Что повышают звание в армии. Получение воинского звания

Начиная данную тему, сразу следует вспомнить о требовании, что для получения спецзвания, работающему в ОВД, должен быть проведен личный учет следующих моментов:

  • квалификация данного сотрудника;
  • образование, с которым он устроился на должность;
  • отношение к самой службе;
  • срок работы на данном месте;
  • текущая должность;
  • еще ряд условий, которые могут повлиять на принимаемое решение.

В зависимости от того, как присваивают спецзвания, они бывают очередными и первыми. Как угадывается из названия, с первыми сотрудник начинает свой путь после трудоустройства, а процесс работы, который чаще связан с достижениями и карьерным продвижением, сопровождается периодическим получением очередных званий. Обязательно учитывается тот момент, что имеется четкая взаимосвязь спецзвания полиции, которая зависит от текущей, занимаемой в текущий момент должности.

Сотруднику, у которого намечается получение звания рядового, оно может стать присвоенным лишь теми, кто имеет подобное право для рядовых и младшего состава.

Возможность присвоить претенденту специальное звание (как первое, так и очередное) имеется только у начальников, которые получили такое право. Граждане, которых приняли на старшие должности начальствующего состава, могут получить не более майора, если только не имеется большего по запасу.

Когда речь идет о составе офицерских уровней, присвоение может быть проведено только лишь министром. Очередные же спецзвания для начсостава будут присваиваться последовательно. Обязательно, чтобы у присвоенного звания оказалось соответствие имеющейся у повышаемого должности, при том, что срок работы на предшествующем звании соответствует необходимому периоду нахождения на нем. Ниже будут разобраны исключительные ситуации, которые могут нивелировать эти два фактора.

Если начальник в органах внутренних дел задерживает присвоение званий в полиции, и это является необоснованным, то он понесет дисциплинарную ответственность. Проще говоря, начальник не имеет права как-то менять порядок присвоения новых званий по своей прихоти – он обязан подчиняться правилам, которые разработаны для всех сотрудников.

Раз речь зашла о сроках по выслуге, после которых может быть получено новое звание, следует их перечислить подробнее:

  1. Рядовой должен отработать год.
  2. Младший сержант – период тот же (год).
  3. Работая сержантом, следует отслужить уже два года.
  4. У старшего сержанта длительность будет составлять три года.
  5. У прапорщиков значение достигает пяти лет.
  6. Сроков для старшины или старшего прапорщика не имеется.

После чего можно перечислить аналогичные сроки для среднего (и старше) начсостава:

  1. Для младших лейтенантов – это 1 год службы без нареканий и прочих негативных моментов. Что будет верно для любой должности – дисциплинарные меры, принятые в отношении работника, означают невозможность какого-либо карьерного роста, пока меры не сняты. Уголовное дело должно не просто быть закрыто, нужно подтверждение, что есть реабилитирующие основания для закрытия.
  2. Для лейтенантов этот срок уже 2 года.
  3. У следующих за ними старших лейтенантов ­– ­ 3.
  4. Капитан полиции имеет длительность в 3 года.
  5. Для майора – 4 года, подполковник должен отслужить 5 лет.
  6. Когда спецзвание лейтенанта получено вместе с окончанием ВУЗа, срок учебы в нем был 5 лет и деятельность ведется по той же специальности обучения лейтенанта, то срок выслуги для него сокращается до года.
  7. Для званий полковника, как и для высшего начальственного состава, подобные сроки не существуют.

Младший лейтенант

Ниже будут перечислены требования для звания младшего лейтенанта.

Звание младший лейтенант положено назначать тем, кто находится в должности рядового либо младшего начсостава. Уже должны быть окончены спецкурсы МВД РФ, проведенные в соответствии с программой данного ведомства, либо у них завершено обучение в средних специальных учебных заведениях от каких-либо других министерств, после которых они оказались на должности начальствования среднего состава.

Также возможно присвоение тем сотрудникам, которые:

  • обучаются на завершающих курсах средних и высших специальных учебных заведений и работающих в должности рядового либо младшего начсостава;
  • тем, кто имеет незаконченное ВО (не меньше, чем третий курс) и уже получил назначение на место среднего начсостава.

Граждане, которые окончили среднее специальное учебное заведение и назначены исполнять должность среднего начсостава, тоже могут быть допущены к получению данного звания. Это же звание возможно присвоить слушателям (как и курсантам) ВУЗов МВД или гражданам, которые учатся на спецфакультетах ВУЗов при переходе на завершающий курс обучения.

Получение лейтенантского звания

Получить звание лейтенанта могут:

  1. Младшие лейтенанты, после того как отработают положенный срок, либо те, кто завершил обучение в ВУЗах уже без привязки к сроку выслуги.
  2. Те сотрудники ОВД, которые уже являются рядовыми и окончили (среднее специальное учебное заведение) МВД РФ, после чего устроены на какую-либо должность среднего начсостава.
  3. Выпускники очной формы высших и средних спецзаведений МВД РФ.
  4. Граждане с ВО и уже работающие на должностях начсостава.
  5. Кандидаты с предшествующими (и включающими) званиями подполковника могут быть назначены заместителями министра МВД РФ, а также теми руководителями, которым дал такое право министр.
  6. Звание полковника дается только министром внутренних дел РФ.
  7. Когда речь идет о спецзваниях высшего состава начальства, их присвоение может быть сделано только президентом после того, как их представит министр. Это должно производиться таким образом, как указано в статье 20.
  8. Если вести речь о специальных званиях у среднего (и выше) начсостава слушателей в заведениях МВД, то присвоение будет связано с той должностью, которая была перед поступлением на учебу.

Перемещение между службами

Во время любой трудовой деятельности возможна ситуация, когда нужно перейти в другой коллектив. В таком случае может оказаться, что новая служба отличается по своей структуре названием должностей. При переходе сотрудника между службами, где установлены иные спецзвания, их присвоение будет происходить в ранее рассмотренном порядке. Но новое не может оказаться ниже уже имеющегося у переводимого.

Получение звания для выходящих из запаса ВС

Если устраивающийся на работу уже находится в запасе ВС РФ, то при назначении положено присваивать ему аналогичное воинскому званию.

Когда служить поступает офицер запаса, то первое спецзвание может быть сразу на одну ступень выше, чем его воинское. Это возможно в тех случаях, когда сумма длительности военной службы и нахождения в запасе создает нужные сроки нахождения на предшествующем уровне.

Досрочное получение звания

Если сотрудник отличился каким-то достижением, проявил высокие результаты в процессе службы, то как поощрение у него появляется возможность получить сразу следующий уровень, чем тот, на который он претендовал изначально. Либо получение положенного после текущего звания может произойти досрочно, чем это положено по срокам. Как и обычно, такие присвоения для младшего состава делаются начальством, которое имеет подобное право, а высшего – министром МВД.

Если сотрудник находится под служебной проверкой, есть дисциплинарное взыскание либо возбуждено уголовное дело, то присвоение для него очередного звания не производится, пока одно из перечисленных условий не будет отменено.

1. Воинские звания военнослужащим присваиваются:

высших офицеров - Президентом Российской Федерации;

до полковника или капитана 1 ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

2. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2.1. Очередное воинское звание не присваивается военнослужащему:

а) находящемуся в распоряжении командира (начальника);

б) в случае привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждения в отношении его уголовного дела - до прекращения уголовного преследования;

в) в период проведения разбирательства по факту совершения им грубого дисциплинарного проступка - до применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания;

г) в период проведения в отношении его проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению - до применения к военнослужащему взыскания;

д) представленному к досрочному увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" - "з", "л", "м" пункта 1 и подпунктами "в" - "е.2", "з" - "л" пункта 2 настоящего Федерального закона;

е) до истечения срока, в течение которого он считается имеющим:

дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;

ж) до окончания отбывания им уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;

з) до погашения или снятия его судимости;

и) до окончания срока испытания при его поступлении на военную службу по контракту;

к) военная служба которому приостановлена.

2.2. В случае, если за военнослужащим в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, признано право на реабилитацию, либо если примененное к военнослужащему дисциплинарное взыскание, указанное в подпункте "е" пункта настоящей статьи, было отменено (за исключением случая, если после отмены командиром (начальником) указанного дисциплинарного взыскания он применил другое дисциплинарное взыскание из числа указанных в подпункте "е" пункта настоящей статьи), либо если после проведения разбирательства или проверки, указанных в подпункте "в" или "г" пункта настоящей статьи, военнослужащий не был привлечен к ответственности, воинское звание присваивается военнослужащему со дня истечения срока прохождения им военной службы в предыдущем воинском звании.

2.3. В случае, если дисциплинарное взыскание, указанное в подпункте "е" пункта настоящей статьи, снято либо судимость снята или погашена, воинское звание военнослужащему присваивается со дня снятия дисциплинарного взыскания либо снятия или погашения судимости.

2.4. В срок военной службы в присвоенном воинском звании не засчитывается время отбывания уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста, а также время (периоды), которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не засчитывается в срок военной службы (в срок испытания при поступлении на военную службу по контракту).

3. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно осваивающему образовательную программу высшего образования или осуществляющему подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук в военной образовательной организации высшего образования, очередное воинское звание до подполковника или капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании независимо от воинской должности, которую он занимал до поступления в указанную образовательную организацию.

4. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.

5. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации, - не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

6. При поступлении на военную службу гражданина, проходящего либо проходившего службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или иных правоохранительных органах и имеющего специальное звание (классный чин прокурорского работника), воинское звание ему присваивается в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.

Старший сержант (звание) присваивается заместителю командующего взвода. Можно назвать должность наиболее ответственной среди солдат. В ротах будет столько же таковых офицеров, сколько взводов.

Все старшие сержанты являются помощниками прапорщиков и других офицеров. Желательно, чтобы они были знакомы лично с каждым своим подчиненным, знали их сильные и слабые стороны, умели управлять, наказывать, если будет необходимость.

У старшего сержанта на погоне широкий уголок.

Общая информация

Старший сержант представляет собой (встречается и в других подразделениях). В соответствии с рангом, он располагается ниже старшины, но выше сержанта. Хотя все указанные звания лишь поверхностно относятся к офицерскому составу.

Иногда старший сержант произносится в совокупности с другими словами. Все зависит от того, где он проходит службу:

  1. Старший сержант гвардии, если офицер присутствует в соответствующей воинской части, либо служит на гвардейском корабле.
  2. Старший сержант медицинской службы/юстиций, если офицер находится в запасе, но обладает навыками в медицине или юриспруденции.
  3. Старший сержант запаса/в отставке, если офицер не продолжает служить в части.

В составе МВФ России наблюдаются другие категории. Здесь старший сержант получает звание главного старшины. Но должность в штатном составе остается прежней. Служащий выполняет обязанности заместителя командира взвода.

Сроки выслуги младшего руководящего состава

Все звания присваиваются сотрудникам соответствующих органов в зависимости от нескольких параметров: занимаемая должность, образование, квалификация и некоторые другие факторы, которые отмечаются в настоящем Положении. Те, что ориентированы на младший начальствующий состав, присваиваются руководителями, которые стоят выше по службе.

Настоящим Положением установлены следующие сроки с выслугой лет:

  • рядовой - один год;
  • младший сержант - один год;
  • сержант - два года;
  • старший сержант - три года;
  • прапорщик - пять лет;

Старшина (звание после старшего сержанта) не имеет определенного срока выслуги. Ему присваиваются последующие звания в зависимости от личного отношения к службе, квалификации, различных служебных достижений. Так же обстоят дела со старшим прапорщиком.

Досрочное присвоение звания

Говоря о том, сколько от сержанта до старшего сержанта, нельзя не учитывать досрочное присвоение звания. В стандартном варианте придется прослужить два года. Но звание может присваиваться до истечения срока. Есть несколько правил:

  1. Тот, кому присваивается новый ранг досрочно, должен выделиться в процессе службы, заработать высокие результаты, справляться с обязанностями идеально, а также показывать образцовое поведение.
  2. Тот, кому присваивается звание, должен сделать что-то, что не входит в обязанности, быстро сориентироваться в собственных действиях.

Досрочные звания присваиваются вышестоящим руководством в строгом соответствии с исполнением всех пунктов настоящего Положения. Также оно не может назначаться человеку «через голову». То есть только сержант сможет стать старшим сержантом. Если это рядовой, то такого досрочного повышения он получить не сможет.

В некоторых случаях досрочное звание присваиваться не может. К примеру, если человеку необходимо пройти обучение или получить конкретные навыки (старший сержант юстиций и подобные).

Задержка или лишение звания

Старший сержант после выслуги лет может быть не получено. Происходит это по нескольким причинам:

  • Наличие письменных дисциплинарных высказываний.
  • Наблюдается нарушение закона, из-за чего возбуждается уголовное дело.
  • Проводится проверка на предмет выявления служебных нарушений.

В таких случаях новое звание не присваивается до окончания разбирательств, либо офицера полностью его лишают. Это зависит от категории нарушения.

Понижение в звании является мерой, когда имеется дисциплинарное высказывание. Иногда такое решение принимают непосредственные начальники, если находят кого-то лучше на штатную должность, при неисполнении служебных обязательств, халатного отношения к службе.ИВосстановиться в звании есть возможность не ранее, чем через год, если прямое начальство примет такое решение. Также могут вовсе лишить звания за преступления против армии и России в целом.

Присвоение звания

Звание старший сержант получают перед старшиной. Для того, чтобы дослужиться до такого, потребуется пройти специальные курсы по программе подготовки соответствующих штатных сотрудников служебной части. Этим оно существенно отличается, например, от рядового или ефрейтора. Соответственно, в порядке поощрения данное звание не присваивается, причем независимо от ранга вышестоящего руководства.

Но старшие по званию могут направить солдата на курсы по подготовке сержантов. Самостоятельно сделать этого он не имеет права. В противном случае все рядовые или ефрейторы уже давно стали бы сержантами.

Минимальный путь от младшего сержанта к старшему - полгода. За этот период офицер может выделиться, заработать репутацию перед вышестоящим руководством.

Заключение

Таким образом, старший сержант - предпоследнее звание (последнее - старшина), которое может получить обычный солдат, не оканчивая училища. Достаточно пройти несколько курсов, некоторые из них проводятся непосредственно в части. Для получения последующих повышений, если офицер принимает решение оставаться на службе в армии, ему потребуется пройти обучение.

Военнослужащий запаса сможет, оставаясь «на гражданке», дослужиться до полковника. Впервые в истории отечественного Минобороны при военкоматах будут созданы специальные аттестационные комиссии. Именно они будут решать, достоин ли кандидат получить очередную звезду на погоны. При этом комиссия будет принимать во внимание военное образование, состояние здоровья, моральные и деловые качества претендента. По мнению экспертов, новый подход будет стимулировать военнослужащих запаса повышать квалификацию.

Как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, приказ министра обороны «О порядке проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных сил Российской Федерации» уже действует. Новый документ объединил и упорядочил требования к офицерам запаса, претендующим на получение очередного воинского звания.

При республиканских, краевых и областных военкоматах появятся аттестационные комиссии. Их заседания будут проводиться раз в квартал. В состав каждой комиссии войдут четыре сотрудника соответствующего комиссариата и один представитель органов государственной власти.

Всех офицеров запаса разделят на две категории - приписанных к воинской части и состоящих на общем учете в военкомате. Первых будут вносить в список кандидатов на повышение звания автоматически. В случае объявления мобилизации эти офицеры должны явиться в определенную воинскую часть, где за ними уже закреплена должность.

«Запасник», стоящий на общем учете в военкомате, тоже сможет получить очередное звание. Но для этого ему нужно написать соответствующее заявление. Вопрос вынесут на рассмотрение одной из аттестационных комиссий. Решение она примет после завершения срока пребывания офицера в текущем воинском звании.

Легче всего будет стать старшим лейтенантом. Для этого достаточно получить положительное заключение аттестационной комиссии и пройти медицинское освидетельствование.От капитана и выше процедура присвоения очередного звания значительно усложняется. Кандидату предстоит пройти сборы и переподготовку. По их итогам придется сдать зачеты.

В законодательстве указаны минимальные интервалы времени между присвоениями очередного воинского звания. Так, старший лейтенант через четыре года сможет стать капитаном. Майору придется пять лет ждать звания подполковника. Офицер запаса сможет дослужиться не более чем до полковника.

При этом военнослужащим запаса теперь будут присваивать и внеочередные звания. Таким образом ведомство собирается дать им стимул для повышения квалификации. Здесь персональное решение по каждому офицеру будет принимать министр обороны.

Новые правила предусматривают меры против злоупотреблений в военкоматах, рассказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

Появление в аттестационных комиссиях гражданского чиновника должно свести случаи злоупотреблений служебным положением к минимуму, - рассказал эксперт. - А в случае если комиссия откажется присваивать очередное звание, офицер сможет опротестовать это решение в суде.

В запасе числятся офицеры, не находящиеся на действительной военной службе. За счет «запасников» повышаются мобилизационные возможности государства в случае крупномасштабной войны. Нередко их путают с офицерами в отставке, которые перестали быть военнообязанными по возрасту, состоянию здоровья или иным причинам.

Некоторые проблемы распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, ранее были рассмотрены в статьях К.В. Фатеева*(1) и С.В. Корнишина*(2). Данными авторами были подняты вопросы о несовершенстве статуса граждан, пребывающих в запасе, опосредованном несовершенством регламентирующего его законодательства. В частности, указанными авторами было установлено, что граждане, пребывающие в запасе, "не несут военную службу в полном смысле, и статус военнослужащих не может распространяться на них во всем своем объеме… в отношении их можно говорить лишь о некоторых правах, обязанностях и частично - ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"*(3).

Тема, поднятая К.В. Фатеевым и С.В. Корнишиным, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. По этой причине вопросы статуса граждан, пребывающих в запасе, нуждаются в детальном исследовании, а нормы законодательства, содержащего его элементы, - в существенных изменениях и дополнениях.
В настоящей статье автором будет рассмотрен один из вопросов распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, - присвоение воинских званий.
Как указано в ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. Вместе с этим гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Напомним, что для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
а) рядовой или матрос - пять месяцев;
б) младший сержант или старшина 2 статьи - один год;
в) сержант или старшина 1 статьи - два года;
г) старший сержант или главный старшина - три года;
д) прапорщик или мичман - три года;
е) младший лейтенант - два года;
ж) лейтенант - три года;
з) старший лейтенант - три года;
и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года;
к) майор или капитан 3 ранга - пять лет;
л) подполковник или капитан 2 ранга - шесть лет.
Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:
а) имеющему высшее профессиональное образование, - лейтенанта;
б) имеющему среднее профессиональное образование, - младшего лейтенанта.
Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
- до старшины или главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;
- до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру: до полковника или капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.
Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;
б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов на должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).
Конечно, все указанное выше в какой-то степени целесообразно, однако насколько правомерно - остается под вопросом, на который автор статьи постарается ответить.
Для этого рассмотрим несколько очень важных моментов.
Во-первых, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ одним из общих условий присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий является сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. Из этого следует, что воинские звания при увольнении с военной службы сохраняются, т.е. остаются неизменными.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Отсюда следует, что присвоение воинского звания - это элемент исключительно прохождения военной службы и вне военной службы существовать не может.

В-третьих, в подтверждение вышесказанного п. 1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы гласит, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Таким образом, для присвоения воинского звания необходимо наличие нескольких условий:
- наличие статуса военнослужащего;
- фактическое занятие воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему;
- истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании.
Только при наличии вышеуказанных обстоятельств или условий гражданину может быть присвоено как первое, так и очередное .

Однако в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими. Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, уточняется, что на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны.
Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено назначением военных сборов.
В указанной выше норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только военнослужащие, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы - военную службу. Это подтверждает, в частности, тот факт, что социальные гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них*(4).

В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сборов граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме.
В отношении граждан, призванных на военные сборы, можно говорить лишь об отдельных правах, обязанностях и частично об ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В-четвертых, согласно п. 6 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
Возникает вопрос, каким образом время пребывания в запасе может засчитываться в срок военной службы в присвоенном воинском звании?
Как указано выше, в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. Таким образом, время пребывания в запасе приравнивается к времени нахождения на военной службе. Между тем согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Однако граждане, пребывающие в запасе, не проходят военную службу ни по призыву, ни в добровольном порядке (по контракту), они лишь исполняют некоторые обязанности военной службы и только лишь в период прохождения военных сборов.

В-пятых, неправомерным в связи с вышесказанным представляется также норма п. 29 Положения о проведении военных сборов, в котором говорится, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Продолжительность военной службы - это составная часть выслуги лет, представляющая собой исчисляемое в календарном и льготном порядке суммарное время нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемое при решении различных вопросов прохождения военной службы, а также при предоставлении социальных гарантий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Однако время прохождения военных сборов не является временем нахождения военнослужащего на военной службе, поэтому норма о том, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы, является логически неверной и неправомерной.

Таким образом, изложенные выше доводы свидетельствуют о том, что ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы противоречит иным положениям законодательства, регламентирующим вопрос присвоения воинских званий, что представляет собой правовую коллизию.
Из указанного выше можно сделать вывод о том, что в нормативных правовых актах, регламентирующих военную службу, порядок ее прохождения, а также некоторые вопросы нахождения граждан в запасе и прохождения военных сборов, содержатся серьезные ошибки, касающиеся зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы и присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе. Присвоение воинских званий - это, как мы выяснили, элемент военной службы. Только при наличии статуса военнослужащего и прохождении военной службы возможно говорить о присвоении гражданину воинского звания.
Что касается зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы, то выше нами было установлено, что военная служба и прохождение военных сборов - это разные правовые явления, которые порождают различные правовые последствия, поэтому одно в другое входить не может.
В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало.
С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" было введено разграничение военной службы: прохождение военной службы по призыву - как исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы путем добровольного поступления (по контракту) - как исполнение конституционного долга по защите Отечества. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для граждан, проходивших военную службу по призыву и по контракту, были отнесены к исполнению воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
В настоящее время, как было указано выше, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе*(5). Таким образом, прохождение военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
кандидат юридических наук

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8.
*(2) Корнишин С.В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Рос. юстиция. 1999. N 12.
*(3) Там же.
*(4) Фатеев К.В. Указ. соч.
*(5) См. п. 1 ст. 1 и ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".