Государственные и негосударственные организации. Государственное предприятие: определение, виды, примеры

Участниками (сторонами) административных правоотношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Органом управления организации является администрация . Ею может быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и коллективный исполнительный орган (совет директоров, правление, дирекция) или другой назначенный орган, которому коллектив работников делегировал права по управлению организацией. Администрация осуществляет управленческие функции внутри своей организации в пределах предоставленных ей полномочий, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. Иначе говоря, администрация организации может быть только участником внешних административных правоотношений. В отличие от органа исполнительной власти администрация организации не является субъектом внешнего управления, так как не обладает для этого соответствующими государственно-властными полномочиями.

Вопросы деятельности, полномочий организаций в разных аспектах являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, трудового и др. Административно-правовой статус организаций определяется, прежде всего, их организационно-правовыми формами, объемом и характером полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, целями их деятельности, а также соотношением с органами исполнительной власти.

Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения . В зависимости от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (частные, общественные объединения). Государственные предприятия и учреждения по масштабу и значению своей деятельностимогут быть республиканскими и местными – районного, городского, поселкового и сельского значения.

Предприятия могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные унитарные предприятия и др.

Многообразны виды предприятий по отраслям: промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, артели, товарищества и др.); транспортные (железные дороги, аэропорты и др.); связи (почтамты, телефонные станции и др.); жилищно-коммунальные (жилищно-эксплуатационные конторы (службы); строительные, торговые и другие предприятия .

Подразделение организаций на коммерческие и некоммерческие установлено в зависимости от цели их деятельности. Коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими – не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных унитарных предприятий; некоммерческие – в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Предприятия могут создаваться государственными органами, или органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества, или органами, уполномоченными на то собственниками имущества.

Учредительным документом предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Предприятие – это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако законодательство предусматривает особые правила для государственных предприятий. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Государственные предприятия – это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственное предприятие, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые предприятием хозяйственные договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспективных задач. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые связи. Развиваются формы посредничества через биржи, брокерские конторы и др. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях – по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом).

Влияние на негосударственные предприятия со стороны государства ограничено: оно не управляет ими. Управление осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Государство не участвует в комплектовании состава администрации негосударственного предприятия. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, который является общим для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима.

Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством и уставом предприятия. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные им органы. Собственник или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления предприятием (совету, правлению), предусмотренному его уставом.

Руководитель предприятия нанимается собственником. При найме с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.

Руководитель предприятия без доверенности действует от его имени, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

В соответствии с законодательством ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой создано; признание в судебном порядке его регистрации недействительной; осуществление деятельности без лицензии; грубое нарушение закона; признание его несостоятельным (банкротом).

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в их предназначении, содержании их основной деятельности. Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления.

В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений; получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности; запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности; представление государственным органам соответствующей информации; обязанность соблюдать законодательство и др.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства и вправе применять к нарушителям меры воздействия, установленные законодательством, за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и др.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных республиканскими законами.

Экономика любого государства основывается на развитии различных предприятий, которые за счет своих налоговых отчислений в казну страны формируют в итоге положительный баланс. Наличие денег в державе, в свою очередь, - залог успешной жизни населения, гарантия безопасности, целостности страны, ее стабильного развития. Одним из основных источников доходов во все времена в развитых странах считались государственные компании, список которых мы подробно рассмотрим с вами в этой статье. Данные предприятия играют значительную роль в национальном хозяйстве, а иногда даже занимают лидирующие позиции в своей нише.

Определение государственной компании

Данные финансовые организации могут быть достаточно различны по своим возможностям, однако в целом имеют определенные сходства. Итак, государственная компания - организация, которая может иметь любую организационно-правовую форму. При этом ее основными средствами владеет либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Руководители же назначаются на свои посты (нанимаются по органами. Стоит отметить и такой факт: госкомпания всегда руководствуется не только поиском источников наибольшего дохода, но и стремится максимально удовлетворить потребности общества, ведь само название описываемой организации говорит о том, что государство является основным элементом, выступающим как в роли создателя, так и потребителя.

Главные положения

Любая государственная компания:


Права

Государственная компания на основании законодательства может:

  • Открывать свои дополнительные представительства и создавать различные филиалы.
  • Быть участником ассоциаций и прочих объединений организаций.
  • Заключать юридические договоры.
  • Иметь свою символику (вымпелы, флаги, эмблемы, прочие символы) и регулировать порядок ее размещения и использования на своих объектах и транспортных средствах.

Основные достоинства для работника

Зачастую государственная компания, преимущества которой будут указаны ниже, не способна предложить высокую заработную плату для своей кадровой единицы (исключение могут лишь составить руководители высшего звена). В то же время работа на такую организацию будет происходить однозначно в чётком соответствии с Трудовым кодексом РФ. В свою очередь, для обычного человека это будет означать, что:


Также немаловажно и то, что для соискателей работы государственная компания выдвигает менее жёсткие требования по возрасту, нежели какая-либо частная структура. Это особенно актуально для людей старше сорока лет, которые по современным меркам находятся в группе риска в плане трудоустройства.

Западные тенденции

Во многих западной части нашей планеты уже довольно давно существует характерная устойчивая особенность, которая заключается в следующем: молодые люди изначально строят свою карьеру и обеспечивают себе хорошую материальную базу на будущее в частных фирмах и предприятиях. После этого в возрасте примерно 40-45 лет они меняют работу и переходят в государственные компании, особенности которых, в свою очередь, позволяют человеку несколько расслабиться, ведь в таких организациях меньше энергозатраты работника, а также хорошее пенсионное и социальное обеспечение, что благоприятно влияет на качество и продолжительность жизни. Кроме того, госкомпании крайне редко выставляют объявления о своих вакансиях на просторах всемирной сети Интернет и чаще всего наиболее плотно сотрудничают с различными биржами труда и муниципальными службами.

Правила создания

Создание государственной компании регулируется законодательно. При этом обязательно следует сформировать совет директоров (наблюдательный совет) компании (и то и другое - высший орган правления).

Данный управляющий орган организации может решать следующие вопросы:

  • Утверждать программу деятельности компании на долгий период времени. Этот документ должен предусматривать выполнение производственных, финансовых, инвестиционных показателей, если это установлено федеральным законом.
  • Утверждать принцип оплаты труда работников, в котором должна быть предусмотрена зависимость зарплаты от уровня достижения основных показателей эффективной деятельности.
  • Определять порядок использования прибыли компании.
  • Принимать решения о передачи части материального имущества организации в государственную казну РФ.

Также высший орган вправе сам формировать специальные комитеты и комиссии для решения различных вопросов. Порядок деятельности созданных структур и их персональный и количественный состав определяются отдельным постановлением наблюдательного совета.

Госкомпании в экономике страны

Государственные компании России занимают ведущие позиции во многих сферах отраслях народного хозяйства Федерации. Однако есть такие отрасли, где присутствие государственных организаций весьма незначительно (например, легкая и пищевая промышленность).

Всего лишь 9% принадлежит госструктурам в производстве алкогольных товаров. Это стало возможным лишь благодаря «Татспиртпрому» и «Башспирту».

Такой же достаточно невысокий показатель - 9% - характерен для госкомпаний и в строительстве.

Степень проникновения государственного влияния в целлюлозно-бумажную отрасль составляет порядка 12%. Доходы в казну отчисляет лишь одно государственное предприятие - ФГУП «Госзнак». Основные же активы в данной сфере уже много лет принадлежат частным предприятиям и фирмам.

Телекоммуникационная сфера подвержена влиянию государства всего лишь на 14%. Основной государственной организацией здесь является «Ростелеком». 1 апреля 2011 года к нему были присоединены восемь региональных компаний «Связьинвеста» и ряд ФГУПов.

Государственное участие в производстве автомашин, полуприцепов и прицепов равно 17%, а в создании оборудования и механизмов - 15%.

Крайне слабые позиции государственного влияния в добыче руд различных металлов и металлургии. Здесь госкомпании имеют лишь 3% в отрасли цветной металлургии. При этом черной металлургией полностью владеют частные лица.

Добыча нефти. Страна контролирует 23% отрасли. Государственный контроль происходит благодаря активам «Роснефти» и «Газпромнефти».

Электроэнергетика принадлежит государственным структурам на 35%. Основная доля приходится на Московский регион («Мосэнерго», МОЭСК) и структуры федерального значения.

Учитывая, что государство владеет более чем половиной акций «Газпрома», контроль газодобывающей отрасли страной составляет 48%.

57% - именно столько принадлежит госкомпаниям в производстве различных судов, космических и летательных аппаратов. Позиции государства очень сильны в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Казанском вертолетном города Улан-Удэ, Объединенной судостроительной компании.

Самое сильное влияние крупные государственные компании имеют в транспортной отрасли - 73%. Здесь на первый план выходят железные дороги, нефте- и газопроводы. Железнодорожный транспорт находится в ведении ОАО «Российские железные дороги», которое полностью принадлежит государству. Нефтепроводы находятся под контролем «Транснефти», а газопроводы - «Газпрома».

Дорожный монополист

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана и действует исключительно с целью выполнения функций заказчика в процессе проектирования, строительства, реконструкции, проведения капитального ремонта и содержания автомобильных дорог. Также компания занимается (в том числе и управлением потоками транспорта), обеспечением необходимого уровня услуг (скорость, комфортабельность, безопасность), взиманием платы за проезд по платным дорогам, осуществляет контроль за обеспечением сохранности дорог, проводит оценку транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. Помимо этого, государственная структура предоставляет консультационные, инжиниринговые и прочие услуги в своей установленной сфере деятельности. К ее обязанностям относится и полиграфическая деятельность, направленная на создание атласа автодорог Российской Федерации. Компания также создаёт, внедряет и применяет инновационные механизмы регулирования транспортными потоками, ведет учет показателей аварийности на трассах. Вместе с этим организация имеет право представлять к государственным наградам своих работников, осуществляющих свою деятельность в сфере дорожного хозяйства.

Создать государственную компанию было решено 17 июля 2009 года. Основой ее работы является подписанный Дмитрием Медведем Федеральный закон.

В 2014 году государственная компания «Российские автомобильные дороги» достигла соглашения с Российским фондом прямых инвестиций по поводу совместного привлечения инвесторов в различные проекты сферы Данный договор позволил повысить объемы постройки новых автодорог в стране под контролем государства. Контракт позволил привлечь от ведущих иностранных инвесторов не менее 25% финансирования проектов.

24 июня 2016 года в Пекине прошли переговоры Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, в которой принимал участие председатель «Автодора» Сергей Кельбах. Результатом заседания было утверждение перечня приоритетных проектов развития автомобильной инфраструктуры. Так, в частности, было уделено особое внимание строительству маршрута «Европа - Западный Китай». Проект является частью опорной сети скоростных автодорог. В данной глобальной стройке российская государственная компания является исполнителем, который должен будет построить порядка 2,3 тысячи километров дорог. Проект включает в себя две очереди. Первая составляет 567 километров скоростного автобана М-11 (Москва - Санкт-Петербург). Вторая очередь - от Центральной кольцевой автомобильной дороги до границы с республикой Казахстан.

Гиганты российских просторов

Крупнейшие государственные компании России, безусловно, являются теми организациями, которые во многом определяют экономическое состояние всей страны. Поэтому будет вполне целесообразно рассмотреть перечень этих титанов. В их числе значатся:

  • "Ростехнологии".
  • "Росатом".
  • "РусГидро".
  • Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы.
  • "Роснефть".
  • "Газпром".
  • "Транснефть".
  • РАО "Энергетические системы Востока".
  • "Аэрофлот".
  • "Объединенная авиастроительная корпорация".
  • "Российские железные дороги".
  • "Алмаз-Антей".
  • "Объединенная судостроительная корпорация".
  • Корпорация "Тактическое ракетное вооружение".
  • "АвтоВаз".
  • Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".
  • Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева.
  • Акционерная компания "Алроса".
  • "Вега".
  • Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор".
  • Центр технологии судостроения и судоремонта.
  • "Росхимзащита".
  • "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского".
  • Концерн "Океанприбор".
  • "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева.
  • Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром".
  • "Микроген".
  • ФГУП "Космическая связь".
  • ФГУП "Почта России".
  • ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
  • Иркутское ОАО энергетики и электрификации.
  • Системный оператор Единой энергетической системы.
  • Международный аэропорт Шереметьево.
  • Аэропорт Кольцово.

Все эти крупнейшие государственные компании России находятся под контролем органов исполнительной власти федерального значения и комиссии по высоким технологиям и инновациям. Делается это с целью разработки и реализации инновационных программ развития.

Наибольшее участие государства

  1. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Государственная компания входит в сектор машиностроения. Государство владеет 93,4% акций. Корпорация появилась на свет в 2006 году. Изначально все 100% акций были во владении госструктур, однако в 2009-м часть акций была распродана частным лицам.
  2. «Алроса» - самый крупный производитель алмазов в стране. Государству принадлежит 90,9% акций.
  3. «Таттелеком». Власть не владеет компанией напрямую, а благодаря холдингу "Связьинвестнефтехим". При этом в управлении государства находится 87,2% акций.
  4. «Роснефть» находится под пристальным вниманием правительства. Государство удерживает 82% акций.
  5. Энергетическая компания «ЕЭС» находится по большей части в ведении Росимущества (79,55%).
  6. «Транснефть». 78,11% имеющегося уставного капитала - собственность государства.
  7. Банк "ВТБ". "Росимущество" выкупило 75,5% акций.
  8. «Кубаньэнерго» Энергетическое предприятие, отвечавшее за обеспечение электроэнергией олимпийских объектов Сочи, принадлежит государству на 70%.
  9. «Русгидро». Доля Росимущества в компании составляет 60,5%.
  10. «Интер РАО». Страна владеет почти 60% акций.
  11. «Аэрофлот» - полноправный член авиационного альянса SkyTeam, 51,17% акций которого принадлежат государству.

В заключение отметим: надеемся, что данная статья все же смогла вам помочь понять, какие компании государственные на сегодняшний день, в чем их основные положительные качества и какова доля участия в развитии России.

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий . Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа , который утверждает и учредительный документ предприятия - его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти . Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятельности.

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его работы, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую и административную правосубъектность. Административные полномочия реализуются им только в отношении руководимого им производственного коллектива. В отношениях внешнего характера с органами исполнительной власти администрация вправе: обращаться к ним с соответствующими ходатайствами; обжаловать их действия как в административном, так и в судебном порядке; ставить перед ними вопрос о банкротстве предприятия и т.п. В отношении работников предприятия администрация обладает дисциплинарной властью.

Специфично административно-правовое положение такой разновидности государственных предприятий, как казенные. Они могут быть образованы на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а потому являются федеральным казенным предприятием. Указом Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. было установлено, что казенные предприятия создаются на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Нарушение прав общественных объединений дает им возможность обращаться в суд или с административной жалобой на действия исполнительных органов (должностных лиц), являющихся нарушителями. Исполнительные органы и должностные лица причинившие ущерб общественным объединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Общественные объединения, нарушившие законодательстве РФ, несут за это ответственность. При нарушении, допущенном объединением, не зарегистрированном в органах юстиции, ответственность наступает для лиц, входящих в руководящие органы объединений.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена, в том числе и по инициативе исполнительных органов. Однако осуществляется оно на срок до шести месяцев только судом. В таком же порядке общественное объединение может быть ликвидировано, что означает запрет на его деятельность.

Государство, в том числе и его исполнительные органы, оказывает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав .

Таковы общие признаки, дающие возможность понять место и роль общественных объединений различного типа в сфере государственного управления .

Применительно к отдельным видам общественных объединений устанавливаются определенные особенности их статуса. Так, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 930) в целях представительства и защиты интересов и социально-трудовых прав их членов профсоюзы наделены правами по заключению коллективных договоров с администрацией предприятий и учреждений и по контролю за их выполнением. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране, имеют право на то, чтобы их мнение учитывалось при разработке органами исполнительной власти решений по социально-трудовым проблемам, а также на внесение своих предложений по этим вопросам, на участие в разработке, реализации и контроле за выполнением государственных мер, обеспечивающих занятость населения, на защиту прав граждан в сфере занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций и т.д. В области охраны труда профсоюзы вправе предъявлять требования о приостановлении работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении обнаруженных в ходе общественного контроля нарушений законодательства о труде, обращаться в органы исполнительной власти с требованиям о привлечении к ответственности виновных в подобных нарушениях должностных лиц.

