Прокурорский надзор за федеральным законодательством. Прокурорский надзор и его виды

сформулировал понятие подложного государственного регистрационного знака, то чем оно отличается от поддельного государственного регистрационного знака? Судебная практика вынуждена руководствоваться интуицией. В основном подделкой государственного регистрационного номера транспортного средства признают действия, связанные с изменением цифровых буквенных значений государственного регистрационного знака.

Резюмируя изложенное, подделкой идентификационного номера транспортного средства целесообразно считать совершение любых действий в маркировочных площадках транспортных средств или номерных агрегатов, в результате которых образуется номерное обозначение, отличное от прежнего. Применительно к подделке

государственного регистрационного знака следует признавать: полное или частичное изменение информации, содержащейся на пластине государственного регистрационного знака, либо изготовление государственного регистрационного знака с целью его установки на транспортное средство, которому он не присваивался в установленном порядке. Подложным должен признаваться государственный регистрационный знак, соответствующий государственному стандарту, установленный на транспортном средстве, которому он не присваивался уполномоченным на то государственным органом.

На наш взгляд, такая формулировка максимально соответствует объективной реальности и устранит имеющиеся противоречия в правоприменительной деятельности.

Литература -

1. Архив Сыктывкарского федерального городского суда Республики Коми. Дело № 1-18/03.

2. Архив Зарайского районного суда Московской области. Дело № 1-65/05.

3. Архив Судебного участка №4 Альметьевского района и г. Альметьевска Республики Татарстан. Дело № 1114/04.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОР КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROSECUTOR’S SUPERVISION AS A KIND OF PUBLIC

Ю.П. ЯКУБИНА,

кандидат юридических наук (Орловский юридический институт МВД России)

Yu. P. YAKUBINA,

Associate Professor of Criminal Procedure Department (Orel Law Institute of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Ключевые слова: прокурорский надзор, надзор за исполнением законов, государственная деятельность, полномочия.

Abstract: The article deals with the issues of procuratorial supervision of compliance with the law by the administrations of bodies and institutions, penal and applying enforcement measures by the court-appointed, the administrations of places of detention and detainees.

Key words: Prosecutor’s supervision, supervision over the implementation of laws, the State activity, power.

Надзор за исполнением законов - основное направление деятельности прокуроров, учрежденных Петром I .

Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации.

Часть 2 ст. 1 Закона о прокуратуре определяет основные направления деятельности прокуратуры. Исходя из положений названного Закона к направлениям деятельности следует отнести: надзор за исполнением

законов; надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Содержание под стражей не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подобные гарантии распространяются и на осужденных, отбывающих наказание. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их

правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в соответствии с положениями ст.1 Закона о прокуратуре является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Значение такого надзора сложно переоценить.

Обстановка в местах лишения свободы является сложной по причинам как объективного, так и субъективного характера. Результаты прокурорских проверок условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, конвойных помещениях судов и на гауптвахтах свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований федерального законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей.

Наиболее распространенными нарушениями продолжают оставаться несоблюдение санитарных норм в камерах, ненадлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, находящихся в местах содержания под стражей, отсутствие должного питания, непринятие необходимых мер по поддержанию режимных требований и изоляции различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также нарушение сроков содержания под стражей.

Значительная часть выявленных нарушений закона связана с ненадлежащим материально-бытовым обеспечением изоляторов временного содержания вследствие недостаточного финансирования.

В целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, исполнением требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», руководствуясь ст. 17 ФЗ

«О прокуратуре Российской Федерации», прокурорам субъектов Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, осуществляющим надзор за исполнением законов в местах принудительного содержания, следует добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме.

Прокурорам необходимо обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке. Обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность.

В целях обеспечения общественного контроля за деятельностью специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ и гауптвахт, прокуроры, как правило, не реже одного раза в год осуществляют проверки мест принудительного содержания совместно с представителями общественных организаций - правозащитниками. Кроме того, прокуроры осуществляют проверки мест принудительного содержания совместно с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации или их представителями.

Реализуя свои полномочия, прокуроры обязаны незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

В ходе проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам следует обращать внимание на оказание задержанным и заключенным медицинской помощи, надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение, соб-

людение противопожарных норм и правил.

В случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия организовывать тщательную проверку.

При возникновении в местах содержания задержанных и заключенных под стражу происшествий (побег, суицид, попытка суицидальной демонстрации), согласно требованиям Генерального прокурора, руководителям территориальных, специализированных и военных прокуратур необходимо незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

Материалы проверки при наличии оснований следует направлять в соответствующие следственные органы в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокуроры обязаны проверять на соответствие федеральному законодательству каждый случай водворения подозреваемых, обвиняемых в карцер изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, в одиночные камеры на гауптвахтах. При обнаружении нарушений закона тщательно выявлять причины и принимать меры к их устранению.

При поступлении сведений о жалобах подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных на ненадлежащие условия содержания под стражей в Европейский Суд по правам человека работники прокуратуры обязаны проводить тщательные проверки фактов несоблюдения их прав и принимать незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законов.

В полной мере прокуроры должны использовать предоставленные полномочия для восстановления прав граждан, наказания виновных должностных лиц.

Прокуроры обязаны обращать особое внимание на организацию и осуществление ведомственного контроля в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей, а также использование предоставленных финансовых средств на функционирование и деятельность специальных приемников, изоляторов временного содержания и гауптвахт.

Не менее одного раза в полугодие проверять совместно с представителями террито-

риальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условия содержания задержанных и арестованных в помещениях для подсудимых и конвоя судов (военных судов).

В ходе проверки работникам прокуратуры надлежит обеспечить исполнение требований закона в части надлежащего санитарнотехнического оборудования и освещения камер, а также технического оснащения зданий и помещений суда противопобе-говым оборудованием, средствами связи, сигнализацией, вентиляцией и первичными средствами пожаротушения.

Прокурорам районов, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур следует ежедневно проверять в специальных приемниках и изоляторах временного содержания органов внутренних дел условия содержания лиц, содержащихся под стражей, а при получении сведений (жалоб) о нарушении их прав проверку проводить безотлагательно.

Транспортные прокуроры проводят проверки изоляторов органов внутренних дел на транспорте, военные прокуроры - изоляторов временного содержания пограничных органов ФСБ России и гауптвахт. При поступлении в адрес транспортной прокуратуры жалоб подозреваемых, обвиняемых и иных лиц на условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел направляют их для рассмотрения в территориальный орган прокуратуры.

Военные прокуроры организовывают проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу в порядке, определяемом Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие обязаны обобщать состояние законности и прокурорского надзора при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых (осужденных) в местах принудительного содержания.

Вопросы, связанные с обеспечением законности в специальных приемниках, изоляторах, на гауптвахтах, подлежат обсуждению на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.

Таким образом, прокурорский надзор - это специфическая государственная деятельность, осуществляемая органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

За период своей истории российская прокуратура неоднократно реформировалась, в отдельные времена - утрачивая свои позиции, становясь малозаметной структурой в государственном аппарате .

В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где в силу изоляции от общества граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными. Прокурорский надзор предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.

Литература

1. Деришев, Ю. В. Прокуратура Российской Федерации: учебное пособие / Ю.В. Деришев. - Омск, 2003.

2. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т.4. Законодательство. - М., 1986.

1. Derishev Y The Prosecutor’s Office of the Russian Federation: the manual. Omsk, 2003.

2. Rossiyskoe legislation X-XX centuries. In nine volumes. V.4. Legislation. Moscow, 1986.

Понятие прокурорского надзора и его видов

Определение 1

Под прокурорским надзором понимают особый вид государственной деятельности , осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.

Характерные черты прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют ряд черт, характеризующих прокурорский надзор, которые выражаются в следующем:

  • Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
  • Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
  • Содержание деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.

Виды прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют несколько следующих видов прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов в учреждениях, которые исполняют наказания;
  • Надзор за исполнением норм законодательства судебными приставами;
  • Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие;
  • Надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина;
  • Надзор за исполнением норм законодательства органами государственной власти.

Рассмотрим некоторые из данных видов более подробно.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Специфику данной отрасли надзора составляет сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан.

Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм Конституции РФ, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами.

В состав предмета этого направления надзорной деятельности входят отдельные части трудовых отношений, избирательных, социальных и иных прав. Переменными, которые непосредственно влияют на осуществление данной категории прав, являются юридические/физические лица, государственные организации и их представители.

Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие

Цель данного вида прокурорского надзора состоит в обеспечении всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере.

Оперативно-розыскную деятельность и деятельность, связанную с процедурами предварительного следствия осуществляют органы внутренних дел, органы госбезопасности и пограничной службы, а так же иные органы и службы в чью компетенцию входят данные действия.

Замечание 1

Предметом данного вида надзора стало соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, установленные этапы рассмотрения заявлений/сообщений о подготовке совершения правонарушений, выполнение действий по оперативно-розыскным мероприятиям и проведению расследования, законность решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия.

В связи с объемностью предмета данного надзорного вида на практике в его пределах выделяются более мелкие подотрасли. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.

Следует отметить, что проверке законности могут быть подвергнуты только правовые акты.

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Консультации юриста по ст. 24.6 КоАП РФ

    Оксана Богданова

    Прокурорский надзор . Прокурор города истребовал из города администрации ряд постановлений главы города с целью проверки их законности. Администрация города отказала в предоставлении прокурора этих материалов, мотивирую свои действия тем, что в соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" прокурор имеет право проводить проверку в порядке "общего" надзора лишь в случае поступления в прокуратуру информации о нарушении. Поскольку прокурор не сообщил такой информации, администрация не обязана предоставлять прокурору постановления главы города. ОЦЕНИТЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОКУРОРА И АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА. ответ аргументируйте ссылками на конкретные статьи и положения соответствующих законов и нормативно правовых вктов. Подготовьте акт прокурорского реагирования.

    • Ответ юриста:

      В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" № 2202-1 прокурор при осуществлении надзора полномочен "требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций". Должностные лица органов, (федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций) обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Предметом надзора прокурора является соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами (в т. ч. исполнительными органами власти, органами местного самоуправления) . (ст. 21 ФЗ) . Все в указанном законе. Ответственность для главы Администрации наступает. А прокурор прав. Акт прокурорского реагирования составьте, пожалуйста, сами. Тем более, что Ваше домашнее задание не имеет отношения к разделу "уголовное право".

    Сергей Лукашев

    общий прокурорский надзор и его предназначение??

    • Прокурорский надзор специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее...

    Маргарита Пономарева

    Что такое прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды?=((

    • 4 Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей...В 2000 году прокуратурой области и подчиненными ей прокурорами, в соответствии с приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, решениями коллегии... http...

    Александра Волкова

    почему в Копейске не наказаны прокуроры осуществляющие надзор за колониями.?

    • Ответ юриста:

      Официозные СМИ уже несколько лет твердят нам, о постоянных проверках, якобы выявляющих нарушения прав заключенных. Но в реальности гуманизация существует только на бумаге, а реформа ФСИН Республики Тыва если в чем-то и движется вперед, то только по части...

    • О надзорном производстве - по делам, по которым вступили в законную силу приговоры (решения) суда. Смотрите УПК (ГПК) в части обжалования приговоров (решений) суда, вступивших в законную силу. Прокурорский надзор - это совсем из другой оперы.

  • Андрей Ганкин

    прокурорский надзор. Объясните пожалуйста в чём заключается актуальность прокурорского надзора.

    • "Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам и чтобы законы...

    Валентина Большакова

    В чём отличие прокурорского наздора за соблюд. законов в соц. сфере от прокурорского надзора за соблюд. прав человека?

    • Ответ юриста:

      ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР - осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурор вправе: опротестовывать акты, издаваемые различными юридическими лицами, если они противоречат закону; привлекать правонарушителей к уголовной ответственности, возбуждать производство об административном правонарушении; обеспечивать возмещение материального ущерба, причиненного нарушением закона, и т. д. Разграничение -

    Григорий Собакарев

    Понятие прокурорского надзора как вида правоохранительной деятельности и его характеристика

    • См. Закон "О прокуратуре"

    Раиса Филиппова

    Является ли законным участие прокурора,осуществляющего надзор за соблюдением прав осужденных в ИУ,при рассмотрении вопро. вопросов УДО,ИТР,изменения режима отбывания наказания в КП на общий режим?

    • По закону "О прокуратуре Российской Федерации" это является правом прокурора по надзору. Так что участие законно. А по этому же закону у прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ, есть ряд обязанностей, которые они по факту выполняют не в полной мере.

    Виктория?ковалёва

    Организация прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

    • таковой отсутствует в принципе

    Михаил Луферов

    Трудовой спор. к какой отрасли прокурорского надзора относятся отношения между работодателем и работником?. а согласно ФЗ о прокуратуре?

    • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории рф осуществляет инспекция труда, за точным и единообразным исполнением - генеральный прокурор рф и подчиненные ему прокуроры..

    Надежда Суханова

    Виды прокурорского надзора

    • Ответ юриста:

      1. Предметом надзора являются:соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.Предметом надзора являются:законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

    Дмитрий Кобцев

    После упразнения должности Прокурора по надзору за работай Судей, кто их контролирует?

    • а кто контролировал Прокурора по надзору за работай Судей????какая нах разница сколько слоев псевдо контроля будет???это меняет только расходы на котроллеров контроллирующихктонроллеров и т.д.

    Сергей Самосадов

    Задачки по прокурорскому надзору

    • 1. По идее он должен вынести представление об устранении нарушений. В течение определенного срока (обычно 1 месяц) администрация железной дороги должна отреагировать на него, устранить нарушения и уведомить прокуратуру о выполнении...

    Станислав Петриченко

    Протест прокурора в порядке надзора. Решение суда по гражданскому делубыло опротестовано пркурором. 362-364Прокурор подал краткий протест. Полный подать не уложился.Даст лич то либо заявление в прокуратуру с заявлением о подаче протеста в порядке надзора?Прошу ответить практиков!На ответы незнаек ради очков хронически стучу админам - раздражают!

    • Ответ юриста:

      Странно, что прокурорским не хватило полугода для подачи надзорной жалобы. И что значит краткий протест? ГПК РФ не знает такого правового института. Протест уже подан, правда не соответствует требованиям, предъявляемым например ст. 378 ГПК РФ . Полагаю, что представление прокурора будет возвращено без рассмотрения по существу на основании ст. 379.1 ГПК РФ http://www.consultant.ru/popular/gpkrf/8_48.html#p2787Статья 379.1. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу1. Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу, если:1) надзорная жалоба или представление прокурора не отвечает требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями четвертой - седьмой статьи 378 настоящего Кодекса;2) надзорная жалоба или представление прокурора поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорной жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорной жалобы или представления прокурора;5) надзорная жалоба или представление прокурора поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.2. Надзорная жалоба или представление прокурора должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.Удачи

    Надежда Семенова

    чт такое прокурорский надзор

    • Прокурорский надзор Procurator"s supervision Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор: -за исполнением законов; -за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    Диана Маркова

    чем отличается прокурорский надзор от государственного контроля?. .

    • Тем, что прокурор может проверить что угодно и когда угодно. С последующими адекватными мерами прокурорского воздействия, вплоть до возбуждения дела

    Жанна Андреева

    Прокурор отказал в удовлетворении надзорной жалобы. Можно ли оспроить?

    • Можно и даже нужно! Правильно отказал. Жалобы в порядке надзора рассматриваются не прокурорами, а Президиумом Верховного Суда РФ.

    Антонина Боброва

    Направления прокурорского надзора, участки и отрасли деятельности прокуратуры чем-нбд отличаются?

    • Ответ юриста:

      Конечно отличаются. Есть гражданский судебный и уголовный судебный надзор (участие в соответствующих процессах, проверка законности принятых решений, опротестование) , есть общий надзор (это проверка всяческих гос. структур, органов опеки, управы, проведение проверок по заявлениям граждан и организаций, а также вышестоящих органов прокуратуры и т. д.) , есть надзор за несовершеннолетними, надзор за прокурорским следствием. И это только районные прокуратуры.. . Так что вперед и с песней:)

    • кроме закона "О прокуратуре" еще смотри 294 ФЗ "О защите прав юр. лиц.... "

  • Анна Коновалова

    Распространяется ли прокурорский надзор на международные НПА и подзаконные НПА?

    • Что является действующим законодательством вашего гос-ва? Ток на это...

    Вадим Трихинский

    прокурорский надзор

    • Кого контролируем? Очень приятно... интересно...а вопрос в чем? Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор: -за исполнением законов; -за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом надзора прокуратуры РФ...

    • Там много проблем. Осуществляет ли прокуратура надзор за судом? Какого место следователя в прокурорском надзоре, исходя из того, что образовался СК РФ ? Какими правовыми средствами обладает прокурор, осуществляя прокурорский надзор в...

    • пиши что надзорные органы это раковая опухоль страны если нужно делать внутренний одел надзор инстанции надзора и судебный порядок обжалований действия надзора то на.. . нужна такая система правоохранительных органов

  • Диана Соболева

    осуществляет ли прокурор надзор за административной деятельностью органов внутрених дел?

    • Прокурор надзирает за исплнением законов не только милицией, но и милицией в частности.

