Наказание ограничение по воинской службе. Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение

Статья 51. Ограничение по военной службе. 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 51
Данный вид наказания впервые введен в систему уголовных наказаний настоящего Кодекса.
По своей сущности ограничение по военной службе и исправительные работы сходны. Отличие состоит лишь в том, что ограничение по военной службе может быть назначено специальному субъекту преступления, то есть военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за преступления против военной службы. Вторым отличием является то, что нижний предел процента удержания из заработка военнослужащего по контракту не определен законодателем.
Содержание военной службы по контракту, перечень лиц, с которыми может быть заключен контракт, виды контрактов и сроки службы по контрактам определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Ограничение по военной службе является основным видом наказания. Оно может быть назначено в двух случаях: преступление должно быть совершено военнослужащим по контракту против военной службы; как более мягкий вид наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, в соответствии со ст. 64 УК.
Законодатель установил срок ограничения по военной службе, который назначается от трех месяцев до двух лет.
Если суд придет к выводу о назначении наказания в виде ограничения по военной службе в виде основного наказания, не предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, как более мягкого вида наказания с применением ст. 64 УК, то в этом случае минимальное наказание не может быть назначено ниже трех месяцев (например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК, - самовольное оставление части или места службы. Санкция части данной статьи не предусматривает как основной вид наказания ограничение по военной службе.
Однако суд, установив наличие исключительных обстоятельств и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, применяя ст. 64 УК, может назначить более мягкий вид наказания, чем арест или содержание в дисциплинарной воинской части, в виде ограничения по военной службе, но не ниже трех месяцев).
Данный вид наказания может быть назначен осужденным военнослужащим по контракту вместо исправительных работ, если санкции соответствующих статей Особенной части УК не предусматривают данный вид наказания (например, ст. ст. 116, 129, 130, 133 УК и др.). В описательной части приговора суд должен мотивировать основания назначения данного вида наказания со ссылкой на ст. 51 УК в резолютивной части приговора.
Ограничение по военной службе может назначаться с условным осуждением, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания (см. комментарий к ст. 73 УК). Назначение ограничения по военной службе целесообразно к осужденным военнослужащим по контракту беременным женщинам, женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей, военнослужащим по контракту, являющимся единственными кормильцами в многодетных семьях и имеющим престарелых родителей.
При назначении наказания в виде ограничения по военной службе из заработка осужденного производятся удержания в размере не свыше 20%. Нижний предел удержания процентов законодатель не установил. Поэтому предполагается, что с учетом специфики военной службы суд должен сам определить тот процент удержаний, который будет способствовать достижению целей наказания. Данный процент удержаний должен быть определен таким образом, чтобы он не превратился в средство откупа осужденного, и необходимо правильно оценить, как установленный судом процент отразится на материальных условиях жизни семьи осужденного.
Главной сущностью назначения ограничения по военной службе является то, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного воинского звания. Время отбывания наказания не приостанавливает общую выслугу лет. Отбывание наказания не препятствует предоставлению основного и дополнительного отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и т.д.
Срок ограничения по военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день лишения свободы за три дня ограничения по военной службе.

Ограничение по военной службе является наказанием, ранее не известным уголовному законодательству России, впервые предусмотренным УК РФ 1996 г. По своему содержанию оно отчасти напоминает наказание в виде исправительных работ, например, тем, что осужденный продолжает социально-полезную деятельность без разрыва с ближайшим окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства определенной части его денежного содержания. Анализ текста закона позволяет предположить, что ограничение по военной службе призвано заменить собой исправительные работы применительно к военнослужащим с учетом невозможности применения к последним исправительных работ. Так, согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, т.е. избрали ее своей профессией. В законе прямо указано, что данное наказание применяется вместо исправительных работ в случаях осуждения военнослужащего за преступление, не относящееся к числу преступлений против военной службы, когда санкция соответствующей статьи допускает возможность осуждения к исправительным работам. Кроме того, оно применяется при осуждении за воинские преступления в предусмотренных законом случаях.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, что почти совпадает со сроками исправительных работ. Минимальный размер удержаний из денежного содержания военнослужащего законом не определен, однако максимальный не может составлять свыше двадцати процентов, как и при исправительных работах. Наконец, при увольнении осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке ст. 148 УИК РФ. Из числа таких наказаний ближайшим применительно к ограничению по военной службе в перечне, предусмотренном ст. 44 УК РФ, являются исправительные работы.

При сложении наказаний в порядке ст. 71 УК РФ исправительные работы и ограничение по военной службе по отношению к лишению свободы оцениваются одинаково.



Наряду с этим наказание в виде ограничения по военной службе обладает некоторыми особенностями, обусловленными спецификой правового статуса осужденного и условиями прохождения военной службы. Поэтому его исполнение не связано с рядом правоограничений, предусмотренных для осужденного к исправительным работам. Например, нет ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставляемого военнослужащему. В то же время ограничение по военной службе предполагает правоограничения, не свойственные исправительным работам. Как указано в ч. 2 ст. 51 УК РФ, во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, в срок наказания не засчитывается выслуга лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы

Ограничение свободы, как указано в ст. 53 УК РФ, заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Это наказание является новым в системе наказаний, предусмотренной российским уголовным законом, однако подобного рода наказания широко применяются во многих государствах. Их общей чертой является возложение на осужденного обязанности в течение определенного времени находиться либо ежедневно посещать учреждение с особым исправительным режимом, получившим название режима "ограниченной свободы" или "полусвободного" режима. В системе уголовно-правовых мер такие наказания выполняют роль своего рода промежуточного звена между наказаниями, связанными и не связанными с изоляцией от общества, и обычно применяются к преступникам, требующим повышенного внимания и контроля, но необязательно в условиях пенитенциарных учреждений.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 53 УК РФ ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за умышленные преступления и не имеющим судимости; б) лицам, сужденным за неосторожные преступления (независимо от наличия судимостей за ранее совершенные преступления). Срок данного наказания для умышленных преступников оставляет от одного года до трех лет, для неосторожных - от одного года до пяти лет. Допускается и назначение данного наказания на срок менее одного года, но только в случае замены им обязательных или исправительных работ.

В статье 5 Федерального закона от 18 декабря 1996 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указано, что положения данного Кодекса об исполнении наказания в виде ограничения свободы вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2005 г. Однако пока федеральный закон, вводящий в действие наказание в виде ограничения свободы, не принят.

Нормами гл. 8 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к ограничению свободы отбывают это наказание в исправительных центрах. По общему правилу осужденные должны жить и работать на территории данного учреждения, однако в предусмотренных законом случаях могут покидать его, вплоть до того, что отдельным их категориям может быть разрешена лишь периодическая явка в центр для регистрации. В процессе отбывания наказания, осужденные в обязательном порядке привлекаются к труду на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

С учетом последнего обстоятельства в ст. 53 УК РФ определен круг лиц, к которым данное наказание не может применяться. Это несовершеннолетние, инвалиды первой и второй групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, лица, достигшие пенсионного возраста, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

В случаях злостного уклонения осужденного от отбывания наказания неотбытая его часть заменяется наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы. При этом злостным уклонением от отбывания ограничения свободы признаются самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места жительства.

Ограничение свободы применяется только в качестве основного наказания при осуждении за преступления, указанные в статьях Особенной части УК РФ.

Арест

Предусмотренный ст. 54 УК РФ арест, так же как обязательные работы и ограничение свободы, является новым наказанием, неизвестным прежнему УК. Он также начнет применяться после создания условий для исполнения этого наказания, не позднее 2006 г.

Арест относится к числу основных видов наказания и назначается только в случаях, предусмотренных нормами Особенной части УК. Как указано в ч. 1 ст. 54 УК РФ, он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

В уголовном законе не раскрывается содержание того, что понимается под "условиями строгой изоляции", однако об этом можно получить представление из анализа норм главы 10 УИК РФ. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в условиях, аналогичных условиям отбывания лишения свободы в тюрьме на общем режиме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок и передач, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Краткосрочные свидания предоставляются один раз в месяц только несовершеннолетним осужденным. Телефонные разговоры с родственниками разрешаются только при исключительных личных обстоятельствах.

Таким образом, условия отбывания ареста строже, чем при отбывании лишения свободы в исправительных и воспитательных колониях. С учетом этого обстоятельства ч. 2 ст. 54 УК РФ указывает, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Однако при сравнении лишения свободы и ареста следует вновь отметить, что максимальный срок последнего не может составлять более шести месяцев. Поэтому в целом арест является менее строгим видом наказания.

Как уже отмечалось, минимальный срок ареста по общему правилу равен одному месяцу, но при замене обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Из содержания норм уголовного и уголовно-исполнительного права видно, что специфика ареста как вида уголовного наказания состоит в концентрированном и повышенно жестком воздействии на сознание осужденного в течение относительно короткого срока, осуществляемом в целях специального предупреждения преступлений. При этом цель исправления лица, совершившего преступление, достигается косвенно. Во всяком случае, законом не предусмотрено проведение воспитательной работы с осужденными в период отбывания ареста.

Исполнение ареста имеет также некоторые особенности в отношении военнослужащих, которые отбывают его не в арестных домах, а на гауптвахте.

Данный вид наказания был известен и прежнему УК, в котором он именовался направлением в дисциплинарный батальон. Статья 55 УК РФ не только изменила его название, но и расширила круг лиц, к которым данное наказание может применяться. Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только как основное наказание и лишь к военнослужащим, проходящим военную службу на должностях рядового и сержантского состава по призыву или контракту. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях: а) совершения преступлений против военной службы, если данное наказание предусмотрено соответствующей нормой Особенной части УК РФ; б) совершения иных преступлений, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части производится судом как при выборе между различными видами наказания, так и при замене уже назначенного лишения свободы направлением в дисциплинарную воинскую часть из расчета данных наказаний день за день.

Таким образом, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может применяться к военнослужащим за совершение как воинских, так и иных преступлений. Его основное предназначение состоит в том, чтобы заменять собой наказание в виде лишения свободы в случаях осуждения за преступления небольшой тяжести, когда цели исправления и предупреждения рецидива преступлений могут быть достигнуты без изоляции лица от общества в условиях дисциплинарной воинской части. Дисциплинарная часть - воинское подразделение, специально предназначенное для отбывания рассматриваемого уголовного наказания, порядок и условия содержания в котором регламентированы нормами уголовно-исполнительного права.

В дисциплинарных воинских частях (отдельных дисциплинарных батальонах и отдельных дисциплинарных ротах) устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденных, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала части. Из содержания главы 20 УИК РФ видно, что режим содержания осужденных в дисциплинарных воинских частях во многом схож с режимом, устанавливаемым в местах лишения свободы.

И назначается исключительно осужденным военнослужащим , проходящим военную службу по контракту:

  • за совершение преступлений против военной службы, если такой вид наказания предусмотрен соответствующими статьями гл. 33 Особенной части Уголовного кодекса РФ;
  • за иные преступления – вместо исправительных работ .

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет.

  • в течение всего срока производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда , но не свыше двадцати процентов;
  • во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании;
  • срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе отбывается в той же военной части, где военнослужащий проходил военную службу до вступления приговора в законную силу, назначение этого вида наказания не приостанавливает несение службы.

Размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется:

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

Отличие ограничения по военной службе от исправительных работ:

  1. применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных – любым трудоспособным гражданам , не имеющим основного места работы;
  2. ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом определен минимальный процент удержания из заработка осужденного – он не может быть менее 5 %;
  3. при исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера – из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20 %, в то время как при ограничении по военной службе, помимо денежного удержания, имеют место и другие правоограничения – осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания;
  4. при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе не предусматривается замена наказания иным. Исправительные работы могут быть заменены другими видами наказаний.

Ограничение по военной службе как основной вид наказания.

Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания - ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.

Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям

Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице. Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице. Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным. Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания - уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.

Применение ограничения по военной службе.

Можно выделить три важных аспекта применения данного вида наказания:

  • применение наказания в виде ограничения по воинской службе возможно только к такому осужденному военнослужащему, который служит по контракту, это условие обязательно как на момент совершения преступления, так и на дату вынесения приговора;
  • ограничение по воинской службе может быть применено как отдельное самостоятельное наказание в тех случаях, когда лицо осуждено по статье за преступления против военной службы. Их перечень указан в Главе 33 УК РФ и при внимательном их изучении становится очевидно, что практически каждая указанная в этом разделе статья содержит в себе такую санкцию как ограничение по военной службе, различаются только сроки.
  • ограничение по военной службе назначается осужденным как замена исправительных работ в случаях, когда лицо осуждено по любой статье Особенной части УК РФ, санкции которой предусматривают исправительные работы. Не стоит забывать, что статья 50 часть 5 УК РФ накладывает запрет на наказание в виде исправительных работ на всех военнослужащих во время прохождения ими службы, это касается и службы по контракту. Но как же выносить решение суду, если санкция статьи предусматривает именно такую меру? Вот тогда на помощь и приходит статья 51 УК РФ, позволяющая взаимозаменять наказания.

Удержание денежного довольствия осужденного военнослужащего.

Если осужденному военнослужащему в период прохождения им службы по контракту назначен такой вид наказания как ограничение по военной службе, то после документальных процедур, о которых пойдет речь ниже, из его жалования в доход государства начинает взыскиваться установленная приговором часть. Размер взыскания назначает суд, но оно не может превышать двадцати процентов.

Приговор отсылается в войсковую часть, где осужденный военнослужащий проходит службу. Так как реализация исполнения наказания поручается командиру воинской части, он, в свою очередь, на основании полученной копии приговора выносит приказ, в нем подробно излагаются причины, срок, размер удержания части средств из жалования контрактника. Далее эти документы направляются уже непосредственно в расчетный отдел (бухгалтерию), где и производится фактическое вычитание средств из денежного довольствия. Заработок военнослужащего, как правило, складывается из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок, других дополнительных выплат. Удержание происходит из общей суммы, получаемой военнослужащим на руки, а не из одного какого-то составляющего денежного довольствия. Исключение составляют пособия на детей и компенсации различного толка. Так гласит статья 144 УИК РФ.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

Согласно статьям 143-148 УИК РФ, как уже отмечалось выше, непосредственно организовать исполнение наказания является обязанностью командования войсковой части, в которой осужденный остается для дальнейшего прохождения службы.

После получения копии законного приговора, командир части не позднее трех дней издает приказ. В нем более конкретно определяется, по каким причинам и на протяжении какого срока осужденный военнослужащий не подлежит представлению к очередному воинскому званию, не повышается по должности, какой конкретно срок ему не засчитывается при исчислении выслуги лет, в каком размере на время наказания у него происходит удержание из денежного довольствия. Сведения, что приговор исполняется, командир в течение трех дней обязан направить в суд с приложением копии приказа. Также приказ объявляется по всей воинской части, знакомят с ним и самого осужденного, о чем он ставит роспись.

Отпуск осужденного военнослужащего, использованный им во время прохождения службы по контракту, засчитывается в срок отбытия им данного вида наказания. Кроме того, ограничение по воинской службе не влияет на исчисление срока общей выслуги лет.

Пример по применению ст. 51 УК РФ.

В качестве примера, как применяется в судебной практике ограничение по военной службе, можно привести приговор от 26.07.2016 года, вынесенный Краснореченским гарнизонным военным судом (Хабаровский край).

Согласно ему, был осужден некий гражданин М., который находился в одной из частей Хабаровского края для прохождения там контрактной военной службы. М. похитил деньги с чужой банковской карты, причинив значительный материальный ущерб потерпевшему, таким образом совершив преступление, которое предусматривает статья 158 ч. 2 п. «в» УК РФ. В суде по представленным доказательствам признали гражданина М. виновным и назначил ему такой вид наказания как исправработы сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Одновременно судья учел, что гражданин М. является контрактником и по этой причине заменил исправработы сроком на один год на такой вид наказания как ограничение по военной службе, также сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Так было использована статья 51 УК РФ. М. остался в той же воинской части и продолжил службу по контракту.


Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству РФ. Сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч. 1 ст. 51 УК РФ).
Карательное содержание этого наказания проявляется прежде всего в правоограничении материального характера - из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%*(51). Кроме материальных правоограничений осужденный во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет только в качестве основного наказания, как дополнительная мера наказания оно применяться не может.
В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 144, 145 УИК РФ).
В случае увольнения осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке, определенном ст. 148 УИК РФ.
Военнослужащий, отбывающий рассматриваемый вид наказания, может быть условно-досрочно освобожден от наказания в соответствии со ст. 79 УК РФ.
Замены ограничения по службе в случаях злостного уклонения осужденного другим видом наказания закон не предусматривает.
Данный вид наказания следует отличать от исправительных работ (ст. 50). Применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных - любым трудоспособным гражданам, имеющим основное место работы. В ч. 1 ст. 39 УИК РФ специально подчеркивается, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного.
Ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом (ст. 51 УК РФ) не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом в законе (ч. 2 ст. 50 УК РФ) определен минимальный процент удержания из заработка осужденного - он не может быть менее 5%.
При исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера - из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20%, в то время как при ограничении по военной службе помимо денежного удержания имеют место и другие правоограничения - осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Вместе с тем осуждение к ограничению по военной службе не связано с некоторыми правоограничениями в сфере трудовой деятельности, присущими исправительным работам. Например, ограничения в продолжительности ежегодного отпуска и др.
Наконец, при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе законодатель не предусматривает замены наказания иным. Исправительные работы могут быть в этих случаях заменены другими, названными в ч. 3 ст. 50 УК РФ видами наказаний (например, ограничением свободы).