Негосударственные предприятия и учреждения. В современный период такого рода формирования различного рода получили значительное распространение в результате широкого процесса приватизации многих объектов государственной собственности и развития частной собственности . Государство не участвует в управлении ими, но создает правовой режим их организации и деятельности, а также осуществляет контроль и надзор за их функционированием.

В основном такого рода предприятия осуществляют коммерческую деятельность. В силу этого правовой статус различных их разновидностей регулируется гражданским законодательством . Имеются в виду различные типы хозяйственных товариществ , акционерных обществ , производственных кооперативов и др. Все они являются юридическими лицами, а потому их государственная регистрация в органах юстиции обязательна.

Управление внутренними делами негосударственных предприятий и объединений - функция создаваемых ими органов (правлений, наблюдательных советов, дирекций и т.п.). Как правило, высшим органом управления является общее собрание членов (например, акционеров).

Наконец, несколько соображений по поводу статуса религиозных объединений. Они отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ). Соответственно по своим целям они не являются разновидностью общественных организаций. Их деятельность регламентирована специальным законодательным актом - Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Государство не вмешивается в их деятельность, но оказывает им поддержку, например, в виде регулирования предоставляемых им налоговых и других льгот. Религиозные объединения подлежат государственной регистрации в органах юстиции, представляя для этого установленную законодательством документацию. При отказе в регистрации объединение может обжаловать его в суд.

Ликвидация религиозных объединений или запрет на их деятельность возможны только по решению суда. Основанием для этого может служить их антиобщественная деятельность, например распространение убеждений, пропагандирующих религиозную ненависть и вражду, религиозное превосходство и т.д.

В РФ функции федеральной или местной власти реализуют преимущественно государственные и муниципальные учреждения. В качестве их основателей выступают разные органы или МО. Рассмотрим далее подробно государственные учреждения.

Общие сведения

Учреждением считается юрлицо, которое образовано собственником с целью реализации социально-культурных, административных либо других непредпринимательских функций. Оно финансируется создателями частично или полностью. Российские государственные учреждения управленческого типа представлены аппаратами законодательных органов, исполнительными институтами власти, комитетами, отделами, министерствами, подразделениями прокуратуры и проч.

Классификация

Государственные учреждения, как и предприятия, подразделяются на виды в зависимости от:

  1. Формы собственности.
  2. Масштаба и значения своей работы. В частности, существуют общефедеральные, региональные государственные органы, местные представительства и проч.
  3. Сферы и характера деятельности.

По последнему критерию выделяют:

  1. Государственные социальные учреждения. К ним относят школы-интернаты, заведения для престарелых, инвалидов и проч.
  2. Образовательные учреждения. Среди них школы, вузы, колледжи и проч.
  3. Научные учреждения. В эту категорию включены академии, НИИ и проч.
  4. Культурные заведения – театры, библиотеки, музеи.
  5. Учреждения здравоохранения – поликлиники, больницы и так далее.

Нормативная база

Государственные учреждения выступают в качестве субъектов административного права. Они участвуют в соответствующих отношениях с исполнительными и прочими институтами власти в процессе реализации своих функций. В нормах права, определяющих юридический статус учреждений, установлены:

  1. Общие правила их взаимодействия с другими органами власти.
  2. Порядок госрегистрации.
  3. Правила лицензирования, технического регулирования, нормирования, надзора и контроля при осуществлении госучреждениями определенной деятельности.
  4. Общий обязательный порядок ведения и предоставления статистической и бухгалтерской отчетности уполномоченным службам с целью налогообложения и обобщения экономической информации.

Юридический статус госучреждений обладает рядом особенностей. Ключевой из них считается то, что собственником выступает РФ. Государственные учреждения находятся под управлением должностных лиц, которые назначаются компетентными органами, имеющими властные полномочия. Порядок, в соответствии с которым осуществляется образование и ликвидация этих юрлиц, устанавливается в законодательстве.

Бюджетное предприятие

Некоммерческая организация такого типа формируется органами власти РФ. Она может осуществлять различные функции. Так, существуют культурные, административные, научно-технические бюджетные государственные учреждения. Их финансирование осуществляется за счет госсредств или регионального фонда. Например, государственные учреждения города получают деньги из бюджета субъекта РФ. Финансирование осуществляется в соответствии с доходно-расходной сметой. Поступление средств может происходить и из государственного внебюджетного фонда. Порядок их предоставления установлен в ст. 161 БК.

Государственное автономное учреждение

Оно выступает в качестве юрлица, обладающего юридической возможностью от своего имени приобретать и реализовывать неимущественные и имущественные права, исполнять обязанности, представлять свои интересы в суде в качестве ответчика или истца. Оно также может открывать счета в банковских (кредитных) организациях.

Ответственность

Автономное учреждение отвечает по собственным обязательствам своим имуществом, кроме недвижимых объектов и особо ценных движимых предметов. Эти материальные ценности могут закрепляться за предприятием собственником (учредителем) или приобретаться за счет выделенных средств. Владелец имущества не отвечает по обязательствам учреждения. Соответственно, само предприятие не несет ответственности по долгам собственника.

Деятельность

Самостоятельное госпредприятие, выступая как некоммерческая организация, функционирует в соответствии с целями и задачами, установленными в уставе, ФЗ. Деятельность осуществляется путем предоставления услуг или исполнения работ в конкретной сфере. Предприятие может получать доход от своей работы. Прибыль поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуется на достижение целей, для которых оно было сформировано. Собственник имущества не может претендовать на получение такого дохода и использовать закрепленное за юрлицом имущество.

Казенные предприятия

Работа этих учреждений регламентируется особыми правилами. Казенным учреждениям не разрешается принимать долевое участие в работе других госпредприятий, образовательных в том числе, приобретать облигации, акции и прочие ценные бумаги, а также получать по ним доходы (проценты, дивиденды). Они могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, если она соответствует целям, установленным в учредительной документации. Полученные доходы должны направляться в бюджет РФ. Казенные учреждения не могут участвовать (учреждать) в образовании других юрлиц.

Имущество

Материальные ценности закрепляются за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Предприятия пользуются, владеют таким имуществом в установленных законодательством пределах, согласно целям своего создания, а также назначения вверенных предметов, если другое не предусматривается нормами. Распоряжение материальными ценностями, их отчуждение и совершение иных сделок с ним осуществляется исключительно по согласию собственника. В случае реорганизации казенного учреждения кредиторы не могут требовать досрочного погашения обязательств, а также их прекращения и возмещения убытков, связанных с этим.

Устав

Он выступает как основной учредительный документ госпредприятия. В нем должны присутствовать следующие сведения:

  1. Наименование учреждения с указанием его типа (бюджетное, казенное).
  2. Данные о собственнике имущества.
  3. Полный перечень типов деятельности, которые будет осуществлять предприятие согласно целям, ради которых оно было образовано.
  4. Информация о структуре и компетенции административных органов учреждения, порядке их создания, продолжительности полномочий, правилах функционирования.

Заключение

Бюджетные, автономные и казенные учреждения должны обеспечивать доступность и открытость документов с учетом предписаний законодательства РФ о защите гостайны. Поскольку круг таких предприятий достаточно широк, их юридический статус определяется разными нормативными актами. В законодательстве отсутствуют единые требования к учредительной документации этих юрлиц. Некоторые предприятия работают в соответствии с уставом, другие действуют на основании положений, которые утверждаются собственником. Госучреждения, в отличие от прочих типов некоммерческих структур, не выступают как владельцы своего имущества.

Собственником всех материальных ценностей является субъект, создавший предприятие любого описанного выше типа. В связи с этим госучреждения наделяются ограниченными правами на материальные ценности, переданные им. В частности, они могут осуществлять оперативное управление имуществом. Такое право предполагает распоряжение, пользование, владение материальными ценностями только в тех пределах и по тем правилам, которые устанавливает законодательство для конкретного типа предприятия. При этом учитывается непосредственное назначение самого имущества, а также цели, в соответствии с которыми учреждение осуществляет свою деятельность.