Извещение по коммунальным услугам 44 фз. Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий

Аренда нежилых помещений включает в себя не только ежемесячную фиксированную оплату сумм за само помещение. Арендаторы также должны возмещать расходы на водоснабжение, тепло и электроэнергию, уплаченные арендодателем.

Поэтому часто встает вопрос о приеме к вычету суммы НДС, входящих в затраты арендодателя на оплату коммунальных услуг. Давайте разберемся что такое возмещение коммунальных услуг по 44 ФЗ и как происходит данная финансовая операция.

Варианты компенсации

Взяв в аренду нежилое помещение, арендодатель пользуется обычно всеми видами коммунальных услуг:

  • Электроэнергия;
  • Водоснабжение;
  • Водоотведение;
  • Газоснабжение;
  • Вывоз мусора.

За все эти услуги оплату производит собственник имущества (арендодатель), а арендатор возмещает ему потраченные суммы. Компенсация за коммунальные услуги может быть отражена документально двумя способами:

  • В составе договора аренды;
  • Отдельным договором или соглашением.

В первом случае оплата за водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, включена ежемесячную сумму за аренду помещения.

Но здесь могут возникнуть определенные неточности. Ведь размеры потребления коммунальных услуг могут изменяться, также как и тарифы. Определить сумму, потраченную именно на это, не получится. Возникает необходимость в корректировке договора. Но ФЗ 44 допускает корректировку не более чем на 10%.

Во втором случае условия о выплате коммунальных прочих услугах закрепляются отдельным договором. Это юридический документ, который должен грамотно быть составлен.

Как составить договор

В начале договора указываются стороны, между которыми заключен договор. Затем оказывается предмет договора, которым и является возмещение услуг арендатором за коммунальные услуги. В целях избежания спорных вопрос, лучше перечислить все виду услуг, за которые будет происходить возмещение. Договор должен содержать права и обязанности сторон.

Для арендатора должны быть обозначены даты внесения ежемесячной платы, обязательство не выполнять без ведома арендодателя перепланировок и внесения изменения в коммуникационные системы помещения.

Арендодатель, в свою очередь должен своевременно выставлять счета на оплату коммунальных услуг, информировать об изменении тарифов. К его же обязанностям может относиться и мероприятия по устранению предписаний контролирующих органов, а проведению ремонтных работ. Кроме этих условий, в договоре должны быть прописан период, в течении которого будет действовать договор.

Указывается порядок внесения изменений в договор – обычно это делается при помощи соглашения, которое будет являться приложением к основному договору. Необходимо также и прописать, как будут решать конфликтный ситуации – путем переговоров. Возможно какие-то моменты в суде.

Что может стать причиной досрочного расторжения документа. В конце документа ставятся реквизиты обеих сторон договора, подпись руководителей и печать организаций. Договор составляется в двух экземплярах и имеет юридическую силу для сторон с даты его подписания.

Такой договор составляется на основании ГК РФ и не попадает под действие 44 ФЗ, так как арендатор не приобретает услуги, а лишь компенсирует расходы по уплате.

Кроме всего, арендатор может заключить самостоятельный договор на поставку электроэнергии. В таком случае арендатор расплачивается с поставщиком электроэнергии без участия арендодателя.

Но Гражданский кодекс говорит о том, что отношения арендатора и компании, поставляющей электричество, носят вторичный характер. Так как электроустановки принадлежат арендодателю, его разрешение – это необходимое условие заключение договора между арендатором и поставщиком электроэнергии.

Это закреплено в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.10.2002 и ФАС Центрального округа от 21.01.2003.

Возможные риски

Налоговое законодательство России обуславливает некоторые налоговое риски, возникающие при действиях по компенсации коммунальных услуг арендатором.

Суммы, уплаченные как компенсация понимаются органами налоговой службы как выручка от коммерческой деятельности бюджетных учреждений и подлежит НДС. В данном случае налоговая использует следующий метод в части снижения доходов на суммы, равные затратам по оплате коммунальных услуг.

Суммы, уплаченные арендодателями из бюджета, не подлежат понижению облагаемой базы по налогу на доход. Если коммунальные платежи производятся через внебюджетный счет, то они снижаются.

Система государственных закупок была введена совершенно недавно. Этот механизм предназначен для борьбы с коррупционными преступлениями в нашей стране. В советские времена в этом не было острой необходимости. А законодательная база тех лет значительно отличалась от сегодняшней.

Читайте и другие полезные материалы на нашем сайте.

Закупки коммунальных услуг заказчики могут проводить у единственного поставщика, но с некоторыми оговорками. О том, как закупить такие услуги и по какому ОКПД2, читайте в материале.

Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ

В ст. 93 Закона о контрактной системе говорится, какие закупки заказчики могут проводить у едпоставщика. Среди коммунальных ресурсов это:

  • поставка водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения - п. 8 ст. 93 44-ФЗ;
  • заключение контракта на энергоснабжение, поставку электрической энергии с гарантирующим поставщиком - п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

Если цена договора меньше 100 тыс. руб., у едпоставщика можно закупить любые товары, работы и услуги, в том числе коммуналку.

Обратите внимание на термин «гарантирующий поставщик». Это компания, которая, на оптовом и розничном рынках, заключает контракты на ее передачу с сетевыми компаниями, реализует электроэнергию потребителям и ведет расчеты.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Коды на коммунальные услуги по 44-ФЗ

Найти коды ОКПД2 можно в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Коды по электроэнергии, газу, кондиционированию воздуха находятся в разделе D, а раздел E содержит коды по водоснабжению, водоотведению, утилизации и рекультивации отходов.

Как провести закупку коммунальных услуг

Без связи, электричества, тепла, воды и регулярного вывоза мусора работать невозможно, поэтому коммуналку закупают все заказчики, в любое время года, при любых обстоятельствах. И несмотря на частоту закупок, все равно допускают ошибки. А еще тратят лимиты малых закупок на коммуналку, хотя могут сберечь эту возможность под действительно неотложную закупку.
Из статьи вы узнаете:
☆ По каким пунктам закона закупают разные коммунальные услуги;
☆ Как планируют и обосновывают коммуналку;
☆ Что написать в коммунальном контракте;
☆ Когда откажут в регистрации контракта в ЕИС и как правильно закрыть коммунальный контракт.

Обоснование закупки по 44-ФЗ коммунальных услуг

Как обосновать закупку коммунальных услуг? Заказчик указывает цель и обоснование закупки в плане. В общем случае нужно опираться на наличие госпрограмм, проведение мероприятий в рамках них, а также на собственные потребности, необходимость закупки для нормального функционирования учреждения и т.д.

Относительно коммунальных услуг в обосновании нужно писать именно о потребностях госзаказчика.

Если проводится закупка у едпоставщика, в обоснование включается соответствующий пункт ст. 93 Закона о контрактной системе.

Надо ли включать в план закупок коммунальные услуги

Как по 44-ФЗ провести закупку коммунальных услуг: расчет НМЦК

Мы рассмотрели, как отразить коммунальные услуги в плане закупок по 44-ФЗ. Перейдем к другому важному этапу - расчету НМЦК. Цена формируется тарифным методом. Для водоснабжения и водоотведения правила прописаны в п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, для тепловой энергии - ч. 1 ст. 8 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, а для электрической энергии - п. 3, 4 ст. 23.1 Закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ. Учтите, что тарифы на коммунальные услуги могут меняться. Используйте актуальные показатели.

Закупка коммунальных услуг по 223-ФЗ

Закупка коммунальных услуг по 223-ФЗ проводится в соответствии с положением заказчика. Он вправе сам определить, какие виды закупок осуществляет у единственного поставщика.

Закупка коммунальных услуг у единственного поставщика

Коммунальные услуги делят на:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • отведение сточных вод;
  • электро- и газоснабжение;
  • отопление;
  • сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

Они закупаются у естественных монополий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если поставщик - не монополист, проводите закупку на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Как провести закупку у едпоставщика по 44-ФЗ

Приемка и оплата коммунальных услуг по 44-ФЗ

Согласно позиции Минэкономразвития, коммунальные услуги - это услуги длящегося характера. В контракте может быть указан один этап, но поскольку приемка и оплата происходят помесячно, они приравниваются к этапам. Соответственно, отчет делается после каждой приемки и оплаты.

Порядок заказчик и поставщик устанавливают в договоре. Что касается экспертизы, ее можно не проводить по следующему основанию. Согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт на закупку коммунальных услуг у едпоставщика может быть заключен в любой форме. Стороны вправе не включать в него порядок и сроки приемки. Так как контрактом не предусмотрена приемка, то и в экспертизе необходимости нет.

Возмещение коммунальных услуг по 44-ФЗ

Если заказчик арендует помещение, у него может возникнуть обязанность возмещать балансодержателю расходы по оплате коммунальных услуг. Как сказано в письме Минэкономразвития России от 06.12.2016 г. № Д28и-3339 заказчик вправе компенсировать соответствующие траты на основании выставленного счета в соответствии с пунктом 23 статьи 93 Закона №44-ФЗ. То есть проводить закупку у едпоставщика. Договор возмещения коммунальных услуг по 44-ФЗ может быть заключен в любой форме.

Суммы, предусмотренные на компенсацию коммунальных услуг, включаются в план и план-график закупок. Также у заказчика есть возможность заключить договоры напрямую с поставщиками коммунальных услуг в рамках Закона №44-ФЗ, в этом случае отпадет необходимость что-либо возмещать балансодержателю.

