Понятие предмет метод и система курса правоведение. Контенты лекционных занятий

Контенты лекционных занятий

Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

1. Конституционное право;

2. Административное право;

3. Финансовое право;

4. Земельное право;

5. Гражданское право;

6. Трудовое право;

7. Семейное право;

8. Уголовное право;

9. Гражданское процессуальное право;

10. Уголовно-процессуальное право;

11. Экологическое право;

12. Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тема 2. Государство и право

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определённая система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определённых общих правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собственные интересы. Данные интересы без их согласования способны «разорвать» общество, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личный интерес) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Принцип разделения властей создаёт механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. Главное требование проблемы разделения властей, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Данный принцип является одной из основных характеристик демократического политического режима.

Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства.

Государство-особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

Признаки государства:

1. Отличающие его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества;

а) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);

б) наличие особой публичной власти, отделённой от общества;

в) наличие специального слоя людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);

г) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;

д) государственные атрибуты (герб, гимн, флаг);

2. Отличающие его от других политических организаций современного общества (политических партий);

а) суверенитет-полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене;

б) правотворчество-только государство может издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны;

в) монополия на легальное применение насилия.

Причины возникновения государства:

1. Переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2. Появление частной собственности на продукты и орудия труда;

3. Классовое расслоение общества.

Теории происхождения государства:

1. Теологическая-оно рассматривается как божий промысел (А. Августин, Ф. Аквинский);

2. Патриархальная-оно рассматривается как большая семья, где монарх–это отец, а его подданные–это члены семьи, т.е. сыновья (Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский);

3. Договорная (XVII в.)-оно понимается как общественный договор (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев);

4. Марксистская (XIX в.)-оно объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности;

5. Теория насилия (XX в.)-оно является результатом определённого политического действия: внутреннего или внешнего насилия, завоевания.

Функции государства-основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.

1. Внутренние;

а) экономические-экономические процессы и управление экономикой;

б) социальные-организация системы социального обеспечения;

в) культурные-формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения;

г) правовые-обеспечение правопорядка и осуществление правовых норм;

д) политические-обеспечение политической стабильности и осуществление властных полномочий;

2. Внешние;

а) организация государственной обороны и безопасности;

б) осуществление международного сотрудничества;

в) участие в решении глобальных проблем.

Типы государства:

1. Правовое государство-государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

У истоков этой идеи стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение данная концепция получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.

Основные признаки:

а) верховенство закона;

б) соблюдение и охрана прав и свобод человека;

в) принцип разделения властей;

г) взаимная ответственность государства и гражданина.

2. Социальное государство-государство, деятельность которого направлена на человека, его достойное существование.

Характерные черты:

а) развитые рыночные отношения и многообразие форм собственности;

б) свобода выбора для наёмных работников;

в) высокий жизненный уровень населения;

г) развитое социальное законодательство.

Форма государства-совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Основные элементы:

1. Форма правления-система организации высших органов государственной власти, их компетенция и порядок образования.

а) монархия (царь, султан, император, король); виды: абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная);

б) республика: виды: президентская, парламентская, смешанная (полупрезидентская или президентско-парламентская);

2. Форма государственного устройства-территориальная структура государства, отношение государства с его территориальными единицами.

а) федерация;

б) конфедерация;

в) унитарное государство;

3. Политический режим-средства и методы осуществления государственной власти.

б) тоталитаризм;

в) демократия.

Основные подходы к вопросу типологии государства:

1. Формационный (основные постулаты);

а) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели) процессе;

б) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

в) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

г) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой;

2. Цивилизационный (характерные особенности);

а) каждая цивилизация основана на определённом первичном символе, который придаёт ей стилевую согласованность и формирует конечные ценности (пирамиды Древнего Египта, которые демонстрируют не только архитектурную символику, но наполнены экономическим, политическим, социальным смыслом);

б) цивилизациям присуща своя динамика развития, охватывающая длительные исторические периоды (фазы: генезис-рост-созревание-увядание-упадок-распад);

в) цивилизации взаимодействуют между собой и результатом этого является выборочное восприятие элементов друг друга, при этом без нарушения собственной индивидуальности;

г) цивилизации могут подвергаться возрождению и трансформации, но при этом так называемая «смерть» цивилизации не имеет тотального и «необратимого» характера (погибшая Византийская цивилизация оставила своё духовное наследие России балканским славянам).

Гражданское общество-совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

В таком обществе человеку гарантирован свободный выбор политической, экономической жизни, добровольность вступления в любую общественную организацию и участие в ней в рамках закона. Чем больше членов общества включено в такие организации, тем более развито гражданское общество. Форма правления в гражданском обществе-демократическая.

Главные принципы гражданского общества:

1. Свобода человека как члена общества;

2. Равенство человека с другими людьми;

3. Самостоятельность человека как гражданина, разграничение прав человека и гражданина.

Направления формирования гражданского общества в России:

1. Создание экономической основы в виде многообразия форм собственности;

2. Формирование нового типа государственности, который базируется на приоритете права;

3. Стабилизация общества на основе гражданского мира.

Правовое государство и гражданское общество тесно взаимосвязаны между собой. Необходимым условием формирования правового государства является зрелое гражданское общество.

Современное российское государство по своему типу является переходным: оно несёт на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни индивида и общества, выступать в роли главного распорядителя средств; номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и др.). Однако проявляются и демократические начала в его деятельности: свободные выборы на альтернативной основе как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей.

Создание правового, социального государства в России-дело конечно же не нескольких лет, оно займёт немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего необходима сильная государственная власть. Акцентируя внимание на разделении функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, важно наладить их эффективное и столь необходимое им в работе сотрудничество, чтобы окончательно ликвидировать почву для их противостояния. Должна быть преодолена и некоторая слабость федеральной власти, ощущаемая в решении ряда актуальных проблем, возникающих в условиях становления рыночных отношений и появляющихся очагов социального напряжения.

Снижение регулирующего воздействия государственной власти на социальные процессы связано в том числе и с тем, что пока не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной ветвей власти, обусловлено оно и известной слабостью судебной системы. Право до сих пор не стало повсеместной основой деятельности государственных органов, что в условиях несформированной до конца судебной системы создаёт возможности для произвола властей, нарушения прав и свобод граждан.

Право выступает одним из наиболее универсальных нормативных регуляторов общественных отношений и является фундаментальной ценностью человеческой культуры. Право-целостное системное явление, состоящее из взаимосвязанных друг с другом элементов.

Право-система общеобязательных формально определённых юридических норм, которые выражают общечеловеческие и узкофункциональные интересы, устанавливаются либо санкционируются государством, охраняются от нарушения мерами государственного воздействия (в том числе и принудительного характера) и служат регулятором общественных отношений.

1. Естественное право-право человека на жизнь, свободу, безопасность;

2. Объективное (позитивное) право-система юридических норм, оформленных государством и предписанных им для решения тех или иных проблем;

3. Субъективное право-гарантированное государством право физическим и юридическим лицам на труд, образование, здравоохранение, отдых.

Основные признаки:

1. Волевой характер-выражение государственной воли, а через неё-классовых, религиозных, общечеловеческих и иных интересов;

2. Общеобязательность-обязательность исполнения норм права теми, кому они адресованы;

3. Формальная определённость-конкретность, однозначность, чёткая сформулированность и закреплённость норм права в письменном виде;

4. Связь с государством-деятельность специально уполномоченных государством органов с соблюдением специальной процедуры;

5. Охрана мерами государственного воздействия-применение мер принудительного характера.

Основные принципы:

1. Справедливость-тесная связь норм права с нормами морали и нравственности;

2. Равенство всех перед законом и судом (несмотря на все различия между людьми)-признание равными в правах и обязанностях;

3. Единство прав и обязанностей-невозможность их существования друг без друга;

4. Гуманизм-идея уважения к личности, её правам и свободам;

5. Демократизм-осуществление народом своей власти через представительные (законодательные) органы;

6. Сочетание убеждения и принуждения.

Функции права-основные направления правового воздействия на общественные отношения.

1. Регулятивная-воздействие на общественные отношения посредством установления определённых правил поведения;

2. Охранительная-защита личности и государства от правонарушений;

3. Воспитательная-формирование у граждан необходимой правовой культуры и уважительного отношения к праву.

Институт права-упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений (в конституционном праве нормы, регулирующие вопросы выборов, институт гражданства).

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт-лишь их вид. Институт-гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Виды институтов:

1. В зависимости от характера-материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2. В зависимости от сферы распространения-отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

3. В зависимости от функциональной роли-регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

В современной литературе указываются возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1. Тоталитарная-государство выше права и им не связано;

2. Либеральная-право выше государства;

3. Прагматическая-государство создаёт право, но не связано им.

Основные правовые системы (семьи) современности:

1. Романо-германская (континентальная);

а) единая иерархически построенная система источников права;

б) главную роль в формировании права играет законодатель;

в) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

г) важное положение подзаконных нормативных актов;

д) деление системы права на отрасли;

2. Англосаксонская (англо-американская; общее право);

а) судебный прецедент выступает основным источником права;

б) ведущая роль в формировании права (правотворчество) отводится суду;

в) главенствующее значение процессуального права, которое во многом определяет право материальное;

г) отсутствие кодифицированных отраслей права;

д) отсутствие классического деления права на частное и публичное;

3. Религиозная;

а) главный творец права-Бог;

б) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности;

в) тесная связь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;

г) отсутствие деления права на частное и публичное;

д) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека;

4. Традиционная;

а) доминирующее место в системе источников права обычаев и традиций, имеющих, как правило, неписаный характер и передаваемых из поколения в поколение;

б) признание государством обычаев и традиций как совокупности юридических, моральных и мифических предписаний;

в) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает часто средством проведения политики конкретного государства. Взаимосвязь права с государством проявляется в том, что государство в лице его уполномоченных органов принимает и устанавливает юридические нормы.

Административная ответственность -предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершённое административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Административное правонарушение -противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административный арест -кратковременное лишение свободы по постановлению суда за некоторые виды административных правонарушений.

Административный штраф -денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц за совершенное административное правонарушение.

Амнистия (греч.amnestia -забвение, прощение)-освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.

Аппарат государства -система государственных органов,взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Брак -юридический факт, представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключённый в порядке и на условиях, установленных законом, направленный на создание семьи.

Ветви власти -разграничение полномочий государственных органов на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Вина (виновность) -внутреннее психическое отношение правонарушителя к совершённому им общественно опасному деянию.

Власть -форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия; сущностью власти являются отношения руководства и подчинения.

Гипотеза (греч.hypothesis -основание, предположение)-элемент нормы права, указывающий круг лиц, к которым адресована норма, а также обстоятельства (юридические факты), при которых она реализуется, т. е. возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Государственная Дума -нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации.

Государство -особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

Гражданско-правовой договор -соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Гражданское общество -совокупность межличностных отношений (нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных) и институтов, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

Гражданское право -система правовых норм, регулирующих товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также личные неимущественные отношения между юридически равными, автономными, имущественно и организационно обособленными субъектами.

Дееспособность -предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности.

Демократия (греч. demos -народ, kratos -власть)-политический режим, основанный на признании народа источником власти и носителем суверенитета.

Депутат (лат. -уполномоченный)-лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Дисквалификация -лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Диспозиция (лат. dispositio -расположение)-элемент нормы права, определяющий модель поведения с помощью установления прав и обязанностей лиц, вступающих в правоотношения.

Дисциплина труда -обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определённым в соответствии с трудовым законодательством.

Закон -нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом и обладающий высшей юридической силой.

Законность -точное и неукоснительное соблюдение в государстве правовых норм всеми субъектами права.

Законодательный процесс -процесс по внесению, обсуждению и принятию законов; главное направление деятельности Федерального Собрания РФ-парламента России как высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Запрещающие нормы права -они устанавливают запреты на совершение определённых действий, т. е. указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Имущественные отношения -отношения, складывающиеся в результате владения, пользования и распоряжения имуществом, а также отношения, связанные с передачей материальных благ.

Институт права (лат. institutum -установление, учреждение)-упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений.

Испытательный срок -указанный в трудовом контракте период, в течение которого нанимаемое лицо проходит испытание на предмет выявления его пригодности, установления соответствия работника поручаемой ему работе (по закону он не должен превышать трех месяцев).

Категории преступлений -деяния, различающиеся в зависимости от характера и степени общественной опасности, предусмотренные Уголовным Кодексом; подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Конституция (лат. constitutio -установление)-основной закон государства, определяющий как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, а также герб, гимн и флаг государства, его столица.

Конституционное право -упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.

Контракт о гражданской государственной службе -юридически обязательное соглашение о профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий.

Конфедерация (лат. confoederatio -союз, объединение)-временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

Крайняя необходимость -устранение опасности, угрожающей интересам личности, обществу, государству, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, а причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый.

Материальное право -совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения.

Меры административной ответственности -действия уполномоченных органов или должностных лиц, направленные на предупреждение возможных правонарушений, прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий.

Местное самоуправление -форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,–законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Наследование по завещанию -односторонняя сделка, которая создаёт права и обязанности после открытия наследства.

Наследование по закону -установленный законом порядок призвания наследников к наследованию (8 очередей).

Невиновное причинение вреда -деяние признаётся совершённым невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть; деяние признаётся также совершённым невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Невменяемость -неспособность лица понимать значение своих действий вследствие психического заболевания.

Необходимая оборона -защита субъектом своих законных прав либо права и законных интересов других лиц, общества, государства от общественно опасного посягательства путём причинения вреда правонарушителю, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны.

Неприкосновенность личности -конституционное право граждан, при котором никто не может быть подвергнут аресту иначе как в порядке и случаях, предусмотренных законом.

Норма права -общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Нормативно-правовой акт -государственный документ, принятый полномочным на то правотворческим органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера, обладающий определённой юридической силой.

Нормативный договор -соглашение между 2-мя или несколькими субъектами права, которое порождает правовые отношения (обязательства), исчезающие после выполнения условий договора.

Общество -обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, а также способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Объект -то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений и по поводу чего они вступают в юридические отношения.

Объективная сторона -совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение.

Объекты гражданских правоотношений -всё то, что в соответствии с их содержанием служит средством удовлетворения интересов управомоченных лиц.

Обязывающие нормы права -они указывают вид и меру должного поведения обязанного лица.

Орган записи актов гражданского состояния -государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния.

Ответственность -необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

Отрасль права -упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый род (сферу) общественных отношений.

Персональные данные -любая информация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Подзаконный акт -нормативно-правовой акт, основанный на законе и действующий во исполнении его.

Политическая партия -специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров и служащая для борьбы за политическую власть.

Политическая система общества -совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политический режим -совокупность методов, способов и приёмов осуществления государственной власти.

Постановление -нормативный правовой акт, принимаемый в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, установления норм, правил поведения, затрагивающих права и интересы физических и юридических лиц.

Права гражданина -охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека -охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Правительство -высший орган исполнительной власти, возглавляемый главой государства или премьер-министром.

Право (в сугубо юридическом смысле)-система общеобязательных, формально определённых юридических норм, которые выражаю

Понятие методология используется в науке в двух основных значениях: 1) методология как наука о методах научного познания; 2) методология как совокупность методов научного познания. Любая наука в целях познания своего предмета использует определенные методы. Чем многообразнее и совершеннее эти методы, тем шире возможности науки.

Метод науки – это совокупность приемов, способов научного познания, с помощью которых исследуется предмет науки. Если предмет науки показывает, что изучает данная наука, то метод – как изучает наука свой предмет.

Виды методов правоведения:

I. Всеобщие методы (философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие представления о природе, обществе, мышлении):

1) метафизический метод (государство и право рассматриваются как вечные и неизменные социальные институты, глубоко не связанные друг с другом и с другими социальными явлениями);

2) диалектический метод (государство и право рассматриваются как явления исторические, взаимосвязанные, развивающиеся):

а) метод идеалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связывается с разумом, сознанием):

– объективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с объективным разумом);

– субъективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с сознанием и волей людей);

б) метод материалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связаны с объективными закономерностями развития общества).

Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. К числу категорий диалектики относятся: содержание и форма, общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление и др. Законы и категории диалектики проявляют себя в государственно-правовой действительности.

Требования метода материалистической диалектики при изучении государства и права: 1) они должны изучаться в их взаимосвязи, в развитии, конкретно-исторически; 2) во взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и другими общественными явлениями; 3) в тесной связи с общественной практикой.

Всеобщие методы имеют важное методологическое значение, так как они представляют собой мировоззренческий стержень исследования. Однако использования только всеобщих методов в государственно-правовых исследованиях недостаточно, так как они не могут дать ответа на конкретные вопросы юридической науки. Они указывают лишь самые общие подходы к разрешению научных проблем. Поэтому объективно возникает необходимость в применении более конкретных методов исследования.

II. Общенаучные методы (приемы, способы научного мышления, которые не охватывают всего научного познания, а используются на отдельных его этапах; они применяются всеми науками):

1) логический (основан на использовании законов и правил формальной логики, а также разнообразных логических операций (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, моделирование));

2) исторический (основан на исследовании истории возникновения и основных этапов развития изучаемого объекта);

3) структурно-функциональный (основан на исследовании внутренней структуры и функций изучаемого объекта);

4) системный (основан на исследовании взаимосвязей изучаемого объекта с другими объектами как элементами системы).

5) метод комплексного исследования; предполагает двоякий подход: а) с предметной стороны (комплексный подход означает исследование не только основной проблемы, но и других взаимосвязанных с ней проблем); б) с методологической (комплексный подход означает решение научной задачи с позиций не одной, а нескольких наук).

III. Частнонаучные/специальные методы (разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях):

1) статистический – основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные изменения изучаемого объекта;

2) социологический – основан на использовании социологических приемов: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализа материалов правоприменительной практики;

3) социально-психологический – основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп, общества в целом;

4) математический – основан на использовании математических методов и моделей в государственно-правовых исследованиях;

5) кибернетический – основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики.

IV. Частноправовые методы (разработаны юридической наукой на основе общенаучных и частнонаучных методов):

1) формально-юридический (нормативно-догматический) метод – основан на изучении права в «чистом виде», т.е. вне его связи с другими социальными явлениями (разновидностью этого метода является метод толкования норм права, выражающийся в уяснении содержания норм права);

2) метод сравнительного государствоведения и правоведения – состоит в исследовании того или иного объекта путем его сравнения с аналогичным объектом в других странах;

3) метод государственно-правового эксперимента – основан на апробации тех или иных государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

4) метод государственно-правового прогнозировани я – основан на построении научных прогнозов развития государства и права, государственно-правовых явлений.

Таким образом, правоведение использует в государственно-правовых исследованиях совокупность всеобщих, общенаучных, частнонаучных и частноправовых методов.

Факторы, определяющие выбор методов исследования:

1. Предмет исследования, характер изучаемой проблемы.

2. Научно-теоретическая позиция исследователя и уровень его профессионализма.

3. Социальный заказ, задачи исследования (социальный заказ не должен предрешать выводы исследования).

Методология правоведения не остается неизменной. Она постоянно обогащается. Развитие науки приводит к совершенствованию имеющихся и появлению новых методов исследования.

Шалагина М.А.

Правоведение

Шпаргалки

Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.

Информативные ответы на все вопросы курса «Правоведение» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

2. Понятие, признаки и функции государства

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

4. Формы государственного устройства

5. Механизм государства. Органы государственной власти

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

8. Нормативные правовые акты. Закон

9. Норма права. Структура нормы права

10. Классификация норм права

11. Право и мораль

12. Толкование права. Правосознание

13. Правонарушение

14. Юридическая ответственность

15. Основные правовые системы современности

16. Правовая система России

17. Отрасли права

18. Конституция Российской Федерации

19. Федеративное устройство России

20. Система органов государственной власти России

21. Избирательные права граждан РФ

22. Права и свободы личности в РФ

23. Законность, правопорядок и правовое государство

24. Понятие гражданского права

25. Гражданские правоотношения: понятие и виды

26. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

28. Общие положения об обязательствах. Стороны обязательства

29. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства

30. Понятие договора. Заключение договора

31. Изменение и расторжение договора

32. Понятие и содержание права собственности

33. Приобретение и прекращение права собственности

34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность

35. Наследственное право. Наследство. Наследование имущества

36. Наследование по закону и по завещанию

37. Выморочное имущество

38. Способы принятия наследства

39. Правовое регулирование имущественных отношений супругов. Брачный договор

40. Семейные и имущественные права ребенка

41. Опека и попечительство

42. Общие положения законодательства о труде

43. Понятие трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора

44. Источники земельного права

45. Участники земельных правоотношений

46. Постоянное(бессрочное) пользование земельными участками

47. Налоговое право России. Налоги и сборы

48. Налоговые правонарушения

49. Административное право


50. Административное правонарушение и административная ответственность

51. Гражданское процессуальное право

52. Арбитражный процесс

53. Адвокатура

54. Нотариат

55. Уголовное право

56. Прокурорский надзор в РФ

Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Правоведение Шалагина Марина Александровна

1. Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

1. Понятие и предмет банковского права Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

1.1. Понятие и предмет римского права Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право: понятие, методы, предмет В науке вопрос о природе жилищного права как отрасли права является дискуссионным. Некоторые ученые отводят жилищному праву самостоятельную роль и считают его комплексной отраслью российской правовой системы. Сторонники

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное (сельскохозяйственное) право является одним из таких институтов, который

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ Криминалистика – наука о технических средствах, тактических приемах и методах, применяемых для выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом действий по обнаружению, собиранию, фиксации, исследованию, оценке и

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают: установление общих положений и принципов исполнения

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

4.1. Понятие информации и методы ее обработки Что такое информация В свое время знаменитый британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли подметил, что, «как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Понятно, что эту самую

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

2. Предмет и методы конституционного регулирования Предмет конституционного регулирования - это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Понятие и предмет конституционного права Конституционное (государственное) право ведущая отрасль публичного права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

§ 1. Предмет и понятие уголовного права Этимологически слово "уголовный" связано со словом "голова", которое в древнерусском языке имело значение "убить". В латинском языке ему соответствует "penal", что значит "головной" и "уголовный". По другим объяснениям слово "уголовный"

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

§ 2. Понятие финансового права и его предмет Для уяснения понятия финансового права имеет смысл сделать небольшой экскурс в историю, что позволит не только удовлетворить познавательный интерес, но и наглядно продемонстрировать столкновение самых, казалось бы,

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

Понятие, предмет, система и методы финансового права

Из книги автора

§ 3. Ветви правоведения Все вообще правоведение распадается на частное и публичное право, различие между которыми нами рассмотрено в гл. VI, § 3. Частное право иногда делится на право гражданское и торговое. Публичное же право заключает в себе: I) уголовное право, изучающее

Мункуева С.А.

М 905 Правоведение: учебн. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. -166 с.

Учебное пособие предназначено студентам неюридических специальностей к занятиям по дисциплине «Правоведение». Оно включает краткий курс лекций, вопросы для обсуждения, перечень нормативно-правовых актов, обязательных для изучения, и список рекомендуемой литературы.

© С.А. Мункуева, 2010

© Изд-во ВСГТУ, 2010

Введение

Изучение основ правоведения позволит студенту неюридического факультета:

1) научиться ориентироваться в основных началах и принципах государственно-правовой жизни, в нормативно-правовой базе Российской Федерации;

2) усовершенствовать правовую грамотность и, как следствие, научиться защищать свои права и законные интересы;

3) повысить осознание ответственности за последствия возможного противоправного поведения.

В программу курса, в основу которой положены государственные образовательные стандарты, включены разделы, посвященные теории государства и права, системе органов государственной власти, а также основных отраслей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Это нашло отражение и в данном учебно-методическом пособии.

Пособие включает в себя лекционный материал, темы семинарских занятий и их основное содержание, перечень рефератов или сообщений, вопросы и задания по теме и списки рекомендуемой литературы.

Применение данного пособия позволит оптимизировать учебный процесс, т.е. добиться более качественного усвоения. Поскольку формой итоговой аттестации является зачет, то предлагаемые материалы позволят студенту тщательно подготовиться к семинарским занятиям и экзамену, обеспечив качественное повторение курса, что особенно важно для студентов заочной формы обучения


Тема №1. Предмет, метод, задачи правоведения.

Общество, государство, политическая власть:

Понятие и их соотношение

1. Понятие, предмет, метод, задачи Правоведения.

2. Взаимодействие общества и государства. Сущность государства.

Понятие, предмет, метод, задачи правоведения

Юридические науки ставят задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о государстве и праве. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила.

Юридические науки - это система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Правоведение – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, исследуемых в целом. В павоведении изучаются закономерности государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства, а также их связь между собой и с другими общественными (социальными) явлениями.

Предмет правоведения – это особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования государственно-правовых явлений.

Понятия государства и права тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга. Государство формирует правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществлении государством политической власти. Правоведение изучает государство в его правовом оформлении, а право – в государственном выражении с учетом его социально-экономической обусловленности, политического назначения.

Устанавливая нормы права, государство обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества.

Правоведение изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются закономерности возникновения государства и права; развитие сущности и содержания государства и права; механизм; внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права; пределы правового регулирования.