Характеристика научных подходов к пониманию личности. Научные подходы к пониманию личности

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Хьелла и Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Хьелл и Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений:

  • 1. Свобода - Детерминизм (ответственность).
  • 2. Рациональность - Иррациональность.
  • 3. Холизм (целостность) - Элементализм.
  • 4. Конституционализм (биологическое) - Инвайроментализм (социальное).
  • 5. Изменяемость (эволюционизм) - Неизменность.
  • 6. Субъективность - Объективность.
  • 7. Проактивность (внутренние факторы развития)- Реактивность (поведение - реакция на внешние стимулы).
  • 8. Познаваемость - Непознаваемость.
  • 9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) - Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия - это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности:

  • · личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Кеттела, диспозициональная теория личности Олпорта, факторная теория личности Айзенка)
  • · личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути)
  • · личность как темперамент и возраст (теории личности Айзенка и Эриксона).
  • · личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (~ все теории советской психологии: Выготского, Леонтьева, Рубинштейна, Платонова).
  • 3. Понятие «индивид» и его характеристика
  • 4. Сущность и содержание понятия «индивидуальность»
  • 5. Проблема соотношения понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»

Все психологические знания так или иначе относятся к личностной проблематике, вносят свою лепту в понимание личности. Сложность данного феномена объясняет тот факт, что не только единая теория личности отсутствует, но, как следствие, отсутствует и единое, общепринятое определение личности.

Само слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Когда хотят охарактеризовать какого-то субъекта, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. Но эти понятия различаются, хоть и содержат в себе много общего.

3. Индивид - это конкретный человек, отдельно взятый представитель биологического рода, особь. Т.е. понятие «индивид» объемлет в себе биологический элемент. Природные свойства человека подразделяются на: возрастные, половые, нейродинамические и конституциональные.

Индивид - это отправной момент для формирования личности. Личность тогда будет итогом развития индивида, наиболее полным воплощением всех человеческих качеств. Природные предпосылки сами по себе не определяют свойств личности.

О важности индивидных свойств, но не самих по себе, а отраженных в сознании субъекта, свидетельствуют размышления, навеянные бурным развитием генной инженерии и ее возможностями по конструированию тела человека в соответствии с заданными параметрами. Так вот, если взрослеющий человек узнает о той дизайнерской процедуре, которой подвергли его другие люди ради изменения генетической структуры, то перспектива искусственно созданного существа вполне может вытеснить у такого человека восприятие им самого себя как естественно вырастающего телесного бытия. Овеществление человеческой жизни приводит к превращению личности в вещь, в объект для манипуляций. Для эффективного развития человек должен быть подлинным и осознавать эту подлинность, иметь определенность к своему телесному бытию.

Но нужно помнить и то, что индивид - это не просто сгусток нервов, система мышц и кровообращения. Человеческая телесность подчиняется законам психологической жизни, жизни духа. Эта идея доказала свою правоту в экстремальных условиях.

Человеческая телесность, как и его психологическая сущность, в значительной степени подверглась «окультуриванию». Предоставленный самому себе, организм ребенка так и остался бы чисто биологическим организмом - животным: младенец, не укорененный в социуме, никогда не встанет на ноги и не пойдет. Ходить прямо ребенок вынужден для того (и только для того), чтобы освободить его передние конечности для труда, т.е. для функций, навязываемых условиями культуры, формами предметов, созданных человеком для человека, и необходимостью этими предметами манипулировать по-человечески. То же самое и с артикуляционным аппаратом, и с органами зрения. От рождения они не являются органами человеческой личности, они лишь могут сделаться таковыми в процессе их запрограммированного культурой способа употребления. Культура, образ жизни, характер отношений человека с другими людьми изменяют его телесность, его внешность.

4. Индивидуальность - это уникальность, неповторимость, самобытность человека, реализующая себя в проектировании и выборе своего жизненного пути, осуществляемого на основе ценностей, присущих данной социокультуре. Индивидуальность - это человек во всем своеобразии и своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств и свойств. Индивидуальность - это непохожесть человека на других, его выделенность из мира себе подобных.