По поводу договора на возмещение затрат на коммунальные услуги по 44-ФЗ существует противоречивая судебная практика. По одному из мнений возмещение расходов закупкой не является и Законом №44-ФЗ не регулируется (постановления Восьмого ААС от 23.09.2009 № 08АП-5241/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2007 № Ф08-4408/07).

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

Попадает ли договор на возмещение (по аренде) коммунальных услуг под действие 44 ФЗ.

Ответ

Нет, не подпадает.

Возмещение коммунальных платежей осуществляется в рамках заключенного договора аренды. Даже если стороны заключают отдельное соглашение, оно является частью договорных отношений.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«По общему правилу при заключении договора аренды обязанность по содержанию имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором. То есть именно арендатор должен оплачивать коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Теперь попробуем разобраться, как правильно организовать расчеты по коммунальным услугам учреждениям, применяющим для ведения закупочной деятельности:

  • Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
  • Закон от 19 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Отметим, что аренда жилого и нежилого недвижимого имущества подпадает под действие Закона о контрактной системе (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В связи с этим возникает вопрос: как в этом случае учреждениям, применяющим данный порядок, организовать расчеты за арендованную недвижимость с коммунальными службами - поставщиками коммунальных услуг.

Учреждениям же, применяющим Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, организовать расчеты намного проще. Они могут применять нормы гражданского законодательства и прописать их в своем положении о закупке.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей воды);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Также и Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Оформление расчетов по 44-ФЗ

Ситуация: как организовать расчеты с арендодателем по коммунальным расходам за арендованное имущество, если учреждение проводит закупки по Закону № 44-ФЗ

В настоящее время не выработан единый подход к оформлению отношений по оплате коммунальных расходов арендодателю. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому вопросу также нет.

Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате. В частности:

  • оплачивать коммунальные расходы в составе арендной платы;
  • заключить отдельные договоры с коммунальными службами;
  • возмещать стоимость услуг отдельным платежом.

Вариант 1. Арендатор оплачивает коммунальные услуги в составе арендной платы

Из буквального толкования положений закона следует, что цена должна быть твердой на весь период действия договора. При этом условие о цене должно быть сформулировано таким образом, чтобы от заказчика не требовалось никаких дополнительных расходов. Соблюсти это требование можно, включив сумму коммунальных услуг в состав арендной платы. Подтверждают такой вывод письма Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757 и от 29 января 2015 г. № Д28и-210, в которых сказано, что возмещение затрат на коммунальные услуги может быть предусмотрено в рамках договора аренды.

Но в этом случае могут возникнуть некоторые сложности. Они связаны с тем, что размер коммунальных расходов нельзя предугадать заранее. Поэтому может возникнуть ситуация, когда учреждение потребит больше или меньше услуг, чем установлено в договоре. По итогам года цену такого договора придется корректировать. А в случае применения Закона о контрактной системе скорректировать цену можно не более чем на десять процентов (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Вариант 2. Арендатор сам заключает контракты с поставщиками коммунальных услуг

Этот вариант организации расчетов является самым оптимальным с точки зрения контролирующих ведомств. При этом учреждение в общем порядке заключает контракты с поставщиками услуг как с единственными поставщиками. Но, к сожалению, его можно применять только в части услуг энергоснабжения.

Вариант 3. Арендатор возмещает арендодателю коммунальные расходы отдельным платежом

И последний вариант - это возмещать расходы на основании данных, которые предоставляет арендодатель. То есть расчеты в этом случае происходят по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей. Как правило, условие об этом устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но может быть оформлено и отдельным соглашением, например договором о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ). В этом случае оплата коммунальных услуг за арендованное имущество не подпадает по действие Закона о контрактной системе. Потому что арендатор фактически не приобретает услуги, а возмещает расходы арендодателю. Специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях подтверждают возможность оформить отношения таким образом. Кроме того, готовится законопроект, который узаконит такую практику.

Тем не менее до появления официальных разъяснений учреждение должно само принять решение о том, как оформить отношения с арендодателем в части оплаты коммунальных услуг*.

Оформление расчетов по 223-ФЗ

Учреждения, которые ведут свою закупочную деятельность по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, порядок оформления расчетов по коммунальным услугам за арендованное имущество должны прописать в своем положении о закупке. При этом надо руководствоваться нормами гражданского законодательства.

Расчеты по коммунальным услугам можно организовать следующими способами:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
  • арендатор напрямую заключает договоры с коммунальными службами. В отношении услуг по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим.

Вариант 1. Оплата услуг в составе арендной платы

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного способа вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен оплачивать расходы на содержание арендованного имущества, если законом или договором не установлен другой порядок. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен не только оплатить арендную плату, но и компенсировать стоимость потребляемых им коммунальных услуг.

Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:

  • сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
  • сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).

