Факторы среды определяющие безопасность жизнедеятельности. Химические факторы - Безопасность жизнедеятельности человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Среда обитания сельского и городского жителя, ее негативные факторы

2. Загрязнение атмосферы вредными веществами. Меры борьбы и средства защиты.

3. Последствия промышленных взрывов.

4. Доврачебная помощь при укусах животных, змей, ядовитых насекомых.

5. Состояние и особенности охраны труда и травматизма в отраслях сельскохозяйственного производства (животноводстве, пчеловодстве, растениеводстве).

6. Охарактеризуйте требования к спецодежде, спецобуви, другим средствам индивидуальной защиты. Применение их во время трудового процесса.

Список использованной литературы

1. Среда обитания сельского и городског о жителя, ее негативные факторы

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственную среду, созданную человеком и социальную среду.

По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Под опасным принято понимать такой фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях может привести к травме или другому резкому ухудшению здоровья, а под вредным - воздействие которого приводит к заболеванию или снижению работоспособности и является более опасным для человека.

По характеру воздействия вредные вещества делятся на:

* токсические - вызывающие отравление всего организма (окись углерода, циан, свинец, ртуть, мышьяк, бензол и др., а также их соединения);

* раздражающие - вызывающие раздражение дыхательного центра и слизистых оболочек (хлор, аммиак, ацетон, фтористый водород, циан, окислы азота и др.);

* сенсибилизирующие - вызывающие аллергические реакции (формальдегид, растворители и лаки на основе нитросоединений и т.п.);

* канцерогенные - вызывающие развитие раковых заболеваний (никель и его соединения, хром и его соединения, амины, асбест, бензоевая кислота и т.п.);

* мутагенные - вызывающие изменение наследственных признаков (свинец, марганец, стирол, радиоактивные вещества и т.п.);

* влияющие на репродуктивную функцию человека (ртуть, свинец, марганец, стирол, радиоактивные вещества и т.п.).

2. Загрязнени е атмосферы вредными веществами

Меры борьбы и средства защиты

Атмосфера -- это газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли. Главными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон, углекислый газ.

Загрязнение атмосферы имеет естественное и искусственное происхождение.

Среди естественных факторов выделяют:

а) внезапное загрязнение воздуха космической пылью и космическим излучением;

б) земное загрязнение атмосферы при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожаров, возникающих от ударов молний, выносе морских солей.

Искусственное загрязнение атмосферы разделяют на радиоактивное, электромагнитное, шумовое, дисперсное и газообразное, а также по отраслям промышленности и видам технологических процессов.

Сжигание ископаемого топлива (уголь, нефть) играет определяющую роль в загрязнении атмосферы. За счет газов антропогенного происхождения образуются кислотные осадки и смог. Кислотные осадки -- это серная и азотная кислоты, образующиеся при растворении в воде диоксидов серы и азота и выпадающие на поверхность земли вместе с дождем, туманом, снегом или пылью.

В атмосферном воздухе, в первую очередь в воздухе промышленных центров и городов, в результате сложных химических реакций смеси газов (главным образом окислов азота и углеводородов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей), протекающих в нижних его слоях под действием солнечного света, образуются различные вещества, которые, накапливаясь, образуют ядовитый туман -- смог.

К основным загрязнителям атмосферы, которых по данным ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), ежегодно выделяется до 25 млрд т, относят:

Диоксид серы и частицы пыли -200 млн т/год;

Оксиды азота (NxOy)-60 млн т/год;

Оксиды углерода (СО иСО2)-8000 млн т/год;

Углеводороды (СхНу) -80 млн т/год.

Россия входит в Конвенцию по SO2 и участвует во всех процессах, способствующих снижению выбросов окислов серы в атмосферу.

Разработано большое число методов для улавливания двуокиси серы из отходящих дымовых газов. Весьма привлекательными оказались скрубберные установки, дающие отходы в виде продуктов, имеющих спрос на рынке: один из таких скрубберов производит серу высокой чистоты, другой - разбавленную серную кислоту.

Оксиды азота(Nx Oy). В природе оксиды азота образуются при лесных пожарах. Высокие концентрации оксидов азота в городах и окрестностях промышленных предприятий связаны с деятельностью человека.

Загрязняют атмосферу:

N2O - оксид азота 1 (веселящий газ), обладают наркотическими свойствами, используется при хирургических операциях;

NO - оксид азота 2, действует на нервную систему человека, вызывает паралич и судороги, связывает гемоглобин крови и вызывает кислородное голодание;

NO2 N2 O4 - оксиды азота V (N2O4 = 2NO2), при взаимодействии водой образуют азотную кислоту 4NO2+2H2O+O2 = 4HNO3. Вызывают поражение дыхательных путей и отек лёгких.

Оксид углерода 2(СО). Концентрация оксида углерода 2 в городском воздухе больше, чем любого другого загрязнителя. Однако поскольку этот газ не имеет не цвета, ни запаха, ни вкуса, наши органы чувств не в состоянии обнаружить его.

Самый крупный источник оксида углерода в городах - автотранспорт. В большинстве городов свыше 90% СО попадает в воздух вследствие неполного сгорания углерода в моторном топливе по реакции: 2С+ О2 = 2СО. Полное сгорание дает в качестве конечного продукта диоксид углерода: С+О2=СО2.

Для достижения установленного стандарта выхлопные газы смешиваются с воздухом в присутствии катализатора. Дальнейшее окисление оставшегося оксида углерода происходит в каталитическом преобразователе (платина - палладий).

Другой источник оксида углерода - табачный дым, с которым сталкиваются не только курильщики, но и их ближайшее окружение. Доказано, что курильщики поглощая вдвое больше оксида углерода по сравнению с некурящими.

СО2 (Оксид углерода 4) Влияние углекислого газа (СО2) связано с его способностью поглощать инфракрасное излучение в диапазоне длин волн от 700 до 1400 нм. Земля, как известно, получает практически всю свою энергию от Солнца в лучах видимого участка спектра (о 400 до 700 нм), отражает в виде длинноволнового ИК - излучения.

Пыль. Причины основных выбросов в атмосферу- это пыльные бури, эрозия почвы, вулканы, морские брызги. Около 15-20% общего количества пыли и аэрозолей в атмосфере дело рук человека: производство стройматериалов, дробление пород в горнодобывающей промышленности, производство цемента, строительство.

Физико-химические методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей.

Основное направление защиты воздушного бассейна от загрязнений вредными веществами - создание новой безотходной технологии с замкнутыми циклами производства и комплексным использованием сырья.

Многие действующие предприятия используют технологические процессы с открытыми циклами производства. В этом случае отходящие газы перед выбросом в атмосферу подвергаются очистке с помощью скрубберов, фильтров и т.д. Это дорогая технология, и только в редких случаях стоимость извлекаемых из отходящих газов веществ может покрыть расходы на строительство и эксплуатацию очистных сооружений.

Наиболее распространены при очистке газов адсорбционные, абсорбционные и каталитические методы. Санитарная очистка промышленных газов включает в себя очистку от СО2 , СО, оксидов азота, SO2, от взвешенных частиц.

Можно выделить несколько методов улавливания частиц пыли: гравитационное оседание; центрифугирование; электростатическое оседание; инерционное соударение; прямой захват; диффузия.

Все процессы очистки осуществляются с помощью специальных фильтров. Скрубберов и т.д.

3. П оследствия промышленных взрывов

Взрыв - это происходящее внезапно (стремительно, мгновенно) событие, при котором возникает кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме.

Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности детонационной и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения могут доходить до нескольких километров. Различают три зоны действия взрыва.

Зона -1 действие детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.

Зона II -действие продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.

Зона III -действие воздушной ударной волны. Эта зона включает три подзоны: III а - сильных разрушений, IIIб- средних разрушений, IIIв - слабых разрушений. На внешней границе зоны III ударная волна вырождается в звуковую, слышимую на значительных расстояниях.

4. Доврачебная помощь при укусах животных, змей, ядовитых насекомых

При оказании первой помощи пострадавшему от укуса животного не следует стремиться к немедленной остановке кровотечения, т.к. оно способствует удалению из раны слюны животного. Рану промывают мыльным раствором, кожу вокруг нее обрабатывают раствором антисептического средства (спиртовым раствором йода, раствором марганцовокислого калия, этиловым спиртом и др.), а затем накладывают стерильную повязку. Пострадавшего доставляют в травматологический пункт или другое лечебное учреждение. Вопрос о проведении прививок против бешенства решает врач.

При оказании помощи пострадавшему от укуса змеи категорически запрещаются следующие мероприятия:

* Прижигание места укуса.

* Обкалывание места укуса любыми препаратами.

* Разрезы места укуса.

* Перетягивание конечности жгутом (кроме укуса кобры).

* Употребление алкоголя в любых количествах.

При укусе змеи оказание первой медицинской помощи следует начинать с немедленного энергичного отсасывания содержимого ранок в течение 10-15 (20) минут (в первые 6 минут удаляется около 3/4 всего извлекаемого яда) с его отплевыванием, что позволяет удалить от 30 до 50% всего введенного в организм яда. Если ранки подсохли, их предварительно «открывают» надавливанием на складку кожи. Процедура отсасывания змеиного яда безопасна при отсутствии ранок во рту пострадавшего при самопомощи или во рту оказывающего помощь. Яд, попавший в желудок, обезвреживается желудочным соком!

Пораженная конечность должна оставаться неподвижной.

При обнаружении клеща нельзя его раздавливать или удалять с применением усилий. Необходимо наложить ватный тампон смоченный растительным маслом на клеща. В течение 20-30 минут клещ отпадает сам или легко удалится при незначительном потягивании. Ранку следует обработать йодом и срочно обратиться в лечебное учреждение для проведения профилактики клещевого энцефалита.

5. Состояние и особенности охраны труда и травматизма в отраслях сельскохозяйственного производств а (животноводстве, пчеловодстве, растениеводстве)

Анализ статистических данных показывает, что в агропромышленном комплексе (АПК) России нет отраслей, в которых показатель по травматизму с тяжелым исходом имел бы благоприятные тенденции. Наиболее тяжелое положение сложилось в растениеводстве, животноводстве, ремонте и техническом обслуживании машин. На две основные отрасли производства - растениеводство и животноводство приходится почти половина всех производственных травм. Каждая пятая травма с летальным и тяжелым исходом в АПК происходит при ремонте и техническом обслуживании машин.

В настоящее время существующая отраслевая система управления охраной труда в сельском хозяйстве лишена главного звена и фактически отсутствует (в новом Положении о Минсельхозе России исключен раздел об охране труда и, соответственно, исключена функция управления охраной труда, а также ликвидирован отдел охраны труда). Формально вопросы охраны труда отнесены к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которое практически охраной труда в сельском хозяйстве не занимается.

Приоритетность, значимость вопросов охраны труда существенно снижены и подорваны. Понижен правовой статус органа, непосредственно занимающегося вопросами государственного управления охраной труда, хотя в Конституции, Трудовом кодексе России как в социальном государстве четко записаны положения об охране труда в нашей стране как на федеральном, так и на региональном уровнях органов исполнительной власти.

Подобные действия вышестоящих органов не способствуют обеспечению должного внимания к охране труда в регионах, на предприятиях, в хозяйствах АПК, повышению уровня безопасности и защищенности работников сельского хозяйства, в том числе работников на предприятиях ремонта и техсервиса МТП в АПК.

Сельскохозяйственный травматизм. Сюда относится совокупность факторов и условий, при которых возникают повреждения, связанные с сельскохозяйственными работами. Современное социалистическое земледелие, машинизация сельского хозяйства изменили характер сельскохозяйственного травматизма. Повреждения, полученные во время сельскохозяйственных работ, с одной стороны, совпадают с бытовыми травмами (падения, ушибы, раны, нанесенные домашними животными и т. д.), с другой -- в связи с механизацией труда в деревне эти повреждения приближаются по своему характеру к промышленным травмам. Однако здесь должны быть учтены особенности быта, метеорологические условия, нередко отражающиеся на количестве повреждений.

Особенностью этого вида травматизма является нередко наблюдаемое загрязнение ран землей, которое иногда осложняется инфекцией, в том числе анаэробной (столбняк).

Приближение врачебной помощи к населению, первичная обработка ран и ранняя госпитализация, несомненно, создают надлежащие условия для лечения пострадавших.

Следует отметить, что после Великой Отечественной войны сельскохозяйственный травматизм снизился по сравнению с довоенным. Это связано с широкой механизацией основных сельскохозяйственных работ и значительным улучшением техники безопасности (оградительные приспособления, соблюдение правил индивидуальной защиты).

Бытовой травматизм. Бытовой травматизм охватывает повреждения, получаемые в различных условиях бытовой обстановки (падение с высоты, во время уборки квартиры, ожоги во время приготовления пищи и т. п.). Многообразие моментов, лежащих в основе бытовой травмы, обусловливает и различную тяжесть повреждений, однако в своей массе этот вид травмы значительно легче уличной.

6. Охарактеризуйте требования к спецодежде, спецобуви, другим средствам индивидуальной защиты

Применение их во время трудового процесса.

Требования, предъявляемые к спецодежде, учитывают весь комплекс показателей качества Условно эти показатели можно разделить на специализированные (свои для каждой группы спецодежды) и общие (для всех групп). К специализированным свойствам относится теплопроводность, устойчивость к пыли, защита от кислот и т.п.

Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-87.

Спецодежду в зависимости от категории перерабатываемых грузов следует подвергать стирке, химчистке, обезвреживанию и другим видам санитарной обработки в соответствии с действующими нормами, утвержденными в установленном порядке.

Рабочие при получении спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты должны быть проинструктированы о порядке пользования этими средствами и ознакомлены с требованиями по уходу за ними.

При наличии опасности падения предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски установленных образцов.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует использовать средства индивидуальной защиты в зависимости от вида груза и условий ведения работ.

Средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям СТ СЭВ 1086-78 и стандартов СЭВ на средства защиты конкретных видов.

Интересно, что до середины XIX века во всем мире существовало единое представление о внешнем виде и стиле одежды для рабочих, едиными были и требования к спецодежде, которые, кстати, сохранились и до сего дня.

Что касается внешнего вида и стиля, то на протяжении веков спецодежда внешне практически не изменялась до того момента, пока не был придуман комбинезон, а после него - джинсы. Удобство (это одно из требований к спецодежде) в итоге привело к тому, что вещи, которые предназначались для рабочих, постепенно перекочевали в повседневный гардероб и даже со временем стали очень модными.

В наше время ассортимент спецодежды настолько расширился, что практически любой рабочий сможет подобрать для себя идеальную одежду для работы. Виды спецодежды, а также материал для нее и покрой, были продиктованы требованиями к ней. Так, например, халат для врача и для рабочего химической промышленности будут отличаться и покроем, и материалом (качество и свойства). Спецодежда подразделяется на множество видов: медицинская, рабочая, корпоративная, для работников сферы услуг, промоодежда и т.д.