Индивидуальностью обладают не только люди. Каждый знает, как не похожи друг на друга домашние животные - собаки, кошки: у каждого не только своя внешность, но и свой «нрав». Однако никто никогда не говорит о личности даже очень сообразительной овчарки.

Нет никакого сомнения в том, что все новорожденные младенцы похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них - уже индивидуальность, но, конечно же, еще не личность. Человек становится личностью, а не рождается ею. Как говорит психолог Асмолов, «человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

В словах Асмолова заключено еще одно важное отличие индивидуальности от личности: индивидуальность формируется и развивается самоопределением и даже обособлением человека от общества, а личность - посредством принятия индивидом выработанных социальных ролей, норм и правил поведения. Личность есть персонификация социальных отношений, а индивидуальность - это выделенность из этих отношений.

Прислушаться к себе, находящимся в конкретной жизненной ситуации, чтобы определиться, не пропустить чего-то важного в этой точке жизненного пути, не упустить себя - все это и есть становление индивидуальности. Слободчиков и Исаев пишут: «Если личность - это определение позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность - это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни».

Встреча с самим собой позволяет человеку обрести свой способ жизни, несводимый к различным образцам и сценариям. Расхожее выражение «быть собой», очевидно, и означает жить в соответствии со своей сутью, жить единственно подходящим для меня только способом. Уникальность и неповторимость внешности человека, его способностей, его переживаний, неповторимость его стиля деятельности, общения и образа мыслей - все это определяет единственный и неповторимый способ жизни. И судьбу человека, которая тоже единственна.

Можно задаться вопросом: в чем состоит эволюционный смысл индивидуальности личности? Асмолов предлагает ответ: «…За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни». Благодаря индивидуальностям общество модернизируется, развивается.

Индивидуальность предполагает не только неповторимость, но и определенный уровень развития самосознания, воплощение душевных и творческих сил в главном деле своей жизни. И поэтому индивидуальность - это авторство собственной жизни, когда человек может «сказать себя», как выразилась Буякас, чтобы раскрыть себя во всей своей неповторимой полноте. Однако любой человек, вне зависимости от каких-то достижений или подвигов, статуса или образования, желая того или нет, отличается от других. И индивидуальность, следовательно, является его постоянной спутницей.

Отличия в формировании индивидуальности и личности лишь подчеркивают их взаимообусловленность. Ведь к индивидуальности относятся не только неповторимые особенности функционирования организма, но и уникальные свойства личности. Это и позволяет личность определять через индивидуальность. «Личность, - пишет Голубева, - это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве».

Личность - это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Т.е. чаще всего слово «личность» обозначает индивидуальность в ее социальных связях и отношениях. Личность возникает в результате культурного и социального развития человека, т.е. она фиксирует все то, что в человеке есть надприродного, приобретенного в результате индивидуальной истории жизни среди других людей. Поэтому и понята личность может быть лишь при рассмотрении индивида в обществе, и даже в более широком контексте - как «бытие человека в мире».

Как отмечал известный философ Ильенков, «человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры, т.е. всеобщее в человеке». «Телом» личности является неорганическое тело культуры как способ и форма бытия человека. Вне контекста социальной, культурной жизни нельзя ответить на вопрос, что же такое личность. Социокультурная обусловленность личности проявляется в том, что в организме само по себе ни одно специфически человеческое действие не возникает, т.к. в генах запраграммированы лишь те функции человеческого тела, которые обеспечивают чисто биологическое существование, но никак не социально-человеческую его форму.

«Понятие «личность» есть... социальное, отраженное понятие, - отмечал Выготский, - строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы приспособления, которые он применяет по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас». И еще: «Личность... не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения».

«Личность существовала и существует в пространстве вполне реальном, где находятся все те вещи, по поводу которых и через которые тело человека связано с телом другого человека «как бы в одно тело», как сказал в свое время Спиноза, в один «ансамбль», как предпочитал говорить Маркс, в одно культурно-историческое образование, как скажем мы сегодня, - в «тело», созданное не природой, а трудом людей, преобразующих эту природу в свое собственное «неорганическое тело»».

Однако сущность конкретной, отдельно взятой личности включает в себя лишь ту часть от всей совокупности общественных отношений, в которую включен человек в реальном процессе своей жизни. Объективно существуя в системе разнообразных общественных отношений, человек включается в них по-разному. Уникальность конкретной личности как раз и проявляется в выборе, селекции тех сфер социального опыта, тех деятельностей, тех отношений, которые личность присваивает, делает своими.

Резвицкий: «Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность, т.о., социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования».

Личность предполагает определенный уровень психического развития, когда у человека сформированы собственные взгляды и отношения, принципы и позиции, моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды, от частных ситуаций и стимулов. Личность человека - наиболее обобщенная психическая система его жизнедеятельности. Человек не получает личность по наследству, а становится ею по мере своего развития, в процессе общения с другими людьми и обогащения себя опытом предыдущих поколений.

Необходимая характеристика личности - ее активность. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя, быть причиной себя, как писали древние философы.

Человек, являющейся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. Эта особенность должна учитываться, чтобы не сводить понимание личности только к совокупности усвоенных ею социальных ролей. Штирлиц прекрасно играл роль немецкого офицера, гражданина фашистской Германии, но подлинная его личность выражалась в другом.

Возможна и иная ситуация: внешние штампы, личина приклеивается к лицу настолько прочно, что он не может от нее избавиться. Личина может заменить личность (не собака виляет хвостом, а хвост собакой).

Не самой по себе ролью характеризуется личность, а своим отношением к этой роли, самостоятельностью и ответственностью в выполнении ее предписаний, а также осознанным выбором определенной роли из спектра имеющихся. Т.е. важна не столько роль, сколько ее носитель. В своем обогащении роли и окружающего мира в целом заключена значительность личности. Такое понимание личности позволяет взглянуть на человека как преодолевающего барьеры своей природной и социальной ограниченности существа. Отсюда возникает убежденность, что не природа делает людей, а люди делают себя сами, что личность есть не то, что с человеком сделала среда, а то, что человек сделал сам с собой. Эта идея великолепно выражена формулой Гегеля: «Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это».

Еще один аспект: личность включена в процесс созидания, она неотделима от творчества. В этом смысле, говорит Давыдов, простой труженик в силу того, что он приумножает копилку общественного богатства, является личностью. Самым распространенным, самым массовидным является творчество в сфере нравственности, поскольку каждый индивид каждый раз заново и впервые должен совершать открытия нравственного порядка, разрешая коллизии нравственной жизни достойным человеческим способом.

Итак, каждый человек имеет возможность задуматься: личность я или все еще нет. И критерии ясные предлагаются: имей собственные убеждения, не ссылайся на то, что на тебя кто-то как-то не так повлиял и не туда повел. Сам влияй и веди за собой, сам изменяй себя, подравнивай под идеал. Если он, конечно, у тебя есть, если ты… личность. Быть личностью - это значит сделать выбор, возложить на себя бремя ответственности за определенное общественное, интеллектуальное движение. Утрата самостоятельности в жизни делает человека вполне безличным; при слабом же ее проявлении мы можем говорить о слабой или пассивной личности.

«Если личность - это определение позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность - это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни».

Т.о. мы видим, что развитие личности человека можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Личность возникает благодаря другим людям по принципу «извне - вовнутрь» (интериоризация), а затем она может существовать и развиваться благодаря своему соучастию в жизни социума и влиянию на других людей по принципу «изнутри - вовне» (экстериоризация). И если говорить о развитии именно личностных свойств, то, по мысли Ананьева, основной формой их развития является «жизненный путь человека в обществе, его социальная биография».

6. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности

Сложность и неоднозначность личности удобнее всего объяснять через понятие «система». Личность потому и является сложнейшим образованием, что представляет собой систему.

Мы уже хорошо знаем, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид». Конечно, как пишут Петровский и Ярошевский в работе «Основы теоретической психологии», «сома индивида, его эндокринная система, преимущества и дефекты его физической организации влияют на течение его психических процессов, формирование психических особенностей. Но из этого не следует, что «четверть» или «треть» его личности - как особая подструктура - должна быть отдана в ведение биологии. Биологическое, входя в личность человека, становится социальным, переходит в социальное. Например, мозговая патология порождает в человеке, в структуре его индивидуальности, биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации. Оставался ли этот индивид как личность просто умственно неполноценным или он становился почитаемым «юродивым», «блаженным», т.е. своего рода исторической личностью, к пророчествам которого в давние времена прислушивались люди, зависело от исторической среды, в которой его индивидуально-психологические черты сформировались и проявились».

Именно поэтому в истории психологии ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода.

Но что представляет собой то особое психологическое системное качество, которое несводимо к индивидным, природным качествам человека? По мнению Леонтьева «проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им…» Т.о., искомое системообразующее свойство - деятельностное опосредствование межличностных отношений.

Включаясь в сеть социальных отношений, являясь активным их участником и созидателем, человек развивает свою субъектность, самосознание.

Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях фигурируют следующие:

  • 1. Целостность -- несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого;
  • 2. Структурность -- связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом;
  • 3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер;
  • 4. Иерархичность -- каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;
  • 5. Множественность описания -- каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества разных ее отображений.

Наряду с этими общими характеристиками любой системы выделяется и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, т.е. способность менять свою собственную структуру и т.п.

Включенность личности в разные социальные группы и вызывает необходимость в ориентировке дополняющих или исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку.

Выступая как «элемент» системы, личность вместе с тем является таким особым «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к ее изменению. Возникает парадокс, который относится к одному из парадоксов системного мышления: «элемент в системе» и «система в элементе», «личность в системе общества» и «общество в системе личности». В процессе развития личности происходит как бы свертывание пространства общественных отношений в пространство личности.

Вагнер обнаруживает закономерность: чем выше развито то или иное сообщество, тем больше вариативность проявлений входящих в это сообщество особей.

В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает целенаправленная совместная деятельность.

Существует множество различных теорий личности, которые по-разному описывают ее основные проявления и структуру. Структура дает возможность увидеть, из каких компонентов состоит личность и каковы связи между ними. Знание структуры личности ориентирует человека на лучшее понимание самого себя и другого, помогает более утонченно действовать в своем внутреннем мире, а также в социальных отношениях.

Известный советский психолог Платонов на основе критерия соотношения социального и биологического выделил в структуре личности ее различные подструктуры или уровни:

  • 1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);
  • 2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);
  • 3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);
  • 4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности - убеждения).

Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. Т.о., личность можно представить как структурную систему, имеющую горизонтальные и вертикальные измерения.

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности, основные из которых мы будем изучать в других разделах данной дисциплины. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность).

2. Рациональность – Иррациональность.

3. Холизм (целостность) – Элементализм.

4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.

6. Субъективность – Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость – Непознаваемость.

9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности :

· личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Р. Кеттела, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, факторная теория личности Х. Айзенка и др.);

· личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности З. Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути);

· личность как темперамент и возраст (теории личности Г. Айзенка и Э. Эриксона);

· личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (практически все теории советской психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова).

Коллекционерский подход. Он связан с тем, что в психологии менялось представление о сущности психологической категории личности. Первоначально представление о ней строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. Этот подход был назван А.В.Петровским «коллекционерским». Личность превращается в некое вместилище, категория личности теряет психологическую сущность.

Рис. 4. Основные подструктуры как уровни личности по К.К.Платонову

Структурный подход . В 60-е годы ХХ века стал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-х начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом отношении подход К.К.Платонова, понимавшего под личностью некую био-психо-социальную иерархическую структуру. Он выделил в ней подструктуры: направленность, опыт (знания, умения и навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления), объединенные свойства темперамента (рис.4).

Системный подход. Наибольший интерес в концепции системного подхода представляют идеи А.Н.Леонтьева. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (социогенез). К понятию личности он не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненные приобретения ЗУНы в том числе и профессиональные). Перечисленные выше категории составляют индивидные свойства человека. Понятие индивида по А.Н.Леонтьеву отражает целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида, отличающие его от представителей других видов. Он считал, что индивидные свойства могут многократно меняться в ходе жизни человека, но от этого они не становятся личностными. Свойства индивида не переходят в свойства личности, даже трансформированные они так и остаются индивидными свойствами, составляя лишь предпосылки и условия развития личности. Идеи были продолжены А.В.Петровским (личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде).

По мнению И. Б. Котовой, в России имелись четыре исторически сложившихся способа существования идеи о личности, иличетыре типа построения научных знаний о личности.

1. Конец XIX – начало XX в. Превращение человека в личность – социально желаемый итог развития. Это период появления целостных психолого-философских концепций личности, среди которых особенно выделяются концепции В. М. Бехтерева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лазурского, С. Л. Франка. Активно разрабатывались вопросы, связанные с выделением единиц системы человекознания, в частности уникальности и индивидуальности личности, вопросы характерологии.

2. 30-60-е гг. XX в. Сохранение сущности личности в столкновении с обществом. Личностный принцип активно отстаивался С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, К. К. Платоновым.

3. Середина 60-х – конец 80-х гг. XX в. Период создания концепции «нового советского человека», необходимость которой определялась идеологическим заказом КПСС. Вся психология, и прежде всего психология личности, потеряла истинный предмет своего исследования, что подтверждает Б. Г. Ананьев: «Область психологии личности в ее современном состоянии представляет весьма туманное образование в структуре психологической науки».

4. 90-е гг. XX в . Личность вновь становится мерой и основой всех психологических явлений. Это период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации. Яркими в этом плане стали работы А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева, А. Б. Орлова, В. А. Петровского.

Несмотря на длительную историю, психология личности остается, к сожалению, на уровне описательной психологии. Современная психология личности чаще представляется как история психологических концепций и теорий личности, т. е., по сути, это история психологии. До сих пор дискуссионными остаются вопросы определения дисциплинарного статуса психологии личности, поиска признаков общепсихологической теории личности, ее структуры, характеристик, категорий развития, а также определений личности.

Определения личности. В современной психологической науке отсутствует какая-либо однозначность и даже элементарная согласованность в понимании самого термина «личность». Часто происходит смешение понятия «личность» с понятиями «индивид», «человек», «индивидуальность», «субъект деятельности», «характер», «темперамент». Причем каждый исследователь привносит в это смешение свой особый акцент.

Одним из родоначальников определения личности в психологическом аспекте принято считать Гордона Олпорта . Предложив около 50 определений, он в 1937 г. остановился на том, что личность – это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение .

Сегодня в психологии существует огромное множество различных определений личности. Можно выделить следующие основные дефиниции:

· множество черт;

· определенный тип (сочетание типов), связанный с определенными характерными особенностями поведения;

· система конструктов;

· система личностных смыслов;

· субъект отношений;

· социальное качество в человеке;

· некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

· деятельное Я субъекта и т. д.

Личность традиционно определяется как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Таким образом, личность это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта (А.Б.Орлов).

Психологический словарь предлагает нам следующее определение: «Личность это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности».

Согласно одному из современных учебников по общей психологии личность «это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».

Д.А. Леонтьевым личность рассматривается как структура, регулирующая жизненные отношения человека. «Личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам» . Жизненные отношения определяются здесь как объективно имеющиеся отношения человека с миром, доступные для анализа не только их субъекту, но и стороннему наблюдателю. Возможность открытия для человека его жизненных отношений появляется в его переживаниях, переживания проявляют эти жизненные отношения.

В большинстве определений под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Некоторые авторы относят к личности также особенности психофизиологической и конституциональной организации человека, но мы, вслед за А. Н. Леонтьевым, Д. А. Леонтьевым, В. С. Мерлиным, считаем, что они являются лишь предпосылками, влияющими на некоторые особенности личности, но к самой личности не относящимися, эти особенности составляют индивидные свойства человека. Чаще всего в содержание данного понятия включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки .

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности, основные из которых мы будем изучать в других разделах данной дисциплины. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность).

2. Рациональность – Иррациональность.

3. Холизм (целостность) – Элементализм.

4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.

6. Субъективность – Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость – Непознаваемость.

9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности :

    личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Р. Кеттела, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, факторная теория личности Х. Айзенка и др.);

    личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности З. Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути);

    личность как темперамент и возраст (теории личности Г. Айзенка и Э. Эриксона);

    личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (практически все теории советской психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова).

Понятие "личность" обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных ролей. Понятие "личность" необходимо отличать от понятий индивида и индивидуальности. Понятие «человеческий индивид» обозначает принадлежность к человеческому роду и не включает в себя конкретных интеллектуальных или эмоционально - психологических характеристик, присущих индивидуальности.

Личность - сложный социально-психологический феномен, анализ которого можно осуществлять с позиций философии, психологии и социологии.

Проблема личности в философии - это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, кем человек может стать, т. е. может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли человек «сделать» себя.

К вопросу о сущности личности обращались еще древние греки, слово «личность» в греческом театре обозначало личину, маску, роль, исполнявшуюся актером. В понимании древних греков личность вне общины, вне полиса - нереальна так же, как биологический орган, оторванный от целого организма.

Другое понимание личности давало христианство, интерпретируя личность не как отношение, а как особую сущность, нематериальную субстанцию, синоним нематериальной души.

Существовало и дуалистическое понимание личности. В философии Нового времени, начиная с Декарта, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, при этом понятие "личность" как бы сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в ее сознании.

Немецкий философ И. Кант полагал, что личностью человек становится благодаря самосознанию, именно самосознание направляет человека и позволяет подчинять свое «Я» нравственному закону.

В ходе развития философского знания проблемы личности уточнялись и дифференцировались. Основополагающим вопросом обсуждения стал вопрос о степени свободы личности по отношению к природе, обществу, самой себе. Личность и общество нередко противопоставлялись и сопоставлялись, как равные и однопорядковые величины. Поэтому утверждалось принижение личности, рассмотрение ее как продукта социальной или биологической среды или, наоборот, личная свобода понималась как произвол, как отрицание целесообразности и закономерности в природе и обществе. При этом человек оказывается либо абсолютным демиургом, либо страдающим, гибнущим под напором безличных сил.

Подход к проблеме личности с позиций философского знания акцентирует внимание на то, что в ходе исторического развития меняются социальные типы личности, их ценностные ориентации и взаимоотношения между личностями и обществами. Сторонники различных философских позиций имели разный жизненный опыт, жили в различных исторических условиях, поэтому их взгляды на проблему личности испытывали на себе влияние духа времени, ценностей общества и традиций культуры, а также влияние личности самого автора.

В психологии под личностью понимаются такие характеристики человека, которые отвечают за согласованное проявление его чувств, мышления и поведения, эти взаимосвязанные характеристики должны проявляться устойчиво и целенаправленно. Устойчивые и стабильные аспекты личности проявляются через структуру личности. Основные структурообразующие элементы личности выступают как бы строительными блоками теории личности. Такими системообразующими элементами структуры личности являются привычка, установка, идеал, реакция, черта, тип. Перечисленные в таком порядке структурообразующие элементы не исчерпывают вопроса о структуре личности. Могут быть использованы разные концептуальные способы осмысления организации этих элементов. Однако вернемся к перечисленным структурным элементам личности. Понятие «черта» означает согласованность и устойчивость индивидуальных реакций на разнообразные ситуации и посредством этих реакций можно охарактеризовать того или иного человека.

Возьмем в качестве примера отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Конфликт между братьями строился на том, что карла - Черномор завидовал высокому росту и доброте своего брата:

«Коварный, злобный Черномор,

Ты, ты всех бед моих виною! Семейства нашего позор,

Рожденный карлой с бородою,

Мой дивный рост от юных дней

Не мог он без досады видеть

И стал за то в душе своей

Меня, жестокий, ненавидеть.

Я был всегда немного прост,

Хотя высок, а сей несчастный,

Имея самый глупый рост,

Умен как бес - и зол ужасно».

Отметим основные черты мужского образа положительного героя - «дивный» рост, дородство, отсутствие подлости в характере, простота. И черты характера героя отрицательного - коварный, злобный, жестокий, имеющий «глупый» рост.

Понятие «тип» обозначает наличие многих, различных черт, их объединение. По сравнению с понятием черты, понятие типа означает гораздо большую обобщенность, повторяемость поведения. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степенью выраженности, но они в более общем плане могут быть отнесены к определенному типу личности. Например, индивиды могут быть типологизированы как интроверты или экстраверты, или как индивиды, которые стремятся к общению, создают коммуникативные ситуации и идут навстречу другим или, напротив, не стремятся к коммуникациям, на уровне общения себе подобными. Их удовлетворяет автокоммуникация. Вспомним известное произведение Вл. Набокова "Защита Лужина", главный герой оригинален, самодостаточен, автокоммуникативен.

О теории личности можно вести речь не только в плане структуры личности, но и в плане динамических, мотивационных понятий, которые отражают и объясняют поведение личности. В психологии существуют три основные категории мотивационных понятий - мотивы удовольствия (или гедонистические мотивы), мотивы роста (или самоактуализации) и когнитивные мотивы.

Концепция гедонистических мотивов наибольшее значение придает поиску удовольствия и избеганию боли. Мотивы самоактуализации выражают стремление к росту и самореализации, в соответствии с чем индивиды стремятся взрастить и реализовать свой потенциал. И, наконец, в когнитивных теориях мотивации акцент делается на том, чтобы понять и предугадать происходящие события. С точки зрения этой теории у человека есть определяющая потребность в познании, а не в удовольствии или самореализации, предсказуемость и внутренняя согласованность предпочитаются субъектом, даже если ему приходится расплачиваться за это болью и дискомфортом. Таким образом, это означает, что иногда люди могут предпочитать неприятное событие приятному, если оно делает мир более предсказуемым и стабильным.

В процессе развития личности и проявления ее коммуникативной сути большое значение имеют опыт человека, детерминированный культурной принадлежностью и социально-классовая обусловленность деятельности индивида. Человек включен в систему общественных отношений благодаря активной предметной деятельности, он живет и развивается в обществе, формирование личности осуществляется в процессе социализации. Индивид становится членом социума. В процессе овладения различными нормами и видами деятельности индивид осваивает множество социальных ролей. Помимо общесоциальных, индивид приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности в том или ином классовом сообществе, национально-этническом образовании, в социально-территориальном коммуникативном пространстве и половозрастных объединениях. Итак, основываясь на вышеизложенных данных, попытаемся смоделировать основания коммуникативной личности, выделим ее теоретико-методологические элементы. Поскольку коммуникативная личность - это личность прежде всего коммуникабельная, а коммуникабельность с необходимостью предполагает эмоционально-психологическое отношение к окружающим людям, наличие положительных черт характера, на которые окружающие откликались бы в процессе коммуникации. Коммуникативная личность - это личность, включенная в процесс социализации, умеющая понять и проанализировать этот процесс и, наконец, это личность мировоззренчески содержательная, понимающая смысл своего бытия и человеческого назначения в принципе, умеющая осмыслить вопросы процесса жизни и ее достойного конца. Мы обозначили ведущие характеристики личности, так сказать, в идеале. Возможно, что действительность не всегда представит нам такие феномены, но должен быть идеальный вариант, на который целесообразно ориентироваться в жизни.

Итак, мы определили подходы к проблеме личности с позиций философии, психологии, социологии, теперь, интегрируя эти подходы и принимая во внимание информационно-коммуникационную составляющую бытия личности, охарактеризуем понятие личности, ее роль в обществе, специфику коммуникативной личности.

Личность - продукт развития общества. Развивается она не изолированно, а в коммуникативном пространстве, с другими личностями. Благодаря тому, что индивиды находятся в прямом или косвенном общении друг с другом, это общение структурно организовано в виде различных социальных групп и конкретных коллективов. Некоторые из этих групп (сословия, классы и т.п.) складываются независимо от роли принадлежащих к ним индивидов. Другие социальные группы, такие, как политические партии, общественные движения и т.д. являются продуктом социальной деятельности и активности людей во имя определенных целей. Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ролей, как и групп, к которым принадлежит индивид, много: бизнесмен, муж, сын, отец, автолюбитель и т.д. Подчас роли не совпадают друг с другом и могут противоречить одна другой (робкий перед начальством служащий и деспот дома). Личность не исчерпывается ни одной из ее многочисленных ролей.

Структуру личности образуют их целостность, совокупность. Характеризовать личность можно через ее основные черты, как мы это показали выше, и роли, в проявлении которых выражается ее индивидуальность. Определение структуры личности как совокупности всех ее ролей указывает на зависимость личности от других индивидов и общества. Каждый человек, представляя собой личность, находится в определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Индивидуальное своеобразие отношения конкретной личности к окружающему миру обусловлено общественными отношениями, особенностями межличностных связей, спецификой воспитания.

Весь этот комплекс отношений влияет на формирование черт характера личности. Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в его поведении и поступках. Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое состоит из определенных частей. Структура характера личности состоит из ряда подструктур, выражающих собой содержание и форму характера и проявляющихся в таких компонентах, как направленность, убеждения, потребности, склонности, интересы, мотивы, идеалы, морально-волевые качества личности. Все эти структурные элементы личности отражают особенности отношения человека к окружающему миру. Идейной основой направленности личности является система взглядов на природу, общество, сознание, т.е. мировоззрение личности. Важную черту мировоззрений составляет убежденность, целеустремленность, коммуникабельность. Развитие личности исторически обусловлено. Структура характера личности может изменяться качественно, перестраиваясь на протяжении всей жизни личности.

Существуют и другие подходы к структуре и сущности личности. Например, Зигмунд Фрейд полагал, что ядром личности являются иррациональные инстинктивные подсознательные влечения. Сущностью личности признается антисоциальное бессознательное. Утверждается, что бессознательное находится в постоянном конфликте с сознательным, личность потенциально патологична.

Выразители концепции бихевиоризма утверждают, что человеческие существа являются сложными машинами, материальными устройствами, которые не обладают нематериальной душой или сознанием. Логический бихевиоризм связан с философией языка и утверждает, что ментальные состояния человека идентичны наблюдаемым актам его поведения или же проявляются через его действия, ввиду чего они становятся доступными объективному внешнему наблюдению тогда, когда человек использует общий с другими людьми язык. В результате явления сознания могут быть переведены в лингвистический план и описаны как акты коммуникативного поведения. На самом же деле «явления сознания» намного сложнее, и чтобы разобраться в сущности личности как коммуниканта, необходимо выявить суть коммуникативной личности.

Специалист по связям с общественностью должен владеть знаниями о коммуникативном поведении индивида, уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию, эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации. Каждый человек - специалист делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности.