Ооо «издательский дом «интеллектуальная собственность. «Актуальные проблемы правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества и механизмы их решения Стаж работы в данной области

В создании современных систем ВВСТ Россия до последнего времени пользовалась накопленным в СССР научно-техническим заделом.За 23 года он практически иссяк, на повестку дня остро встал вопрос производства и защиты нового интеллектуального продукта. Как он решается? На этот и другие вопросы «ВПК» отвечает начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок Министерства обороны РФ Олег Ващенко.

- Ваше управление создано сравнительно недавно. Какие задачи оно решает?

Управление является системным в аппарате заместителя министра обороны Юрия Борисова. Решает задачи на трех основных направлениях.

1. Развитие интеллектуальной собственности в Российской Федерации и Вооруженных Силах в частности.

“ Размер материального поощрения за внедренные изобретения и рацпредложения планируется увеличить в сто раз ”

2. Рассмотрение вопросов военно-технического сотрудничества и взаимодействие с ФС ВТС.

3. Организация необходимых мероприятий по экспертизе поставок ВВТ, которые планируются к экспорту.

На нашем управлении лежит ответственность и за состояние изобретательской, рационализаторской, патентно-лицензионной деятельности.

Сейчас ни у кого не возникает сомнений, что интеллектуальный потенциал страны является одним из важнейших факторов ее развития. Кроме того, актуальность изобретательско-рационализаторской работы обусловлена появлением и развитием новых социально-экономических отношений в стране, расширением областей применения военных и двойных технологий в производстве изделий гражданского назначения, устойчивой динамикой рынка наукоемкой продукции. 1 января 2008 года введена часть 4-я Гражданского кодекса Российской Федерации, которая серьезно продвинула передовые наработки в этой области и защите прав авторов. Сейчас все тактико-технические задания на новые образцы ВВСТ проходят непосредственно экспертизу в нашем Военно-научном комитете.

Министерство обороны финансирует создание новых перспективных видов ВВТ. А кому принадлежит интеллектуальная собственность на них?

Этот вопрос строго регламентирован. В соответствии с нормой, утвержденной постановлением правительства, все права на результаты НИОКР закрепляются за Российской Федерацией в лице Министерства обороны. Соответственно наши предприятия ОПК, выходя на конкурс, подписывают их и обязаны соблюдать. В частности, МО РФ передаются права на конструкторскую документацию и опытный образец.

Что касается объекта интеллектуальной собственности, то здесь чуть сложнее. Исходя из правительственного постановления № 342 в области обороны и безопасности разрешается совместное патентование результата: с одной стороны - государство в лице Минобороны, с другой - головной исполнитель. Но и здесь мы проводим дифференцированную политику. Она направлена на то, чтобы разработчик конкретного изобретения мог получить на него права. Причем не только «головник», но и любой член кооперации.

- Сталкиваетесь ли вы с проблемой параллелизма в изобретательской деятельности?

Вопрос достаточно актуален. В 2014 году внесены дополнительные изменения в правительственное постановление № 131 о государственном учете результатов данных интеллектуальной деятельности. Есть приказ Министерства обороны и соответствующие методические рекомендации. В каждом госконтракте головному исполнителю предписано готовить формы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности. Они представляются вместе с документами о сдаче конкретного этапа или работы в целом, утверждаются соответствующим заказывающим управлением и концентрируются в качестве базы данных на нашей территории.

После назначения министром обороны генерала армии Сергея Шойгу МО РФ проводит системный анализ этой деятельности, собрав специалистов в единый кулак. Это поможет науке и изобретательству, что называется, идти вместе. На выходе мы получим, надеюсь, серьезный синергетический эффект. Но для этого, во-первых, требуется провести полный автоматизированный учет всех предложений, которые подаются в ВС РФ. Чтобы от полка до главка мы знали, кто, как и над чем работает, что предлагает.

Во-вторых, необходима грамотная система экспертной оценки. Создано новое подразделение - Главное управление научно-исследовательской деятельности, которое будет заниматься и вопросами внедрения.

В-третьих, надо серьезно увеличить размер материального стимулирования за внедренные результаты, принесшие экономический или другой эффект от рационализаторских предложений и изобретений. Планируется увеличить его в сто раз. В частности, фонд материального стимулирования (по итогам Всеармейского смотра на лучшую изобретательско-рационализаторскую деятельность) возрастет с 500 тысяч до 50 миллионов рублей. Добавлю к сказанному, что вышло постановление правительства РФ, определяющее минимальный размер авторского вознаграждения за служебные изобретения. Этого документа ждали 14 лет. Теперь будет разработана эффективная система поощрения в Вооруженных Силах РФ за использование изобретений и рацпредложений.

- Насколько серьезны работы, которые поступают на конкурс?

Рационализаторская работа более всего развита, конечно, в войсковом звене. Это могут быть самые различные усовершенствования: специальные противооткатные подставки под автомобили, программное обеспечение, системы энергосбережения...

А вот изобретательская деятельность - прерогатива наших военно-учебных заведений и НИИ. Сравнительно недавно, например, была разработана новая система понтонов, которая легче перевозится, проще в использовании, меньше весит. В зависимости от водоизмещения судна можно выбирать тот или иной вариант набора модульных элементов, которые обеспечивают быстрый подъем.

Немало новинок в создании беспилотных летательных аппаратов. Эти задачи стоят почти перед каждым институтом. Они касаются как полета, так и полезной нагрузки - радиолокационной, оптической.

Кстати, созданные в Вооруженных Силах научные роты катализировали этот процесс. Не менее 12 заявок на изобретения было подано по научной роте, сформированной на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Кроме того, все НИОКР, которые осуществляет наш ОПК, находятся на сопровождении Военно-научного комитета Генерального штаба. Хотя тут есть определенные нюансы. Часть наших структур является казенными предприятиями и формально получить деньги за свою работу не может. Мы ищем выход из этого положения, чтобы передаваемые для использования промышленностью материалы оформлялись как ноу-хау, а изобретатели имели возможность получения авторского вознаграждения.

Как обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности, произведенной еще во времена Советского Союза? Другие страны беззастенчиво копируют, воспроизводят и продают наши ВВТ, не делая отчислений ни автору, ни России. Например, на выставке вооружений в ЮАР был представлен стенд болгарской компании «Арсенал», где огромное количество автоматов Калашникова различных модификаций выдавались за болгарские разработки. Та же ситуация с клонированием гранатометов РПГ-7, систем С-300, истребителей Су-27?

Это большой и сложный вопрос. Еще до создания нашего управления на различных уровнях принимались меры, чтобы поставить заслон такому плагиату. Однако ощутимых результатов, насколько я знаю, они не дали.

Сравнительно недавно принято решение, что заниматься этой проблемой должна не отдельная структура (раньше ФАПРИ при Минюсте России), а каждый госзаказчик. С 2012 года им переданы соответствующие полномочия, мы также подключились к работе. Но задача это комплексная и решаться может по-разному.

Во-первых, нужно в срочном порядке поднимать уровень отечественного патентования. У нас подается в десятки раз меньше заявок по сравнению с ближайшими конкурентами - США, Японией, Германией. Для исправления ситуации необходимо создать систему стимулирования, которая позволит увеличить число патентов.

Увы, уровень квалификации наших патентных работников пока еще достаточно низок, а те, кто успешно работает, - «штучный товар». Сейчас принимаются серьезные усилия, чтобы выправить ситуацию, идет обучение специалистов всех уровней компетенции.

Ведется работа по увеличению количества соглашений о защите доли собственности при двустороннем сотрудничестве с рядом стран. Например, с нашими коллегами из бывшего Варшавского договора. Пока количество заключенных с ними соглашений в 2,5 раза меньше, чем, скажем, по линии ВТС. Недавно мы договорились с Венгрией, другие на подходе. Но некоторые партнеры игнорируют наши предложения. Это Болгария, Польша, в меньшей мере Чехия. Есть положительные сдвиги во взаимоотношениях со Словакией.

Понятно, что на этот процесс оказывает влияние политика западных санкций. Но думаю, именно институт соглашений по интеллектуальной собственности поможет нам двигаться дальше. Как, скажем, с нашими партнерами из Китая. С ними мы заключили соглашение, оформили положение о двусторонней рабочей группе. В сентябре 2014 года ее российская часть выехала в КНР и приступила к работе. Все это позволит снять озабоченность, имеющуюся как у нас, так и у китайских товарищей, в отношении интеллектуальной собственности.

В конечном же счете мы защищаем права не только Российской Федерации, но и конкретного холдинга, который в большинстве экспортных образцов вынужден модифицировать и модернизировать ВВТ в соответствии с пожеланиями инозаказчика. Недавно ко мне, например, приезжал генеральный конструктор «Сухого», рассказал о достаточно интересной системе патентования, в том числе по Т-50. В «Вертолетах России» также поднимаются эти вопросы. Все это говорит о том, что наши промышленные структуры постепенно поворачиваются лицом к проблеме. Ведь это их потенциал, рынки сбыта, будущая прибыль или… упущенная выгода.

Что касается взаимодействия с Главным управлением научно-исследовательской деятельности (ГУНИД), то его целевая функция - внедренческая часть, а наша задача - обеспечить правовую охрану интеллектуального продукта, его освоение в ОПК или гражданском секторе. Финансирование подачи заявок на изобретение, оплата пошлин, выплаты первичного авторского вознаграждения, получение патента - все это осуществляется через наше управление. Но без тесного взаимодействия с ВНК Генерального штаба, Управлением интеллектуальной собственности никак не обойтись.

- Получается, все проблемы решаемы?

Одна из самых сложных - быстрое изменение правового поля. Если в патентном законе предполагалось, что за авторское вознаграждение платит государственный заказчик, то в нынешнем Гражданском кодексе таковым называется работодатель.

Другая проблема - отсутствие четких критериев минимальной ставки авторского вознаграждения. Определить ее при расчете себестоимости изделия крайне непросто. Не всегда учитываются затраты на выплату авторского вознаграждения и в цене контракта. 4 июня 2014 года вышло правительственное постановление № 512. Думаю, оно сдвинет с места этот вопрос. Размер авторского вознаграждения в соответствии с нормативами будет закладываться в цену контракта, а выплачиваться работодателем.

О многом говорят и такие факты. Во Всеармейском смотре-конкурсе в 2014-м приняли участие более 22 тысяч изобретателей и рационализаторов. Они стали авторами 979 изобретений, 17 500 рацпредложений. Из них внедрено 413 и 15 163 соответственно. Это в два раза больше, чем в предыдущем году.

Указом президента РФ восстановлено звание «Заслуженный изобретатель». Сейчас в каждой воинской части предписано иметь внештатную комиссию изобретательско-рационализаторской работы. Любой офицер может в нее обратиться со своим предложением, которое мы обязательно рассмотрим. На сайте Министерства обороны есть все координаты, почта, по которой можно подавать заявки. Нет никаких бюрократических преград.

В главках организованы нештатные комиссии по изобретательской и рационализаторской деятельности. Их финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета, которые распределяет наше управление по соответствующим статьям. Таким образом, мы имеем возможность эффективно влиять на ситуацию, отбирать изобретения, которые представляем на рассмотрение заказывающим управлениям.

- Как идет взаимодействие с Военно-промышленной комиссией, которую сейчас возглавляет Владимир Путин?

ВПК ставит перед нами задачи консолидации. Проводятся мероприятия, связанные со сравнительным анализом интеллектуальной деятельности в разных министерствах. Каждое имеет свои базы информационных данных. Но они до конца не скоординированы, ими нельзя безошибочно пользоваться.

Перед Министерством обороны поставлена задача создать единую базу результатов интеллектуальной деятельности, НИОКР, а также конструкторской документации для использования в продукции двойного и гражданского назначения.

Мы приступили к этой работе в 2014-м. За три года предстоит сформировать единую базу данных, получить необходимые источники информации, сделать соответствующую привязку, создать многоуровневую систему доступа (от свободного до закрытого). К нашей базе смогут обращаться все заинтересованные инстанции, министерства, ведомства и получать инновационный продукт, который позволит поднять на новый уровень не только военные разработки, но и экономику страны.

Олег Ващенко

Беседовал Олег Фаличев

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 34, ст. 3538; 2005, № 38, ст. 3799; 2006, № 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, № 20, ст. 2391; № 27, ст. 3255; № 46, ст. 5565; 2008, № 31, ст. 3705; № 43, ст. 4921; № 47, ст. 5430, 5431; 2009, № 21, ст. 2550; № 36, ст. 4311; 2010, № 20, ст. 2435; № 28, ст. 3656) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации в Министерстве обороны Российской Федерации государственного учета результатов интеллектуальной деятельности (далее именуется - Инструкция).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления:

обеспечить выполнение Инструкции при заказе и приемке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

принять меры по созданию подразделений, осуществляющих государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, и укомплектованию их специалистами, обладающими необходимыми правовыми знаниями в области интеллектуальной собственности и практическими навыками патентно-лицензионной работы;

обеспечить переподготовку специалистов в области интеллектуальной собственности;

исключить утверждение или согласование документов, относящихся к передаче, продаже, иному применению в экономическом и гражданско-правовом обороте результатов интеллектуальной деятельности, если сведения о таких результатах не зарегистрированы в разделе единого реестра Министерства обороны Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
А. Сердюков

Инструкция
по организации в Министерстве обороны Российской Федерации государственного учета результатов интеллектуальной деятельности

I. Общие положения

1. Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности и ведение раздела единого реестра Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Министерство обороны) осуществляются в целях информационного обеспечения деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

2. Объектами учета являются результаты интеллектуальной деятельности, созданные или приобретенные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета (далее именуются - объекты учета)*(1).

3. При проведении государственного учета результатов интеллектуальной деятельности производятся:

описание объекта учета с указанием индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно идентифицировать этот объект и его правообладателя;

внесение данных об объекте учета в раздел единого реестра Министерства обороны;

ведение документации раздела единого реестра Министерства обороны.

4. Раздел единого реестра Министерства обороны включает в себя документацию и базу данных, которые состоят из подразделов, формируемых органами военного управления, осуществляющими заказы на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в соответствии с закрепленной номенклатурой, а также осуществляющими организацию научной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - заказчики НИОКР).

