Порядок проведения ето на эксплуатируемой технике. II

Оповещение подчиненных ИРЛИ осуществляется с целью обеспечения на них непрерывности сопровождения ВО, управления собственными средствами, а также для выдачи на одновходовые ОКП, замкнутые на ИРЛИ.

Для оповещения любого ИРЛИ отбираются ВО, сопровождаемые на КСА 97Ш6 по данным ВКП, соседних КП и других подчиненных ИРЛИ и удовлетворяющие критериям принадлежности или подлетного времени к зоне отбора этого ИРЛИ. В случае, если количество отобранных ВО превышает возможности ИРЛИ по приему информации, выдача информации осуществляется по следующей приоритетной схеме:

ВО, находящиеся в зоне отбора;

ВО в порядке возрастания величины подлетного времени к данной зоне.

КСА ПУ рлр типа 86Ж6, 86Ж6М, 86Ж6С, не обрабатывают информацию оповещения как сообщение от автономного ИРЛИ, а воспринимают ее в составе кодограммы о распоряжении с кодом распоряжения "Оповещение" и нулевым номером трассы. Далее оно отображается на АРМ ПУ рлр для организации автоматизированного захвата ВО. Аналогично воспринимается этими абонентами и распоряжение "Целеуказание на захват ВО". Целесообразно при взаимодействии КСА 97Ш6 с данными типами ИРЛИ не вырабатывать в их адрес информацию оповещения в виде управляющего воздействия, а использовать для обеспечения своевременного захвата ВО в контролируемой источником области пространства только распоряжение типа "Целеуказание".

На КСА 97Ш6 управление подчиненными ИРЛИ осуществляется для решения следующих задач:

обеспечения единого понимания воздушной обстановки на вышестоящем и нижестоящих уровнях (характеристик ВО, назначенных воздействий, результатов группирования);

обеспечения непрерывности проводки ВО;

регулирования информационных потоков;

повышения достоверности определения признаковой информации (ТВО, ОГП);

обеспечения пассивной защиты средств ИРЛИ от ПРС.

Реализация решений данных задач осуществляется при помощи выработки следующих типов распоряжений (соответственно команд для КСА из состава АСУ ВВС):

присвоить характеристики (команда о связке номеров) - ПХ;

присвоить признак воздействия - ПВЗ;

присвоить номер группы - ПНГ;

целеуказание на захват ВО - ЦУ ВО;

целеуказание на захват ИП - ЦУ ИП;

цель соседа - ЦС;

сбросить ВО с сопровождения (команда по цели - сопровождение) - СБР;

прекратить выдачу информации о ВО - ПВ;

восстановить выдачу информации о ВО - ВВ;

уточнить характеристики по ОГП (команда по цели - уточнить принадлежность) - УХ ОГП;

выключить (включить) излучение - ВЫКЛИ (ВКЛИ);

телефонный разговор (команда общего типа) - ТР.

Все типы распоряжений (команд), кроме распоряжения "Телефонный разговор" и команд общего типа, предназначенных для организации переговоров по ОКС ЛБР или передачи кодированной информации, вырабатываются на КСА 97Ш6 автоматически относительно одиночных ВО.



На КСА 97Ш6 автоматическое управление подчиненными ИРЛИ строится на следующих принципах:

управление осуществляется с учетом команд и распоряжений, поступающих от ВКП и ОКП;

управление осуществляется с учетом текущего состояния КСА 97Ш6 (загрузки по количеству сопровождаемых ВО и потоку входных сообщений), подчиненных ИРЛИ (загрузка, режим боеготовности) и средств, замкнутых на ИРЛИ (включены, выключены);

критерии принятия решений для каждого типа распоряжения являются унифицированными - независимыми от типа ИРЛИ;

любой тип распоряжения (команд) вырабатывается в адрес ИРЛИ только в том случае, если ИРЛИ воспринимает распоряжение данного типа или семантически ему подобное.

При взаимодействии КСА 97Ш6 с подчиненными ИРЛИ, оснащенными КСА из состава АСУ ВВС, на них не выдается команда по распределению усилий (задает зону отбора для выдачи информации в горизонтальной и вертикальной плоскостях), так как КСА 97Ш6 воспринимает информацию о воздушной обстановке, формируемую на этих ИРЛИ, в полном объеме.

Адаптация множества типов распоряжений, вырабатываемых КСА 97Ш6, ко множеству типов распоряжений, воспринимаемых конкретным ИРЛИ, осуществляется программным путем.

КСА 97Ш6 обеспечивает прием и обработку следующих запросов и донесений от подчиненных ИРЛИ:

телефонный разговор - с последующим отображением на АРМ КСА;

донесение на команду общего типа - с последующим отображением на АРМ КСА;

ВО присвоен признак воздействия - с последующим присвоением данного признака трассе ВО, выдаваемой на ИРЛИ в виде информации оповещения.

Функциональные задачи, решаемые на КСА 97Ш6 при взаимодействии с подчиненными ИРЛИ, приведены в "Описании применения" ПО КСА 97Ш6.


2.10. Взаимодействие КСА с абонентами в режиме живучести

при выполнении функций ведущего КП

При выходе из строя КП уровня ртб, выполняющего в основном режиме функции вышестоящего КП, заранее подготовленный КСА 97Ш6 в режиме живучести становится ведущим (опорным) КСА по отношению к другим ПУ одного с ним уровня.

Для обеспечения режима живучести программное обеспечение КСА 97Ш6 решает задачи КСА 98Ш6 в пределах возможностей технических средств КСА 97Ш6 по каналам связи и производительности.

Переход в режим живучести производится перенастройкой (при необходимости) каналов передачи данных и ОКС и перезапуском программного обеспечения КСА.

При работе в качестве ведущего КСА 97Ш6 может функционировать в централизованном режиме (при подключении к КП более высокого уровня, например, КП ртбр, или на КП зрбр при работе в составе АСУ ПВО СВ) и, в крайнем случае, в децентрализованном режиме (при отсутствии ВКП).

При выполнении функций ведущего КСА 97Ш6 решает дополнительные задачи по отношению к задачам основного режима:

взаимодействие с подчиненными ПУ рлр;

взаимодействие с подключаемым ВКП;

взаимодействие с подключаемыми обеспечиваемыми и соседними взаимодействующими КП, ранее замкнутыми на "вышедший из строя" ВКП.

Количество и состав подключаемых абонентов определяется тактико-техническими возможностями КСА 97Ш6 (см. п. 1.2).

Взаимодействие с абонентами различных уровней иерархии осуществляется в соответствии со структурами обмена информацией и принципами решения функциональных задач на КСА 97Ш6.

Избыточность аппаратно-программных средств КСА 97Ш6 по составу функциональных задач и номенклатуре типов сопрягаемых средств различных уровней иерархии (ВКП, СКП, ОКП, ПКП) позволяет решать в режиме живучести на ведущем КСА 97Ш6 с высокой степенью эффективности задачи по сбору и обработке информации (радиолокационной, о техническом состоянии и боеготовности и т.д.) от различных источников и выдачи ее разным потребителям, а также осуществлять управление подчиненными источниками (в том числе ПУ рлр) с учетом команд ВКП.


3. СОСТАВ РАСЧЕТА КСА И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Состав расчета КСА

Состав лиц полного боевого расчета КСА приведен в табл. 3.1.

Размещение расчета по рабочим местам зависит от количества рабочих мест в системе, что в свою очередь определяется модификацией КСМА 44Б6 (см. АСГК.461262.002 Э1).

Таблица 3.1

Номера АРМ-1
Лица расчета
- -01 -02 -03 -04
Командир АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1
Начальник штаба АРМ N2 АРМ ИРЗ АРМ N2 АРМ ИРЗ АРМ N2 АРМ ИРЗ АРМ N2 АРМ ИРЗ АРМ N2 АРМ ИРЗ
Старший оператор по обработке информации АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2
Оператор по взаимодействию АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2
Оператор МС АРМ N3 АРМ N4 АРМ N3 - -
Оператор МС АРМ N4 - - - -
Оператор РЛС АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3

Состав лиц сокращенного расчета приведен в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Лица расчета Номера АРМ-1
Вариант исполнения 44Б6 АСГК.461262.002
- -01 -02 -03 -04
Оперативный дежурный КП (ОД КП) АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1
Старший оператор по обработке информации АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2
Оператор МС АРМ N4 АРМ N4 АРМ N3 - -
Оператор РЛС АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3 -

Под АРМ понимается автоматизированное рабочее место, позволяющее работать в координатно-знакографическом режиме отображения (в реальном масштабе времени).

По своим возможностям любой АРМ (кроме АРМ ИРЗ) может работать в режиме рабочего места командира. Ввод функционального назначения осуществляется при загрузке программного обеспечения. По начальному пуску (по умолчанию) в режим «АРМ командира» устанавливается АРМ N1. Все остальные рабочие места автоматически переводятся в режим рабочего места оператора по обработке информации с соответствующим предоставлением доступа к меню согласно информационной модели отображения. По решению командира размещение лиц расчета может изменяться.

При наличии в составе изделия 97Ш6 модуля сопряжения и съема информации (МС) с РЛС с аналоговым выходом, в состав КСА вводится дополнительное рабочее место для оператора МС:

АРМ-1 N4 или АРМ-1 N3 при наличии одного МС - модификации КСМА АСГК.461262.002-01 и АСГК.461262.002-02 соответственно;

АРМ-1 N3 и АРМ-1 N4 при наличии двух МС - модификация КСМА АСГК.461262.002.

Для работы РЛС 19Ж6 также необходимо отдельное рабочее место оператора РЛС (АРМ-1 N3) - модификации КСМА АСГК.461262.002-03.

Взаимодействие с РЛС 19Ж6 возможно и в модификациях 44Б6:

АСГК.461262.002, АСГК.461262.002-01, АСГК.461262.002-02, при отсутствии в данный момент сопряжения с РЛС с аналоговым выходом через МС. В этом случае АРМ-1 N3 может быть использован для работы с РЛС 19Ж6.

Кроме того, модификация АРМ-1 предусматривает установку в системный блок АРМ адаптера сопряжения с РЛС 19Ж6 (АС 19Ф). Переключатель ПКС-Ц, как видно из рис. 1.1 подключен не только к АРМ N3, но и к АРМ N2. Поэтому, в случае занятости АРМ N3 работой с МС, оператор РЛС может выполнять свои функциональные обязанности на АРМ N2, в которое в этом случае должна быть загружена система программ сопряжения с РЛС 19Ж6. Вид функционирования АРМ - "Оператор РЛС".

3.2. Функциональные обязанности ЛБР

Командир:

анализирует состояние и определяет конфигурацию системы и аппаратуры КСА в зависимости от технического состояния каналов связи, КСА и поставленных задач;

вводит в вычислительный комплекс функциональное назначение АРМ: "АРМ командира", и определяет АРМ для остальных лиц расчета;

определяет и вводит в вычислительный комплекс режим работы системы (мирный, военный) и КСА (основной, совмещенный);

осуществляет оперативный ввод сменных величин при изменении дислокации абонента;

осуществляет запрос существующих реперных точек и назначает рабочие реперные точки для подвижных объектов;

управляет взаимодействием всех абонентов КСА;

включает в работу (исключает из работы) источники информации;

управляет источниками информации, отбором информации на абоненты и вышестоящий КП;

управляет алгоритмами обработки информации;

использует результаты решения ИРЗ для управления ИРЛИ;

осуществляет перезапуск программного обеспечения;

принимает решение о регистрации информации и об отмене ее;

осуществляет смену ключей ПВО.

Начальник штаба:

уясняет задачу, определяет и уточняет способы и порядок ее выполнения;

оценивает воздушного противника, возможности подчиненных ИРЛИ на основе решения ИРЗ 1.1-1.6, 3.1.2, 7.1, 7.18-7.21 и докладывает предложения командиру;

анализирует состояние системы управления, связи и принимает меры по поддержанию их в постоянной готовности;

организует и контролирует доведение задач до ИРЛИ и их выполнение;

руководит документированием и подготовкой итоговых документов по результатам работы.

Старший оператор по обработке информации:

вводит в вычислительный комплекс уточненную информацию о характеристиках ВО;

производит ручной ввод информации, полученной по оперативно-командной связи;

контролирует выполнение команд, выданных подчиненным ИРЛИ;

решает информационно-расчетные задачи 8.1-8.9;

контролирует выдачу информации на обеспечиваемые и вышестоящий КП.

Принципы и алгоритмы решения ИРЗ приведены в программной документации на данные задачи.

Оператор по взаимодействию выполняет обязанности в объеме обязанностей старшего оператора по обработке информации по своему направлению.

Оператор МС подчиняется старшему оператору по обработке информации и отвечает за своевременное обнаружение, завязку трасс ВО и качество их сопровождения.

Оператор МС:

включает и проводит комплексную проверку готовности к работе своего рабочего места;

непрерывно следит за воздушной обстановкой на средствах отображения и докладывает старшему оператору по обработке информации о всех обнаруженных ВО;

вводит стробы сопровождения по ВО с целью ограничения потоков входной координатной информации;

следит за своевременной привязкой характеристик и высоты ВО и докладывает старшему оператору по обработке информации;

по команде старшего оператора по обработке информации вводит (изменяет) дополнительные характеристики ВО;

докладывает о потере ВО или о выходе их из зон обнаружения РЛС.

Функции оператора РЛС 19Ж6 аналогичны описанным для оператора МС.

При выполнении боевой задачи сокращенным расчетом обязанности командира выполняет оперативный дежурный (ОД) КП.

3.3. Состав лиц инженерно-технического персонала и их функциональные обязанности

Состав инженерно-технического персонала КСА 97Ш6 в модификации стационарного конструктивного исполнения для технического обслуживания аппаратуры и поддержания ее в постоянной готовности приведен в табл.3.3.

Таблица 3.3

начальник (старший инженер, инженер) - 1;

техник - 1;

Всего 2 человека.

Помимо перечисленного состава в обеспечении работы и эксплуатации КСА участвуют ЛБР.

Начальник обеспечивает постоянную готовность техники к применению и правильную эксплуатацию, укомплектованность ее техническим имуществом и средствами измерения, ведение установленной технической документации.

Начальник обязан:

в совершенстве знать комплект техники и правила ее эксплуатации, обеспеченность техническим имуществом и средствами измерений;

распределять обязанности личного состава расчета и руководить их работой;

обеспечивать постоянную готовность КСА к применению, проведение ТО и выполнение правил безопасности и пожарной охраны личным составом;

принимать меры по своевременной проверке и замене средств измерений, укомплектованию техники перед отправкой в ремонт, восполнению израсходованного технического имущества индивидуального ЗИП;

лично участвовать в проведении доработок на комплекте КСА;

осуществлять взаимодействие с вышестоящими инженерно-техническими службами;

вести установленную техническую документацию.

Старший инженер обеспечивает постоянную готовность техники к применению и правильную ее эксплуатацию.

Старший инженер обязан:

в совершенстве знать комплект техники КСА, правильно его эксплуатировать;

разрабатывать графики проведения ТО;

распределять задания на проведение работ личного состава и проверять качество выполнения;

включать и выключать КСА, переводить его из режима в режим, осуществлять контроль функционирования;

проводить сложные профилактические мероприятия.

Инженер обеспечивает постоянную готовность техники к применению и ее правильную эксплуатацию.

Инженер обязан:

производить контроль функционирования подсистем и технических средств;

проводить при отказах диагностирование до резервируемого модуля и осуществлять переход на резерв;

вводить отремонтированное техническое средство или составную часть в конфигурацию КСА;

устранять сложные неисправности;

проводить сложные профилактические мероприятия с регулировкой и применением спецприборов;

подготавливать заявки на необходимое оборудование, запчасти и принадлежности.

Техник обеспечивает постоянную готовность вверенных подсистем КСА и их правильную эксплуатацию.

Техник обязан:

в совершенстве знать вверенные подсистемы КСА;

проводить технологическое включение и выключение вверенных средств; проводить ТО, регулировку и текущий ремонт технических средств, в том числе диагностирование с точностью до сменного элемента;

устранять неисправности средств.


4. ПОДГОТОВКА КСА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

4.1. Подготовительные работы и порядок их проведения

4.1.1. Порядок включения электропитания

Включение электропитания стационарного варианта КСА 97Ш6 означает включение электропитания и вентиляции аппаратуры КСМА 44Б6, порядок и последовательность которого описаны в РП на КСМА АСГК.461262.002 РП, раздел 4.

Перед включением электропитания ЛБР должна быть проверена установка органов управления включением и выключением электропитания аппаратуры в положение "Выкл."

Расчет и загрузка в ВК констант и сменных величин предназначены для настройки ПО изделия на работу с конкретным составом группировки внешних абонентов КСА, привязанной к местности. Настройка ПО производится с помощью специального набора констант и сменных величин, которые по их функциональному назначению можно разделить на несколько групп:

алгоритмические константы;

кодировочная информация;

параметры эталонных объектов;

дислокационные константы;

статическая информация.

Настройка ПО производится боевым расчетом путем ввода сменных величин, включающих в себя:

константы пересчета координат из системы координат абонента в собственную систему координат и обратно;

координаты точек стояния элементов системы;

координаты эталонных объектов для проверки юстировки РЛС и проверки правильности пересчета координат;

состав взаимодействующих абонентов и распределение их по каналам ПД;

параметры зон отбора взаимодействующих абонентов и т.д.

Принцип ввода сменных величин приведен в «Руководстве по применению» на 44Б6 (АСГК.461262.002 РП)

Подготовка исходных данных для расчета сменных величин производится в соответствии с требованиями "Методики подготовки исходных данных для расчета сменных величин" АСГК.460088.019.

Ввод и обработка исходных данных производится в соответствии с "Инструкцией по расчету, изменению и записи сменных констант" АСГК.460039.016, где приведены таблицы, заполняемые оператором АРМ ИРЗ, и правила их заполнения.

4.1.3. Включение и проверка оперативно-командной связи

Включение и проверка оперативно-командной связи (ОКС) изделия 97Ш6 заключается во включении ОКС КСМА 44Б6 с дальнейшей ее проверкой.

Перед началом проведения проверки направлений ОКС на внешние абоненты, последние должны быть настроены на совместную работу с КСА в части организации ОКС.

Включение и проверка ОКС КСМА 44Б6 описаны в ИМ на КСМА

АСГК.461262.002 ИМ, раздел 5.

4.1.4. Подготовка внешних абонентов к совместной работе

На внешних абонентах КСА их боевыми расчетами в процессе подготовки к совместной работе должны быть проведены следующие работы:

закрепление каналов передачи данных (КПД) и каналов ОКС в направлении на КСА;

стыковка выделенных КПД и каналов ОКС внешних абонентов с соответствующими КПД и каналами ОКС на КСА;

загрузка в ВК комплекса средств автоматизации абонента дислокационных констант КСА 97Ш6, признака используемой в информационном обмене системы координат, типа алгоритма, значения результата передачи информационного сообщения и скорости передачи данных;

определение и согласование с боевым расчетом КСА 97Ш6 номенклатуры и координат реальных и фиктивных реперных точек.

Порядок действий лиц боевых расчетов внешних абонентов при проведении подготовительных работ к совместному функционированию с КСА определяется требованиями программно-технической документации на используемые комплексные средства автоматизации.

4.2. Начальный пуск КСА и порядок его проведения

Начальный пуск КСА 97Ш6 отождествляется с начальным пуском КСМА, последовательность проведения которого описана в руководстве по применению на КСМА 44Б6 АСГК.461262.002 РП, раздел 4.

4.3. Проверочные работы и порядок их проведения

4.3.1. Комплексный функциональный контроль

Комплексный функциональный контроль (КФК) КСА включает в себя внутренний и внешний уровни.

Внутренний уровень КФК обеспечивает проведение комплексного контроля технического состояния КСМА.

Результаты комплексного контроля технического состояния КСМА выдаются на средства отображения автоматически (обобщенные результаты) и по требованию оператора (подробные таблицы технического состояния) .

На экране АРМ (в верхнем правом углу) автоматически высвечивается текущее техническое состояние абонентов локальной вычислительной сети КСМА, при этом степень готовности их указывается цветом.

Для проверки состояния трактов передачи данных необходимо установить шлейфы для всех проверяемых ТПД. Состояние ТПД отображается в поле 4 экрана АРМ, степень исправности их также указывается цветом.

В случае появления информации о неисправности аппаратуры КСМА, оператор АРМ с помощью команд модуля 10 информационной модели КСА (см. Приложение 1, АСГК.461253.008-02 РЭ1) может вызвать уточняющие таблицы технического состояния абонентов сети и ТПД.

Внешний уровень КФК обеспечивает проведение на КСМА работ в части:

оценки технического состояния внешних абонентов и КПД;

проверки точности пересчета координат;

контроля съюстированности подчиненных источников;

автономного и комплексного тренажа.

Подробное описание принципов и организации функционального контроля приведено в "Руководстве по применению" на КСМА 44Б6 АСГК.461262.002 РП, раздел 4.

4.3.2. Оценка технического состояния внешних абонентов и КПД

Для оценки технического состояния внешних абонентов и КПД в КСА используются:

отображаемое в правой части экрана АРМ (поле 2) состояние КПД с внешними абонентами - состояние канала и внешнего абонента подсвечивается цветом (см. Приложение 1, АСГК.461253.008-02 РЭ1);

справка о техническом состоянии, принадлежности, статусе и типах внешних абонентов КСА, вызываемая оператором по команде с АРМ (модуль 10 команда 105.1);

таблица технического состояния трактов передачи данных и каналов связи, вызываемая по команде с АРМ (модуль 10-АД команда 105.2);

сообщения о боевой готовности абонентов, поступающие как по каналам РЛИ, так и по ОКС. Боеготовность любого из внешних абонентов может быть оценена по информации, отображаемой на кадре технического состояния АРМ.

Вызов на отображение вышеперечисленной информации осуществляется в соответствии с информационной моделью КСА АСГК.461253.008-02 РЭ1.

4.3.3. Проверка съюстированности подчиненных источников

Целью юстировки радиолокационной системы является точное совмещение на КП всех уровней координатных данных, получаемых от разных источников информации, работающих в своих системах отсчета координат.

Проверка юстировки замкнутых на КСА радиолокационных станций осуществляется:

в соответствии с требованиями нормативно-технических документов на эксплуатируемые РЛС;

после длительного перерыва в работе;

при проведении передислокации РЛС;

по завершении на РЛС каких-либо ремонтно-восстановительных работ по приведению ее в боеготовое состояние.

Контроль юстировки производится по реальным реперным точкам (РТ) или по их электронным имитаторам, координаты которых загружены в зоне сменных величин ПО и рассчитаны относительно начала отсчета (центра) системы координат РЛС.

До проведения на КСА комплексной проверки съюстированности РЛС на всех РЛС, привлекаемых к работе, должны быть проведены автономные проверки в объеме, определяемом технической документацией на эти изделия. Итоги этих работ должны иметь положительный результат. Комплексный контроль юстировки на КСА осуществляется оператором комплекса с помощью выдачи средствами ОКС команд на проверяемую станцию.

После взятия заданной юстировочной точки (ЮТ) (условного ВО, местного предмета) на сопровождение и завершения периода набора статистики (100-120 с), по команде оператора (модуль 9-ЮСТ информационной модели КСА АСГК.461253.008-02 РЭ1) производится автоматический расчет среднего арифметического отклонения координат юстировочной точки от координат, получаемых по информации от РЛС. Результаты расчета могут быть выданы по команде оператора как на отображение, так и на печать.

Кроме традиционных автономных способов контроля юстировки в КСА 97Ш6 предусмотрены способы системного контроля юстировки, основанные на сравнении координат одних и тех же реальных воздушных объектов (ВО), поступающих от разных источников информации, сопровождающих эти ВО. По величинам расхождений прямоугольных координат, получаемых при таком сравнении, вычисляются ошибки юстировки РЛС по азимуту, а также ошибки в координатах дислокации, на основе которых вычислены коэффициенты пересчета координат. Системный контроль юстировки может производиться без выведения проверяемых источников информации из основного режима работы, в ходе их обычного функционирования, что обеспечивает оперативность контроля. Другая особенность системного контроля состоит в проверке конечного результата юстировки радиолокационной системы - совпадении данных разных источников, что позволяет выявлять ошибки юстировки, вызванные причинами, которые не обнаруживаются при автономном контроле.

В режиме системного контроля на КСА могут применяться следующие способы контроля юстировки по реальным ВО:

по относительным расхождениям координат (ОТ);

по азимуту для двух разнесенных на местности РЛС (ЮА);

по азимуту при малых базовых расстояниях (МБ);

контроль правильности определения координат дислокации РЛС (АБ).

Для решения задач системного контроля юстировки определяются расхождения между координатами одних и тех же ВО по Х, У, Н, сопровождаемых двумя источниками информации. Осредненные значения этих расхождений при точной юстировке обоих источников не должны выходить за пределы разброса случайных ошибок. Выход расхождений за установленные пределы свидетельствует о наличии разъюстировки.

Контроль по реальным воздушным объектам обеспечивает меньшую точность определения ошибок юстировки, чем контроль по местным предметам (МП), и требует большего внимания при проведении проверок. Вместе с тем он не зависит от эталонных данных и поэтому позволяет обнаруживать влияние ошибок в них, а также ошибок оператора при контроле по МП. Возможность проводить контроль в ходе обычной работы системы делает его оперативным.

Противопожарных средств, наличия КФ, пломб, печатей.

Проверить состояние заземляющего устройства путем внешнего осмотра. Убедиться в отсутствии обрывов заземляющих проводников, в надежности и чистоте контактных соединений на клеймах заземлителей и на клеймах «ЗЕМЛЯ» прицепов изделия.

Проверить наличие и состояние огнетушителей, а также табличек на них с указанием даты проверки. Проверить наличие и состояние противопожарного инвентаря.

Проверить наличие пломб и печатей на штурвалах автоматов АП-1,АП-2, крышках переключателей «ИЗЛ»,»переключателей каналов» бл.12/23, крышке переключателя «РЕЖИМВ КЛЮЧ.» бл. 34 .

ОПЕРАЦИЯ № 2. Проверка состояния телефонной связи.

ОПЕРАЦИЯ № 3. Проверка состояния агрегатов питания.

ОПЕРАЦИЯ № 4. Проверка исходного положения органов управления.

ОПЕРАЦИЯ № 5. Проверка последовательности включения изделия.

ОПЕРАЦИЯ № 6. Проверка режима работы передающего устройства по контрольным приборам.

Проверка соответствия настройки генератора СВЧ на разрешенную частоту

ОПЕРАЦИЯ № 7. Измерение коэффициента шума приемного устройства.

ОПЕРАЦИЯ № 8. Проверка системы вращения. АПЧ и ориентирования по КМП.

ОПЕРАЦИЯ № 9. Проверка системы зашиты от ПП.

ОПЕРАЦИЯ № 10. Проверка работоспособности приемно-индикаторного тракта (ИКО).

ОПЕРАЦИЯ № 11. Проверка прохождения сигналов опознавания на экраны индикаторов.
3.2.Порядок проведения контрольного осмотра РЛС 1РЛ-131.

ОПЕРАЦИЯ № 1. Запуск агрегатов питания.

Убедиться в отсутствии подтеканий топлива, масла. Проверить заправку агрегатов топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Произвести пуск агрегата, установить номинальный режим его работы. Выдать питание на аппаратуру изделия.

ОПЕРАЦИЯ № 2. Проверка последовательности включения изделия.

ОПЕРАЦИЯ № 3. Проверка состояния телефонной связи.

Проверить состояния телефонной связи в линиях командной и оператора путем посылки вызова абоненту и ведения двухстороннего разговора.

ОПЕРАЦИЯ № 4. Проверка системы врашения и ориентирования по КМП.

ОПЕРАЦИЯ № 5. Проверка работы АПЧ и оценка чувствительности приемника.

ОПЕРАЦИЯ № 6.Проверка системы зашиты от ПП.

ОПЕРАЦИЯ № 7. Проверка прохождения сигналов опознавания на экраны индикаторов.
40-41 ТО включает в себя проверку состояния и контроль работоспособности образца, проверку работоспособности и параметров систем, настройку и регулировку, замену отдельных элементов, чистку, смазывание, сезонную смену смазок и другие работы, связанные с поддержанием исправности и предупреждением отказов РЭТ.

Для РЭТ в процессе эксплуатации предусматриваются следующие виды ТО:

при применении по назначению:

на кратковременном хранении:

на длительном хранении:

КО РЭТ производится при каждом включением образца и включает следующие операции:

проверка, установка оперативных органов управления в исходное положение;

проверка питающих напряжений, включение;

проверка исправности телефонной и громкоговорящей связи;

проверка аппаратуры документирования;

проверка аппаратуры индикации и ориентирования по контрольному местному предмету (юстировочным точкам);

контроль совместного функционирования рабочих мест (индикаторов), спецвычислителей, электронных вычислительных машин, устройств управления обменом, устройств сопряжения с пультами и других систем; проверка системы вращения, наклона (качания) антенн;

проверка приемо-передающей аппаратуры;

проверка режимов обзора;

проверка аппаратуры опознавания;

проверка работоспособности трактов приема, передачи, обработки и отображения информации.

Порядок, последовательность и содержание операций КО РЭТ может меняться (уточняться) для каждого конкретного образца РЭТ.

ЕТО проводится ежедневно в определенное приказом командира войсковой части время. Перечень операций ЕТО включает в себя операции проводимые при КО. Кроме этого при проведении ЕТО должна проводиться проверка:

надежности и состояния заземления;

наличия и состояния средств пожаротушения;

уровня масла в редукторах, механизмах, агрегатах; надежности крепления и состояние редукторов, механизмов, защитных кожухов, решеток;

состояния систем вентиляции, кондиционирования, охлаждения;

уровня охлаждающей жидкости в системах, состояние рукавов, трубопроводов, соединений;

уровня спецжидкости в токосъемниках;

сопряжения с КСА.

ТО-1 (ТО-2) проводится с целью поддержания РЭТ в исправном состоянии, до подготовки к использованию или очередного ТО, контроля технического состояния и устранение выявленных недостатков.

СО проводится в целях подготовки РЭТ к зимнему или летнему периоду эксплуатации. При планировании СО, как правило, совмещается с ближайшим по времени ТО-1 или ТО-2.
НОРМЫ ВРЕМЕНИ

для проведения технического обслуживания РЭТ РТВ


Тип

Норма времени для проведения ТО


Срок готовности к

включению аппаратуры из положения ТО


ТО-1

ТО-2

СО

ТО-1

ТО-2

СО

периодичность

Норма времени

(час)


периодичность

Норма времени

(час)


периодичность

Норма времени

(час)


П-18

2 раза в мес

8

1 раз в 2 мес

16

2 раза в год

24

20

1,5

1,5

П-19

2 раза в мес

8

1 раз в 2 мес

16

2 раза в год

16

30

1,5

1,5

19Ж6

1 раз в мес

8

2 раза в год

23

0,25

2

ПРВ-13

2 раза в мес

8

1 раз в 2 мес

16

2 раза в год

16

40

1,5

2

РТО – это ТО, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации на образец РЭТ и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния образца в момент начала ТО.

РТО при эксплуатации проводится с целью обеспечения работоспособности в течение длительного периода эксплуатации составных частей образца РЭТ, требующих обслуживания по потребности (при расходовании определенного ресурса работы, в зависимости от наработки или технического состояния). РТО проводится, как правило, один раз в год, и может совмещаться с СО.

ТО РЭТ, состоящего из нескольких составных частей, проводится комплексно, то есть, совмещено по месту и времени для всех составных частей.

Виды и периодичность ТО составных частей РЭТ определяются периодичностью ТО его основной части.

При проведении ТО необходимо строго соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации и других руководящих документах.

Запрещается нарушать периодичность ТО РЭТ без специальных указаний довольствующего органа.

Командиры подразделений несут ответственность за своевременное проведение в полном объеме ТО РЭТ.

Заместитель командира воинской части (подразделения) по вооружению (технической части) отвечает за планирование, организацию и своевременное проведение ТО РЭТ.

Начальник службы вооружения организует и обеспечивает ТО РЭТ, состоящей на учете в службе вооружения, и принимает меры по своевременному ТО ее составных частей через соответствующих начальников служб.

Непосредственно руководит проведением ТО лицо , ответственное за эксплуатацию образца РЭТ.

Командиры воинских частей и подразделений обязаны планировать и выделять необходимое время и личный состав на проведение ТО и требовать точного выполнения всего объема работ в установленные сроки.

Личный состав групп регламента и ремонта, участвующий в проведении ТО, должен пройти необходимую подготовку и специализироваться по видам работ, за полноту и качество проведения которых он несет ответственность.

Использовать специалистов-ремонтников, а также личный состав расчетов в период проведения ТО для выполнения хозяйственных и других работ запрещается.

Время для проведения номерных ТО, РТО и СО предусматривается планом боевой подготовки, планами эксплуатации и ремонта РЭТ.

Виды ТО и объемы работ в послегарантийный период эксплуатации устанавливаются для конкретных образцов РЭТ и энергетических средств руководствами по ТО (регламентным работам).

В гарантийный период эксплуатации ТО проводится согласно документации на образец техники с сохранением установленных ею видов ТО, их периодичности и объема работ.

На энергетических средствах, входящих в состав образцов РЭТ, предусмотрены следующие виды ТО:

ТО-1 – через 50–100 часов работы в зависимости от типа энергетических средств;

ТО- 2 – через 200 – 400 часов работы в зависимости от типа энергетических средств;

РТО – через 800 – 1000 часов работы;

СТО – проводится один раз в полгода при подготовке к зимнему или летнему периоду эксплуатации.

КО проводится перед каждым включением и включает следующие основные операции:

установка органов управления в исходное состояние;

проверка надежности крепления насосов, фильтров, зарядного генератора, стартера, панели приборов;

проверка натяжения ремней;

проверка наличия масла, охлаждающей жидкости, топлива;

проверка давления воздуха в пусковом баллоне и надежности соединений элементов пускового устройства;

проверка надежности крепления проводов к электрооборудованию;

проверка плавности хода рукоятки подачи топлива.

Постановка образца РЭТ на ТО производится в соответствии с выпиской из квартального плана проведения ТО. Для проведения планового ТО, кроме ЕТО, РЭТ снимается с боевой готовности.

Все виды ТО на ПРВ проводятся одновременно с дальномерами РЛК и РЛС, с которыми они сопряжены или используются.

ТО на КСА подразделения планируется в период проведения ТО на основной РЛС (РЛК) подразделения. В локальных автоматизированных группировках ТО основной РЛС (РЛК) подразделения и КСА должно проводиться одновременно со средствами КСА КП воинских частей зенитных ракетных войск и истребительной авиации, получающими боевую информацию от данного подразделения.

РТО должно планироваться на технике, прибывающей из промышленности и капитального ремонта, только по истечении годичного срока эксплуатации.

На технике, подготовленной к отправке в капитальный или средний ремонт, подготовленной к списанию ТО не планируется.

ТО РЭТ длительного хранения, подменного фонда включается в план ТО отдельно от вооружения, развернутого и привлекаемого к боевому дежурству.

ТО не должно планироваться на выходные, предпраздничные и праздничные дни.

На каждом образце РЭТ отрабатываются операционные карточки для каждого исполнителя по видам ТО. Операционные карточки изготавливаются в виде специальных палеток.

До проведения ТО отрабатываются следующие документы: расчет-заявка на необходимые материалы, инструменты, принадлежности, горюче-смазочные материалы необходимые для проведения конкретного вида ТО; план проведения ТО на конкретном образце РЭТ ; линейно-временные графики для проведения конкретного вида ТО; операционные карточки проведения ТО для каждого исполнителя.

Кроме этого в радиотехническом батальоне два раза в год разрабатывается график контроля перевода РЭТ батальона и подчиненных подразделений на режим летней (зимней) эксплуатации.

Исходными данными для составления расчет–заявки на необходимые материалы, инструменты, принадлежности, горюче–смазочные материалы (далее – ГСМ) являются выписка из квартального плана ТО, инструкция по эксплуатации, нормы расхода ГСМ на конкретный образец РЭТ.

Расчет–заявки на необходимые материалы, инструменты, принадлежности, ГСМ должны быть удовлетворены не позднее, чем за трое суток до начала проведения ТО.

Доставка необходимых для проведения ТО материалов, инструментов, принадлежностей, ГСМ осуществляется силами подразделенная, за которыми закреплен образец РЭТ.

Не позднее, чем за два дня до проведения ТО, должен быть составлен план проведения ТО каждого образца РЭТ.

План ТО утверждает командир воинской части (подразделения), подписывает начальник расчета (образца РЭТ) и заместитель командира воинской части (подразделения) по вооружению (технической части).

План ТО составляет начальник расчета (образца РЭТ) под руководством заместителя командира воинской части (подразделения) по вооружению (технической части).

Операционные карточки корректируются лицом, ответственным за эксплуатацию образца РЭТ за сутки до начала ТО с учетом наличия личного состава и технического состояния образца РЭТ. Лицу, ответственному за эксплуатацию образца РЭТ, предоставляется право изменять время проведения отдельных операций, дополнительно включать операции, связанные с техническим состоянием образца РЭТ, распределять операции между номерами расчета.

За сутки до начала проведения ТО с личным составом расчета РЭТ проводятся занятия по порядку выполнения работ и операций согласно операционных карточек.

За 15 – 20 мин до начала работ лицо, ответственное за эксплуатацию образца РЭТ, проводит инструктаж личного состава расчета по требованиям безопасности, уточняет задачи расчету на проведение ТО, выдает личному составу операционные карточки, необходимый инструмент и принадлежности.

По окончанию проведения ТО лицо, ответственное за эксплуатацию образца РЭТ, под руководством заместителя командира воинской части (подразделения) по вооружению (технической части) оценивает техническое состояние образца РЭТ. Перечень параметров, подлежащих контролю при оценке технического состояния, определен в технической документации на образец РЭТ. После оценки технического состояния образца РЭТ производится заполнение формуляров.
42.Требования безопасности при эксплуатации РЭТ.

Требования безопасности – это система организационных и технических мероприятий и средств, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных производственных факторов.

При эксплуатации РЭТ должны выполняться требования безопасности , изложенные в действующих руководящих документах, настоящей Инструкции и эксплуатационной документации на образцы РЭТ. Безусловное и точное выполнение всем личным составом требований безопасности при эксплуатации РЭТ является важнейшим условием предупреждения случаев травматизма среди личного состава и аварий на технике.

Соблюдение требований безопасности является обязательным во всех случаях. Условия работы, сложность и срочность их выполнения, а также другие причины не могут служить основанием для нарушения требований безопасности.

Ответственность за организацию и контроль выполнения требований безопасности при эксплуатации РЭТ возлагается на командиров воинских частей и подразделений, заместителей командиров частей (подразделений) по вооружению (технической части), лиц, ответственных за эксплуатацию образцов РЭТ (руководителей работ). Командиры подразделений, заместители командиров воинских частей (подразделений) по вооружению (технической части), лица, ответственные за эксплуатацию образцов РЭТ (руководители работ) несут личную ответственность за соблюдение требований безопасности подчиненным личным составом, за наличие и состояние защитных средств, инструментов и приспособлений, обеспечивающих безопасность работ.

Заместители командиров подразделений по вооружению (технической части) обязаны обеспечивать выполнение требований безопасности при эксплуатации, ремонте, обслуживании, передислокации, развертывании РЭТ.

Личный состав, эксплуатирующий технику РЭТ, обязан знать и строго выполнять требования безопасности, уметь оказывать первую медицинскую помощь, а также иметь соответствующую группу по электробезопасности.

Обучение личного состава безопасным методам работы производится как в процессе боевой подготовки, так и методом проведения инструктажей по требованиям безопасности.

По требованиям безопасности с личным составом проводятся следующие виды инструктажа:


  • вводный;

  1. первичный на учебном или рабочем месте;

  2. периодический (повторный);

  3. повседневный;

  4. внеплановый.
Вводный инструктаж проводится с вновь прибывшим в воинскую часть личным составом независимо от его стажа работы и квалификации в целях ознакомления с требованими безопасности, действующими на территории воинской части, а также с опасностями, которые могут возникнуть при эксплуатации РЭТ и использовании различного оборудования.

Вводный инструктаж организуется и проводится командирами подразделений с отметкой в журнале учета инструктажа личного состава по требованиям безопасности.


  • требования распорядка дня;

  • особенности размещения объектов, порядок занятий;

  • особенности эксплуатации и ремонта РЭТ, специальных помещений и оборудования;

  • общие требования безопасности, принятые в данной воинской части.
Первичный инструктаж на учебном или рабочем месте проводится командиром подразделения, руководителями занятий или работ , лицами ответственными за эксплуатацию образцов РЭТ, при назначении военнослужащего на данный вид техники или вооружения, рабочее место, а также в случае прибытия в подразделение, при переводе с одной работы на другую, после перевооружения, при использовании новых усовершенствований в вооружении и технике, при изменении содержания работ. Инструктаж проводится независимо от квалификации и стажа службы военнослужащих и сопровождается показом приемов выполнения работ с отметкой в журнале учета инструктажа личного состава по технике безопасности.

Военнослужащие обязаны изучить:


  • обязанности по данной специальности;

  • порядок содержания учебного или рабочего места;

  • устройство, обслуживания оборудования, правила его безопасной эксплуатации;

  • инструмент и правила обращения с ним;

  • правила обращения с электрооборудованием на данном рабочем месте;

  • правила пользования защитными приспособлениями и спецодеждой;

  • порядок действий при возникновении опасной обстановки;

  • инструкцию по требованиям безопасности на данном рабочем месте.
Повторный (периодический) инструктаж проводится командиром подразделения, руководителями занятий или работ, лицами, ответственными за эксплуатацию образцов РЭТ, по программе и инструкциям по требованиям безопасности для инструктажа на рабочем месте.

Повторный (периодический) инструктаж проводится с группой личного состава не более 15 человек и имеет целью закрепить и расширить первично полученные знания личного состава по требованиям безопасности, а также проверить усвоение этих знаний.

Повторный (периодический) инструктаж проводится не реже одного раза в 3 месяца с отметкой в журнале учета инструктажа личного состава по требованиям безопасности.

Повседневный инструктаж проводится непосредственным начальником (ответственным за выполнение работ) личного состава перед началом работ и имеет целью:


  • напомнить основные правила и приемы безопасного выполнения работ, дать характеристику наиболее опасных операций предстоящей работы;

  • определить порядок использования защитных средств и взаимодействия личного состава и порядок действий в аварийных ситуациях.
Внеочередной инструктаж проводится в следующих случаях с отметкой в журнале учета инструктажа личного состава по требованиям безопасности:

  • при замене или модернизации техники РЭТ , если изменяются условия безопасности в работе;

  1. при нарушении личным составом требований безопасности;

  2. при несчастном случае, происшедшем в воинской части;

  3. по приказанию командира или инспектирующих органов.
Основными требованиями безопасности при эксплуатации РЭТ (радиоэлектронной аппаратуры и электронного оборудования электроустановок) являются:

  • ремонт РЭТ должен проводиться личным составом, допущенным к ее эксплуатации, в количестве не менее двух человек;

  • осмотр и ремонт радиоэлектронной аппаратуры и электронного оборудования электроустановок при включенном напряжении разрешается инженерно-техническому составу с III квалификационной группой, остальной личный состав может привлекаться к ремонту только под наблюдением инженерно-технического состава образцов РЭТ с III квалификационной группой;

  • ремонтные работы в шкафах и блоках, имеющих напряжение свыше 500 В, должны проводиться только при выключенном питании после разряда накопительных конденсаторов;

  • при проведении ремонтных работ личный состав должен быть одет по установленной форме или в специальную одежду с рукавами, застегнутыми у кистей рук, и в головных уборах;

  • при выполнении ремонтных работ необходимо использовать инструмент с изолированными рукоятками, измерительные приборы подключать изолированными гибкими проводами с надежно присоединенными щупами или наконечниками, щупы должны иметь изолированные ручки и длину 10-15 см;

  • при измерении напряжений по отношению к шасси блока можно пользоваться только одним щупом, подключив второй провод измерительного прибора к шасси с помощью постоянного соединения или зажима типа «крокодил»;

  • замена неисправных предохранителей и плавких вставок должна проводиться при снятом напряжении;

  • при смене крупногабаритных электровакуумных приборов (изделий) необходимо пользоваться защитными очками;

  • прицепы и рабочие места должны быть укомплектованы исправными резиновыми ковриками и средствами защиты, проверенными на электрическую прочность;

  • заземление прицепов и элементов образцов должно быть выполнено строго в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;

  • при прокладывании и свертывании кабелей пользоваться рукавицами и специальными приспособлениями;

  • личный состав должен знать и уметь оказывать помощь при поражении электрическим током.
Запрещается:

  • снимать при включенном питании защитные кожухи, боковые защитные стенки , крышки и сетки ремонтируемой аппаратуры;

  • при включенном питании заменять детали, выполнять пайки, замыкать блокировки, прикасаться к монтажу, чистить и протирать блоки, заливать смазку;

  • применять в случае повреждения участка монтажа временные соединения;

  • применять самодельные вставки вместо предохранителей;

  • нарушать установленный эксплуатационной документацией порядок включения и выключения блоков и устройств.

Техническое обслуживание (ТО) должно проводиться на всех этапах эксплуатации средств ТГО: при применении по назначе-нию, хранении, транспортировании, в ходе войскового ремонта и т.д.
(кроме списания).

В основе ТО лежит принцип обязательного проведения определенного вида ТО в заранее установленные сроки.

Сроки проведения ТО устанавливаются по ряду признаков.

ТО проводится по истечении определенного времени (календар-ный признак) или по выполнении определенных объемов работы — пусков, краскооттисков, измерений и т.п. — (признак наработки). Оно может также проводиться по заранее установленным признакам технического состояния (уровню рабочей жидкости, запыленности или загрязненности и т.п.).

Периодичность ТО, количество различных видов ТО и перечень операций, выполняемых при ТО каждого вида оговариваются в эксплуатационной документации на конкретное средство ТГО.

При отсутствии подобных сведений в эксплуатационной докумен-тации следует руководствоваться требованиями НТД ВТУ ГШ (руко-водств, инструкций и т. п.).

Если и в этих документах не отражены вопросы ТО данного вида средства ТГО, то начальник технической службы воинской части обя-зан установить порядок его ТО с учетом требований к ТО анало-гичных технических средств, либо на основании требований соответ-ствующих НТД других ведомств.

В общем случае предусматриваются следующие виды периодических ТО, устанавливаемых по календарному признаку (перечислены в порядке возрастания их старшинства): ежедневное, еженедельное, месячное (ТО № 1), полугодовое (ТО № 2), годовое (ТО№3).

Для конкретных средств ТГО в соответствии с их эксплуатацион-ной документацией количество видов ТО может быть сокращено.

ТО наибольшей трудоемкости (годовое — при назначении вида ТО по календарному признаку, или максимальное — при его назна-чении по наработке) проводится одновременно не более чем на 25% средств ТГО одного типа.

Виды ТО на различных этапах эксплуатации средств ТГО определяются их эксплуатационной документацией.

При выполнении среднего ремонта средства ТГО обязательно выполнение ТО старшего вида. При этом не производится замена комплектующих изделий с назначенным ресурсом (сроком службы), сохранившим не менее 75% ресурса (срока службы).

При установлении для одного и того же средства ТГО различных ТО, назначаемых по календарному признаку и по наработке или по календарному признаку и по техническому состоянию, необ-ходимо при их организации предусматривать максимально возможное совмещение этих ТО по времени, месту проведения и исполнителям.

Проведению ТО всех видов, начиная с месячного, должна предшествовать проверка средства ТГО на работоспособность. Неработоспособные средства ТГО передаются в ремонт. Допускается проводить ТО средств ТГО, имеющих неисправности, не ведущие к утрате работоспособности. Допускается также объединять по време-ни мелкий ремонт и ТО.

При планировании и проведении ТО средств измерений (СИ) следует предусматривать поверку СИ после выполнения ТО старших видов, желательно — после ТО № 3. Допускается совмещать по времени поверку СИ с их ТО.

При проведении ТО всех видов запрещается:

изменять предусмотренную эксплуатационной документацией периодичность;

сокращать установленный объем работ (исключать отдельные операции или проверки);

нарушать регламентированные последовательность и технологию выполнения операций;

использовать непредусмотренные технической документацией инструменты, приборы и материалы, а также непроверенные СИ.

ТО средств ТГО, закрепленных за определенными лицами, выполняется ими, с использованием штатного комплекта ЗИП. Допускается привлекать к выполнению ТО старших видов личный состав и технические средства ремонтных, поверочных и подобных им подразделений.

ТО средств ТГО, находящихся на длительном хранении или транспортируемых, выполняется специально выделенными для этой цели лицами.

ТО средств ТГО при их среднем ремонте выполняется силами под-разделения, осуществляющего ремонт этих средств.При выполнении ТО старшего вида, а также при всех случаях замены комплектующих изделий с назначенными ресурсами (сроком службы) делается соответствующая запись в формуляре или заменяющем его документе средства ТГО.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия по дисциплине

«Техническая подготовка»

ТЕМА 6: КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР, ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕНИЧЕСКОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ БМП.

Рассмотрена на заседании кафедры

протокол № 3

от «____» ___________ 2011__ г.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

иметь представление:

¾ о задачах технических служб полка, личного состава подразделения по организации проведения КО, ЕТО БМП.

знать :

¾ объем работ и порядок использования комплектов запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) для БМП при КО, ЕТО;

уметь:

¾ обеспечивать проведение полного объема работ и соблюдение требований безопасности при проведении КО и ЕТО на БМП - 2.

ВРЕМЯ: 2 часа

МЕСТО: класс технической подготовки

МЕТОД: групповое занятие

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :

Видеопроектор;

Лектор-2000;

ЗИП БМП-2.

План-конспект;

Указка, плакаты,мел, доска;

План, методическая разработка.

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:

Инструкция по технике безопасности при эксплуатации и войсковом ремонте БТТ. – М.: Воениздат, 1979.

Руководство по эвакуации БТТ. – М.: Воениздат, 1981.

Курс вождения боевых машин Сухопутных войск (КВБМ СВ-86). – М.: Воениздат, 1987.

ТО и ИЭ БМП-2 часть 1, 2.стр.312-314.

Боевая машина пехоты БМП-2 памятка экипажу по эксплуатации.

Руководство по войсковому ремонту БМП-2 часть 1.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ, ВРЕМЯ И МЕТОДИКА ОТРАБОТКИ

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Занятие целесообразно проводить в специализированном классе.

Групповое занятие должно проводиться на высоком методическом уровне, обеспечивающем формирование у обучаемых твердых навыков. В ходе занятий применять активные методы обучения, включая создание проблемных ситуаций и игровые формы, а также передовые методики войск. Широко использовать приборы, макеты, действующие и электрифицированные стенды и схемы, учебно-тренировочные средства (УТС), технические средства обучения (ТСО) и электронно-вычислительную технику.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

- проверить наличие обучаемых, внешний вид;

- проверить готовность к занятиям, при необходимости определить время на устранение недостатков;

- объявить тему и учебные цели занятия;

- объявить учебные вопросы и порядок проведения занятия;

- определяю требования безопасности;

- провести контрольный опрос по ранее изученному материалу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

й учебный вопрос: Назначение, цель контрольного осмотра (КО), ежедневного технического обслуживания (ЕТО) и отводимое на него время.

Товарищи студенты! По циклу военно-технических дисциплин на нашей кафедре из вас к концу обучения должны подготовить офицера запаса мотострелковых войск, знающего основы устройства и эксплуатации БМП-2, умеющего практически выполнять работы по его техническому обслуживанию и содержанию в боевой готовности, способного организовывать и обеспечить технически правильное использование и обслуживание машин во взводе в различных условиях боевой деятельности, имеющего навыки в вождении БМП-2 в объёме подготовительных упражнений.

В результате изучения программы студенты должны:

иметь представление:

¾ об основах организации внутренней службы в парках, оборудовании их основных элементов, порядке выхода и возвращения машин;

¾ о задачах технических служб полка по организации эксплуатации и хранения БТВТ, о подвижных и стационарных средствах технического обслуживания;

Знать:

¾ тактико-технические характеристики, боевые возможности, устройство

БМП-2, перспективы развития;

¾ способы применения БТВТ подразделения в современном бою;

¾ назначение, устройство и принцип работы узлов и агрегатов силовых установок, трансмиссии, ходовой части и их систем управления БМП-2;

¾ основные положения по эксплуатации бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в зимних и летних условиях, требования руководящих документов по их осуществлению;

¾ объём, правила проведения и организацию работ, проводимых при контрольном осмотре, ежедневном техническом обслуживании, технических обслуживаньях №1 и 2, сезонном обслуживании, при постановке и снятии его с хранения, транспортировании, войсковом (текущем) ремонте и подготовке к преодолению водных преград БМП-2;

¾ организацию ремонтных органов и их возможности;

¾ порядок использования подвижных средств технического обслуживания и ремонта, паркового оборудования, комплектов запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) для БМП-2 при его эксплуатации;

¾ приёмы управления и правила вождения БМП-2 при преодолении естественных и искусственных препятствий.

Уметь:

¾ организовать и осуществлять правильную эксплуатацию БМП-2;

¾ правильно использовать боевые возможности вооружения и военной техники в современном бою;

¾ проверять и оценивать техническое состояние БМП-2;

¾ организовывать и проводить работы по эксплуатации и текущему ремонту штатного бронетанкового вооружения мотострелковых подразделений;

¾ обеспечивать соблюдение требований безопасности при эксплуатации и ремонте вооружения и техники мотострелковых подразделений;

¾ водить БМП-2 в объёме подготовительных упражнений.

Иметь навыки:

¾ в выполнении нормативов по огневой, технической подготовке (при проведении КО и ЕТО) и вождению боевых машин.

Назначение, цель КО, ЕТО и отводимое время:

¾ Контрольный осмотр (КО) машин организуют командиры подразделений, проводят экипажи (расчеты) с целью определения степени готовности БТВТ к применению и сохранности при хранении.

¾ КО проводится : перед выходом машин из парка, на остановках (при совершении марша) и по возвращении в парк (при хранении - ежемесячно). Продолжительность – 15-20 мин. Основными работами КО являются: проверка функционирования основных агрегатов и узлов; проверка комплектности ЗИП и основного оборудования. Выявленные в процессе проведения КО отказы и повреждения устраняются экипажем с использованием одиночного комплекта ЗИП. Отказы и повреждения, которые не могут быть устранены экипажем, устраняются по устной заявке командиров подразделений специалистами отделения (взвода) технического обслуживания батальона с использованием оборудования подвижных средств (в случае проведения КО на остановках) или специалистами ремонтного подразделения части с использованием оборудования ПТОР (в случае проведения КО перед выходом или по возвращении в парк). Результаты КО заносятся в Карточку учета недостатков технического состояния и содержания машины или в Журнал машины, находящейся на длительном хранении. На привалах: 10 -12 минут

¾ Ежедневное техническое обслуживание – после возвращения машины в парк или выполнения задания независимо от пройденного пути, продолжительность обслуживания 2,5 – 3 часа или после суточного периода.

¾ Контрольно-технический осмотр (КТО) машин учебно-боевой группы организуют командиры подразделений, а проводят специалисты ремонтных подразделений с экипажами (водителями) машин в ПТОР части.

проводится с целью определения технического состояния машины, а также объема работ ее ТО или ремонта. Выполняется с установленной периодичностью, но не реже одного раза в месяц, а также перед каждым номерным видом ТО.

¾ Основными видами работ КТО является контроль параметров, характеризующих техническое состояние сборочных единиц машины. При этом используются встроенные средства контроля и средства, имеющиеся в подразделении. Результаты КТО машины записываются в дефектовочную ведомость, и организуется техническое обслуживание и текущий ремонт по техническому состоянию. В дефектовочной ведомости отражаются результаты всех видов КТС машины учебно-боевой группы с момента перевода из боевой группы эксплуатации до отправки в капитальный ремонт, поэтому она в виде тетради (журнала) должна постоянно находиться на машине вместе с карточкой учета недостатков технического состояния, которая велась в период содержания ее на хранении. В зависимости от технического состояния машины на проведение КТО, ТО и ремонта по техническому состоянию отводится от 2,5 - 3 часов до 2-х рабочих дней.

Перед выходом машины из парка работы по КО выполняются в следующем порядке:

- механик – водитель БМП проводит контрольный осмотр двигателя и всех его обслуживающих систем, ходовую часть, тормозную систему, работу КИП и докладывает командиру машины. По команде командира производит запуск двигателя и проверяет его работу по КИП, готовит БМ и документацию к выходу из парка.

25. Доложить виды и сроки проведения технического обслуживания средств свя­зи.

Виды и сроки проведения ТО:

ТО – комплекс работ, проводимых с целью поддержания техники связи в исправном / работоспособном состоянии при хранении, транспортировании и использовании по назначению.

Ø Контрольный осмотр (КО)

Ø Ежедневный ТО (ЕТО)

Ø Сезонное ТО (СТО)

Ø Регламентированное ТО (РТО)

Контрольный осмотр. Проводится перед маршем, занятиями, учениями, перед преодолением водной преграды.

Ø Проверяется готовность составных частей техники к использовании по назначению и включает в себя:

Ø Проверку наличия и состав основного комплекта изделий;

Ø Надежность крепления узлов, блоков, имущества;

Ø Работы, предусмотренный КО средств подвижности;

Ø Проверку исправности и готовности электрических установок;

Ø Проверку наличия средств пожаротушения и обеспечения безопасности Л/С.

Ежедневный ТО. Проводится на технике, работающей непрерывно более 1 суток, а также после марша, учений, и т.д.

Основные работы:

Ø Проверка внешнего состояния и чистка аппаратуры без вскрытия блоков;

Ø Проверка надежности и исправности блокировок, заземления;

Ø Проверка надежности крепления узлов, блоков, имущества;

Ø Проверка состояния ИП электроэнергии, АФУ, исправность линейных и силовых вводов, вводных щитов, и т.д.;

Ø Проверка работоспособности и проведения необходимых регулировок по встроенный приборам в заданном режиме работы;

Ø Проверка наличия и исправности средств пожаротушения и защиты Л/С;

Ø Уборка рабочих мест, отсеков, помещений.

ЕТО проводится экипажами и фиксируется в аппаратном журнале.

ТО-1. Проводится один раз в месяц на всей технике независимо от интенсивности ее использования (В ПХД).

Объем работ:

Ø Работы в объеме ЕТО;

Ø Детальный осмотр и чистка всех блоков;

Ø Проверка / очистка всех регуляторов / контактов;

Ø Проверка работоспособности комплекта изделия во всех режимах с использованием встроенных систем контроля и штатных средств измерения;

Ø Проведение, при необходимости, электрических и механических регулировок;

Ø Проверка систем освещения, отопления и вентиляции;

Ø Доукомплектование одиночных комплектов ЗИП и израсходованных материалов.

Выполняется Л/С и ремонтным подразделением.

Результаты записываются в аппаратный журнал.

ТО-2. Проводится раз в год.

Выполняемые работы:

Ø Работы в рамках ТО-1;

Ø Измерение параметров и характеристик аппаратуры и доведения их до установленных норм;

Ø Проверка замена радиоэлементов имеющих ограниченный срок службы;

Ø Проверка правильности ведения документации.

Результаты записываются в формуляр.

Сезонное ТО. Сезонные – перед зимой и после зимы.

Проводятся при подготовке техники в осеннее - зимние и весеннее - летние периоды и, как правило, совмещается с ТО – 1 или ТО – 2.

Перечень работ приводится в эксплуатационной документации на средства связи, подвижности и электропитания.

Регламентированное ТО. Проводится с целью обеспечения работоспособности техники с ограниченной наработкой в течении длительного периода эксплуатации.

26. Доложить порядок допуска личного состава к самостоятельной работе на технике связи.

К самостоятельной работе на ТС и АСУ допускается Л/С:

1. Прошедший специальную подготовку и стажировку, имеющий практические навыки в использовании техники по назначению, ее тех. обслуживании и текущем ремонте.

2. Прошедший мед. обследование (для специальностей определенных отдельным перечнем) и признанным по состоянию здоровья годными к работе по соответствующей специальности.

3. Сдавший зачеты по знанию правил и мер безопасности, имеющий требуемую для этого группу по электробезопасности и получившие удостоверение на право эксплуатации конкретных видов техники.

Подготовка Л/С по знанию устройства техники, правил эксплуатации и ремонта, мер безопасности при работе с техникой осуществляется в соответствии с существующими программами.