Электронное правосудие в судах общей юрисдикции. ГАС «Правосудие

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

ГАС Правосудие

Государство предусмотрело специальные программу, которое позволила создать такие системы. Благодаря ней повышается эффективность судопроизводства, организация судов, и как следствие это пошло на пользу правам и интересам обычных граждан.

Более десятилетия назад ВС РФ провел специальное конкурсное событие, где выбирается главный исполнитель данной системы. В тот раз выиграли научные деятели из института «Восход». Юридическая помощь в судебных процессах имеет особо важное значение. Здесь каждый шаг должен быть продуман, каждое ходатайство должно подавать в нужные моменты. Бывает, что возникнет какая-либо проблема и ее тут же необходимо решать, подавая жалобы и ходатайства. Если у вас возникают какие-либо вопросы то, конечно же, лучше обратиться за юридической помощью.

Первичная консультация покажет вам, какую вероятность на успех вы имеете, если разрешать ситуацию самостоятельно. Если вы понимаете, что самим вам не справиться, либо справиться очень трудно, то лучше не рисковать и просто обратиться к юристу. Он сделает за вас все необходимые процедуры, оформит нужные документы и подаст туда, куда нужно. В конечном итоге, вы разрешите свое дело быстрее, проще и надежнее.

Если вы сомневаетесь в правильности каких-либо шагов, то обязательно обращайтесь к юристу, лучше вообще использовать юриста в качестве представителя в суде, так как он сможет от вашего имени сделать все правильно и своевременно, а это всегда влияет положительные на судебные процессы. Таким образом, вы сможете выигрывать дела и разрешать любые проблемы.

Так с ними был заключен специальный контракт, который подразумевал создание данной системы, а также организации ее создания, все это заключалось в полностью создании системы с нуля, то есть с приобретения нужных товаров, до подготовки самого проекта. Далее все это реализовалось непосредственно в судах и была создана целая система, которая стала функционировать по всей судебной системы. Сейчас все это поддерживается в нормальном виде и активно эксплуатируется в повседневной жизни.

Еще во время разработки данной системы сохранились все информационные программы, которые способствовали автоматизировать массу процессов, которые приходилось делать вручную. Это целый комплекс, который позволил обеспечить постоянное развитие различных процессов, поэтому система функционирует постоянно, а люди уже развивают ее вводом новой информации и естественно поиском старой, которая может понадобится в любой момент.

Государственная Автоматизированная Система

Также была создана специальная государственная программа, которая должна была развить полностью все устройство судов на федеральном уровне. Были развиты полномасштабные работы по тому, что внедрить данные системы в суда, и чтобы это все технически функционировала в каждом суде общей юрисдикции. Естественно это потребовала установки нового оборудования, так как на то время в судах также могли преобладать старые устройства, которые при том, что ГАС не требует больших мощностей, не могли в полной мере функционировать с ей. Поэтому понадобились огромные бюджеты, чтобы устранить эту проблему, а также необходимо было разработать ряд указаний, чтобы данная система могла работать по всей России.

Никогда не пренебрегайте квалифицированной помощью любых специалистов, среди которых юристы находятся в первых рядах. Право всегда было очень запутанной отраслью, где необходимо подобно математике выводить одно из другого, поэтому нужно знать обширную теоретическую базу. В случае возникновения каких-либо юридических проблем лучше обращаться за квалифицированной помощью. Хорошие юристы могут сразу же оценить правовую обстановку и принять решение. Так же стоит понимать, что в юриспруденции очень много вещей связано между с собой, не работает одна вещь из-за нее не работает вторая, третья и т. д. И чтобы сложить такую паутину и иметь полную картину, необходимо, конечно же, понимать специфику конкретной отрасли, знать, в какой нормативно-правовой акт нужно обратиться для того, чтобы выяснить вопрос. Важной частью помощи является, конечно же, практический опыт юристов, которые уже не раз проходили подобные процедуры, знают, какие сложности можно испытывать и как преодолевать многие юридические трудности. Поэтому достичь успеха по конкретному юридическому случаю вам станет намного проще, а также увеличиться вероятность, что у вас все получится от начала и до конца.

Для чего нужен портал ГАС Правосудие

Данный в портал в первую очередь нужен для того, чтобы всю информацию о различных механизмах в суд были в одном месте. Это получается, как единый центр, откуда можно взять информацию как о крупнейшем суде в столице, так и обычном районном суде в маленьком городке.

В связи с этим были проведены плановые мероприятия, в ходе которых проводилось:

  1. Установка связей между всеми судами разных уровней, проводились целые программы, чтобы все это внедрилось в каждый суд, повысилась эффективность взаимодействия между с собой;
  2. Каждый объект (в данном случае суд) подключался к данной системе при помощи специальных каналов, через которые передаются все данные. Данные канала по своей сути представляют тот же самый интернет. Да, казалось, что здесь такого, в суд провели интернет, но если посмотреть с другой стороны на данный факт, то в каждом суде должна быть максимальная безопасность данных, ведь там могут содержаться и конфиденциальные данные участников процессов, и сведения, составляющие государственную тайну. По сути в каждом сути стоит система, которая при появлении вирусов удаляет все данные, а тут еще интернет, в котором можно легко найти вирус и нежелательное программное обеспечение. В итоге, чтобы это было не только доступно благодаря интернету, но еще и безопасно пришлось провести ряд важных мероприятий.
  3. Суды также были оснащены новыми информационными технологиями и необходимым оборудованием для того, чтобы это оборудование могло взаимодействовать с нужными каналами передачи информации, а также непосредственно с самой системой.
  4. Были проведены курсы по обучение сотрудников с данной системой. Учитывая тот факт, что многие люди до сих пор очень сложно осваивают даже персональный компьютер, то даже простые системы, где все интуитивно понятно, могут вызывать трудности. Что уж говорить о целой системе, где в принципе тоже можно разобраться, но все в случае с судами нет времени для проб и ошибок, нужно сразу делать все правильно. В итоге были проведены как раз данные курсы, в ходе которых потом все сотрудники смогли с легкостью пользоваться данной системой.

