судебного постановления независимо от того, повлияли ли эти обстоятельства на результат рассмотрения дела.

Перечисленные выше обстоятельства, установленные определением или постановлением суда, постановлением следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии , в связи со смертью обвиняемого или недостижением лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность , также могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, если суд признает эти обстоятельства существенными для дела" (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений").

  1. копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства, и пр.

Порядок рассмотрения заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подаются в суд в письменной форме; заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его представителем, уполномоченным на совершение соответствующих действий.

В заявлении, представлении о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подаются заявление, представление;
  2. наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, подающего заявление, его место нахождения или место жительства , номера телефонов и адреса электронной почты, если таковые имеются;
  3. наименования или фамилии, имена и отчества (при наличии) других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения, иные известные данные о них;
  4. наименование суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого ходатайствует заявитель, номер административного дела суда, в который подано заявление, дата принятия судебного акта, предмет административного иска;
  5. обстоятельства, которые могли или могут повлиять на принятие судебного акта;
  6. обоснование со ссылками на доказательства , подтверждающие наличие новых или вновь открывшихся обстоятельств;
  7. содержание требований лица, подающего заявление, к суду;
  8. перечень прилагаемых документов;
  9. иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле.

К заявлению, представлению о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть приложены:

  1. копия судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;
  2. копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства;
  3. документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют, а в случае ненаправления этих копий - копии заявления и документов по числу других лиц, участвующих в деле;
  4. документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления, а также иные документы, указанные в ч. 3 ст. 55 КАС, если заявление подано представителем.

Если заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам соответствуют требованиям, предусмотренным КАС, то суд выносит определение о принятии заявления, представления к производству.

Если заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам не соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 347 КАС, суд возвращает их заявителю.

Заявление, представление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются судом в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца со дня их поступления в суд. В случае истребования административного дела указанный срок исчисляется со дня поступления административного дела в суд.

Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления, представления.

По результатам рассмотрения заявления, представления о пересмотре вступивших в законную силу решения, определения, постановления суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд может:

1) отказать в удовлетворении заявления, представления;

2) удовлетворить заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и отменить ранее принятый им судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. В случае удовлетворения заявления, представления и отмены судом ранее принятого им судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам повторное рассмотрение административного дела осуществляется по правилам, установленным КАС для суда соответствующей инстанции. Повторное рассмотрение административного дела может осуществляться непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, если лица, участвующие в деле, или их представители присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения административного дела по существу в том же судебном заседании.

Решение, определение, постановление суда об отмене судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и определение об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы.