Для особого производства характерно неравноправное положение сторон. Особое производство в гражданском процессе

"Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N 124(1))

Глава 34. Общие правила рассмотрения дел особого производства

Глава 34. ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА

Поскольку впервые происходит объединение процедур, ранее созданных для рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел особого производства, следует отметить три концептуальных положения.

34.1. Понимание особого производства и его отличие от особенностей рассмотрения отдельных категорий дел. С концептуальной точки зрения важно, что в ГПК существует раздел "Особое производство", в АПК аналогичного раздела нет. При этом ГПК исходит из классического понимания особого производства: нет материально-правового спора о праве, как следствие нет двух спорящих сторон: отсутствует ответчик, есть лишь заявитель. ГПК содержит неисчерпывающий перечень дел особого производства, рассматриваемый судами общей юрисдикции:

Установление фактов, имеющих юридическое значение;

Усыновление (удочерение) ребенка;

Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим;

Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование;

Внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

Производство по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

Восстановление утраченного судебного производства.

В теории арбитражного процессуального права также выделяется особое производство, к которому принято относить установление фактов, имеющих юридическое значение, а также особенности рассмотрения дел о банкротстве. В последнем также можно усмотреть некоторые черты особого производства - спор не о праве, а о статусе. Вместе с тем есть две стороны: взыскатель и должник.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду главы АПК РФ, а не ГПК РФ.

Еще большими отличиями от особого производства обладают корпоративные споры, групповые иски, регулируемые соответствующими главами ГПК. В связи с этим важно понимать, что особенности рассмотрения отдельных категорий дел не могут механически быть включены в особое производство, они должны отвечать требованиям данного вида судопроизводства. Особенности же рассмотрения дел о компенсации за несвоевременное рассмотрение дел или несвоевременное исполнение судебных актов, о несостоятельности (банкротстве), а также рассмотрение корпоративных споров, групповых исков нельзя отнести к делам особого производства.

В связи с этим в разделе Особое производство должны остаться те категории дел, которые сейчас указаны в ГПК, как и установление фактов, имеющих юридическое значение в арбитражных судах по подведомственным им делам.

34.2. Распространение особого производства на дела, подведомственные как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам.

Рассмотрение дел, которые в нынедействующем ГПК рассматриваются в качестве дел, подведомственных исключительно судам общей юрисдикции, логично было бы отнести, исходя из правил о подведомственности, к компетенции как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов в соответствии со следующими главами:

Восстановление утраченного судебного производства;

Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 263 ГПК РФ, а не часть 2 статьи 263 ГПК РФ.

34.3. В настоящее время "если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства" (ч. 2 ст. 263 ГПК).

Во-первых, представляется, что при подаче иска невозможно оставить заявление без рассмотрения, ибо последнее является одной из двух форм окончания рассмотрения дела по существу без вынесения решения. Вместе с тем возникает вопрос: может быть, при подаче иска все-таки принимать такое заявление, а затем во время рассмотрения выявлять наличие спора о праве?

Во-вторых, оставление заявления без рассмотрения не препятствует заявителю вновь обратиться в суд, но уже с исковым заявлением. Но, возможно, с позиции процессуальной экономии было бы правильно предложить заявителю уточнить предмет требования и перейти к рассмотрению данного дела в порядке искового производства. Если заявитель не будет с этим согласен, он вправе отказаться от требования.

Кроме того, на практике бывает довольно сложно отличить установление факта от материально-правового спора. Точно такие же, как и сложности возникают порой при отграничении публично-правового спора от искового. В связи с этим было бы правильно оставить на усмотрение суда определение примененяемого процессуального права при разрешении спора, введя правило, в соответствии с которым, если суд считает, что в данном деле есть спор о праве, то он переходит к рассмотрению данного дела по правилам искового производства, что в свою очередь не является основанием для отмены судебного акта.

Открыть полный текст документа

Особое производство в гражданском процессе связано с рассмотрением специфических заявлений. Цели этого процесса касаются выявления и констатации тех или иных обстоятельств, на основании которых возникли, изменились или прекратились определенные обязанности и права. Органом, рассматривающим такие обращения, является суд. Особое производство имеет специфические черты. Рассмотрим их далее в статье.

Характеристика

Особое производство в гражданском процессе обладает следующими признаками:

  • В качестве предмета рассмотрения выступает законный интерес.
  • Способом защиты является установление конкретных состояний и фактов, имеющих юридическую значимость.
  • Порядок особого производства не предусматривает возможность ведения спора о правоотношениях сторон, принимающих участие в рассмотрении.
  • Цель процесса – защита определенного интереса.
  • Возбуждение дел осуществляется посредством подачи заявления, в котором не должно содержаться материально-правовых требований к другой стороне правоотношений.
  • Участники процесса со своими интересами друг другу прямо не противостоят.
  • Разрешение дел осуществляется в соответствии с материальными нормами гражданской правовой сферы.

Основные категории

Они определены в ст. 262, ч. 1, ГПК. К делам особого производства относят обращения:


Однако приведенный из ст. 262, ч. 1, перечень не считается исчерпывающим. В ч. 2 данной статьи прямо установлено, что в соответствии с федеральными законами особое производство может касаться и иных заявлений. В частности, к ним относят обращения об отмене ограничения дееспособности (по ст. 268, ч. 1) и ее признании (ст. 268, ч. 2).

Главная особенность

В качестве нее традиционно в науке признается отсутствие спора о праве. Это основной признак, по которому особое производство отличается от прочих. Данное положение было закреплено в ст. 246, ч. 3, ГПК в 1964 году. В настоящее время эта норма оформлена в АПК и современном Гражданско-процессуальном кодексе. Как гласит ч. 3 ст. 263 ГПК, если в поданном заявлении выявлено наличие спора о праве, то уполномоченный орган выносит постановление об оставлении обращения без рассмотрения. В своем определении суд разъясняет и заявителю, и прочим заинтересованным участникам их право на разрешение данного спора в ходе искового производства. В правоприменительной практике данные положения используются достаточно широко.

Субъектный состав

Он также имеет свою специфику. Особое производство предусматривает использование определенного средства защиты. В качестве него, в частности, выступает заявление. В связи с этим участник, подающий обращение, именуется заявителем. Все прочие стороны выступают как заинтересованные лица. Особое производство не предусматривает наличие истца, ответчика или третьих лиц. Это, в свою очередь, означает, что отсутствует возможность использовать исковые институты.

Специфика цели процесса

В некоторых категориях дел особого производства в качестве цели выступает установление конкретного правосостояния не заявителя, а другого лица. В частности, это касается рассмотрения обращения о признании дееспособности. Кроме того, необходимо сказать, что в разбирательствах, осуществляемых в порядке особого производства, вопросы о подтверждении тех или иных субъективных возможностей заявителей находятся за пределами рассмотрения. Они решаются в соответствии с нормами материального права, которые определяют их возникновение в соответствии с конкретными обстоятельствами.

Их отсутствие или наличие должно быть установлено решением суда, вынесенного в ходе особого производства. Необходимо также отметить, что по ряду категорий защита законных интересов не выступает в качестве цели процесса. В частности, это касается дел по поводу принудительной госпитализации граждан в психиатрические лечебницы и соответствующего освидетельствования. В этих случаях законные интересы врачей, выступающих в роли заявителей, затрагиваются в меньшей степени, чем те, которые имеют причастные лица. Обращение, таким образом, подается в отношении защиты непосредственно госпитализируемых или освидетельствуемых граждан.

Отличия от рассмотрения заявлений по публичным правоотношениям

Они похожи тем, что имеют место между делами категории особого производства и обращениями в порядке искового разбирательства. Это обуславливается наличием одной существенной отличительной черты между последними и заявлениями по публичным правоотношениям. Разницу составляют нормы материального права, в соответствии с которыми осуществляется разбирательство по делам указанных типов гражданского судопроизводства. Вместе с тем данный признак не выступает в качестве основания для объединения некоторых категорий в отдельную группу.

Важный момент

Особое производство, так же, как и другие два вида традиционного гражданского судопроизводства, касающиеся дел из публичных правоотношений и исковых требований, характеризуется наличием возможности рассмотрения категорий обращений, связанных со спором между сторонами процесса. Он может иметь место во всех стрех случаях. Спор может быть связан с обстоятельствами и фактами, которые регулируются нормами материального права. Однако в рамках особого производства он не может касаться обязанностей и прав сторон, участвующих в процессе относительно друг друга или лиц, в чьих интересах они выступают при разбирательстве. Именно данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, возможно ли рассмотрение конкретного обращения в рамках описываемого процесса, либо оно должно быть урегулировано в пределах слушания по исковому требованию или по спорам касаемо публичных правоотношений.

Мнения научных деятелей

Необходимо отметить, что в специальных изданиях имеет место дискуссия по поводу предмета защиты в разбирательствах в рамках особого производства. Первые подходы к пониманию данного вопроса начали формироваться к середине 60-х годов 20 столетия. Так, профессор Зейдер отметил, что законодательство относит к категории дел, которые возбуждаются в отношении защиты интереса, все разбирательства в рамках особого производства. В связи с этим становится ясен и предмет подобных рассмотрений. В качестве него логично выступает законный интерес, а не субъективное право. Вместе с тем была выдвинута и аргументирована и иная точка зрения.

Так, например, Гукасян говорил о том, что в делах, рассматриваемых в рамках особого производства, обычно действительно речь идет о защите законных интересов. Но в ряде случаев в качестве предмета выступает и материальное субъективное право. Примером можно считать дела, касающиеся вопросов признания имущества бесхозным и передачи его в собственность муниципалитета. В этих случаях суд не только устанавливает (констатирует) факт, но и решает дальнейшую юридическую судьбу имущества. Данная точка зрения основывается на разделении разбирательств в рамках рассматриваемой сферы. В частности, существуют такие виды особого производства, как:

  • Установление того или иного юридического факта.
  • Подтверждение отсутствия либо наличия у заявителя субъективных неоспоримых прав.

Дела, связанные с установлением факта владения сооружением по праву собственности и признанием имущества бесхозным, относятся к второй категории.

Выводы

Учитывая вышеизложенное, можно с определенностью говорить о том, что имеет место двоякий научный подход к определению предмета защиты в делах, рассматриваемых в рамках особого производства, - узкого и широкого. Ученые, которые придерживаются второй точки зрения, делают вывод о том, что все дела, касающиеся защиты интересов, относятся к категории особого производства. Узкий подход к вопросу предусматривает большую конкретизацию. Для этой точки зрения больше характерно рассмотрение предмета защиты в рамках особого производства относительно отдельных категорий гражданских дел, когда он (законный интерес либо материальное субъективное право) устанавливается применительно к решению по конкретному типу спора.

Особое исполнительное производство

В рамках данного направления осуществляется реализация постановлений и решений уполномоченных органов. В качестве компетентных и ответственных должностных лиц в данной области выступают приставы по особым исполнительным производствам. Однако не всем вполне ясно, какие решения и постановления следует относить к данной категории. В соответствии с Федеральными законами, а также на основании приказа Минюста отдел по особым исполнительным производствам осуществляет деятельность по обеспечению реализации:

1. Решений, выданных Арбитражной инстанцией и органами общей юрисдикции по заявлениям:

2. Постановлений таможенных и налоговых структур, а также актов прочих уполномоченных органов, если размер возмещения по ним равен или больше 100 млн рублей.

Дополнительно

В соответствии с исполнительными документами, которые объединены в сводные производства с суммой взыскания в 50 или более миллионов рублей, осуществляется передача из другого подразделения в межрайонное отделение судебных приставов соответствующей компетенции по согласованию с зам. руководителя УФС службы

Особое производство - это одностороннее производство, в котором отсутствует спор о праве, когда нет материально – правового требования одного лица к другому. В основе дел особого производства, в отличие от дел искового производства и от дел, возникающих из публичных правоотношений, лежит не спор о праве, а лежит необходимость защиты охраняемого законом интереса.

Целью особого производства является не разрешение спора о праве, а устранение имеющейся неопределённости в отношении самого разнообразного круга обстоятельств, действий или событий.

В структуре права кроме прав есть ещё и охраняемые законом интересы, которые могут заключаться в том, чтобы получить обусловленное состояние, либо признать недееспособным или дееспособным гражданина…

Схема: интерес = определённое правовое состояние = суд = реализация права.

Тут интерес, который обязан пройти через суд для того, чтобы потом можно было осуществить свои права.

В особом производстве не рассматривается спор о праве, подведомственный судам общей юрисдикции, а так же отсутствуют стороны, позволяет выделить ряд общих процессуальных особенностей, характеризующих порядок рассмотрения дел особого производства:

В делах особого производства возможен спор о факте, который требует судебного подтверждения, поскольку не всегда устанавливаемый судом факт является очевидным и в отношении его существования имеются противоречивые суждения. Во всех подобных случаях суд должен убедиться в существовании фактов путём проверки и сопоставления имеющихся доказательств, выявления противоречий в суждениях заинтересованных лиц.

Если же оспаривают то, что этот человек никакой не родственник – это оспаривание факта, такой спор о факте, который не влечёт спора о праве, возможен в особом производстве.

Спор о факте влияет лишь на обязанность доказывания. Те, кто говорит, что факта нет, должны доказывать его отсутствие, а те, кто говорит, что есть – его наличие. Спор о факте в особом производстве возможен и наличие или отсутствие факта должно быть судом установлено, если спор о факте не перешёл в спор о праве.

Поскольку возбуждение дела в порядке особого производства осуществляется путём подачи заявления, то отсутствуют и процессуальные институты, неразрывно связанные с иском.

Отсутствие правового спора и сторон в особом производстве делает невозможным предъявление встречного иска, признание иска, изменение предмета иска или основания иска, замену сторон, заключение мирового соглашения, обращение в третейский суд и т.д. В то же время не исключается совместное обращение к суду нескольких лиц, связанных общими интересами.

Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве, то по делам данного вида судопроизводства нет сторон (истца, ответчика), третьих лиц. Процессуальным средством возбуждения дел особого производства является не иск, а заявление, т.к. у заявителя нет материально-правовых притязаний к другим лицам. Здесь нет и не может быть третьих лиц.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд должен оставит заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам их право предъявить иск на общих основаниях. Исключение составляют дела об ограничении дееспособности гражданина, признание недееспособным или ограничении (лишении) несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами, поскольку первоначально необходимо определить правовой статус гражданина, а затем разрешать спор о субъективном материальном праве.

Итак, отметим, что особым производством является вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство. В данном виде судопроизводства отсутствует истец и ответчик, есть заявитель и заинтересованные лица. Нет в особом производстве и материально-правового спора.

1 Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. - М.: ООО «Городец-Издат», 2003. С. 374-376

2 Грабовский И.А. Актуальные проблемы установления фактов, имеющих юридическое значение // Проблемы правоведения: Научно-практический журнал. - Белгород; Изд-во БелГУ, 2004. - Вып. 2. - с.78-82

3 Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1913

4 СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.

5 Францифоров А.Ю. История особого производства гражданского процессуального права России // История государства и права. - М.; Юрист, 2005. - № 9. - с.31-34

6 ст. 126 ГПК

7 ст. 218 СК

8 ст. 221 СК

9 ст. 222 СК

10 ст. 277 ГПК РФ

11 Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. - М.: ООО «Городец-Издат», 2003. С. 374-376

12 Гражданское процессуальное право /под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 251.

13 Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Дегтярев С.Л., Закарлюка А.В., Звягинцева Л.М. и др. - 2-е изд., перераб. - М.; Норма, 2005. С.152.

14 Власов А.А. Гражданское процессуальное право. М. 2004. С. 327.

Общие правила производства.

Сущность – разрешение судом дел по спорам, возникающим сфере публично-правовых отношений. Особенности обусловлены неравноправным положением сторон спора в материальных правоотношениях, а также особой функцией суда при рассмотрении таких дел, которая сводится к судебному контролю за законностью решений и действий ответной стороны. В суд подается не иск, а заявление. Категории дел: оспаривание НПА; оспаривание действий и решений, нарушающих права и свободы граждан; дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме; иные дела, отнесенные ФЗ.

Правила рассмотрения дел публичного характера

Дела рассматриваются по общим правилам искового производства + особенности. Предварительное обращение в вышестоящий орган не обязательно. Обязанность доказывания возлагается на ответчика. Суд может истребовать доказательства по собственной инициативе, и не связан доводами сторон. Дела возбуждаются путем подачи заявления. Если при подаче заявления судья устанавливает, что имеет место спор о субъективном праве, то суд оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю порядок оформления искового заявления. Не применим институт заочного производства. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя ответной стороны или должностного лица, а при их неявке подвергнуть штрафу в 10 МРОТ. Вступившее в законную силу решение суда препятствует обращению суд с тождественным заявлением, в т.ч. лицам, не участвовавшим в деле.

Дела об оспаривании НПА.

Подведомственность: любые дела об оспаривании НПА, за исключением: оспаривание которых отнесено к компетенции КС РФ, арбитражных судов, конст./уставных судов. Подсудность: подсудны районным судам, за исключением тех, которые относятся к ведению ВС РФ и областных судов. Заявители: граждане или заявители, права которых нарушены НПА; прокурор; Президент, Правительство, высшие органы субъектов РФ, ОМС, которые полагают, что НПА нарушает их компетенцию. Возбуждение дела: заявление должно отвечать общим требованиям + особенности: наименование органа; наименование и дата принятия НПА; несоответствие НПА высшему юридическому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя; к заявлению приобщается текст оспариваемого НПА с указанием, кем и когда он был опубликован. Отказ в принятии заявления возможен, если НПА не опубликован или утратил силу; уже вступило в законную силу решение суда по тождественному заявлению. Подача заявления не приостанавливает действия НПА. Предмет доказывания: сам факт принятия НПА; правомочность его принятия; соответствие его НПА, имеющему большую юридическую силу. Решение суда: если суд придет к выводу, что НПА не соответствует, то признает НПА недействующим целиком или частично со дня принятия или с другого срока. Решение вступает в законную силу по общим правилам. Исполнение решения суда: решение суда публикуется в печатном издании, где был опубликован НПА; решение суда не может быть преодолено повторным принятием НПА.



Дела об оспаривании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Гл.29 ГПК + ФЗ «Об оспаривании…» Граждане и организации могут оспорить действия или бездействие, в результате которых наступили последствия: нарушены права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконное привлечение к какой-либо ответственности или незаконно возложена обязанность. Дела об оспаривании решений и действий организаций и учреждений рассматриваются по правилам искового производства. Подведомственность и подсудность: рассматриваются общими судами, за исключением дел, подведомственных арбитражному суду и если ФЗ устанавливает другой порядок оспаривания. По данной категории не установлен досудебный порядок урегулирования спора. Альтернативная подсудность: как по месту нахождения ответчика, так и заявителя. Мировым судьям не подсудны. Если оспаривается отказ в разрешении выезда из страны по мотиву осведомленности с государственной тайной, то подсудны суду субъекта. Возбуждение дела путем подачи заявления. Содержание: в чем незаконность действий, в чем заключается нарушение прав и свобод. Госпошлина – 15% МРОТ. Исковая данность – 3 месяца, со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Пропуск срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если пропуск по уважительной причине – м.б. восстановлен. Обеспечительная мера: оспариваемое решение приостанавливается до вступления в законную силу решения. Предмет доказывания: принятие решения или совершения действия; правомочность совершения действия или принятия решения; соответствие закону; нарушение прав и свобод. Особенности судебного разбирательства: заявление рассматривается 10-дневный срок; неявка лиц не препятствует рассмотрению. Решение по данной категории – решение с исполнительной силой. Оно м.б. приведено в принудительное исполнение.

Особое производство.

Понятие и сущность.

Сущность – точки зрения. 1)здесь отсутствует спор о праве; 2)оно имеет особый предмет – установление юридического факта или состояния. Цель особого производства – выявление и констатация тех обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, т.е. юридические факты-действия, факты-события, факты-состояния. Отличие от искового производства: в исковом конечной целью является не только установление фактов, но и их правовых последствий. Отличие от исков о признании: исках о признании имеется противостоящий субъект. Особое производство – самостоятельный вид гр. Производства, характеризуется отсутствием спора о праве, в котором суд путем установления юр. Фактов осуществляет защиту охраняемых законом интересов и субъективных прав.

Согласно ППВС СССР от 21.06.85. не могут быть рассмотрены в суде заявления об установлении: трудового стажа; причин и степени утраты трудоспособности; группы инвалидности и времени ее наступления; прохождения действительной военной службы; факта нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения или контузии; признание инвалидом ВОВ; возраст граждан; факт окончания учебного заведения. Теперь все постановления СССР признаны недействительными =>можно ли теперь устанавливать эти факты? В порядке особого производства рассматриваются категории дел: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении; о признании умершим или безвестно отсутствующим; об ограничении в дееспособности или о признании недееспособным; о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании муницип. собственности на бесхозяйную недвижимость; вызывное производство; дела о принудительной госпитализации и принудительном освидетельствовании; о внесении изменений в акты ЗАГС; по заявлении о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлению о восстановлении утраченного судебного производства; + по ФЗ дела об отмене ограничения в дееспособности; дела о признании гражданина дееспособным.

Процессуальные особенности рассмотрения дел особого производства.

Отсутствуют стороны и 3-и лица; в деле участвуют: заявитель, заинтересованные лица, прокурор, органы опеки и попечительства; ограничено действие принципа состязательности; лица ограничены в применении некоторых процессуальных прав: нет встречного иска, мирового соглашения, обеспечения иска; правила о подсудности носят специальный характер и устанавливаются для каждой категории дел отдельно; есть специальные правила о подведомственности: если в процессе рассмотрения дела в порядке особого производства возникает спор о праве, суд обязан оставить заявление без рассмотрения.

Особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юр. значение.

Подведомственность: Суд в праве в порядке особого производства установить юридически значимые факты при наличии юридического состава: а). от устанавливаемого факта зависит возникновение, изменение, прекращение прав заявителя. Устанавливаемые факты: факт родственных отношений, факт нахождения на иждивении, факт регистрации рождения, усыновления, удочерения, брака, смерти, факт признания отцовства, факт принадлежности правоустанавливающих документов, факт владения и пользования недвижимым имуществом, факт несчастного случая, факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах, факт принятия наследства и место открытия наследства, другие, имеющие юридическое значение факты.

б). установление факта не связано с разрешением спора о праве.

в). У заявителя нет другой возможности получить или восстановить документ, устанавливающий такой факт.

Подсудность. Дела об установлении фактов рассматриваются районными судами по месту жительства заявителя, исключения – дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом (по месту нахождения имущества). Особенности содержания заявления. В заявлении должна быть указана цель, которую преследует заявитель и должны быть приведены доказательства невозможности получения документов во внесудебном порядке. Вступление в законную силу решения суда об установлении факта является документом, подтверждающим такой факт. Если факт подлежит государственной регистрации, судебное решение является основанием для регистрации и не подменяет собой документы, выдаваемые регистрирующим органом.

Особенности рассмотрения дел об ограничении дееспособности и признания недееспособным.

ППВС РСФСР от 04.05.90 «О практике рассмотрения судами дел...», заявление подается в районный суд по месту жительства гражданина, если он помещен в психиатрическое лечебное учреждение, то по месту нахождения учреждения. Заявителем могут быть, при ограничении гражданина в дееспособности – члены его семьи, органы опеки и попечительства, психиатрическое учреждение; при признании недееспособным – члены семьи, близкие родственники, органы опеки и попечительства, психиатрические учреждения; при ограничении в дееспособности гражданина от 14 до 18 лет – родители, усыновители, попечители и органы опеки и попечительства. По статье 45 ГПК, может подавать заявление прокурор. Нельзя принудить лицо быть заявителем. Требования к заявлению: должны быть изложены обстоятельства того, что гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и этим ставит свою семью в тяжелое материальное положение, свидетельствующее о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие которого он не может понимать значение своих действий и руководить ими, свидетельствующее о явно неразумном распоряжении несовершеннолетним гражданином своим заработком, стипендией и иными доходами. Подготовка и рассмотрение дела: для определения психического состояния гражданина суд обязан назначить судебно-психиатрическую экспертизу; обязательно участие самого гражданина. Заявитель освобождается от уплаты судебных издержек за исключением недобросовестного заявителя. Особенности решения суда: в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда, суд направляет его копию в органы опеки и попечительства; исполнительный лист не выдается, нет принудительного исполнения; если основание, в силу которого гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным отпали, то суд по новому заявлению принимает решение об отмене предыдущего решения. ППВС: отмена ограничения дееспособности алкоголика производится и в том случае, когда у него перестала существовать семья.

Особенности рассмотрения дел об эмансипации.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, при отсутствии такого согласия – по решению суда. С заявлением могут обратиться: несовершеннолетний с 16 лет самостоятельно, от его имени его законные представители. В заявлении должно быть указано, что несовершеннолетний работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью, а так же указание на отказ законных представителей отдачи согласия на эмансипацию. Дело рассматривается с обязательным участием несовершеннолетнего, его представителей, а так же представителей органов опеки и попечительства и прокурора. Несовершеннолетний считается дееспособным со дня вступления в силу решения суда.

Особенности рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании. Может быть только с санкции суда за исключением случаев:

  1. основанием для ППО является совершение гражданином действий, дающих основание полагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обуславливает одно из последствий: непосредственную опасность гражданина для себя или окружающих; беспомощность гражданина; существенный вред здоровью гражданина в случае оставления без психиатрической помощи. (во втором и третьем случае, решение об освидетельствовании принимается судом). Заявление подается в районный суд по месту жительства гражданина. С заявлением может обратиться в суд только врач-психиатр. В заявлении указывается обстоятельства, с которыми по закону связана необходимость ППО. К заявлению прилагается мотивированное заключение врача-психиатра и другие документы. Заявление рассматривается судом единолично в течение трех дней.
  2. Принудительная госпитализация (основания должны быть в совокупности): наличие у гражданина тяжелого психического расстройства, обследование и лечение гражданина возможно только в стационарных условиях. Гражданин, который попал в психиатрический стационар подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию комиссией психиатров из минимум трех человек, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. Если гражданин не дал письменного согласия на госпитализацию, то психиатрическое учреждение обращается в суд в течение 48 часов с момента попадания гражданина в стационар. Заявление рассматривается в районном суде по месту нахождения психиатрического учреждения. В заявлении указываются обстоятельства, по которым возможна принудительная госпитализация. К заявлению прилагается мотивированное заключение комиссии психиатров. Возбуждая дело, судья одновременно продлевает пребывание гражданина в психиатрическом стационаре на срок рассмотрения дела, о чем указывает в определении о возбуждении дела. Заявление рассматривается единолично в течение пяти дней со дня его подачи. Заседание проводится в помещении суда или психиатрического стационара. Гражданин имеет право лично участвовать в судебном заседании. Дело рассматривается с обязательным участием прокурора, представителя психиатрического учреждения и представителя гражданина. Исполнительный лист по решению не выдается. Принудительно пребывание в стационаре продолжается только на время сохранения оснований, но по истечении 6 месяцев с момента госпитализации, вопрос пересматривается в том же порядке.

Пересмотр судебных постановлений.

Четыре формы: апелляционное, кассационное, надзорное производство и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционное производство – пересмотр не вступившего в законную силу постановление мирового судьи, районным судом по апелляционной жалобе (представлению) лица, участвующего в деле в полном объеме на предмет его обоснованности и законности, то есть рассмотрение дела заново районным судом. Кассационное производство – пересмотр не вступившего в законную силу постановления общего суда вышестоящей судебной инстанцией по кассационной жалобе, представлению лица, участвующего в деле, в пределах доводов кассационной жалобы и возражений против нее на предмет его обоснованности и законности то есть, проверка судебного постановления на предмет соблюдения норм материального и процессуального права применительно к обстоятельствам дел, установленным судом первой инстанции. Надзорное производство – пересмотр вступившего в законную силу постановления мирового судьи и общих судов в надзорной инстанции по надзорной жалобе, представлению лиц участвующих в деле, а так же лиц, права которых нарушены данным постановлением на предмет их законности. То есть, проверка постановления на предмет недопущения существенного нарушения норм материального и процессуального права. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам – пересмотр вступившего в законную силу постановления мирового судьи и общих судов тем же судом по заявлению лица, участвующего в деле в полном объеме в связи с открытием обстоятельств, которые не были известны на момент вынесения судебного постановления, но могут повлиять на исход дела. То есть, отмена судебного постановления с возобновлением рассмотрения дела заново тем же судом.

Формы пересмотра Объект пересмотра Субъекты обжалования сроки Суды пересмотра Основания к отмене
Апелляц. Производ-ство Решение определен мир судей, принятое по 1 инстанции Лица, участв в деле в т.ч. в ходе привлеченные 10 дней со дня вынес. в окончат форме (мотив. реш) Соответств. район суд а)реш/определения необоснованно (фактич обстоят-ва) б)незаконность мат, процесс.
Кассац произв-во а)реш/опред раион судов по 1 инстан. б)облсудов по 1 инстанц в)верх суда по 1 инстан Лица, участвующие в деле 10 дней со дня вынесения в окончательного ршения а)суд коллег по гражд дел. Облсуда б)суд кол. Верх суда в)кассац коллегия верх суда а)необоснован- ность б)незаконность
Надзорное производ-ство а)суд приказы, реш/опред мир судьи б)реш/опред рацон судов по 1 и апелл инстанции в)реш/опред облсудов по 1, кассац, надзорной инстанции г)реш/опред суд коллегии по гр делам верх суда по 1, кассац, надзорной инст д)определение кассацион коллег верх суда по кассац инстан а)лица участвующие в деле б)лица не явл таковыми, но права кот нарушены обжалуемым суд реш 1 год со дня вступления суд постанов в закон силу. Срок по старым решениям течет с 1.02.03 ППВС 20.01.03 а)президиум областного суда б)суд коллегия по гражд делам верх суда в)президиум верх суда Сушественная незаконность
пересмотр а)Реш/опред мир судьи по 1 инстанции б)реш/опред район судов по 1, апелляц инстанц в)реш/опред облсудов г)реш/опред облсудов (см. 3) д)определение президиума верх суда по надзору Лица участвующие в деле 3 месяца со дня установлен. открывшег. обстоятельства Суд вынесший реш\опред подлежащее пересмотру Вновь открывшиеся обстоятельства

Порядок апелляционного обжалования.

Участниками дела подается апелляционная жалоба, а прокурором – представление. Прокурор может принести представление только если он участвует в деле. Апелляционная жалоба передается через мирового судью, вынесшего обжалуемое постановление. Десятидневный срок на подачу жалобы начинает течь со дня, следующего за днем принятия судебного решения в окончательной форме. Пропущенный срок может быть восстановлен по уважительной причине. Апелляционная жалоба должна отвечать требованиям, предъявляемым ГПК, жалоба оплачивается госпошлиной в размере 50% от ставки пошлины установленной для оплаты искового заявления. Прокурор не уплачивает госпошлину. При подаче апелляционной жалобы не соответствующей требованиям закона или не оплаченной пошлиной, судья оставляет ее без движения и устанавливает апеллятору срок для исправления недостатков, о чем выносится определение, которое может быть обжалована в апелляционном порядке. Жалоба подлежит возвращению апеллятору в случаях, если апеллятор не устранил недостатки в установленный срок, если срок на подачу жалобы истек, если апелляционная жалоба отозвана апеллятором до направления в районный суд, если апелляционная жалоба подана лицом не участвующим в деле.

Порядок кассационного обжалования.

Объектом может быть как решение суда, так и его составная часть. Лицами, участвующими в деле подается жалоба, прокурором – представление. Жалоба подается через общий суд, решение которого обжалуется в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Не допускается ссылка на доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции за исключением случаев, когда такие доказательства невозможно было представить. Госпошлина – 50% процентов от ставки по первой инстанции. При подаче кассационной жалобы не соответствующей закону, суд оставляет ее без движения и устанавливает срок для исправления недостатков. Жалоба подлежит возвращению, если недостатки не устранены кассатором, если истек срок на подачу жалобы, если жалоба отозвана, если жалоба отозвана лицом не участвующем в деле.

Порядок кассационного производства.

По получении надлежащей кассационной жалобы, поданной в установленный срок, судья направляет копии жалобы и приложений к ней другим лицам, участвующим в деле, извещает всех лиц о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, по истечении срока на подачу кассационной жалобы, направляет дело в суд кассационной инстанции. Лица, не являющиеся кассатором в праве предоставить свои возражения относительно жалобы в письменной форме с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Кассатор в праве отказаться от жалобы до принятия судом кассационной инстанции кассационного определения по существу жалобы. Отказ предоставляется в письменной форме и влечет прекращение кассационного производства, если не обжалуется другими лицами. Истец может отказаться от иска, а стороны могут окончить дело мировым соглашением в письменной форме до принятия кассационного определения по существу жалобы. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на нее. За исключением случаев, когда суд оценивает дополнительно представленные доказательства, и устанавливает новые факты, а так же когда в интересах законности суд проверяет обжалуемые решения в полном объеме. Срок рассмотрения дела в суде кассационной инстанции – один месяц со дня поступления дела в суд кассационной инстанции. (по избирательным спорам – пять дней, в верховном суде – два месяца). Судебное заседание проводится по правилам первой инстанции, за исключением: дело рассматривается коллегиально в составе 3 судей; если принесено представление прокурором, то в рассмотрении дела вправе принять участие должностное лицо прокуратуры; неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела; судебное заседание состоит из трех обязательных и одной факультативной составных частей: подготовительная часть – обязательная; рассмотрение дела – обязательная; судебные прения – факультативная; вынесение и объявление кассационного определения – обязательная. Определение вступает в законную силу с момента провозглашения. В случае поступления кассационной жалобы другого лица, участвующего в деле, суд кассационной инстанции рассматривает вновь поступившую кассационную жалобу по существу.

Полномочия суда кассационной инстанции.

По результатам рассмотрения жалобы суд вправе: оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения; отменить решение полностью или в части, и направить его на новое рассмотрение в тот же суд, если допущенные нарушения не могут быть исправлены кассационным судом; изменить или отменить решение и принять новое решение, если обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств; отменить решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить заявление без рассмотрения при наличии соответствующих оснований. Основания к отмене или изменению решения суда в кассационном порядке: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом 1й инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, т.е. решение суда незаконно.

Порядок надзорного обжалования .

Объектом могут быть любые постановления за исключением постановлений Президиума ВС РФ. Жалоба м.б. подана лицами, участвующими в деле, а также лицами, права которых нарушены решением суда. С надзорными представлениями могут обращаться: прокурор субъекта и генеральный прокурор РФ + его заместители. Жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Может быть подана в теч. 1 года со дня вступления решения в законную силу. Требования к надзорной жалобе: указание на существенное нарушение норм права; какие права лица нарушены; если ранее обжаловалось, то принятые постановления; копии жалобы по количеству лиц, участвующих в деле; не допускается ссылка на доказательства; если решения суда не обжаловались в другом порядке, то надзорная жалоба подлежит оплате госпошлины по ставке для апелляционной и кассационной жалобы. Надзорная жалоба по поручению председателя или заместителя председателя суда передается на рассмотрение судьей этого суда. Надзорная жалоба подлежит возвращению в следующих случаях: если жалоба не соответствует требованиям, предъявляемых к ней законом, пропущен срок на подачу жалобы, жалоба отозвана, жалоба подана не соответствующим лицом, жалоба подана с нарушением правил подсудности.

Порядок надзорного производства. 1. Рассмотрение надзорной жалобы судьей суда надзорной инстанции на предмет наличия сомнений в законности обжалуемого судебного постановления. Надзорная жалоба, принятая к производству, подлежит рассмотрению в срок до одного месяца в верховном суде – два месяца. По результатам рассмотрения, судья истребует дело, если имеются сомнения в законности судебного постановления, либо отказывает в истребовании дела. В случае истребования дела, судья может приостановить исполнение судебного решения до окончания надзорного производства, при наличии ходатайства об этом в надзорной жалобе. 2. Рассмотрение дела судьей на предмет наличия оснований к отмене судебного постановления. Истребованное дело рассматривается в срок до двух месяцев (в верховном суде – до четырех) сроки могут быть продлены председателем суда. По результатам рассмотрения судья передает дело для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, либо отказывает в этом. 3. Рассмотрение дела судом на предмет наличия оснований к отмене судебного постановления. В суде надзорной инстанции дело рассматривается с обязательным извещением лиц, участвующих в деле и направлением им копий определения о передаче дела в надзорный суд и копии надзорной жалобы. Срок рассмотрения дела 1 месяц (в ВС – 2). Дело рассматривается судом в составе председательствующего и двух судей. Если в деле участвовал прокурор, то в судебном заседании вправе принимать участие прокурор субъекта или его заместитель. Неявка лиц участвующих в деле не препятствует его рассмотрению. Судебное заседание состоит из рассмотрения дела и вынесения надзорного определения. Определение суда надзорной инстанции вступает в силу со дня его вынесения.

Исполнение судебных постановлений, роль суда в исполнительном производстве. Функции общих судов. 1. Подготовка к исполнению судебного постановления: обеспечение иска, выдача исполнительного листа, разрешение вопроса о восстановлении срока предъявления исполнительных документов ко взысканию. 2. Разрешение ряда вопросов, связанных с исполнением судебных постановлений: разъяснение судебного постановления, подлежащего исполнению; отсрочка и рассрочка исполнения; изменение способа и порядка исполнения; индексация присужденных денежных сумм; замена выбывшей стороны исполнительного производства, ее правопреемником; наложение штрафа на банк в случае неисполнения исполнительного документа о взыскании денежных средств с должника – владельца банковского счета в размере 50% от несписанной суммы; отложение исполнительных действий на срок до 10 дней; приостановление и возобновление исполнительного производства; прекращение исполнительного производства. 3. Осуществление контроля за действиями судебного пристава-исполнителя предварительного и последующего. 4. Разрешение вопросов, связанных с поворотом исполнения решения суда, за исключением алиментов.

(возможно несколько вариантов ответов)

1. Особое производство в гражданском процессе характеризуется следующими чертами:

а) отсутствие спора о праве;

б) отсутствие спора о факте;

в) отсутствие сторон;

г) неравноправие сторон;

д) наличие материально-правового требования одного лица к другому.

2. К делам особого производства не относятся:

а) дела о защите избирательных прав граждан;

б) дела об отмене усыновления;

в) дела о признании гражданина недееспособным;

г) дела об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

д) дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок;

е) дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

3. Какие из перечисленных процессуальных действий не допускаются в особом производстве:

а) отказ от иска;

б) отказ от заявления;

в) заключение мирового соглашения;

г) привлечение третьих лиц;

д) представление доказательств;

е) заявление ходатайств;

ж) предъявление встречного иска.

4. Как именуются основные участники процесса по делам особого производства:

а) заявитель;

в) ответчик;

г) третье лицо;

д) заинтересованное лицо.

5. Какие из перечисленных фактов могут устанавливаться в порядке особого производства:

а) факт нахождения на иждивении;

б) факт признания отцовства;

в) факт принадлежности лицу российского паспорта;

г) факт несчастного случая;

д) факт принятия наследства и места открытия наследства;

е) факт состояния в фактических брачных отношениях;

ж) факт обращения в суд с тождественным иском.

6. Определите родовую подсудность дел об усыновлении ребенка российскими гражданами:

а) мировой судья;

б) районный суд;

в) областной суд.

7. Определите родовую подсудность дел об усыновлении ребенка иностранными гражданами:

а) районный суд;

б) областной суд;

в) Верховный Суд РФ.

8. Дела об усыновлении рассматриваются:

а) в открытом судебном заседании;

б) только в закрытом судебном заседании;

в) в закрытом судебном заседании по ходатайству усыновителей.

9. Дела об усыновлении рассматриваются с обязательным участием:

а) усыновителей;

б) ребенка, достигшего возраста десяти лет;

в) органа опеки и попечительства;

г) прокурора.

10. Апелляционная жалоба на решение суда об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка может быть подана в течение:

а) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме;

б) в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме;

в) в течение двух месяцев со дня принятия решения в окончательной форме.

11. К лицам, имеющим право обратиться в суд с заявлением об ограничении дееспособности гражданина, относятся:

а) прокурор;

б) члены семьи гражданина;

в) орган опеки и попечительства;

г) психиатрическое или психоневрологическое учреждение;

д) организация, в которой гражданин работает.

12. Как закон формулирует норму об участии гражданина, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным:

а) участие в деле такого гражданина не требуется, но он извещается о судебном заседании;

б) участие в деле такого гражданина не требуется, и он не извещается о судебном заседании;

в) гражданин должен быть вызван в судебное заседание;

г) дело может рассматриваться по месту нахождения гражданина, в том числе в помещении психиатрического стационара или психоневрологического учреждения.

13. Заявление о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, может быть подано:

а) прокурором;

б) членами семьи гражданина;

в) представителем психиатрического стационара.