    Валентин Чернооков

    помогите по прокурорскому надзору пожалуйста. Помощник прокурора района, в чьи обязанности входи¬ло осуществление надзора за исполнением законов при рас¬следовании преступлений следователями органа внутренних дел, истребовал у начальника уголовного розыска розыскные дела в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых. Правильно ли поступил помощник прокурора района?

    • Ответ юриста:

      Прокурорский надзор в России Прокурорский надзор - это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , выделяют следующие отрасли прокурорского надзора: Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ , ст. 45 ГПК РФ , ст. 25.11 КоАП РФ ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан. В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования - протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права. Соответственно он прав

    Даниил Целебровский

    Как сотрудники ФСБ относятся к прокуратуре и к прокурорскому надзору за ФСБ?. 天_моНКуТОМ.дирт

    • Ответ юриста:

      Тут речь идет о надзоре друг над другом.Органам прокуратуры априори все поднадзорны, а органам безопсности прокурорские работники тоже частично поднадзорны, когда речь идет о применении их статей.Так вот со своего личного опыта могу сказать, что этот прокурорский надзор над органаи Федеральной службы безопасности является формальным, т. е. для галочки.Если какие-то предостережения и выносятся, так для того, что бы не выносить более серьезных мер прокурорского реагирования. К такому лояльному прокурорскому надзору над Вами как бы Вы относились? Ответ очевиден.

    Валентин Герасин

    Соотношение прокурорского надзора и конституционного надзора.. Есть лу кого нибудь материал по вопросу "Соотношение прокурорского надзора и конституционного надзора."? Весь интернет облазил, не нашёл. Очень нужно... Заранее спасибо.

    • смотри почту

    Диана Павлова

    как организовать прокурорский надзор над исполнением судебного решения

    • а зачем его вообще организовывать? 7 для исполнения ест ь судебные приставы-поступит на их действия жалоба-прокуратура примет меры

    Алина Медведева

    прокурорский надзор. Прокуратура района, проводя проверку изолятора временного содеожания, установил, ЧТО Сурин задержан по подозрению в совершении убийства и содержится в ИВС 49 часов. Мера пресечения в виде заключения под стражу не избрана. Примите решение в роли прокурора, составьте соответствующий документ?

    • обічно почта опаздівает или прокурор позже дает санкцию

    Любовь Комарова

    задача по прокурорскому надзору. федерального бюджета, перечисленных на счет акционерного общества в оплату государственного заказа, в связи с чем простаивает одна из основных производственных линий и, соответственно, рабочим своевременно не выплачивается заработная плата. Каков порядок регистрации, учета, рассмотрения и разрешения обращении поступающих в органы прокуратуры Какие меры прокурорского реагирования в данном конкретном случае необходимо предпринять?

    • Порядок в ФЗ "О прокуратуре" подробно описан

  • Раиса Куликова

    Помогите решить задачу по прокурорскому надзору.. Прокурор Ленинского района г. Н, проверя исполнение законов в ЗАО "Торг-сервис", установил, что ввиду неправильно организаованного технологического процесса на предприятии постоянно допускается перерасход материалов. В результате предприятие работает нерентабельно и раотники не получают в полном объеме зарботную плату. Прокурор обязал директора акционерного общества изменить технологический процесс путем использования станков "Мотор" для производства средств бытовой химии. Оцените действия прокурора.

    • Ответ юриста:

Раздел III. Прокурорский надзор

Глава 1. Надзор за исполнением законов

Статья 21. Предмет надзора
внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ, от 1 июля 2010 г. № 132-ФЗ, от 22 декабря 2014 г. № 427-ФЗ, от 7 марта 2017 г. № 27-ФЗ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана не соответствующей Конституции РФ

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.

12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Статья 22. Полномочия прокурора
С изменениями, внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ, от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, от 7 марта 2017 г. № 27-ФЗ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона в той мере, в какой эти положения – в нарушение требования формальной определенности закона – не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований, признаны не соответствующими Конституции РФ

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана не соответствующей Конституции РФ

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции РФ

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Статья 23. Протест прокурора
С изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Статья 24. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Статья 25. Постановление прокурора

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Настоящий Федеральный закон дополнен ст. 25.1 Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона
С изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Статья 26. Предмет надзора
С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ, от 1 июля 2010 г. № 132-ФЗ, от 22 декабря 2014 г. № 427-ФЗ, от 7 марта 2017 г. № 27-ФЗ

1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2-15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Статья 27. Полномочия прокурора
С изменениями, внесенными Федеральными законами от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Статья 28. Протест и представление прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Статья 29. Предмет надзора

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Статья 30. Полномочия прокурора
С изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Статья 31. Утратила силу. - Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ

Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Статья 32. Предмет надзора

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Статья 33. Полномочия прокурора
С изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Статья 34. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Прокурорский надзор за исполнением законов (иначе - общий надзор ) является самостоятельной отраслью прокурорского надзора.

Название «общий надзор» позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей проку­рорского надзора. И хотя в действующем законодатель­стве, регулирующем прокурорский надзор, термин «общий надзор» не упоминается, он укоренился в работ­ников органов прокуратуры и по-прежнему употребляется ими.

Цель прокурорского надзора за исполнением законов:
    • общая - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты и свобод человека и , а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ");
    • частная - обеспечение единообразного понимания и точного исполнения законов органами предста­вительной и , органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен­ными организациями, должностными лицами и гражданами.

Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами предста­вительной и исполнительной власти, государственного управ­ления, контроля, других органов, соответствовали законам, а также точно и единообразно исполнялись всеми органами независимо от их подчиненности (подведомствен­ности) должностными лицами и гражданами. Именно в этом заключается основная цель прокурорского надзора за исполнением законов.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов, как и вся­кая другая государственная общественно полезная, созида­ющая деятельность, имеет свой предмет и задачи.

Под пред­метом любой практической деятельности обычно понимают ее содержание, характер, особенности, направленность на достижение вполне конкретного позитивного результата.

Предмет надзора в отрасли "прокурорский надзор за исполнением законов" в общем виде определен в ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" и включает в себя:

    1. соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
    2. соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

Об организации прокурорского надзора за законностью органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. N 155

В указанной статье в качестве субъектов надзора не упоминаются граждане. Однако, требование точного испол­нения законов предъявляется также и к гражданам. При на­рушениях гражданами законов прокурор принимает меры к привлечению их к установленной законом ответственности.

Закон указывает, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Из анализа смыслового содержания ст. 21 ФЗ можно прийти в выводу, что про­куроры осуществляют надзор за исполнением

    • федеральных законов, а также
    • не противоречащих федеральному законо­дательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов);
    • постановлений, принимаемых палатами Феде­рального Собрания РФ - Государственной Думой и Сове­том Федерации;
    • дву­сторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (под­писанных) Россией, или к которым она присоединилась (при этом надо исходить из того, что национальное законо­дательство должно соответствовать международному зако­нодательству).

Замечание по НПА президента и правительства

В ФЗ не упоминаются нормативные акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80, 110) Президент, яв­ляясь главой государства, а Правительство - высшей исполнительной властью, реализуя возложенные на них полномочия, издают нормативные акты - указы и поста­новления, регулирующие общественные отношения, касаю­щиеся различных сфер жизни и деятельности общества и обязательные для исполнения на всей территории России. Нередко акты Президента и Правительства РФ выполняют роль первичного или единственного источника правового регулирования, поскольку те или иные общественные отно­шения законодательно не урегулированы. В связи с этим нормативные указы и постановления Президента и Прави­тельства РФ не могут быть исключены из сферы прокурор­ского надзора.

Таким образом, употребляемый в ст. 1,21 ФЗ "О прокуратуре РФ" термин «закон» следует пони­мать в собирательном значении, близком к термину «законо­дательство», а не буквально.

Особенность прокурорского надзора за исполнением зако­нов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого дру­гими государственными органами:

    • ос­нованием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов; обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за ис­полнением законов является наиболее широкой и многогран­ной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятель­ность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные су­дом. По числу и разнообразию органов, за исполнением зако­нов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов

Задачи прокуроров при осуществ­лении надзора за исполнением законов заключаются:

    • в обязательном вмешательстве прокурора в связи с по­ступившей информацией о нарушении законов путем при­нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
    • в использовании возможностей проку­рорского надзора в предупрежде­нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
    • в активизации и совершенствовании деятельности орга­нов государственного контроля и правоохранительных орга­нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под­чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
    • в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ­ственности правонарушителей вне зависимости от их долж­ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;
    • в доведении до населения и общественности через ра­дио, телевидение, периодическую печать информации о ра­боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку­рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правона-рушаемости в регионах;
    • в выявлении пробелов (дефектов) действующего законо­дательства, потребностей в нормативном регулировании об­щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста­вительные (законодательные) органы и органы, обладаю­щие правом законодательной инициативы. При этом ниже­стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
    • в повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей­ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по­требности точного исполнения законов.