Закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Предмет, признаки и существенные условия по договору подрядных работ для государственных и муниципальных нужд

коллективность руководства

метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждениеи решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболееправильные решения, эффективно сочетать общую ответственность сперсональной. Коллективность руководства - важнейшая сторонадемократического централизма.

Руководство коммунистической партии, деятельность выборныхгосударственных органов, профсоюзов, комсомола, других общественныхорганизаций основаны в социалистическом обществе на началахколлективности. Управление производством, транспортом, связью,руководство вооруженными силами, а также рядом других областейдеятельности государства в силу их специфических особенностейосуществляется исходя из принципа единоначалия, опирающегося наразличные формы участия общественности.

Коллективный характер руководства в социалистическом обществевытекает из самой сущности социалистического строя, экономическую основукоторого составляет общественная собственность на средства производства,а политическую основу - власть трудящихся, всего народа.

Использование коллективного опыта и знаний руководства партийных,государственных, общественных организаций, учет мнения миллионовкоммунистов и беспартийных трудящихся, потребность во взвешенном ивсестороннем подходе обусловлены гигантскими масштабами и сложностьюзадач коммунистического строительства, высокой ответственностьюруководящих органов в социалистическом обществе перед народом. Какпоказывает практика реального социализма, выработка научно обоснованнойполитики и осуществление эффективного руководства возможны лишь наоснове всестороннего учета знаний и опыта широкого круга коммунистов ибеспартийных масс. Коллективное руководство позволяет правильно иреалистично подходить к любому, в том числе и сложному, делу. Обменмнениями и выявление воли большинства служат вместе с тем необходимойпредпосылкой единства действий, сознательной партийной и государственнойдисциплины. Чтобы обеспечить должный эффект К. р., необходимоне формальное, а действительное функционирование коллективного органа,активное участие в работе всех его членов. Важное значение при этомимеет характер взаимоотношений между членами этого органа, с однойстороны, и руководителем - с другой. Признание важной роли,ответственности и авторитета руководителя не имеет ничего общего сосуществлением личной власти. Руководитель выступает как организаторработы, он должен проявлять большой такт и заинтересованность в том,чтобы обеспечить свободный обмен мнениями, создать атмосферуколлективного творчества. На нем лежит большая ответственность, но прирешении вопросов он имеет такие же права, как и другие членыколлективного органа. Все они призваны вносить свою лепту в решениеобщих дел, проявлять активность, самостоятельность мышления,принципиальность. Необходимым условием К. р. служит тесная связьсовместного рассмотрения и решения вопросов с дисциплиной иответственностью за их выполнение. К. р. предполагает как общую, так иличную ответственность каждого работника за порученное ему дело, завыполнение коллективно принятых решений. Ленин подчеркивал, что «вовсяком случае и при всех без исключения обстоятельствах коллегиальностьдолжна сопровождаться самым точным установлением личной ответственностикаждого лица за точно определенное дело» (т. 39, с. 46).Серьезное значение для успеха К. р. имеют обеспечение деловитостив работе коллективных органов, устранение из их практики шумихи,парадности и заседательской суеты.

В обеспечении К. р. к партии и ее руководящим органам предъявляетсяособая требовательность. Будучи добровольным политическим союзомединомышленников-коммунистов, партия ведет всю работу на началахколлективного сотрудничества, а не администрирования. «...Все делапартии ведут, - отмечал Ленин, - прямо или через представителей, всечлены партии, на равных правах и без всякого исключения...» (т. 14,с. 252).

Коллективный порядок рассмотрения и решения всех важнейших вопросовжизни и деятельности партии и ее организаций закреплен в Уставе КПСС как«непременное условие нормальной деятельности партийных организаций,правильного воспитания кадров, развития активности и самодеятельностикоммунистов». «Культ личности и связанные с ним нарушениявнутрипартийной демократии, - сказано в Уставе, - не могут быть терпимыв партии, они несовместимы с ленинскими принципами партийной жизни».В каждой партийной организации исключительное право рассмотрения и решениявсех наиболее важных вопросов партийной жизни и деятельности принадлежитколлективному органу: в первичной партийной организации - общемусобранию коммунистов; в районной, городской, окружной, областной,краевой организациях - соответствующей партийной конференции,в республиканской организации и партии в целом - съезду. Исполнительныеорганы партии и ее организаций - партийные комитеты и бюро всехуровней - также являются коллективными органами. Важной гарантиейсоблюдения коллективности служат твердые сроки, установленные дляпроведения как съездов, партийных конференций и собраний, так ипленарных заседаний партийных комитетов. Такую гарантию создает четкоустановленный порядок выборности и отчетности партийных комитетов и бюроснизу доверху. Дальнейшее укрепление и развитие принципа коллективногоруководства в КПСС в последние годы нашли свое выражение в повышениироли пленумов ЦК КПСС, а также пленумов местных партийных органов,собрании коммунистов, в расширении внутрипартийной информации. Органыколлективного руководства имеют также профессиональные союзы, комсомол.В Советах народных депутатов всех ступеней важнейшие вопросырассматриваются на сессиях Советов, а в период между сессиями - назаседаниях президиумов и исполкомов Советов. КПСС постоянносовершенствует деятельность этих испытанных аккумуляторов коллективноймысли. На повышение уровня К. р. направлены усилия партии по воспитаниюкоммунистов, руководящих кадров и всех трудящихся в духе идейности ипринципиальности, по улучшению их информированности.

К. р. - важное политическое достояние коммунистической партии исоциалистического общества, имеющее большое значение для использованияпреимуществ развитого социализма в интересах народа, для успешногопостроения коммунизма. Расширение и совершенствование К. р. способствуетразвитию социалистической демократии, служит предпосылкой дляпостепенного перехода к коммунистическому общественномусамоуправлению.

Система коллективного руководства Система управления при Н.С.Хрущеве Система управления при Л.И.Брежневе Прочитайте в учебнике стр и дайте сравнительный анализ политики Л.И.Брежнева и Н.С.Хрущева.


Темпы экономического роста СССР в гг.


Экономические реформы 1965г. Реформа в сельском хозяйствеРеформа в промышленности Уменьшение плана обязательных поставок зерна. Установление твердого плана закупок продукции на 5 лет. Повышение закупочных цен. Введение надбавок к ценам на сверхплановую продукцию. Введение гарантированной оплаты труда колхозников. Отмена ограничений в отношении ЛПХ. Укрепление МТБ сельского хозяйства. Переход от территориального принципа управления к отраслевому. Совершенствование планирования и повышение самостоятельности предприятий (хозрасчет). Усиление экономического стимулирования и повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов.














Причины трудностей в экономике Сопротивление бюрократической советской системы. Сворачивание экономических методов. Отсутствие конкуренции, дефицит товаров. Нерациональное использование рабочей силы. Диспропорции в экономике. Эксплуатация природно-географического фактора.


Мероприятия, проводимые СССР в период разрядки напряженности в международных отношениях Меры по закреплению послевоенных границ Меры по укреплению безопасности в Европе Меры по укреплению отношений между СССР и США Меры по ограничению ядерных вооружений Прочитайте §35 и заполните таблицу.


Домашнее задание Прочитать § Заполнить таблицу «Мероприятия, проводимые СССР в период разрядки напряженности в международных отношениях». Письменно ответить на вопрос 7 стр Подготовить сообщения по темам: – «Пражская весна 1968г.» – Война в Афганистане.






1970-е гг. - разрядка Причины: Наметилось ухудшение советско-китайских отношений Происходит американо-китайское сближение Устанавливается военно-стратегический паритет между США и СССР Осознание бессмысленности наращивания количества вооружений Военные расходы Экономическая выгода от сотрудничества


Приведите в соответствие 1. Заключительный акт по СБСЕА) 1968г. 2. Визит в Москву президента США Р.Никсона Б) 1971г. 3. ОСВ - 2В) 1972г. 4. ОСВ – 1 и ПРОГ) 1975г. 6. Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов Д) 1979г. 7. Договор о нераспространении ядерного оружия


Приведите в соответствие 1. Заключительный акт по СБСЕГ) 1975г. 2. Визит в Москву президента США Р.Никсона В) 1972г. 3. ОСВ - 2Д) 1979г. 4. ОСВ – 1 и ПРОВ) 1972г. 5. Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов Б) 1971г. 6. Договор о нераспространении ядерного оружия А) 1968г.


Конфронтация 1968г. – вмешательство СССР во внутренние дела ЧССР. 1968г. – широкомасштабная помощь арабским странам Ближнего Востока 1976г. – начало развертывания в В. Европе советских РСД 1979г. – ввод советских войск в Афганистан 1983г. – начало размещения американских РСД в Европе. Программа СОИ.






Доктрина Брежнева Оправдание вмешательства СССР во внутренние дела стран Центрально- Восточной Европы, которые входили в социалистический блок. Понятие появилось после выступления Леонида Брежнева на пятом съезде Польской объединённой рабочей партии в 1968 году.
















Второй период 22 января 1968 г. состоялась демонстрация в защиту арестованных самиздатчиков: Александра Гинзбурга, Алексея Добровольского, Веры Дашковой, организованная В. Буковским, и В. Хаустовым. В демонстрации приняли участие около 30 человек. Выступление в защиту Чехословакии - демонстрация 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве. Участники развернули лозунги «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!» В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска стран Варшавского договора – более 300 тысяч человек и около 7 тысяч танков.


В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициаторами были Валерий Чалидзе, Андрей Твердохлебов и академик Сахаров, все трое - физики. Позже к ним присоединился Игорь Шафаревич, математик, член-корреспондент АН СССР. Комитет занимался следующими проблемами: сравнительный анализ обязательств СССР по международным пактам о правах человека и советского законодательства; права лиц, признанных психически больными. Комитет прав человека И.Г. Шафаревич (слева), А.Д.Сахаров, Г.С.Подъяпольский. Москва, 1973






9 октября 1975 года Сахаров узнал, что ему присуждена Нобелевская премия мира. Ему не разрешили поездку за премией, как «лицу, обладающему знанием государственных тайн». Вместо него 10 декабря премию получила его жена Елена Боннер. На квартире Ю.Тувима в день присуждения Нобелевской премии мира. 9 октября,1975 Е.Боннер и А.Сахаров


Четвертый период в конце 70-х - начале 80-х Самиздат. Хельсинский период. В 1976 году физиком Юрием Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. В дни суда над Юрием Орловым. Москва, Люблино, мая 1978


А.Д.Сахаров – осуждение ввода советских войск в Афганистан. 1980г. – арест и ссылка А.Д.Сахарова в г. Горький (Нижний Новгород). Советские диссиденты год. Четвертый период в конце 70-х - начале 80-х




Домашнее задание Подготовиться к тесту по § Заполнить таблицу «Основные достижения советской культуры в 1965 – 1984гг.» (по §38)



Брежнев и «коллективное руководство»

Новые слова в политическом лексиконе: «волюнтаризм», «субъективизм», которые якобы преодолела партия, стали на многие годы эвфемизмами хрущевской «оттепели» и характеристиками самого Хрущева, имени которого с тех пор старались не упоминать. Он жил на даче под присмотром «органов» и, как выяснилось потом, очень беспокоил своих преемников, ибо стал сочинять мемуары. Переворот 1964 г. был осуществлен в интересах политической верхушки, задерганной непоседливым, беспокойным Хрущевым и жаждавшей покоя, размеренной, предсказуемой работы и законного, комфортабельного отдыха. По одной из версий, вначале предполагалось сделать лидером Александра Шелепина – руководителя КГБ и одного из инициаторов свержения Хрущева. Но молодой, волевой, аскетичный «железный Шурик» пугал коллег своей решимостью «закрутить гайки», «навести порядок». И его постепенно «задвинули». Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев, которому в 1964 г. исполнилось 58 лет. Это был вполне ординарный партработник, без блеска, но человек исполнительный, деловой, здравый, не злой по своей природе, не лишенный обаяния и юмора, любивший жизнь и те радости (без излишеств), что она ему приносила: элегантные костюмы, охоту, рыбалку, сигареты «Мальборо». Как писал о нем один историк, «Брежнев проявил единственный талант, необходимый партийному руководителю, – умение руководить: давать общие указания по всем вопросам, не будучи специалистом ни по одному из них». Кажется, что кроме власти главной страстью Брежнева были автомобили, точнее быстрая, если не сказать сумасшедшая, езда на них. Брежнев слыл заботливым семьянином, имел множество друзей и земляков с Украины, из Днепропетровска. Он их никогда не забывал и расставлял на важные посты, куда бы ни забрасывала его жизнь номенклатурного работника: в Молдавию, Казахстан, Москву. Впоследствии благодаря этому заговорят о «днепропетровской мафии».

Брежнев устраивал многих. Он был в меру прогрессивен, но и в меру консервативен. Поначалу боялись, что с его приходом сталинисты восстановят культ и памятники своему бессмертному вождю. Но сталинизации не произошло. Брежнева устроил некий «баланс» оценок Сталина, когда скупые отрицательные характеристики генералиссимуса равномерно сочетались с положительными, но умеренными оценками его заслуг в годы войны и строительства социализма. Но все же в целом, с каждым новым изданием учебников истории партии и СССР в них все скупее и скупее говорилось о беззакониях сталинской поры. Прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. О сталинском прошлом старались забыть, стремились избежать упоминаний о репрессиях, уничтоживших миллионы людей. Цензура пропускала только туманные намеки о судьбе невинно погибших в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. О казненном писателе и художнике в предисловии к его книге было принято писать так: «В 1938 году оборвался его творческий путь…»

Формально у власти был триумвират: Брежнев руководил партией, А. Н. Косыгин – правительством, формальным главой государства (Председателем Президиума Верховного Совета) был Н. А. Подгорный. Однако в 1970-е гг. Брежнев постепенно «съел» своих коллег по триумвирату, а заодно и тех, кто представлял для него потенциальную опасность. В 1977 г. Брежнев стал главой государства вместо Подгорного, а в 1979 г. на место Косыгина поставил «своего человека» из Днепропетровска – Н. Тихонова.


Первые годы правления «коллективного руководства»

Снятие Хрущева произошло для граждан страны неожиданно, но протестов не вызвало. Социальная база Хрущева и его политики оказалась чрезвычайно суженной. Его снял партаппарат, так как деятельность Хрущева оказалась неэффективной с точки зрения номенклатуры. Он не гарантировал стабильность этого социального строя. Партаппарат - верхушка айсберга, так как номенклатурный принцип назначения спаял партийных, хозяйственных и военных руководителей. Постоянные реорганизации Хрущева затрагивали жизненные интересы этого слоя. Поэтому основными лозунгами Брежнева стали коллективное руководство, стабильность, устойчивость. Призыв к борьбе с «волюнтаризмом» Хрущева означал прежде всего ликвидацию хрущевских реформ в области партийно-государственного управления. Спустя месяц после отставки Хрущева, в ноябре 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. На Пленуме с докладом «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций и советских органов» выступил Подгорный. Он признал необходимым вернуться к принципу построения партийных организаций по территориально-производственному признаку

Восстанавливалась в полном объеме вертикаль партийного руководства - ЦК, обком, райком. Каждый из этих уровней обладал всей полнотой партийной власти (с немалыми государственными полномочиями) на своей территории - в республике, крае или области, в районе. Следом за перестройкой партийных органов была проведена реорганизация, восстановление прежних советских, комсомольских и профсоюзных учреждений. Одновременно с усилением роли «партийной вертикали» восстанавливался контроль партии над экономикой. Становилось ясно, что время совнархозов с их широкими полномочиями стремительно уходит. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было объявлено о прекращении их деятельности и восстановлении отраслевых министерств. Это означало восстановление роли столичной бюрократии в системе государственного управления. Партийный аппарат по всей стране и столичная бюрократия стали теми социальными группами, которые непосредственно выигрывали от устранения Хрущева и контрреформ «коллективного руководства» во главе с Брежневым.

В процессе восстановления прошлых институтов власти и ликвидации хрущевских нововведений с неизбежностью возникал вопрос об отношении к Комитету партийно-государственного контроля. Опыт свержения Хрущева, успешно осуществленный при участии комитета, мог оказаться слишком соблазнительным для будущих борцов за руководящие посты в партии, а деятельность этого партийно-государственного монстра представляла опасность для партийного аппарата всех уровней. Неслучайно поэтому Брежнев в декабре 1965 г. преобразовал его в Комитет народного контроля, лишив одновременно этот орган прежних властных полномочий.

Управление сельским хозяйством

Выступив с докладом на мартовском (1965) Пленуме ЦК КПСС, Брежнев предложил снизить план закупки зерна на 1965 г. и установить этот план как неизменный до 1970 г. Стабильный план должен был облегчить условия хозяйствования, избавить сельское хозяйство от постоянных в недавнем прошлом шараханий. Одновременно предполагалось значительно поднять закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Так, на скот цены увеличились от 10 до 100%. Вводилось экономическое стимулирование роста сельскохозяйственного производства: за поставленный сверх плана хлеб устанавливались надбавки до 50%.

Предполагался значительный рост инвестиций в сельское хозяйство. На 8-10-ю пятилетку (1965-1970) в сельское хозяйство и связанные с ним отрасли хозяйства планировалось вложить 71 млрд. руб. капиталовложений, в том числе на производственные объекты, сельхозтехнику, развитие энергетической системы для села, мелиорацию. Был взят курс на создание крупных специализированных хозяйств - мелочно-товарных, свино- и птицеводческих, зерновых.

Были сняты наиболее одиозные ограничения для развития личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Более того, в официальной пропаганде в середине 60-х гг. доказывалась их экономическая целесообразность. Однако воспользоваться продукцией, производимой в личных подсобных хозяйствах для решения общегосударственных задач, как это удалось Маленкову в середине 50-х гг., через десять лет оказалось нереально. Благим пожеланиям властей уже не верили. Желающих воспользоваться льготами, предоставленными личным хозяйствам, было очень мало.

Попытка проведения экономической реформы в промышленности

В годы 8-й пятилетки (1965-1970) предпринимались попытки экономического реформирования управления промышленностью. На сентябрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий» выступил Председатель Совета Министров СССР, член Политбюро А. Н. Косыгин. В докладе содержались призывы к пересмотру системы управления, отказу от совнархозов и восстановлению отраслевого принципа управления. Косыгин уточнял: не восстановление досовнархозовской системы министерств, а сочетание централизации руководства с расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Главным показателем для промышленных предприятий должен был стать объем выпускаемой продукции. В докладе употреблялись такие понятия, как рынок, прибыль, эффективность капитальных вложений.

Советская экономическая реформа, хотя и предусматривала значительное расширение сферы «низового» планирования, (на уровне предприятий и хозяйственных объединений), ни в коей мере не означала отказа от централизованного планирования задачей которого оставалось установление основных направлений, пропорций и темпов экономического развития. 2-3 октября 1965 г. были приняты законы об изменении органов управления. Были созданы 11 общесоюзных министерств СССР, 17 союзно-республиканских. 10 июля 1967 г. Совмин СССР утвердил постановление «Общие положения о министерствах СССР». К концу 1975 г. насчитывалось 35 промышленных министерств.

Сентябрьский Пленум 1965 г. стал началом экономической реформы. С первого квартала 1966 г. на новую систему были переведены 43 предприятия; со второго - еще 200, в том числе 180 - союзного и союзно-республиканского подчинения и 20 - республиканского. Переводились прежде всего те предприятия, где был более высокий уровень рентабельности, поэтому реформа начиналась в легкой и пищевой промышленности. Однако проведение реформы вскоре столкнулось с противоречиями между экономическими закономерностями и политическими установками. Уже с первых шагов реформы стали очевидны несообразности с ценообразованием: неоправданно низкие цены на уголь, железную и марганцевую руды, производство серной кислоты, на металл, что приводило к убыточности таких отраслей, как угольная промышленность, молочная, рыбная и др. В то же время в ряде отраслей, связанных преимущественно с военно-промышленным комплексом, действовал неоправданно высокий уровень рентабельности. Приборостроение, в частности, давало прибыль 50%. В группе тяжелой и добывающей промышленности прибыльными были нефтяная, газовая, ряд отраслей машиностроения. В связи с этим предлагалось ввести новые цены, которые должны сделать рентабельными отрасли промышленности. Однако эти предложения противоречили партийной установке неизменности цен, за которой скрывалось партийное понимание важности отраслей. Поэтому отрасли, связанные с ВПК, пользовались приоритетом.

Косыгинская экономическая реформа 1965 г. дала заметный толчок буксовавшему народному хозяйству. Только за восьмое пятилетие объем промышленного производства вырос в полтора раза, производительность труда - на одну треть. Темпы роста товаров народного потребления наконец-то сравнялись с темпами роста средств производства, которым всегда отдавалось предпочтение. Эти реформы дали руководителям предприятий большую свободу решений и позволяли экспериментировать с ценовой системой, предназначенной для того, чтобы платить за вовлеченные в производство ресурсы. Потребительским товарам, производство которых в 1966-1970 гг. впервые стало расти быстрее, чем производство средств производства, также уделялось больше внимания. В сельском хозяйстве началось стимулирование, которое привело в 1966-1971 гг. к значительному увеличению производства. Однако столкнувшись с логикой плановой экономики, реформы остановились. Предприятия, которые повысили свою производительность, используя вновь обретенную свободу, обнаружили, что они получили повышенные плановые задания на следующий год.

Первое десятилетие брежневского периода (1964-1975) принесло с собой умеренный экономический рост (в среднем более 4% в год) вместе с политической стабильностью и постоянным улучшением условий жизни населения. Противоречивый характер политического развития проявился в том, что в КПСС были восстановлены прежние, воспринимавшиеся как сталинские, названия партийных органов. Президиум ЦК был переименован в Политбюро, а Первого секретаря ЦК КПСС стали называть Генеральным секретарем.

Ликвидация совнархозов и восстановление министерств, централизованного управления временно создали положительный эффект для развития промышленности. Некоторое время действовали региональные связи, доставшиеся в наследство от совнархозов, но они были обеспечены централизованными инвестициями, отраслевой наукой и технической политикой. 8-я пятилетка (1965-1970) стала одной из самых успешных для экономики страны. Все более значительно влияло на экономическое положение страны стремительное расширение добычи нефти и газа в Западной Сибири. Экономическая реформа предполагала расширение материальных стимулов производства, повышение заинтересованности самих работников в количественных и качественных результатов труда.

На некоторое время удалось ослабить зависимость страны от закупок продовольствия за границей. После тяжелых 1962-1965 гг. СССР резко сократил закупки хлеба за рубежом. Так, практически не производились закупки хлеба в 1966 г., во много раз ниже средних были закупки хлеба в 1967 г.

Однако одновременно действовали и другие факторы. «Полевение» общественно-политической ситуации в Европе и мире во второй половине 60-х гг. породило критику советского социализма «слева». Идеи реформирования социализма получили практическое воплощение в политическом брожении в Польше, в реформах, начавшихся в Чехословакии. «Социалистический лагерь» и его местные коммунистические элиты были вынуждены определиться в своем отношении к реформам, справедливо разглядев за ними угрозу утраты власти. Вторжение войск Варшавского договора во главе с Советской армией в Чехословакию стало рубежом политической истории не только для народов Центральной Европы, но и для СССР. Экономическая реформа здесь была свернута.

Проект хрущевской Конституции

К началу 1960-х гг. СССР вступил в новую качественную стадию своего развития, которая характеризовалась завершением формирования индустриального общества в советском варианте. Именно это обстоятельство побудило правившую компартию, с одной стороны, провозгласить завершение строительства социализма, с другой - начать преобразования в политической системе управления, которая сложилась в 1940-е гг. и носила во многом экстремальный характер. В условиях, когда СССР стал мощной сверхдержавой, уже не было острой необходимости ограничивать население страны как политически, так и экономически во имя мобилизации сил и средств на решение стратегических задач индустриальной модернизации.

На XXI съезде КПСС в 1961 г. было заявлено, что социализм построен полностью и окончательно и что пора приступать к строительству коммунизма. Руководство партии и страны во главе с Хрущевым приняло решение разработать новую конституцию страны, о чем впервые было сказано на XXII съезде КПСС, на котором была принята утопическая программа строительства коммунизма. Все эти решения и программы принимались в период, когда, с одной стороны, определились высокие темпы прироста промышленного производства, с другой стороны - возникли проблемы с продовольственным снабжением населения. Желая поднять свой престиж в обществе, Хрущев вновь возвратился к теме борьбы со сталинизмом. Описав на съезде ряд преступлений сталинизма, Хрущев организовал принятие постановлений о вынесении тела Сталина из мавзолея и переименовании Сталинграда в Волгоград.

В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР была образована Конституционная комиссия, которая осуществила подготовку проекта новой Конституции в течение двух лет. Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых ее тезисов: перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное государство и соответственно формирование советов народных депутатов. Новые советы должны были быть не только органами власти, но и общественными организациями, так как главная задача заключалась в развертывании общенародной демократии и передаче ряда государственных функций общественным организациям. Подчеркивалось, что руководящим принципом госстроительства являлся принцип демократического централизма и коллективного руководства. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчетность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о возможности референдумов, причем первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции. Требования программы КПСС о ротации выборных партийных кадров распространялись на депутатский корпус. Право законодательной инициативы получали профсоюзы и комсомол. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.

Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти - правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием. В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о возможности личной собственности и частном мелком хозяйстве, кроме государственной и кооперативной.

Итоговый проект Конституции был обсужден на заседании комиссии 16 июля 1964 г. К этому времени под влиянием критики ЦК КПСС он был значительно скорректирован. Под нажимом подкомиссии Брежнева в проект были включены идеологические штампы и декларации, которые значительно ухудшили проект. Были сняты положения о ротации депутатского корпуса, о новых полномочиях республик и др. По мнению исследователей, эти изменения были произведены под сверхбдительным контролем той части ЦК, которая в это время активно готовилось к смещению Хрущева и не желала изменений в политической системе.

В целом даже в урезанном виде проект новой конституции, бесспорно, представлял значительный шаг вперед и отражал назревшие потребности демократизации общественной системы. Опасения консервативной части КПСС о размывании политической системы и эрозии коммунистической власти имели право на существование, но в условиях общего поступательного развития экономики это не имело бы катастрофических последствий. В то же вовремя принятие демократической Конституции дало бы серьезный стимул для развития общества, расширило бы социальную базу КПСС, привлекло бы симпатии к власти большой части интеллигенции. Но этот исторический шанс КПСС был бездарно упущен.

Конституция СССР 1977 года

Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР. Она должна была сменить старую, сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 1961 г. на XXII съезде КПСС и обещавшую построить коммунизм через 20 лет, т.е. к началу 80-х гг. В новом Основном законе сохранялось положение о всемирно-историческом повороте человечества от капитализма к социализму: «Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой...»

Определяя социальную природу государства, новая Конституция утверждала: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни...». Признаками «развитого социализма» она называла «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ». Целью государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Политическая система СССР была определена как «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Устанавливалось, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности», т.е., по сути, в стране сохранялась государственная собственность. «В исключительной собственности государства, - было зафиксировано в Конституции, -...находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и с/х, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий...» При этом «никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях».

Законодательная власть. Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Как и раньше, Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти СССР. Теоретически он олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.

Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью госаппарата. На него же возлагалось избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного суда и назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Он состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета. Президиум Верховного Совета издавал указы, обязательные к исполнению. Эти указы утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.

Исполнительная власть. Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80. Новые возникали, как правило, в результате деления старых промышленных министерств.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 1970 г., должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

Аппарат ЦК КПСС в системе управления

Вместе с тем о реальном функционировании государственного аппарата страны можно говорить с учетом особенностей политического устройства СССР. Статья 6 Конституции 1977 г. провозглашала, что Компартия СССР является «ядром политической системы». За этой абсолютно неправовой формулировкой скрывалось реальное явление - дублирование всей системы управления партийным аппаратом. Руководство партией осуществляли не съезды КПСС, как полагалось по ее Уставу, а Политбюро и руководители отделов и секторов аппарата ЦК КПСС. В состав высшего партийного руководства входили виднейшие представители государственной власти. В Политбюро ЦК КПСС, избранном в 1976 г. на XXV съезде партии, были: Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС), Председатель Совмина СССР Косыгин, его первый заместитель Мазуров, министры: иностранных дел - Громыко, обороны – Гречко, а позднее - Устинов, председатель КГБ Андропов. Происходило своего рода срастание высших звеньев партийного и государственного аппаратов.

Все руководители высшего партийного звена напрямую вмешивались в деятельность всех ветвей гос.власти. Секретари ЦК руководили отделами аппарата ЦК КПСС. Структура аппарата ЦК, по сути, дублировала органы исполнительной, законодательной и судебной властей, а также детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, с/х, культурой и идеологией. Так, например, в отделе административных органов ЦК были следующие сектора:

Сухопутных и Ракетных войск, гражданской обороны и ДОСААФ;

ВВС, ВМФ, ПВО и гражданского воздушного флота;

Органов безопасности;

Прокуратуры, суда и юстиции;

Органов охраны общественного порядка.

Любое решение министерства и ведомства, которое затрагивало существенные стороны жизни страны, предварительно согласовывалось с соответствующими секторами и отделами аппарата ЦК, а при необходимости - с Секретариатом ЦК или Политбюро.

Чтобы представить механизм согласования и принятия решений на высшем государственном уровне, рассмотрим типичный пример: принятие в 1976 г. постановления Совета Министров СССР «Об улучшении руководства работой в области труда и социального развития». В подготовке этого решения выделяются несколько этапов:

1. Подготовка записки на эту тему для Генерального секретаря ЦК КПСС. В подготовке принимали участие: Госкомитет Совмина СССР по труду и социальным вопросам; соответствующие отделы Совмина СССР; Верховного Совета СССР, отделы ЦК КПСС и Секретариат Генерального секретаря.

2. Решение Секретариата ЦК КПСС содержало:

Положение о преобразовании Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы в союзно-республиканский Госкомитет Совмина СССР по труду и социальным вопросам;

Одобрение проекта Верховного Совета СССР по этому вопросу;

Указание Совмином союзных республик о преобразовании госкомитетов Совминов республик по использованию трудовых ресурсов в союзные республиканские государственные комитеты Советов министров союзных республик по труду, и их подчинении союзному Госкомитету по труду и социальным вопросам;

Вопросы деятельности и штатной численность будущего Госкомитета;

Указание ЦК союзных республик, обкомам партии, руководству профсоюзов - ВЦСПС, министерствам и ведомствам СССР и Совминам союзных республик на выполнение этого постановления;

Соответствующий проект постановления Совета Министров СССР.

3. Решение Секретариата ЦК должно было быть утверждено Политбюро ЦК. Для этого в Политбюро направлялись:

Проект постановления ЦК;

Проект Указа Президиума Верховного Совета СССР;

Проект постановления Совета Министров СССР.

Таким образом, с одной стороны, достигалась тщательная проработка вопроса, с другой - сколько-нибудь сложная проблема утопала в бесчисленных согласованиях. Складывалась коллективная безответственность за принятие решения.

После утверждения этих решений на Политбюро начиналась собственно государственная, публично-правовая сторона истории созданного учреждения власти. Подобный механизм согласования был характерен и на уровне краев, областей, районов страны. Руководители крупнейших предприятий и ведомств входили в состав бюро крайкомов, обкомов, райкомов партии или принимали участие в работе бюро по должности. Регламент обкома партии предусматривал постоянное присутствие заведующих отделами обкома КПСС и их заместителей, председателя контрольно-ревизионной комиссии областной партийной организации, редактора областной газеты, первого (второго) секретаря обкома ВЛКСМ, начальника (заместитель начальника) управления КГБ, прокурора (заместителя прокурора) области, начальника (заместителя начальника) управления внутренних дел облисполкома.

Механизмы осуществления власти предполагали в обычных случаях тесное взаимодействие многих управленческих институтов - министерств и ведомств, Совмина и его отделов, аппарата ЦК КПСС, Секретариата и Политбюро. Вместе с тем казавшаяся безукоризненной система согласования предварительной экспертизы фактически устранялась, когда решения должны были приниматься оперативно или когда эти решения имели высокую политическую цену. Тогда их принимали на уровне высшего политического руководства страны (как правило, руководитель партии по согласованию с главой Совмина, КГБ и армии) из соображений политической целесообразности и того, как она понималась в конкретный момент. Их мнение могло расходиться с мнением экспертов, противоречить ранее принятым решениям.

Так, на даче у Брежнева 12 декабря 1979 г. было решено вводить советские войска в Афганистан. Участниками совещания были председатель КГБ Андропов, министр обороны Устинов, министр иностранных дел Громыко, Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев и заведующий Общим отделом ЦК Черненко. Позже оно было оформлено как решение Политбюро. Обычной практикой были встречи только членов Политбюро в так называемой ореховой комнате в Кремле, на которых достигалось единое мнение по наиболее важным вопросам, которые выносились на заседания Политбюро.

Важнейшие кадровые изменения - от отставки Хрущева в октябре 1964 г. до назначения Горбачева Генеральным секретарем ЦК - предопределялись самым узким кругом государственных лидеров, лишь затем закреплялись постановлениями Политбюро, Пленумом ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР.