Административное право в области дорожного движения. Особенности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (основные составы, характеристика объективных и субъективных признаков) Коап в сфере дорожного движения

  • Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид"
  • Статья 12.17.1. Утратила силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 №210-ФЗ.
  • Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
  • Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб
  • Статья 12.36. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 №210-ФЗ.
Положения главы 12 КоАП РФ используются в следующих статьях:
  • Презумпция невиновности
    Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
  • Уклонение от исполнения административного наказания
    3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    1. Помимо случаев, предусмотренных настоящей главой, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и совершенных на их территориях, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.
  • Назначение административного наказания без составления протокола
    3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании...
  • Место рассмотрения дела об административном правонарушении
    5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
  • Исполнение постановления о наложении административного штрафа
  • Порядок исполнения постановления о лишении специального права
    4.1. По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Московский
автомобильно-дорожный институт
(Государственный технический университет)

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

На тему:

« Административная ответственность за нарушение ПДД.

Нормативно-правовая база, особенности расследования

и рассмотрения административных правонарушений

в сфере дорожного движения»

МОСКВА 2008 г

Введение

Основная часть

    Понятие административного правонарушения

    Виды административных правонарушений

    Административная ответственность за нарушение ПДД

    Нормативно-правовая база административно-правовых нарушений в сфере дорожного движения

    Особенности расследования административных нарушений в сфере ПДД

Список литературы.

Введение

Функционирование и успешное развитие современной государственной системы неразрывно связано с необходимостью упорядочивания внутренних отношений между гражданами и государственными органами в целом. Административно-правовые нормы регулируют все жизнен-но важные управленческие отношения, которые возникают между гражданами (как физическими, так и юридическими лицами) и го-сударством (органами исполнительной власти, госу-дарственного управления). Также Административное право регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Само понятие «административный» означает в переводе «управленческий или руководящий», т.е. Административное право - этоотрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

В дореволюционной России данная отрасль права называлась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский (1861 - 1920 гг., русский ученый административист), «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

1. Понятие административного правонарушения

Под административным правонарушением в Административном кодексе РФ понимается противоправное, действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое Административным кодексом РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение, т.е. лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные соответствующей статьей Кодекса Административных Правонарушений (КоАП), исключающие ответственность.

    Виды административных правонарушений

К административным правонарушениям относятся в т.ч. деяния, нарушающие права граждан, правонарушения в области: охраны окружающей природной среды и природопользования, в области дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения называются объектом соответствующего административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

    Административная ответственность за нарушение ПДД

Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия.

При разборе дорожно-транспортного происшествия должно быть выяснено (как правило, путем производства автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленную скорость движения. Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода явился следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не был следствием превышения установленной скорости движения, ибо в сложившейся ситуации он был неминуем и при движении с разрешенной скоростью из-за неправомерного поведения самого пешехода. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, - ответственность за превышение установленной скорости движения по ст. 12.9 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица.

С первого июля 2008 года вступили в силу поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Одно из главных нововведений - это ответственность не того, кто находился за рулем в момент превышения скорости или обгона по встречной полосе, а хозяина машины. То есть того, на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

В статью 1.5 КоАП внесено изменение, которое ощутимо изменит отношения между водителем и ГИБДД. А именно: в презумпции невиновности появилось исключение. Теперь эта норма законодательства не распространяется на нарушения статьи 12 КоАП, в случаи их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки или видеозаписи. Ответственность автовладельцев прописана отдельной статьей КоАП - 2.6.

В части первой этой статьи говориться, что в случае фиксации нарушения приборами, к ответственности привлекается именно собственник транспортного средства. Впрочем, во второй части статьи предусмотрена возможность избежать этой ответственности, если автовладелец докажет свою непричастность к данному нарушению. Для этого достаточно предоставить копию доверенности, если автомобиль был кому-либо передан в пользование, или документы о том, что в момент совершения правонарушения, автомобиль уже не принадлежал собственнику. Например, находился в угоне.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В первом случае умысел является прямым - лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел - косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично. Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором - в форме небрежности. Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

Лишение прав - самая болезненная для водителей тема. Именно такое наказание грозит в большинстве случаев за выезд на полосу встречного движения. Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Один из самых спорных случаев обгон на перекрестке. Общеизвестно, что обгон на перекрестке, тем более с выездом на встречную полосу, запрещен. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьезным. Однако в любом правиле есть исключения. В некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречную полосу, можно безнаказанно. Например, если совершается обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге. Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же, совершая обгон на таком перекрестке, автомобиль пересек сплошную линию, то лишения прав водителю не избежать. Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге. В этом случае действия водителя будут однозначно квалифицированы по части 4 статьи 12.15. Соответственно суд лишит водителя права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Бывают случаи, в которых человек за рулем даже не подозревает о тяжести своего нарушения. В обычных случаях без каких-либо ограничений разрешен обгон через прерывистую линию разметки, однако, если на двухполосной дороге совершается обгон по встречной полосе, в зоне действия знака "Обгон запрещен" это нарушение будет квалифицировано по части 4 статьи 12.15 (ситуация 1). В судебном порядке будет произведено лишение прав на управление автомототранспортом на срок 4-6 месяцев. Другого наказания часть четвертая статьи 12.15 не предусматривает. Даже в том случае, когда знаки, установленные на дороге временные.

Также правилами запрещен и обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Такой обгон по встречной полосе тоже будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев.

Один из самых спорных маневров - это обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью. Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. Такая жесткость данной нормы оправдана - жертв именно подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Известный радиоведущий Геннадий Бачинский погиб в аварии, которая произошла именно в результате аналогичного маневра.

Лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев, карается случай, когда водитель, поворачивая на перекрестке, в результате проехал по встречной полосе той улицы, на которую повернул. В Правилах дорожного движения говорится, что "поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения".

Также лишением прав по части 4 статьи 12.15 КоАП наказывается и выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как наказание, альтернативное административному штрафу) за самые опасные нарушения Правил дорожного движения. К ним относятся:

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

Превышение установленной скорости движения транспортного средства более чем 60 км/ч;

Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения (в том числе обозначенные знаком «Въезд запрещен»);

Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, которое имеет нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, при условии включенных одновременно проблескового маячка синего цвета и специального звукового сигнала;

Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Кроме того, лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

Управления транспортным средством в состоянии опьянения;

Уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

Оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Административный арест представляет собой задержание и содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, в т.ч. это оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27) и неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест за нарушения в сфере дорожного движения не может применяться беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, инвалидам I и II групп.

В КоАП РФ, наряду с административным арестом всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. Так, обычно судом назначается арест, если считается, что применение иных предусмотренных в соответствующей статье мер наказания было бы в данном случае недостаточным карательным воздействием на виновных.

4. Особенности расследования административных нарушений в сфере ПДД

Под составом административного правонарушения пони-мается совокупность признаков, закрепленных нормативно-правовыми актами, наличие которых в конкретном правонарушении может повлечь админис-тративную ответственность.

Правильная юридическая квалификация состава админис-тративного правонарушения облегчает его разграничение, с уголовно наказуемым преступлением. Разделение их проводится в ос-новном по юридическим критериям элементов их составов. Например, мелкое ДТП отличается от ДТП уго-ловно наказуемого по степени общественной опасности или вредоносности деяния, повлекшего за собой значительный ущерб и нанесение вреда жизни и здоровью людей.

Правильность установления виновного в произошедшем ДТП лица и классификация вида нарушения в частности зависит от корректности составления схемы ДТП, полноты свидетельских показаний, проведения технических экспертиз и т.д. Во внимание принимается также техническое состояние дорожного покрытия, дорожная разметка, наличие внешних факторов воздействия, как то: погодные условия, наличие посторонних предметов на дорожном полотне. В схеме места дорожно-транспортного следует отражать:

Место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

Ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;

Ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

Положение транспортных средств после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

Направление движения участников ДТП до момента его наступления. В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической поверки.

Все имеющиеся данные подробно заносятся в протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и подписываются всеми сторонами такого происшествия. Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в административном протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Каждый из участников в письменном виде предоставляет свои показания по ДТП, указывая, в частности, все данные владельца а/м, и/или лица допущенного к управлению а/м, все данные своего автотранспортного средства, место аварии (направление движения с указанием улиц, номеров домов), времени и подробностей произошедшего инцидента.

При составлении административного протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Административный протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия административного протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции, оформляющий материалы по факту выявленного правонарушения, вправе составить рапорт, который прилагается к административному протоколу.

По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется административный протокол. В соответствии со ст. 28.6 Кодекса при совершении административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса, за которое назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. При наложении административного штрафа физическому лицу, совершившему административное правонарушение, выдается постановление-квитанция установленного образца. В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

На основании собранных документов в соответствующем подразделении ГИБДД производится установление лиц, нарушивших Правила Дорожного Движения. Далее документы передаются в суд.

5. Нормативно-правовая база рассмотрения административных нарушений в сфере дорожного движения

Нормативно-правовой базой при рассмотрении административных правонарушений ПДД являются:

Конституция РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Глава 12, статьи 1-37);

Федеральным законом №210 от 24 июля 2007 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены изменения, суть которых состоит в следующем: изменены размеры и определения штрафов за нарушения ПДД, также изменения коснулись статей КоАП РФ: в статьях 1.5, 2.61, 26.8, 26.8 внесены изменения, касающееся ответственности владельцев а/м, в случае фиксации нарушения ПДД специальным, ра-ботающими в автоматическом режиме техническим средством или устройством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи; изменения, касающиеся освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в статьях 27.1 , 27.12; касательно изменений при задержании и эвакуации транспортного средства в статье 27.13; касательно порядка рассмотрения дела об административном правона-рушении в статьях 4.1, 24.3, 25.1, 29.7.

Постановление Правительство Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3, от 31.10.1998 N 1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67, от 21.02.2002 N 127, от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003 N 265, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84, от 19.04.2008 N 287).

Выводы.

В целом, на мой взгляд, имеющиеся нормативные акты в достаточной степени способны регулировать взаимоотношения субъектов административного права в области дорожного движения. Важно, как я считаю, более тщательно отслеживать нарушения и контролировать исполнение правил, больше сил направить на профилактику правонарушений. Спорные вопросы большей частью возникают в результате несоблюдения правил оформления протоколов и разногласий при недостаточности описательной базы.

На данный момент широко обсуждается необходимость дальнейшего ужесточения борьбы с серьезными нарушениями ПДД, такими как: состояние алкогольного опьянения водителя, несоблюдение правил приоритета проезда перекрестков, непредоставление преимущественного права пешеходам на пешеходных переходах.

Особенно своевременно была узаконена необходимость обязательного использования специальных удерживающих устройств (кресел) для перевозки детей и штраф за их отсутствие при наличии ребенка младше 12 лет в автомобиле (статья 22.9 ПДД РФ). Я постоянно использую автомобиль при поездках с моими детьми (у меня их трое, у каждого свое кресло, соответственно возрасту, ребята с младенчества привыкли только к такой возможности передвигаться в автомобиле), могу сказать, что такая мера воздействия на родителей, не представляющих возможный исход поездки с ребенком на руках, очень правильна. А отговорки родителей, руководствующихся мнимым неудобством ребенка, вынужденного провести все время пути в зафиксированном состоянии, должны быть опровергнуты демонстрацией краштестов автомобилей с маленькими манекенами в креслах и вне них. Думаю, все сомнения отпадут моментально, ибо мало кто сейчас ездит со скоростью ниже той, на которой проводятся краштесты (не более 55 км/ч, удар о неподвижное препятствие), а последствия трагичны даже при такой скорости движения, не говоря уже об лобовых столкновениях.

Считаю, также, что необходимо проведение работы по предотвращению всё чаще встречающихся нарушений Правил дорожного движения пешеходами, путем активного распространения информации о правилах дорожного движения на самых ранних этапах – в детских садах, в школах. Вспомнить практику юных инспекторов движения, прививать с детства навыки правильного поведения на улицах города.

Список литературы.

1. Конституция РФ,1993г.

3. Правила Дорожного Движения РФ, 2008 г.

4. Россинский Б.В., «Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения.» - Москва, издательство Норма, 2002.

5. Административное право./Учебник/ Под редакцией Л.Л.Попова. М.: Изд-во Юрист, 2006 г.

6. Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов, “Административное Право», Учебник для вузов, издательство Норма, Москва, 2005

Расследуя ... иные нормативные акты 1.1 Кодекс Российской Федерации об административных ...

  • Ответы по уголовному праву общая часть

    Реферат >> Государство и право

    ... Особенной части;  Особенная часть - учение об особенностях ... фед. нормативный правовой акт, ... например, нарушение ПДД и... образуют базу , на... привлекаются к ответственности за приго­товление... расслед - ... нарушение потерпевшим правовых норм (уголовных, административных , ...

  • Техника безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

    Конспект >> Безопасность жизнедеятельности

    ... особенностей ... за техническим состоянием, соблюдением ПДД ... руководством ответственного за электрохозяйство... расследуется комиссией... нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных, правовых , нормативных ... базы ... канализации, административно -бытовые...

  • Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений (2)

    Реферат >> Государство и право

    ... особенности расследования отдельных видов дорожно-транспортных преступлений. Теоретической базой ... результате нарушений , допускаемых лицами, ответственными за техническое... , об административном правонарушении) ... нарушения ПДД ... нормативно -правовой ... расследовать ...

  • регулируются Кодексом об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (КоАП РФ).

    В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    1. Виды административных наказаний (статья 3.2 КоАП РФ).

    1.1. За совершение административных в области дорожного движения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    а) предупреждение;

    б) административный штраф;

    г) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    д) административный арест;

    в) обязательные работы.

    1.2. Предупреждение по статье 3.4 КоАП — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

    Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

    В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей особенной части КоАП, в том числе содержащихся в главах 11 и 12, или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение. Замена штрафа на предупреждение применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

    1.3. Административный штраф.

    Административный штраф (статья 3.5 КоАП РФ) является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается главой 11 «Административные правонарушения на транспорте и главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения».

    1.3.1. Административные штрафы за совершение правонарушений согласно вышеуказанных глав КоАП налагаются на:

    а) водителей, управляющих автотранспортными средствами;

    б) должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств;

    в) юридических лиц;

    г) должностных лиц, ответственных за перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных и опасных грузов;

    д) должностных лиц, ответственных за перевозку детей автобусами;

    е) должностных лиц при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

    ж) должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

    1.3. 2. Оплата административного штрафа , предусмотренного главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» производится в размере половины суммы наложенного административного штрафа в период не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

    1.3.3. Под 50 – процентную оплату штрафа не попадают следующие правонарушения в главе 12 КоАП РФ:

    а) повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке;

    б) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

    в) повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час, повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час и повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час;

    г) повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

    д) повторный выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (кроме объезда препятствий);

    е) повторного движения во встречном направлении по дороге с односторонним движением;

    ж) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

    з) невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

    и) невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

    1.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (статья 3.8 КоАП РФ).

    Лишение специального права назначается судьей.

    Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

    Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27. КоАП РФ.

    Случаи лишения водительского удостоверения приведены в

    1.5. Административный арест.

    Административный арест за правонарушения в области дорожного движения заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей.

    Статьи КоАП РФ, предусматривающие административный арест:

    1.5.1. Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами». Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

    1.5.2. Статья 12.8 пункт 3 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния». Наказание — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

    1.5.3. Статья 12.26 пункт 2 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Наказание по этой статье — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом (КоАП) не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

    1.5.4. Статья 12.27 пункт 2 КоАП РФ «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся». Статья влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    1.6. Обязательные работы (Статья 3.13. КоАП РФ).

    Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей, отбываются не более четырех часов в день.

    Обязательные работы за правонарушения в области дорожного движения применяются за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ). Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

    2. Административные правонарушения в области дорожного движения фиксируются двумя способами:

    а) работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. За такое правонарушение отвечает собственник (владелец) транспортного средства, независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом.

    При этом протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства.

    б) сотрудниками ГИБДД — с составлением протокола об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства.

    1. Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)

    Перечислим административные правонарушения в области дорожного движения (согласно КоАП РФ):

    1. Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

    2. Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

    3. Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

    4. Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов

    5. Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

    6. Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

    7. Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

    8. Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

    9. Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения

    10. Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

    11. Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали

    12. Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

    13. Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков

    14. Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования

    15. Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

    16. Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

    17. Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными световыми и звуковыми сигналами

    18. Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

    19. Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

    20. Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

    21. Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

    22. Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды

    23. Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

    24. Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего

    25. Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства

    26. Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    27. Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

    28. Статья 12.28.. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах

    29. Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    30. Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего

    31. Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с кот

    32. Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

    33. Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

    34. Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

    35. Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

    36. Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств

    Административные правонарушения в сфере дорожного движения имеют общий признак -- это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность. Однако она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины Иванова Л.И. Административное правонарушение: понятие и состав: Лекция. - Домодедово, 2000, с.27 .

    Для характеристики объекта правонарушений в области дорожного движения необходимо определить те конкретные отношения, которые регулируются и охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими ответственность за нарушения правил дорожного движения, установленного порядка эксплуатации транспортных средств.

    Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что они направлены на строгое соблюдение порядка дорожного движения, обеспечивающего нормальную, ритмичную и четкую работу автомобильного транспорта, что в конечном итоге обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения.

    Объектом посягательства дорожных правонарушений является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств.

    Безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

    Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

    Общественная вредность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

    В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта и прицепов к нему, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

    Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. М.: Изд-во "Транспорт", 1989, с.24 , эксплуатации железнодорожных переездов Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов Министерства путей сообщения Российской Федерации. М.: Изд-во "Транспорт", 1997. .

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

    Следует подчеркнуть, что Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на иные виды движения (например, водное, воздушное и т.д.).

    Для правильной квалификации дорожных проступков необходимо знать, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется только в пределах дорог.

    Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

    Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП, является водитель.

    Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо. По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

    Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет.

    Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа). Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

    Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места работы водителя.

    Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

    По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение. Перенос ответственности непосредственных нарушителей правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим. В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц. Так, например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта. В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

    Согласно ч. 2 ст. 12.31 КоАП выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда. В то же время управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 минимального размера оплаты труда, применяемых к водителю.

    Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст. ст. 12.29, 12.30).

    Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП. Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

    Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП. С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.

    Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.

    Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

    Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:

    Должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.

    Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:

    Судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 КоАП, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП;

    Органы внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.4 - 12.34 КоАП;

    Органы российской транспортной инспекции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).

    Приводим перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

    ѕ предупреждение;

    ѕ административный штраф;

    ѕ конфискация предмета административного правонарушения (статья 12.4, часть 2, статья 12.36);

    ѕ лишение права управления транспортным средством;

    ѕ административный арест (статья 12.27, часть 2).

    Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф. Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.

    Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее -- уполномоченные лица).

    Административная ответственность в области дорожного движения

    Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

    Состав административного правонарушения в области дорожного движения, равно как и состав абсолютно любого иного правонарушения, включает в себя совокупность следующих объективных и субъективных признаков (элементов)...

    Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения совершаемого водителями автотранспортных средств

    административный правонарушение дорожный водитель В современном законодательстве под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица...

    Административно-правовой статус участников дорожного движения и проблемы его реализации

    Административные правонарушения в области дорожного движения

    К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности в соответствии с главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) относятся: · нарушение порядка ведения бухгалтерского...

    Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

    Родовым объектом АП, закреплённых в главе 12 КоАП , является установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности...

    Административные правонарушения против порядка управления

    Выявление и документирование административных правонарушений в области таможенного дела

    В соответствии с пп.1 п.1 ст.28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами...

    Дорожно-транспортные преступления

    Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

    Правонарушения в области предпринимательской деятельности

    К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности в соответствии с главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях относятся: - нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил...

    Роль дорожно-патрульной службы ГИБДД в профилактике и пресечении правонарушений в области дорожного движения

    На ГИБДД возлагаются следующие обязанности Указ Президента РФ от 15.06.1998г. № 711 (ред. от 03.07.2009г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о ГИБДД Министерства внутренних дел РФ»)//СЗ РФ. - 1998...

    Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

    Характеристика административных правонарушений в области дорожного движения

    Состав административного правонарушения в области дорожного движения, равно как и состав абсолютно любого иного правонарушения, включает в себя совокупность следующих объективных и субъективных признаков (элементов)...

    Понятие правонарушения в административном праве

    Одним из видов административных правонарушений являются правонарушения в области безопасности дорожного движения . Этому виду правонарушений присущи все признаки, которые относятся и к обычным правонарушениям.

    Определение 1

    Административные правонарушения в области дорожного движения понимается как нарушение Правил дорожного движения (ПДД) и Закона «О безопасности дорожного движения».

    Ответственность за данный вид правонарушений закреплена в Главе 18 кодекса об Административных правонарушениях.

    Основанием для применения ответственности за правонарушения в данной области права являются действия , которые имеют все признаки правонарушения, закрепленные в Главе 18 КоАП.

    Основной формой ответственности за данный вид административного правонарушения является административное взыскание, главной целью которого является пресечение и предупреждение правонарушений в данной области права.

    Опасность правонарушений в области дорожного движения

    Опасность данного вида административных правонарушений для общества состоит в следующем:

    • участниками дорожного движения создаются ситуации, последствиями которых может стать причинение вреда здоровью и жизни граждан;
    • участниками дорожного движения создаются ситуации, последствиями которых может стать причинение материального ущерба.

    Объект и субъект правонарушения в области дорожного движения

    Объект правонарушений в данной области административного права в юридической науке принято разделять на два вида:

    • родовой объект;
    • видовой объект.

    Родовым объектом правонарушений в данной области административного права являются социальные отношения, которые призваны обеспечивать порядок и безопасность в обществе.

    Под видовым объектом данных правонарушений подразумевают безопасность дорожного движения.

    Определение 2

    Безопасность дорожного движения с юридической точки зрения понимается как совокупность социальных отношений, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, правильную работу автотранспортных средств.

    Определение 3

    Под объективной стороной правонарушения в данной области административного понимают действия противоправного характера виновного лица, которые связанны с нарушением ПДД, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации транспортных средств, железнодорожных переездов.

    Определение 4

    Под субъектом правонарушения в данной области административного права принято понимать физических, юридических, должностных лиц, которые признаны вменяемыми и достигли установленного законом возраста. Таким образом, субъектами данных правонарушений являются все участники дорожного движения.

    Участников дорожного движения можно разделить на следующие категории:

    • водители транспортных средств и самоходных машин;
    • пешеходы;
    • всадники и погонщики скота;
    • пассажиры транспортных средств;
    • лица, которые обучаются управлению транспортным средством;
    • лица, которые сдают экзамен на право управления транспортным средством.

    Среди данных субъектов правонарушений наиболее часто встречающимися являются водители транспортных средств.

    В соответствии с нормами современного законодательства, под водителем подразумевается физическое лицо, которое управляет транспортным средством. К водителям не относятся лица, проходящие обучение по управлению транспортным средством, и лица, сдающие экзамен на право им управлять.