Обеспечение безопасности судебной деятельности и личной безопасности судей: актуальные проблемы и вопросы реализации. У российских судов появится ведомственная охрана В ливрее с жетоном


В соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»:
Судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
администратор суда организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время.

Обеспечение надлежащего уровня безопасности судебной деятельности осуществляется в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262).

Меры по обеспечению в зданиях (помещениях) судов условий безопасности при отправлении правосудия осуществляются по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

Обеспечение зданий федеральных судов общей юрисдикции техническими средствами безопасности:
оборудование судов турникетами; залов судебных заседаний и кабинетов судей кнопками тревожной сигнализации для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел;
оснащение судов стационарными и переносными металлообнаружителями; устройствами контроля ручной клади (интроскопами); средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ; системами контроля доступа для разграничения зон служебного и общего доступа в здание суда; средствами видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения;
приобретение для судов бронированных автомобилей оборудование служебной территории судов противотаранными устройствами для принудительной остановки транспортных средств (в регионах с повышенной криминогенной обстановкой).
Мероприятия осуществляются в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262), в том числе в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406). Принятые меры отражаются в Паспорте безопасности суда (утв. приказом Судебного департамента от 25 июля 2005 г. № 81).

Организация (в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами) охраны зданий судов в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране (утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587). Охрана зданий судов осуществляется:
в рабочее время – судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП;
в нерабочее время – в регионах со сложной криминогенной обстановкой - подразделениями полицейской охраны МВД России и ФГУП «Охрана» МВД России;
в остальных случаях – сторожами, состоящими в штате судов, в том числе с применением технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел.
Верховные суды республик и равные им суды, а также суды, расположенные в регионах с повышенной криминогенной обстановкой, охраняются сотрудниками Федеральной службы судебных приставов либо МВД России.

Организация (на основе взаимодействия с Федеральной службы судебных приставов) исполнения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов функций по обеспечению безопасности защищаемых лиц в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (согласована с Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ; утверждена приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. № 226).

Вчера стало известно о том, что из-за предстоящих сокращений в МВД и Федеральной службе судебных приставов (ФССП) суды уже осенью этого года могут остаться без полноценной охраны. ФССП уже предложила региональным властям, финансирующим деятельность мировых судов, искать альтернативные варианты обеспечения их безопасности. Сами судьи видят решение проблемы в сокращении функций ФССП до непосредственно связанных с работой судебной системы. При этом, по подсчетам судей, экономия на охране приведет лишь к увеличению расходов на нее.


В перерыве между заседаниями прошедшего вчера совета судей гендиректор судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев пригласил председателей нескольких судов и заместителя главы ФССП Рустама Степаненко на, как он выразился, "жесткий разговор", свидетелем которого оказался корреспондент "Ъ".

По словам Александра Гусева, накануне господин Степаненко сообщил, что из-за предстоящих сокращений ФССП предстоит пересмотреть количество сотрудников, выделяемых на охрану судов, и даже, возможно, вообще отказаться от этой функции, потому что два-три пристава просто не в состоянии круглосуточно обеспечить безопасность на вверенных им объектах. Проблема нехватки приставов могла бы компенсироваться за счет сотрудников вневедомственной охраны (ВО) МВД, однако, как сообщили участники встречи, министерство уже предупредило их о том, что с 1 ноября в ВО предстоят крупные сокращения личного состава и, соответственно, количества охраняемых объектов, в которые суды перестанут попадать.

— Что предлагает сейчас ФССП? Снять охрану с мировых судов и обратиться к субъектам федерации, чтобы они решили вопрос с их охраной силами ЧОПов,— сообщил господин Гусев.

— Вот этого делать нельзя,— заявила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.— Потому что ЧОПы сразу в пять раз поднимут стоимость услуг, а если еще и с оружием будут охранять, то уже раз в десять. Вы (ФССП и МВД.— "Ъ" ) отчитаетесь о сокращениях бюджета, а мы, судьи, останемся неизвестно с кем, к тому же нам придется запрашивать увеличение бюджета на охранные услуги!

— Идея о том, что мы должны охранять суды круглосуточно, возникла два-три года назад. Из-за сложившейся сейчас ситуации ее реализовать невозможно, поэтому мы вынуждены обсуждать с вами вопрос о снятии такой охраны с судов, в том числе в СКФО и Крыму. Что касается участков мировых судей, то на сегодняшний день у них уже есть опыт использования для их охраны не только ЧОПов, например вневедомственной охраны,— сообщил господин Степаненко.

— Ее ликвидируют,— напомнил ему один из председателей.

— Я знаю,— сказал замдиректора ФССП.— Есть вневедомственная охрана, есть ведомственная, есть другие охранные структуры... Поскольку мировые суды финансируются из бюджетов субъектов федерации, мы предлагаем, чтобы из того же источника финансировалась и их охрана. У нас предстоят сокращения, и мы считаем, что оголять в связи с этим охрану федеральных судов — нецелесообразно. В результате, после сокращения, может получиться так, что мы и в мировых судах охрану не обеспечим, и здесь (в федеральных.— "Ъ" ) все разрушим.

— Нас и так охраняет какой-то сброд,— сказали на это замдиректору ФССП.

— Я с вами согласен, но что мы можем поделать, если денежное содержание нашего сотрудника в среднем составляет 22-24 тыс. руб. в месяц, а количество судебных решений, которые исполняет служба, выросло с 56 млн до 62 млн, прежде всего за счет административных штрафов!

— А у нас,— заметила на это госпожа Егорова,— секретари получают 14 тыс. и добросовестно работают.

Председатели судов предложили, что вместе с сокращениями в ФССП надо сокращать и функции, которые исполняет эта служба, в первую очередь не относящиеся к исполнениям решений судов. Например, отказаться от взыскания штрафов за нарушения ПДД, которые накладываются по результатам видеофиксации.

После заседания замдиректора ФССП Степаненко сообщил "Ъ", что в 2014 году бюджет службы составлял 49 млрд руб. В 2015-м сократился до 45 млрд, а затем его планируется довести до 35 млрд руб. При этом количество сотрудников ведомства сократилось с 85 тыс. до 77 тыс. А к 1 января 2016 года ФССП предстоит сократить еще около 7,5 тыс. человек. По его словам, ведомство не предлагает охранять мировые суды именно силами ЧОПов, а рекомендует рассмотреть альтернативные варианты. Например, если судебный участок находится в здании структур "Газпрома" или РЖД, то договариваться с их охраной.

Кадровые проблемы службы господин Степаненко объяснил не только низкими доходами сотрудников, которые получают в разы меньше, чем другие силовики, но и, например, отсутствием социальной базы и учебных заведений, которые бы обеспечивали соответствующую подготовку. Раньше для этих целей ФССП использовало центры ФСИН и МВД, которые были закрыты. В МВД от комментариев по поводу сокращений в ВО вчера воздержались.

Источник "Ъ" в судебной системе рассказал, что сейчас приставы, как правило, работают в судах с восьми утра до семи вечера. Для круглосуточной охраны судов штаты ФССП, по предложению самой службы, надо не сокращать, а увеличить до 20 тыс. человек. Помимо приставов суды охраняются сотрудниками вневедомственной охраны МВД. Так называемый человеко-час охранника обходится в среднем в 140 руб. В ноябре, если решение о сокращении штатов МВД и ФССП останется в силе, судебной системе придется заключать контракты с ФГУП "Охрана", где час работы охранника стоит в два раза дороже — 300 руб.

"В итоге вся экономия на охране сведется к тому, что на следующий год бюджеты судов в этой части придется увеличить как минимум в два раза",— добавил источник.

Напомним, что с недавних пор (после сокращения штата МВД РФ и ФССП РФ) территория российских судов перестала быть безопасной зоной. Прежде всего начали снимать охрану с мировых судов, а ведь в них рассматривается львиная доля (до 80 %) всех дел. Кроме того, МВД РФ начало ликвидировать центры, на которые выводились сигналы тревоги. В итоге некоторые суды даже стали возвращаться к сторожевой охране.

В аппарате Правительства РФ, подготовлен проект документа, который вносит изменения в закон о ведомственной охране. Так, в список госорганов, которые могут создавать такую службу, включен Судебный Департамент при Верховном суде РФ. То есть, Фемида получит право охранять себя сама.

В ближайшее время будут разработаны документы, прописывающие все детали - от внешнего вида охранников до их полномочий. Предполагается, что они смогут сами задерживать нарушителей порядка в судах и передавать их в руки полицейским. При этом они будут корректны и учтивы (сегодня на охрану в судах поступает много жалоб, но Судебный Департамент не может их даже рассматривать, поскольку охрана пока не в его ведении).

По ночам будут суды охранять

Совет судей России одобрил предложение Судебного департамента при Верховном Суде РФ о создании учреждения «Судебная охрана». Новая структура, как ясно из названия, возьмет под охрану здания судов. Особенно — в ночное время.

По мнению экспертов, с которыми пообщался корреспондент «РГ», подобное решение принято в связи с сокращением вневедомственной охраны МВД. Теперь судебные сторожа возьмут на себя работу, которую до того делали полицейские из вневедомственной охраны.

Есть такие суды, которые ночью закрываются только на замок. Вот и вся охрана. Это в основном мировые суды или районные суды в удаленных местностях.

Представители давно ведут разговоры о том, что такое положение неправильно. Каждому суду нужна надежная охрана, не важно, где он расположен и какие дела слушает.

Между тем, после сокращений во вневедомственной охране, которые должны пройти уже в ближайшее время, во многих судах будут сняты полицейские посты.

Можно, конечно, заменить полицию обычными ЧОПами. Но эта идея нравится не всем. Исправить ситуацию может создание в судебной системе собственной охраны. Так больше шансов, что удастся подобрать на посты надежных людей.

Кроме полиции, здания судов охраняют и . Они же следят и за порядком на процессах и в судебных коридорах. Как рассказывает представитель судебной системы, как правило, сейчас приставы работают в судах с восьми утра до семи вечера. То есть пока открыты двери суда.

Есть, конечно, исключения, и кое где судебные приставы круглосуточно охраняют суды. Но для того, чтобы ведомство полностью на себя взяло 24-часовую охрану судов, штаты Федеральной службы судебных приставов потребовалось бы расширить на несколько тысяч человек. В службе же, наоборот, идут сокращения.

Однако судебные охранники не подменят приставов в главном — обеспечении порядка на судебных процессах. Прав выводить кого-то из зала суда у них не будет. Иначе потребовалось бы менять закон.

В Федеральной службе судебных приставов «РГ» вчера подтвердили, что для них все остается по-прежнему. Где были выставлены посты, там они и останутся.

В частности, по данным ведомства, в первом полугодии нынешнего судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечено охраной 133 здания арбитражных судов, 2874 здания судов общей юрисдикции и 7511 судебных участков мировых судей.

Из них в круглосуточном режиме приставам обеспечено охраной 98 зданий арбитражных судов и только 60 зданий судов общей юрисдикции.