Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законодательная база российской федерации

ВМЕСТО ЗАКОНА О ПРОВЕРКАХ (294-ФЗ) - ЗАКОН О КОНТРОЛЕ И НАДЗОРЕ

Источник: http://www.ecoindustry.ru/news

Несмотря на большую работу по совершенствованию норм 294-ФЗ, проведенную в последние годы, Правительство РФ приняло решение о проведении более радикальных изменений в этой сфере. На рассмотрение в ГосДуму внесен законопроект №332053-7 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который по многим параметрам отличается от своего «предшественника»:

  • объем нового закона - 71 статья против 27 статей 294-ФЗ, отдельными приложениями к нему даны перечни видов федерального и регионального государственного контроля (Приложения №№1,2), перечень видов муниципального контроля (Приложение №3), перечень видов деятельности с уведомительным порядком начала работы (Приложение №4);
  • новый закон по-прежнему не будет универсальным, из сферы его действия будут изъяты налоговый, таможенный контроль, контроль за контрактной системой и др.;
  • по каждому виду контроля предполагается принятие положения и адмрегламента;
  • вводится система управления рисками, благодаря которой обязательные проверки раз в 3 года для всех без исключения подконтрольных субъектов будут упразднены, а периодичность проверок будет зависеть только от присвоенного класса опасности;
  • предусмотрено отдельное регулирование по таким формам контроля, как: проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);
  • вводятся контрольные действия: выемка, досмотр, осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и др., при проведении которых должны составляться протоколы;
  • регулируется порядок досудебного обжалования результатов проверочных мероприятий.

    В ст.59 законопроекта, как и в 294-ФЗ, сказано о праве организаций и граждан вести журнал учета проверок в качестве гарантии соответствия проводимых проверок по срокам и периодичности законодательству. Этому документу посвящен раздел «Журнал учета проводимых органами государственного контроля проверок».

    Журнал учета проводимых органами государственного контроля проверок

    Журнал учета проводимых органами государственного контроля проверок содержит в себе сведения относительно всех проверок, проводимых на предприятии, выявленных при этом нарушениях, а также рекомендациях, полученных впоследствии. О том, как составляется и заполняется этот журнал, расскажем далее.

    Взаимоотношения между проверяемым и проверяющим, права и обязанности сторон, а также порядок, сроки и правила проведения указанных мероприятий урегулированы законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

    Ст. 13 указанного закона регламентирован максимальный срок, в течение которого организация может быть подвергнута проверке. Он составляет от 20 дней.

    Ч. 11 ст. 9 названного закона указывает на то, что при проведении плановой проверки работниками контролирующего органа могут быть использованы проверочные листы. Обычно их применение регламентируется отраслевым правительственным или ведомственным нормативным актом (например, редакция положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305, которая вступит в силу в 2018 году).

    Проверочные листы одновременно помогают проверяющим ничего не упустить и ограничивают сферу проверки (в упомянутом выше положении, например в п. 4(1), оговаривается, что в ходе проверки нельзя выходить за пределы контрольных вопросов в проверочных листах).

    Необходимость оформления журнала учета проведения проверок на предприятии регламентирована п. 8 ст. 16 закона № 294-ФЗ, согласно которому предприниматели, а также предприятия любой формы собственности вправе вести журнал учета.

    Данный документ составляется по унифицированной форме (образец журнала проверок контролирующими органами утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 14).

    Правила ведения журнала

    Цели ведения данного журнала можно определить следующим образом:

    Фиксация факта контроля со стороны государственных органов.
    Защита прав проверяемого субъекта.
    Поскольку законом определена не обязанность по ведению указанного документа, а именно право, при отсутствии указанного документа по итогам проведенной проверки в акте ставится определенная отметка (ч. 11 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Соответственно, привлечь юридическое лицо к ответственности за отсутствие журнала проверок контролирующий орган не вправе.

    Допускается использование как типографской формы журнала учета проверок, так и документа, распечатанного на принтере. Общие рекомендации по оформлению указанного документа закреплены в законе № 294-ФЗ и выглядят следующим образом:

    Документ должен быть обязательно прошит.
    Страницы журнала пронумерованы.
    Журнал должен быть заверен печатью предприятия (при ее наличии).
    Вести и заполнять указанный документ должно лицо, уполномоченное на это распоряжением руководителя.

    Хранится журнал учета на предприятии, и срок его хранения составляет 5 лет (ст. 176 перечня типовых управленческих архивных документов…, утв. Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010).

    В действующем законодательстве не закреплено четкое количество журналов, которое вправе вести организация, а соответственно, если предприятие обладает несколькими торговыми точками, указанный документ может быть заведен на каждой из них.

    Скачать образец журнала проверок контролирующих органов
    Типовая форма журнала учета проверок, рекомендуемая к использованию на предприятиях, должна включать в себя следующие сведения:

    Образец журнала учета проверок юридического лиц

    Дату начала ведения журнала.
    Полное название предприятия или Ф. И. О. предпринимателя.
    Адрес местонахождения предприятия.
    ОГРН — для предприятий, ОГРНИП — для предпринимателей.
    ИНН.
    Ф. И. О. лица, ответственного за ведение журнала.
    Ф. И. О. руководителя предприятия, подпись.
    Информация о проводимых проверках включает следующие данные:

  • даты начала и окончания проверки;
  • общее время исследований (указывается в днях, а для предпринимателей — в часах);
  • наименование органа, проводившего наблюдение;
  • реквизиты распоряжения о проведении проверки;
  • основные цели и задачи контроля;
  • вид проверки (плановая со ссылкой на ежегодный план проверок, внеплановая с указанием решения прокурора о согласовании в проведении проверки);
  • реквизиты акта, составленного по итогам проведенной ревизии;
  • список выявленных нарушений;
  • данные предписания, выданного для устранения нарушений;
  • Ф.И.О. лица, проводившего проверку;
  • данные экспертов, привлекавшихся в ходе проверки, при наличии;
  • подпись лица, осуществлявшего контроль.
  • 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
  • 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
  • 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
  • 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
  • Библиографический список
  • Лекция 3
  • 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
  • 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
  • 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
  • Библиографический список
  • Лекция 4
  • Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
  • 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
  • 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
  • 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
  • 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
  • Библиографический список
  • Лекция 5
  • 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
  • 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
  • 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
  • 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
  • 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
  • Библиографический список
  • Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
  • 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
  • 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
  • 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
  • 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
  • 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
  • Библиографический список
  • Лекция 7
  • 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
  • 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
  • 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
  • 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
  • Библиографический список
  • 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

    Основным законодательным актом в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля надзора является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), в ст. 2 которого, в частности, определено:

    государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами;

    региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации;

    муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;

    мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;

    проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

    эксперты, экспертные организации - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов производится в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

    Согласно ст. 3Федерального закона № 294-ФЗосновными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

    1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

    2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

    3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

    5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

    7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

    8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

    9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

    10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

    Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки закреплены в ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ, согласно которой руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

    1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

    3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

    4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

    В соответствии со ст. 22Федерального закона № 294-ФЗ вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

    При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

    Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    На основании ст. 23 Федерального закона № 294-ФЗ защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В силу ст. 25Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Наряду с указанными выше общими нормами, необходимо обратить внимание на права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, установленные Федеральны м закон ом от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ».

    Так, в ст. 9Федерального закона № 52-ФЗ указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

    Получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

    Принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    На возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 11Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

    Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

    Разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

    Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

    Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

    Проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

    Своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

    В ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ определено, чтопроизводственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

    Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

    Для обеспечения надлежащего применения норм законодательства необходимо обратить внимание на Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 марта 2010 г. № 103.

    • Скачать документ (формат.docx) (34 КБ)

    Разъяснения новых требований
    Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и правовых актов Депсоцразвития Югры


    Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по осуществлению государственного контроля и надзора, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
    В 2017 году вступили в силу ряд изменений в данный нормативный акт, которые коснулись основных понятий, порядка и оснований проведения проверок.
    Рассмотрим некоторые положения, вызывающие особый интерес и подлежащие, на наш взгляд, обсуждению.

    1. Итак, введено понятие «проверочных листов (списков контрольных вопросов)».


    Законодательством предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов).
    Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177.
    Департаментом также проведена работа по разработке и утверждению проверочных листов, которые с 1 января текущего года используются при проведении контрольно-надзорных мероприятий.(приказ Депсоцразвития Югры от 29 сентября 2017 № 851-р «Об утверждении формы проверочного листа», в редакции приказа Департамента от 5 марта 2018 года № 246-р»).
    Форма проверочного листа размещена на официальном сайте Депсоцразвития Югры в разделе «Региональный государственный контроль (надзор)».
    Проверочный лист заполняется должностным лицом контролирующего органа с учетом анализа всех собранных материалов.
    Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки и, таким образом, будет рассматриваться, как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения нормативных требований. Поэтому подконтрольным субъектам, в отношении которых проводится проверка, стоит знакомиться с заполненным проверочным листом и в случае необходимости зафиксировать возможные замечания.
    Копия заполненного проверочного листа, как приложение к акту проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка. Нарушение этой обязанности законодательство квалифицирует в качестве грубого и достаточного, чтобы оспорить результаты проверки.
    Плюсом проверочного листа, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является то, что лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.
    Также проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: они могут быть ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства, помогут четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.

    2. Следующим значимым нововведением законодательства является «профилактика нарушений обязательных требований»


    Так, в закон введена статья 8.2. «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».
    В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
    Приказом Департамента от 29 марта 2018 № 368-р утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 год
    Что же включает в себя программа профилактики правонарушений? Это мероприятия по:

    1. Размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.


    Такие руководства должны быть
    Данный перечень подготовлен Департаментом по всем ключевым обязательным требованиям, нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольно-надзорного органа и утвержден приказом Депсоцразвития Югры от 29 декабря 2016 года № 928-р, в редакции от 7 марта 2018 года № 268-р. Опубликован на официальном сайте Депсоцразвития Югры.

    2. Второе мероприятие это - информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами.

    Календарно-тематическим планом мероприятий на 2018 год бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» запланировано обучение работников из числа поставщиков социальных услуг и социальных предпринимателей.
    В I квартале 2018 года проведены:
    курсы повышения квалификации на тему «Современные методы социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами»
    3 вебинара на темы: «Технологии социальной работы с лицами БОМЖ», «Социальное сопровождение взрослых и детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, с целью соблюдения их социальных гарантий и юридических прав», «Оказание ранней помощи детям с особенностями развития».
    До конца года планируется провести еще 12 обучающих мероприятий.

    3. Ежегодное обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

    Следующие публичные обсуждения Депсоцразвития Югры запланированы на 3 октября и 11 декабря 2018 года. В том числе на сайте Департамента ежеквартально публикуются обзоры правонарушений, выявленных в результате контрольно-надзорных мероприятий.

    4. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.


    Данная мера профилактики применялась Департаментом и в прошлом году, так в результате проведенных мероприятий выданы 8 предостережений.
    В основном предостережения выданы в связи с необеспечением поставщиками социальных услуг требований по открытости и доступности информации.
    В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 886н «О порядке размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике» поставщики социальных услуг должны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивать доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.
    Еще раз напомню, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований выдается при наличии у органа государственного контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований:
    полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
    содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено);
    содержащихся в информации, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
    содержащейся в информации, поступившей из средств массовой информации.
    Также условиями для выдачи предостережения являются: отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д., а также, если юридические лица, индивидуальные предприниматели ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
    При объявлении предостережения орган государственного контроля (надзора) предлагает подконтрольным субъектам принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).
    Возможность подачи возражений прописана в ч. 7 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ, так направляя возражения, поставщик социальных услуг должен не только указать стандартную информацию о себе (наименование, ИНН), о полученном предостережении (дата составления, номер), но и обосновать свою позицию в отношении названных в предостережении действий.
    В течение 20 рабочих дней со дня получения возражений контрольно-надзорный орган направляет ответ.
    При отсутствии возражений юридическое лицо, подконтрольный субъект в указанный в предостережении срок должен направить в орган государственного контроля (надзора) контроля уведомление об исполнении предостережения.
    Следует обратить внимание, что в случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уведомления об исполнении предостережения в соответствии с п.п. 11,12 Правил, хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7. КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

    5. Введены положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (ст. 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ).


    К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с подконтрольными субъектами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в автономном округе – Югре относится: наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации.
    Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами проводятся уполномоченными должностными лицами на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых директором Департамента.
    Департаментом разработан проект приказа нормативного характера «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение уполномоченными должностными лицами Депсоцразвития Югры мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и оформления результатов таких мероприятий», который прошел публичные обсуждения и в настоящее время находится на юридической экспертизе в Управлении государственной регистрации нормативно-правовых актов Аппарата губернатора.
    По результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уполномоченными должностными лицами Департамента составляется акт.
    В случае выявления при проведении вышеуказанных мероприятий нарушений должностные лица контрольного органа направляют в письменной форме директору Департамента мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения:
    о назначении внеплановой проверки;
    направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

    6. Изменены требования к обращению, на основании которых могут быть проведены внеплановые проверки. Введен обязательный «претензионный порядок» восстановления нарушенных прав потребителя, а именно:


    с 1 января 2017 года основаниями для проведения проверки могут являться обращения, содержащие сведения о факте нарушения прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
    Также, в связи с внесенными изменениями, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
    Кроме того, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо.
    Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала ее проведения, являются основанием для принятия директором Департамента решения о прекращении такой проверки.
    При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.
    Все внесенные изменения свидетельствуют о совершенствовании действующего законодательства, адаптации его к современным условиям и интересам общества. Между тем оценка количества нарушений, выявляемых контрольно-надзорными органами, свидетельствует о неготовности указанной сферы к исключению государственного присутствия.

    Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

    Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок. Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

    Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

    • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности". В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
    • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
    • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
    • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
    • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
    • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
    • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
    • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
    • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
    • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

    Ограничения при проведении проверки

    При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

    • - государственную тайну;
    • - коммерческую тайну;
    • - служебную тайну;
    • - иную охраняемую законом тайну.

    Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

    Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

    • а) руководитель юридического лица;
    • б) иное должностное лицо юридического лица;
    • в) уполномоченный представитель юридического лица;
    • г) индивидуальный предприниматель;
    • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
    • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

    Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

    Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

    Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

    Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, - если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

    Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

    • - 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
    • - 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

    АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

    Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
    (с изменениями и дополнениями от: 28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля, 27, 30 июля, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 4 июня, 1, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 мая, 25 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 4 марта, 2, 23 июля, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г.)

    1. Комментируемая определяет предмет правового регулирования комментируемого Закона, основы организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и основные положения комментируемого Закона в целом.

    1) отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. О понятии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля см. к ст. 2. Под организацией применительно к комментируемой статьи следует понимать совокупность правовых, обязательных для проведения, мероприятий, необходимых для обеспечения возможности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. В свою очередь, под осуществлением - конкретные меры, применяемые уполномоченными органами в соответствующих сферах деятельности, в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих те или иные виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

    2) отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Юридические лица согласно ГК РФ (в редакции от 05 мая 2014 г. N 99-ФЗ) - это организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должно быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля представляет собой принятие мер, направленных на обеспечение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможности реализации их прав, законных интересов и гарантий, которые им предоставлены федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

    На практике из системного анализа положений комментируемой статьи делаются выводы о применении либо неприменении ее положений. Так, в Оренбургской области имело место судебное разбирательство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр психологической реабилитации "Вымпел" о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о привлечении к административной ответственности данного общества за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения. Суд первой инстанции удовлетворили заявленные требования, однако Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области подало кассационную жалобу, в которой ссылалось на неправильное применение судами положений комментируемого Закона. Однако суд пришел к выводу, что из системного анализа положений ч. 1 комментируемой статьи и комментируемого Закона следует, что до 1 января 2011 года положения комментируемого Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в сфере лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются. Поэтому проведение Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в отношении общества проверки в данном случае является самостоятельным процессуальным действием, не зависящим от проверки, проведенной органами прокуратуры, и не подпадающим под сферу действия комментируемого Закона (см. постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6780/10-С1).

    Следует отметить, что положения комментируемой статьи противоречат названию комментируемого Закона в целом, так как из этого названия следует, что комментируемый Закон должен быть направлен в целом на только регулирование вопросов осуществления защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Между тем комментируемый Закон, исходя из ч. 1 комментируемой статьи, регулирует не только вопросы такой защиты, но и собственно вопросы организации и совершения конкретных действий в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

    1) процедурные нормы, касающиеся организации и проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и порядок совершения этими органами действий, связанных с проведением контроля соответствующего уровня и сферы деятельности.

    Ссылаясь, в частности на комментируемой статьи, суды в своей практике признают отельные нормативные правовые акты незаконными. Так, например, в Омской области прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к административно-технической инспекции администрации города Омска о признании Административного регламента проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденного приказом начальника административно-технической инспекции администрации города Омска от 14 декабря 2009 г. N 44-хд "Об утверждении Административного регламента проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не соответствующим отдельным положениям комментируемого Закона. Рассматривая данное судебное дело, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи 1, ст. 1 Устава города Омска, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности в городе Омске устанавливается правовыми актами данного муниципального образования. Учитывая данные положения, суд пришел к выводу об отсутствии у начальника инспекции полномочий по принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2010 года по делу N А46-8128/2010);

    2) процедуры, касающиеся регулирования совместных действий и мероприятий органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в части, касающейся организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    3) правовой статус органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: их полномочия в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их права, круг обязанностей, которые они должны выполнить в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.п.;

    4) правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль: их права, в том числе право на защиту их интересов при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их обязанности, например, по предоставлению органам, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, необходимых документов, по взаимодействию с ними;

    5) меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - совокупность установленных комментируемым гарантий, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    3. В комментируемой статьи определены направления и мероприятия, в отношение которых правовое регулирование отдельных положений комментируемого Закона не распространяется, иными словами, соответствующие положения комментируемого Закона не могут быть применены в отношении этих направлений и мероприятий. При этом из абзаца первого ч. 3 комментируемой статьи следует, что на такие направления мероприятия не распространяются только положения комментируемого Закона, которые устанавливают порядок организации и проведения проверок в отношении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отсюда можно сделать вывод о том, что все иные положения комментируемого Закона, за исключением касающихся организации и проведения вышеуказанных проверок, распространяются также и на те направления и мероприятия, которые предусмотрены в ч. 3 комментируемой статьи, а именно:

    1) мероприятия, в отношении которых положения федерального законодательства не устанавливают требований о предоставлении информации и документов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также об осуществлении каких-либо совместных действий, мероприятий и о принятии совместных мер органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых такой контроль проводится ( комментируемой статьи). Так, например, индивидуальный предприниматель Мамедов Гасан Самед оглы обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" о признании незаконными действий Исполкома в лице специалиста по контролю за использованием земли Мазитова Л.З., выраженных в проведении проверки по соблюдению земельного законодательства. Решением судов первой и апелляционной инстанции было отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что в данном случае проведение органом местного самоуправления обследования земельного участка, предоставленного предпринимателю в постоянное бессрочное пользование, не требует взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и не возлагает обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Исполкома.

    Следовательно, требования комментируемого Закона, исходя из комментируемой статьи, на рассматриваемые отношения не распространяются, а доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком сроков проведения плановой проверки и процедуры ее проведения - несостоятельны.

    Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми действиями ответчика. Суды правомерно указали, что действия ответчика по обследованию земельного участка, занимаемого заявителем на праве постоянного бессрочного пользования, не повлекли за собой правовых последствий, устанавливающих или изменяющих права и обязанности предпринимателя, которые создают ему препятствия при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 г. по делу N А65-30412/2011);