Обучение проводилось несколькими способами:

  1. Были проведены специальные занятия, на которых проводились специальные лекции по рассказам о том, как функционирует данная системе и естественно, как ею пользоваться.
  2. Обучение можно было пройти дистанционно, используя средства дистанционной связи;
  3. Были проведены семинары, где на практике пользователи смогли пройти определенные процедуры по шагам и как итог, они смогли изучить, как поступить в той или иной ситуации.

Кроме того, были проведено специальное обучение по регионам, где в случае необходимости регион подавал специальную заявку разработчику, а тот приезжал и проводил специальные занятия для определенный регионов, причем кроме того, по заявке регионов представлялась материальная поддержка в виде предоставления всех необходимых баз и оборудования для использования данной системы.

Далее данная система будет только совершенствоваться и развиваться, причем касаться это будет не только самой базы данных, так как ее развитие очевидно, с определенного года теперь можно просто взять и посмотреть необходимую информацию, просто кликнув мышкой, а не делая исследования архивов, но еще и самой программной составляющей. Интерфейс будет становиться удобнее, работа станет проще. Кроме того, планируется внедрить эту систему и в систему мировых судов. В целом работы осталось еще очень много, но стоит отдать должное, уже на моменте идеи создания такое системы было сделано многое, а сейчас мы уже видим, как данная система функционирует чуть ли не повсеместно.

Как устроен портал ГАС Правосудие

В данном портале есть множество элементов, из которых состоит вся система. Например, административное управление заключается в том, что контролировать и управлять в общем всей системой, координировать ее деятельность, устранять какие-то недоработки и т. д. Далее идет организационное обеспечение, где ставятся определенные задачи по обеспечению данной системы, причем как финансовой, так и в принципе повседневной. Так возможно развитие системы в одном случае не требует вложений, так как достаточно изменить некоторые внутренние системы, а в некоторых случаях требуются большие вложения, например, на техническое обустройство определенных судов.

Дальше идут непосредственно сами элементы, которые и составляют базу. Например, элемент «Кадры» позволяет отследить, какое лицо состоит на определенной должности, всю информацию о нем, информацию о кадрах конкретного суда и т. д. Весьма удобно, когда необходимо найти определенный суд и отследить там кадры, либо вообще найти нужного судью.

Есть также отдельная база, в которой хранятся статистические данные, тут вводятся данные и сразу же анализируются, так можно увидеть, какая доля определений, решений, приговоров вынесена с определенным результатом.

Конечно же, важным элементом является сама судебная практика, где можно увидеть сами прецеденты судебных решений. Это очень полезно даже для самих судей, так как можно посмотреть похожее дело и посмотреть, как другой судья пришел к данному выводу. Конечно же, у нас не прецедентное право, но почему судья не может просто оценивать решения других судей, а потом приняв собственное решение вынести соответствующий акт.

Юридическая помощь

Юридическая помощь в судебных процессах имеет особо важное значение. Здесь каждый шаг должен быть продуман, каждое ходатайство должно подавать в нужные моменты. Бывает, что возникнет какая-либо проблема и ее тут же необходимо решать, подавая жалобы и ходатайства. Если у вас возникают какие-либо вопросы то, конечно же, лучше обратиться за юридической помощью. Первичная консультация покажет вам, какую вероятность на успех вы имеете, если разрешать ситуацию самостоятельно.

Если вы понимаете, что самим вам не справиться, либо справиться очень трудно, то лучше не рисковать и просто обратиться к юристу. Он сделает за вас все необходимые процедуры, оформит нужные документы и подаст туда, куда нужно. В конечном итоге, вы разрешите свое дело быстрее, проще и надежнее. Если вы сомневаетесь в правильности каких-либо шагов, то обязательно обращайтесь к юристу, лучше вообще использовать юриста в качестве представителя в суде, так как он сможет от вашего имени сделать все правильно и своевременно, а это всегда влияет положительные на судебные процессы. Таким образом, вы сможете выигрывать дела и разрешать любые проблемы.

сфере, осуществляются мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, обеспечивается по мере возможности ознакомление населения с основными принципами обеспечения информационной безопасности и т. д. Помимо этого, обеспечению информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

Несмотря на все вышеперечисленное, состояние обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации оставляет желать лучшего. Уровень правовой защищенности информационных ресурсов не соответствует сложившимся потребностям населения, а также постоянно набирающему обороты информационному и техническому прогрессу.

Исправить сложившуюся ситуацию представляется возможным только при соответствующем законодательном закреплении положений Доктрины информационной безопасности массивом нормативно-правовых актов. Необходимо дать четкую правовую характеристику таким категориям, как «информационный терроризм», «информационная война», «информационное оружие» и т. д. Для этого необходимо в первую очередь обеспечить целенаправленную деятельность всех государственных органов и общественных организаций по существующим аспектам информационной безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Газизов Р.Р. Информационный терроризм // Материалы Международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003 г. Часть I. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280 с.

С.С. Бойко

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «ПРАВОСУДИЕ»

В связи с изменениями социально-экономической обстановки в России, ростом преступности, увеличением и качественным изменением содержания судебных дел, расширением возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц информационная нагрузка на суды возрастает с каждым годом. В этих условиях одним из основных путей повышения эффективности работы судов является внедрение новых информационных технологий и электронного документооборота в деятельность суда (т. е. проведение работ по информатизации). Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с самого начала своей работы уделял постоянное внимание проблеме информатизации судов общей юрисдикции, а начиная с 2004 г. активно ведутся работы по разработке и внедрению Государственной автоматизированной системы «Правосудие».

В Постановлении Совета судей РФ от 9 декабря 2005 г. № 144 «О ходе выполнения работ по информатизации судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, проводимых в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» Судеб-

ному департаменту рекомендовано в дальнейшем провести необходимые мероприятия по нормативному закреплению организационно-правовой формы, создаваемой ГАС РФ «Правосудие» и решить вопросы организационного обеспечения (кадрового, финансового, материально-технического и иного характера) эксплуатации действующих и создаваемых в судах информационных ресурсов.

Как отмечено в Постановлении Совета судей, для полноценного внедрения ГАС «Правосудие» в работу судов необходимо решить следующие организационно-правовые задачи:

1. Сформировать необходимую нормативную правовую базу использования судебных информационных и коммуникационных технологий, основанную на правовых актах прямого действия.

2. Создать организационно-штатные структуры обеспечения деятельности ГАС «Правосудие», подготовки и переподготовки кадров по новым информационным технологиям.

ГАС РФ «Правосудие» - это территориально распределённая автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном суде РФ.

В настоящее время Государственной комиссией по приемке проводятся работы по проверке работоспособности ГАС «Правосудие» и оцениваются возможности ее повсеместного внедрения в судах общей юрисдикции на территории Российской Федерации.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583, в области информатизационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции были поставлены такие задачи, как внедрение, поддержка и обслуживание информационной системы судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие».

Сегодня в четырнадцати районных судах Ростовской области уже внедрены технологии ГАС «Правосудие», однако проблемы организационно-правового обеспечения применения этих технологий в повседневной деятельности суда до сих пор не решены.

Мы рассмотрим возможные варианты решения этих задач и определим те проблемные вопросы, которые могут при этом возникнуть.

Нормативно-правовое обеспечение придаёт правовой статус уже существующей модели организационной структуры, поэтому в первую очередь мы рассмотрим проблему организационного обеспечения ГАС «Правосудие».

В соответствии с нормами, определенными в постановлениях Минтруда России и Минюста России от 27.06.96 № 416/06-74-125 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов» и от 27.06.96 № 416а/06-74-124 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата областных судов», на 15 судей должен приходиться один консультант по информатизации.

Мы видим, что данное положение устарело, в виду того, что за последние 10 лет количество персональных компьютеров в судах резко возросло, то есть на 15 судей в среднем используется 25 компьютеров, на которых, начиная с 2006 г., планируется внедрение 29 подсистем ГАС «Правосудие».

Для обеспечения полноценного выполнения работ по информатизации мы предлагаем вести расчет следующим образом: 1 консультант и один системный ад-

министратор ГАС «Правосудие» на 30 компьютеров, а для этого необходимо ввести должности системного администратора ГАС «Правосудие» и консультанта по информатизации (обслуживание техники и сети) во всех районных и городских судах.

Работы по информатизации в областных и равных им судах требуют создания крупных подразделений по информатизации. Эти подразделения могут выполнять роль Региональных центров информатизации ГАС «Правосудие», и на них необходимо возложить следующие функции:

1. Обслуживание подсистем ГАС «Правосудие» в областных судах и отделах Судебного департамента в субъектах РФ.

2. Координация работы системных администраторов и консультантов по информатизации в районных и городских судах.

3. Участие в разработке и усовершенствовании региональных компонентов и подсистем ГАС «Правосудие».

Штат системных администраторов и консультантов по информатизации Региональных центров информатизации, на наш взгляд, должен составлять порядка 15 чел.

Исходя из положений Концепции, предполагается создание Межрегиональных центров информатизации, но по нашему мнению, введение этих центров нерационально. Так как эти центры можно создать либо путём расширения одного из региональных центров, что создаст неравномерное распределение ресурсов, либо вне структуры судебной системы, что удалит их от реальных практических проблем суда.

Рис. 1. Схема внедрения ГАС «Правосудие» в структуру судов общей юрисдикции и Судебного Департамента

В Концепции также предусмотрено создание Единого Информационного Центра ГАС «Правосудие», на основе которого, как нам кажется, должны функционировать следующие структурные подразделения: отдел межрегиональной координации, отдел по обеспечению работы Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ, отделы по разработкам и исследованию подсистем, и именно на эти структурные подразделения будут возложены основные функции по обеспечению функционирования ГАС «Правосудие», контроль за использованием информационных ресурсов, разработке новых подсистем и развитию ГАС «Правосудие».

Любая организационная структура должна поддерживаться соответствующей нормативно-правовой базой, поэтому еще более актуальным вопросом является нормативно-правовое обеспечение ГАС «Правосудие».

Основными актами, составляющими нормативную правовую базу информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, являются:

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

Другие нормативные акты в области информатизации, ведомственные нормативные и организационно-распорядительные документы, принятые во исполнение перечисленных выше законов.

Правовое регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе осуществляется на основе следующих правовых актов:

Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»;

Указа Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации»;

Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994 г. № 361 «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации»;

Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности основываются на «Концепции правовой информатизации России», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 и «Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента», утверждённой Советом судей РФ от 11.04.2002.

Документом, определяющим направления информационного обеспечения судебной системы в целом на период до 2006 г., являлась федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805.

Вместе с этим необходимо отметить, что внедрение информационных технологий в процессуальной сфере судов требует разработки новых нормативных актов прямого действия и внесения изменений в действующее законодательство, а также в ведомственные инструкции по судебному делопроизводству, подготовке данных судебной статистики и первичной судебной информации.

На наш взгляд, в первую очередь необходимо разработать Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе «Правосудие»», который придаст правовой статус создаваемой системе, даст правовые основы эксплуатации, использования, развития и эксплуатации ГАС «Правосудие». Данный закон должен включать:

Правовую основу и основные принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Правосудие»;

Правовой статус Единого информационного центра ГАС «Правосудие» при Верховном Суде РФ и Судебном Департаменте, Региональных центров информатизации ГАС «Правосудие» субъектов РФ, системных администраторов ГАС «Правосудие» и консультантов по информатизации судов и системы Судебного департамента;

Официальный статус электронных документов, подготовленных с использованием технологий ГАС «Правосудие»;

Безопасность информации в ГАС «Правосудие» и контроль за использованием ГАС «Правосудие».

Для принятия этого Федерального закона необходимо разработать пакет сопутствующих нормативно-правовых актов: указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства о создании Федерального закона «О ГАС «Правосудие»», постановлений Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ «О федеральном законе «О ГАС «Правосудие»»».

Также должны быть разработаны межведомственные нормативно-правовые акты, необходимые для обеспечения функционирования ГАС «Правосудие». В первую очередь такие акты, как:

Приказ Министерства Информационных технологий и связи Российской Федерации «Об организации работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»»;

Распоряжение Госкомимущества РФ «Об имущественном комплексе ГАС «Правосудие»».

Следующим шагом в разработке нормативно-правового обеспечения является создание ведомственных нормативно-правовых актов. Это могут быть:

Распоряжение Правитель с те а РФ о проекте Федерального Закона «0£Д£ «Правосудие

Указ президента.]^ создании Федерального Закона «О ГАС «Правосудие»;

Постановление Правительства

о создании Федерального 3 акона «0Х&£ « Пр ав о судие»

Постановление Государственной Думы о проекте Федерального Закона «0ХД£ « Пр ав о судие

Постановление Государственной Думы Федерапьного собранияРФ «О федеральном Законе «0^ «Правосудие»

Федеральный Закон « Правое удне»

П о становление С ов е та Федерации Федерального

собрания РФ «О федеральном Законе «0^ «Правосудие

Приказ Минсвязи РФ^Цб организации работ по созданию ГАС «Пр ав о судие»

Распоряжение ГоскомимуществаРФ^б имущественном комплексе ГАС «Пяаво^дие»

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении положения оГДО, «Пр аво судие»;

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении инструкций системного администратора и консультанта по инсЬ очэматиз алии

Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов утверждённые Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. N 161

Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде утверждённые Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36

Рис. 2. Структура необходимого нормативно-правового обеспечения ГАС «Правосудие»

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении положения о ГАС «Правосудие»»;

Приказ судебного департамента при Верховном Суде РФ «Об утверждении типовой инструкции системного администратора ГАС «Правосудие» и консультанта по информатизации».

В связи с принятием Федерального закона «О ГАС «Правосудие»», необходимо будет Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ внести изменения в существующие должностные инструкции: инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения и в инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утверждённые Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 и от 15 декабря 2004 г. N 161.

Всю структуру необходимого нормативно-правового обеспечения ГАС «Правосудие» можно представить в виде схемы (рис. 2).

В заключение можно сказать, что решение проблемы организационно-правового обеспечения является обязательным условием успешного внедрения и эксплуатации системы ГАС «Правосудие» в работу судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Предвидя трудности, которые могут возникнуть при реализации данных задач, мы должны уже сегодня вплотную заниматься созданием правового поля функционирования системы ГАС «Правосудие» и решением конкретных организационных задач.

И.А. Уваров

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Пенитенциарная профилактика, осуществляемая уголовно-исполнительной системой, является комплексной, многоаспектной проблемой. Решение этой проблемы предполагает активную деятельность не только всех структурных подразделений уголовно-исполнительной системы, но и иных, не специализированных субъектов пенитенциарной профилактики. Традиционно к основным направлениям такой деятельности относятся выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, воспрепятствование проявлению действия криминогенных факторов, а также разработка рекомендаций, направленных на стимулирование позитивных процессов и явлений, препятствующих преступному поведению, как в период отбывания наказания, так и после него. Сложность и многогранность указанных вопросов определяет необходимость комплексного подхода к их решению. Такой подход позволяет не только координировать усилия участников этой борьбы, но и увязывать их деятельность в этом направлении с общегосударственными мероприятиями экономического, политического, социального, культурно-воспитательного и иного характера. Организационные основы для объединения усилий различных субъектов пенитенциарной профилактики и направления их деятельности в русло уголовно-исполнительной политики создают комплексные планы профилактикой деятельности.

В настоящее время все более четко прослеживается тенденция органического слияния этих планов с планами социально-экономического развития, что еще более подчеркивает развитие комплексных начал в общегосударственной функции пенитенциарной профилактики. Комплексное планирование пенитенциарной профи-248

Автоматизированная платформа «Правосудие»- информационный ресурс, цель которого формирование единого техпортала судебной юрисдикции.

Гас правосудие

Гас суд создан для информационного обмена сведений о судопроизводстве между гражданами страны и государственными учреждениями.

Служба в первую очередь контролирует законность выносимых решений судебной коллегией и качество регистрации процессуальных документов. Также платформа сокращает период рассмотрения подсудных дел, повышая эффективность судопроизводства путем экономии времени на передачу и обработку персональных данных заявителей.

Основными целями гас рф правосудие поиск удаленного формата, являются:

  • Проведение объективного анализа в структуре криминалистики;
  • Повысить уровень информационного обмена между судебными подразделениями страны и следственными органами Российской Федерации;
  • Улучшить ресурсное обеспечение работоспособности судов посредством эксплуатации удаленной аналитической поддержки;
  • Повысить порог реагирования судей на подачу процессуальных документов в Судебный Департамент;
  • Сократить сроки подачи информации для административного управления.

Интернет — портал по информационному обмену сведений о судопроизводстве

И так, гас рф правосудие – технический портал, цель которого подать судебную документацию в удаленном доступе.

Официальный сайт

Техподдержка суд рф «Правосудие» – систематизированная автоматическая платформа, содержащая информацию о функциональности судов общей юрисдикции. Работа системы построена на принципе – обмен сведениями и ограничениями на разглашение полученной информации между звеньями общество и правительственные органы.

Регистрация на сайте подразумевает ряд поэтапных действий, во-первых зайти на сайт , во-вторых, войти в личный кабинет, введя сведения с портала государственных услуг и нажать кнопку входа. После авторизации система знакомит пользователя с основными разделами сайта:

  • Федеральные суды общей юрисдикции;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Федеральные арбитражные суды;
  • Мировые судьи;
  • Совет судей Российской Федерации;
  • Высшая квалификационная и экзаменационная комиссия;
  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Регистрация на сайте

Для поиска необходимого дела или документа, либо же сведений о размере выплаты госпошлины пользователь сайта должен заполнить поисковое поле.

Техподдержка

Гас правосудие, официальный сайт оснащен системой технической поддержки, ее главными задачами отмечены: подключение пользователей к удаленным каналам передачи данных, снабдить судебные органы власти автоматизированной технологией.

Техподдержка сайта расширяет возможности пользователей, они предлагают им посетить дистанционное и очное обучение, также семинарские занятия и учебные курсы.

Работоспособность технической поддержки обеспечивает удаленный доступ к электронной библиотеке, повышает уровень первичной обработки документов, предоставляет ресурсное обеспечение веб сервиса во всех сферах судебной практики.

Обратиться за помощью пользователи могут круглосуточно, позвонив по контактному номеру: 8-800-200-21-41 или отправив письмо по e-mail: [email protected] .

Подача заявления о сбое в работе системы подразумевает написание следующих сведений:

  • Судебное отделение и его местоположение;
  • ФИО, контактный телефон и электронная почта;
  • Наименование подсистемы программного обеспечения;
  • Опись проблематики.

Дополнительная информация! Задать уточняющие опросы сервисным администраторам можно в режиме – переслать, с целью открытия полной истории переписки.

Подача иска в электронном виде

Чтобы подать документ или заявление онлайн, гас правосудие, предлагает выполнить ряд поэтапных действий:

  • Авторизоваться в системе введя регистрационные данные с Портала Государственных услуг;
  • Нажать кнопку – войти;
  • Выбрать раздел в меню – подать обращение;
  • Далее необходимо выбрать вид обращения;
  • Определившись с выбором, система автоматически перекидывает пользователя на страницу формирования заявления;
  • Нажать кнопку – сформировать запрос.

Требования

Гас суд открывает процессуальный разбор дела, если документы заполнены в электронной форме в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT, если текст графический, то его формат должен быть следующим: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF. Размер электронного файла не должен превышать размер 30 мегабайтов, а название документа должно четко его позиционировать и отражать количество листов в документе.

Внимание! Каждый вид документации, а также тексты судебных актов должны быть завизированными лицом, которое указано в тексте дела.

Требования пункта 4.5

Если документы в мировой и арбитражные суды подаются электронным образом через систему Правосудия, то сканирование должно быть выполнено в размере 1 к 1 в черно-белом формате, четко сохраняя реквизиты, подписи, печати и штампы при наличии таковых на документе.

Электронная подпись, ее вариации

Онлайн подпись модернизированный формат замены рукописного визирования документа. Онлайн роспись имеет несколько подвидов:

  • Простая;
  • Усиленная.

Второй вид росписи имеет несколько подкатегорий: квалифицированная и неквалифицированная. Чтобы поставить визирование рукой электронно пользователю системы необходимо заполучить ключ. Он изображен не графически, а символически.

Важно! Если вид ключа относится к простому виду, тогда в роли ключа выступает учетные данные с Портала Государственных услуг, то есть при авторизации, вводя логин и пароль, электронные образы документации, автоматически проходят процесс визирования. Электронные документы подписываются только квалифицированной подписью и тем лицом, которое указано в тексте составленной бумаги.

Так, если пользователь завизировал документы УКЭП, он вправе дистанционно подать следующие документы:

  • Заявка на обеспечение искового заявления;
  • Иск о применении мер по защите прав;
  • Иск, содержащий ходатайство о применении мер по предварительной защите прав;
  • Прошение о приостановлении судебного разбирательства.

Технический отказ в приеме, допустимые причины

Система может не принять обращение, если документация не будет соответствовать положению приказа пункта 4.5, ФЗ 220 статьи 12. Например, если районный, мировой или верховный суд не имеют возможности принять документы посредством удаленного доступа, то судебная коллегия пришлет истцу отказ в принятии заявления по причине – технического отказа.

Остановка рассмотрения процесса

Обращение может остаться без движения в том случае, если:

  • Истец не предъявил на заседании оригиналы документов;
  • Предоставить количество копий по числу лиц, принимающее участие в судебном разбирательстве;
  • К иску не были приложены оригинал чека об уплате госпошлины.

Проигнорировав указанные палки для остановки рассмотрения судебного дела, судья вправе приостановить обращение или вовсе не выносить решение на рассматриваемый иск.

Тексты судебных актов

Для размещения текстов судебных актов используется подраздел «Судебное производство и статистика», за выгрузку отвечают ответственные лица. Для обнародования актов, уполномоченное лицо в автоматизированном формате синхронизирует – интернет портал с подразделом Банк судебных решений. Если пользователь не прошел идентификацию личности узнать о результатах решения судьи он вправе в текстовом формате в разделах – слушание дел или документы суда.

Подводя итоги, стоит отметить, что гас рф правосудие поиск не только судебной информации, но и удаленная возможность сдать требуемый пакет документации, не покидая стен родного дома. Вводя данные на портале, пользователь должен осознавать, что преднамеренное введение ложных данных введет его в подсудность и лишению прав свободы.

Публикации, 15:31 17.08.2017

© flickr.com/photos/moscow-live

Электронное правосудие от Верховного суда: промежуточные итоги

Контекст

Одной из главных новостей 2017 года стал запуск в судах общей юрисдикции нового порядка подачи электронных документов. Также судебные акты теперь могут изготавливаться не только в бумажной, но и в электронной форме. Таким образом, можно говорить об успешном и досрочном воплощении в жизнь важнейшего пункта программы развития судебной системы России.

Магистральным направлением Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», напомним, было обозначено совершенствование системы размещения судебных решений с использованием сети Интернет и обеспечение доступа к этим решениям. Другими словами, краеугольной целью программы можно назвать превращение отечественной судебной системы к концу десятилетия в прогрессивный институт, оперирующий самыми актуальными инновационными технологиями, что позволит сделать суды максимально открытыми и доступными для всех граждан.

Решение этой задачи получило весьма успешный старт с 2007 по 2012 годы, когда в деятельность органов правосудия были внедрены автоматизированные системы. Они значительно сократили сроки рассмотрения судебных дел и споров, уменьшилось также количество незавершенных дел и случаев потери документации. Однако, наиболее впечатляющий рывок в достижении поставленной цели, по мнению экспертов, произошел в последний год. РАПСИ изучило, в чем именно он заключается.

Интеграция электронных систем

Надо отметить, что внедрение новейших технологий происходило на фоне не самых благожелательных ожиданий экспертного сообщества, что позволяет оценивать результат по критериям самых высоких стандартов. У некоторых экспертов и наблюдателей до последнего времени возникали опасения, что объединение судов - Верховного (ВС) и Высшего арбитражного, который многие искренне считали флагманом по внедрению инновационных технологий, затормозит развитие программы и распространение электронного правосудия в России. Спустя три года после этого события и почти за такой же срок до окончания целевой программы пора подвести промежуточные итоги.

Электронные инструменты ВАС не заброшены и успешно освоены судами общей юрисдикции - в частности, уже в ближайшей перспективе должны быть синхронизированы информационные системы арбитражных судов с Государственной автоматизированной системой РФ "Правосудие" (ГАС "Правосудие").

Однако, пожалуй, важнейшим симптомом того, что наследие ВАС получило в системе ВС новую жизнь служит факт запуска 1 января этого года в эксплуатацию сервиса подачи в федеральные суды общей юрисдикции исковых заявлений, жалоб, представлений и иных документов, а также получения из судов юридически значимых решений через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Новый порядок подачи электронных документов заработал во всех федеральных судах общей юрисдикции, сайты которых поддерживаются информационной системой ГАС "Правосудие". По делам из арбитражных судов подавать документы можно будет через существующую систему «Мой Арбитр». Для других видов дел обращаться в ВС в электронной форме можно через личный кабинет на сайте самого ВС.

Таким образом, встраивание электронных инструментов арбитражной системы в несопоставимо более масштабную систему судов общей юрисдикции, как уже можно констатировать, дало синергический эффект, позволив судебной системе стать ИТ-лидером в госсекторе и флагманом, на который ориентируются и стремятся с ним интегрироваться другие ведомства (о чем - ниже).

Это означает, что панические прогнозы о негативных последствиях объединения судов оказались не только беспочвенными, но и в корне неверными. О том, что реализация программы «оцифровки» работы судебной системы после включения арбитражей в систему ВС идет с большим опережением графика может свидетельствовать хотя бы тот факт, что уже сегодня в ближайшей перспективе развития сервиса рассматривается возможность введения юридически значимого электронного документооборота даже в мировых судах.

Московский эксперимент

Важно отметить, что суды общей юрисдикции пробуют разные варианты информационных технологий для использования в своей системе. Такая диверсификация с одной стороны снижает риски технологических ошибок, с другой - путем конкурентного сопоставления результатов позволяет выбрать наиболее эффективный формат для использования в «оцифровке» федеральной судебной системы.

В частности, наряду с системой ГАС «Правосудие» и функционирующим сервисом «Картотека арбитражных дел», вариант внедрения которого и в суды общей юрисдикции сейчас рассматривает ВС, в последние пару лет в Москве стремительно развивается совсем новая технология - Комплексная информационная система судов общей юрисдикции (КИС СОЮ).

В этом проекте участвуют Мосгорсуд, 35 районных судов Москвы и 12 ведомств. Уже сегодня в действующем едином электронном хранилище судебных дел и документов содержится информация более чем по миллиону судебных дел и 400 тысячам судебным актам.

На едином портале судов общей юрисдикции Москвы в удобном для граждан виде предоставлена вся необходимая информация по делам, которые рассматриваются в столичных судах, в том числе, появилась возможность использования личного кабинета, где участвующие в деле лица в электронном виде могут ознакомиться с его материалами.

234 зала судебных заседаний в 24 районных судах Москвы оснащены программно-аппаратными комплексами аудио- и видеозаписи судебных заседаний, которые позволяют не только производить качественную запись, но и обеспечить хранение этих записей с возможностью их автоматического сопоставления с информацией о конкретном судебном деле.

Всего КИС СОЮ состоит из 12 подсистем. Благодаря ним с судами уже интегрированы пять ведомств, контакт с которыми существенно помогают работе судов. Это московские Управления Федерального Казначейства, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Главное следственное управление Следственного комитета РФ и Прокуратура Москвы. В ближайшей перспективе московские суды будут интегрированы также с ГИБДД ГУ МВД России по Москве, Управлением по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Москве, ФНС по Москве и другими ведомствами.

Альтернативы электронного правосудия

КИС СОЮ весьма эффективно зарекомендовал себя в Москве и вскоре может быть тиражирован в масштабах всей страны, о чем говорят, как эксперты, так и сотрудники судебной системы. Однако может возникнуть вопрос, насколько сочетаемы задачи электронного правосудия на столичном и всероссийском уровнях? Будут ли актуальны преимущества московской системы электронного правосудия в масштабах России?

Для ответа на этот вопрос полезно проанализировать конкурентные преимущества КИС СОЮ. Его создатели утверждают, что система усовершенствует правосудие «по двум основным критериям: скорость рассмотрения и повышение доступности материалов дела. Самый наглядный пример находим в интервью CNews Татьяны Толстовой, заместителя генерального директора компании «Крок» — генерального подрядчика по внедрению КИС СОЮ: одно дело для адвоката — поехать в какой-то отдаленный районный суд и там знакомиться с материалами дела в бумажном виде, предварительно отстояв очередь, и совсем другое - просто посмотреть все необходимое через интернет».

Важнейшим инструментом КИС СОЮ является «Электронное дело», которое представляет собой электронное хранилище всех текущих дел, включая исковые заявления. Каждое электронное дело имеет свой уникальный номер в централизованной базе данных, что позволяет сотрудникам аппаратов судов и самим судьям ограничиться запросом в поисковике интерфейса подсистемы вместо продолжительного поиска информации в бумагах дела. При том, что поиск производится по любой детали из дела и способен выдать не только дело целиком, но и конкретный файл из него.

Подсистема позволяет передавать материалы дел в электронном виде из районных судов в вышестоящие инстанции Мосгорсуда на апелляционное и кассационное рассмотрения.

Для простых пользователей не меньшую роль играет внешний портал, с помощью которого участники процесса могут обращаться к накопленной базе материалов дел. «Личный кабинет» дает возможность отслеживать необходимые статусы и документы по судебному процессу в режиме реального времени. Благодаря этому, участвующие в судебном разбирательстве граждане могут не знакомиться с материалами в бумажном виде.