Использование первого способа не всегда оправданно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). При этом величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы, что невыгодно арендодателю. Возможна и обратная ситуация - потребленные услуги окажутся меньше предусмотренных в договоре, что будет невыгодно арендатору.

При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Вариант 2. Компенсация стоимости услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг не входит в состав арендной платы. Арендатор компенсирует их арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является коммунальной службой (например, энергоснабжающей организацией). По этому договору арендатор возмещает часть стоимости услуг, которые за него оплатил арендодатель.

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 614, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Договор арендатора с коммунальными службами

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это, в свою очередь, позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539Гражданского кодекса РФ. В рамках Закона о контрактной системе заключить такой договор можно с гарантирующим поставщиком электроэнергии без проведения конкурентных процедур (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети - собственные или принадлежащие другим лицам - арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг (поставка тепловой энергии, воды и газа), если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ). При этом если оформление правоотношений с коммунальными службами напрямую возможно, то у арендатора есть возможность заключить с ними контракты как с единственными поставщиками по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757).

Следует отметить, что к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу. Однако специалисты контролирующих ведомств считают его самым оптимальным для учреждений, которые проводят закупки по Закону о контрактной системе.

О том, как отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество, см.: Как арендатору отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество.»

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2018 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли - информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования их цены устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственный контракт на поставку таких вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой в соответствии с указанным порядком ее формирования;

8) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82

(см. текст в предыдущей редакции)

10) поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;

11) производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации;

12) заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами;

13) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;

14) закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

16) заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

17) заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;

18) заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности;

19) заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;

20) заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение питания);

(см. текст в предыдущей редакции)

21) заключение контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (бытовое, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление питания (включая безопасное питание);

(см. текст в предыдущей редакции)

22) заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством , управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности;

23) заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;

(см. текст в предыдущей редакции)

24) признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с положениями статьи 92 настоящего Федерального закона по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций федеральным органом исполнительной власти. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в указанный федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты подписания соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком согласования. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

(см. текст в предыдущей редакции)

25) признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55 , частями 1 и 3 статьи 79 , частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15 , частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

(см. текст в предыдущей редакции)

25.1) признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1 , и 5 статьи 55.1 , частями 1 - 3.1 статьи 71 статьей 83.2

25.2) признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 82.6 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

25.3) признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 26 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

26) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2018 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли - информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

28) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83 , пункта 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 настоящего Федерального закона. При этом должно быть обеспечено предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивание персональных данных;

(см. текст в предыдущей редакции)

29) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

30) определение поставщика, исполнителя распоряжением Правительства Российской Федерации по предложениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении закупок бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, помещениях для голосования, и услуг по доставке избирательной документации, документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, и иных отправлений избирательных комиссий, используемых при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации и референдумов субъектов Российской Федерации, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов в муниципальных образованиях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 6 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

31) заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией;

32) аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;

(см. текст в предыдущей редакции)

34) заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с правилами , установленными Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

35) заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;

36) заключение бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии;

(см. текст в предыдущей редакции)

37) осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

38) заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с юридическим лицом, заключившим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;

(см. текст в предыдущей редакции)

39) заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, договор аренды земельного участка для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;

(см. текст в предыдущей редакции)

40) осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации;

41) осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

42) заключение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и его территориальными органами контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете. При этом объем работ, выполняемых указанными лицами, и цена контракта, рассчитанная на основании условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на основе контрактов к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Информация о контрактах, заключенных в соответствии с настоящим пунктом, размещается на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

44) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень , утверждаемый Правительством Российской Федерации;

45) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию. При этом цена такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется в соответствии с порядком , установленным Правительством Российской Федерации;

46) осуществление закупок товаров, работ, услуг за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление оперативно-разыскной деятельности в соответствии с Федеральным

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение МУП от 18.09.2017 по вопросу о распространении действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на заключение договоров муниципальными унитарными предприятиями на оказание коммунальных услуг, по вопросу о возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на организацию расчетов за жилищно-коммунальные услуги, а также о порядке возмещения затрат на оказание коммунальных услуг, сообщает следующее.


Согласно части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
3) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

Аналогичные положения установлены пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Таким образом, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе и пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 2 статьи 1 Закона о контрактной системе установлен закрытый перечень отношений, к которым Закон о контрактной системе не применяется, при этом оказание коммунальных услуг к таким отношениям не относится.

Таким образом, заказчиками при осуществлении закупок товаров, работ, услуг подлежит применению Закон о контрактной системе, за исключением случаев, прямо установленных данным законом.

На основании изложенного при заключении договора на оказание коммунальных услуг заказчики обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.

Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться при заключении контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлены случаи, в которых заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание коммунальных услуг.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать сто тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем по вопросу о применении положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 целесообразно обратиться в ФАС России.