Функций прокуратуры российской федерации является. Прокуратура российской федерации

Прокуратура не входит в судебную власть . Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ-бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис-полнением действующих на ее территории законов. Она призва-на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за-конности, защиту и свобод человека и , а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол-нительными органами субъектов РФ, органами местного само-управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда-ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя-ется на органы управления и руководителей коммерческих и не-коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель-ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак-тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер-жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот-ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу-альным законодательством РФ, координа-цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре-ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст-вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда-ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово-ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату-ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол-номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе-но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за-конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован-ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи-нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор-ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот-ветствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про-тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го-сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра-зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен-ных объединений, преследующих политические цели, и их орга-низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со-вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч-ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ-ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине-ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли-ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка-кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да-вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про-изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду-смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо-вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв-ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст-венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку-роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако-нодательной и , представительных (зако-нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас-смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль-ными органами исполнительной власти, представительными (за-конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком-мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко-ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор-ганов таможенной службы и других правоохранительных орга-нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис-требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер-ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол-номочий необходимости совершенствования действующих нор-мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор-ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати-вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных . Такое право делает прокуроров ак-тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста-новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс-нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку-рор в установленном законом порядке принимает меры по при-влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност- лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация прокуратуры

Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при-равненные к ним военные и другие специализированные проку-ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга-нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе-тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво-бождается от должности Федерального Соб-рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене-рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести-тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан-ностей - один из заместителей Генерального прокурора в соот-ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет. Еже-годно он представляет палатам и Прези-денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ-ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова-нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро-ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку-рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку-роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под-чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк-турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе-мая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

И задачи которой будут рассмотрены далее, не относится к судебной системе. Работа в ее учреждениях и подразделениях является разновидностью федеральной госслужбы. Органами прокуратуры решаются задачи , направленные на надзор за соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Они призваны обеспечить защиту свобод, прав граждан, интересов государства и общества. Рассмотрим далее задачи органов прокуратуры, а также принципы, на которых базируется их работа.

Ключевые направления

Понятие и задачи прокуратуры закреплены в ФЗ № 2202-1. В 1 статье нормативного акта определены ключевые направления работы. Цели и задачи прокуратуры сводятся к обеспечению:

  1. Верховенства закона.
  2. Защите свобод,
  3. Укрепления и единства закона.
  4. Защиты государственных и общественных интересов.

Первое и второе направления считаются приоритетными. Вместе с тем недопустимо противопоставлять правозащитные задачи деятельности прокуратуры охране государственных и общественных интересов. Без обеспечения последней нельзя гарантировать защиту свобод и прав населения. Цели надзора можно разделить на конечные и ближайшие. К первым относят принятие мер по выявлению конкретного нарушения интересов граждан и их восстановление. В качестве конечного результата выступает создание условий, исключающих несоблюдение закона.

Задачи прокуратуры РФ

Они сформулированы в конституционных положениях, ФЗ № 2202-1, указаниях и приказах, прочих нормативных актах. Задачи органов прокуратуры связаны с обеспечением надзора за единообразным и точным соблюдением законов федеральными службами, министерствами и прочими институтами власти, региональными и территориальными структурами, подразделениями военного управления, контроля, их служащими, администрациями и руководителями организаций. В каждой отрасли, направлении работы ставятся конкретные вопросы и проблемы. Их разделяют на частные и общие. Все они связаны друг с другом, их реализация взаимообусловлена. Специальные и общие задачи органов прокуратуры закреплены Конституцией, законодательством и прочими актами, регламентирующими отдельные элементы надзора и другой работы института. Частные проблемы достаточно многочисленны и разнообразны. Они появляются в конкретных условиях работы института.

Основные задачи прокуратуры

В рамках надзора за соблюдением нормативных предписаний должностные лица в первую очередь осуществляют проверку соответствия издаваемых правовых документов Конституции, ФЗ, В входит:

  1. Защита интересов и прав организаций и граждан, ставших потерпевшими в преступлениях, личности от необоснованного и незаконного обвинения, ограничения свобод, осуждения.
  2. Обеспечение строго выполнения положений УПК при задержании подозреваемых.
  3. Соблюдение законности при применении мер пресечения и привлечении к ответственности по статьям УК.
  4. Выполнение нормативных предписаний и распоряжений Генпрокурора об объективном, всестороннем и полном изучении обстоятельств дела.

В рамках надзора за соблюдением законодательства администрациями учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, принудительных мер, назначенных судом, производятся проверки:

  1. Правомерности нахождения граждан в местах предварительного заключения, содержания задержанных, исправительных и прочих заведениях.
  2. Соблюдения прав и выполнения обязанностей осужденных, заключенных под стражу, задержанных и субъектов, подвергнутых принудительным мерам, установленных нормативными актами, обеспечения условий, порядка их содержания.

Участие в уголовных производствах

В рамках рассмотрения дел реализуются следующие :


Гражданское судопроизводство

В рамках рассмотрения споров в входит:

  1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
  2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
  3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
  4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан. Законодательство специально оговаривает соответствующие случаи.
  5. Внесение представлений в апелляционную надзорную, кассационную инстанции для обеспечения обоснованности, правомерности и справедливости актов, вынесенных судами общей юрисдикции.

Арбитражные процессы

В при разбирательстве экономических споров входит:

Исполнительное производство

В задачи прокуратуры также входит надзор за работой судебных приставов. В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы

Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения. Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями. реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне.

Ограничения

Следователи и прокуроры обладают особым статусом. Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе. Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры. Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями. Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.

Независимость

Законодательство запрещает всякое вмешательство в Любое воздействие структур власти, общественных организаций, СМИ, их должностных лиц и представителей для влияния на принимаемые решения или создания препятствий в работе служащих предполагает ответственность. Прокуроры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу дел, находящихся у них в производстве, предоставлять материалы кому-либо для ознакомления, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством. Должностные лица не связаны решениями, принимаемыми общественными объединениями. Никто не может без разрешения служащих обнародовать информацию о предварительном следствии и проверках до их окончания. Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, уклонение от явки по вызову влекут ответственность, определенную законом.

Права

Для реализации задач, прокуроры могут участвовать в заседаниях органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также территориальных структур власти. Они могут привлекаться к рассмотрению протестов и представлений, внесенных ими. Генпрокурор и служащие, подчиненные ему, координируют деятельность, направленную на борьбу с преступностью органов ВД, ФСБ, ФТС и иных правоохранительных структур. Для обеспечения реализации соответствующих полномочий организуются совещания, создаются рабочие группы, запрашивается статистическая и иная информация, осуществляются иные мероприятия, согласно Положению, утвержденному Президентом.

Дополнительно

Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов. Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд. При этом установлен определенный порядок подачи Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение. В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

Прокурор, согласно предписаниям законодательства, принимает необходимые меры для привлечения субъектов, совершивших нарушение, к ответственности. Нормативными актами не допускается пересылка жалобы в орган либо должностному лицу, действия или решения которых оспариваются.

Прокуратура Российской Федерации (далее - прокуратура) - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура в Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти - исполнительной, законодательной или судебной. Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации . Прокуратура является самостоятельным правоохранительным органом, который обеспечивает соблюдение законности в Российской Федерации. Основной, ведущей функцией прокуратуры является прокурорский надзор , который предопределяет ее социальное предназначение как государственного института.

История

В переводе с латинского «procure» означает «обеспечиваю, предотвращаю, забочусь». Указ Петра I о создании российской прокуратуры, прообразом которой послужила прокуратура Франции, издан 12 января 1722 г. Этим же указом при Правительствующем Се-нате была учреждена должность генерал-прокурора, ко-торому предписывалось надзирать за законностью дея-тельности государственных органов.

Суть самой должности прокурора Пётр I выразил словами, когда 18 января 1722 г. представлял сенаторам генерал-прокурора П. И. Ягужинского: «Вот моё око, коим я буду всё видеть…». С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об «оке государевом».

Функции прокурора были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее, основным назна-чением прокуратуры практически на всех этапах её существования (вплоть до 1864 г.) был надзор за исполнением законов государственными и обще-ственными органами.

В период судебной реформы 1864 г. произошел по-ворот прокуратуры от функции блюстителя законности, «ока государева», к функции обвинитель-ной власти - «обличения обвиняемых перед судом». Был введён институт государственных обвинителей, заимствованный с Запада .

Дореволюционные российские юристы и общественные деятели неоднократно отмечали необходимость нравственных начал в работе прокурора. Как писал известнейший русский криминалист И. Я. Фойницкий : «…в прокурорской деятельности , кроме стороны исполнительной, есть сторона творческая, духовная; она неотделима от личности со всеми её симпатиями и антипатиями, со всеми её убеждениями и даже предубеждениями; успех её, крайне важный для государства, может быть обеспечен только при условии широкого признания в лице прокурора человека, не поглощаемого в чиновнике» .

Российские учёные-правове-ды включили прокурора в уголовное судопроизводство, устранив инквизиционный процесс, но вместе с ним — и так называемый общий надзор, осуществляемый прокуратурой в дореформенный период. Прокуратура в России в таком виде просуществовала до ее упразднения Декретом о суде № 1, принятом СНК РСФСР 24 ноября 1917 г.

Опыт последующих лет показал необходимость воссоздания независимого органа, осуществлявшего от имени государства надзор за законностью. В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В. И. Ленин , написавший письмо «О «двойном» под-чинении и законности» . В этом письме изложены принципы организации и деятельности советской про-куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо-вательное закрепление принципы единства и централи-зации прокурорской системы и её независимости от местных влияний.

С момента своего воссоздания прокуратура не была самостоя-тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 г., при Верховном Суде СССР осу-ществляла надзор за законностью в стране во взаимо-действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб-лики.

Важное событие в истории прокуратуры — принятие 20 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», в котором определялись полномочия Прокурора Союза ССР.

Постановлени-ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нём были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор-ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде-ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

В период так называемой «хрущёвской оттепели», знаменующей отказ от сталинской уго-ловной политики, очередным важным этапом в разви-тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло-жения о прокурорском надзоре в СССР. В нём были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли прокуроров в его обеспечении. В Поло-жении были определены задачи, полномочия прокуро-ров, средства прокурорского реагирования на обнару-женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Принятие Конституции СССР 1977 г. обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР, который был принят 30 ноября 1979 г. В нём нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи-зации и функционирования органов советской проку-ратуры, основные направления их деятельности.

Распад СССР, новые политико-правовые и эконо-мические условия развития нашей страны, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, ростом разногласий во взаимоотношениях между Российской Федерацией и её субъектами, развитием рыночных отношений, обусловили необходимость принятия Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), в который 17 ноября 1995 г. были внесены существенные изменения. По сути можно говорить о принятии в 1995 г. нового Закона о прокуратуре. В законе сохранены и усилены положения, учитывающие преем-ственность отечественного правового опыта, в том числе направленность деятельности прокуратуры на обеспечение реальных га-рантий прав и свобод человека и гражданина.

Система прокуратуры Российской Федерации

Система прокуратуры Российской Федерации согласно Закону о прокуратуре включает в себя три основных звена - Генеральная прокуратура Российской Федерации , прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему органов прокуратуры также входят научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами .

К числу специализированных прокуратур относятся военные прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры за исполнением законов на особо режимных объектах, работа которых построена не по территориальному, а по предметному (функциональному) принципу.

Например, с учетом особенностей организации и управления в Вооруженных силах Российской Федерации (межрегиональный характер размещения войск, особый характер взаимоотношений органов военного управления с органами государственной власти и ) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами военного управления, соответствие законам издаваемых или правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей осуществляется военными прокуратурами.

Возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации .

В систему прокуратуры Российской Федерации с 2007 года входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации , который возглавляется Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Законом о прокуратуре определены цели и принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются:

  • принцип законности;
  • принцип единства;
  • принцип централизации или принцип подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим;
  • принцип независимости;
  • принцип гласности;
  • принцип «внепартийности» прокурорских работников.

Функции прокуратуры Российской Федерации

Основная функция прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. По своей природе эта деятельность многообразна, направления названной деятельности, имеющие собственный предмет надзора, принято называть отраслями прокурорского надзора. Закон выделяет четыре отрасли прокурорского надзора:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти , представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Закон о прокуратуре определяет полномочия прокурора применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора, регламентирует меры прокурорского реагирования на нарушение закона.

Например, при осуществлении надзора за исполнением закона (первая отрасль) и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (вторая отрасль) в целях выявления нарушения закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Для устранения выявленных нарушений прокурором могут быть приняты меры реагирования - протест , представление , постановление о возбуждении производства об административном правонарушении , а в целях предупреждения нарушений - объявление предостережения о недопустимости нарушений закона .

Применение актов реагирования отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Выбор того или иного средства реагирования относится к компетенции прокурора и зависит от характера нарушений закона, необходимости достижения стоящих перед прокуратурой задач по эффективному их устранению.

В ходе профилирующей надзорной деятельности наиболее ярко проявляется правозащитный потенциал прокуратуры, направленность ее деятельности на обеспечение верховенства закона и защиту прав человека и гражданина.

Выполнению надзорной функции призваны содействовать другие функции, возложенные на прокуратуру - уголовное преследование, координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью , участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами (арбитражными судами), участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество.

Прокуратура РФ – это единая система, осуществляющая от имени Российской Федерации надзорную функцию за соблюдение Конституции Российской Федерации. Главная функция прокуратуры заключается в соблюдении всех правил и выполнение законов Российской Федерации. Прокуратура действует как самостоятельная форма государственной службы, обеспечивает положительное решение по установлению законов и правопорядка в Российской Федерации.

Эта служба предоставляет гарантию охраны прав и интересов граждан, не противоречащие законодательству. В прокуратуру обращаются за помощью все, и в большинстве случаев получают грамотную и квалифицированную помощь. Работники прокуратуры имеют высшее юридическое образование, проходят специализированную подготовку и практику. Всегда готовы прийти на помощь. Функции прокуратуры, должны знать все. Попробуем с ними разобраться.

В первой статье федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» отражена основная функция прокуратуры – прослеживание соблюдения законов РФ. Так же прокуратура выполняет и ряд других функций, о которых упомянуто в статье закона. Итак, начнем.

Соблюдение исполнения законодательства подразделяется в свою очередь на несколько направлений:

Чтобы все правила соблюдались по закону законодательными, исполнительными органами, всех субъектов РФ, органами местного управления, военного управления, а так же самое главное федеральными ведомствами и министерствами;

Отслеживание соблюдения прав граждан федеральными министерствами, исполнительными и законодательными органами, а так же органами местного управления;

Отслеживание исполнение законодательства органами, занимающиеся розыскной деятельностью и предварительным следствием.

Отслеживание исполнения законов над теми органами, которые осуществляют наказание и меры их осуществления, это суды, и администрация - нахождения граждан в местах лишения свободы;

В прокуратуру поступают заявления с жалобами от физических и юридических лиц. В заявлениях содержится информация о нарушении закона теми или иными лицами и субъектами.

Кроме установленных функций прокуратура имеет собственную свободную функцию – это уголовное преследование за совершение преступления. Прокуратура имеет право самостоятельно возбудить уголовное дело и поручить его расследование соответствующим органам. При судебных процессах функция прокуратуры - роль обвинителя по уголовным делам.

Кроме возбуждения уголовного дела прокуратура вправе выдвинуть предупредительные письма, содержащие информацию о штрафе и последующем наказанием за его не исполнение в установленные сроки: это касается водителей автомобилей, которые отказываются вовремя платить штрафы за нарушение правил дорожного движения; граждан, не платящих алименты, налоги, укрывающие свои доходы. Сотрудники прокуратуры действуют только по закону, и из жалости или еще из других человеческих чувств действовать не имеют права.

Теперь вы знаете, в чем заключаются основные функции сорудников прокуратуры РФ и имеете полное право использовать свои знания в свою пользую.

Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти. Обязанности В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

Основные функции прокуратуры рф

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: — законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Основные функции и задачи прокуратуры

Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами. (абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) 3.

9.4. функции прокуратуры

Должностные лица реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне. Ограничения Следователи и прокуроры обладают особым статусом.


Важно

Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе. Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры.


Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями. Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.
Независимость Законодательство запрещает всякое вмешательство в прокурорский надзор.

Перейти к загрузке файла Прокурорский надзор Прокурорский надзор является главным направлением деятельности Прокуратуры РФ. Предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства Российской Федерации.

Функции прокуратуры российской федерации

В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ; – участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов; – издательскую.

Статья 1. прокуратура российской федерации

Внимание

Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов.


В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Функции прокуратуры рф

В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения.
Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями.

Функции прокуратуры рф кратко

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. 7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.) 8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами. 9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. 10.Участие в правотворческой деятельности.

Функции прокуратуры рф реферат

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами.
Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.