Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности. Основные принципы социального партнерства

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

Социальное партнерство подчинено определенным принципам. Принципы социального партнерства - правила, которым должны следовать в ходе своей деятельности стороны социального партнерства.

Принципы социального партнерства - это основные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства. Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права, поскольку отражают кратко суть норм этой отрасли.

Принципы - это исходные начала, положения, которым в своей деятельности должны следовать все стороны социального партнерства. Такими принципами и руководствуется государство, осуществляя нормативное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Данный тезис находит подтверждение в ст. 24 ТК РФ, поскольку закрепленная в ней совокупность принципов объединяет принципы и взаимодействия сторон социального партнерства, и законодательного регулирования отношений социального партнерства.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • 1. равноправие сторон;
  • 2. уважение и учет интересов сторон;
  • 3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • 4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • 5. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 6. полномочность представителей сторон;
  • 7. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • 8. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • 9. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • 10. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • 11. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • 12. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Принцип равноправия сторон обеспечивается, прежде всего, гарантиями независимости представителей работников и представителей работодателей друг от друга.

Обеспечению равноправия сторон социального партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством .

Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений .

Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы стороны социального партнерства не следовали слепо своим интересам, пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном уважении друг другу.

Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.

Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе говорит о том, что государство не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми актами и четко определен нормами права. Он обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.

Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц .

Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И уж тем более стороны не должны принуждать друг друга к обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.

Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств говорит о том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе принудить к принятию решения, которые принимаются в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленный для работников трудовым законодательством.

В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения .

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений - один из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение .

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора, говорит о том, что стороны должны понимать, что если они нарушают договор, то их ждет юридическая ответственность, установленная законом. За нарушение трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Согласно статье 195, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Принципы действуют на всех уровнях социального партнерства, начиная уровнем Российской Федерации, и заканчивая уровнем каждой конкретной организации. Принципы социального партнерства обязательны для всех и дают гарантию развития социального партнерства в Российской Федерации .

Определяя принципы социального партнерства, законодатель в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации труда, конвенции и рекомендации которой предполагают наличие в национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так и работодателями, право на ведение коллективных переговоров, право сторон самостоятельно определять предмет переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями работников своих прав.

Так, Конвенция МОТ № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" гарантирует трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда .

Все правовые принципы классифицируются по сфере их действия на:

  • 1. общеправовые, т.е. свойственные всем отраслям права, в том числе и трудовому,
  • 2. законности;
  • 3. демократизма;
  • 4. равноправия;
  • 5. гуманности;
  • 6. отраслевые, т.е. отражающие специфику норм данной отрасли права;
  • 7. внутриотраслевые, отражающие суть норм конкретного института данной отрасли права, принципы:
  • 8. разрешения трудовых споров;
  • 9. обеспечения занятости населения.

Перечень принципов социального партнерства не исчерпывается теми, что закреплены в ст. 24 ТК РФ. Принято выделять еще принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация в ходе партнерского взаимодействия должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров, - самими сторонами социального партнерства, их представителями .

Принципы правового регулирования труда являются фундаментом всего трудового права. Они определяют создание, реализацию и защиту норм трудового законодательства, но не устанавливают диспозиции и санкции.

Трудовой кодекс РФ закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнерства.

1. Основным принципом социального партнерства признается равноправие сторон . Однако для создания подлинно равных возможностей в ходе коллективных переговоров законодатель в статье 39 ТК РФ предусмотрел ряд гарантий для представителей работников как более уязвимой и слабой стороны.

2. Принцип уважения и учета интересов сторон . Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения. Обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях . К сожалению, не везде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе . Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Социальные партнеры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены трудовым законодательством.



6. Полномочность представителей сторон . Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими правами и обязанностями (полномочиями) (ст. 29 - 34 ТК РФ).

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов , входящих в сферу труда. Согласно Конвенции МОТ № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41, 46 ТК РФ).

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств . Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т. е. стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами . Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений . Этот принцип означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательные к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений . Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ). Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Ст. 51 ТК РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений . Законодательством предусмотрена ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28 - 5.31 КоАП РФ).

Представители работников и работодателей как социальных партнеров. Органы социального партнерства

Представители работников

Статья 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ТК РФ определены два возможных вида представителей интересов работников - это:

а) профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

б) иные представители, избираемые работниками на общем собрании (конференции) в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ № 135 «О представителях трудящихся» (1971).

Конвенция МОТ № 135 в ст. 2 предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции. Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего работодателя.

Факт вступления работника в профсоюз означает, что работник уполномочил соответствующий профсоюз на представительство своих интересов в социально-партнерских отношениях с работодателем. Однако, представление профсоюзами работников не отрицает возможности наделения профсоюза полномочиями на представительство со стороны работников, не являющихся членами профсоюзов.

По вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений (при разрешении индивидуальных трудовых споров, установлении индивидуальных условий труда и т.п.) профсоюз может представлять права и интересы работников, не являющихся членами профсоюзов, только в случаях наделения полномочиями на представительство (ст. 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Первичная профсоюзная организация, которая объединяет менее половины работников, занятых у работодателя, может быть наделена полномочиями на вступление в коллективные переговоры от имени всех работников (ст. 37 ТК РФ).

Непрофсоюзные представители работников могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в том случае, когда в организации нет первичных профсоюзных организаций либо ни одна профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников.

Решение вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Представители работодателей

Представители работодателей и их правовой статус определены в ст. 33 ТК РФ.

Представительство работодателей, как и работников, регламентировано применительно к формам и уровням социального партнерства.

Представителем работодателя - юридического лица является его руководитель, единоличный исполнительный орган юридического лица. Индивидуальный предприниматель действует без представителя либо через уполномоченное лицо.

Уполномоченными могут быть и другие лица, указанные, как правило, в учредительных документах, но могут определяться и в иных актах.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Правовой статус объединений работодателей во всем мире базируется на положениях Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948) и Конвенцией МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949).

В Российской Федерации объединения работодателей действуют на основе Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федерального закона «Об общественных объединениях» , Федерального закона от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» .

Право представлять работодателей - государственные и муниципальные учреждения, другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 500 федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. Установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей, подведомственных указанным органам, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.

1. Статья 24 ТК РФ устанавливает правовые основы взаимодействия социальных партнеров - работников и работодателей.

Положения статьи базируются на международно-правовых нормах о труде и сложившихся традициях.

2. Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон.

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников - как более слабой в экономическом и социальном отношении стороны - подлинно равных возможностей с работодателями Кодекс предусматривает ряд гарантий для них (ст. 39 ТК).

3. Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей.

4. Одним из принципов социального партнерства, указанных в ст 24 ТК РФ с комментариями названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон.

Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений.

Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

5. Применяя ст 24 ТК РФ следует учитывать, что стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе консультаций, локального регулирования трудовых отношений и использования других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК), коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст. 9 ТК).

В ходе коллективных переговоров необходимо соблюдать также положения нормативных правовых актов, определяющие компетенцию работодателя (см. коммент. к ст. 41).

6. Полномочность представителей сторон - необходимое условие нормального функционирования механизма социального партнерства в сфере труда. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (см. коммент. к ст. ст. 30, 31, 33, 34).

В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст. 20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры или проводя консультации с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен проводить коллективные переговоры, заключать коллективный договор, согласовывать управленческие решения с представителями работников или участвовать в других формах социального партнерства.

Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза).

Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол).

7. Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов.

Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.

8. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно, и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться (Свобода объединения и коллективные переговоры. Международная конференция труда. 81-я сессия МОТ, Женева, 1994, п. п. 235, 236).

9. Из статьи 24 ТК РФ следует, что обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов.

10. Исполнение заключенных коллективных договоров и соглашений является обязательным и обеспечивается как возможностью вступить в коллективный спор и объявить забастовку, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК).

Одним из вспомогательных способов обеспечить выполнение условий договорных актов выступает контроль (см. коммент. к ст. 51).

Под принципами социального партнерства необходимо понимать основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать субъекты социального партнерства.

Принципами социального партнерства должно руководствоваться и государство, осуществляя нормативное регулирование трудовых и связанных с ними отношений.

Легальный перечень основных принципов социального партнерства закреплен в ст. 24 ТК. К ним отнесены:

  • – равноправие сторон;
  • – уважение и учет интересов сторон;
  • – заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • – содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • – соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – полномочность представителей сторон;
  • – свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • – добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • – обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • – контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • – ответственность сторон, их представителей за невыполнение но их вине коллективных договоров, соглашений.

Данная совокупность принципов объединяет в себе принципы взаимодействия сторон социального партнерства и принципы законодательного регулирования отношений социального партнерства. К последней группе принципов необходимо отнести принципы содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе, уважения и учета интересов сторон.

Необходимо отметить, что по своей сути принципы соблюдения сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений, контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений и ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, имеют общеправовое значение и не являются специфическими именно для отношений социального партнерства и не выступают самостоятельным элементом характеристики социального партнерства. Необходимо также отметить, что в коллективных трудовых отношениях (как, впрочем, и в любых других) участники должны соблюдать положения не только тех нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, входящие в предмет соответствующей отрасли, но и любые другие требования законодательства. Поэтому необходимость соблюдения только актов трудового права не вызывает ничего, кроме удивления.

Среди указанных принципов особняком стоят требования заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях и реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами. Данные принципы имеют в большей степени не правовое, а моральное и экономическое значение, поскольку крайне сложно средствами права доказать соблюдение этих принципов. К слову сказать, так как участниками конкретных правоотношений социального партнерства являются не сами стороны социального партнерства, а их представители, то обсуждение проблемы, заинтересованы ли именно стороны (работники и работодатели) в участии в договорных отношениях, крайне проблематично, а применительно к работодателю – юридическому лицу вообще не имеет смысла. К тому же совершенно не ясно, будет ли соблюден данный принцип, если, например, работники настаивают на отказе от ведения какого-либо диалога с конкретным руководителем организации, а их представители заинтересованы в заключении соглашения с работодателем, пусть даже и в лице дискредитировавшего себя руководителя.

Сказанное свидетельствует о необходимости определения совокупности таких принципов социального партнерства, которые позволили бы описать данный институт в качестве самостоятельного в системе трудового права.

Первая попытка сформулировать перечень принципов социального партнерства была предпринята М. В. Лушниковой, правда, применительно к международно-правовым принципам социального партнерства. К ним она отнесла следующие принципы: свободы ассоциаций; "трипартизма"; многоуровневого сотрудничества (территориального, отраслевого, профессионального); добровольного и равноправного партнерства; обязательного и надлежащего исполнения условий коллективных соглашений и договоров, заключенных в результате коллективных переговоров; примирительно-третейского и арбитражного разбирательства социально-трудовых конфликтов путем мирных переговоров и взаимных консультаций .

Безусловно, международное регулирование труда имеет существенное значение для определения основных начал партнерского сотрудничества. Более того, уже в самом построении МОТ заложено основополагающее значение партнерских отношений, поскольку сама МОТ основана на представительстве правительств, предпринимателей и трудящихся соответствующих стран. Однако принципы построения социального диалога могут существенно отличаться в различных странах в зависимости от структуры занятости, организации промышленности и сферы услуг, территориального деления, исторических особенностей и иных факторов.

По нашему мнению, к принципам социального партнерства относятся те, которые имеют системообразующий характер для всего института социального партнерства, а именно следующие принципы:

  • 1) свобода объединения;
  • 2) многоуровневость сотрудничества;
  • 3) равноправие представителей субъектов социального партнерства;
  • 4) полномочность представителей субъектов социального партнерства;
  • 5) добровольность принятия обязательств;
  • 6) примирительный характер разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства.

Рассмотрим указанные принципы более подробно.

1. Принцип свободы объединения находит свое воплощение в нормах Всеобщей декларации прав человека и Конвенциях МОТ № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" и № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров". Его соблюдение является необходимой предпосылкой для реального выявления интересов сторон социального партнерства и формирования их позиций для осуществления партнерского взаимодействия. Только свободно созданные без вмешательства извне организации работников и работодателей способны провести реальное представительство их интересов. Данный принцип относится к числу четырех основополагающих принципов регулирования трудовых отношений в соответствии с Декларацией МОТ от 18 июня 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда".

Конвенция МОТ № 87 признает право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению, в том числе в рамках процедуры приобретения указанными организациями прав юридического лица. Организации трудящихся и работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

В целом Конвенция МОТ № 87 направлена на обеспечение независимости организаций трудящихся и работодателей от государства. В дополнение к ней Конвенция МОТ № 98 имеет целью обеспечить независимость организаций трудящихся от работодателей.

Согласно данной Конвенции трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов. Эта защита распространяется на вопросы создания и деятельности организаций или управления ими. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

Как мы видим, в содержание права на объединение в качестве неотъемлемой части входит обеспечение независимости соответствующих объединений как от государства, так и от иных участников отношений социального партнерства. Этот принцип находит свое выражение и в российском законодательстве. Статья 30 Конституции РФ признает право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. При этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

В соответствии со ст. 36 ТК не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Нормы об обеспечении независимости представителей работников содержатся и в Законе о профсоюзах, который, в частности, запрещает вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, если это может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5).

Аналогичное регулирование действует и относительно объединений работодателей (ст. 6 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

2. Принцип многоуровневого сотрудничества проистекает из многогранности экономической деятельности и территориальной специфики труда. Характер трудовых отношений может существенно различаться в зависимости от отрасли экономики, исторических, климатических и других особенностей конкретной территории.

Конвенция МОТ № 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) отмечает необходимость распространения сферы действия коллективных переговоров на все отрасли экономической деятельности. Единственное исключение сделано лишь для вооруженных сил и полиции, в которых возможность проведения коллективных переговоров должна определяться национальным законодательством или практикой.

Примерный перечень уровней, на которых желательно проведение коллективных переговоров, содержится в Рекомендации МОТ № 163 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.). К ним относятся уровни: а) учреждения, предприятия; 2) отрасли деятельности или промышленности; 3) региональный; 4) национальный. Необходимость проведения переговоров на соответствующих уровнях определяется национальными условиями конкретной страны. В странах, где коллективные переговоры проводятся на нескольких уровнях, стороны, ведущие переговоры, должны обеспечивать координацию между этими уровнями.

Кроме того, отдельным аспектам социального диалога на различных уровнях посвящены специальные рекомендации МОТ: № 113 "О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе" (1960 г.), № 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967 г.) и № 158 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (1978 г.).

Трудовой кодекс РФ предусматривает существование шести уровней социального партнерства: 1) федеральный (Российская Федерация в целом); 2) межрегиональный (два и более субъекта РФ, в основном федеральные округа); 3) региональный (субъект РФ); 4) отраслевой (определенная сфера экономической деятельности); 5) территориальный (муниципальные образования); 6) локальный (конкретная организация).

Причем между указанными уровнями может наличествовать взаимное пересечение. Так, отраслевой уровень социального партнерства содержит внутри себя подуровни в зависимости от территории, на которой осуществляется отраслевое взаимодействие социальных партнеров: федеральный, межрегиональный, региональный, территориальный. Количество, да и само наличие таких подуровней зависит от особенностей конкретных отраслей экономики (видов экономической деятельности).

В свою очередь локальный уровень социального партнерства в зависимости от сферы деятельности работодателя, наличия у него филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений может охватывать территорию нескольких муниципалитетов, субъектов РФ, всю страну в целом и даже выходить за пределы территории нашей страны . Такова, например, специфика социального диалога в таких организациях, как ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл" и т.п.

Вместе с тем сложившийся в Российской Федерации перечень уровней социального партнерства нельзя считать исчерпывающим и точным.

Во-первых, в условиях глобализации экономики, увеличения количества работников, занятых в транснациональных компаниях, попыток (более или менее удачных) формирования наднациональных рынков труда фактически складывается новый – международный – уровень социального партнерства, которому присущи специфические формы социального диалога и в рамках которого формируются новые виды актов социального партнерства.

Во-вторых, российское законодательство предусматривает отраслевой уровень ведения коллективных переговоров, основанный на разделении организаций по отраслям народного хозяйства (им присваивались статистические коды Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ)). Однако постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст на всей территории Российской Федерации с 1 января 2003 г. упразднено действие ОКОНХ и с этой же даты введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), существенно изменивший группировку хозяйствующих субъектов. Это обстоятельство существенно затрудняет реализацию положения ст. 48 ТК о распространении действия отраслевых соглашений на работодателей, не участвовавших в их заключении . Впрочем, данная проблема не может быть разрешена исключительно решением законодателя, который способен достаточно легко изменить наименование одного из уровней социального партнерства. Сохранение вышеуказанной терминологии основывается в основном тем, что существующие в настоящее время профсоюзы и объединения работодателей были созданы в период существования отраслевого разделения народного хозяйства и зачастую не могут попросту переименоваться либо ограничиться внесением изменений в свои уставы, а должны в определенной части пройти укрупнение (слияние нескольких организаций), что требует не только времени, но и решения достаточно сложных вопросов организации структур управления, отладки межличностных взаимоотношений. Представляется, что такая трансформация займет не один год.

3. Принцип равноправия представителей субъектов социального партнерства обеспечивается, с одной стороны, гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей. С другой стороны, равноправие достигается особой ролью органов государственной власти в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений. Более того, в коллективных трудовых отношениях происходит определенного рода трансформация взаимоотношений между работниками и работодателем: если в индивидуальных трудовых отношениях работник подчинен представителю работодателя и, соответственно, между ними возникают (в определенных пределах) отношения власти – подчинения, то в отношениях социального партнерства совокупный работник в лице своих представителей и работодатель юридически равноправны. Это и дает возможность представителям работников участвовать в управлении трудом.

Реализация данного принципа позволяет избежать заключения лжесоглашений, навязываемых одной стороной другой (как правило, те или иные соглашения навязываются работникам со стороны работодателей).

4. Принцип полномочности представителей субъектов социального партнерства в современных условиях приобретает большое практическое значение, поскольку нельзя признать юридически значимым договорный акт, заключенный представителем, не обладающим соответствующими полномочиями .

Это положение на первый взгляд не требует особых доказательств. Однако в нашей недавней истории (до принятия ТК) наличествовал период, в котором коллективные соглашения зачастую заключались субъектами (прежде всего, организациями работодателей), решения которых были необязательны для членов таких организаций, что и потребовало выделения полномочности представителей субъектов социального партнерства в отдельный принцип.

Содержание данного принципа таково: представители субъектов социального партнерства должны обладать полномочиями принимать обязательства, имеющие юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Как отмечал И. С. Войтинский, "договаривающиеся стороны желают, чтобы правовые последствия тарифного договора распространились в полном объеме на каждого рабочего и работодателя данной категории..."

Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах .

5. Принцип добровольности принятия обязательств вытекает из независимости субъектов социального партнерства. Он включает в себя и право свободно выбирать и обсуждать вопросы, составляющие содержание коллективных договоров, соглашений.

Содержание данного принципа состоит в том, что никакие третьи лица не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке, или обязать представителей субъектов социального партнерства провести переговоры по каким-либо определенным вопросам. Это также означает, что государственные органы не могут обязать участников переговоров принять на себя те или иные обязательства.

Данный принцип находит свое выражение в нормах ст. 37 ТК, предоставляющей участникам коллективных переговоров полную свободу в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, а также ст. 41 и 46 ТК, согласно которым содержание и структура коллективного договора, соглашения определяется сторонами. Установленные же указанными и иными статьями ТК виды обязательств, которые могут включаться в содержание коллективного договора либо соглашения, носят рекомендательный характер.

6. Принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означает, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, разрешается на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров.

По общему правилу возникающие конфликты должны разрешаться самими субъектами социального партнерства. Государственные органы в данном случае не выносят по существу конфликта решения, обязательного для спорящих сторон, а ограничиваются лишь осуществлением посреднических функций.

Такая позиция основывается на характере самих конфликтов, возникающих в отношениях социального партнерства. Фактически они являются не конфликтами права, порожденными осуществлением субъективных прав и исполнением субъективных обязанностей, а конфликтами интересов, обусловленными установлением или изменением коллективных условий труда.

  • См.: Нуртдинова А. Ф„ Хохрякова О. С. Некоторые проблемы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений // Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1995. С. 53.
  • См.: Войтинский И. Коллективные соглашения об условиях труда (тарифный рабочий договор) как проблема законодательства. СПб., 1911. С. 20.
  • Подробнее об этом см. гл. 2.
  • Об этом см. подробнее гл. 5.