5. К документации раздела единого реестра Министерства обороны относятся:

форма раздела единого реестра*(2);

журнал учета выдачи сведений, содержащихся в разделе единого реестра Министерства обороны Российской Федерации (приложение № 1 к настоящей Инструкции);

дело учета регистрационных свидетельств и запросов-извещений.

6. К документации подразделов единого реестра Министерства обороны относятся:

журнал подраздела единого реестра Министерства обороны Российской Федерации (приложение № 2 к настоящей Инструкции);

журнал учета гражданско-правовых договоров (приложение № 3 к настоящей Инструкции);

дело документов объектов учета (приложение № 4 к настоящей Инструкции).

7. В дело документов объектов учета помещаются:

формы 1 по учету результатов интеллектуальной деятельности, формы 2 по учету гражданско-правовых договоров (далее именуются - учетные формы), извещения о заключении гражданско-правовых договоров*(3);

копии документов, подтверждающие приведенные в учетных формах данные об объекте учета.

В дело документов объектов учета помещаются также документы, относящиеся к разным объектам учета, если последние созданы при выполнении одной НИОКР (составной части НИОКР).

8. База данных раздела единого реестра Министерства обороны состоит из подразделов с перечнями результатов интеллектуальной деятельности и сведениями о них, формируемых заказчиками НИОКР на основе учетных форм.

9. Работа с документацией и базой данных раздела единого реестра Министерства обороны, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований режима секретности.

10. При обнаружении различий в сведениях базы данных и документации раздела единого реестра Министерства обороны вносятся изменения в базу данных раздела единого реестра Министерства обороны.

II. Основные обязанности подразделений, осуществляющих государственный учет результатов интеллектуальной деятельности

11. Подразделения, осуществляющие государственный учет результатов интеллектуальной деятельности (далее именуются - уполномоченные подразделения):

участвуют в разработке государственных контрактов на выполнение НИОКР в части учета полученных результатов интеллектуальной деятельности, определения их правообладателей и порядка использования указанных результатов в экономическом и гражданско-правовом обороте;

участвуют в разработке условий гражданско-правовых договоров о передаче или приобретении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности;

рассматривают учетные формы и документы, представляемые по результатам выполнения НИОКР или их этапов с учетом полноты проведения патентных исследований в соответствии с национальными стандартами;

вносят сведения об объектах учета в подраздел базы данных раздела единого реестра Министерства обороны, закрепленный за заказчиком НИОКР;

ведут документацию подраздела единого реестра Министерства обороны (пункт 6 настоящей Инструкции), закрепленного за заказчиком НИОКР;

организуют ознакомление заинтересованных федеральных органов исполнительной власти со сведениями подраздела единого реестра Министерства обороны, закрепленного за заказчиком НИОКР.

12. Управление интеллектуальной собственности Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Управление интеллектуальной собственности) является уполномоченным подразделением, отвечающим за ведение раздела единого реестра Министерства обороны. Начальник Управления интеллектуальной собственности Министерства обороны Российской Федерации дает разъяснения должностным лицам уполномоченных подразделений по вопросам организации и проведения государственного учета результатов интеллектуальной деятельности в Министерстве обороны.

III. Организация государственного учета результатов интеллектуальной деятельности

13. Военные представительства рассматривают представленные учетные формы и проверяют сведения, приведенные в них, на достоверность, соответствие требованиям тактико-технических (технических) заданий и условиям государственных контрактов. Каждый подраздел учетных форм, прошедших указанную проверку, подписывается начальником военного представительства и заверяется печатью, за исключением форм на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при выполнении научных работ в Вооруженных Силах Российской Федерации.

14. Для внесения сведений в раздел единого реестра Министерства обороны уполномоченные подразделения рассматривают учетные формы вместе с государственным контрактом (без приложений, раскрывающих структуру цены) и документами, подлежащими приобщению к документации раздела единого реестра Министерства обороны, указанной в пункте 5 настоящей Инструкции.

15. В процессе рассмотрения поступивших документов, уполномоченные подразделения проверяют:

правильность и полноту заполнения учетных форм;

наличие всех необходимых документов, подлежащих приобщению к документации раздела единого реестра Министерства обороны, указанной в пункте 5 настоящей Инструкции;

наличие на документах объектов учета всех предусмотренных подписей и печатей.

Учетные формы, прошедшие проверку, подписываются руководителем заказчика НИОКР и заверяются печатью.

16. В случае выявления расхождения сведений в учетных формах и документах, подтверждающих приведенные в учетных формах данные об объекте учета, учетные формы возвращаются на доработку.

17. После рассмотрения учетных форм уполномоченные подразделения вносят представленные в них сведения в базу данных, журнал соответствующего подраздела единого реестра Министерства обороны Российской Федерации или журнал учета гражданско-правовых договоров (приложения № 2 и 3 к настоящей Инструкции), а сами учетные формы и сопровождающие их документы, подлежащие приобщению к документации раздела единого реестра Министерства обороны, помещают в дела документов объектов учета в соответствии с пунктом 31 настоящей Инструкции.

18. Управление интеллектуальной собственности на основании сведений, внесенных уполномоченными подразделениями в базу данных раздела единого реестра Министерства обороны, составляет запрос-извещение*(4) на объект учета или на группу объектов учета и направляет их в Министерство юстиции Российской Федерации для регистрации.

19. После получения регистрационных свидетельств на объекты учета Управление интеллектуальной собственности вносит их номера в базу данных раздела единого реестра Министерства обороны, помещает их в дело учета регистрационных свидетельств и запросов - извещений, направляет выписку из раздела единого реестра Министерства обороны в соответствующие уполномоченные подразделения.

Уполномоченные подразделения вносят реестровые номера в журнал подраздела единого реестра Министерства обороны Российской Федерации (приложение № 2 к настоящей Инструкции) и в учетные формы.

20. При осуществлении государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности после проведения государственного учета такого результата, в соответствующее уполномоченное подразделение представляются копии патентов (свидетельств) (далее именуются - охранные документы) и новые листы подразделов 4 и 5 формы 1 по учету результатов интеллектуальной деятельности.

На основании указанных документов в базу данных и журнал подраздела единого реестра Министерства обороны Российской Федерации вносятся дополнительные сведения в порядке, установленном пунктами 15 - 17 настоящей Инструкции, а сами охранные документы или их копии помещаются в соответствующие дела документов объектов учета.

21. Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, выявленных при инвентаризации, проводится на основании актов инвентаризации, представленных заинтересованными организациями заказчику НИОКР, по заказам которого такие результаты были получены или к сфере деятельности которого они относятся*(5).

IV. Организация учета сведений о передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности

22. Учет сведений о передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, зарегистрированных в разделе единого реестра Министерства обороны, осуществляется на основе гражданско-правовых договоров, предусматривающих передачу указанных прав.

23. Если права на результаты интеллектуальной деятельности в целях выполнения НИОКР приобретаются исполнителем НИОКР у третьих лиц, то военное представительство контролирует представление в уполномоченное подразделение заказчика НИОКР извещений о заключении гражданско-правовых договоров, подлинных экземпляров формы по учету гражданско-правовых договоров и заверенных копий гражданско-правовых договоров.

24. Проверка представленных для учета документов о передаче или приобретении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности осуществляется в соответствии с пунктами 15 - 17 настоящей Инструкции, а сами документы помещаются в соответствующие дела документов объектов учета.

25. Копии учетных форм, передаваемых иностранным заказчикам и используемых для целей, не связанных с государственными нуждами (форма 1) и связанных с передачей прав на использование таких объектов учета (форма 2), направляются уполномоченными подразделениями через Управление интеллектуальной собственности в Министерство юстиции Российской Федерации.

При превышении грифа секретности выше «секретно» в соответствующих графах копий учетных форм, направляемых в Министерство юстиции Российской Федерации, делается запись «закрытые данные».

V. Исключение данных об объектах учета из раздела единого реестра Министерства обороны

26. Исключение данных об объектах учета из раздела единого реестра Министерства обороны осуществляется на основании прекращения действия на них прав Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Управление интеллектуальной собственности на основании сведений, внесенных в базу данных раздела единого реестра Министерства обороны, направляет в Министерство юстиции Российской Федерации извещения*(4) об исключении данных об объектах учета из раздела единого реестра Министерства обороны.

VI. Предоставление сведений из раздела единого реестра Министерства обороны

28. Доступ к сведениям раздела единого реестра Министерства обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»*(6).

Если какие-либо сведения раздела единого реестра Министерства обороны относятся к информации, составляющей коммерческую тайну, то доступ к такой информации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»*(7)

29. Сведения из раздела единого реестра Министерства обороны, предоставленные заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, фиксируются Управлением интеллектуальной собственности в журнале учета выдачи сведений, содержащихся в разделе единого реестра Министерства обороны Российской Федерации (приложение № 1 к настоящей Инструкции).

VII. Порядок ведения документации раздела единого реестра Министерства обороны и его подразделов

30. Для ведения документации раздела единого реестра Министерства обороны и его подразделов используются программные средства, позволяющие распечатывать документы, приведенные в приложениях № 1 - 3 к настоящей Инструкции.

31. На каждую НИОКР заводится дело документов объектов учета (далее именуется - дело) (приложение № 4 к настоящей Инструкции). На титульном листе дела указывается шифр НИОКР. В дело помещаются документы, указанные в пункте 7 настоящей Инструкции.

При накапливании в деле большого количества документов дело разбивается на тома. В этом случае на титульном листе тома указывается порядковый номер.

Документы в деле хранятся в хронологическом порядке их поступления. Том дела содержит опись документов.

Дело закрывается в случае исключения данных об объектах учета из раздела единого реестра Министерства обороны. На титульном листе последнего тома закрываемого дела делается надпись об основаниях исключения объектов учета из раздела единого реестра Министерства обороны.

_____________________________

*(1) Пункт 3 Положения о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 9, ст. 935).

*(2) Форма раздела единого реестра утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 17 июля 2003 г. № 173/178 «Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июля 2003 г., регистрационный № 4933).

*(3) Формы, утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 17 июля 2003 г. № 173/178.

*(4) Форма, утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 17 июля 2003 г. № 173/178.

*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 3, ст. 218; 2006, № 19, ст. 2087; 2007, № 25, ст. 3035; 2008, № 38, ст. 4313).

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (ч. I), ст. 3448.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3283; 2006, № 6, ст. 636; № 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, № 31, ст. 4011.

Приложение № 1
к Инструкции (пп. 5, 29)

(Титульный лист)

учета выдачи сведений, содержащихся в разделе единого реестра

Министерства обороны Российской Федерации

Начат "___"________20__г.

Окончен "___"________20__г.

с "___"_________20___г. по "___"_________20___г. _________________

На _______ листах.

№ п/п Запрос на ознакомление Отчет по запросу на ознакомление Примечание
Организация-заявитель Исходящий № и дата Входящий № и дата Исходящий № и дата Должность и фамилия лица, давшего разрешение на ознакомление Должность и фамилия лица, готовившего отчет Реестровые номера объектов учета, сведения о которых приведены в отчете
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Приложение № 2
к Инструкции (пп. 6, 17, 19)

(Титульный лист)

(заказчик НИОКР)

подраздела единого реестра Министерства обороны

Российской Федерации

Начат "___"________20__г.

Окончен "___"________20__г.

Лицо, ответственное за ведение журнала,

с "___"_________20___г. по "___"_________20___г. _________________

с "___"_________20___г. по "___"_________20___г. _________________

На _______ листах.

Срок хранения: постоянно.

№ п/п Наименование объекта учета Вид, наименование и шифр работы, основание для ее проведения, номер контракта Исполнитель Год начала / год завершения работы Объем прав Дата регистрации Регистрационный номер Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Примечания: 1. Нумерация объектов учета в настоящем журнале осуществляется двойным номером, например, 777/12345. В первой части указывается порядковый номер объекта учета по журналу подраздела единого реестра Министерства обороны, во второй части - по базе данных раздела единого реестра Министерства обороны.

2. При переходе в новый том журнала первая часть номера объектов учета продолжается в нарастающем порядке.

Приложение № 3
к Инструкции (пп. 6, 17)

(Титульный лист)

__________________________________________________________________

(заказчик НИОКР)

учета гражданско-правовых договоров

Начат "___"________20__г.

Окончен "___"________20__г.

Лицо, ответственное за ведение журнала,

с "___"_________20___г. по "___"_________20___г. _________________

с "___"_________20___г. по "___"_________20___г. _________________

На _______ листах.

Номер регистрации договора Дата регистрации договора Реквизиты договора Стороны договора Предмет договора Срок действия Территория действия Объем передаваемых прав Реестровый номер объекта учета Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приложение № 4
к Инструкции (пп. 6, 31)

Подраздел единого реестра Министерства обороны Российской Федерации

__________________________________________________________________

(полное наименование заказчика НИОКР)

документов объектов учета

НИР (ОКР)__________________________

(шифр работы)

Начат "___"________20__г.

Окончен "___"________20__г.

Лицо, ответственное за ведение журнала,

с "___"_________20___г. по "___"_________20___г. _________________

с "___"_________20___г. по "___"_________20___г. _________________

На _______ листах.

Приказ Минобороны РФ от 9 октября 2010 г. № 1320 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации государственного учета результатов интеллектуальной деятельности»

По заключению Минюста РФ от 1 ноября 2010 г. № 01/22653-ДК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Обзор документа

Установлено, как в Минобороны России организуется государственный учет результатов интеллектуальной деятельности при заказе и приеме НИОКР.

Для этого предусмотрен специальный раздел единого реестра Министерства.

Он включает в себя документацию и базу данных об объектах учета, состоящие из подразделов. Последние формируются органами военного управления-заказчиками НИОКР в соответствии с закрепленной номенклатурой.

Закреплен порядок ведения учетной документации. Приведены используемые при этом формы.

Данные об объектах учета исключаются из раздела единого реестра, когда прекращается действие на них прав Российской Федерации. Об этом сообщается в Минюст России.

Сведения из раздела предоставляются заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.

Запрещено утверждать и согласовывать документы о передаче, продаже или ином применении в экономическом и гражданско-правовом обороте результатов интеллектуальной деятельности, если сведения о них не зарегистрированы в разделе единого реестра.

Дата проведения: 4 августа 2014 г.
Время проведения: 10.30 - 13.30
Место проведения: полигон Алабино, п. Алабино Наро-Фоминского района Московской области

Организатор: Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации

Модератор: начальник отдела - заместитель начальника Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации, кандидат технических наук Пархоменко Василий Александрович.

Темы круглого стола:

1. Нормативно-правовое обеспечение управлениями правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
2. Организация государственного учета результатов научно-технической деятельности военного, специального и двойного назначения с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 466
3. Организация изобретательской и рационализаторской работы в Вооруженных Силах Российской Федерации
4. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности полученных в рамках государственного оборонного заказа. Организация рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники.
5. Проблемные вопросы возникающие в Министерстве обороны Российской Федерации при управлении результатами интеллектуальной деятельности.

Планируемые результаты:

Обеспечение открытого и прямого диалога с представителями предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях повышения качества и эффективного межведомственного информационного взаимодействия.

ПРОГРАММА

п\п

Название доклада

Докладчик

Время

Примечание

10.00 - 10.30

Регистрация участников

Вступительное слово

Ващенко Олег Александрович

10 минут

10.30 - 10.40

Нормативно-правовое обеспечение управлениями правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации

Татаринцев Вячеслав Иванович

15 минут

10.40 - 10.55

Начальник 3 отдела УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

Организация государственного учета результатов научно-технической деятельности военного, специального и двойного назначения с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 466

Кулешов Кирилл Борисович

15 минут

10.55 - 11.10

Заместитель начальника 2 отдела УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

перерыв

5 минут

11.10 - 11.15

Организация изобретательской и рационализаторской работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Голуб Николай Николаевич

15 минут

11.15 - 11.30

Заместитель начальника 1 отдела УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

15 минут

11.30 - 11.45

15 минут

11.45 - 12.00

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности полученных в рамках государственного оборонного заказа.

Гребеньков Сергей Юрьевич

15 минут

12.00 - 12.15

Заместитель начальника 4 отдела УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

Вопросы возникающие в Министерстве обороны Российской Федерации при управлении правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Орехов Дмитрий Владимирович

15 минут

12.15 - 12.30

Начальник НИЦ ПИД МО РФ

Обсуждение докладов. Дискуссия.

15 минут

12.30 - 12.45

Перерыв (кофе-брейк, осмотр экспонатов круглого стола)

10 минут

12.45 - 12.55

Заключительное слово

Ващенко Олег Александрович

5 минут

12.55 - 13.00

Начальник УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

УЧАСТНИКИ

1) УИС, ВТС и ЭП
2) ВВТ МО РФ
3) ФГУП ГНПП «Базальт»
4) ОАО Концерн «Созвездие»
5) ОАО Концерн «Авиаприборостроение»
6) ОАО «Концерн радиостроения «Вега»
7) ОАО «Радиозавод»
8) ФГУП «Государственный Рязанский приборный завод»
9) ООО «МКБ «Компас»
10) ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» 11) ОАО «Камаз»
12) ОАО Корпорация «Защита»
13) ОАО Научно-производственное предприятие «РАДАР ММС» 14) ОАО ЦНИИ «Буревестник»
15) ЗАО Научно-Технический Центр «ЭЛИНС»
16) ООО «ВНИИР-Прогресс»
17) ОАО «Уральский приборостроительный завод»
18) ОАО «Красногорский завод им.С.А.Зверева»
19) ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"
20) ОАО "Швабе - Оборона и Защита"
21) ОАО "Вологодский оптико-механический завод"
22) ОАО Научно-Производственное Предприятие "Рубин"
23) ФНПЦ ОАО "НПП "Полет"
24) ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"
25) ОАО "Туполев"
26) ООО "ПО "Промсвязь"
27) ОАО Машиностроительный завод имени М.И.Калинина, г.Екатеринбург
28) ОАО "Корпорация Тактическое ракетное вооружению» 29) ОАО "Концерн "Калашников»
30) ОАО «Корпорация «Росхимзащита»
31) ОАО "НПО "Импульс"

Минобороны стимулирует изобретателей по долгу службы

В создании современных систем ВВСТ Россия до последнего времени пользовалась накопленным в СССР научно-техническим заделом.За 23 года он практически иссяк, на повестку дня остро встал вопрос производства и защиты нового интеллектуального продукта. Как он решается? На этот и другие вопросы «ВПК» отвечает начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок Министерства обороны РФ Олег Ващенко.


– Ваше управление создано сравнительно недавно. Какие задачи оно решает?

– Управление является системным в аппарате заместителя министра обороны Юрия Борисова. Решает задачи на трех основных направлениях.

1. Развитие интеллектуальной собственности в Российской Федерации и Вооруженных Силах в частности.

“ Размер материального поощрения за внедренные изобретения и рацпредложения планируется увеличить в сто раз ”
2. Рассмотрение вопросов военно-технического сотрудничества и взаимодействие с ФС ВТС.

3. Организация необходимых мероприятий по экспертизе поставок ВВТ, которые планируются к экспорту.

На нашем управлении лежит ответственность и за состояние изобретательской, рационализаторской, патентно-лицензионной деятельности.

Сейчас ни у кого не возникает сомнений, что интеллектуальный потенциал страны является одним из важнейших факторов ее развития. Кроме того, актуальность изобретательско-рационализаторской работы обусловлена появлением и развитием новых социально-экономических отношений в стране, расширением областей применения военных и двойных технологий в производстве изделий гражданского назначения, устойчивой динамикой рынка наукоемкой продукции. 1 января 2008 года введена часть 4-я Гражданского кодекса Российской Федерации, которая серьезно продвинула передовые наработки в этой области и защите прав авторов. Сейчас все тактико-технические задания на новые образцы ВВСТ проходят непосредственно экспертизу в нашем Военно-научном комитете.

– Министерство обороны финансирует создание новых перспективных видов ВВТ. А кому принадлежит интеллектуальная собственность на них?

– Этот вопрос строго регламентирован. В соответствии с нормой, утвержденной постановлением правительства, все права на результаты НИОКР закрепляются за Российской Федерацией в лице Министерства обороны. Соответственно наши предприятия ОПК, выходя на конкурс, подписывают их и обязаны соблюдать. В частности, МО РФ передаются права на конструкторскую документацию и опытный образец.

Что касается объекта интеллектуальной собственности, то здесь чуть сложнее. Исходя из правительственного постановления № 342 в области обороны и безопасности разрешается совместное патентование результата: с одной стороны – государство в лице Минобороны, с другой – головной исполнитель. Но и здесь мы проводим дифференцированную политику. Она направлена на то, чтобы разработчик конкретного изобретения мог получить на него права. Причем не только «головник», но и любой член кооперации.

– Сталкиваетесь ли вы с проблемой параллелизма в изобретательской деятельности?