Для пошива спецодежды используется различный материал и пропитки, которые придают ему нужные свойства. Требования к материалу различны, в зависимости от назначения рабочей одежды. Например, для пошива медицинской одежды (халаты, костюмы) необходима натуральная ткань, которая бы обладала высокой степенью гигроскопичности и кровоотталкивающими свойствами. Спецодеждасварщика должна быть пошита из брезента, сочетающегося с различного рода пропитками. Рабочая одежда для работников сферы услуг должна отлично отстирываться и также иметь отличные характеристики гигроскопичности и воздухопроницаемости.

Что же касается внешнего вида, то совершенно недавно стали уделять этому фактору надлежащее внимание. Дело в том, что внешний вид рабочей одежды в различной степени влияет на настроение/настрой рабочего, что в итоге сказывается и на производительности. Поэтому сегодня можно встретить спецодежду различных оттенков и покроя.

С помощью одежды вокруг тела создаётся искусственный микроклимат, в пододёжном пространстве поддерживаются ровная температура (28--32°С), невысокая относительная влажность (20--40%) и слабое движение воздуха. Одежда уменьшает теплопотери организма, сохраняя его энергетические ресурсы, защищает кожный покров от механических и химических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых и др. Основные гигиенические требования к спецодежде -- соответствие теплозащитной способности и воздухопроницаемости ее климатическим условиям, интенсивности мышечной работы, особенностям пола, состояния здоровья и т.п. Конструкция и покрой спецодежды должны обеспечивать максимальную свободу движений, отсутствие затруднений дыхания и кровообращения.

7. Задача

Определите необходимую площадь окон, если площадь пола 100м 2 , коэффициент естественной освещенности 2%, световая характеристика окон 20, коэффициент затенения противостоящим зданием 1, общий коэффициент светопропускания проема 0,3, коэффициент отражения света от стен и потолка 3. Как изменится рассчитываемая площадь, если коэффициент затенения уменьшится?

Решение По расчетам из данной формулы получается, что необходимая площадь окон равна 0,444 , рассчитанная площадь уменьшится, если коэффициент затенения уменьшить.

Список использованной литературы

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа 2000

2. Беляков Т.И. Охрана труда.-М.: «Колос», 1995

3. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности. -М.: 2008

Подобные документы

    Внешний вид ядовитых змей Приморья: уссурийский и каменистый щитомордники, сахалинская гадюка. Токсикология яда гадюковых и клиническая картина поражения. Первая помощь при укусе змеи. Ядовитые медузы Приморья, среда их обитания, токсикология яда.

    презентация , добавлен 09.03.2017

    Принципы, методы, средства обеспечения безопасности. Эволюция среды обитания под воздействием деятельности человека. Загрязнение почвы, гидро- и атмосферы и средства их защиты. Техногенные опасности и их воздействие на человека. Организация охраны труда.

    курс лекций , добавлен 19.12.2012

    Техника безопасности и охрана труда. Виды воздействия электрического тока на организм человека. Виды инструктажей, порядок их проведения. Первая доврачебная помощь при термических, химических, электрических ожогах. Горение; пожаровзрывоопасные вещества.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2008

    Перспектива развития науки о безопасности жизнедеятельности. Охрана атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Средства защиты атмосферы. Теоретические основы БЖД в системе "человек - среда обитания – машина - ЧС".

    контрольная работа , добавлен 02.02.2011

    Состав атмосферы, гидросферы и литосферы, источники их загрязнения. Негативные воздействия техносферы на окружающую среду. Факторы влияния на производительность труда. Факторы опасности химического, биологического и психофизиологического происхождения.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Среда обитания и жизнедеятельности человека. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности. Техногенные опасности в зоне действия технических систем. Классификация основных форм деятельности человека. Допустимые условия труда.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Вредные вещества и их действие на человека. Загрязнение атмосферы. Воздействие вибраций и акустических колебаний на человека. Действие ионизирующих излучений на организм человека.

    реферат , добавлен 06.11.2005

    Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Основы физиологии, гигиены труда и производственной санитарии. Основы техники безопасности. Охрана труда в отрасли. Запыленность атмосферы и профессиональные заболевания.

    реферат , добавлен 10.11.2003

    Порядок выдачи, хранения, ремонта спецодежды и спецобуви. Действие электрического тока на организм человека и животных. Меры безопасности при эксплуатации зерноочистительных машин и зерносушилок. Виды и содержание инструктажей и обучения по охране труда.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2014

    Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.

С самого рождения человек сталкивается с различными опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Для того чтобы не подвергать собственную жизнь риску, каждый должен иметь определенный набор знаний, которые помогут защитить его от этих угроз и опасностей. Вопросами разработки правильных способов защиты от негативных технических и природных воздействий и безопасного взаимодействия людей с окружающей средой занимаются представители такой научной области, как безопасность жизнедеятельности. Эта статья поможет разобраться с тем, что такое БЖД, а также какие цели и задачи преследует эта дисциплина.

Определение и основные понятия

Перед тем как начать глобальное рассмотрение вопроса, что такое БЖД, для начала необходимо дать ему четкое определение. Итак, безопасность жизнедеятельности - это наука, которая рассматривает вопросы о взаимодействии человека с технической сферой, а также взаимодействие людей с природной средой. А также система БЖД включает в себя разработку основных правил и рекомендаций по защите человека от различных негативных факторов. Объектом безопасности жизнедеятельности является человек, а предметом изучения БЖД - выработка безопасного и комфортного существования людей.

Правила безопасного поведения, которые выводит эта наука, основываются на практическом опыте человечества, а также на теоретической основе других смежных наук.

В понятие БЖД также входит и одноименная школьная дисциплина, которой обучают детей с целью привития им знаний о возможных опасностях и угрозах. Основы БЖД помогают приобрести теоретический и практический опыт поведения в сложных или чрезвычайных ситуациях.

Задачи

После того как было дано определение, что такое БЖД, крайне важно понять, какие задачи ставит перед собой эта область знаний. Основными задачами этой дисциплины являются:

  • определение, классификация и оценка различных негативных воздействий внешней среды обитания;
  • предупреждение различных негативных воздействий;
  • ликвидация последствий негативного воздействия;
  • контроль за окружающей средой;
  • создание для человека комфортного и безопасного состояния внешней окружающей среды;
  • обучение людей правильному поведению в условиях угрозы или воздействия негативных факторов.

Таким образом, можно сказать, что задачи безопасности жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленный на защиту человека от различных негативных факторов.

Цели

Основополагающей целью БЖД является пропаганда знаний, направленных на уменьшение смертельных случаев, и сохранение здоровья людей, столкнувшихся с опасными внешними факторами. Безопасность жизнедеятельности является крайне важной наукой, так как благодаря ей есть возможность научить людей правильно действовать при угрозах.

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

Данная наука занимается определением и классификацией факторов, которые делятся на опасные и вредные. Вредными факторами являются те, которые приводят к ухудшению здоровья и могут понизить работоспособность человека, однако после отдыха человек приходит в норму, и его организм способен продолжать функционировать. Опасные факторы - это те, которые приводят к травматизму, нарушениям здоровья или смерти человека.

Оба этих фактора бывают природными и антропогенного характера. Опасные и вредные факторы делятся на биологические, химические, физические и психофизические.

Биологические факторы - это грибки, бактерии и вирусы, а также выбросы предприятий, биологическое оружие, средства для обработки растений и т. д.

Химические факторы - это вещества, которые вдыхает или употребляет человек, а также химическое оружие.

Физические факторы - это влажность и температура воздуха, солнечная радиация, скорость ветра, атмосферное давление, а также различные вибрации и шумы, ток, ионизирующее излучение, оружие массового поражения и т. д.

Психофизические факторы - это нервно-психологическое воздействие на человека.

Заключение

Подводя итог рассмотрению вопроса, что такое БЖД, следует отметить, что человек на протяжении всей жизни сталкивается с множеством опасных и вредных факторов. Отсутствие теоретического и практического опыта защиты собственной жизни может привести к летальному исходу, что в сумме создает угрозу повышения уровня смертности.

Каждый человек должен самостоятельно взять на себя ответственность за свою безопасность с целью сохранения собственной жизни людей. А для того чтобы понимать, как правильно вести себя при угрозах, поможет заблаговременное и тщательное изучение такой дисциплины, как безопасность жизнедеятельности.

1. Среда обитания сельского и городского жителя, ее негативные факторы

2. Загрязнение атмосферы вредными веществами. Меры борьбы и средства защиты.

3. Последствия промышленных взрывов.

4. Доврачебная помощь при укусах животных, змей, ядовитых насекомых.

5. Состояние и особенности охраны труда и травматизма в отраслях сельскохозяйственного производства (животноводстве, пчеловодстве, растениеводстве).

6. Охарактеризуйте требования к спецодежде, спецобуви, другим средствам индивидуальной защиты. Применение их во время трудового процесса.

Список использованной литературы


1. Среда обитания сельского и городского жителя, ее негативные факторы

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственную среду, созданную человеком и социальную среду.

По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Под опасным принято понимать такой фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях может привести к травме или другому резкому ухудшению здоровья, а под вредным - воздействие которого приводит к заболеванию или снижению работоспособности и является более опасным для человека.

По характеру воздействия вредные вещества делятся на:

Токсические - вызывающие отравление всего организма (окись углерода, циан, свинец, ртуть, мышьяк, бензол и др., а также их соединения);

Раздражающие - вызывающие раздражение дыхательного центра и слизистых оболочек (хлор, аммиак, ацетон, фтористый водород, циан, окислы азота и др.);

Сенсибилизирующие - вызывающие аллергические реакции (формальдегид, растворители и лаки на основе нитросоединений и т.п.);

Канцерогенные - вызывающие развитие раковых заболеваний (никель и его соединения, хром и его соединения, амины, асбест, бензоевая кислота и т.п.);

Мутагенные - вызывающие изменение наследственных признаков (свинец, марганец, стирол, радиоактивные вещества и т.п.);

Влияющие на репродуктивную функцию человека (ртуть, свинец, марганец, стирол, радиоактивные вещества и т.п.).

2. Загрязнение атмосферы вредными веществами

Меры борьбы и средства защиты

Атмосфера - это газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли. Главными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон, углекислый газ.

