Уровни риска чс. Анализ и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций

В настоящее время во всем мире растет обеспокоенность в связи с ощутимым увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью.

Одним из таких мероприятий является переход к методам управления на основании анализа и оценки риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций. При этом риск должен оцениваться не только при нормальных условиях безаварийной эксплуатации, но и в случае реализации аварий и катастроф с влиянием на людей и окружающую среду.

Под естественным риском понимается возможность нежелательных последствий опасных природных процессов и явлений, а под техногенным - от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы). По социальной риска, то его следует понимать как возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущего за чертой бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и т.д.).

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, есть время и убытки, а для оценки (прогноза) риска определяются частота реализации чрезвычайных событий и ущерб от них.

Следует подчеркнуть, что в рамках технокрактичнои концепции, природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный отрезок времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности внедрения мероприятий как раз и составляет управления риском.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска для достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определение управления риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском, как правило, используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирует социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Важной составляющей этого управления является система управления рисками чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками ЧС необходимо развивать:

систему предотвращения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в сфере уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы включает следующие основные элементы:

1. установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;

2. мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

3. принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;

4. рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и по уменьшению масштабов ЧС;

5. осуществление превентивных мер;

6. проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасности, мониторинг окружающей среды - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ пораженности территорий - анализ риска ЧС - анализ индивидуального риска для населения. Данные сравнения его с приемлемым риском и принятия решения о целесообразности проведения мероприятий по защите - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ, создания необходимых резервов для уменьшения масштабов ЧС.

Стоит отметить, что, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: видов негативных событий, частоты, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уражуванисть этих объектов относительно поражающих факторов источников опасности, а также расходы на реализацию меры по уменьшению влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, которые позволяют снизить природные и техногенные риски до минимально возможного уровня.

Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, оказываются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, которые вытекают из социально-экономического положения страны.

Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить в виде следующих этапов:

1. Создание базы данных о регионе, что изучается, включающую информацию о его географию, метеорологию, топологию, инфраструктуру, распределение населения и демографии, расположение промышленных и других потенциально опасных объектов, основные транспортные потоки, хранилища, промышленные и бытовые отходы и т.д. .

2. Идентификация и инвентаризация опасных видов хозяйственной деятельности, выделения приоритетных объектов для дальнейшего анализа. На этом этапе выявляются и ранжируются по степени опасности виды хозяйственной деятельности в регионе.

3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения, включая: количественный анализ влияния опасностей на протяжении всего срока эксплуатации предприятия с учетом риска возникновения аварийных выбросов опасных веществ; анализ влияния опасных отходов; анализ риска при транспортировке опасных веществ.

4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности, который включает: анализ и планирование действий в случае чрезвычайных ситуаций с учетом взаимодействия различных служб с органами государственного управления и контроля, а также с представителями общественности и населением; анализ систем и служб гражданской защиты, в том числе и пожарной безопасности с учетом пожарной опасности предприятий, объектов повышенной опасности, систем транспортировки энергии и энергоносителей; анализ структуры контроля качества окружающей среды региона; экспертизу и анализ законодательных и нормативных документов.

5. Разработка и обоснование стратегий и оперативных планов действий, призванных эффективно реализовывать решения в сфере безопасности и обеспечения достижения определенной цели.

6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработки оперативных действий, которое включает в себя оптимизацию затрат на обеспечение промышленной безопасности; определенную очередность осуществления организационных мероприятий по повышению устойчивости функционирования и снижения экологического риска при нормальной эксплуатации объектов региона, а также в чрезвычайных ситуациях. Система управления должна содержать технические, оперативные, организационные и топографические элементы.

На основе прогноза масштабов возможной или такой возникшей чрезвычайной ситуации принимаются меры по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:

1. превентивные меры по снижению рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций, которые осуществляются заблаговременно;

2. меры по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, то есть аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы гражданской защиты, создаются, оснащаются, учатся и содержатся в готовности к немедленным действиям оперативно-спасательные, аварийно-спасательные, восстановительные и поисковые формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и его первоочередного

Риски чрезвычайных ситуаций

Жизнь человека и существование человеческих сообществ обусловлены и сопровождаются множеством разнообразных факторов. Однако из целей индивидуальной и общественной жизнедеятельности человечество всегда предпочитало, иногда интуитивно, иногда осознанно, стремление к повышению качества жизни - чаще для избранных, реже для всех.

В свою очередь, из многих существенных показателей качества жизни главными приоритетами постоянно являлись стремление человека и общества обеспечить сытое существование, сохранить жизнь и здоровье, защититься от агрессии, добиться комфортных условий бытия, сберечь окружающую среду обитания.
Большинство из названных приоритетов непосредственно принадлежат к области безопасности. Таким образом, безопасность является важнейшей составляющей качества жизни, важнейшей целью существования.

Почему это происходит? Чем обусловлено такое важное значение безопасности жизнедеятельности и в прежние и в нынешние времена? Почему деятельность по обеспечению безопасности всегда являлась столь востребованной?

Высокая роль безопасности определяется непреложным наличием в природной и социальной сферах обитания человечества многочисленных постоянных и разнообразных опасностей. Именно наличие в этом мире опасностей, грозящих всем и каждому, обусловливает перманентную необходимость прилагать усилия для обеспечения личной, общественной, государственной и всякой иной безопасности.
Что же такое опасность?

Это понятие может быть отнесено к разряду наиболее общих представлений, отражающих основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Понятие "опасность" может быть поставлено в ряд с такими основополагающими категориями жизнедеятельности как "жизнь", "сознание", "язык", "труд", "радость", "страдание", "успех", "качество" и другими неотъемлемыми частями бытия, его фундаментальными свойствами и особенностями.

Несмотря на сложность содержания понятия "опасность", нормы русского языка определяют его довольно однозначно. В самом общем случае опасность - это потенциальная возможность вызвать вред, принести несчастье. Опасность также может быть представлена как возможный результат действия тех или иных негативных факторов на те или иные объекты. Опасностью, равным образом, можно назвать состояние той или иной среды (природной, хозяйственной, политической, социальной, техногенной, психофизиологической и т.д.), чреватой своими резкими изменениями, наносящими вред. Иногда опасность трактуют как возможность утраты существенных свойств или целостности из-за неудовлетворения каких-либо потребностей.

Уясняя понятие опасности, необходимо помнить, что здесь имеется в виду лишь потенциальная возможность несчастья, а не само несчастье. Это напоминание необходимо потому, что на практике иногда путают опасность с ее реализацией.

Время от времени опасности реализуются и становятся фактом жизни, превращаясь из потенциального состояния в различного вида реальные негативные события - стихийные бедствия, аварии и т.д.. Возникают поражения, ущербы, другие негативные последствия этих событий. В результате на каких-либо участках, местностях, территориях могут сложиться чрезвычайные ситуации различного масштаба. О существе понятия "чрезвычайная ситуация" разговор еще впереди, сейчас же уместно сказать об их возможном характере.

В зависимости от природы негативного (чрезвычайного) события чрезвычайные ситуации также имеют различное происхождение или различный характер, как принято говорить. Поскольку предметом нашего изучения является безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, то и характер круга рассматриваемых в данном пособии опасностей, порождаемых ими чрезвычайных событий и ситуаций, преимущественно будет касаться природной и техногенной сфер.

Негативное (чрезвычайное) событие, явившееся результатом реализовавшейся опасности и послужившее причиной возникновения чрезвычайной ситуации, принято называть ее источником. По официальной трактовке источник чрезвычайной ситуации - это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В нашей стране официально стандартизирован также термин "источник опасности". По ГОСТ Р 22.10.01-2001 источником опасности называется явление, процесс или объект, которые могут послужить причиной ущерба.

Уточнению представления об опасности помогает определение опасности в чрезвычайных ситуациях, которая согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 представляет собой состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, то есть на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Опасность всегда выражается через связь двух сторон. Одна их них - субъекты опасности (природные явления, экономические, социальные, политические, техногенные процессы, движущиеся или иные потенциально опасные материальные объекты, негативные или ошибочные намерения и т.д.) - выступает источником, носителем опасности. Другая сторона - объекты опасности (люди, их сообщества, рукотворные материальные объекты, объекты природы) - является потенциально пострадавшей стороной, которая может испытать на себе негативное, чаще - поражающее воздействие субъекта опасности. При этом обе стороны могут быть составляющими одного и того же предмета или явления. В качестве примера назовем промышленное предприятие, на котором по внутренним причинам может возникнуть авария. В этом случае предприятие в целом одновременно оказывается и субъектом и объектом опасности.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, энергетической мощи возможных явлений или процессов, интенсивности возможного воздействия на объект, а также от уязвимости и защищенности от них объекта опасности.

Условно опасность может быть представлена в двух формах - в форме вызовов и в форме угроз.
Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных небесных тел, возможные нарастающие изменения глобального климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли, непредсказуемые результаты генно-инженерных исследований, перспектива создания новых опасных производств и видов оружия и другие. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.

Наиболее распространенными формами опасностей являются угрозы, которые представляют собой непосредственную опасность возникновения тех или иных катаклизмов, бедствий, невзгод, несчастий, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти чрезвычайные события. В качестве таких обстоятельств могут выступать природные, общественные, техногенные закономерности, обусловливающие опасность, технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки систем безопасности, преступные намерения, декларирование и демонстрация опасных намерений, ошибочные оценки степени опасности, нерациональное природопользование и многое другое.

Оперируя понятиями форм опасности, необходимо учитывать то обстоятельство, что границы между ними в определенной степени условны. Поэтому существуют некоторые трудности четкого разделения вызовов и угроз между собой. Наиболее распространенной на практике формой опасности является угроза.

Одной из характеристик опасности, широко используемой в настоящее время, является риск. Риск - это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях. Другими словами риск - это измеренная возможность того, что ход событий, действия и результаты деятельности приведут к последствиям, отрицательно воздействующим на человеческие ценности.

Приведем еще некоторые общие определения, где риском могут быть названы: вероятность реализации опасности; потенциальная опасность получения нежелательных (негативных) результатов; элемент социального управления в условиях неопределенности.

Эти формулировки дополняют и уточняют облик определяемого понятия.

Поскольку риск характеризует степень опасности, он является ее мерой. Оценка риска проводится, как правило, в вероятностном виде. Недаром риск возникновения чрезвычайной ситуации часто рассматривают как вероятность или частоту возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Для оценки риска необходимы количественные показатели. Они должны обеспечивать сравнимость степени опасности различных ее источников, состояния безопасности для различных видов деятельности и категорий, в целом оценку состояния безопасности жизнедеятельности на определенной территории.

Как правило, понятие риска связывают с возможностью наступления сравнительно редких событий. При этом риск часто отождествляют с вероятностью Q(t) наступления этих событий за интервал времени (t (как правило, за год). Вероятность Q(t) выступает в этом случае как мера (показатель) риска, удобная для сравнения рисков для одного объекта (субъекта) от различных событий или для различных объектов (субъектов) в типовых для них условиях функционирования (деятельности).

Наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год:

Если в течение года может произойти N>1 опасного события, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий:

Где wi - ущерб от i-го опасного события;
- средний ущерб при реализации опасного события;
a(t) - математическое ожидание числа событий за год.

Таким образом, наиболее общим показателем риска, применимым для любых N, является.

Таким образом, независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются время t и ущерб w, а для оценки (прогноза) риска необходимо определять частоты реализаций опасных событий и ущерб от них.

Оценки частот некоторых событий на территории России за последние годы приведены в табл. 1.1.1, а ущерба - в табл. 1.1.2.

Таблица 1.1.1
Частоты опасных событий


Таблица 1.1.2
Ущерб от чрезвычайных ситуаций на территории России

Оперируя с рисками удобно, в зависимости от их особенностей, подразделять их на некоторые виды, характеризующие отношение риска к объектам опасности, их взаимосвязь.

В случае, когда объектами опасности выступают люди и их сообщества - население опасных территорий, персонал опасных объектов, коллективы, ведущие деятельность, связанную с риском и т.д. - риски удобно подразделить на индивидуальные и коллективные.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, утраты имущества, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий.

Иногда, несмотря на малые размеры зоны чрезвычайной ситуации, тяжесть ее последствий может быть весьма значительной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Высокая опасность возникновения чрезвычайных ситуаций , их огромные отрицательные социально-политические последствия у нас в стране и за рубежом требует постоянного противодействия этим угрозам со стороны государственных и общественных институтов. Как мы уже говорили, наличие возможных опасностей во все времена требовало от человека заботиться о своей безопасности. С течением времени организация обеспечения безопасности осложнялась и стала охватывать не только индивидуумов и их низовые сообщества, как, например, семья и трудовой коллектив, но и более высокие структуры, в том числе на государственном и мировом уровнях. В настоящее время говорят о безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества. Это трактуется как личная, общественная, национальная, международная безопасность.

Безопасность, с точки зрения традиционного представления о ней в русском языке, - это такое положение (состояние), при котором не угрожает опасность. Часто безопасность трактуют как состояние защищенности от опасности, что, в общем, соответствует основному определению.

Первой базовой категорией безопасности является ее объект, т.е. то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности и что лежит в основе исследования и совершенствования безопасности. Исходя из Концепции национальной безопасности Российской Федерации, объектами безопасности являются личность, общество и государство. Если учитывать интересы земной цивилизации в целом, то объектом безопасности можно считать и мировое сообщество в целом.

Субъектами безопасности являются организации и люди, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности на профессиональной или непрофессиональной основе.

В качестве субъектов безопасности выступают государственные системы, органы безопасности, специалисты в области безопасности, коммерческие и общественные структуры, занимающиеся данной деятельностью, любые граждане, пекущиеся о личной безопасности.

Цели обеспечения безопасности сложны. Во-первых, это превентивное снижение уровня вызовов и угроз. Во-вторых, в случае, когда угрозы реализуются в виде чрезвычайных событий и возникших как их следствие чрезвычайных ситуаций - это защита для снижения потерь и ущерба природных объектов, людей и материальных ценностей от поражающих (возмущающих) факторов, ликвидация возникших негативных последствий и чрезвычайных ситуаций в целом. В обобщенном виде цель обеспечения безопасности может быть сформулирована как стремление обеспечить устойчивость, стабильность, живучесть объектов безопасности, сохранить возможность удовлетворения их потребностей, в том числе жизненно важных, соблюсти их интересы.

Способы достижения безопасности многообразны. Они специфичны для каждого вида угроз, характерны для каждого объекта и субъекта безопасности, соответствуют природе поражающих (возмущающих) воздействий и обусловлены множеством других обстоятельств.

В Российской Федерации для обеспечения безопасности в природной и техногенной сферах создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она представляет собой объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В процессе достижения этих целей в рамках РСЧС преимущественно и осуществляется напрямую или косвенно управление природными и техногенными рисками, обеспечивается природная и техногенная безопасность.

Управление риском - это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях на ресурсы и время.

Эта деятельность основывается на системном подходе для принятия решений, выработки процедур и осуществления практических мер в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий.

В общем случае управление риском включает разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент этих усилий - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов, расходуемых для снижения различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения, социальных, политических и хозяйственных институтов, окружающей природной среды, какой только достижим в существующих реальных экономических и иных условиях. В целом, когда имеется в виду выработка и реализация комплекса разнообразных мер по управлению совокупности взаимосвязанных рисков, можно говорить об управлении безопасностью в той или иной области. Управление безопасностью при угрозе и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций является широким понятием, включающим не только меры по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий, но и мероприятия по подготовке к отражению реализовавшихся угроз.

Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. Этот учет возможен за счет системного анализа. Поэтому принятию управленческих решений должен всегда предшествовать системный анализ, представляющий собой совокупность методов и средств исследований сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов. Он опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Еще раз подчеркнем, что системный анализ играет важную роль при выработке и принятии управленческих решений, фактически является составной частью управленческой деятельности.
При управлении риском, управлении безопасностью процесс управления начинается со сбора данных и анализа риска.

Анализ риска (или риск-анализ) является процессом идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, различного рода социальных, политических, хозяйственных структур, элементов окружающей природной среды и других объектов.

Анализ риска может быть также определен как процесс решения сложной задачи, требующей рассмотрения широкого круга вопросов и проведения комплексного исследования и оценки технических, экономических, управленческих, социальных, а в ряде случаев и политических факторов.
Анализ риска имеет ряд универсальных для всех вариантов особенностей:
общей задачей анализа является определение допустимого уровня риска, стандартов безопасности различных объектов;
определение допустимого уровня риска происходит обычно в условиях недостатка или низкой достоверности исходной информации;
в ходе анализа в значительной мере решаются вероятностные задачи, что чревато существенными расхождениями в получаемых результатах;
поскольку в процессе анализа риска решаются многокритериальные задачи, необходим компромисс между сторонами, формирующими исходные данные и использующими результаты анализа.

Следующий, самый важный этап анализа риска - идентификация опасностей. Основная задача - выявление и четкое описание всех присущих системе опасностей. Это ответственный этап анализа, так как невыявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения. На этом этапе кроме выявления опасностей проводится их предварительная оценка с целью выбора дальнейшего направления деятельности. Здесь возможно:
прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей;
провести более детальный анализ риска;
выработать рекомендации по уменьшению опасностей.

В принципе весь процесс риск-анализа может закончиться уже на этапе идентификации опасностей. Если анализ не завершается вторым этапом, после идентификации опасностей переходят к этапу оценки риска.
Оценка риска - процесс, используемый для определения величины (меры) риска анализируемой опасности для здоровья человека, материальных ценностей, окружающей природной среды и других объектов, связанных, с реализацией опасности. Оценка риска - обязательная часть анализа. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетаний.

На этом этапе идентифицированные опасности должны быть оценены на основе критериев приемлемого риска с целью выделения опасности с неприемлемым уровнем риска. Эта работа служит основой для разработки рекомендаций и мер по уменьшению опасностей. При этом и критерии приемлемого риска, и результаты оценки риска могут быть выражены как качественно, так и количественно.
Существуют четыре разных подхода к оценке риска: расчетные - инженерный и модельный, и качественные - экспертный и опросный социологический.

Наконец, последний этап анализа риска - разработка рекомендаций по уменьшению его уровня, в случае, если степень риска выше приемлемой.

Множественность результатов анализа и возможность компромиссных решений дают основание считать, что анализ риска не является строго детерминированным процессом, поддающимся проверке объективными, научными методами.

Более предметно рассмотрим риски чрезвычайных ситуаций на примерах природного и техногенного рисков.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К основным опасностям на территории поселения следует отнести:

  • техногенные:

Аварии (катастрофы) на автодорогах;

Аварии на химически опасных объектах;

Пожароопасные и взрывоопасные объекты;

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения);

Гидродинамические аварии.

  • природные:

Опасные метеорологические явления;

Природные пожары.

    биолого-социальные – природно-очаговые инфекционные заболевания животных и людей, массовое распространение инфекционных заболеваний и вредителей сельскохозяйственных растений.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источник техногенной чрезвычайной ситуации – опасное техногенное происшествие (авария на промышленном объекте или транспорте, пожар, взрыв или высвобождение какого-либо вида энергии), в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Виды возможных техногенных чрезвычайных ситуаций

на территории поселения

Аварии (катастрофы) на автодорогах.

Высокая интенсивность движения, недостаточность автомобильных развязок, неудовлетворительное состояние отдельных участков дорог, зачастую отсутствие знаков дорожного движения на наиболее опасных участках и многие другие факторы могут привести к чрезвычайным ситуациям на автодорогах на территории поселения. Так на территории поселения имеются участки дорог, представляющие опасность для движения автотранспорта и на которых наиболее вероятны аварии: перекресток Варшавского шоссе и съезд на п. Любучаны, перекресток у с. Троицкое и д. Гавриково. Основную опасность для застройки и людей несут ЧС с перевозками пожароопасных грузов на сопредельных участках Большого кольца МЖД, на участках Курского направления МЖД, Аварии на химически опасных объектах (при производстве, переработке, транспортировке аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Предприятия, использующие в производственных процессах различные АХОВ, опасны для населения, проживающего рядом с ними, и окружающей природной среды, поскольку на них могут возникнуть аварийные ситуации, при которых возможен выброс в атмосферу токсичных продуктов.

Возникновение производственной аварии с выливом (выбросом) аммиака и хлора наиболее вероятно в ходе технологического процесса при разгерметизации технологического оборудования (трубопроводов) и последующего вылива АХОВ из системы. Не исключено возникновение аварии на складах хранения АХОВ. Обстановка в зоне ЧС при таких авариях будет обуславливаться типом, количеством вылитого (попавшего в атмосферу) АХОВ, а также метеорологическими условиями.

На территории поселения имеется химически опасный объект – «Любучанский завод пластмасс» (ООО «Торговый дом ЛЗП»)

Наиболее вероятными причинами возникновения аварий на ХОО могут быть:

  • износ основных производственных фондов;
  • износ и несвоевременный ремонт технологического оборудования;
  • нарушение правил транспортирования и хранения опасных веществ;
  • несоблюдение требований безопасности при использовании АХОВ в производстве;
  • выход из строя отдельных агрегатов, механизмов, трубопроводов;
  • нарушение технологии производственного процесса;
  • низкая дисциплина производственного персонала;
  • отсутствие эффективных систем защиты;
  • низкий уровень профессиональной подготовки рабочих и служащих объектов экономики.

Зоны возможного опасного химического заражения от ХОО, показаны на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Для защиты населения от возможного воздействия поражающих факторов, связанных с выбросом АХОВ на территории завода должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • оповещение населения об аварии;
  • использование индивидуальных средств защиты;
  • применение антидотов и средств обработки кожных покровов.

Пожароопасные и взрывоопасные объекты.

Пожаровзрывоопасный объект - объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайные ситуации на взрывопожароопасных объектах, связанные с разрушением (разгерметизацией) емкостного оборудования, при наличии источника зажигания приводят к возникновению опасных поражающих факторов - теплового излучения и взрывной волны.

На территории поселения расположены следующие наиболее крупные пожаровзрывоопасные объекты:

  • газораспределительная станция (ГРС) «Любучаны;
  • АЗС (2 шт. в с. Молоди, между д. Углешня и Красные Холмы, 1 шт. у СНТ «Высотник», между д. Дмитровка и д. Шарапова, у п. Любучаны), 2-й км. Автодороги «Старое Симферопольское шоссе- Добрыниха- Вельяминово», автодорога М-2 «Крым»

В пределах проектируемой территории существующая застройка газифицирована на 22%. Последствия ЧС на ГРС оцениваются по характеристикам оборудования и местам их установки.

ГРС отнесены к 3-му классу санитарной классификации с размером санитарно-защитной зоны 300м.

Утечка, воспламенение и взрыв топлива на участке автозаправки не несет угрозы строениям и людям за пределами территории АЗС. Наиболее тяжелые последствия на АЗС – взрыв и пожар на площадке слива с автоцистерны.

Радиусы опасных зон от пролива топлива, где будут наблюдаться различные степени повреждений зданий, зависят от объема проливаемого топлива, температуры окружающей среды и других параметров, и могут составить для сильных разрушений 35 м, для расстекления - от 100 -700 м.

В графической части раздела на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» показаны места расположения пожароопасных и взрывопожароопасных объектов на территории поселения.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения).

Подобные аварии создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года.

Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей на обширных территориях. Аварии на канализационных системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

Аварии в водопроводных сетях приведут к затоплению проезжей части дорог, падению давления в водопроводной системе, перебоям снабжения водой территории.

На тепловых магистралях, проходящих по территории, возможны разрывы, что может привести к прекращению подачи тепла в здания.

Причинами аварий на объектах коммунального хозяйства в основном является физический износ коммунального хозяйства, отсутствие средств на своевременный ремонт и замену изношенных сетей и оборудования на приобретение запасных частей.

По территории поселения транзитом проходят линии электропередачи ВЛ 220 кВ. Также по данной территории проходят линии 110 и 35 кВ. Процент изношенности распределительных сетей составляет около 70 %. Предельным порогом, для обеспечения надежной работы энергосистемы, считается износ основных фондов не более 40 %.

В настоящее время на территории поселения функционируют 7 котельных, 5 из которых работают на газе.

Степень износа технологического оборудования, тепловых и водопроводных сетей обуславливают достаточно высокую вероятность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций.

Гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб прудов и водохранилищ).

Гидродинамическая авария – это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюза) или его части. Для гидродинамической аварии характерно неуправляемое перемещение больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

На территории сельского поселения имеются гидротехнические сооружения, разрушение которых может привести к затоплению части территории населенных пунктов. Для защиты и безопасности населения от данного вида аварий необходимо проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мер.

Таким образом, исходя из анализа информации об основных факторах риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, можно сделать вывод, что территория поселения по степени опасности чрезвычайных ситуаций относится к зоне умеренного контроля, при которой необходима оценка целесообразности мер по уменьшению риска.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Природная чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Опасные метеорологические явления и процессы

Метеорологические опасные явления - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду (ураган, шторм, ливень и др.):

  • · крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;
  • · сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки;
  • · сильная жара, засуха.

Территория рассматриваемого поселения подвержена таким опасным метеорологическим явлениям, как грозы, сильные ветры, сильные дожди, град, метели, туманы, морозы, снегопады.

Перечень поражающих факторов источников природных ЧС метеорологического происхождения, характер их действий и проявлений приведен в Таблица 6.

Таблица 6

Снежные заносы

Снежные заносы

Вибрация

Источник

природной ЧС

Наименование поражающего фактора природной ЧС

Характер действия, проявления поражающего фактора источника природной ЧС

Сильный ветер

Аэродинамический

Ветровой поток

Сильные осадки Продолжительный дождь (ливень)

Гидродинамический

Поток (течение) воды

Затопление территории

Сильный снегопад

Гидродинамический

Сильная метель.

Гидродинамический

Гравитационный

Динамический

Динамический

Опасные гидрологические явления

Гидрологические опасные явления - событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

На территории сельского поселения Любучанское отсутствуют крупные реки.

Природные пожары

Природные пожары - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.

Территория сельского поселения подвержена возникновению локальных лесных пожаров. Залесенная часть поселения в пожарном отношении представляет серьезную опасность в весенний, летний и осенний пожароопасные периоды. В периоды пожарных максимумов, низовые пожары могут переходить в верховые.

При распределении по классам пожароопасности леса находящегося на территории поселения относятся к 3-4 классу. Природные пожары, кроме прямого ущерба лесному хозяйству, могут угрожать и населенным пунктам.

Леса поселения входят в зону наземной охраны лесов от пожаров в сочетании с авиапатрулированием. Пожарная опасность лесов зависит от породного состава лесного фонда, типа лесорастительных условий, посещаемости лесных массивов, наличия дорожной сети и других факторов.

Подготовки и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории поселения ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах.

Биолого-опасные ситуации (эпидемии)

Большая площадь земель сельского поселения может иметь благоприятную среду для развития личинок комаров, мошкары, гнуса и клещей. В местах массового скопления людей (места купания, лесопарки и т.п.) должна проводиться противомалярийная и противоклещевая обработка местности, осуществлять контроль за санитарным состоянием территории.

ГОСТ Р 22.10.02-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Допустимый риск чрезвычайных ситуаций

Safety in emergencies. Emergency risk management. Acceptable risk of emergency situations

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. N 724-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при оценке состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера с использованием риск-ориентированного подхода и организации деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

- федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- научно-исследовательскими, проектными организациями и организациями, эксплуатирующими потенциально опасные и критически важные объекты, определяемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.3 Требования настоящего стандарта распространяются на чрезвычайные ситуации природного, техногенного (включая пожары) и биолого-социального характера.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый индивидуальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием индивидуального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.

Примечание - Индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций.

3.3 допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый социальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием социального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.

Примечание - Социальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций.

4 Основные положения

4.1 При установлении допустимого риска чрезвычайных ситуаций используются следующие количественные показатели риска чрезвычайной ситуации по ГОСТ Р 55059 : индивидуальный риск чрезвычайной ситуации (индивидуальный риск ЧС), социальный риск чрезвычайной ситуации (социальный риск ЧС).
________________
Риск ЧС техногенного характера включает в себя пожарный риск .

4.2 Допустимый риск чрезвычайных ситуаций установлен настоящим стандартом для каждого субъекта Российской Федерации на основании статистических данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории субъектов Российской Федерации в период с 1992 по 2014 годы (включая техногенные, природные, биолого-социальные ЧС, техногенные пожары и террористические акты).

4.3 Фактический индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации не должен превышать установленного допустимого индивидуального риска ЧС для субъекта Российской Федерации.

4.4 Допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций для каждого субъекта Российской Федерации составляет 10 год.

4.5 Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны ежегодно оценивать фактический индивидуальный и социальный риски ЧС для субъекта и осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций в субъекте при превышении допустимого индивидуального и/или социального риска ЧС.

4.6 Органы местного самоуправления должны ориентироваться на установленный допустимый риск ЧС и при необходимости осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций.

4.7 Проектные организации и организации, эксплуатирующие потенциально опасные и критически важные объекты, должны осуществлять менеджмент риска чрезвычайных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла объекта.

4.8 Индивидуальный и социальный риски ЧС следует определять с учетом функционирования систем обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности зданий и сооружений.

5 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций

5.1 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций для субъектов Российской Федерации приведен в таблице 1.


Таблица 1 - Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации, год

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Город федерального значения Санкт-Петербург

Ненецкий автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Город федерального значения Москва

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Крымский федеральный округ

Республика Крым

Город федерального значения Севастополь

Библиография

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

УДК 614.894:006.354

ОКС 13.200

Ключевые слова: риск, допустимый риск, чрезвычайная ситуация, оценка риска, снижение риска



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

"...Риск возникновения природных чрезвычайных ситуаций: вероятность возникновения неблагоприятных (негативных) последствий воздействия поражающих факторов источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду..."

Источник:

"БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 22.0.11-99"

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24.05.1999 N 175)

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население и территорию...
  • - вероятность возникновения в течение определенного промежутка времени источника ЧС с фиксированными параметрами поражающего фактора...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - верояшостъ или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Выделяются три вида риска возникновения ЧС: риск индивидуальный, риск природный и риск социальный...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - снижение вероятности возникновения природных ЧС путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, природоохранных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпи-демиологических и специальных...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс мероприятий, направленных на уменьшение индивидуального и социального риска до или ниже предельно допустимого уровня, установленного соответствующим органом исполнительной власти с учетом...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - деятельность органов управления соответствующих уровней власти по планированию и реализации мероприятий, направленных на снижение риска возникновения природных...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - система социально-экономических ограничений деятельности организаций, на определенный срок и объемы предельного социально-экономического ущерба от возможной чрезвычайной ситуации на данной территории...
  • - превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений: строительство и использование...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе анализа и прогнозирования источников природных чрезвычайных ситуаций и их воздействия на...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных масштабов природных чрезвычайных ситуаций на основе анализа и прогнозирования источников природных чрезвычайных ситуаций и их...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Источник: ГОСТ Р 22.0...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - снижение вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, природноохранных, санитарно-гигиенических,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...: социальный, экономический и экологический ущербы в результате воздействия источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: совокупность мероприятий, направленных на снижение риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ...

    Официальная терминология

"Риск возникновения природных чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности