Проводится ли дактилоскопическая регистрация государственных служащих. Закон о дактилоскопической регистрации

Добровольная дактилоскопическая регистрация граждан

Российской Федерации

Почти две сотни лет назад врачи заметили, что у каждого человека подушечки пальцев имеют свой неповторимый узорный рисунок. Это открытие было сразу же взято на вооружение фискальными органами: по отпечаткам пальцев разыскивались преступники, опознавались погибшие.

Даже в наше время, несмотря на компьютеризацию, глобальные информационные системы , мощный административно-контрольный аппарат, иногда бесследно пропадают люди. Зачастую в эту категорию попадают охотники, рыбаки. Люди уезжают в лес на промысел на несколько дней, имея при себе огнестрельное оружие. Бывают и несчастные случаи . Поиски организуются спустя какое-то время с момента пропажи. И вина в этом не сотрудников милиции. Человеческой природе противны сами мысли о несчастьях, смерти, поэтому люди нередко суеверно противятся предосторожностям, максимально оттягивают время обращения в органы правопорядка и тем самым очень усложняют работу сотрудникам милиции. Это только, на первый взгляд, кажется, что за час другой можно найти любого пропавшего на территории района (города). На самом деле – это большая и кропотливая работа, требующая высокого профессионализма и самоотдачи.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» определено право граждан Российской Федерации на прохождение добровольной дактилоскопической регистрации.

Добровольная дактилоскопическая регистрация – один из видов дактилоскопической регистрации в Российской Федерации. Государственная дактилоскопическая регистрация включает в себя получение, учет, хранение, классификацию и выдачу дактилоскопической информации, то есть информации об особенностях строения паппилярных узоров пальцев рук человека.

Процедура добровольного дактилоскопирования очень важна. Цель проведения добровольной дактилоскопической регистрации – это защита интересов человека, обеспечение его законных прав, сохранности здоровья и безопасности.

В жизни происходит масса неприятных ситуаций, когда люди становятся жертвами несчастных случаев, и установить личность без документов невозможно. А дактилоскопическая информация может оказать неоценимую помощь. Поэтому такая регистрация, прежде всего, важна для самих граждан и делается в их интересах.

В современных условиях каждому человеку, прошедшему дактилоскопическую регистрацию, гарантировано установление личности при порче документов, несчастных случаях, катастрофах, наводнениях, землетрясениях, пожарах, террористических актах, авиационных и железнодорожных катастрофах. Особое значение дактилоскопическая регистрация имеет для людей, страдающих потерей памяти. В случае, когда человек не в состоянии сообщить о себе какие-либо сведения, дактилоскопия может помочь родственникам найти пропавшего члена семьи.

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация началась в нашей стране еще более одиннадцати лет назад. Но в нашем обществе до сих пор принято с опаской относится к процедуре снятия отпечатков пальцев. Люди считают, что это просто ни к чему или панически боятся, что их отпечатки могут быть использованы им во вред.

Многие скажут, что несчастные случаи происходят не так часто и будут правы. Но и в повседневной жизни таких ситуаций, когда чрезвычайно помогли бы результаты добровольной дактилоскопии, немало. Например, пошел пожилой человек в магазин, документов с собой не взял, по дороге ему стало плохо, в бессознательном состоянии его увезли в больницу. Если в базе данных нет отпечатков его пальцев, родственникам придется побегать, чтобы его найти. А если он не может вспомнить свое имя и место жительства? А если этот человек одинок? Шанс остаться неопознанным в такой ситуации очень велик.

Таких случаев, к сожалению, не мало. Категориям лиц, которые в силу состояния здоровья не могут назвать свои данные, адрес жительства, дактилоскопирование просто необходимо. Не застрахованы от потери памяти и молодые, вполне здоровые люди. Опознать их и вернуть домой опять-таки помогут отпечатки пальцев.

Или же другой пример: сбежал из дома так называемый «трудный» подросток. Рано или поздно юного бродягу найдут сотрудники правоохранительных органов . Они оперативно проверят его на отпечатки и сразу же благополучно отправят к родителям.

Если человек потеряет свой загранпаспорт, находясь за пределами России, ему достаточно обратиться в консульство и сказать, что он проходил дактилоскопическую регистрацию. Проблем с восстановлением документов у него тогда не будет.

Можно привести еще много жизненных ситуаций, в разрешении которых может помочь дактилоскопирование. Аргументов в пользу добровольного дактилоскопирования предостаточно.

Немаловажная причина, из-за которой следует пройти процедуру добровольного дактилоскопирования - своеобразный сдерживающий фактор, показатель добропорядочности гражданина. Гражданин, прошедший дактилоскопирование, не пойдет совершать преступление.

Кроме того, сейчас решается вопрос о том, чтобы при въезде в ряд стран туристы проходили процедуру дактилоскопирования в обязательном порядке. Чтобы жителям России не приходилось каждый раз сдавать отпечатки пальцев при каждой попытке выехать за рубеж, сотрудникам служб достаточно будет просто послать запрос о сведениях.

Следует также отметить, что если в России эта процедура исключительно добровольная, то в ряде западных стран - обязательная, и демократия от этого, как показывает практика, не страдает.

Если говорить о международной практике, то во многих странах дактилоскопическая регистрация населения проводится уже давно.

Сам процесс дактилоскопирования не представляет опасности для здоровья и проводится с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Чтобы развеять сомнения о несанкционированном использовании получаемых сведений о гражданах, необходимо отметить, что дактилоскопическая информация, в том числе персональные данные о человеке, т. е. сведения, позволяющие идентифицировать его личность, являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Статья 7 Федерального закона «О персональных данных» устанавливает конфиденциальность персональных данных.

Должностные лица несут административную и уголовную ответственность за нарушение правил ее хранения и незаконное использование. При таком условии хранения и использования дактилоскопической информации исключается возможность ее искажения и несанкционированного доступа к ней.

После проведения дактилоскопирования гражданам по их просьбе выдается справка о прохождении добровольной дактилоскопической регистрации.

Дактилоскопическая регистрация проводится только по желанию гражданина. Вопрос о необходимости прохождения процедуры добровольного дактилоскопирования граждане должны решить для себя сами.

Задачи, решаемые системой дактилоскопической регистрации

Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

· розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

· установления по неопознанным трупам личности человека;

· установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

· подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Условия

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится по письменному заявлению установленной формы гражданина Российской Федерации, родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей) граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетних.

Данная процедура занимает всего несколько минут. Вся информация, содержащаяся в заявлении и дактокарте, направляется в Информационный центр.

Документы, необходимы для прохождения добровольной дактилоскопической регистрации

· Заявление

Для недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан – заявление подает опекун или попечитель, для несовершеннолетних – родители.

· Паспорт

· Свидетельство о рождении лиц, не достигших 14-летнего возраста

· Для дактилоскопической регистрации недееспособных граждан потребуется документ, подтверждающий их недееспособность

· Опекуны или попечители также предъявляют свои паспорта и свидетельства об опекунстве или попечительстве.

Порядок и сроки хранения информации

Гражданин, прошедший добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в территориальные структурные подразделения ФМС России по месту жительства с заявлением об уничтожении дактилоскопической информации. В течение 30 суток с момента подачи такого заявления гражданин будет письменно уведомлен об уничтожении дактилоскопической информации.

Информация уничтожается также в случае установления факта смерти лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, по сообщению родственников или других лиц в подразделения ФМС на основании свидетельства о смерти.

Куда обращаться?

Любой житель города (области), изъявивший желание пройти государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в структурное подразделение УФМС России по Архангельской области , где ему окажут помощь в оформлении письменного заявления и проведут дактилоскопирование.

Добровольная дактилоскопическая регистрация проводится бесплатно.

Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области призывает жителей области оценить значение прохождения дактилоскопирования и принять активное участие в этом добровольном мероприятии.

Дактилоскопической регистрацией в Российской Федерации называют процедуру снятия отпечатков пальцев рук и занесения дактилоскопических снимков в соответствующие базы данных.

Процедура дактилоскопической регистрации изначально применялась к лицам, привлекавшимся к уголовной ответственности. На основе папиллярных линий их пальцев составлялись дактилоскопические карты, которые затем включались в картотеки органов МВД.

Помимо поиска преступников, процедура дактилоскопической регистрации облегчает опознание жертв катастроф, локальных военных конфликтов и т.д.

Система АДИС

Современные методы дактилоскопического учета позволяют быстро выявить личность человека по отпечаткам его пальцев. В России действует автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС), способная личность всего по одному отпечатку пальца. Раньше, когда применялись дактилоскопические карты, для этого требовалось сверить все десять отпечатков пальцев рук.

В 1998 году вступил в силу закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», согласно которому обязательной дактилоскопической регистрации подлежит несколько категорий граждан. К ним относятся люди, привлекающиеся к уголовной ответственности, а также лица, выполняющие опасную работу. В последнюю категорию входят военные, сотрудники МВД, ФСБ, СВР, ФСКН, службы, таможни, УИН и МЧС, а также члены экипажей гражданских самолетов. Кроме того, дактилоскопическую регистрацию должны проходить лица, совершившие гражданские правонарушения.

Добровольная дактилоскопическая регистрация

Помимо обязательной дактилоскопической регистрации, существует и добровольная. Каждый гражданин нашей страны имеет право обратиться в территориальный орган Федеральной Миграционной Службы и занести отпечатки своих пальцев в АДИС.

Чтобы провести добровольную дактилоскопическую регистрацию, человек должен написать заявление в ФМС и предоставить документ, подтверждающий его личность. Заявление о проведении регистрации можно подать и в электронном виде на портале Государственных услуг.

По завершении процедуры человеку, который прошел добровольную дактилоскопическую регистрацию, выдается соответствующая справка.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСК ОЙ

РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

Одобрен

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2001 N 25-ФЗ,

от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ,

от 06.06.2007 N 89-ФЗ, от 06.05.2008 N 60-ФЗ,

от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

от 30.12.2008 N 322-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ,

от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 27.06.2011 N 156-ФЗ,

от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы и виды государственной дактилоскопическ ой регистрации в Российской Федерации (далее - государственная дактилоскопическ ая регистрация), а также устанавливает основные требования к проведению государственной дактилоскопическ ой регистрации, хранению и использованию дактилоскопическ ой информации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

государственная дактилоскопическ ая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопическ ой информации, установлению или подтверждению личности человека;

дактилоскопическ ая информация - биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

материальные носители - дактилоскопическ ие карты, носители магнитной или иных видов записи, содержащие дактилоскопическ ую информацию;

информационный массив - систематизирован ная совокупность дактилоскопическ ой информации, содержащейся на материальных носителях.

Статья 2. Цели государственной дактилоскопическ ой регистрации

В Российской Федерации государственная дактилоскопическ ая регистрация проводится и дактилоскопическ ая информация используется в целях идентификации личности человека.

Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопическ ой регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопическ ой регистрации являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

Статья 4. Принципы государственной дактилоскопическ ой регистрации

Государственная дактилоскопическ ая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальнос ти, сочетания добровольности и обязательности.

Проведение государственной дактилоскопическ ой регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

Статья 5. Перечень лиц, подлежащих государственной дактилоскопическ ой регистрации

В Российской Федерации проводится государственная дактилоскопическ ая регистрация:

граждан Российской Федерации;

иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, иностранных граждан, проходящих военную службу в соответствии с законодательство м Российской Федерации, и иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее - иностранные граждане);

(в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее - лица без гражданства).

Статья 6. Использование дактилоскопическ ой информации

Дактилоскопическ ая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопическ ой регистрации, используется для:

розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

установления по неопознанным трупам личности человека;

установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.

Статья 7. Виды государственной дактилоскопическ ой регистрации

В соответствии с настоящим Федеральным законом проводятся добровольная государственная дактилоскопическ ая регистрация или обязательная государственная дактилоскопическ ая регистрация.

Статья 8. Добровольная государственная дактилоскопическ ая регистрация

Граждане Российской Федерации имеют право на добровольную государственную дактилоскопическ ую регистрацию. Указанная регистрация проводится в соответствии с требованиями статьи 10

Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическ ая регистрация

Обязательной государственной дактилоскопическ ой регистрации подлежат:

а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;

б) военнослужащие;

(п. "б" в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:

органах внутренних дел;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 06.06.2007 N 89-ФЗ;

органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

органах государственной налоговой службы;

органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органах и подразделениях службы судебных приставов;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

таможенных органах;

органах государственной охраны;

абзац исключен. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

учреждениях и органах уголовно-исполни тельной системы;

(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2001 N 25-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Государственной противопожарной службе;

(абзац введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органах, организациях, подразделениях;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

федеральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере миграции и осуществляющем правоприменитель ные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции), и его территориальных органах, организациях, подразделениях, в том числе зарубежных;

(абзац введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;

(п. "в.1" введен Федеральным законом от 06.06.2007 N 89-ФЗ)

в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;

(п. "в.2" введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;

(п. "в.3" введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

г) спасатели профессиональных аварийно-спасате льных служб и профессиональных аварийно-спасате льных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментально й авиации Российской Федерации;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административном у аресту;

совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

(п. "ж" в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 156-ФЗ)

з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

(в ред. Федерального закона от 06.05.2008 N 60-ФЗ)

и) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации;

к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

(п. "к" введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.05.2008 N 60-ФЗ)

л) иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание;

(п. "л" введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ)

м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

(п. "м" введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;

(п. "н" введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;

(п. "о" введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 322-ФЗ)

п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;

(п. "п" введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;

(п. "р" введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;

(п. "с" введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

(п. "т" введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 156-ФЗ)

у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

(п. "у" введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 156-ФЗ)

Обязательной государственной дактилоскопическ ой регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах "а", "б", "в", "г" и "д" части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ДАКТИЛОСКОПИЧЕСК ОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 10. Проведение добровольной государственной дактилоскопическ ой регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическ ая регистрация граждан Российской Федерации проводится по их письменному заявлению органами внутренних дел и территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства указанных граждан.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Государственная дактилоскопическ ая регистрация граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательство м Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетн их проводится по письменному заявлению и в присутствии соответственно их родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей.

Статья 11. Проведение обязательной государственной дактилоскопическ ой регистрации

Обязательную государственную дактилоскопическ ую регистрацию определенной категории лиц проводят следующие органы:

граждан, указанных в пунктах "а" и "б" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательство м Российской Федерации предусмотрена военная служба;

граждан, указанных в абзацах пятом , шестом , десятом и четырнадцатом пункта "в" , пунктах "в.1" , "в.2" и "в.3" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - соответственно органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, организации, подразделения, органы внешней разведки, Следственный комитет Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 06.06.2007 N 89-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

лиц, указанных в пункте "ж" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел;

лиц, указанных в пунктах "з" - "л" , "п" - "с" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - территориальные органы, организации, подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

осужденных - органы уголовно-исполни тельной системы;

лиц, указанных в абзацах втором , седьмом , восьмом , девятом , двенадцатом пункта "в" , пунктах "г" , "д" , "е" , "м" , "н" , "т" и "у" части первой и в части второй статьи 9 настоящего Федерального закона, - органы внутренних дел;

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 27.06.2011 N 156-ФЗ)

лиц, указанных в настоящего Федерального закона, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 322-ФЗ)

Экземпляр материального носителя, содержащий дактилоскопическ ую информацию, полученную органами, указанными в абзацах втором, четвертом, пятом и шестом части первой настоящей статьи, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В указанном экземпляре должны содержаться следующие данные:

а) фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическ ую регистрацию;

б) наименование органа исполнительной власти, получившего дактилоскопическ ую информацию;

в) основание и дата проведения государственной дактилоскопическ ой регистрации.

Глава III. ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ

ДАКТИЛОСКОПИЧЕСК ОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 12. Основные требования к хранению и использованию дактилоскопическ ой информации

Условия хранения и использования дактилоскопическ ой информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционирован ного доступа к ней.

Хранение, систематизация и использование дактилоскопическ ой информации, содержащейся на материальных носителях, осуществляются органами внутренних дел.

Органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, органы Следственного комитета Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, организации, подразделения самостоятельно осуществляют получение, учет, хранение, выдачу дактилоскопическ ой информации, создание информационных массивов с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2008 N 322-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, обязаны соблюдать конфиденциальнос ть дактилоскопическ ой информации и обеспечивать ее безопасность. Должностные лица государственных органов, указанных в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательство м Российской Федерации ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 13. Сроки хранения дактилоскопическ ой информации

Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическ ую информацию о:

лицах, указанных в пунктах "а" и "б", в абзацах втором, седьмом, восьмом, девятом, двенадцатом и четырнадцатом пункта "в", пунктах "г", "д" и "е" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, - до достижения ими возраста 80 лет или установления факта их смерти;

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

лицах, указанных в пунктах "ж" , "з" , "и" , "т" и "у" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - до достижения ими возраста 80 лет.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 156-ФЗ)

Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическ ую информацию о неопознанных трупах, до установления личности человека, но не более 10 лет.

Органы, указанные в абзаце третьем части первой статьи 11 настоящего Федерального закона, за исключением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов, хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическ ую информацию о лицах, указанных в абзацах пятом , шестом и десятом пункта "в" , пунктах "в.1" , "в.2" и "в.3" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, до увольнения их со службы (с работы), после чего указанные органы с соблюдением требований, предусмотренных частью второй статьи 11 настоящего Федерального закона, направляют материальные носители в органы внутренних дел.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 06.06.2007 N 89-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическ ую информацию о лицах, указанных в пункте "о" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, до достижения данными лицами возраста 75 лет.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 322-ФЗ)

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы хранят дактилоскопическ ую информацию о лицах, указанных в пунктах "з" Статья 14. Право на использование и получение дактилоскопическ ой информации

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 322-ФЗ)

Право на использование дактилоскопическ ой информации имеют суды, органы прокуратуры, органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие оперативно-розыс кную деятельность, органы уголовно-исполни тельной системы, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.

При идентификации личности с использованием удостоверения личности моряка право на использование дактилоскопическ ой информации, полученной при выдаче удостоверения личности моряка, имеют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, а также органы федеральной службы безопасности.

Право на получение дактилоскопическ ой информации, содержащейся в информационных массивах органов внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, может быть предоставлено иностранным государствам в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Государственные органы, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона и настоящей статье, для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопическ их массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

Статья 15. Уничтожение дактилоскопическ ой информации

Дактилоскопическ ая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопическ ой регистрации, уничтожается органом внутренних дел, осуществляющим ее хранение. Основанием для уничтожения указанной дактилоскопическ ой информации является письменное заявление граждан Российской Федерации, прошедших добровольную государственную дактилоскопическ ую регистрацию, либо соответственно родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательство м Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетн их, прошедших указанную регистрацию, которое подается в орган внутренних дел по месту жительства. Орган внутренних дел уничтожает указанную дактилоскопическ ую информацию и уведомляет об этом заявителя в срок не позднее 30 суток.

Дактилоскопическ ая информация о лицах, указанных в пункте "е" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, уничтожается органами внутренних дел, осуществляющими ее хранение. В случае установления личности указанных лиц дактилоскопическ ая информация уничтожается по их письменному заявлению либо по письменному заявлению соответственно родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей указанных лиц.

Дактилоскопическ ая информация о лицах, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления, уничтожается не позднее 30 суток после прекращения уголовного дела или вынесения оправдательного приговора суда.

Дактилоскопическ ая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопическ ой регистрации и обязательной государственной дактилоскопическ ой регистрации, уничтожается по истечении сроков хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона.

Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 16. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона органами, проводящими государственную дактилоскопическ ую регистрацию и использующими дактилоскопическ ую информацию, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 17. Ведомственный контроль

Контроль за государственной дактилоскопическ ой регистрацией осуществляют руководители органов, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Действия указанных руководителей могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательство м Российской Федерации.

Статья 18. Судебный контроль

Решения и действия органов и должностных лиц, проводящих государственную дактилоскопическ ую регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательство м Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопическ ой регистрации

Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопическ ой регистрации, хранению и использованию дактилоскопическ ой информации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1999 года.

Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Поручить Правительству Российской Федерации:

внести в установленном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

25 июля 1998 года

N 128-ФЗ


Обязательная дактилоскопическая регистрация

(англ. obligatory/mandatory dactyloscopic registration) - в РФ вид дактилоскопической регистрации. О.д.р. подлежат: а) граждане РФ, призываемые на военную службу; б) граждане РФ, проходящие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена ; в) граждане РФ, проходящие службу в: органах внутренних дел; органах федеральной службы безопасности; органах внешней разведки; федеральных органах налоговой полиции; органах гос-ной налоговой службы; органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органах и подразделениях службы судебных приставов органов юстиции; таможенных органах; органах государственной охраны; органах правительственной связи и информации; г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) РФ; д) члены экипажей воздушных судов гос-ной, гражданской и экспериментальной авиации РФ; е) граждане РФ, и , не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно; ж) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие , если установить их иным способом невозможно; з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории РФ; и) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории РФ.

О.д.р. подлежат все неопознанные трупы (см. ).

О.д.р. определенной категории лиц проводят: , в которых законодательством РФ предусмотрена военная ; органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, органы гос-ной налоговой службы, органы гос-ной охраны, органы правительственной связи и информации; , дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел; органы Федеральной миграционной службы России; органы уголовно-исполнительной системы; органы внутренних дел.

Экземпляр материального носителя, содержащий дактилоскопическую информацию, в случаях, определенных ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»**, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ. В нем должны содержаться следующие данные: а) , отчество, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания лица, прошедшего О.д.р.; б) наименование органа исполнительной власти, получившего дактилоскопическую информацию; в) основание и дата проведения гос-ной дактилоскопической регистрации.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Федеральный закон 128 о дактилоскопической регистрации предписывает основные принципы ее проведения. Законоположением определяются также виды государственной дактилоскопии. Основное назначение документа – регулирование требований к проведению соответствующей процедуры, а также определение порядка хранения и использования полученной информации.

Федеральный закон 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» принят 3 июля 1998, вступил в силу 1 января 1999. Структурно Закон о дактилоскопии подразделяется на следующие главы :

  • общие положения, регламентирующие основные аспекты;
  • порядок проведения государственной дактилоскопической регистрации;
  • предписания по хранению, использованию и ликвидации полученной информации;
  • регламент надзора и контроля над исполнением положений данного закона.

Общие положения Закона о дактилоскопической регистрации регулируют следующие вопросы:

  • основные понятия , используемые законодательством;
  • цели проведения государственной дактилоскопии;
  • правовая основа , на которой базируются положения документа, а также принципы , соблюдение которых является основополагающим;
  • список лиц , которые должны пройти процедуру дактилоскопирования;
  • виды дактилоскопической регистрации – добровольная и обязательная.

Проведение дактилоскопии согласно положениям ФЗ 128 подразделяется на добровольное и обязательное . В соответствии с видами определяется и порядок действий.

Глава о хранении и использовании информации определяется следующими положениями:

  • перечень требований;
  • сроки хранения;
  • право использовать и получать информацию о дактилоскопической регистрации;
  • порядок ликвидации сведений.

В отношении контроля над исполнением законодательства по дактилоскопированию выделяют следующие виды:

  • прокурорский надзор;
  • ведомственный контроль;
  • судебный контроль.

В заключительные положения документа включены статьи о финансировании мероприятий по государственной дактилоскопической регистрации, а также о вступлении закона в силу и приведении законодательных актов в актуальное состояние.

С момента вступления в силу Закон о дактилоскопировании претерпел ряд изменений. Последние поправки были введены в июле 2017.

Скачать

Скачать Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» можно . По ссылке представлена актуальная версия документа со всеми изменениями, внесенными в июле 2017. Последняя редакция ФЗ об обязательной дактилоскопической регистрации будет востребована как для заинтересованных лиц, так и для юридического изучения права в данном разделе законодательства.

Последние изменения, внесенные в закон о дактилоскопировании

Последние поправки в Закон о дактилоскопии были внесены 1 июля 2017 года . Изменения коснулись ст 9 ФЗ 128 о дактилоскопической регистрации, проводимой в обязательном порядке . Согласно положениям статьи 9 таковой подлежат следующие лица:

  • граждане, призываемые на военную службу, и военнослужащие;
  • служащие в органах внутренних дел;
  • сотрудники государственной налоговой службы;
  • сотрудники гражданской обороны и служб по чрезвычайным ситуациям;
  • судебные приставы;
  • работники таможенных органов;
  • служащие уголовно-исполнительной системы;
  • работники противопожарной службы;
  • сотрудники федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами в сфере войск национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной и вневедомственной охраны;
  • дактилоскопическую регистрацию проходят сотрудники внешней разведки;
  • сотрудники федеральной службы безопасности;
  • служащие следственных отделов;
  • работники государственной охраны;
  • члены экипажей всех видов авиации;
  • граждане, не способные по причине недееспособности самостоятельно сообщить свои личные данные;
  • подозреваемые, обвиняемые или осужденные в преступлении граждане;
  • иностранцы, подлежащие депортации из страны, также проходят обязательную дактилоскопическую регистрацию;
  • беженцы, ходатайствующие о предоставлении убежища;
  • лица, незаконно находящиеся на территории РФ;
  • иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание в России;
  • граждане, ходатайствующие о предоставлении лицензии частного детектива или охранника;
  • лица, на которых оформляется удостоверение моряка, обязаны пройти дактилоскопическую регистрацию;
  • иностранцы, которым разрешается работать на территории РФ без патентов;
  • иностранные лица, ведущие свою трудовую деятельность с нарушением законодательства РФ;
  • иностранцы, обратившиеся в органы внутренних дел за получением дубликата выданных в России документов, которые были испорчены или утеряны;
  • работники ведомственной охраны или иных юридических лиц, обязанности которых связаны с учетом и хранением оружия;
  • в обязательном порядке дактилоскопическую регистрацию проходят все неопознанные трупы.

Изменения 2017 года упразднили десятый абзац пункта «в» статьи 9, в также ввели пункт «в.4» , указывающий на обязательную дактилоскопию федеральных государственных служащих и работников государственной охраны. Соответственно были внесены поправки в статьи 11 и 13 ФЗ 128 , где в формулировку было добавлено указание на введенный пункт «в.4» ст 9.