Управление интеллектуальной собственностью мо рф контакты. Круглый стол «актуальные вопросы использования результатов интеллектуальной деятельности в интересах министерства обороны российской федерации

Дата проведения: 4 августа 2014 г.
Время проведения: 10.30 - 13.30
Место проведения: полигон Алабино, п. Алабино Наро-Фоминского района Московской области

Организатор: Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации

Модератор: начальник отдела - заместитель начальника Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации, кандидат технических наук Пархоменко Василий Александрович.

Темы круглого стола:

1. Нормативно-правовое обеспечение управлениями правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
2. Организация государственного учета результатов научно-технической деятельности военного, специального и двойного назначения с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 466
3. Организация изобретательской и рационализаторской работы в Вооруженных Силах Российской Федерации
4. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности полученных в рамках государственного оборонного заказа. Организация рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники.
5. Проблемные вопросы возникающие в Министерстве обороны Российской Федерации при управлении результатами интеллектуальной деятельности.

Планируемые результаты:

Обеспечение открытого и прямого диалога с представителями предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях повышения качества и эффективного межведомственного информационного взаимодействия.

ПРОГРАММА

п\п

Название доклада

Докладчик

Время

Примечание

10.00 - 10.30

Регистрация участников

Вступительное слово

Ващенко Олег Александрович

10 минут

10.30 - 10.40

Нормативно-правовое обеспечение управлениями правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации

Татаринцев Вячеслав Иванович

15 минут

10.40 - 10.55

Начальник 3 отдела УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

Организация государственного учета результатов научно-технической деятельности военного, специального и двойного назначения с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 466

Кулешов Кирилл Борисович

15 минут

10.55 - 11.10

Заместитель начальника 2 отдела УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

перерыв

5 минут

11.10 - 11.15

Организация изобретательской и рационализаторской работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Голуб Николай Николаевич

15 минут

11.15 - 11.30

Заместитель начальника 1 отдела УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

15 минут

11.30 - 11.45

15 минут

11.45 - 12.00

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности полученных в рамках государственного оборонного заказа.

Гребеньков Сергей Юрьевич

15 минут

12.00 - 12.15

Заместитель начальника 4 отдела УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

Вопросы возникающие в Министерстве обороны Российской Федерации при управлении правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Орехов Дмитрий Владимирович

15 минут

12.15 - 12.30

Начальник НИЦ ПИД МО РФ

Обсуждение докладов. Дискуссия.

15 минут

12.30 - 12.45

Перерыв (кофе-брейк, осмотр экспонатов круглого стола)

10 минут

12.45 - 12.55

Заключительное слово

Ващенко Олег Александрович

5 минут

12.55 - 13.00

Начальник УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ

УЧАСТНИКИ

1) УИС, ВТС и ЭП
2) ВВТ МО РФ
3) ФГУП ГНПП «Базальт»
4) ОАО Концерн «Созвездие»
5) ОАО Концерн «Авиаприборостроение»
6) ОАО «Концерн радиостроения «Вега»
7) ОАО «Радиозавод»
8) ФГУП «Государственный Рязанский приборный завод»
9) ООО «МКБ «Компас»
10) ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» 11) ОАО «Камаз»
12) ОАО Корпорация «Защита»
13) ОАО Научно-производственное предприятие «РАДАР ММС» 14) ОАО ЦНИИ «Буревестник»
15) ЗАО Научно-Технический Центр «ЭЛИНС»
16) ООО «ВНИИР-Прогресс»
17) ОАО «Уральский приборостроительный завод»
18) ОАО «Красногорский завод им.С.А.Зверева»
19) ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"
20) ОАО "Швабе - Оборона и Защита"
21) ОАО "Вологодский оптико-механический завод"
22) ОАО Научно-Производственное Предприятие "Рубин"
23) ФНПЦ ОАО "НПП "Полет"
24) ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"
25) ОАО "Туполев"
26) ООО "ПО "Промсвязь"
27) ОАО Машиностроительный завод имени М.И.Калинина, г.Екатеринбург
28) ОАО "Корпорация Тактическое ракетное вооружению» 29) ОАО "Концерн "Калашников»
30) ОАО «Корпорация «Росхимзащита»
31) ОАО "НПО "Импульс"

в Москве

Минобороны России в лице Управления интеллектуальной собственности, военно-техни ческого сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники, совместно с АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и ООО «ВКО-Интеллект» провели 14–15 сентября 2016 г. в Москве на базе АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» совещание на тему: «Актуальные вопросы управления правами на РИД в организациях ВПК и их взаимодействие с государственными заказчиками в области управления правами государства на РИД».

Совещание открыл Б.М. Белоцерковский , заместитель генерального директора по экономике и управлению издержками производства АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», который отметил, что проведение подобных совещаний уже стало ежегодным. Обсуждаемые вопросы имеют высокую актуальность как для Минобороны России, так и для предприятий ОПК. На таких совещаниях обсуждаются текущие проблемы по реализации процедур взаимодействия с госзаказчиком в области управления правами государства на РИД, осуществляется обмен опытом между предприятиями ОПК по повышению эффективности функционирования систем управления правами на РИД, вырабатываются предложения по созданию локальной нормативной базы Минобороны России в области управления правами государства на РИД и совершенствованию процедур взаимодействия государственного заказчика с предприятиями ОПК.

С основным докладом выступила д.э.н., патентный поверенный, судебный эксперт, оценщик Н.З. Ма зур , являющаяся заместителем начальника Службы по управлению РИД АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», генеральным директором ООО «ВКО-Интеллект». Темой ее выступления стали проблемные вопросы в практике взаимодействия предприятий оборон но-промышленного комплекса с государственными заказчиками в области управления правами государства на РИД. Она отметила, что замысел проведения данного совещания состоял в том, чтобы поднять проблемные вопросы, связанные с управлением правами на РИД, с которыми предприятия ОПК сталкиваются в каждодневной работе. При этом задача не только в том, чтобы «оголить» проблемы, сделать их услышанными сторонами, а попытаться их разрешить, обозначив камни преткновения на пути решения той или иной задачи в текущий момент. Были названы основные проблемные вопросы в данной области, в том числе государственного учета резуль татов НИОКР, выполненных за бюджетные средства, проведения инвентаризации РНТД на предприятиях ОПК, проведения патентно-информационных исследований при выполнении государственных контрактов и экспертизы отчетов по патентным исследованиям в Минобороны России.

В выступлении отмечалось, что предприятия обо ронно-промышленного комплекса и государственного заказчика следует рассматривать не как две противоборствующие стороны, а как находящиеся в постоянном и эффективном взаимодействии элементы единой системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в Российской Федерации, понимая, что именно технические решения, разработанные в соответствии с мировыми тенденциями развития науки и техники, а также превышающие достигнутый уровень, позволят обеспечить конкурентоспособность российской техники.

Со вторым докладом выступил О.В. Воробьев , заместитель начальника Управления интеллекту альной собственности, военно-технического со трудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России (УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ), который осветил вопросы формирования в Минобороны России Концепции централизованной системы управления правами Российской Федерации на РИД, находящиеся в ведении Минобороны России. Кроме этого, докладчик сфор мулировал основные проблемы существующей системы управления правами Российской Федерации на РИД и стоящие задачи по формированию централизованной системы управления правами государства на РИД в Минобороны России.

Е.А. Ливадный , руководитель проектов по интел лектуальной собственности Государственной корпорации «Ростех», к.т.н, к.ю.н., рассказал о системе управления правами на РИД в Государственной корпорации «Ростех» во взаимодействии с системой управления правами Российской Федерации на РИД, раскрыл действующую инфраструктуру системы управления такими правами (СУ РИД) в «Ростехе», основные результаты работы по созданию инфраструктуры СУ РИД в 2014–2015 гг. и состояние СУ РИД в холдинговых компаниях. Докладчик отметил, что, несмотря на имеющиеся у существующей системы управления правами на РИД в Российской Феде рации определенные возможности, основанные на действующем законодательстве, стоит обратить внимание на существующие недостатки, которые выражаются в отсутствии противодействия несанкционированному копированию российских разработок, невозможности передачи прав на РИД организациям ОПК, в том числе в управляющие компании интегрированных структур, вследствие ограничений, заложенных механизмами управления правами на РИД, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233; низкой стоимости капитализации оборонных предприятий из-за рисков, связанных с утратой существующих и перспективных рынков сбыта их продукции; отсутствии заинтересованности как государственных заказчиков, так и организаций, использующих РИД, в обеспечении их правовой охраны (поскольку первые не участвуют в коммерциализации РИД вне рамок гособоронзаказа, а вторые лишены возможности приобретать исключительные права на себя). Докладчиком были предложены на обсуждение основные вопросы передачи РИД в качестве имущественного взноса и схему передачи исключительных прав на РИД в Государственную корпорацию «Ростех» и другие государственные корпорации.

В совещании принял участие А.В. Солонович , начальник Управления контроля и правовой защиты интересов государства Роспатента, к.т.н., который изложил вопросы правовой охраны и использования РИД, созданных в ходе выполнения научно-иссле довательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет ассигнований федерального бюджета. В своем выступлении выступающий предложил ввести в пользование понятие «ключевые технические решения», играющее принципиаль но важную (ключевую) роль в достижении нового качества (повышении качества) продукции, более высокого уровня конкурентоспособности, улучшении ее технических (тактико-технических) характеристик и/или снижении затрат на ее производство, решении технической (научно-технической) про блемы, в том числе возникшей в ходе выполнения работ, достижении иного общественно-полезного эффекта. По его мнению, в целях повышения эф фективности использования бюджетных средств на НИОКТР за счет вовлечения прав на созданные РИД в экономический и гражданско-правовой оборот и обеспечения правовой защиты интересов государства результаты интеллектуальной деятельности, относящиеся к ключевым техническим решениям, подлежат обязательной правовой охране.

Начальник Отдела правовой охраны РИД УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ А.Г. Львов в своем выступлении остановился на актуальных вопросах закрепления прав на интеллектуальную собственность и порядке использования РИД при закупке Мин-
обороны России образцов ВВСТ, созданных в инициативном порядке. В частности, было отмечено, что существующая практика у ряда госзаказчиков (Минобрнауки, Минобороны России) по введению в типовых контрактах на выполнение НИОКР огра
ниченных вариантов закрепления прав на РИД, не соответствующих Постановлению Правитель ства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования за крепления прав на результаты научно-технической деятельности», нарушает баланс интересов госзаказчика и исполнителя. Данная ситуация указывает на отсутствие единого подхода к вопросам распределения и закрепления прав на РИД между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой области деятельности в лице Минэкономразвития России и Минобрнауки России, и государственными заказчиками.

Другие сотрудники УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО РФ осветили актуальные вопросы, возникающие в процессе управления правами государства, в частности, о порядках организации и проведения инвентаризации и государственного учета результатов НИОКР, рассмотрения обращений предприятий ОПК по вопросу урегулирования права использования РИД, принадлежащих государству в лице государственного заказчика, в ходе ВТС и заключения лицензионных договоров, рассмотрения в Минобороны России заявок на секретные изобретения и допуска к фонду секретных изобретений.

И.Л. Захаров , заместитель начальника центра 46 ЦНИИ МО, в своем выступлении рассказал о проведении патентных исследований при выполнении НИОКР в рамках государственных контрактов.

На обсуждение участников совещания В.В. Антипин , советник заместителя генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр», вынес актуальные вопросы управления правами на РИД в организациях ОПК и их взаимодействие с государственными заказчиками в области управления пра вами на РИД, а также предложения по итоговому документу совещания. Так, выступающий предло жил обратиться в Военно-промышленную комиссию (ВПК) Российской Федерации с предложением о соз дании при Коллегии ВПК Совета по вопросам управ ления интеллектуальной собственностью, создавае мой за счет средств федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ), государ ственных программ Российской Федерации (ГП) и фе деральных целевых программ.

Д.О. Дикуль , начальник Отдела судебной защиты и правового обеспечения распоряжения правами на РНТД Дирекции правового обеспечения деятельности АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», привел результаты анализа судебной практики по вопросам урегулирования права использования РИД, права на которые принадлежат государству. В за ключение данного выступления было предложено для разрешения сложившейся ситуации по делам, которые находятся на рассмотрении в судебных инстанциях, а также по спорам, исковые заявления по которым до настоящего времени не поданы, использовать для урегулирования взаимоотношений процедуру медиации , т.е. привлечение третьей стороны для внесудебного урегулирования споров предприятий ОПК с ФГБУ «ФАПРИД» и Минобороны России.

Представители предприятий ОПК АО «НИИФИ», АО «Тайфун», ПАО «МЗиК», АО «Концерн «Моринсис-Агат», АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Рома шина» в своих выступлениях поделились опытом построения системы управления правами на РИД в холдинговых структурах предприятий ОПК в ус ловиях формирования доминирующего участия в уставном капитале последних, управления правами на РИД, определения доли прав РФ на РНТД, содержащиеся в документации, используемой для изготовления экспортной продукции. Прозвучало предложение создать при УИС, ВТС и ЭП МО РФ рабочую группу по подготовке нормативных документов в области управления правами на РИД, отвечающих действу ющему законодательству и конкретизирующих порядок взаимодействия государственного заказчика и исполнителей госконтрактов, выполняемых за счет средств госбюджета в интересах Минобороны России.

По результатам работы совещания участники составили предложения по итоговому документу. 

Фото: пресс-служба АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»

Материал подготовлен Отделом нормативно-правового обеспечения и международных договоров Управления интеллектуальной собственности Минобороны РФ

В создании современных систем ВВСТ Россия до последнего времени пользовалась накопленным в СССР научно-техническим заделом.За 23 года он практически иссяк, на повестку дня остро встал вопрос производства и защиты нового интеллектуального продукта. Как он решается? На этот и другие вопросы «ВПК» отвечает начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок Министерства обороны РФ Олег Ващенко.

– Ваше управление создано сравнительно недавно. Какие задачи оно решает?

– Управление является системным в аппарате заместителя министра обороны Юрия Борисова. Решает задачи на трех основных направлениях.

1. Развитие интеллектуальной собственности в Российской Федерации и Вооруженных Силах в частности.

“ Размер материального поощрения за внедренные изобретения и рацпредложения планируется увеличить в сто раз ”

2. Рассмотрение вопросов военно-технического сотрудничества и взаимодействие с ФС ВТС.

3. Организация необходимых мероприятий по экспертизе поставок ВВТ, которые планируются к экспорту.

На нашем управлении лежит ответственность и за состояние изобретательской, рационализаторской, патентно-лицензионной деятельности.

Сейчас ни у кого не возникает сомнений, что интеллектуальный потенциал страны является одним из важнейших факторов ее развития. Кроме того, актуальность изобретательско-рационализаторской работы обусловлена появлением и развитием новых социально-экономических отношений в стране, расширением областей применения военных и двойных технологий в производстве изделий гражданского назначения, устойчивой динамикой рынка наукоемкой продукции. 1 января 2008 года введена часть 4-я Гражданского кодекса Российской Федерации, которая серьезно продвинула передовые наработки в этой области и защите прав авторов. Сейчас все тактико-технические задания на новые образцы ВВСТ проходят непосредственно экспертизу в нашем Военно-научном комитете.

– Министерство обороны финансирует создание новых перспективных видов ВВТ. А кому принадлежит интеллектуальная собственность на них?

– Этот вопрос строго регламентирован. В соответствии с нормой, утвержденной постановлением правительства, все права на результаты НИОКР закрепляются за Российской Федерацией в лице Министерства обороны. Соответственно наши предприятия ОПК, выходя на конкурс, подписывают их и обязаны соблюдать. В частности, МО РФ передаются права на конструкторскую документацию и опытный образец.

Что касается объекта интеллектуальной собственности, то здесь чуть сложнее. Исходя из правительственного постановления № 342 в области обороны и безопасности разрешается совместное патентование результата: с одной стороны – государство в лице Минобороны, с другой – головной исполнитель. Но и здесь мы проводим дифференцированную политику. Она направлена на то, чтобы разработчик конкретного изобретения мог получить на него права. Причем не только «головник», но и любой член кооперации.

– Сталкиваетесь ли вы с проблемой параллелизма в изобретательской деятельности?

– Вопрос достаточно актуален. В 2014 году внесены дополнительные изменения в правительственное постановление № 131 о государственном учете результатов данных интеллектуальной деятельности. Есть приказ Министерства обороны и соответствующие методические рекомендации. В каждом госконтракте головному исполнителю предписано готовить формы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности. Они представляются вместе с документами о сдаче конкретного этапа или работы в целом, утверждаются соответствующим заказывающим управлением и концентрируются в качестве базы данных на нашей территории.

После назначения министром обороны генерала армии Сергея Шойгу МО РФ проводит системный анализ этой деятельности, собрав специалистов в единый кулак. Это поможет науке и изобретательству, что называется, идти вместе. На выходе мы получим, надеюсь, серьезный синергетический эффект. Но для этого, во-первых, требуется провести полный автоматизированный учет всех предложений, которые подаются в ВС РФ. Чтобы от полка до главка мы знали, кто, как и над чем работает, что предлагает.

Во-вторых, необходима грамотная система экспертной оценки. Создано новое подразделение – Главное управление научно-исследовательской деятельности, которое будет заниматься и вопросами внедрения.

В-третьих, надо серьезно увеличить размер материального стимулирования за внедренные результаты, принесшие экономический или другой эффект от рационализаторских предложений и изобретений. Планируется увеличить его в сто раз. В частности, фонд материального стимулирования (по итогам Всеармейского смотра на лучшую изобретательско-рационализаторскую деятельность) возрастет с 500 тысяч до 50 миллионов рублей. Добавлю к сказанному, что вышло постановление правительства РФ, определяющее минимальный размер авторского вознаграждения за служебные изобретения. Этого документа ждали 14 лет. Теперь будет разработана эффективная система поощрения в Вооруженных Силах РФ за использование изобретений и рацпредложений.

– Насколько серьезны работы, которые поступают на конкурс?

– Рационализаторская работа более всего развита, конечно, в войсковом звене. Это могут быть самые различные усовершенствования: специальные противооткатные подставки под автомобили, программное обеспечение, системы энергосбережения...

А вот изобретательская деятельность – прерогатива наших военно-учебных заведений и НИИ. Сравнительно недавно, например, была разработана новая система понтонов, которая легче перевозится, проще в использовании, меньше весит. В зависимости от водоизмещения судна можно выбирать тот или иной вариант набора модульных элементов, которые обеспечивают быстрый подъем.

Немало новинок в создании беспилотных летательных аппаратов. Эти задачи стоят почти перед каждым институтом. Они касаются как полета, так и полезной нагрузки – радиолокационной, оптической.

Кстати, созданные в Вооруженных Силах научные роты катализировали этот процесс. Не менее 12 заявок на изобретения было подано по научной роте, сформированной на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Кроме того, все НИОКР, которые осуществляет наш ОПК, находятся на сопровождении Военно-научного комитета Генерального штаба. Хотя тут есть определенные нюансы. Часть наших структур является казенными предприятиями и формально получить деньги за свою работу не может. Мы ищем выход из этого положения, чтобы передаваемые для использования промышленностью материалы оформлялись как ноу-хау, а изобретатели имели возможность получения авторского вознаграждения.

– Как обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности, произведенной еще во времена Советского Союза? Другие страны беззастенчиво копируют, воспроизводят и продают наши ВВТ, не делая отчислений ни автору, ни России. Например, на выставке вооружений в ЮАР был представлен стенд болгарской компании «Арсенал», где огромное количество автоматов Калашникова различных модификаций выдавались за болгарские разработки. Та же ситуация с клонированием гранатометов РПГ-7, систем С-300, истребителей Су-27?

– Это большой и сложный вопрос. Еще до создания нашего управления на различных уровнях принимались меры, чтобы поставить заслон такому плагиату. Однако ощутимых результатов, насколько я знаю, они не дали.

Сравнительно недавно принято решение, что заниматься этой проблемой должна не отдельная структура (раньше ФАПРИ при Минюсте России), а каждый госзаказчик. С 2012 года им переданы соответствующие полномочия, мы также подключились к работе. Но задача это комплексная и решаться может по-разному.

Во-первых, нужно в срочном порядке поднимать уровень отечественного патентования. У нас подается в десятки раз меньше заявок по сравнению с ближайшими конкурентами – США, Японией, Германией. Для исправления ситуации необходимо создать систему стимулирования, которая позволит увеличить число патентов.

Увы, уровень квалификации наших патентных работников пока еще достаточно низок, а те, кто успешно работает, – «штучный товар». Сейчас принимаются серьезные усилия, чтобы выправить ситуацию, идет обучение специалистов всех уровней компетенции.

Ведется работа по увеличению количества соглашений о защите доли собственности при двустороннем сотрудничестве с рядом стран. Например, с нашими коллегами из бывшего Варшавского договора. Пока количество заключенных с ними соглашений в 2,5 раза меньше, чем, скажем, по линии ВТС. Недавно мы договорились с Венгрией, другие на подходе. Но некоторые партнеры игнорируют наши предложения. Это Болгария, Польша, в меньшей мере Чехия. Есть положительные сдвиги во взаимоотношениях со Словакией.

Понятно, что на этот процесс оказывает влияние политика западных санкций. Но думаю, именно институт соглашений по интеллектуальной собственности поможет нам двигаться дальше. Как, скажем, с нашими партнерами из Китая. С ними мы заключили соглашение, оформили положение о двусторонней рабочей группе. В сентябре 2014 года ее российская часть выехала в КНР и приступила к работе. Все это позволит снять озабоченность, имеющуюся как у нас, так и у китайских товарищей, в отношении интеллектуальной собственности.

В конечном же счете мы защищаем права не только Российской Федерации, но и конкретного холдинга, который в большинстве экспортных образцов вынужден модифицировать и модернизировать ВВТ в соответствии с пожеланиями инозаказчика. Недавно ко мне, например, приезжал генеральный конструктор «Сухого», рассказал о достаточно интересной системе патентования, в том числе по Т-50. В «Вертолетах России» также поднимаются эти вопросы. Все это говорит о том, что наши промышленные структуры постепенно поворачиваются лицом к проблеме. Ведь это их потенциал, рынки сбыта, будущая прибыль или… упущенная выгода.

Что касается взаимодействия с Главным управлением научно-исследовательской деятельности (ГУНИД), то его целевая функция – внедренческая часть, а наша задача – обеспечить правовую охрану интеллектуального продукта, его освоение в ОПК или гражданском секторе. Финансирование подачи заявок на изобретение, оплата пошлин, выплаты первичного авторского вознаграждения, получение патента – все это осуществляется через наше управление. Но без тесного взаимодействия с ВНК Генерального штаба, Управлением интеллектуальной собственности никак не обойтись.

– Получается, все проблемы решаемы?

– Одна из самых сложных – быстрое изменение правового поля. Если в патентном законе предполагалось, что за авторское вознаграждение платит государственный заказчик, то в нынешнем Гражданском кодексе таковым называется работодатель.

Другая проблема – отсутствие четких критериев минимальной ставки авторского вознаграждения. Определить ее при расчете себестоимости изделия крайне непросто. Не всегда учитываются затраты на выплату авторского вознаграждения и в цене контракта. 4 июня 2014 года вышло правительственное постановление № 512. Думаю, оно сдвинет с места этот вопрос. Размер авторского вознаграждения в соответствии с нормативами будет закладываться в цену контракта, а выплачиваться работодателем.

О многом говорят и такие факты. Во Всеармейском смотре-конкурсе в 2014-м приняли участие более 22 тысяч изобретателей и рационализаторов. Они стали авторами 979 изобретений, 17 500 рацпредложений. Из них внедрено 413 и 15 163 соответственно. Это в два раза больше, чем в предыдущем году.

Указом президента РФ восстановлено звание «Заслуженный изобретатель». Сейчас в каждой воинской части предписано иметь внештатную комиссию изобретательско-рационализаторской работы. Любой офицер может в нее обратиться со своим предложением, которое мы обязательно рассмотрим. На сайте Министерства обороны есть все координаты, почта, по которой можно подавать заявки. Нет никаких бюрократических преград.

В главках организованы нештатные комиссии по изобретательской и рационализаторской деятельности. Их финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета, которые распределяет наше управление по соответствующим статьям. Таким образом, мы имеем возможность эффективно влиять на ситуацию, отбирать изобретения, которые представляем на рассмотрение заказывающим управлениям.

– Как идет взаимодействие с Военно-промышленной комиссией, которую сейчас возглавляет Владимир Путин?

– ВПК ставит перед нами задачи консолидации. Проводятся мероприятия, связанные со сравнительным анализом интеллектуальной деятельности в разных министерствах. Каждое имеет свои базы информационных данных. Но они до конца не скоординированы, ими нельзя безошибочно пользоваться.

Перед Министерством обороны поставлена задача создать единую базу результатов интеллектуальной деятельности, НИОКР, а также конструкторской документации для использования в продукции двойного и гражданского назначения.

Мы приступили к этой работе в 2014-м. За три года предстоит сформировать единую базу данных, получить необходимые источники информации, сделать соответствующую привязку, создать многоуровневую систему доступа (от свободного до закрытого). К нашей базе смогут обращаться все заинтересованные инстанции, министерства, ведомства и получать инновационный продукт, который позволит поднять на новый уровень не только военные разработки, но и экономику страны.

Минобороны РФ выступило с революционным предложением создать систему всемирного мониторинга за соблюдением интеллектуальных прав на российские и даже советские модели вооружений. Кроме того, часть технологий, не вошедших в гособоронзаказ, может быть рассекречена и передана в гражданскую сферу. Оба вопроса назревшие и даже перезревшие, но таят несколько подводных камней.

Всеармейская конференция изобретателей и рационализаторов – мероприятие весьма специфическое. В постсоветское время она проводится впервые, хотя для советской армии такого рода съезды были обычным явлением. Сейчас Министерство обороны решило возобновить собрания армейских Кулибиных, начав с юбилейной даты – 95-летия военного изобретательства в России. 11 марта 1920 года президиумом ВСНХ было утверждено Положение об Отделе военных изобретений, с которого и принято отсчитывать упорядоченную историю самодеятельных инноваций в оружии и военной технике. За 95 лет название и подчиненность структуры неоднократно менялись, но суть оставалась прежней – организовывать, координировать и направлять самодеятельную изобретательскую мысль.

После 1991 года наступили тьма и запустение, и лишь в 2010-м были предприняты попытки как-то возобновить работу. Правда, это были лишь выездные семинары и лекции в различных городах РФ (в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Воронеже), на которые съезжалось в разные годы от 200 до 300 человек. Сейчас ситуация изменилась радикально: функции работы с изобретателями и рационализаторами официально возложены на Управление МО по интеллектуальной собственности, научно-технической и экономической политике и экспертизе поставок в вооруженные силы РФ. Это Управление и решило повысить прежние «съезды» до уровня федерального форума. Возглавляющий его полковник Олег Ващенко стал главным докладчиком.

Однако о защите интеллектуальной собственности РФ в сфере вооружений первым высказался заместитель главы МО генерал-полковник Павел Попов. «Впервые Министерство обороны начало реализовывать комплекс мероприятий по защите прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности, полученной при выполнении гособоронзаказа и в рамках осуществления военно-технического сотрудничества», – сказал он, сославшись при этом на Концепцию развития интеллектуальной собственности, которую готовит Совет по интеллектуальной собственности при Совете Федерации. Полковник Ващенко развил и пояснил эту мысль. По его словам, министерство разработает систему мониторинга за использованием отечественных военных изобретений как в России, так и за рубежом. «Указом президента впервые установлены такие полномочия, как мониторинг использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что по сути является переменным ведомственным контролем за ходом выполнения НИОКР и эффективностью работы как научных организаций ведомства, так и предприятий ОПК, выполняющих гособоронзаказ», – сказал он. По словам Ващенко, перед Минобороны сейчас стоит задача проведения конкретных патентных исследований и борьба с неправомерным использованием результатов деятельности при выполнении ГОЗ. «Очень важна проблема копирования нашей экспортируемой продукции военного назначения, – подчеркнул начальник управления. – Проблема советских лицензий за рубежом до сих пор не решена. Конечно, нельзя кричать, что у нас украли. Нужно цивилизованно решать правовые вопросы, выставлять правовые претензии в качестве одного из направлений работы по защите интересов государства».

Основная проблема с советскими патентами. Не проблема даже – беда. Очевидный главный пострадавший – Калашников: и человек, и «изделие», и производитель, и правообладатель. Понятно, что никаких денег (пусть даже и страховых) с тех, кто в подвалах по всему свету клепает из подручных материалов подделки, не взыскать. Но куда хуже обстоят дела с государственными иностранными производителями, которые еще в советские времена нашли лазейку, чтобы обойти «патентный» вопрос и даже не заикаться о лицензировании производства. Например, Румыния времен Чаушеску придумала приделывать к АК-47 дополнительную деревянную рукоятку на цевье. «Изделие» назвали РМ 63, и оно теперь проходит по каталогам как совершенно самостоятельное, не имеющее никакого отношения к оригинальному калашникову оружие. Та же история с венгерским AMD 65, который считается «новой разработкой» лишь потому, что «венгерские товарищи» исхитрились доказать: отличия их конструкции от оригинала достаточно существенны, чтобы не платить за лицензию. Так можно пройтись по многим странам, причем не только бывшего ОВД. Например, югославским клонам калашникова несть числа, умельцы завода в Крагуеваце до сих пор что-то там подвинчивают и подстругивают, меняют угол наклона приклада и совершенствуют прицелы. И никакая лицензия, официально купленная еще в 60-х, им уже не указ.

А уж китайцы даже переделывать ничего не стали. Разве что в первых типах клонированного «калаша» присутствовал намертво прикрученный штык, он не снимался никогда, его можно было повернуть на 180 градусов, что и считалось самостоятельным китайским изобретением. В дальнейшем КНР пошла по пути удешевления и ухудшения уже достигнутых результатов, правда, не из хитрости, а ввиду общей промышленной отсталости. Китайской металлургии было недоступно, например, хромирование ствола. В результате оружие изготовлялось из котловой стали, что очень быстро приводило к износу и, в конце концов, к разрушению. Кроме того, из китайских клонов невозможно было стрелять очередями, потому что ствол просто перегревался, как будто это пулемет «Максим» времен англо-бурской войны. Зато дешево. Китайцы даже умудрялись экспортировать это чудо техники в Албанию, Бангладеш, Алжир, красным кхмерам и куда-то в Африку.

Затем Пекин пошел против мировых тенденций (но вслед за СССР) и решил переделать свои клоны калашникова под уменьшенный патрон. Но – и тут нужно отдать ему должное – не стал «воровать» советский патрон 5,45, изобретя собственный уменьшенный патрон – 5,8. К этому оружию (Тип-81 и Тип-87) уже не придраться с точки зрения авторского права, но в китайской армии этот автомат не прижился и поступил лишь в несколько специальных подразделений ограниченными сериями. В массе своей полуторамиллионная Народно-освободительная армия Китая по-прежнему пользуется ухудшенными, самопортящимися клонами старого советского автомата. Брать ли с них за это деньги по лицензии? Дискуссионный и неоднозначный вопрос. Как и вся китайская продукция.

Аналогичные истории можно рассказать практически о любом виде советской военной продукции, когда-либо попадавшей в чужие руки. Например, СССР выпускал танки с «пустынным» оборудованием, не как сейчас – эшелонами под заказ, а довольно небольшими партиями. Египетские и сирийские «товарищи» при помощи советских же специалистов кувалдой и специальными устными терминами доводили их до совершенства прямо в пустыне. В результате на вооружении этих армий до сих пор находятся танки собственного производства, с собственной же маркировкой и собственным авторским правом, но подозрительно напоминающие советские образцы 50-х и 60-х годов. В свою очередь израильтяне, захватившие подобного добра в качестве военных трофеев достаточно, дабы озаботиться вопросом «что-таки делать с этим железом?», организовали целую индустрию в рамках ЦАХАЛ. Специальный отдел министерства обороны чинил, а затем переделывал трофейные египетские и сирийские танки, сажая в них новое для того времени оборудование и продавая в третьи страны как собственные разработки. Израиль развлекает этим до сих пор. И это весьма прибыльное развлечение.

Продолжать печальный рассказ можно как сказку Шахерезады – вечно, причем, по всей номенклатуре вооружений. И довольно сложно представить, как именно энтузиасты из Управления МО по интеллектуальной собственности собираются с этим справляться. Судебной перспективы никакой, а производственные пути клонов порой столь запутаны, что разобраться в этом стоит дороже, чем могут покрыть теоретические выплаты роялти за интеллектуальную собственность.

Куда перспективнее выглядит систематизация патентной работы по современным образцам уже российского оружия, чем выколачивание денег за советские изобретения. Видимо, именно это направление и решено сделать приоритетным. Сам процесс систематизации патентов не так сложен, как дальнейшее отслеживание номенклатуры «изделий» по всей планете, о чем и говорил полковник Ващенко. МО собирается создать самостоятельную систему мониторинга, которая не потребует никаких разведывательных изысков, поскольку факт использования «клонированного» оружия в современном мире скрыть почти невозможно. А вот привлечь нарушителей авторского права к ответственности министерство самостоятельно не сможет, ему потребуется помощь других ведомств, включая МИД, для организации судебных исков и сбора доказательной базы (если не удастся решить вопрос полюбовно). Но в реальности сама угроза санкций со стороны России может вынудить потенциальных изобретателей «клонов» одуматься уже на стадии замысла. Если подобные программы защиты «результатов интеллектуальных прав в военной области» создаются и поддерживаются на президентском уровне, то с ними лучше не связываться и честно купить лицензию.

Другое дело, что рынок стрелкового оружия, например, и так перенасыщен, и никто не испытывает проблем с покупкой клона калашникова любой партии любой модификации и в любом конце земного шара. А вот кустарно воспроизводить технологически сложное вооружение все-таки проблематично. Лицензирование и создание банка патентов на российские виды вооружений поможет и в сфере обычной торговли оружием, поскольку упорядочит международную номенклатуру товаров. Скажем, пустынная или тропическая модификация танков не будет считаться разными «изделиями», а будет проходить именно как базовая, только специально отработанная, «оттюнингованная» под конкретного покупателя. А если покупателю вздумается наладить у себя собственное производство, развинтив танк на части и собрав заново, ему придется платить за лицензию на базовый «продукт». Дальше хоть москитную сетку вешай на него, как защиту от белых медведей – твоя проблема, твои деньги.

В этом контексте полковник Ващенко озвучил и предложение о передаче в гражданскую сферу так называемых мертвых военных технологий, то есть тех, которые не пригодились в рамках оборонзаказа. По его словам, перед МО стоит задача создать единую информационную базу разработок, которые могут пригодиться в продукции двойного и гражданского назначения. Тем более военные технологии – самые дорогие, поскольку МО изначально предъявляет строгие требования к результату. «Это может дорого стоить, но это нужно сделать. И так получается, что для достижения результата, который нужен Минобороны, ищется много, соответственно, появляется много тупиковых идей, которые, в принципе, не дают нужных ТТХ (тактико-технических характеристик), но могут быть применены в гражданской промышленности», – пояснил он на конференции. По его словам, не пригодившиеся разработки лежат на МО «мертвым грузом». «Потому что вся разработка является закрытой, а формально надо закрывать только то, что используется в войсках. И вот эта задача поставлена. Мы сейчас ищем к ней подходы – как отделить, что можно показывать, а что нельзя. Это очень кропотливая работа, но мы точно знаем, что эти результаты полезны», – пояснил начальник управления.

Работа действительно кропотливая и очень нервная, поскольку требует привлечения специалистов по безопасности и разведке, у которых всегда и на все есть собственное мнение. Особенно в вопросе рассекречивания чего-либо. Засекретить куда проще, чем потом оценивать возможные обратные риски. Например, передача в открытую сферу некой разработки, ранее считавшейся перспективной, но не удавшейся к реализации (а таких в НИОКР едва ли не 80%, что нормальная практика научного процесса), может продемонстрировать потенциальному противнику, в каком направлении ведутся исследования, что даст ему пищу для размышлений и поможет составить опросники для разведки. С другой стороны, какой-нибудь пытливый японский ум (а он умеет доводить до совершенства то, что до него и за него придумали европейцы) наверняка попытается загубленную и рассекреченную разработку довести до ума. И у него, что очень обидно, в итоге получится что-то отличное от калашникова просто в силу иных исходных позиций и разницы в финансировании и обеспечении.

Оценка рисков – самое главное препятствие, которое возникнет перед МО в процессе передачи «мертвых» технологий в гражданскую сферу. Лицензирование, сертификация и выдача патента – далеко не самое главное. Сложнее избежать коррупционной составляющей, которая, кстати, как магнит, тянет за собой и самый обычный шпионаж – как классический, военно-политический, так и научно-технический. Но в целом внедрение бывших «мертвых» НИОКР в сферу гражданского производства не такое уж тяжелое дело. Была бы финансовая заинтересованность, а мощностей для «конверсионного» производства предостаточно. И так никто не знает, чем загрузить избыточное военное производство, базирующееся на устаревших технологиях. В том числе (и в первую очередь) на старых и «мертвых» НИОКР.

В создании современных систем ВВСТ Россия до последнего времени пользовалась накопленным в СССР научно-техническим заделом.За 23 года он практически иссяк, на повестку дня остро встал вопрос производства и защиты нового интеллектуального продукта. Как он решается? На этот и другие вопросы «ВПК» отвечает начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок Министерства обороны РФ Олег Ващенко.

- Ваше управление создано сравнительно недавно. Какие задачи оно решает?

Управление является системным в аппарате заместителя министра обороны Юрия Борисова. Решает задачи на трех основных направлениях.

1. Развитие интеллектуальной собственности в Российской Федерации и Вооруженных Силах в частности.

“ Размер материального поощрения за внедренные изобретения и рацпредложения планируется увеличить в сто раз ”

2. Рассмотрение вопросов военно-технического сотрудничества и взаимодействие с ФС ВТС.

3. Организация необходимых мероприятий по экспертизе поставок ВВТ, которые планируются к экспорту.

На нашем управлении лежит ответственность и за состояние изобретательской, рационализаторской, патентно-лицензионной деятельности.

Сейчас ни у кого не возникает сомнений, что интеллектуальный потенциал страны является одним из важнейших факторов ее развития. Кроме того, актуальность изобретательско-рационализаторской работы обусловлена появлением и развитием новых социально-экономических отношений в стране, расширением областей применения военных и двойных технологий в производстве изделий гражданского назначения, устойчивой динамикой рынка наукоемкой продукции. 1 января 2008 года введена часть 4-я Гражданского кодекса Российской Федерации, которая серьезно продвинула передовые наработки в этой области и защите прав авторов. Сейчас все тактико-технические задания на новые образцы ВВСТ проходят непосредственно экспертизу в нашем Военно-научном комитете.

Министерство обороны финансирует создание новых перспективных видов ВВТ. А кому принадлежит интеллектуальная собственность на них?

Этот вопрос строго регламентирован. В соответствии с нормой, утвержденной постановлением правительства, все права на результаты НИОКР закрепляются за Российской Федерацией в лице Министерства обороны. Соответственно наши предприятия ОПК, выходя на конкурс, подписывают их и обязаны соблюдать. В частности, МО РФ передаются права на конструкторскую документацию и опытный образец.

Что касается объекта интеллектуальной собственности, то здесь чуть сложнее. Исходя из правительственного постановления № 342 в области обороны и безопасности разрешается совместное патентование результата: с одной стороны - государство в лице Минобороны, с другой - головной исполнитель. Но и здесь мы проводим дифференцированную политику. Она направлена на то, чтобы разработчик конкретного изобретения мог получить на него права. Причем не только «головник», но и любой член кооперации.

- Сталкиваетесь ли вы с проблемой параллелизма в изобретательской деятельности?

Вопрос достаточно актуален. В 2014 году внесены дополнительные изменения в правительственное постановление № 131 о государственном учете результатов данных интеллектуальной деятельности. Есть приказ Министерства обороны и соответствующие методические рекомендации. В каждом госконтракте головному исполнителю предписано готовить формы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности. Они представляются вместе с документами о сдаче конкретного этапа или работы в целом, утверждаются соответствующим заказывающим управлением и концентрируются в качестве базы данных на нашей территории.

После назначения министром обороны генерала армии Сергея Шойгу МО РФ проводит системный анализ этой деятельности, собрав специалистов в единый кулак. Это поможет науке и изобретательству, что называется, идти вместе. На выходе мы получим, надеюсь, серьезный синергетический эффект. Но для этого, во-первых, требуется провести полный автоматизированный учет всех предложений, которые подаются в ВС РФ. Чтобы от полка до главка мы знали, кто, как и над чем работает, что предлагает.

Во-вторых, необходима грамотная система экспертной оценки. Создано новое подразделение - Главное управление научно-исследовательской деятельности, которое будет заниматься и вопросами внедрения.

В-третьих, надо серьезно увеличить размер материального стимулирования за внедренные результаты, принесшие экономический или другой эффект от рационализаторских предложений и изобретений. Планируется увеличить его в сто раз. В частности, фонд материального стимулирования (по итогам Всеармейского смотра на лучшую изобретательско-рационализаторскую деятельность) возрастет с 500 тысяч до 50 миллионов рублей. Добавлю к сказанному, что вышло постановление правительства РФ, определяющее минимальный размер авторского вознаграждения за служебные изобретения. Этого документа ждали 14 лет. Теперь будет разработана эффективная система поощрения в Вооруженных Силах РФ за использование изобретений и рацпредложений.

- Насколько серьезны работы, которые поступают на конкурс?

Рационализаторская работа более всего развита, конечно, в войсковом звене. Это могут быть самые различные усовершенствования: специальные противооткатные подставки под автомобили, программное обеспечение, системы энергосбережения...

А вот изобретательская деятельность - прерогатива наших военно-учебных заведений и НИИ. Сравнительно недавно, например, была разработана новая система понтонов, которая легче перевозится, проще в использовании, меньше весит. В зависимости от водоизмещения судна можно выбирать тот или иной вариант набора модульных элементов, которые обеспечивают быстрый подъем.

Немало новинок в создании беспилотных летательных аппаратов. Эти задачи стоят почти перед каждым институтом. Они касаются как полета, так и полезной нагрузки - радиолокационной, оптической.

Кстати, созданные в Вооруженных Силах научные роты катализировали этот процесс. Не менее 12 заявок на изобретения было подано по научной роте, сформированной на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Кроме того, все НИОКР, которые осуществляет наш ОПК, находятся на сопровождении Военно-научного комитета Генерального штаба. Хотя тут есть определенные нюансы. Часть наших структур является казенными предприятиями и формально получить деньги за свою работу не может. Мы ищем выход из этого положения, чтобы передаваемые для использования промышленностью материалы оформлялись как ноу-хау, а изобретатели имели возможность получения авторского вознаграждения.

Как обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности, произведенной еще во времена Советского Союза? Другие страны беззастенчиво копируют, воспроизводят и продают наши ВВТ, не делая отчислений ни автору, ни России. Например, на выставке вооружений в ЮАР был представлен стенд болгарской компании «Арсенал», где огромное количество автоматов Калашникова различных модификаций выдавались за болгарские разработки. Та же ситуация с клонированием гранатометов РПГ-7, систем С-300, истребителей Су-27?

Это большой и сложный вопрос. Еще до создания нашего управления на различных уровнях принимались меры, чтобы поставить заслон такому плагиату. Однако ощутимых результатов, насколько я знаю, они не дали.

Сравнительно недавно принято решение, что заниматься этой проблемой должна не отдельная структура (раньше ФАПРИ при Минюсте России), а каждый госзаказчик. С 2012 года им переданы соответствующие полномочия, мы также подключились к работе. Но задача это комплексная и решаться может по-разному.

Во-первых, нужно в срочном порядке поднимать уровень отечественного патентования. У нас подается в десятки раз меньше заявок по сравнению с ближайшими конкурентами - США, Японией, Германией. Для исправления ситуации необходимо создать систему стимулирования, которая позволит увеличить число патентов.

Увы, уровень квалификации наших патентных работников пока еще достаточно низок, а те, кто успешно работает, - «штучный товар». Сейчас принимаются серьезные усилия, чтобы выправить ситуацию, идет обучение специалистов всех уровней компетенции.

Ведется работа по увеличению количества соглашений о защите доли собственности при двустороннем сотрудничестве с рядом стран. Например, с нашими коллегами из бывшего Варшавского договора. Пока количество заключенных с ними соглашений в 2,5 раза меньше, чем, скажем, по линии ВТС. Недавно мы договорились с Венгрией, другие на подходе. Но некоторые партнеры игнорируют наши предложения. Это Болгария, Польша, в меньшей мере Чехия. Есть положительные сдвиги во взаимоотношениях со Словакией.

Понятно, что на этот процесс оказывает влияние политика западных санкций. Но думаю, именно институт соглашений по интеллектуальной собственности поможет нам двигаться дальше. Как, скажем, с нашими партнерами из Китая. С ними мы заключили соглашение, оформили положение о двусторонней рабочей группе. В сентябре 2014 года ее российская часть выехала в КНР и приступила к работе. Все это позволит снять озабоченность, имеющуюся как у нас, так и у китайских товарищей, в отношении интеллектуальной собственности.

В конечном же счете мы защищаем права не только Российской Федерации, но и конкретного холдинга, который в большинстве экспортных образцов вынужден модифицировать и модернизировать ВВТ в соответствии с пожеланиями инозаказчика. Недавно ко мне, например, приезжал генеральный конструктор «Сухого», рассказал о достаточно интересной системе патентования, в том числе по Т-50. В «Вертолетах России» также поднимаются эти вопросы. Все это говорит о том, что наши промышленные структуры постепенно поворачиваются лицом к проблеме. Ведь это их потенциал, рынки сбыта, будущая прибыль или… упущенная выгода.

Что касается взаимодействия с Главным управлением научно-исследовательской деятельности (ГУНИД), то его целевая функция - внедренческая часть, а наша задача - обеспечить правовую охрану интеллектуального продукта, его освоение в ОПК или гражданском секторе. Финансирование подачи заявок на изобретение, оплата пошлин, выплаты первичного авторского вознаграждения, получение патента - все это осуществляется через наше управление. Но без тесного взаимодействия с ВНК Генерального штаба, Управлением интеллектуальной собственности никак не обойтись.

- Получается, все проблемы решаемы?

Одна из самых сложных - быстрое изменение правового поля. Если в патентном законе предполагалось, что за авторское вознаграждение платит государственный заказчик, то в нынешнем Гражданском кодексе таковым называется работодатель.

Другая проблема - отсутствие четких критериев минимальной ставки авторского вознаграждения. Определить ее при расчете себестоимости изделия крайне непросто. Не всегда учитываются затраты на выплату авторского вознаграждения и в цене контракта. 4 июня 2014 года вышло правительственное постановление № 512. Думаю, оно сдвинет с места этот вопрос. Размер авторского вознаграждения в соответствии с нормативами будет закладываться в цену контракта, а выплачиваться работодателем.

О многом говорят и такие факты. Во Всеармейском смотре-конкурсе в 2014-м приняли участие более 22 тысяч изобретателей и рационализаторов. Они стали авторами 979 изобретений, 17 500 рацпредложений. Из них внедрено 413 и 15 163 соответственно. Это в два раза больше, чем в предыдущем году.

Указом президента РФ восстановлено звание «Заслуженный изобретатель». Сейчас в каждой воинской части предписано иметь внештатную комиссию изобретательско-рационализаторской работы. Любой офицер может в нее обратиться со своим предложением, которое мы обязательно рассмотрим. На сайте Министерства обороны есть все координаты, почта, по которой можно подавать заявки. Нет никаких бюрократических преград.

В главках организованы нештатные комиссии по изобретательской и рационализаторской деятельности. Их финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета, которые распределяет наше управление по соответствующим статьям. Таким образом, мы имеем возможность эффективно влиять на ситуацию, отбирать изобретения, которые представляем на рассмотрение заказывающим управлениям.

- Как идет взаимодействие с Военно-промышленной комиссией, которую сейчас возглавляет Владимир Путин?

ВПК ставит перед нами задачи консолидации. Проводятся мероприятия, связанные со сравнительным анализом интеллектуальной деятельности в разных министерствах. Каждое имеет свои базы информационных данных. Но они до конца не скоординированы, ими нельзя безошибочно пользоваться.

Перед Министерством обороны поставлена задача создать единую базу результатов интеллектуальной деятельности, НИОКР, а также конструкторской документации для использования в продукции двойного и гражданского назначения.

Мы приступили к этой работе в 2014-м. За три года предстоит сформировать единую базу данных, получить необходимые источники информации, сделать соответствующую привязку, создать многоуровневую систему доступа (от свободного до закрытого). К нашей базе смогут обращаться все заинтересованные инстанции, министерства, ведомства и получать инновационный продукт, который позволит поднять на новый уровень не только военные разработки, но и экономику страны.

Олег Ващенко

Беседовал Олег Фаличев