Роль государства в обеспечении экологической безопасности и охраны окружающей среды. Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности (к вопросу об Экологической доктрине России) Природопользование охрана окружающей среды о

Территория Югры характеризуется высоким уровнем техногенной нагрузки. Серьезными остаются проблемы загрязнение почв, атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления.

Правительством автономного округа принят комплекс мер по улучшению экологической обстановки в автономном округе.

Совершенствовалась нормативно–правовая база:

Внесены изменения в Закон автономного округа “Об административных правонарушениях» в части ужесточения ответственности за засорение мест массового отдыха населения, территорий общего пользования” (Закон автономного округа от 07.07.2011 №77–оз).

Утверждена Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (постановление Правительства автономного округа от 03.06.11 №191–п).

Утвержден План основных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 30.09.11 №543–рп).

Утверждена “Схема обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года” (распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.11 №625–рп).

Внесены изменения в порядок разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на территории Ханты–Мансийского автономного округа – Югры, где так же введены унифицированные формы и показатели, отражающие эффективность реализации природоохранных программ и мероприятий предприятий нефтегазодобывающей отрасли (постановление Правительства автономного округа от 14.01.11 №5–п).

Утвержден порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты–Мансийского автономного округа – Югры (постановление Правительства автономного округа от 23.12.11 № 484–п).



Утверждена система наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 23.12.11 №85–п).

Принята новая целевая программа “Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года” на общую сумму 21,5 млрд. рублей, в том числе бюджет автономного округа – 3 млрд. рублей. Её реализация позволит существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду отходов производства и потребления (постановление Правительства автономного округа от 28.08.11 №403–п).

Финансирование природоохранной деятельности в 2011 году осуществлялось из окружного и муниципальных бюджетов, собственных средств предприятий, организаций и иных средств.

В 2011 году в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре реализовывались окружные программы экологической и природоохранной направленности:

“Обеспечение экологической безопасности Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года” на общую сумму 18,8 млрд. рублей, в том числе бюджет автономного округа – 595,3 млн. рублей;

“Чистая вода” на 2011–2013 годы” на общую сумму 527,5 млн. рублей, в том числе бюджет автономного округа – 510 млн. рублей.

Основные мероприятия целевых программ:

строительство полигонов твердых бытовых отходов для пгт. Пионерский, пгт. Малиновский, п. Алябьевский Советского района и п. Салым Нефтеюганского района;

оценка качества питьевой воды в населённых пунктах автономного округа на 299 объектах;

приобретение 38 установок по обезвреживанию опасных биологических, медицинских отходов для 11 муниципальных образований;

43 общеобразовательных и дошкольных учреждения автономного округа обеспечены системами доочистки питьевой воды;

комплексное обследование 98 населенных пунктов автономного округа подверженных частому затоплению.

строительство объектов берегоукрепления реки Иртыш в г. Ханты–Мансийске (1 очереди 1 пускового комплекса); дамбы обвалования в п. Луговской Ханты–Мансийского района; укрепления берега реки Обь у с. Сытомино и с. Локосово Сургутского района, начато строительство 2 пускового комплекса 1 очереди берегоукрепления в г. Ханты–Мансийске и укрепления берега реки Вах в селе Большетархово Нижневартовского района;

обследование населенных пунктов автономного округа для определения источников повышенного содержания формальдегида в атмосферном воздухе.

Международная экологическая акция “Спасти и сохранить”.

С целью поддержания и улучшения состояния окружающей среды, выполнения экологических норм и правил хозяйствующими субъектами и профилактики правонарушений на территории автономного округа осуществляется региональный государственный экологический надзор.

В соответствии с мероприятиями регионального государственного экологического надзора в 2011 году проведено 1 125 проверок хозяйствующих субъектов и 3 138 обследований и рейдовых патрулирований территорий.

По результатам надзорных мероприятий и административных расследований выявлено 4 631 нарушение природоохранного законодательства.

С целью обеспечения соблюдения требований законодательства и устранения выявленных нарушений, в 2011 году выдано 1077 обязательных предписаний и выполнено 861 ранее выданных.

В целях профилактики и предупреждения совершения новых правонарушений, как самими правонарушителями, так и другими лицами, вынесено 3 639 постановлений о назначении административных наказаний, общая сумма предъявленных штрафов составила 36,4 млн. рублей. Надзорными органами активно ведется работа со Службой судебных приставов по взысканию сумм штрафов с нарушителей, уклоняющихся от уплаты в добровольном порядке, передано для принудительного взыскания 277 административных материалов на сумму 4,3 млн. рублей.

С признаками состава преступлений передано 170 материалов в правоохранительные органы и прокуратуру.

В результате осуществления надзора выявлено и зафиксировано 370 случаев причинения вреда окружающей среде и объектам животного мира, ущерб по которым составил 1 304,5 млн. рублей.

С целью компенсации ущерба причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства юридическим и физическим лицам, причинившим вред окружающей среде, в 2011 году предъявлено 213 претензий о его возмещении на сумму 719,9 млн. рублей, в том числе 50 претензий на сумму 369,5 млн. рублей предъявлено природопользователям по результатам 271 обследования земельных и лесных участков загрязненных нефтепродуктами в результате промышленных аварий и инцидентов на объектах обустройства нефтяных и газовых месторождений.

Ущерб, нанесенный окружающей среде, возмещался как в денежной, так и в натуральной форме, добровольно возмещено 95 претензий на общую сумму 35,9 млн. рублей. В 2011 году состоялось 673 судебных заседания в арбитражных судах и судах общей практики, в том числе по 20 заявлениям о взыскании вреда, причиненного окружающей среде на общую сумму 120,188 млн. рублей.

Правительство автономного округа включило в Соглашения о сотрудничестве на 2011–2014 годы отдельный раздел, посвященный решению природоохранных проблем. В частности нефтяным компаниям предложено разработать программы, предусматривающие утилизацию попутного нефтяного газа, рекультивацию накопленных нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров.

Таблица 29

Динамика рекультивации нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров

В 2011 году проведено 721 обследование на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов, в результате которых обнаружено 444 свалки. С целью устранения выявленных нарушений выдавались обязательные предписания, применялись меры административного воздействия, по фактам нанесения вреда предъявлялись претензии о возмещении ущерба, передавались материалы в органы прокуратуры, принятые меры позволили к 1 января 2012 года ликвидировать 282 свалки.

Реализация этих и других мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности населения, позволила достичь следующих результатов:

по данным Федерального государственного бюджетного учреждения “Ханты–Мансийский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” в 2011 году наблюдается тенденция улучшения качества воды практически на всех водотоках, по сравнению с 2010 годом – улучшение качества воды рек Иртыш и Обь в районе городов Ханты–Мансийска и Нижневартовска и снижение степени загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах автономного округа;

устойчиво растут темпы рекультивации нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров;

благодаря принятым мерам, направленным на профилактику, предупреждение, своевременное обнаружение и оперативность тушения лесных пожаров, в 2011 году удалось предотвратить образование крупных лесных пожаров;

проведение биотехнических мероприятий в сочетании с охраной территории позволили поддерживать в 2011 году высокую численность лося, зайца–беляка, тетеревиных и водоплавающих птиц;

учеты продуктивности ягодников в 2011 году, проводимые на особо охраняемых природных территориях, показали в сравнении с 2010 годом превышение их урожайности в среднем от 2 до 20 раз.

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельности).

Охрана окружающей среды или природоохранная деятельность заключается в предотвращении, пресечении негативных воздействий на природную среду и отдельные природные ресурсы, устранений негативных последствий и восстановление природной среды и природных ресурсов в целях их сохранения и обеспечения экологических потребностей общества.

Законами и иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные условия, ограничения или их совокупности, предъявляемые к субъектам хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды (природоохранные требования).

На всех этапах осуществления хозяйственной и иной деятельности, начиная с решения вопроса о размещении производственных и иных объектов и до ее прекращения должны соблюдаться соответствующие природоохранные требования.

Так, особую группу составляют природоохранные требования, которые должны соблюдаться при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации зданий и иных сооружений, оказывающих прямое воздействие на природную среду.

Размещение зданий и иных сооружений допускается соблюдением требований по охране и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий их эксплуатации и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Если размещение зданий и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, то решение об этом принимается с учетом результатов референдумов.

Проектирование строительства, реконструкции зданий и иных объектов должно осуществляться с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. В проектах строительства, реконструкции должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применение ресурсосберегающих, малоотходных, безотходных и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране, восстановлению и воспроизводству природной среды и природных ресурсов, рациональному природопользованию. Не допускается исключение из проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды.

Строительство и реконструкция производственных и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам. Запрещается строительство и реконструкция до утверждения проектов и отвода земельных участков в натуре, изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Ввод в эксплуатации зданий и иных объектов допускается при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектами мероприятий по охране окружающей среды, и на основании актов комиссии по их приемке в эксплуатацию, в составе которых должны включаться представители федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в области охраны окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории (от 38 Федерального Закона «Об охране окружающей среды»).

Эксплуатация зданий и иных объектов должна осуществляться в соответствии с утвержденными технологиями и требованиями в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При этом необходимо соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение природоохранных требований, проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.

Вывод из эксплуатации зданий и иных объектов допустим на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, предусматривающей мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству ее компонентов, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды, и обязательном выполнении указанных мероприятий в полном объеме.

Общие природоохранные требования дополняются специфическими для отдельных видов деятельности.

Так, при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов.

При размещении гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и нормативов природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почвы при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий и иных объектов в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику за исключением чрезвычайных ситуаций, перечень которых определяется законодательством РФ.

Организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также иные лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции должны соблюдать природоохранные требования, проводить мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и иных организмов от негативного воздействия их деятельности. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

При осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также по недопущению ухудшения состояния окружающей среды, нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция городских и сельских поселений должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалось благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Размещение зданий и иных сооружений должно производиться с учетом природоохранных требований, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

При планировании и застройке поселений должны приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.

С целью обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; загрязнения окружающей среды, охраны и использование особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных земель и лесных угодий на территориях поселений должны создаваться зоны с ограниченным режимом природопользования и осуществления хозяйственной деятельности. Это зоны охраны памятников истории и культуры, природы; заповедные, особо охраняемые природные территории, санитарные, защитные, санитарно-защитные, водоохранные и прибрежные защитные полосы; санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов; чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия, с экстремальными природно-климатическими условиями и другие.

Лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализацию, снижение уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтедобывающих производств, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среды. Организации, независимо от форм собственности осуществляющие разработку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, обязаны разрабатывать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов , а также создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, оснащать их специальными техническими средствами, немедленно оповещать органы государственной власти и органы местного самоуправления о разливах нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации, содержать в исправном состоянии технологическое оборудование; заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий и т.д. .

В случаях разливов нефти и нефтепродуктов проводятся следующие мероприятия:

Прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

Сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками, используемых специальных технических средств;

Размещение собранной нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и природной среды.

Последующие работы проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющие положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов считаются завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при которых:

Исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на территории;

Допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);

Обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

При завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов подготавливается отчет, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов, которые направляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, на территории которых (которого) произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Юридические и физические лица, использующие радиоактивные вещества и ядерные материалы, обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение, установленных предельных нормативов ионизирующего излучения, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.

Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств, с целью их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство запрещаются.

Допускается ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) переработки в случае, если проведены государственная экологическая и иные необходимые экспертизы, обосновано общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности.

Порядок ввоза облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством РФ исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических интересов РФ, принимая во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение.

Производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускается после проведения необходимых токсико-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной их регистрации.

Запрещается применение токсичных химических веществ, не подвергающихся распаду; производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

При осуществлении деятельности, связанной с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, должны обеспечиваться экологически безопасное производство, транспортировка, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разработка и осуществление мероприятий по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.

Обращение с отходами производства и потребления, включая сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, должно осуществляться способами, безопасными для окружающей среды.

Запрещается:

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

Размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

Захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

Ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

При планировании и застройке поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производства и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.

С целью охраны озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений осуществляется регулирование производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

Охрана отдельных природных ресурсов регламентируется соответственно законодательством: земельным, о недрах, водным, лесным, о животном мире, об особо охраняемых территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха.

В соответствии с главой II Земельного кодекса РФ 2001 г. собственники земель, землевладельцы, землепользователи, арендаторы обязаны проводить мероприятия по:

Сохранению почв и их плодородия;

Защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

Защите сельскохозяйственных угодий и других земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов, растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям;

Ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;

Сохранению достигнутого уровня мелиорации;

Рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

Сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Требования по рациональному использованию и охране недр закреплены в ст. 23 Закона РФ «О недрах».

К ним относятся:

Соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного недропользования;

Обеспечение полноты геологического излучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

Проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств недр;

Проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

Достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

Предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;

Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с их добычей;

Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

Предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения.

Охрана водных объектов регламентируется главой 6 Водного кодекса РФ и дополняющими ее нормативными правовыми актами и заключается в сохранении водных объектов, предотвращении их загрязнения, засорения и истощения, а также ликвидации последствий указанных явлений.

Обязанности по охране водных объектов возлагаются на их собственников, водопользователей, а водных объектов, находящихся в государственной собственности, на органы государственной власти, органы местного самоуправления соответственно.

Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов); ядерных материалов, радиоактивных веществ. При этом должны соблюдаться нормативы предельно допустимого воздействия на водные объекты и не превышаться предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, нормы предельно допустимых концентраций химических и иных вредных для человека веществ.

Предусмотрены дополнительные требования по охране от загрязнений и засорений болот, ледников и снежников, подземных водных объектов, при проведении работ, использовании водных объектов для целей производства электроэнергии (ст. ст.57,58,59,61,62, ВК РФ), проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, в воде в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст.60 ВК РФ).

С целью охраны водных объектов создаются охранные зоны, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, водохранилищ. Ширина охраняемой зоны рек или ручьев длиной до 10км устанавливается в 50 метров, от 10 до 50 км - в 100метров; от 50 и более километров – в 200метров.

Для озер, водохранилищ, за исключением озера внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохраняемой зоны устанавливается в размере 50 метров, а для морей – 500 метров.

Водоохранные зоны магистральных и межхозяйственных каналов совпадают с их полосой отвода. В границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрений почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсических, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.

В границах водоохранных зон выделяется прибрежные защитные полосы в зависимости от уклона берега в 40 –200м. от береговой линии, на территории населенных пунктов – от парапета набережной или от береговой линии. В защитных прибрежных полосах кроме ограничений, общих для водоохранной зоны в целом, запрещается: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация летних лагерей, ванн (ст.65 ВК РФ).

Леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным, и в них запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсических химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст.104 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 6 ВК РФ вдоль береговой линии водных объектов общего пользования выделяется береговая полоса (бечевник), шириной 20 метров, а каналов, рек, ручьев протяженностью до 10 км – 5 метров от береговой линии. Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не устанавливается. Береговая полоса представляет собой часть прибрежной полосы и может быть использована гражданами для передвижения, без использования механических транспортных средств, пребывания около водных объектов общего пользования, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства, причаливания транспортных средств. Приватизация (т. е. продажа в частную собственность) земельных участков в пределах береговой полосы запрещена (ст. 27 ЗК РФ).

Вокруг водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, содержащие природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны, в которых вводятся ограничения в соответствии с СаНПиНом 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения .

Водные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение могут признаваться особо охраняемыми водными объектами федерального, территориального (регионального), местного и международного значения. В этом случае они полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности и их правовой режим регламентируется законодательством об особо охраняемых природных территориях и объектах.

Основные требования по охране и защите лесов закреплены в главе 3 Лесного кодекса РФ. Они подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, незаконных рубок (порубок), и других действий, причиняющих вред лесам, а также защите от вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов).

Охрана животного мира регламентируется Федеральным законом «О животном мире» и дополняющими его нормативными правовыми актами и представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

Сохранение животного мира обеспечивается предупреждением, пресечением незаконного пользования (браконьерства) установлением ограничений, приостановлением или запрещением на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки, изменением вида пользования животным миром, а также регулированием численности животных, проведением работ по их акклиматизации, переселению и гибридизации.

Предусматривается применение мер по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередач.

Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997 .

Любая деятельность, влекущая за собой применение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграций, должна осуществляться с соблюдением правил охраны животного мира. С другой стороны, хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы не ухудшалась собственная среда обитания, и не причинялся вред сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве поселений, предприятий и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесопользования, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграций, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграций объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

С целью сохранения и воспроизводства популяций животных, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении создаются заповедники, заказники и иные, особо охраняемые природные объекты, предусматривается включение объектов животного мира в красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ.

Участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение признаются особо охраняемыми территориями и объектами.

Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается особый режим их охраны, в том числе полное и частичное изъятие из хозяйственного пользования и проведение работ по изучению, восстановлению природных объектов.

Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается система мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и природную среду.

В целях определения безопасности и (или) безвредности химических, физических и биологических факторов на людей и природные объекты, оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Государственное регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется путем установления технических нормативов выбросов (ТНВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Вредные (загрязняющие) и потенциально опасные вещества подлежат государственной регистрации.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, вредные физические воздействия на него допускается на основании разрешений, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ.

Законодательствам установлены ограничения или затраты на осуществления деятельности, влияющей на состояние атмосферного воздуха. Так запрещается:

Внедрение новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, не отвечающих требованиям охраны атмосферного воздуха;

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья людей, природной среды не установлена;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшение здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых негативных последствий для людей и природной среды;

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Лица, эксплуатирующие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

Обеспечивать инвентаризацию выбросов и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

Внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

Планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, их сокращению или исключению;

Осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

Осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Обеспечивать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Соблюдать режим санитарно-защитных зон;

Своевременно вывозить загрязняющие атмосферный воздух отходы с соответствующих территорий хозяйственной и иной деятельности на специализированные места их складирования или захоронения, а также для переработки;

Соблюдать иные требования по охране атмосферного воздуха.

Законодательное обеспечение экологической безопасности: нормативно-правовые акты, надзор за их соблюдением и ответственность за экологические правонарушения.

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России. Реализация экологической безопасности на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Система мониторинга окружающей среды: понятие и основные задачи. Классификация видов экологического мониторинга и их краткая характеристика.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятиях. Экономические механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Экозащитная техника и технологии.

Экологическая экспертиза: цель, содержание, основные типы. Роль общественных организаций и граждан в обеспечении экологической безопасности. Экологическая сертификация.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Деятельности международных организаций по профилактике неблагоприятных воздействий на окружающую среду и здоровье населения. Международные конференции, документы и программы в области защиты биосферы. Концепция безопасного устойчивого развития человечества.

Законодательное обеспечение экологической безопасности

Экологическое законодательство РФ составляют:

* Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52-ФЗ;

* Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в редакции от 15.04.98.) № 174-ФЗ;

* Водный Кодекс РФ от 16.11.95;

* Лесной кодекс РФ от 29.01.97.;

* Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 (в ред. от 8.08.2001) № 27-ФЗ;

* Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие нормативно-правовые акты.

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется госу­дарственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государст­венные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Госу­дарственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерст­во РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодатель­ства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологи­ческих правонарушений.

Экологическое правонарушение - это противоправное деяние, нару­шающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические пра­вонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологи­ческие правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологи­ческие преступления», являются:

Нарушение правил охраны окружающей среды при производ­стве работ;

Нарушение правил обращения с экологически опасными веще­ствами и отходами;

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

Загрязнение вод;

Загрязнение атмосферы;

Загрязнение морской среды;

Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;

Порча земли;

Нарушение правил охраны и использования недр;

Незаконная добыча водных животных и растений;

Нарушение правил охраны рыбных запасов;

Незаконная охота;

Уничтожение критических местообитаний для организмов, зане­сенных в Красную книгу;

Незаконная порубка деревьев и кустарников;

Уничтожение или повреждение лесов;

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид - массовое уничтоже­ние растительного, животного мира (в том числе людей), отравление ат­мосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от две­надцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различ­ные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

    экологизацию экономики;

    создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

    выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти измене­ния, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» - «на­блюдающий», «предостерегающий». Существует несколько со­временных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природ­ной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явления­ми, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практи­ческие направления:

    наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

    оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;

    прогноз состояния окружающей среды в результате воз­можных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосфер­ный, воздушный, водный, почвенный, климатический монито­ринг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

Глобальный - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологиче­ские компоненты, и предупреждение о возникающих экс­тремальных ситуациях;

Базовый (фоновый) - слежение за общебиосферными, в ос­новном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

Национальный - мониторинг в масштабах страны;

Региональный - слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;

Локальный - мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

Импактный - мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг - это система наблюдений за хими­ческим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг - система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (навод­нения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг - мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг - мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг - в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппара­тов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и ре­гистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент – это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии – это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природо­пользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, сниже­ние платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» това­ров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, вы­полнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ре­визию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

Выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

Определение уровня экологичности компании;

Функционирование систем экоуправления;

Получение экологического сертификата;

Выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;

Составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологии представляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза .

Главная цель экологической экспертизы - предупреждение негатив­ных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия на­мечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная - оценочно-аналитическая - работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проект­ную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза - это экспертиза проекта сооружения, нор­мативно-технических документов на новую технику, технологию, мате­риалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) - это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также приме­няемого законодательства.

Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заклю­чение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

Исходные данные, характеризующие состояние окружающей сре­ды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;

Перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характе­ризуются количественными и качественными показателями;

Данные о воздействии различных вариантов проектируемого со­оружения на исходное состояние окружающей среды;

Компенсационные меры, включая технические и/или финансо­вые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воз­действий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздей­ствия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осу­ществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандар­там качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасно­сти осуществляется в рамках деятельности ряда международных органи­заций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

* охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);

* комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);

* специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой при­роды, международных озер, рек, безопасность ядер­ных источников энергии и т. п.).

Защита окружающей природной среды - одна из приоритетных целей Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, что предусмотрено Уставом этой организации. Кроме того, ООН при­звана оказывать содействие разрешению международных проблем в об­ласти экономической, социальной жизни, здравоохранения, повыше­ния уровня жизни населения, соблюдения прав человека. ООН сыграла ведущую роль в выработке следующих форм межгосудар­ственного сотрудничества в сфере охраны природы:

* участие в международных конвенциях;

* подписание соглашений о проведении природоохранных мероприятий и реализации различных проектов;

* проведение международных конференций по актуальным экологичес­ким проблемам;

* разработка экологических концепций, способов реализации международных программ.

15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП ). Принятие этого документа предусматривалось рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в том же году. Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих (в него входят представители государств-участниц), Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды.

Совет управляющих определяет основные направления деятельности ЮНЕП. Приоритетные направления на ближайшие годы:

* здоровье человека, санитария окружающей среды;

* охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

* охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

* энергия;

* образование, профессиональная подготовка;

* торговля, экономика, технология.

В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и при­родных ресурсов (МСОП) - неправительственная межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации. Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудниче­ства государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:

* реализации региональных программ охраны природной среды;

* сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;

* сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памят­ников природы;

* организации заповедников, резерватов, национальных природных пар­ков;

* экологического просвещения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) , образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья человека примени­тельно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой. Направления деятельности ВОЗ:

* санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;

* анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состо­янием окружающей среды;

* санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества.

ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления горо­дов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в реализации международных программ по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударственными структурами.

Специализированная организация ООН в области сельского хозяйства и продовольствия ФАО была образована в 1945 году. В поле зрения этой международной структуры находятся экологические проблемы в облас­ти сельского хозяйства и мировых продовольственных ресурсов. Спектр направлений деятельности ФАО - рациональное использование при­родных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, ле­сов, биологических ресурсов Мирового океана.

ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, состоялись международные кон­ференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опусты­ниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в подготовке международных и региональных экологических программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

В 1947 году была создана Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) , в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздей­ствия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы монито­ринга окружающей среды (ГСМОС). В качестве координатора системы выступает ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

В рамках системы ГСМОС осуществляются программы мониторинга состояния атмосферы; трансграничного загрязнения воздуха; здоровья человека; Мирового океана; возобновляемых ресурсов суши.

Международные акты в области охраны природы

Основная цель международного сотрудничества в области охраны окру­жающей среды - объединение усилий мирового сообщества для обеспе­чения экологической безопасности, совершенствования методов эко­логического контроля и оценок состояния окружающей природной среды. Ключевым этапом на пути решения глобальных экологических проблем и укрепления экологической безопасности являются международные конференции, итогом которых служит разработка важнейших международных актов в области охраны окружающей среды.

Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООН по окружа­ющей среде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологической политики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере.

Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формули­руется отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. В частности, эти принципы предусматривают:

* сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

* право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;

* суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;

* сотрудничество при решении международных проблем окружающей среды;

* избавление человека и окружающей природной среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных Организаций.

Одно их исторических решений конференции - создание постоянно дей­ствующего органа ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Про­грамма ООН по окружающей среде), образование Фонда окружающей среды. Кроме того, конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды.

В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовали все европейские стра­ны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов при­нятого форумом Заключительного акта был посвящен вопросам эколо­гической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы международного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах).

В том же документе в качестве форм и методов сотрудничества предлага­лось использовать обмен информацией, проведение конференций, об­мен научными работниками.

В ходе Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ 1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающей сре­ды и выполнению хельсинских договоренностей. Итоговый документ Венской встречи содержал, в частности, следующие рекомендации:

* сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;

* разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;

* поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение производ­ства веществ, способствующих разрушению озонового слоя;

* развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

* обмен сведениями о потенциально опасных химических веществах, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;

* активизация исследования явлений глобального потепления климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро ) была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее пос­ле Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. На конференции были одобрены и приняты пять основных документов:

«Декларация Рио об окружающей среде и развитии», предусматривающая принципы охраны окружающей сре­ды;

«Повестка дня на XXIвек» - обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие;

«Заявление о принципах по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов»;

«Конвенция по биоразнообразию»;

«Рамочная конвенция по проблеме изменений климата».

Другие решения этого форума - образование Комиссии ООН по окру­жающей среде, разработка проекта Конвенции по пустыням и засуш­ливым зонам.

Кроме того, на Конференции была принята стратегия устойчивого развития, которая продолжает быть в центре всеобщего внимания и в настоящее время. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию.

Сейчас понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях. Концепция, ориентированная на сохранение «природного капитала», сводится к необходимости сбалансировать деятельность человека со способностью природы восстанавливаться.

Основная литература

Экологическая безопасность и охрана окружающей
среды входят в число наиболее приоритетных
направлений работы ОАО «НК «Роснефть»

Развитие системы управления экологической безопасностью - итоги 2015 г.

71,6 млрд руб.

совокупные затраты ОАО «НК «Роснефть» на охрану окружающей среды

Советом Директоров
ОАО «НК «Роснефть» установлены целевые показатели деятельности Компании и количест венные ежегодные индикаторы для оценки достижения заявленных целей в области охраны окружающей среды до 2025 г.

Миссия Компании в области охраны окружающей среды - эффективное управление воздействием производственных операций Компании на окружающую среду, обеспе-чивающее ее сохранение на благо нынешних и будущих поколений.

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды входят в число наиболее приоритетных направлений работы ОАО «НК «Роснефть». В целях достижения лучших показателей в данной сфере Компания постоянно совершенствует подходы к управлению природоохранной деятельностью, наращивает масштабы экологических мероприятий и необходимые затраты на охрану окружающей среды.

Инвестиции Компании, направленные на охрану окружающей среды (вкл. сопряженные) составили 44,7 млрд руб. , что на 65 % больше по отношению к 2012 г. Совокупные затраты ОАО «НК «Роснефть», направленные на охрану окружающей среды, составили 71,6 млрд руб.

В 2015 г. Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» утверждена и введена в действие Политика Компании в области охраны окружающей среды, установлены цели, принципы и основные задачи.

Принципы деятельности Компании в области охраны окружающей среды:

  • соблюдение требований законодательства и других применимых к деятельности Компании требований в области охраны окружающей среды, включая нормы международного права;
  • сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия;
  • баланс интересов Компании и Общества при использовании природных ресурсов;
  • нетерпимость к экологическим рискам;
  • инновационность при внедрении экологических технологий;
  • приоритетность предупреждающих мер над мерами, направленными на локализацию и ликвидацию последствий опасных событий;
  • открытость и достоверность отчетности Компании в сфере охраны окружающей среды;
  • преемственность и последовательность при достижении целей и задач в области охраны окружающей среды.

Основными задачами в области охраны окружающей среды являются:

  • снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду от реализуемой хозяйственной деятельности Компании;
  • рациональное использование природных ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности Компании, принятие мер по их охране, восстановлению, реабилитации нарушенных территорий;
  • обеспечение мер по сохранению экосистем и биоразнообразия, в том числе при реализации шельфовых проектов в Арктике;
  • повышение эффективности деятельности Компании посредством разработки, системного внедрения инновационных технологий, использования лучших мировых практик, обеспечивающих охрану окружающей среды;
  • обеспечение функционирования и совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды Компании с учетом риск-ориентированного подхода;
  • обеспечение компетентности работников Компании посредством информирования и системного повышения уровня экологического образования и культуры;
  • повышение ответственности работников Компании и подрядных организаций в вопросах охраны окружающей среды;
  • быстрое и эффективное реагирование и минимизация негативных последствий для окружающей среды в случае возникновения аварийных ситуаций, в том числе организация мероприятий по защите объектов животного мира в зонах разливов нефти;
  • сотрудничество с государственными органами, партнерами и другими заинтересованными сторонами, направленное на развитие отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • осуществление соответствующего анализа и оценки проводимых работ для определения достигнутых результатов и обеспечения соблюдения принципов, изложенных в Политике в области охраны окружающей среды.

В 2015 г. Советом директоров ОАО «НК Роснефть» установлены целевые показатели деятельности Компании и количественные ежегодные индикаторы для оценки достижения заявленных целей в области охраны окружающей среды до 2025 г. На постоянной основе проводится мониторинг их достижения.

Целевыми показателями деятельности Компании в области охраны окружающей среды являются:

  • своевременное выполнение экологических обязательств, возникающих в связи с текущей деятельностью Компании;
  • ликвидация на объектах Компании ущербов, образованных в результате деятельности третьих лиц, к 2026 г.;
  • в области рационального использования водных ресурсов и охраны водных объектов от загрязнений - увеличение доли оборотной и повторно-последовательно используемой воды, экологически безопасное обращение с попутно добываемыми пластовыми водами, внедрение современных систем очистки сточных вод;
  • в области охраны атмосферного воздуха - сокращение доли сжигания ПНГ, снижение удельных валовых выбросов.

Для достижения установленных целей в 2015 г. разработана Программа повышения экологической эффективности ОАО «НК «Роснефь» до 2025 г. Ежегодно, начиная с 2013 г., в Компании проводится инвентаризация экологических обязательств в соответствии с Корпоративной учетной политикой.

В Компании внедрены и действуют добровольные механизмы экологической ответственности, осуществляется добровольное страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде.

Независимой сертифицирующей организацией в 2015 г. проведен надзорный аудит и подтверждено соответствие интегрированной системы управления ПБОТОС требованиям международного стандарта ISO 14001 «Система экологического менеджмента», по результатам аудита отмечены сильные стороны системы управления.

В 2015 г. утверждена и реализуется Программа сохранения биологического разнообразия морских экосистем на лицензионных участках ОАО «НК «Роснефть», расположенных в Арктической зоне Российской Федерации. Основными мероприятиями Программы являются: научные исследования морских экосистем, наблюдение за индикаторными видами живых организмов и их изучение, научное изучение чувствительности территории, мест обитания, сбор и анализ фоновой информации о состоянии окружающей среды, мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности и другие природоохранные мероприятия, а также создание единой информационной базы данных Компании «Показатели окружающей среды морских экосистем Арктического региона».

Общественно-социальная деятельность ОАО «НК «Роснефть» в области обеспечения экологической безопасности

ОАО «НК «Роснефть»
в 2015 г. награждена наградой «За вклад в улучшение экологии и экологическое просвещение».

В 2015 г. утверждена и реализуется Программа сохранения биологического разнообразия морских экосистем на лицензионных участках ОАО «НК «Роснефть»

Забота об окружающей среде является неотъемлемой частью корпоративной культуры ОАО «НК «Роснефть» и обеспечивает устойчивое развитие Компании.

ОАО «НК «Роснефть» уделяет значительное внимание вопросам общественно-социальной деятельности в области обеспечения экологической безопасности, активно поддерживая значимые общественные экологические проекты.

ОАО «НК «Роснефть» в 2015 г. награждено наградой «За вклад в улучшение экологии и экологическое просве-щение».

Компания приняла активное участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Весна-2015». Цель события - поддержка новых форматов экологического воспитания и просвещения, формирование экологической культуры у детей и молодежи.

В июне 2015 г. ОАО «НК «Роснефть» приняло непо-средственное участие в проведении Всероссийского экологического детского фестиваля «Эко-детство», организованного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В рамках Фестиваля Компания получила Диплом, свидетельствующий об участии в установлении рекорда России в категории «Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов с участием представителей наибольшего количества разных субъектов Российской Федерации» (85 субъектов).

В 2015 г. проведено традиционное корпоративное мероприятие «День эколога», на котором специалисты профильных служб центрального аппарата и Обществ Группы прошли обучающие семинары и тренинги. В Ботаническом саду Петра Великого в г. Санкт-Петербурге участники мероприятия высадили памятную аллею кустов рододендрона.

Сотрудничество в области экологии с органами государственной власти и общественными экологическими организациями

Ведется постоянная работа по снижению негативного воздействия на окружающую среду на основе использования технологий, оцениваемых с учетом экологических, экономических и социальных факторов. Представители Компании в установленном законодательством порядке участвуют в разработке профильных справочников наилучших доступных технологий, организованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Мин-природы России и Минэнерго России.

В сотрудничестве с Российским национальным комитетом содействия Программе ООН по окружающей среде (НП «ЮНЕПКОМ») Компания наладила взаимодействие с Программой Президиума РАН «Поисковые фундаментальные научные исследования в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации», Секцией «Окружающая среда» (включая рабочую группу «Арктика») и Научно-координационным советом при Федеральном агентстве научных организаций России (ФАНО России).

В течение 2015 г. велась совместная работа по сопровождению и поддержке проектов в соответствии с Политикой Компании в области охраны окружающей среды на площадках Общественной палаты Российской Федерации, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

В 2015 г. ОАО «НК «Роснефть» и Всемирным фондом дикой природы (WWF) России проведен ряд совместных встреч-консультаций по вопросам подготовки «Программы сохранения биологического разнообразия морских экосистем на лицензионных участках ОАО «НК «Роснефть», расположенных в Арктической зоне Российской Федерации» и экологических последствий при нефтеразливах на объектах нефтедобычи в рамках «Дорожной карты» мероприятий на 2015–2016 гг., подписанной 30 июня 2015 г., в целях реализации Протокола о намерениях от 21 июня 2013 г.

Основными мероприятиями «Дорожной карты» являются: обмен лучшими практиками и проведение двусторонних консультаций по вопросам социально-экологической ответственности, минимизации негативного воздействия на окружающую среду от осуществляемой деятельности, сохранения биологического разнообразия ключевых мест обитания птиц и млекопитающих Арктики.

Одной из стратегических целей Компании является достижение
признанного лидерства в сфере экологической безопасности
среди мировых нефтегазовых игроков к 2030 г.