Передача недвижимости в безвозмездное пользование бюджетному учреждению. Имущество получено в безвозмездное пользование: налоговые последствия

Законодательство предусматривает не только возможность продажи, дарения или сдачи в аренду недвижимого имущества, но и предоставления его в безвозмездное использование. Однако даже при достижении такой договоренности следует закреплять все условия на бумажном носителе. Это позволит обезопасить всех участников соглашения и оформить сделку в соответствии с требованиями законодательства.

Что представляет собой передача имущества в безвозмездное пользование?

Собственник вещи, в том числе и жилого объекта, вправе передать его другому лицу в безвозмездное пользование на определенный промежуток времени. Это означает, что за использование переданной вещи никакой платы не взимается. Однако термин «безвозмездное пользование» гораздо шире понятия «бесплатное». Он подразумевает отсутствие не только оплаты за пользование, но и отсутствие других ответных действий в адрес ссудодателя (того, кто предоставил вещь).

Передача имущества на безвозмездной основе вместе с тем не означает всякое отсутствие прав и обязанностей сторон. Ссудополучатель (тот, кто получил вещь) обязан сохранить ее в надлежащем состоянии и не допустить ее порчи. Кроме того, есть другие важные обязанности, которые оговариваются в соглашении.

Порядок передачи недвижимого имущества

В зависимости от специфики субъектов сделки, передача в пользование жилого помещения на безвозмездной основе может реализовываться по-разному. Кроме того, точное содержание договора различается в зависимости от специфики сделки.

Передача бюджетным учреждениям

Бюджетные учреждения могут получать недвижимость в пользование на безвозмездной основе. Однако заключению договора предшествуют торги, реализуемые соответствующим образом. При этом бюджетное учреждение получившее объект обязано погашать все текущие платежи, включая оплату услуг ЖКХ.

Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией:

Передача муниципального имущества

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может предоставляться в пользование безвозмездно. Однако порядок предусматривает обязательное проведение торгов (аукционов) на получение такого объекта. Кроме того, ссудополучателями могут выступать:

Правила расторжения и другие аспекты регулирования заключения договора остаются прежними и регулируются ГК РФ.

Передача федерального имущества

Аналогично осуществляется передача федерального имущества на безвозмездной основе. Она не может реализовываться без предварительного проведения торгов. Обязательно заключение договора и принятие к учету правил предоставления соответствующей собственности.

Договор о передаче имущества

При предоставлении жилого помещения на безвозмездной основе в пользование обязательно следует заключить соответствующий договор. Он поможет сторонам избежать противоречий, недоразумений и обмана.

Обязательные условия договора

Существенными условиями соглашения признаются те, без указания которых договор может признаваться недействительным. В соглашениях такого типа таким условием выступает точное указание на предмет сделки. Для этого необходимо обозначить в тексте документа:

  • адрес расположения объекта;
  • кадастровый номер и данных технического характера;
  • особенности и отличительные характеристики.

Другие условия целесообразно включать в текст соглашения, но их отсутствие не влечет недействительности договора.

Права и обязанности сторон

Одним из ключевых пунктов соглашения выступает указание на права и обязанности ссудодателя и ссудополучателя. Первый по смыслу ГК РФ обязан передать недвижимость на оговоренный срок. Однако ссудополучатель также обременяется некоторыми обязанностями:

Кроме оговоренных законодательством, стороны вправе предусматривать иные обязанности, если это не противоречит нормам ГК РФ и сути договора.

Образец договора

Одним из вариантов правильного заполнения соглашения является составление по образцу. Это позволит заранее предусмотреть необходимость подготовки конкретных документов и правильно внести данные в текст соглашения.

Расторжение договора безвозмездного пользования

По ст. 698 ГК РФ предусмотрено досрочное расторжение соглашения о безвозмездном предоставлении недвижимости. Среди возможных причин:

  • ухудшение по вине ссудополучателя состояния объекта;
  • отсутствие содержания в надлежащем виде;
  • использование жилья не по назначению;
  • появление информации о правах третьих лиц на объект, о которых заранее не был предупрежден ссудополучатель.

Кроме того, стороны вправе в любой момент времени добровольно расторгнуть договор. Ответственность за судебное расторжение по вине одной из сторон может быть различной. Все зависит от ущерба, понесенного каждой из сторон и т.д.

Дополнительные документы

Практически всегда в случае передачи имущества от одного лица другому кроме основного договора составляется ряд дополнительных документов:

  • акт приема-передачи подтверждает фактический переход объекта ссудополучателю;
  • расписка обычно составляется при найме помещения в качестве подтверждения получения денежных средств за пользование. Здесь передача таких средств не предусмотрена, однако, расписка может составиться при необходимости.

В результате, процедура передачи недвижимости в пользование на безвозмездной основе подразумевает составление соглашения. Оно оформляется по правилам ГК России, но с учетом требований конкретной ситуации. Стороны вправе самостоятельно разработать текст документа или воспользоваться образцом.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения своего вопроса заполните следующую форму или позвоните по телефонам, указанным на сайте, и наши юристы Вас бесплатно проконсультируют!

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке , определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке , установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений , находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

05.10.2010

Информационное сообщение

Имущество получено в безвозмездное пользование: налоговые последствия

Нередко организации, не имея достаточных средств для покупки необходимого имущества, берут его во временное пользование. Например, это может быть персональный компьютер или личный автомобиль сотрудника. Но бывает и так, что в безвозмездное пользование предоставляются здания, помещения или оборудование. Разобраться c нюансами исчисления налога на прибыль в подобной ситуации поможет статья

Для осуществления предпринимательской деятельности требуются различные основные средства. Но организации не обязательно приобретать их в собственность. Она может взять это имущество в аренду или в безвозмездное пользование. Передачу имущества в безвозмездное пользование многие иногда путают c безвозмездной передачей имущества. Однако разница между этими операциями принципиальная - при безвозмездной передаче имущества право собственности на него переходит от передающей стороны к получающей. А собственник имущества, переданного в безвозмездное пользование, не меняется - это ссудодатель (передающая сторона).

Правовое регулирование

В соответствии c пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, c учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Таким образом, договор безвозмездного пользования по сути близок к договору аренды. Поэтому к подобным договорам применяются отдельные правила, установленные для арендных отношений. Основное отличие договора ссуды от договора аренды - его безвозмездность, ведь договор аренды предусматривает предоставление вещи во временное пользование и владение за плату.

Как правило, между собственником или иными лицами, управомоченными на то законом или собственником (далее - ссудодатели), и ссудополучателями возникают вопросы, связанные c содержанием указанного имущества, его эксплуатацией, ремонтом и др. Эти вопросы регулируются нормами статьи 695 ГК РФ. В ней определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и осуществлять все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.

Кроме того, ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученной в безвозмездное пользование вещи, если она погибла или была испорчена в связи c тем, что ссудополучатель использовал ее не в соответствии c договором или назначением вещи либо передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя (ст. 696 ГК РФ).

При безвозмездном использовании имущества нужно признать доход

Чем обернется безвозмездное пользование имуществом. При получении имущества по договору ссуды у организации появляется право бесплатно пользоваться данным имуществом. В пункте 8 статьи 250 Налогового кодекса указано следующее. При безвозмездном получении имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, у организации-получателя возникает внереализационный доход, который необходимо учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль согласно статьям 247 и 248 НК РФ.

Отметим, что данный подход уже достаточно давно подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2008 по делу № А82-11801/2007-14, правомерность которого подтверждена Определением ВАС РФ от 22.09.2008 № 11458/08). А в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных c применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - информационное письмо Президиума ВАС РФ № 98) указано, что в силу пункта 8 статьи 250 НК РФ доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода. Применение данной нормы не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном получении права пользования вещью.

Установленный названной нормой принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых c учетом положений статьи 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Кстати

Подлежит ли государственной регистрации договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом

Как уже отмечалось, отношения сторон по договору безвозмездного пользования схожи c отношениями по договору аренды. Правила, регулирующие арендные правоотношения, предусмотренные главой 34 ГК РФ, которые применяются к договорам безвозмездного пользования, указаны в пункте 2 статьи 689 ГК РФ (см. вынос на этой странице). Отметим, что среди них отсутствует норма пункта 2 статьи 609 ГК РФ, которой установлена обязанность государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

Напомним, что согласно пункту 1 статьи 164 ГК РФ сделки c землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных в статье 131 ГК РФ и Федеральном законе от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок c ним». В перечне прав на недвижимость, подлежащих регистрации (ст. 131 ГК РФ), права ссудополучателя на временное безвозмездное пользование не упомянуты.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрация договора передачи объекта недвижимости в безвозмездное временное пользование и возникшего в связи c этим у ссудополучателя права временного безвозмездного пользования объектом недвижимости, а также временного обременения собственности на объект недвижимости. Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 02.11.2006 по делу № А65-37749/2005-СГ3-13 и ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2008 № Ф04-4239/2008(7906-А46-9))

Если имущество получено от учредителей. Согласно пункту 2 статьи 38 НК РФ (в отличие от статьи 128 ГК РФ) имущественные права не относятся к имуществу. Поэтому льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не распространяется на доходы в виде полученных имущественных прав. Напомним, что на основании указанной нормы главы 25 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации:

  • если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
  • уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации.

Следовательно, организации, получившие в безвозмездное пользование имущество от своих учредителей (акционеров), независимо от размера их доли в уставном капитале должны включить в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Оценка полученного дохода. Итак, не вызывает сомнений, что для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права, а значит, у организации возникает налогооблагаемый доход. Правомерен вопрос - как оценить названный внереализационный доход при определении налоговой базы?

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых c учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии c главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, налогоплательщик, получивший по договору в безвозмездное пользование имущество, отражает в налоговом учете внереализационный доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, величина которого определяется исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Правомерность применения положений статьи 40 НК РФ к имущественным правам также подтверждается указанной выше судебной практикой.

Обратите внимание: условия сделок по аренде нежилого помещения и по передаче аналогичного имущества в безвозмездное пользование могут быть признаны сопоставимыми, на что указал Высший арбитражный суд РФ в Определении от 23.07.2007 № 8714/07.

Причем в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ № 98 содержатся выводы о возможности оценки дохода, получаемого при безвозмездном пользовании имуществом, на основании обычно применяемых ставок арендной платы, взимаемых за пользование аналогичным имуществом. Следовательно, для оценки дохода в виде безвозмездного пользования имуществом как минимум необходимо установить (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2009 № А42-7203/2008):

  • аналогичность (однородность) имущества, сданного в аренду и переданного в безвозмездное пользование;
  • сопоставимость условий сделок по аренде и передаче имущества в безвозмездное пользование.

ООО «Альфа» (ссудополучатель) c 1 сентября 2010 года заключило договор безвозмездного пользования офисным помещением площадью 50 кв. м на третьем этаже здания сроком на пять лет. Рыночная цена аренды 1 кв. м в данном помещении составляет 1000 руб., о чем у ссудополучателя имеется письмо собственника здания (это ставка, по которой сдаются в аренду аналогичные помещения, находящиеся на этом же этаже в этом же здании).

Сумма, которую ссудополучатель должен ежемесячно признавать в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ), составит 50 000 руб. (50 кв. м × 1000 руб.).

Указанный доход нужно отражать по строкам 103 приложения № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, а также по строке 100 в составе итоговой суммы внереализационных доходов.

Дата признания «безвозмездного» дохода. В какой момент следует учитывать доход при безвозмездном пользовании имуществом? Организации, применяющие метод начисления, должны признавать такие доходы в течение всего периода пользования имуществом на конец каждого квартала (месяца). Основание - пункт 1 статьи 271 и статья 285 НК РФ.

Для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, датой получения дохода в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом считается дата подписания документов, подтверждающих передачу имущественных прав, или дата фактического получения имущественных прав на безвозмездное пользование имуществом (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При передаче имущества по договору ссуды негативные налоговые последствия возникают не только у ссудополучателя, но и у ссудодателя.

Налоговый учет у ссудодателя

Организация, передавшая имущество в безвозмездное пользование, исключает его из состава амортизируемого имущества c месяца, следующего за месяцем передачи имущества. Поэтому по основным средствам, передаваемым по договору ссуды, начиная c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится. Данный порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 256 и пунктом 2 статьи 322 Налогового кодекса.

После окончания договора безвозмездного пользования и возврата основных средств налогоплательщику-ссудодателю амортизация начисляется в общеустановленном порядке начиная c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат основных средств налогоплательщику.

Обратите внимание: ссудодатель не может учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты по содержанию и поддержанию такого имущества в исправном состоянии, даже если это предусмотрено договором ссуды, поскольку данные затраты не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ. Они не будут являться для ссудодателя экономически обоснованными, так как он не использует это имущество в предпринимательской деятельности. Кроме того, в пункте 16 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных c такой передачей.

Расходы на содержание и эксплуатацию полученного имущества

Напомним, что согласно статье 695 Гражданского кодекса на ссудополучателя возлагаются затраты:

  • на содержание объекта ссуды;
  • поддержание его в исправном состоянии, включая текущий ремонт.

Подобные затраты необходимы для нормальной эксплуатации имущества в процессе деятельности, направленной на получение прибыли у организации, получившей имущество по договору ссуды.

В целях налогового учета расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, в случае осуществления деятельности, направленной на получение дохода и связанной c использованием имущества, полученного по договору безвозмездного пользования, организация вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли затраты на содержание такого имущества (включая затраты по его поддержанию в исправном состоянии). Конечно, при условии их соответствия нормам статьи 252 НК РФ.

Разумеется, названные затраты будут учитываться, если согласно заключенному сторонами договору ссуды эти затраты возложены на организацию-ссудополучателя. Речь идет о затратах на оплату коммунальных, эксплуатационных услуг, услуг связи и др. Они могут быть включены ссудополучателем в состав прочих расходов, связанных c производством и (или) реализацией, при подтверждении этих расходов соответствующими первичными документами - счетами ссудодателя, составленными на основании аналогичных документов, выставленных организации-ссудодателю соответствующими организациями, в отношении фактически используемых ссудополучателем коммунальных, эксплуатационных услуг и услуг связи.

Расходы на ремонт

Пунктом 1 статьи 260 НК РФ определено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором такие расходы осуществлены, в размере фактических затрат. А в пункте 2 данной статьи сказано, что ее положения применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Поскольку по сути отношений договоры аренды и безвозмездного пользования близки, расходы, связанные c ремонтом амортизируемых основных средств, арендуемых налогоплательщиком, и основных средств, полученных в безвозмездное пользование, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных c производством и реализацией (при условии их соответствия нормам пункта 1 статьи 252 НК РФ). Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/159.

Как известно, налогоплательщик для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии c порядком, установленным положениями статьи 324 НК РФ. В ней указано, что такой резерв рассчитывается исходя из суммы первоначальной стоимости всех объектов амортизируемого имущества, однако имущество, полученное по договору ссуды, не входит в состав амортизируемого. Поэтому за счет созданного резерва на ремонт основных средств могут быть списаны только расходы на ремонт собственных основных средств организации-ссудополучателя.

Капитальные вложения в имущество, полученное по договору безвозмездного пользования

Напомним, что c 2009 года к амортизируемому имуществу, помимо капитальных вложений в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором c согласия арендодателя, также относятся и капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем c согласия организации-ссудодателя в объекты основных средств, предоставленные по договору безвозмездного пользования.

Указанные капитальные вложения в объекты основных средств, полученные по договору ссуды, амортизируются в следующем порядке:

  • если их стоимость возмещается организацией-ссудодателем, то амортизацию начисляет ссудодатель;
  • если их стоимость не возмещается организацией-ссудодателем, то амортизацию по ним начисляет ссудодатель в течение срока действия договора безвозмездного пользования исходя из сумм амортизации, рассчитанных c учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии c Классификацией основных средств .

ООО «Сигма» c 1 мая 2009 года заключило договор безвозмездного пользования офисным помещением на третьем этаже здания сроком на пять лет. В августе 2010 года c согласия собственника здания (ссудодателя) ООО «Сигма» за свой счет осуществило перепланировку помещения, носящую капитальный характер. Работы закончены в сентябре, общая сумма затрат на неотделимые улучшения составила 100 000 руб. Данное здание входит в восьмую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 20 и до 25 лет включительно). Организация-ссудополучатель установила срок полезного использования по произведенным капитальным вложениям - 20 лет 10 месяцев (250 мес.).

Следовательно, c октября 2010 года ссудополучатель вправе начать начислять амортизацию по произведенным капитальным вложениям. Норма амортизации (п. 4 ст. 259 НК РФ) составляет 0,4% (1 ÷ 250 мес. × 100%) в месяц или 4,8% (0,4% × 12 мес.) в год. Ежемесячная сумма амортизации равна 400 руб. (100 000 руб. × 0,4%).

Значит, ООО «Сигма» может учитывать в налоговом учете расходы в сумме 400 руб. ежемесячно начиная c октября 2010 года.

Обратите внимание: правила применения амортизационной премии в размере от 10 до 30% на ссудополучателя не распространяются. Ведь произведенные им неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью имущества, полученного в безвозмездное пользование, и не остаются на балансе у ссудополучателя, а подлежат возврату вместе c имуществом собственнику. Кроме того, для капитальных вложений в объекты основных средств, полученных по договору безвозмездного пользования, установлен особый порядок начисления амортизации, предусмотренный статьей 258 НК РФ. Такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 09.02.2009 № 03-03-06/2/18.

Причем сумма капитальных вложений в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем, при возврате их ссудодателю не учитывается им в доходах при определении налоговой базы. Основание - подпункт 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Получение имущества в безвозмездное пользование различными категориями налогоплательщиков

Бюджетные учреждения и некоммерческие организации. Требование о включении в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав не распространяется на случаи, поименованные в статье 251 НК РФ. Так, согласно пункту 2 данной статьи при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Справка

Бухгалтерский учет операций по безвозмездному пользованию имуществом

Основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются у организации-ссудополучателя на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». При передаче основных средств ссудополучателю оформляется акт приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б). На основании этого акта в бухучете производится запись по дебету забалансового счета 001 на оценочную стоимость основного средства, указанную в договоре.

На полученное в безвозмездное пользование основное средство следует заполнить инвентарную карточку унифицированной формы № ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б), в которой делают пометку «Безвозмездное пользование. За балансом». Инвентарные карточки по объектам, учитываемым за балансом, хранятся отдельно.

По окончании (прекращении, расторжении) договора безвозмездного пользования и возврату ссудодателю его имущества необходимо:

  • оформить акт по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б);
  • в инвентарной карточке сделать соответствующую запись о снятии c забалансового учета основного средства в связи c окончанием договора безвозмездного пользования;
  • с кредита забалансового счета 001 списать стоимость возвращаемого основного средства

К указанным целевым поступлениям c 2010 года также относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. Основание - подпункт 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ (введен Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ). Если бюджетное учреждение заключит договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в собственности третьего лица (индивидуального предпринимателя), учет доходов в целях налогообложения прибыли будет производиться в общем порядке.

Образовательные учреждения. В подпункте 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Отметим, что названным выше подпунктом предусмотрено освобождение перечисленных в нем образовательных учреждений только при получении доходов в виде безвозмездно полученного имущества. Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав данной нормой не предусмотрено.

Как уже отмечалось, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. Причем получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

С 2010 года образовательные учреждения, как и иные некоммерческие организации, вправе не учитывать в доходах имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Муниципальные унитарные предприятия. Нередко муниципальные образования в лице комитетов по управлению имуществом передают имущество муниципальным предприятиям по договору безвозмездного пользования. Возникает ли в этой ситуации у МУП доход, подлежащий обложению налогом на прибыль? Подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Обратите внимание: если собственник передает унитарному предприятию имущество по договору безвозмездного пользования, предприятие получает безвозмездно от собственника не имущество, а имущественное право (право пользования данным имуществом). Действие указанной выше нормы на имущественные права не распространяется. Поэтому у МУП на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ возникает доход, облагаемый налогом на прибыль. Этот доход оценивается в размере рыночной цены на аренду аналогичного имущества. Именно такой точки зрения в настоящее время придерживается Минфин России (письма от 24.07.2008 № 03-03-06/2/91 и от 04.02.2008 № 03-03-06/1/77).

Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход. На первый взгляд организации, переведенные на уплату ЕНВД, не являются плательщиками налога на прибыль. Однако такое утверждение не совсем верно - налог на прибыль не уплачивается только в отношении доходов от видов деятельности, переведенных на уплату ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ). Но бывает, что организации - плательщики ЕНВД осуществляют розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами и при этом используют торговое оборудование, полученное от учредителя (учредителей) на основании договора безвозмездного пользования. Возникает ли в данной ситуации доход, облагаемый налогом на прибыль? Как было сказано выше, Президиум ВАС РФ в информационном письме № 98 указал, что согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода.

Минфин России в письмах от 15.08.2007 № 03-11-04/3/324 и от 23.12.2008 № 03-11-04/3/568, ссылаясь на позицию ВАС РФ, разъяснил, что при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, облагаемой ЕНВД, экономическая выгода организации в виде имущественного права на торговое оборудование, полученное в безвозмездное пользование, подлежит включению в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль.

Рамиль

"Следовательно, организации, получившие в безвозмездное пользование имущество от своих учредителей (акционеров), независимо от размера их доли в уставном капитале должны включить в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества."

НК РФ: "ст. 251 п.1 п/п 11) в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;"

Разве учредители - это не физ. лица?

Андрей

А если физическое лицо передало имущество (машину) по договору безвозмездного пользования ИП (своему супругу). И ИП (супруг) оказывает услуги по грузоперевозкам, платит ЕНВД. И у него тоже возникает дополнительный внереализационный доход? Тогда в семье надо супругам заключать договор аренды машины за деньги. Потом договор аренды супруга и так далее платить налоги? Бред какой-то.

Способов поступления имущества в государственные (муниципальные) учреждения существует несколько: приобретение в рамках госзадания, за счет целевых субсидий, за счет собственных доходов учреждения, поступление в рамках централизованного снабжения от учредителя или в качестве спонсорской помощи. В каждом из этих случаев есть свои особенности учета. В этой статье мы рассмотрим особенности документального оформления и отражения в бухгалтерском учете имущества, поступившего безвозмездно.

Безвозмездное поступление имущества в учреждение может происходить несколькими способами:

  • от учредителя по централизованному снабжению, из бюджета, от вышестоящей организации;
  • по договорам дарения или пожертвования от юридических и физических лиц.
В трактовке Бюджетного кодекса в соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся:

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Поступление имущества

Поступление имущества от учредителя, главного распорядителя (распорядителя), от государственных (муниципальных) учреждений. Согласно ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 №  7-ФЗ «О некоммерческих организациях» источником формирования имущества некоммерческой организации (государственного (муниципального) учреждения) являются регулярные и единовременные поступления от учредителей, передача имущества в оперативное управление. Безвозмездная передача имущества от учредителя или главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) происходит на основании извещения (ф. 0504805), форма которого утверждена Приказом №  173н , и с соответствующими сопроводительными документами. Извещение (ф. 0504805) составляется передающей стороной не менее чем в двух экземплярах. Этим документом подтверждается осуществление расчетов между учреждениями. Учреждение, получившее извещение (ф. 0504805) с приложенными к нему документами, подтверждающими факт приемки-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, описями, реестрами, оправдательными документами поставщиков, актами на недостачу и порчу ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.), заполняет его в своей части реквизитов и направляет второй экземпляр стороне, участвующей в расчетах.

Заполненное извещение (ф. 0504805) принимается к учету с отражением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета.

Безвозмездная приемка-передача имущества может осуществляться между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, между учреждениями, финансируемыми из разных уровней бюджета, между государственными (муниципальными) учреждениями. Согласно п. 29 Инструкции №  157н получение (передача) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Операции по безвозмездному поступлению имущества будут отражаться в бухгалтерском учете казенного учреждения в соответствии с Инструкцией №  162н , бюджетного учреждения - Инструкцией №  174н , автономного - Инструкцией №  183н .

Безвозмездное поступление основных средств и материалов в казенное учреждение имеет некоторые особенности. Рассмотрим, как отражаются эти операции в бюджетном учете:

Содержание операции Дебет Кредит
Принятие к учету объекта ОС по балансовой стоимости при внутриведомственной передаче 1 101 1х 310 1 304 04 310
1 304 04 310 1 104 1х 410
Принятие к учету объекта ОС по балансовой стоимости при межведомственной передаче 1 101 1х 310 1 401 10 180
Приятие к учету ранее начисленной амортизации (при наличии) 1 401 10 180 1 104 1х 410
Принятие к учету объекта ОС по балансовой стоимости при межбюджетной передаче 1 101 1х 310 1 401 10 151
Приятие к учету ранее начисленной амортизации (при наличии) 1 401 10 151 1 104 1х 410
Принятие к учету объекта ОС по балансовой стоимости, полученного от государственных (муниципальных) организаций 1 101 1х 310 1 401 10 180
Приятие к учету ранее начисленной амортизации (при наличии) 1 401 10 180 1 104 1х 410
Принятие к учету материалов, полученных при внутриведомственной передаче 1 105 хх 340 1 304 04 340
Принятие к учету материалов, полученных при межведомственной передаче 1 105 хх 340 1 401 10 180
Принятие к учету материалов, полученных при межбюджетной передаче 1 105 хх 340 1 401 10 151
Принятие к учету материалов, полученных от государственных (муниципальных) организаций 1 105 хх 340 1 401 10 180

Варианты безвозмездного поступления материалов и основных средств в бюджетные и автономные учреждения имеют общий характер. В бухгалтерском учете этих учреждений будут отражаться следующие проводки:

Содержание операции Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит
Принятие к учету ОС, полученного от головного учреждения (обособленного подразделения) 0 101 хх 310 0 304 04 310 0 101 хх 000 0 304 04 310
0 304 04 310 0 104 хх 410 0 304 04 310 0 104 хх 000
Принятие к учету ОС, полученного от учредителя, органа власти или государственного (муниципального) учреждения (при закреплении права оперативного управления) 0 101 хх 310 0 401 10 180 0 101 хх 000 0 401 10 180
Принятие к учету ранее начисленной амортизации 0 401 10 180 0 104 хх 410 0 401 10 180 0 104 хх 000
Принятие к учету материалов, полученных от головного учреждения (обособленного подразделения) 0 105 хх 340 0 304 04 340 0 105 хх 000 0 304 04 340
Принятие к учету материалов, полученных от учредителя, органа власти или государственного (муниципального) учреждения (при закреплении права оперативного управления) 0 105 хх 340 0 401 10 180 0 105 хх 000 0 401 10 180

В казенное учреждение в рамках централизованного снабжения поступил новый автомобиль «Газель» стоимостью 850 000 руб. На основании извещения (ф. 0504805) и акта приема-передачи транспортное средство принято к учету по первоначальной стоимости.

В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены в соответствии с п. 31 , 7 Инструкции №  162н следующим образом:

В автономное учреждение от учредителя поступили 30 комплектов лыж с ботинками на сумму 240 000 руб. и 3 набора специальной смазки для лыж на сумму 15 000 руб. На основании полученного извещения акта приема-передачи данные объекты основных средств и материальных запасов приняты к учету.

Это поступление в бухгалтерском учете будет отражаться в соответствии с п. 9 , 34 Инструкции №  183н следующим образом:

Поступление имущества по договору дарения или пожертвования. Имущество в учреждение может поступать от юридических лиц и физических лиц по договору дарения или пожертвования. Эти взаимоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Если стоимость подарка превышает 3 000 руб. и дарителем является юридическое лицо, договор дарения должен быть заключен в письменной форме.

Пожертвованием согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ .

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию этого имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ ).

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Объекты основных средств и материалов, полученные по договору дарения, пожертвования, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, равной их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету, увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования. В соответствии с п. 25 Инструкции №  157н под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости для принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

При поступлении имущества по договору дарения или пожертвования комиссией по поступлению и выбытию активов составляется акт приемки-передачи соответствующего нефинансового актива. На основании этих документов подаренное имущество принимается к бухгалтерскому учету.

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Формирование первоначальной стоимости ОС, поступивших по договору дарения, пожертвования: отражение рыночной стоимости
1 106 31 310 1 401 10 180 0 106 21 310 0 401 10 180 0 106 21 000 0 401 10 180
Формирование первоначальной стоимости ОС, поступивших по договору дарения, пожертвования: отражение дополнительных затрат на приведение ОС в состояние, пригодное для использования
1 106 31 310 1 302 хх 730 0 106 21 310 0 302 хх 730 0 106 21 000 0 302 хх 000
Принятие к учету объектов ОС по сформированной первоначальной стоимости
1 101 хх 310 1 106 31 310 0 101 2х 310 0 106 21 310 0 101 2х 000 0 106 21 000
Формирование первоначальной стоимости материалов, поступивших по договору дарения, пожертвования: отражение рыночной стоимости
1 106 34 340 1 401 10 180 0 106 24 340 0 401 10 180 0 106 24 000 0 401 10 180
Формирование первоначальной стоимости материалов, поступивших по договору дарения, пожертвования: отражение дополнительных затрат на доставку и приведение материалов в состояние, пригодное для использования
1 106 34 310 1 302 хх 730 0 106 24 340 0 302 хх 730 0 106 24 000 0 302 хх 000
Принятие к учету материалов по сформированной первоначальной стоимости
1 105 хх 310 1 106 34 310 0 105 2х 340 0 106 24 340 0 105 2х 000 0 106 24 000

В казенное учреждение в качестве пожертвования от коммерческой организации для ведения уставной деятельности поступила беговая дорожка, текущая рыночная стоимость которой составляет 20 000 руб. Учреждение дополнительно оплатило доставку этого тренажера в размере 500 руб.

Данные факты хозяйственной жизни учреждения в бюджетном учете отразятся следующим образом:

Бюджетному учреждению коммерческая компания в качестве пожертвования выделила 30 комплектов спортивной формы рыночной стоимостью 5 000 руб. за комплект. Учреждение дополнительно оплатило 15 000 руб. за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, специализированной организации за работы по нанесению символики команды на поступившую форму.

В бухгалтерском учете учреждения данное поступление отразится следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Получены спортивные костюмы по рыночной стоимости

(30 х 5 000) руб.

2 106 34 310 2 401 10 180 150 000
Отражены расходы на нанесение символики команды на костюмы 2 106 34 310 2 302 26 730 15 000
Оплачены с лицевого счета расходы на нанесение символики 2 302 26 830 2 201 11 610 15 000
Приняты к учету спортивные костюмы с символикой команды

(150 000 + 15 000) руб.

2 105 35 340 2 106 34 340 165 000

Налогообложение имущества, полученного безвозмездно

При безвозмездном получении имущества необходимо помнить, как отразиться в налоговом учете его поступление.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ доходы, полученные в виде безвозмездно поступившего имущества или имущественных прав учреждения, должны учитываться в составе внереализационных доходов.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 251 НК РФ в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не будут включаться доходы в виде имущества, полученного:

  • государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;
  • в рамках целевого финансирования при условии ведения раздельного учета по этим средствам;
  • безвозмездно государственными и муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ пожертвования относятся к целевым поступлениям. В свою очередь, целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций (п. 2 ст. 251 НК РФ ). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

По этому вопросу дано разъяснение в Письме Минфина РФ от 02.08.2010 №  03-03-06/4/72 , где сказано, что согласно п. 14 ст. 250 НК РФ имущество, которое получено в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств и использованное не по целевому назначению, признается внереализационным доходом учреждения. Налогоплательщики, получившие имущество в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений или целевого финансирования, по окончании налогового периода обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учете, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Довольно часто учреждения культуры получают имущество по договору безвозмездного пользования. Признается ли такое имущество объектом аренды?

Данный вопрос возник в связи с принятием с 01.01.2018 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»). Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее – объекты учета аренды) (п. 2 СГС «Аренда»).

В соответствии с п. 8 СГС «Аренда» объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, квалифицируются для целей стандарта как объекты учета аренды. Исключением являются объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) (п. 10 СГС «Аренда»).

Исходя из приведенных положений стандарта имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, относится к объектам учета аренды, кроме случаев закрепления такого имущества на праве оперативного управления.

Вместе с тем при отнесении (неотнесении) объектов имущества к объектам учета аренды также следует руководствоваться Методическими указаниями по применению СГС «Аренда», приведенными в Письме Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические указания).

Согласно Методическим указаниям при квалификации объектов учета в рамках отношений по безвозмездному праву пользования имуществом нужно исходить из того, возникают ли у пользователя имущества обязательства по его содержанию. В случае передачи государственного (муниципального) имущества без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию СГС «Аренда» к данным операциям (отношениям) не применяется.

Принимая во внимание положения СГС «Аренда» и Методических указаний, выделим два варианта условий передачи государственного (муниципального) имущества по договору безвозмездного пользования:

1) имущество передается без обязательств по его содержанию (то есть функции по содержанию имущества возложены на передающую сторону). В этом случае в отношении полученного имущества положения СГС «Аренда» не применяются – имущество не является объектом учета аренды;

2) пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязуется его содержать и выполнять условия его использования (в том числе целевого использования). В этом случае полученное имущество признается объектом учета аренды. Пользователь отражает его в соответствии с положениями СГС «Аренда».

Передача имущества без обязательств по его содержанию

Если имеются распорядительные документы о передаче объектов нефинансовых активов без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию и (или) если согласно организационно-распорядительным документам функции по содержанию такого имущества возлагаются на передающую сторону, в бухгалтерском учете пользователя указанные объекты следует отражать на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).

Как было отмечено выше, на данные операции по передаче имущества положения СГС «Аренда» не распространяются (Письмо Минфина РФ от 27.07.2018 № 02-06-10/52892).

Пример 1.

Дирекция по эксплуатации и содержанию административных зданий (казенное учреждение) передало бюджетному учреждению культуры в безвозмездное пользование нежилое помещение. Данное помещение закреплено на праве оперативного управления за дирекцией. Она же несет фактические расходы по его содержанию.

Полномочия собственника в отношении данного помещения осуществляет комитет по управлению имущественных отношений (госорган).

На каком счете учреждение культуры (пользователь имущества) учитывает полученное имущество?

Поскольку учреждение не осуществляет функции по содержанию полученного помещения, в данном случае положения СГС «Аренда» не применяются.

В соответствии с п. 333 Инструкции № 157н учреждению культуры следует отразить полученное помещение на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование».

Передача имущества вместе с обязательствами по его содержанию

При возникновении в рамках договора безвозмездного пользования обязательств пользователя по содержанию имущества, переданного ему в пользование, и по выполнению условий использования такого имущества (в том числе целевого использования) указанное имущество признается объектом учета аренды в соответствии с положениями СГС «Аренда» (абз. 2 разд. II Методических указаний).

При этом обязательство пользователя имущества по содержанию имущества может быть исполнено:

    посредством принятия им обязательств по расходам на содержание имущества путем заключения договоров (контрактов) (то есть расходы осуществляются самим пользователем);

    посредством возмещения пользователем имущества расходов по содержанию имущества, произведенных передающей стороной (арендатором, стороной, передающей в безвозмездное пользование).

В соответствии с СГС «Аренда» объекты учета аренды квалифицируются в целях бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных п. 12 – 14 СГС «Аренда»:

    либо как объекты учета операционной аренды;

    либо как объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.

Сопоставимость сроков использования полученного имущества .

Если заключен на меньший срок, чем оставшийся имущества, указанный при его предоставлении, то такое имущество следует квалифицировать как объект операционной аренды. Если данные сроки сопоставимы, то имущество следует отнести к объектам финансовой аренды (пп. «а» п. 12, 13 СГС «Аренда»).

При сопоставлении срока пользования имуществом по договору и его оставшегося срока полезного использования нужно исходить из обязанности пользователя возвратить по окончании договора имущество правообладателю (собственнику) в состоянии пригодности для дальнейшего применения. Осуществлять сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта некорректно.

Зачастую договор безвозмездного пользования заключается на неопределенный срок. Как сопоставить сроки в этом случае? Разъяснения по данному поводу приведены в письмах Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429, от 07.03.2018 № 02-07-10/14794, от 08.05.2018 № 02-07-10/31144. Если договор безвозмездного пользования имуществом заключен на неопределенный срок и согласно ст. 610 ГК РФ в любое время может быть расторгнут, то в целях отражения объектов учета аренды следует исходить из принципа допущения непрерывности деятельности учреждения, принимая во внимание период бюджетного цикла – три года (период формирования прогноза доходов от собственности), в течение которого предусмотрены расходы на содержание такого имущества. С учетом изложенного, к примеру, в части договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом (нежилым помещением), заключенного на неопределенный срок, пользователю имущества нужно квалифицировать полученный актив как объект учета операционной аренды.

Сопоставимость общей платы за пользование имуществом и его справедливой стоимости .

Согласно пп. «б» п. 12, п. 13 СГС «Аренда» если общая сумма предусмотренной договором платы за пользование имуществом в течение всего срока пользования имуществом и сумма выкупной цены (при наличии таковой) (далее – арендные платежи) ниже справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества и несопоставима с ней, то такое имущество следует относить к объектам операционной аренды. Если данные суммы сопоставимы, то речь идет о финансовой аренде.

Само название договора безвозмездного пользования говорит о том, что такой договор не предусматривает взимания платы за пользование имуществом. Только на основании данного факта имущество, полученное безвозмездно, следует квалифицировать как объект операционной аренды.

Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416.

В соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды на льготных условиях отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату квалификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей).

Бухгалтерский учет безвозмездно полученного имущества – объекта операционной аренды

Как отмечалось ранее, если пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязан его содержать, такое имущество признается объектом учета аренды. В большинстве случаев такие объекты относятся к объектам операционной аренды ввиду отсутствия платы за пользование имуществом.

В целях бухгалтерского учета объектом учета операционной аренды признается право пользования активом, которое отражается пользователем в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Право пользования активами» (п. 20 СГС «Аренда»).

По общему правилу, установленному п. 20 СГС «Аренда», признание права пользования активом в бухгалтерском учете производится в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора).

Как говорилось выше, поскольку по договору безвозмездного пользования имущество передается без взимания платы (то есть на льготных условиях), возникающее по такому договору право пользования активом отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей. Иными словами, в данной ситуации необходимо определить справедливую стоимость платежей за пользование имуществом (п. 26 СГС «Аренда»).

Минфин в Письме от 08.05.2018 № 02-07-08/30805 обращает внимание на то, что определение справедливой стоимости арендных платежей является неотъемлемым условием принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов учета аренды. Причем для договоров безвозмездного пользования законодательство не делает исключений в части требований об определении справедливой стоимости объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

Принятое к учету право пользования активом амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором. Начисление амортизации осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей (п. 21 СГС «Аренда»).

При отражении в бухгалтерском учете объекта учета аренды на льготных условиях необходимо также учитывать следующие особенности, установленные п. 27.1 СГС «Аренда»:

    разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом. Поскольку по договору безвозмездного пользования арендные платежи (платежи за пользование имуществом) не устанавливаются, величина разницы будет равна сумме справедливой стоимости арендных платежей. Следовательно, в этой же сумме будут отражаться отложенные доходы;

    в течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего года.

С учетом изложенного, а также положений п. 19, 20, 41.1 Инструкции № 162н, п. 26, 28, 67.3, 158 Инструкции № 174н, п. 26, 28, 67.3, 186 Инструкции № 183н операции по принятию к учету объектов операционной аренды в рамках договора безвозмездного пользования и по начислению амортизации в течение срока действия договора отразятся у пользователя таким образом:

Дебет

Кредит

Поступили в соответствии с договором в безвозмездное срочное пользование нефинансовые активы, относящиеся к объектам учета операционной аренды на льготных условиях

Начислена амортизация на право пользования активами по объектам учета операционной аренды (ежемесячно)

0 401 20 224
0 109 00 224

Отложенные доходы от предоставления права пользования активом отнесены на финансовый результат текущего года (ежемесячно)

При прекращении права пользования активом, полученным по договору безвозмездного пользования), пользователь формирует следующие бухгалтерские записи (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н, п. 67.3 Инструкции № 183н):

Условия прекращения права пользования

Дебет

Кредит

По окончании срока действия договора (при условии полного исполнения договора) (за счет начисленной амортизации)

При досрочном прекращении договора:

– в сумме накопленной амортизации права пользования активом;

– в сумме остаточной стоимости права пользования активом (методом «красное сторно»)

Пример 2.

Бюджетному учреждению культуры (пользователю) передано оборудование в безвозмездное пользование сроком на один год (с 10.01.2018 по 31.12.2018). Содержание оборудования за время пользования им согласно условиям договора возлагается на пользователя.

Справедливая стоимость прав пользования оборудованием определена в размере 60 000 руб. (11 мес. x 5 000 руб.).

По завершении договора пользователь обязуется вернуть оборудование в состоянии не хуже, чем при предоставлении, с учетом естественного износа. Пользователь не ведет деятельность, облагаемую НДС. Дата подписания договора и дата передачи имущества – 10.01.2018. Договор относится к краткосрочной операционной аренде.

В бухгалтерском учете учреждения культуры – пользователя оборудования указанные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Признано право пользования оборудованием, полученное по договору безвозмездного пользования (на дату подписания договора)

Начислена амортизация на право пользования оборудованием (ежемесячно)

Зачислены отложенные доходы от предоставления права пользования оборудованием в доходы текущего года (ежемесячно)

Прекращено право пользования оборудованием по окончании срока договора

Согласно п. 8, 11 СГС «Аренда» и Методическим указаниям объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, признаются в качестве объектов учета аренды только в том случае, если обязанности по содержанию такого имущества возложены на пользователя имущества.

Квалификация объекта учета аренды (операционная или финансовая аренда) для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера.

В силу отсутствия платы за пользование имуществом, которое передается по договору безвозмездного пользования, по нашему мнению, такое имущество следует относить к объектам учета операционной аренды, а точнее – к объектам учета аренды на льготных условиях. Аналогичное мнение высказывают специалисты Минфина (Письмо от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

При признании объектов учета операционной аренды пользователь имущества отражает право пользования активом на счете 0 111 40 000. Возникшее в рамках договора безвозмездного пользования право пользования активом признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей (платежей за пользование имуществом в течение срока действия договора).

При отражении принятия к учету права пользования активом, а также дальнейших операций с таким правом (начисление амортизации, прекращение права) пользователю имущества следует учитывать положения п. 20, 21, 27.1 СГС «Аренда», разд. III Методических указаний и положения инструкций № 162н, № 174н, № 183н.

Если в рамках безвозмездной передачи имущества на пользователя имущества не возлагается обязанность по его содержанию (функции по содержанию имущества осуществляются передающей стороной), положения СГС «Аренда» на такие операции не распространяются. В данном случае пользователь учитывает полученное имущество на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).