Принципиально важных преимуществом КИС СОЮ является его техническая структура. Сейчас «Электронное дело» развернуто на двух десятках виртуальных машин в Мосгорсуде из нескольких сотен задействованных под всю систему КИС СОЮ. Но главное, что различные программные компоненты реализованы независимо друг от друга: отдельно интерфейс, репозиторий для хранения документов и еще ряд сервисов. Это радикально снижает риски поломки системы и сводит практически к нулю вероятность взлома.

Более того, такая архитектура «Электронного дела» гарантирует возможность оперативного масштабирования: при необходимости можно нарастить отдельные компоненты, чтобы удовлетворять потребности пользователей по нагрузке, количеству хранимых документов и другим показателям.

Перспективы

На первом этапе «Электронное правосудие» будет работать только в московских судах, но в будущем не исключено его объединение с ГАС «Правосудие», которое входит в пятерку крупнейших государственных информационных систем, обслуживая до 140 тысяч пользователей.

О необходимости создания единой информационной системы заявлял ранее Верховный суд, предлагая распространить сервис «Картотека арбитражных дел» (КАД) на суды общей юрисдикции.

Какой вариант электронного сервиса будет выбран для судов общей юрисдикции — КАД или электронный сервис, опробуемый Мосгорсудом, — пока не ясно.

И пока этот вопрос решается, ГАС «Правосудие» готовится к выходу на Единый портал госуслуг. Там планируется открыть функцию подачи иска в электронном виде, реализовать сервис по определению подсудности: в какой суд обратиться в той или иной жизненной ситуации.

Кроме того, уже в этом году планируется ввести в эксплуатацию электронный банк исполнительных документов. Запланированы мероприятия по разработке электронных сервисов, обеспечивающие взаимодействие судебной системы с Федеральной налоговой службой и Роскомнадзором через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Судебный департамент до 2019 года планирует сформировать электронное хранилище судебных дел и документов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и единого архива документов судебной системы России.

Валерий Ермолов

3 августа 2015 года состоялось интервью с руководителем Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Леонидом Александровичем Юхневичем, который ответил на вопросы корреспондента компании "КонсультантПлюс" о перспективах развития и дальнейшего совершенствования различных сервисов электронного правосудия и информационных ресурсов судебной системы в нашей стране.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, без малого 10 лет назад началось внедрение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие") в деятельность судебных органов власти. Была проведена масштабная работа по информатизации системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества. В настоящее время началась работа над техническим проектом модернизации и дальнейшего развития ГАС "Правосудие". Расскажите, пожалуйста, какие новые функциональные возможности системы планируется реализовать и в какие сроки?

Юхневич Леонид Александрович: Необходимость модернизации ГАС "Правосудие" связана с новыми требованиями, которые предъявляются к судебной системе в связи со стремительным развитием информационных технологий и информационного общества в нашей стране. И в первую очередь это относится к электронному правосудию.

Изначально создаваемая для автоматизации работы судей, аппаратов судов и работы официальных интернет-сайтов система не предусматривала функционирование на своей платформе электронных сервисов для граждан и организаций, а также для ведомств, нуждающихся в информации от судебной системы. Хотя уже тогда уровень развития информационных технологий позволял предположить будущее расширение функционала ГАС "Правосудие". Перечень работ был настолько велик, что круг задач был сужен сознательно.

Постоянное развитие системы не прекращалось с момента введения ее в эксплуатацию. Однако расширение предназначения системы, в том числе включение в круг ее будущих пользователей граждан, организаций, органов власти и профессионального сообщества адвокатов, предопределили, что преобразование ГАС "Правосудие" выходит за рамки текущего развития и должно быть проведено в рамках масштабного проекта модернизации. Судебная реформа, объединившая структуры федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, также оказала огромное влияние на дальнейшие планы развития ГАС "Правосудие".

На данный момент основным документом, определяющим стратегию внедрения информационных технологий в деятельность судов и их взаимодействие с обществом, является Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утвержденная постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 439. Концепция определяет основные положения для планирования мероприятий и работ по внедрению электронного правосудия в едином информационном пространстве судов общей юрисдикции, арбитражных судов и участков мировых судей в рамках развития ГАС "Правосудие".

Внедрение сервисов электронного правосудия − это основное практическое направление реализации Концепции.

Вместе с тем понятие "электронное правосудие" не закреплено законодательно, из-за чего в СМИ и обществе его часто используют неоднозначно. Например, несправедливо сужают его до возможности подачи документов в суд или выдачи судебных актов в виде электронного документа, то есть до одного из его элементов. Неудивительно, что при таком подходе популярно мнение, что в России нет даже зачатков электронного правосудия.

Мы же в вопросе толкования понятия электронного правосудия опираемся на Концепцию развития информатизации судов и понимаем под ним способы и формы осуществления судами процессуальных действий с использованием информационных технологий, включая их взаимодействие с физическими и юридическими лицами в электронном виде.

К слову, одно из положений Концепции направлено как раз на то, чтобы законодательно закрепить понятие "электронное правосудие", а также правовой статус ГАС "Правосудие" и реализуемых ей сервисов электронного правосудия.

Хотя отдельные сервисы могут быть введены и уже вводятся в работу и без полной модернизации ГАС "Правосудие", введение их исчерпывающего перечня возможно только на базе модернизированной системы. Но уже сегодня отдельные элементы электронного правосудия функционируют в федеральных арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Функционирует СМС-оповещение участников процесса в большинстве судов страны, архивы постепенно переводятся в электронный вид, суды по решению председателя применяют видео-конференц-связь и аудио-, видеофиксацию.

Поэтапное внедрение всех остальных сервисов электронного правосудия, требующих модернизации ГАС "Правосудие", начнётся с 2017 года.

КонсультантПлюс: Среди приоритетных задач, стоящих перед Вашим учреждением, особое место занимает необходимость объединения автоматизированных систем арбитражных судов и ГАС "Правосудие" в единое информационное пространство. Какие сервисы, объединяющие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции, станут доступны для граждан одними из первых?

Леонид Александрович: Необходимо отметить, что работы по формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и участков мировых судей стартовали еще в 2008 году с внедрением в работу программного изделия для автоматизации работы мировых судей и сайтов участков мировых судей.

Как Вы знаете, изменения в законодательстве привели к необходимости корректировки мероприятий по информатизации судов в части формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей с учетом интеграции автоматизированных систем арбитражных судов в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие". Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утверждённая 19 февраля 2015 года предусматривает формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировых судей.

Формирование единого информационного пространства подразумевает комплекс мероприятий по обеспечению информационного взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов Судебного департамента по созданию совокупности баз данных и банков данных, созданию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных систем, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Наибольший общественный интерес вызывает один из самых востребованных сервисов, связанных с работой судебной системы, - объединённая картотека судебных дел. Концепцией информатизации судов до 2020 года предусмотрено учесть имеющийся опыт федеральных арбитражных судов по использованию Картотеки арбитражных дел при внедрении сервисов электронного правосудия в судах общей юрисдикции. Картотека арбитражных дел была создана по заданию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации приобрел лицензию на использование сервисов Картотеки арбитражных дел на пять лет у её разработчика в 2012 году. В начале 2015 года стартовали работы по объединению Картотеки арбитражных дел и Банка судебных решений судов общей юрисдикции, итогом чего станет объединённая картотека судебных дел.

В перспективе планируется запустить и другие сервисы, задействующие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

КонсультантПлюс: 14 мая 2015 года из зала Белгородского областного суда состоялась первая тестовая для судов общей юрисдикции интернет-трансляция судебного заседания. Каковы дальнейшие планы по обеспечению судов необходимыми техническими средствами для проведения таких трансляций и их повсеместному проведению?

Леонид Александрович: Техническое решение организации интернет-трансляций судебных заседаний готово. Но законодательных норм, регламентирующих это направление деятельности судов, сегодня не существует.

На данный момент специальным оборудованием для трансляций оснащены два суда общей юрисдикции (Белгородский областной суд и Октябрьский районный суд города Белгорода) и двадцать один арбитражных апелляционных суда (включая десять арбитражных судов округов).

Оборудование, поставленное в опытную зону, используется: на официальном интернет-сайте Белгородского областного суда регулярно проводятся трансляции судебных заседаний.

Государственным заданием на 2015 год предусмотрена закупка и установка 180 комплектов оборудования для интернет-трансляции судебных заседания в федеральные арбитражные суды на средства, заложенные в бюджет Федеральной целевой программы развития судебной системы на 2013-2020 годы на информатизацию арбитражных судов. Дальнейшее оснащение судов комплексами для интернет-трансляции будет проходить в соответствии с Государственным заданием, регламентирующим деятельность ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, и на выделяемые на данную работу бюджетные средства.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, насколько телекоммуникационная инфраструктура судов, в первую очередь в регионах, готова к увеличению нагрузки на существующие сети передачи данных? В каких объемах планируется развивать дополнительные широкополосные каналы связи? Как будут предотвращаться риски, связанные с возможностью утечки конфиденциальной информации, передаваемой посредством ТКС?

Леонид Александрович: В настоящее время все федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды объединены в единую закрытую телекоммуникационную сеть ГАС "Правосудие" (IP VPN) c топологией сети передачи данных "каждый-с-каждым". Это более 3 000 объектов автоматизации.

Вместе с тем, учитывая полномасштабное оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами видео-конференц-связи и, соответственно, проведение сеансов видео-конференц-связи, формирование и постоянную актуализацию единых баз данных по судимости (обезличенных и необезличенных), единого банка судебных решений (подвергшихся и не подвергшихся процедуре деперсонификации), в 2015 году общая емкость ведомственной сети ГАС "Правосудие" увеличена в 2,25 раза и составляет 10,1 Гбит/с. Для большей части районных (городских) и гарнизонных военных судов произведено увеличение скорости до гарантированных 2 Мбит/с. Данное увеличение скорости позволило не только решить указанные выше задачи, но и модернизировать сеть за счет перехода, во многих случаях, на волоконно-оптические линии связи.

Развитие ведомственной сети ГАС "Правосудие" будет направлено на выполнение задач Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", Федерального закона N 262-ФЗ от 22.12.2008 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", а также задач сбора и консолидации единых баз данных.

Проект модернизации ГАС "Правосудие" затрагивает и системы обеспечения безопасности. Системы безопасности информации будут модернизированы и приведены в соответствие с современными требованиями Федеральной службы безопасности и Федеральной службы технического и экспертного контроля Российской Федерации.

КонсультантПлюс: В настоящее время готовятся изменения в законодательство, касающиеся применения электронных документов в деятельности органов судебной власти. Благодаря этим изменениям в виде электронного документа в суд могут быть направлены ходатайство, заявление, жалоба, представление и письменные доказательства через портал госуслуг. Почему для внедрения этого элемента электронного правосудия была выбрана площадка электронного правительства?

Леонид Александрович: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сочли возможным использовать уже существующие решения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства для внедрения данного элемента электронного правосудия.

Использование Единого портала государственных услуг облегчает подачу документов в суд. Граждане получат возможность обращаться в суд через интернет, пройдя идентификацию только на ЕПГУ − без регистрации на портале ГАС "Правосудие".

Единая система идентификации и аутентификации с возможностью проверки подлинности участников судопроизводства, существующая на портале госуслуг, значительно упрощает техническое воплощение возможности подачи документов в суд.

Также планируется задействовать сервис информационно-платежного шлюза для реализации возможности оплаты госпошлины через электронные платежные системы и государственную электронную почтовую систему для дистанционного отслеживания этапов рассмотрения дела и автоматического уведомления сторон об изменении статуса рассмотрения судебного дела.

Применение готовых решений Минкомсвязи, реализованных на Едином портале государственных услуг, позволит существенно снизить затраты и сократить сроки внедрения сервисов электронного правосудия. Мероприятия по реализации этого проекта будут проводиться поэтапно начиная с 2016 года.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, мы благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - А. Галецкий