Что такое принципы трудового права. Основные принципы правового регулирования труда

1. Принцип в переводе с латинского означает: первооснова какого-либо явления; исходное, отправное положение . Это руководящая идея, в соответствии с которой строится система отрасли права, формируется массив правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения. Наряду с предметом и методом принципы служат системообразующими признаками самостоятельной отрасли права.

С одной стороны, критерии определения возможного уровня выходного пособия, который обычно формируется факторами возраста и принадлежностью компании, устанавливаются здесь на основе социальных критериев, которые специально увольняются сотрудниками. Неправомерность социальных планов в отношении возрастных ограничений на выходные?

В связи с включением возрастного фактора в расчёт выплаты выходного пособия теперь можно задать вопрос о том, не противоречит ли это принципу равного обращения и, в частности, по признаку возраста, существует дискриминация. Конкретный случай: дискриминация по признаку серьезности?

Принципы выступают в виде своеобразной идеологической базы соответствующей отрасли права. В них находит отражение социальное назначение отрасли, цель правового воздействия на конкретную сферу общественной жизни. Иногда подчеркивают, что принцип права "формулирует идеал, т.е. идеальный образ желаемой правовой действительности". В этом проявляется внутреннее содержание и предназначение принципа <1>.

Тяжело неполноценный и долгосрочный безработный уже много лет получает пенсию по временной нетрудоспособности. Работодатель объявил ему и многим другим сотрудникам по основаниям компании. Нынешний социальный план предусматривает, что работники, которые уже находятся в пенсионных схемах занятости, получают гораздо меньшую компенсацию, чем другие работники, поскольку они ожидают меньше финансовых потерь. Соответствующий работник требовал разрыва в выплате выходного пособия.

В рамках социального плана допустимо, чтобы экономические последствия прекращения действия являлись мерой выплаты выходного пособия. Поэтому также допустимо наказывать работников, которые менее подвержены материальному воздействию уже существующей пенсии по инвалидности на уровне выходного пособия. Срок на пенсию по инвалидности, не говорит против, поскольку стороны в социальном плане может типизации предположить, что это продолжающаяся неспособность работать с такими работниками и таким образом пенсионные термины не сразу в обозримом будущем.

Принципы права могут быть сформулированы в виде специфических правовых норм - норм-принципов, а могут выводиться путем анализа и обобщения из содержания правовых норм соответствующей отрасли.

Принципы трудового права - это основные идеи, исходные положения или общие начала, выражающие сущность трудового права, определяющие единство и общую направленность развития отрасли.

Дискриминация по причине серьезности, следовательно, также исключает тот факт, что плохая ситуация не является результатом тяжелобольных, а скорее лучшими экономическими ожиданиями в связи с будущим пенсионным покрытием. Федеральный суд по трудовым вопросам остается верным своему руководству: исключение или, по крайней мере, дальнейшее сокращение выходных пособий по социальному плану может осуществляться как в отношении возраста, так и в отношении лица с серьезными недостатками. Он не представляет собой прямую дискриминацию по признаку возраста или тяжести, если социальный план направлен на то, чтобы компенсировать будущие экономические недостатки увольнения и лишь косвенно затрагивает работников старшего или строго нуждающегося.

Они нашли свое закрепление в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Их содержание определяется и в результате анализа трудоправовых норм.

Принципы определяют и выражают сущность трудового права как особой отрасли права, основной целью которой является социальная защита человека труда. Они тесно связаны с обеспечением основных прав человека в сфере труда и по сложившейся традиции формулируются применительно к этим правам.

Совершенно точное решение. Как это часто бывает с предполагаемыми недостатками и дискриминацией, этот принцип применяется: «Также не существует дискриминации, когда речь идет о возрасте, полом и серьезностью». В данном случае, факт тяжелой инвалидности явно принято якобы в качестве причины постулировать дискриминации, которая, объективно говоря, однако, никогда серьезно в виду: это было очевидно, что выбор сделан схема социального плана не был направлен против пожилых работников, даже в отношении работников с тяжелыми формами инвалидности.

Выступая в качестве основы построения отрасли трудового права, принципы характеризуют не только сущность, но и содержание трудоправовых норм , выявляют наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот для работников, обеспечение участия представителей работников в установлении условий труда.

Он должен просто компенсировать экономические недостатки. Тот факт, что работники, у которых уже есть пенсия по старости, теперь лучше, и поэтому требуется меньшая компенсация, и это действительно очевидно. Адвокат Матиас Хенке, Дортмунд. Введение в трудовое право.

Трудовое право - это отрасль права, юридические принципы и нормы которой направлены на защиту человека, продуктивность, свободу и наем. Трудовое право или трудовое право - это набор правовых принципов и норм, регулирующих отношения между работодателем, профсоюзными объединениями и государством. Трудовое право отвечает за регулирование деятельности человека, торгов. Предоставляется работником в зависимость от работодателя в обмен на рассмотрение.

Принципы трудового права обеспечивают единство отрасли , ее общий дух, взаимосвязь и взаимосогласованность правовых норм. Можно сказать, что они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие его институтов и подынститутов. Однако этим не исчерпывается их значение. Принципы оказывают влияние и на правоприменение, обеспечивают идеологическое единство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом <1>. Они "помогают глубже уяснить смысл конкретных норм законодательства" <2>, служат ориентиром при их толковании в ходе правоприменения.

Таким образом, концепция работы, на которую обращает внимание трудовое право, - это деятельность, осуществляемая человеком, который производит модификацию внешнего мира, посредством которого ему предоставляются материальные средства или экономические товары, которые ему нужны для его существования, и чьи плоды приписываются свободно и напрямую третьей стороне.

Социальный феномен труда порождает асимметричные отношения между договаривающимися сторонами, в которых есть сильная часть и слабая часть. По этой причине трудовое право имеет трудолюбивую функцию в отношении рабочего, ограничивая его правила ограничением свободы бизнеса защищать слабого и сильного и тем самым преследуя цели социального структурирования.

Принципы трудового права в некоторых случаях могут выступать и в качестве специфического регулятора общественных отношений , отнесенных к предмету трудового права. Это возможно в случае пробелов в трудовом праве, отсутствия правовых норм, на основании которых судебный орган мог бы разрешить трудовой спор. В этом случае правоприменительный орган исходит из общих начал и смысла отраслевого законодательства, т.е. из его принципов.

Характеристики трудового права. Он является автономным: поскольку он является частью Положительного Закона, имеет свои собственные правила, он является независимым. Это динамично: поскольку он регулирует трудовые правоотношения, установленные между двумя полюсами капиталистического общества.

Он имеет большую экспансивную силу: поскольку он родился, защищая рабочих, а затем сотрудников. Это необходимо: поскольку нормы публичного права являются императивными и поэтому не могут быть отменены или ослаблены частными соглашениями. Это конкретное и текущее: хотя верно, что Закон о труде содержит правила абстрактного характера, положения адаптированы к потребностям страны с учетом разнообразия полов, особых режимов труда, таких как работа несовершеннолетние, ученики, женщины, домашние работники, опекуны, домашние работники, спортсмены и работники сельского хозяйства.

Принципы трудового права не только служат основой построения отрасли, ее структурным каркасом, но и выражают важнейшие закономерности ее развития , определяя тем самым направление дальнейшего движения правотворческой деятельности.

Принципы трудового права, как и принципы любой другой отрасли права, выступают в качестве надпозитивных начал, своего рода высшего права , основанного на идеях гуманизма и социальной справедливости. Они могут служить критерием легитимности действующего законодательства, использоваться для оценки его содержания <1>.

Указаны минимальные общие и профессиональные зарплаты и для поля, и для их исправления создаются комиссии. Установлены основы для распределения прибыли, исключений и определения сумм. Экономические зоны ограничены. Укрепляется стабильность в сфере занятости, и рабочие увольняются за присоединение к профсоюзу или за участие в забастовке.

Принимая во внимание проблемы, проанализированные во введении, законодатель воспользовался цифрой дополнительного, чтобы избежать того, чтобы бедные работники продолжали наиболее полную беспомощность, будучи очень простым способом добиться трудовых прав, отсутствие упоминания их прав в претензиях.

Принципы трудового права носят объективный характер . Они формируются не на основе субъективного усмотрения законодателя или ученых, а отражают свойственные данному массиву правовых норм качества. Как образно отметил один из авторов учебника по теории государства и права, наука "не "придумывает", а "открывает" заложенные в праве принципы" <1>. Объективность принципов права проявляется и в том, что они обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, особенностями функционирования политической системы. Можно сказать, что принципы права вообще и принципы трудового права в частности выступают свидетельством взаимосвязи экономических, социальных, политических, нравственных и правовых категорий, сложившихся в исторически конкретном обществе.

Трудовое право относится к законодательству и вмешательству в конфликты, возникающие в мире труда между компаниями и рабочими, а также между ними и государством. Права и обязанности работников регулируются в соответствии с Конституцией, трудовым законодательством, коллективными договорами и контрактами.

В договорах и контрактах указываются обстоятельства рабочего, но они не могут нарушать ни Конституцию, ни законы, которые относятся к ним, что указывает на минимальное соблюдение. В испанском трудовом законодательстве выделяется Устав рабочих. В Статуте трудящихся признаются права работников, в том числе.

2. При построении и функционировании системы трудового права действует иерархия принципов, включающая общеправовые <1>, межотраслевые и отраслевые принципы, а также принципы отдельных институтов отрасли.

Общеправовые принципы - это ключевые идеи, которые положены в основу правовой системы в целом. Базовыми принципами, отражающими социальное назначение права в обществе, выступают:

Право на работу, выбор профессии, восхождение и формирование в ней. Право собирать, создавать союзы и проводить забастовки. Право вести переговоры и участвовать в вашей собственной компании. Право на вознаграждение за работу, предусмотренное законом и договором.

Право пользоваться необходимыми мерами безопасности и гигиены на работе. В Статуте трудящихся также говорится о обязанностях, которые работники по закону и их собственному контракту должны соблюдать. Обязанность выполнять обязательства, вытекающие из его должности.

Обязанность выполнять заказы от начальников разумно. Обязанность соблюдать стандарты безопасности и гигиены. Между представителями рабочих и компаний обсуждаются коллективные соглашения. Они должны соблюдать действующий закон и должны применяться ко всем компаниям сектора, к которому они относятся.

Свобода;

Равенство;

Социальная справедливость.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ и являются наиболее значимыми для трудового права.

Основой свободы согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <1> является признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав. Историческая традиция применяет термин "свобода" к исходным началам свободы личности от контроля государства <2>. Они включают свободу совести, слова, передвижения, труда и творчества.

Эти соглашения определяют и определяют нормы, которые будут регулировать трудовые отношения между компаниями и работодателями как день, категории, отпуск или заработную плату. Контракты должны быть установлены в письменной форме и после подписания, должны быть сообщены компанией в Администрацию в течение максимум десяти дней.

Контракты должны соответствовать трудовому законодательству и коллективным договорам. Они определяют работу, часы, зарплату и другие обстоятельства работников. Существуют различные типы контрактов в зависимости от обстоятельств, которые они приспосабливают, таких как контракты на обучение, контракты на неполный рабочий день или работу из дома.

Принцип равноправия проявляется в наделении всех граждан, поступающих на работу, и всех работников равными правами в создании условий для равенства возможностей, запрещении дискриминации.

Принцип социальной справедливости требует реального соответствия между правовым положением субъекта и его общественной значимостью, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Права участия и переговоры в компании обычно осуществляются работниками через своих представителей в компании. Делегат персонала в компаниях с менее чем 50 рабочими. Совет по трудоустройству в компаниях с более чем 50 рабочими. Выше и за пределами представителей каждой компании в коллективной сфере есть профсоюзы, которые являются объединениями работников, целью которых является борьба за уважение и улучшение условий труда.

Орган труда - это орган или набор органов государственных администраций, которые осуществляют исполнительную юрисдикцию в отношении трудового законодательства, приписываемого, поскольку они передаются автономным общинам. Виды примирительных совещаний, которые рассматриваются.

Наряду с указанными в трудовом праве большое значение имеет принцип гуманизма, отражающий идею высшей ценности человека, его жизни, здоровья, свободного развития.

Межотраслевые принципы являются общими для нескольких отраслей права, выражают их содержание и общие черты.

К межотраслевым принципам, имеющим значение в трудовом праве, надо отнести:

  • Местный согласительный совет.
  • Федеральный согласительный совет.
  • Местный совет примирения и арбитраж.
  • Федеральный совет примирения и арбитража.
Согласительные, будь то муниципальный или федеральный, зная, как они только знают о согласительной основе трудовых споров, не осуществляют процесс принятия решений, исполнение или судебные функции, которые только собственные следовала спорная процедура до главков или федерального Согласие и арбитраж, когда стороны не согласны с мнением Согласительных советов.

Следовательно, принимая на себя только примирительную функцию Согласительных советов, они не могут применять санкцию, содержащуюся в статье 479 Федерального закона о труде, отказавшись от истца их требования и распорядившись, чтобы файл был закрыт в качестве обоснованного дела, поскольку решения такого характера применимы только к юрисдикционной или директивной функции указанных Согласительных советов.

Неприкосновенность собственности;

Свободу договора;

Обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Одним из важнейших межотраслевых принципов, имеющим прямое отношение к трудовому праву, равно как и к гражданскому (в той части, где речь идет о применении труда), выступает свобода труда.

Отраслевые принципы носят более конкретный характер. На их основе создаются и реализуются лишь трудоправовые нормы. Их общая характеристика будет дана ниже.

Хотя Советы по примирению и арбитражу не представляют собой суды и не зависят от иерархической структуры судебной власти, материальный характер функции, которую они выполняют, она имеет характеристики юрисдикционного акта и налагает на них обязательство соблюдать основные процессуальные требования.

Таким образом, Суд постановил, что Советы осуществляют юрисдикционные полномочия, которые характеризуются заменой общественной деятельности для частной деятельности, факультеты, отличающиеся от административной деятельности, в которых через это государство непосредственно преследует свои интереса и судебной деятельности, вмешивается в удовлетворение интересов других или их собственных, которые были нарушены и не могут быть непосредственно достигнуты. Осуществление юрисдикционной власти дает Советам исключительно судебные полномочия, даже если они не включены в судебную организацию.

Выделяют также принципы институтов трудового права , которые выступают в качестве руководящих идей, основных начал формирования и реализации норм отдельных институтов. Например, применительно к институту оплаты труда - принцип равной оплаты за труд равной ценности; применительно к институту дисциплины труда - принцип сочетания убеждения и принуждения как основных средств обеспечения дисциплины и т.д.

^ 1. Принципы трудового права впервые сформулированы законодательно как общие начала отрасли в ст. 2 ТК42. Большая их часть связана с основными правами работников. Эта связь не случайна. Она является отражением общей тенденции развития права на основе общегуманистических идеалов, признания и обеспечения основных прав человека. Вместе с тем необходимо отметить, что выделение в качестве принципов отрасли 19(!) основных начал, большинство из которых к тому же дублируется либо основными правами и обязанностями работника (ст. 21 ТК), либо основными правами и обязанностями работодателя (ст. 22 ТК), теоретически не вполне состоятельно. Во-первых, такое большое количество принципов объективно приводит к их девальвации: наряду с основными началами построения отрасли они начинают отражать частности, которые касаются регулирования лишь отдельных элементов трудового правоотношения. В качестве примера можно привести принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Во-вторых, как справедливо отмечают специалисты в сфере трудового права, принципы не могут сводиться к правам и обязанностям работника43 , это искусственно сужает их значимость. А большая часть принципов, сформулированных в ст. 2 ТК, просто воспроизводит соответствующие права работника.

Исходя из понятия «принцип права» и выполняемых им функций, очевидно, было бы целесообразно сконцентрировать внимание на идеях, которые составляют основу, «фундамент» трудового права. Этого, к сожалению, не произошло.

Неоправданно большое количество принципов привело к тому, что основной задачей авторов появившихся в последнее время учебников становится не раскрытие их смысла, а попытка их группировки, классификации по тем или иным основаниям44. Классификация проводится по функциональному назначению принципов, их роли в определении конкретных направлений правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Так, учебники под редакцией О.В. Смирнова и С.П. Маврина, Е.Б. Хо- хлова предлагают следующую классификацию: 1)

принципы, выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости; 2)

принципы, определяющие правовое регулирование применения труда работников;

4) принципы, отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

М.В. Молодцов и С.Ю. Головина предлагают более дробное деление и выделяют шесть групп принципов: 1)

принципы, обеспечивающие свободу труда и равенство прав и возможностей работников; 2)

принципы, устанавливающие запреты на действия, препятствующие реализации принципов первой группы; 3)

принципы, обеспечивающие право на справедливые условия труда; 4)

принципы, обеспечивающие демократические начала в регулировании трудовых отношений; 5)

принципы, обеспечивающие защиту прав и интересов субъектов общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права; 6)

взаимосвязанные права сторон.

Последняя классификация представляется в меньшей степени последовательной, группы принципов выделены в ней на основе различных критериев, что затрудняет четкое разграничение основных начал.

Независимо от проводимой группировки к важнейшим принципам трудового права необходимо отнести: ?

свободу труда; ?

запрещение принудительного труда; ?

равенство прав и возможностей; ?

запрещение дискриминации в сфере труда; ?

обеспечение справедливых условий труда; ?

социальное партнерство при установлении условий труда; ?

государственную защиту трудовых прав и свобод.

Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, является межотраслевым принципом и характеризует правовое регулирование всех общественных отношений, связанных с трудом, в том числе гражданско-правовых и трудовых.

Свобода труда проявляется прежде всего в предоставлении человеку возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Каждый может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Соответственно незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона о занятости населения).

Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности. Это может быть предпринимательство, работа на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора), работа по трудовому договору. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23), провозглашая право на труд, связывает его, прежде всего, с правом на свободный выбор работы, обеспечением возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется в договорном характере труда, свободе трудового договора. Единственным основанием возникновения трудового отношения является соглашение сторон - трудовой договор (ст. 16 ТК). Существование недоговорных трудовых отношений не допускается. Назначение или утверждение в должности, избрание на должность, избрание по конкурсу, направление на работу могут иметь значение лишь как элементы сложного юридического состава, основным ядром которого выступает трудовой договор. Именно он влечет за собой возникновение субъективных прав и обязанностей сторон, является предпосылкой применения трудового законодательства.

В рамках трудового договора по соглашению гражданина и работодателя определяется трудовая функция работника, т.е. работа по определенной профессии, специальности, квалификации или должности.

Работник обладает свободой расторжения трудового договора. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника в любое время. Единственное требование, которое необходимо выполнить, - это письменно предупредить работодателя за 2 недели (ст. 80 ТК).

Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления гражданину возможности действовать по своему усмотрению, не учитывая прав и интересов других лиц. Права, предусмотренные Конституцией РФ, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиции безграничного использования прав, в общем виде провозглашенных Конституцией РФ.

Отсюда вытекает, что свобода трудового договора реализуется в определенных границах, установленных федеральным законодательством о труде. В частности, свобода работодателя заключить трудовой договор с любым гражданином по собственному выбору ограничена установленными законодательством обязанностями предоставить работу приглашенному в порядке перевода работнику, принять на работу несовершеннолетних или инвалидов в счет квоты и т. п.

Установлены определенные правила и относительно формирования содержания трудового договора. При его заключении и впоследствии стороны не могут включать положения, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением (ст. 9, 57 ТК).

Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Это еще один важнейший принцип трудового права. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

Статья 4 ТК дает полное определение принудительного труда и исключений, которые не могут рассматриваться как принудительный труд.

В частности, принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: ?

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; ?

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

В то же время принудительный труд не включает в себя, например, работу, выполняемую в связи со вступившим в законную силу приговором суда.

Положения ст. 4 ТК основаны на нормах международного трудового права. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966)), под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930)).

Виды принудительного труда также определены в соответствии с положениями международных актов о труде (Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957)).

Следует отметить, что положения Трудового кодекса и других федеральных законов, содержащих нормы трудового права, делают практически невозможным привлечение работника к принудительному труду, т.е. создают систему гарантий, защищающих работника от принуждения к труду. Так, работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК), что исключает применение обязательного (принудительного) труда, например, в виде перевода на другую работу, в целях поддержания трудовой дисциплины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке.

В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития либо меры наказания за наличие или выражение политических взглядов принудительный труд не может применяться в силу действия конституционного принципа свободы труда и его гарантий, установленных в трудовом законодательстве (ст. 2, 56, 57, 60, 78, 80 ТК).

Международная организация труда считает необходимым избегать и косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население, например введение таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли (ст. II Рекомендации МОТ № 35 «О косвенном принуждении к труду» (1930)).

Понятием «принудительный (или обязательный) труд» не охватываются некоторые виды работ, которые хотя и производятся не по добровольному волеизъявлению, но в силу их особого характера и общественной значимости требуют государственного вмешательства в процесс их организации. Такие работы указаны, в частности, в ст. 8

Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и воспроизведены в ч. 4 ст. 4 ТК.

В качестве принудительного труда нельзя рассматривать военную службу по призыву, альтернативную гражданскую службу, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ст. 1, 22, 54, 56 Закона о воинской обязанности).

Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или военного положения45.

Не считается принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает два вида наказаний, связанных с выполнением каких-либо работ: отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25-30) и отбывание наказания в виде ограничения свободы (ст. 50-60). Допускается также привлечение к труду осужденных к аресту (ст. 70 УИК) и привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. 103-106 УИК).

Принцип равенства прав и возможностей работников является проявлением в трудовом праве общеправового принципа равноправия.

Сущность этого принципа - в обеспечении каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, получать равную оплату за труд равной ценности и трудиться в условиях, установленных с учетом объективных характеристик трудовой деятельности и деловых качеств работника, без дифференциации по признаку пола, возраста, расы, принадлежности к политическим партиям, общественным организациям и т.п.

Как указал Конституционный Суд РФ, применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые функции. Установление каких-либо ограничений допустимо лишь в том случае, когда это обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, а различия в правовом статусе работников должны быть основаны на принадлежности их к разным по условиям и роду деятельности категориям.

Все работники должны наделяться равными правами как законами и подзаконными нормативными правовыми актами, так и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Не допускается установление в каких бы то ни было источниках трудового права (ст. 5, 8, 9 ТК) преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

Соблюдение конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ), запрещение дискриминации в трудовых отношениях имеет важное значение не только само по себе, но и для обеспечения свободы труда.

В своем постановлении от 27.12.99 № 19-П по делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда г. Казани Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду».

Запрещение дискриминации в сфере труда признано международным сообществом и закреплено в международных актах. Так, Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) провозглашает недопущение дискриминации в области труда и занятий одним из базовых принципов правового регулирования трудовых отношений.

Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958) дает определение дискриминации, содержащее два признака, характеризующих это понятие. Во-первых, дискриминацией считается не основанное на деловых качествах и содержании труда различие, исключение или предпочтение. Во-вторых, это различие, исключение или предпочтение должно приводить к ликвидации или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

Положения российского законодательства о дискриминации (ст. 3 ТК) сформулированы с учетом положений Конвенции МОТ № 111. В соответствии с ними дискриминация представляет собой ограничение трудовых прав и свобод (или установление преимуществ) на основе свойств личности и общественных признаков, которые не имеют прямого отношения к трудовой деятельности работника. В их числе Трудовой кодекс называет пол, расу, цвет кожи, национальность, возраст и др. Это не исчерпывающий перечень, а лишь указание на наиболее характерные и значимые признаки, которые не могут служить критерием для установления ограничений или предпочтений.

Законодатель специально подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т. п.), не могут служить основанием установления каких бы то ни было различий между работниками.

Дискриминация запрещается при осуществлении любой правоприменительной и управленческой деятельности в сфере труда.

Недопустим дискриминационный подход при решении вопроса о продвижении по работе (ст. 2 ТК). Работники должны повышаться в должности (продвигаться по службе, получать более высокие разряды, категории и т. п.) на основании объективных характеристик, таких как производительность труда, квалификация, стаж работы и др. С учетом особенностей содержания и организации труда в отдельных отраслях (сферах деятельности) эти критерии могут быть конкретизированы в федеральных законах, иных нормативных правовых актах. При продвижении по работе необходимо также учитывать отношение работника к своим трудовым обязанностям, соблюдение трудовой дисциплины.

Эти же критерии должны быть положены в основу при направлении работника для получения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

При заключении трудового договора не разрешается устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения прав или прямые или косвенные преимущества в зависимости от пола, возраста, расы, цвета кожи и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами лица, поступающего на работу (ст. 64 ТК).

Запрещается дискриминация и при установлении условий труда в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре.

Это общее правило конкретизируется в отношении установления оплаты труда: размер заработной платы и другие условия оплаты труда определяются в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества затраченного труда, т.е. объективных характеристик трудовой деятельности. Повышать или понижать размер заработной платы (изменять другие условия оплаты труда) на основе пола, возраста, национальности и других дискриминационных признаков недопустимо (ст. 132 ТК).

Обстоятельства, не связанные непосредственно с деловыми качествами работника, содержанием его труда, исполнением им своих трудовых обязанностей, не могут служить основанием для привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности, перевода на другую работу, привлечения к сверхурочным работам, ограничения в предоставлении предусмотренных законом льгот и преимуществ, расторжения трудового договора.

Не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, в том числе ограничения прав работников, которое не приводит к ликвидации или нарушению равенства возможностей и обусловлено специфическими требованиями, свойственными данному виду труда. Такие различия должны быть установлены федеральным законом.

Не считается дискриминацией установление льгот или преимуществ для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Напротив, предоставление преимуществ несовершеннолетним, инвалидам, женщинам, лицам с семейными обязанностями направлено на обеспечение равных с другими работниками возможностей в использовании ими трудовых прав и свобод.

Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, также признается принципом правового регулирования трудовых отношений.

Этот принцип предполагает развитие трудового законодательства в направлении углубления социальной защиты человека труда, усиления гарантий охраны здоровья и благополучия работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда отражает цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК) и является выражением социального характера Российского государства (ст. 7 Конституции РФ).

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает: ?

вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей; ?

условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; ?

отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за нерабочие праздничные дни.

Конституция РФ воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

Конституционные положения нашли свое развитие в Трудовом кодексе (ст. 91-99, 110-113, 114-119, 219-220). ? Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей в лице их представительных организаций осуществляется при разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и принятии соответствующих актов (ст. 35 ТК), при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного (ст. 36, 37, 39, 40-42, 45-47) и локального (ст. 8, 371, 372) регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства (ст. 23, 26, 27, 35, 35.1), при принятии управленческих решений в организации (ст. 52, 53), в ходе осуществления правоприменительной деятельности (ст. 82, 373), при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 384, 402-404).

Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений.

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке, проявляется, во-первых, в закреплении права на индивидуальные трудовые споры. По существу, это право работников на защиту своих прав в установленном федеральным законодательством порядке. Надо подчеркнуть, что в установленных законом случаях работники могут прибегнуть к судебной защите своих трудовых прав. В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры и жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека в сфере труда.

Во-вторых, защита трудовых прав работника осуществляется (и это находит свое отражение в законодательстве) путем организации государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.

В-третьих, государственная защита жизни и здоровья работника, его трудовых прав находит отражение в закреплении права работника на самозащиту в случае поручения работы, не предусмотренной трудовым договором, работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, а также в случае задержки выплаты заработной платы. В этих ситуациях работник может отказаться от выполнения работы (ст. 379, 142 ТК).

Наряду с восстановлением нарушенных трудовых прав государство гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью работника в связи с исполнением трудовых обязанностей, и материального ущерба, причиненного работнику (ст. 234-236 ТК). Современное трудовое право гарантирует защиту не только прав и свобод работника, но и его законных интересов (отраженных в объективном праве либо вытекающих из его общего смысла простых юридических дозволений, выражающихся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом46). Защита законных интересов осуществляется в ходе коллективного трудового спора, возникающего по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

^ 2. Завершив краткий обзор основных принципов трудового права, необходимо определить их соотношение с положениями международных актов, посвященных установлению основ правового регулирования труда.

Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) устанавливает принципы, касающиеся основополагающих прав, которые закреплены в конвенциях МОТ, а именно:

а) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

в) действенное запрещение детского труда;

г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Эти принципы либо названы в Трудовом кодексе в качестве принципов правового регулирования трудовых отношений (запрещение принудительного труда, дискриминации), либо находят отражение в законодательстве на уровне конкретных норм. Так, Конституция РФ провозглашает право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30), а Закон о профсоюзах закрепляет гарантии реализации этого права. Трудовой кодекс предусматривает ряд принципов и прав, связанных с правом на свободу объединения (принцип социального партнерства, право на коллективные переговоры, участие работников в управлении организацией, на коллективные трудовые споры, на забастовку и др.).

Принцип запрещения детского труда проявляется в комплексе правовых норм, устанавливающих возраст приема на работу (ст. 63 ТК) и специальные гарантии для несовершеннолетних работников (ст. 265-272 ТК).