– Вопрос достаточно актуален. В 2014 году внесены дополнительные изменения в правительственное постановление № 131 о государственном учете результатов данных интеллектуальной деятельности. Есть приказ Министерства обороны и соответствующие методические рекомендации. В каждом госконтракте головному исполнителю предписано готовить формы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности. Они представляются вместе с документами о сдаче конкретного этапа или работы в целом, утверждаются соответствующим заказывающим управлением и концентрируются в качестве базы данных на нашей территории.

После назначения министром обороны генерала армии Сергея Шойгу МО РФ проводит системный анализ этой деятельности, собрав специалистов в единый кулак. Это поможет науке и изобретательству, что называется, идти вместе. На выходе мы получим, надеюсь, серьезный синергетический эффект. Но для этого, во-первых, требуется провести полный автоматизированный учет всех предложений, которые подаются в ВС РФ. Чтобы от полка до главка мы знали, кто, как и над чем работает, что предлагает.

Во-вторых, необходима грамотная система экспертной оценки. Создано новое подразделение – Главное управление научно-исследовательской деятельности, которое будет заниматься и вопросами внедрения.

В-третьих, надо серьезно увеличить размер материального стимулирования за внедренные результаты, принесшие экономический или другой эффект от рационализаторских предложений и изобретений. Планируется увеличить его в сто раз. В частности, фонд материального стимулирования (по итогам Всеармейского смотра на лучшую изобретательско-рационализаторскую деятельность) возрастет с 500 тысяч до 50 миллионов рублей. Добавлю к сказанному, что вышло постановление правительства РФ, определяющее минимальный размер авторского вознаграждения за служебные изобретения. Этого документа ждали 14 лет. Теперь будет разработана эффективная система поощрения в Вооруженных Силах РФ за использование изобретений и рацпредложений.

– Насколько серьезны работы, которые поступают на конкурс?

– Рационализаторская работа более всего развита, конечно, в войсковом звене. Это могут быть самые различные усовершенствования: специальные противооткатные подставки под автомобили, программное обеспечение, системы энергосбережения...

А вот изобретательская деятельность – прерогатива наших военно-учебных заведений и НИИ. Сравнительно недавно, например, была разработана новая система понтонов, которая легче перевозится, проще в использовании, меньше весит. В зависимости от водоизмещения судна можно выбирать тот или иной вариант набора модульных элементов, которые обеспечивают быстрый подъем.

Немало новинок в создании беспилотных летательных аппаратов. Эти задачи стоят почти перед каждым институтом. Они касаются как полета, так и полезной нагрузки – радиолокационной, оптической.

Кстати, созданные в Вооруженных Силах научные роты катализировали этот процесс. Не менее 12 заявок на изобретения было подано по научной роте, сформированной на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Кроме того, все НИОКР, которые осуществляет наш ОПК, находятся на сопровождении Военно-научного комитета Генерального штаба. Хотя тут есть определенные нюансы. Часть наших структур является казенными предприятиями и формально получить деньги за свою работу не может. Мы ищем выход из этого положения, чтобы передаваемые для использования промышленностью материалы оформлялись как ноу-хау, а изобретатели имели возможность получения авторского вознаграждения.

– Как обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности, произведенной еще во времена Советского Союза? Другие страны беззастенчиво копируют, воспроизводят и продают наши ВВТ, не делая отчислений ни автору, ни России. Например, на выставке вооружений в ЮАР был представлен стенд болгарской компании «Арсенал», где огромное количество автоматов Калашникова различных модификаций выдавались за болгарские разработки. Та же ситуация с клонированием гранатометов РПГ-7, систем С-300, истребителей Су-27?

– Это большой и сложный вопрос. Еще до создания нашего управления на различных уровнях принимались меры, чтобы поставить заслон такому плагиату. Однако ощутимых результатов, насколько я знаю, они не дали.

Сравнительно недавно принято решение, что заниматься этой проблемой должна не отдельная структура (раньше ФАПРИ при Минюсте России), а каждый госзаказчик. С 2012 года им переданы соответствующие полномочия, мы также подключились к работе. Но задача это комплексная и решаться может по-разному.

Во-первых, нужно в срочном порядке поднимать уровень отечественного патентования. У нас подается в десятки раз меньше заявок по сравнению с ближайшими конкурентами – США, Японией, Германией. Для исправления ситуации необходимо создать систему стимулирования, которая позволит увеличить число патентов.

Увы, уровень квалификации наших патентных работников пока еще достаточно низок, а те, кто успешно работает, – «штучный товар». Сейчас принимаются серьезные усилия, чтобы выправить ситуацию, идет обучение специалистов всех уровней компетенции.

Ведется работа по увеличению количества соглашений о защите доли собственности при двустороннем сотрудничестве с рядом стран. Например, с нашими коллегами из бывшего Варшавского договора. Пока количество заключенных с ними соглашений в 2,5 раза меньше, чем, скажем, по линии ВТС. Недавно мы договорились с Венгрией, другие на подходе. Но некоторые партнеры игнорируют наши предложения. Это Болгария, Польша, в меньшей мере Чехия. Есть положительные сдвиги во взаимоотношениях со Словакией.

Понятно, что на этот процесс оказывает влияние политика западных санкций. Но думаю, именно институт соглашений по интеллектуальной собственности поможет нам двигаться дальше. Как, скажем, с нашими партнерами из Китая. С ними мы заключили соглашение, оформили положение о двусторонней рабочей группе. В сентябре 2014 года ее российская часть выехала в КНР и приступила к работе. Все это позволит снять озабоченность, имеющуюся как у нас, так и у китайских товарищей, в отношении интеллектуальной собственности.

В конечном же счете мы защищаем права не только Российской Федерации, но и конкретного холдинга, который в большинстве экспортных образцов вынужден модифицировать и модернизировать ВВТ в соответствии с пожеланиями инозаказчика. Недавно ко мне, например, приезжал генеральный конструктор «Сухого», рассказал о достаточно интересной системе патентования, в том числе по Т-50. В «Вертолетах России» также поднимаются эти вопросы. Все это говорит о том, что наши промышленные структуры постепенно поворачиваются лицом к проблеме. Ведь это их потенциал, рынки сбыта, будущая прибыль или… упущенная выгода.

Что касается взаимодействия с Главным управлением научно-исследовательской деятельности (ГУНИД), то его целевая функция – внедренческая часть, а наша задача – обеспечить правовую охрану интеллектуального продукта, его освоение в ОПК или гражданском секторе. Финансирование подачи заявок на изобретение, оплата пошлин, выплаты первичного авторского вознаграждения, получение патента – все это осуществляется через наше управление. Но без тесного взаимодействия с ВНК Генерального штаба, Управлением интеллектуальной собственности никак не обойтись.

– Получается, все проблемы решаемы?

– Одна из самых сложных – быстрое изменение правового поля. Если в патентном законе предполагалось, что за авторское вознаграждение платит государственный заказчик, то в нынешнем Гражданском кодексе таковым называется работодатель.

Другая проблема – отсутствие четких критериев минимальной ставки авторского вознаграждения. Определить ее при расчете себестоимости изделия крайне непросто. Не всегда учитываются затраты на выплату авторского вознаграждения и в цене контракта. 4 июня 2014 года вышло правительственное постановление № 512. Думаю, оно сдвинет с места этот вопрос. Размер авторского вознаграждения в соответствии с нормативами будет закладываться в цену контракта, а выплачиваться работодателем.

О многом говорят и такие факты. Во Всеармейском смотре-конкурсе в 2014-м приняли участие более 22 тысяч изобретателей и рационализаторов. Они стали авторами 979 изобретений, 17 500 рацпредложений. Из них внедрено 413 и 15 163 соответственно. Это в два раза больше, чем в предыдущем году.

Указом президента РФ восстановлено звание «Заслуженный изобретатель». Сейчас в каждой воинской части предписано иметь внештатную комиссию изобретательско-рационализаторской работы. Любой офицер может в нее обратиться со своим предложением, которое мы обязательно рассмотрим. На сайте Министерства обороны есть все координаты, почта, по которой можно подавать заявки. Нет никаких бюрократических преград.

В главках организованы нештатные комиссии по изобретательской и рационализаторской деятельности. Их финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета, которые распределяет наше управление по соответствующим статьям. Таким образом, мы имеем возможность эффективно влиять на ситуацию, отбирать изобретения, которые представляем на рассмотрение заказывающим управлениям.

– Как идет взаимодействие с Военно-промышленной комиссией, которую сейчас возглавляет Владимир Путин?

– ВПК ставит перед нами задачи консолидации. Проводятся мероприятия, связанные со сравнительным анализом интеллектуальной деятельности в разных министерствах. Каждое имеет свои базы информационных данных. Но они до конца не скоординированы, ими нельзя безошибочно пользоваться.

Перед Министерством обороны поставлена задача создать единую базу результатов интеллектуальной деятельности, НИОКР, а также конструкторской документации для использования в продукции двойного и гражданского назначения.

Мы приступили к этой работе в 2014-м. За три года предстоит сформировать единую базу данных, получить необходимые источники информации, сделать соответствующую привязку, создать многоуровневую систему доступа (от свободного до закрытого). К нашей базе смогут обращаться все заинтересованные инстанции, министерства, ведомства и получать инновационный продукт, который позволит поднять на новый уровень не только военные разработки, но и экономику страны.

В создании современных систем ВВСТ Россия до последнего времени пользовалась накопленным в СССР научно-техническим заделом.За 23 года он практически иссяк, на повестку дня остро встал вопрос производства и защиты нового интеллектуального продукта. Как он решается? На этот и другие вопросы «ВПК» отвечает начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок Министерства обороны РФ Олег Ващенко.

– Ваше управление создано сравнительно недавно. Какие задачи оно решает?

– Управление является системным в аппарате заместителя министра обороны Юрия Борисова. Решает задачи на трех основных направлениях.

1. Развитие интеллектуальной собственности в Российской Федерации и Вооруженных Силах в частности.

“ Размер материального поощрения за внедренные изобретения и рацпредложения планируется увеличить в сто раз ”

2. Рассмотрение вопросов военно-технического сотрудничества и взаимодействие с ФС ВТС.

3. Организация необходимых мероприятий по экспертизе поставок ВВТ, которые планируются к экспорту.

На нашем управлении лежит ответственность и за состояние изобретательской, рационализаторской, патентно-лицензионной деятельности.

Сейчас ни у кого не возникает сомнений, что интеллектуальный потенциал страны является одним из важнейших факторов ее развития. Кроме того, актуальность изобретательско-рационализаторской работы обусловлена появлением и развитием новых социально-экономических отношений в стране, расширением областей применения военных и двойных технологий в производстве изделий гражданского назначения, устойчивой динамикой рынка наукоемкой продукции. 1 января 2008 года введена часть 4-я Гражданского кодекса Российской Федерации, которая серьезно продвинула передовые наработки в этой области и защите прав авторов. Сейчас все тактико-технические задания на новые образцы ВВСТ проходят непосредственно экспертизу в нашем Военно-научном комитете.

– Министерство обороны финансирует создание новых перспективных видов ВВТ. А кому принадлежит интеллектуальная собственность на них?

– Этот вопрос строго регламентирован. В соответствии с нормой, утвержденной постановлением правительства, все права на результаты НИОКР закрепляются за Российской Федерацией в лице Министерства обороны. Соответственно наши предприятия ОПК, выходя на конкурс, подписывают их и обязаны соблюдать. В частности, МО РФ передаются права на конструкторскую документацию и опытный образец.

Что касается объекта интеллектуальной собственности, то здесь чуть сложнее. Исходя из правительственного постановления № 342 в области обороны и безопасности разрешается совместное патентование результата: с одной стороны – государство в лице Минобороны, с другой – головной исполнитель. Но и здесь мы проводим дифференцированную политику. Она направлена на то, чтобы разработчик конкретного изобретения мог получить на него права. Причем не только «головник», но и любой член кооперации.

– Сталкиваетесь ли вы с проблемой параллелизма в изобретательской деятельности?

– Вопрос достаточно актуален. В 2014 году внесены дополнительные изменения в правительственное постановление № 131 о государственном учете результатов данных интеллектуальной деятельности. Есть приказ Министерства обороны и соответствующие методические рекомендации. В каждом госконтракте головному исполнителю предписано готовить формы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности. Они представляются вместе с документами о сдаче конкретного этапа или работы в целом, утверждаются соответствующим заказывающим управлением и концентрируются в качестве базы данных на нашей территории.

После назначения министром обороны генерала армии Сергея Шойгу МО РФ проводит системный анализ этой деятельности, собрав специалистов в единый кулак. Это поможет науке и изобретательству, что называется, идти вместе. На выходе мы получим, надеюсь, серьезный синергетический эффект. Но для этого, во-первых, требуется провести полный автоматизированный учет всех предложений, которые подаются в ВС РФ. Чтобы от полка до главка мы знали, кто, как и над чем работает, что предлагает.

Во-вторых, необходима грамотная система экспертной оценки. Создано новое подразделение – Главное управление научно-исследовательской деятельности, которое будет заниматься и вопросами внедрения.

В-третьих, надо серьезно увеличить размер материального стимулирования за внедренные результаты, принесшие экономический или другой эффект от рационализаторских предложений и изобретений. Планируется увеличить его в сто раз. В частности, фонд материального стимулирования (по итогам Всеармейского смотра на лучшую изобретательско-рационализаторскую деятельность) возрастет с 500 тысяч до 50 миллионов рублей. Добавлю к сказанному, что вышло постановление правительства РФ, определяющее минимальный размер авторского вознаграждения за служебные изобретения. Этого документа ждали 14 лет. Теперь будет разработана эффективная система поощрения в Вооруженных Силах РФ за использование изобретений и рацпредложений.

– Насколько серьезны работы, которые поступают на конкурс?

– Рационализаторская работа более всего развита, конечно, в войсковом звене. Это могут быть самые различные усовершенствования: специальные противооткатные подставки под автомобили, программное обеспечение, системы энергосбережения...

А вот изобретательская деятельность – прерогатива наших военно-учебных заведений и НИИ. Сравнительно недавно, например, была разработана новая система понтонов, которая легче перевозится, проще в использовании, меньше весит. В зависимости от водоизмещения судна можно выбирать тот или иной вариант набора модульных элементов, которые обеспечивают быстрый подъем.

Немало новинок в создании беспилотных летательных аппаратов. Эти задачи стоят почти перед каждым институтом. Они касаются как полета, так и полезной нагрузки – радиолокационной, оптической.

Кстати, созданные в Вооруженных Силах научные роты катализировали этот процесс. Не менее 12 заявок на изобретения было подано по научной роте, сформированной на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Кроме того, все НИОКР, которые осуществляет наш ОПК, находятся на сопровождении Военно-научного комитета Генерального штаба. Хотя тут есть определенные нюансы. Часть наших структур является казенными предприятиями и формально получить деньги за свою работу не может. Мы ищем выход из этого положения, чтобы передаваемые для использования промышленностью материалы оформлялись как ноу-хау, а изобретатели имели возможность получения авторского вознаграждения.

– Как обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности, произведенной еще во времена Советского Союза? Другие страны беззастенчиво копируют, воспроизводят и продают наши ВВТ, не делая отчислений ни автору, ни России. Например, на выставке вооружений в ЮАР был представлен стенд болгарской компании «Арсенал», где огромное количество автоматов Калашникова различных модификаций выдавались за болгарские разработки. Та же ситуация с клонированием гранатометов РПГ-7, систем С-300, истребителей Су-27?

– Это большой и сложный вопрос. Еще до создания нашего управления на различных уровнях принимались меры, чтобы поставить заслон такому плагиату. Однако ощутимых результатов, насколько я знаю, они не дали.

Сравнительно недавно принято решение, что заниматься этой проблемой должна не отдельная структура (раньше ФАПРИ при Минюсте России), а каждый госзаказчик. С 2012 года им переданы соответствующие полномочия, мы также подключились к работе. Но задача это комплексная и решаться может по-разному.

Во-первых, нужно в срочном порядке поднимать уровень отечественного патентования. У нас подается в десятки раз меньше заявок по сравнению с ближайшими конкурентами – США, Японией, Германией. Для исправления ситуации необходимо создать систему стимулирования, которая позволит увеличить число патентов.

Увы, уровень квалификации наших патентных работников пока еще достаточно низок, а те, кто успешно работает, – «штучный товар». Сейчас принимаются серьезные усилия, чтобы выправить ситуацию, идет обучение специалистов всех уровней компетенции.

Ведется работа по увеличению количества соглашений о защите доли собственности при двустороннем сотрудничестве с рядом стран. Например, с нашими коллегами из бывшего Варшавского договора. Пока количество заключенных с ними соглашений в 2,5 раза меньше, чем, скажем, по линии ВТС. Недавно мы договорились с Венгрией, другие на подходе. Но некоторые партнеры игнорируют наши предложения. Это Болгария, Польша, в меньшей мере Чехия. Есть положительные сдвиги во взаимоотношениях со Словакией.

Понятно, что на этот процесс оказывает влияние политика западных санкций. Но думаю, именно институт соглашений по интеллектуальной собственности поможет нам двигаться дальше. Как, скажем, с нашими партнерами из Китая. С ними мы заключили соглашение, оформили положение о двусторонней рабочей группе. В сентябре 2014 года ее российская часть выехала в КНР и приступила к работе. Все это позволит снять озабоченность, имеющуюся как у нас, так и у китайских товарищей, в отношении интеллектуальной собственности.

В конечном же счете мы защищаем права не только Российской Федерации, но и конкретного холдинга, который в большинстве экспортных образцов вынужден модифицировать и модернизировать ВВТ в соответствии с пожеланиями инозаказчика. Недавно ко мне, например, приезжал генеральный конструктор «Сухого», рассказал о достаточно интересной системе патентования, в том числе по Т-50. В «Вертолетах России» также поднимаются эти вопросы. Все это говорит о том, что наши промышленные структуры постепенно поворачиваются лицом к проблеме. Ведь это их потенциал, рынки сбыта, будущая прибыль или… упущенная выгода.

Что касается взаимодействия с Главным управлением научно-исследовательской деятельности (ГУНИД), то его целевая функция – внедренческая часть, а наша задача – обеспечить правовую охрану интеллектуального продукта, его освоение в ОПК или гражданском секторе. Финансирование подачи заявок на изобретение, оплата пошлин, выплаты первичного авторского вознаграждения, получение патента – все это осуществляется через наше управление. Но без тесного взаимодействия с ВНК Генерального штаба, Управлением интеллектуальной собственности никак не обойтись.

– Получается, все проблемы решаемы?

– Одна из самых сложных – быстрое изменение правового поля. Если в патентном законе предполагалось, что за авторское вознаграждение платит государственный заказчик, то в нынешнем Гражданском кодексе таковым называется работодатель.

Другая проблема – отсутствие четких критериев минимальной ставки авторского вознаграждения. Определить ее при расчете себестоимости изделия крайне непросто. Не всегда учитываются затраты на выплату авторского вознаграждения и в цене контракта. 4 июня 2014 года вышло правительственное постановление № 512. Думаю, оно сдвинет с места этот вопрос. Размер авторского вознаграждения в соответствии с нормативами будет закладываться в цену контракта, а выплачиваться работодателем.

О многом говорят и такие факты. Во Всеармейском смотре-конкурсе в 2014-м приняли участие более 22 тысяч изобретателей и рационализаторов. Они стали авторами 979 изобретений, 17 500 рацпредложений. Из них внедрено 413 и 15 163 соответственно. Это в два раза больше, чем в предыдущем году.

Указом президента РФ восстановлено звание «Заслуженный изобретатель». Сейчас в каждой воинской части предписано иметь внештатную комиссию изобретательско-рационализаторской работы. Любой офицер может в нее обратиться со своим предложением, которое мы обязательно рассмотрим. На сайте Министерства обороны есть все координаты, почта, по которой можно подавать заявки. Нет никаких бюрократических преград.

В главках организованы нештатные комиссии по изобретательской и рационализаторской деятельности. Их финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета, которые распределяет наше управление по соответствующим статьям. Таким образом, мы имеем возможность эффективно влиять на ситуацию, отбирать изобретения, которые представляем на рассмотрение заказывающим управлениям.

– Как идет взаимодействие с Военно-промышленной комиссией, которую сейчас возглавляет Владимир Путин?

– ВПК ставит перед нами задачи консолидации. Проводятся мероприятия, связанные со сравнительным анализом интеллектуальной деятельности в разных министерствах. Каждое имеет свои базы информационных данных. Но они до конца не скоординированы, ими нельзя безошибочно пользоваться.

Перед Министерством обороны поставлена задача создать единую базу результатов интеллектуальной деятельности, НИОКР, а также конструкторской документации для использования в продукции двойного и гражданского назначения.

Мы приступили к этой работе в 2014-м. За три года предстоит сформировать единую базу данных, получить необходимые источники информации, сделать соответствующую привязку, создать многоуровневую систему доступа (от свободного до закрытого). К нашей базе смогут обращаться все заинтересованные инстанции, министерства, ведомства и получать инновационный продукт, который позволит поднять на новый уровень не только военные разработки, но и экономику страны.