Загрязнение атмосферы имеет естественное и искусственное происхождение.

Среди естественных факторов выделяют:

а) внезапное загрязнение воздуха космической пылью и космическим излучением;

б) земное загрязнение атмосферы при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожаров, возникающих от ударов молний, выносе морских солей.

Искусственное загрязнение атмосферы разделяют на радиоактивное, электромагнитное, шумовое, дисперсное и газообразное, а также по отраслям промышленности и видам технологических процессов.

Сжигание ископаемого топлива (уголь, нефть) играет определяющую роль в загрязнении атмосферы. За счет газов антропогенного происхождения образуются кислотные осадки и смог. Кислотные осадки - это серная и азотная кислоты, образующиеся при растворении в воде диоксидов серы и азота и выпадающие на поверхность земли вместе с дождем, туманом, снегом или пылью.

В атмосферном воздухе, в первую очередь в воздухе промышленных центров и городов, в результате сложных химических реакций смеси газов (главным образом окислов азота и углеводородов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей), протекающих в нижних его слоях под действием солнечного света, образуются различные вещества, которые, накапливаясь, образуют ядовитый туман - смог.

К основным загрязнителям атмосферы, которых по данным ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), ежегодно выделяется до 25 млрд т, относят:

Диоксид серы и частицы пыли -200 млн т/год;

Оксиды азота (NxOy)-60 млн т/год;

Оксиды углерода (СО иСО2)-8000 млн т/год;

Углеводороды (СхНу) -80 млн т/год.

Россия входит в Конвенцию по SO2 и участвует во всех процессах, способствующих снижению выбросов окислов серы в атмосферу.

Разработано большое число методов для улавливания двуокиси серы из отходящих дымовых газов. Весьма привлекательными оказались скрубберные установки, дающие отходы в виде продуктов, имеющих спрос на рынке: один из таких скрубберов производит серу высокой чистоты, другой - разбавленную серную кислоту.

Оксиды азота(NxOy). В природе оксиды азота образуются при лесных пожарах. Высокие концентрации оксидов азота в городах и окрестностях промышленных предприятий связаны с деятельностью человека.

Загрязняют атмосферу:

N2O – оксид азота 1 (веселящий газ), обладают наркотическими свойствами, используется при хирургических операциях;

NO – оксид азота 2, действует на нервную систему человека, вызывает паралич и судороги, связывает гемоглобин крови и вызывает кислородное голодание;

NO2 N2 O4 – оксиды азота V (N2O4 = 2NO2), при взаимодействии водой образуют азотную кислоту 4NO2+2H2O+O2 = 4HNO3. Вызывают поражение дыхательных путей и отек лёгких.

Оксид углерода 2(СО). Концентрация оксида углерода 2 в городском воздухе больше, чем любого другого загрязнителя. Однако поскольку этот газ не имеет не цвета, ни запаха, ни вкуса, наши органы чувств не в состоянии обнаружить его.

Самый крупный источник оксида углерода в городах – автотранспорт. В большинстве городов свыше 90% СО попадает в воздух вследствие неполного сгорания углерода в моторном топливе по реакции: 2С+ О2 = 2СО. Полное сгорание дает в качестве конечного продукта диоксид углерода: С+О2=СО2.

Для достижения установленного стандарта выхлопные газы смешиваются с воздухом в присутствии катализатора. Дальнейшее окисление оставшегося оксида углерода происходит в каталитическом преобразователе (платина - палладий).

Другой источник оксида углерода – табачный дым, с которым сталкиваются не только курильщики, но и их ближайшее окружение. Доказано, что курильщики поглощая вдвое больше оксида углерода по сравнению с некурящими.

СО2 (Оксид углерода 4) Влияние углекислого газа (СО2) связано с его способностью поглощать инфракрасное излучение в диапазоне длин волн от 700 до 1400 нм. Земля, как известно, получает практически всю свою энергию от Солнца в лучах видимого участка спектра (о 400 до 700 нм), отражает в виде длинноволнового ИК – излучения.

Пыль. Причины основных выбросов в атмосферу- это пыльные бури, эрозия почвы, вулканы, морские брызги. Около 15-20% общего количества пыли и аэрозолей в атмосфере дело рук человека: производство стройматериалов, дробление пород в горнодобывающей промышленности, производство цемента, строительство.

Физико-химические методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей.

Основное направление защиты воздушного бассейна от загрязнений вредными веществами – создание новой безотходной технологии с замкнутыми циклами производства и комплексным использованием сырья.

Многие действующие предприятия используют технологические процессы с открытыми циклами производства. В этом случае отходящие газы перед выбросом в атмосферу подвергаются очистке с помощью скрубберов, фильтров и т.д. Это дорогая технология, и только в редких случаях стоимость извлекаемых из отходящих газов веществ может покрыть расходы на строительство и эксплуатацию очистных сооружений.

Наиболее распространены при очистке газов адсорбционные, абсорбционные и каталитические методы. Санитарная очистка промышленных газов включает в себя очистку от СО2 , СО, оксидов азота, SO2, от взвешенных частиц.

Можно выделить несколько методов улавливания частиц пыли: гравитационное оседание; центрифугирование; электростатическое оседание; инерционное соударение; прямой захват; диффузия.

Все процессы очистки осуществляются с помощью специальных фильтров. Скрубберов и т.д.

3. Последствия промышленных взрывов

Взрыв – это происходящее внезапно (стремительно, мгновенно) событие, при котором возникает кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме.

Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности детонационной и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения могут доходить до нескольких километров. Различают три зоны действия взрыва.

Зона -1 действие детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.

Зона II -действие продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.

Зона III -действие воздушной ударной волны. Эта зона включает три подзоны: III а - сильных разрушений, IIIб- средних разрушений, IIIв - слабых разрушений. На внешней границе зоны III ударная волна вырождается в звуковую, слышимую на значительных расстояниях.

4. Доврачебная помощь при укусах животных, змей, ядовитых насекомых

При оказании первой помощи пострадавшему от укуса животного не следует стремиться к немедленной остановке кровотечения, т.к. оно способствует удалению из раны слюны животного. Рану промывают мыльным раствором, кожу вокруг нее обрабатывают раствором антисептического средства (спиртовым раствором йода, раствором марганцовокислого калия, этиловым спиртом и др.), а затем накладывают стерильную повязку. Пострадавшего доставляют в травматологический пункт или другое лечебное учреждение. Вопрос о проведении прививок против бешенства решает врач.

Определение и значение основных понятий

Науки БЖД

В XXI в. человечество вступило в эпоху грандиозных социальных, техниче­ских и культурных перемен, которую ученые называют глобальной революцией. На смену первым двум «волнам цивилизации», аграрной и индустриальной, приходит третья «волна» - постиндустриальная. Она характеризуется тем, что современные технологии достигли мощности, сопоставимой с мощностями гео­логических процессов, человечество вышло в космос, увеличивается его инфор­мационная и экономическая интеграция, повсеместно происходит демократи­зация общества, приоритетными становятся права личности, но прежде всего- необходимость обеспечить защиту человека от последствий его собственной жизнедеятельности.

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасно­стей. Это требует от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на организм человека и здоровье населения.

Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха челове­ка создает предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здо­ровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости.

Поэтому объектом комплексной научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» , изучающей опасности и защиту от них человека, является комплекс отрицатель­но воздействующих явлений и процессов в системе «человек - среда обитания».

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - предупрежде­ние и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего техниче­ские средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с по­ложительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потен­циальная опасность или группа опасностей.

Основные положения учебной дисциплины БЖД:

1. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют здоровью чело­века вред, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности - это то, что уг­рожает не только человеку, но и обществу, и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них - актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересовано.

3. Обеспечение безопасности деятельности - приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск.

Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в повыше­нии информированности народа. Другого пути просто нет, и вот почему.

Опас­ности по своей природе вероятностны (то есть случайны), потенциальны (то есть скрыты), перманентны (то есть постоянны, непрерывны) и тотальны (то есть всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подоз­ревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни, так как одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена учебная дисциплина «Безопасность жизне­деятельности». Можно дать такое определение этой дисциплины:

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасно­сти, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие спо­собы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖД не решает специальных проблем безопасности - это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электро­безопасность, космическая безопасность и т. д.). Но БЖД обеспечивает, общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундамен­том для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы:

1. БЖД - неотъемлемая составная часть подготовки всесторонне развитой личности.

2. Этот предмет должен входить в государственные, образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения, что в инте­ресах личности, общества, государства.

В научной теории БЖД важнейшими понятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

Как биологический субъект природы, человек, для его жизнедеятельности, нуждается в таких составляющих его биологического существования, как воздух, вода, пища. Без этих природных компонентов невозможно существование человека, как биологического вида. При этом немаловажным становится вопрос, каким воздухом он дышит, какую воду пьет, какую пищу он употребляет. Если эти составляющие его биологической жизнедеятельности не отвечают необходимым допустимым требованиям к их составу, то это приводит к различным заболеваниям и другим нарушениям функций организма. В то же время человек существует в социуме и социальные условия его жизни и жизнедеятельности также оказывают огромное влияние на его здоровье и жизнь.

Таким образом, среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Пока человек живет, он находится в постоянной деятельности, и, следовательно, через свою деятельность взаимодействует с окружающей средой.

Деятельность – это активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде и благоприятное для жизни человека состояние самой среды. Опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативного воздействия или вреда, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности, или смертью. Вред человеку и окружающей среде может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), в быту, различные виды отдыха, развлечений, и даже деятельность, связанная с получением знаний.

Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна - аксиома о потенциальной опасности любой деятельности . Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности: первый – невозможность найти абсолютно безопасный вид деятельности человека и второй – ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека.

Существует также презумпция потенциальной опасности деятельности – один из принципов теории безопасности, согласно которому любая деятельность априорно считается опасной до тех пор, пока проведением соответствующих обследований и реализацией профилактических мероприятий не будут достигнуты такие условия, которые считаются безопасными. Презумпция потенциальной опасности деятельности имеет четко выраженную профилактическую направленность.

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека. Все виды опасностей (негативных воздействий), как природных, так и формируемых в процессе деятельности человека, разделяют на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные).

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности человека являются:

Сам человек, как сложная система «организм – личность», в которой причиной возникновения опасностей, а, следовательно, и возможного неблагоприятного исхода их действий, могут стать: неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека, оказывающиеся непригодными для реализации конкретной деятельности;

Процессы взаимодействия человека со средой обитания и ее элементами.

Опасность – это центральное понятие в науке «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся предметом ее исследования.

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обуславливают стихийные явления – климатические условия, флора и фауна, рельеф местности и т.п. Однако, негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается только естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности, генерирует в среде обитания антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Риск – количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число заболеваний, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности, вызванных действием конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы и др.), отнесенных на определенное количество людей за конкретный период времени. В современной научной литературе риск рассматривается как опасность того, что случайное событие может негативно повлиять на возможность достижения желаемой цели.

Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека. Чем сложнее вид деятельности, тем комплекснее система защиты (безопасность этой деятельности).

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту опасностей практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов – числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются недостаточно эффективными. Оценка последствий воздействия негативных факторов по конечному результату деятельности – грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.

Выход из такого состояния дел очевиден. Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия своей деятельности и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства, мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.

Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, оказываясь в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек же, наученный действовать в сложных ситуациях под воздей­ствием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другим людям. Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, то эмо­ции зачастую возникают и действуют на доведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состоятся при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, пани­кой и т. д., то есть спутниками страха?

Первым, что для этого необходимо, является знание отличительных особенно­стей личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы. Зная особенности данного типа личности, можно фор­мировать в человеке черты, которые помогают ему эффективно противосто­ять чрезвычайным обстоятельствам. В совокупности эти качества объединяются в личность безопасного типа.

Личность типа жертвы

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведе­нием жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.

Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и постави­ли ее в позицию жертвы:

● социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, на­циональность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст);

● специфика поведения до чрезвычайного происшествия;

● особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;

● отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего.

На основании анализа виктимологических исследований было определено, что в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются элементы раз­ноуровневого порядка, которые активизируются под воздействием факторов си­туации риска и являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву.

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой, можно понимать:

♦ психологические (индивидуально-психологические и социально-психологи­ческие) «дефекты» личности, приводящие к ее виктимогенной деформации;

♦ биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;

♦ психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной деза­даптации, а в результате - развитии повышенно уязвимой личности.

Как в отношении объекта, инициирующего виктимность, так и в отношении жерт­вы изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации. Это предполагает оценку суммы обстоятельств, повлиявших не только на фор­мирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, яв­ляется особенность социализации личности, в том числе тип воспитания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпро­текция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение), либо о противоположном, при котором ребенок предоставлен самому себе (гипопротекции). Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родителей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктимной, личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение - виктимным. Поведение типа жертвы проявляется в неординарной (эксвизитной) ситуации. В силу этого в зависимости от характера ЧС можно говорить о техногенных, социальных и других факторах виктимности. Вероятно, к виктимности следует отнести также неадекватное отношение к опасности и отношение к риску. Если говорить о типологии виктимности, то она определяется типом ЧС, в кото­рой виктимность проявляется. Кроме этого можно различать ситуативную вик­тимность и личностную виктимность, если говорить о ней как о состоянии или как о личностном радикале.

Виктимность можно классифицировать по степени осознанности. И наконец, она может быть активной или пассивной в отношении опасности и риска. Виктимность всегда предполагает субъект-объектные или субъект-субъектные отношения. Антиподом виктимной личности будет являться личность безопасного типа.

Личность безопасного типа поведения

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребно­сти в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присушим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в по­ведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофи­зиологическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа высту­пает деятельность психики имозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различны­ми обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей си­лы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и существу. Таким образом, личность безопас­ного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологиче­ская готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасно­стей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка пре­одоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активно­сти человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореа­лизации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и право­охранительными органами и др.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать:

общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

бережное отношение к окружающему миру;

● грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

● наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

Такими компонентами являются:

▪ предвидение опасности;

▪ уклонение от опасности;

▪ преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает:

♦ правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовленность);

♦ предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социаль­ной), военных действий;

♦ предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде оби­тания, другим людям).

Осознавая возможность уклониться от опасности, человек должен:

Знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций;

Знать свои силы и воз­можности преодоления опасности;

Уметь правильно оценить ситуацию;

Кроме того, необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия.

Человек должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.):

Знать способы защиты и владеть навыками их при­менения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей);

Владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выра­ботке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и та­ким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Задачи БЖД :

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий , и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

  • Увеличить рост
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать , направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения ).

Профилактика негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение
    Выбор места жительства
    Соблюдение правил и норм
    Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности
    Безопасные условия деятельности
    Защита населения от и катастроф
    Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания
    Рациональное использование ресурсов и отходов
    Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с .

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения ( , электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только , но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Заключение и выводы

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг. ” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий терактов в Нью-Йорке обусловлены в первую очередь именно технологической уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления .

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.

Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.