Правовые средства и правовые режимы. Виды правовых режимов в юридической науке и российском законодательстве

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Понятие правового режима

правовой режим общественный регулирование

В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим -- это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.-- С. С. Алексеев

Правовой режим -- одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями -- А. В. Малько

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

Они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

Имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

Представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

Создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.

Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

По предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;

По их юридической природе - материальный и процессуальный;

По субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

По функциям права -- режим особого регулирования и особой охраны;

По формам выражения - законный и договорный;

По уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

По сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность механизма правового регулирования общественных отношений, его элементы и содержание. Правовые методы, способы, типы и режимы правового регулирования. Общие признаки реализации правовых стимулов и ограничений. Акты официального толкования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    курсовая работа , добавлен 06.09.2008

    Определение метода административно-правового регулирования. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Метод убеждения. Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Понятие правового регулирования, его механизмы, основные этапы и предъявляемые требования. Взаимодействие элементов правового регулирования общественных отношений с моралью, религией, обычаями. Регулирование органов федеральной службы безопасности.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Методы, способы и типы правового регулирования. Сравнительная характеристика юридической ответственности и иных мер государственного принуждения. Особенности и признаки правового государства. Понятие политического режима. Действие норм права по кругу лиц.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    курсовая работа , добавлен 17.09.2012

    Понятие правовго регулирования. Механизм правового регулирования. Применение права. Правовой режим. Механизм правового регулирования и его предмет. Типы и модели правового регулирования. Модели построения правового материала.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юрид. средств и со­здающий желаемое социальное состояние и конкретную степень бла­гоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются го­сударством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкрет­ные области общественных отношений, выделяя во временных и про­странственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определен­ным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы;

В зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные режимы;

В зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы;

В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства;

В зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

В зависимости от формы выражения - законный и договорный;

В зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

В зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).

108. Правовые стимулы и огранечения.Правовые поощоения и правовые льготы.

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей;

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отно­шений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

В зависимости от элемента структуры нормы права можно вы­делить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, за­конный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;

В зависимости от объема выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

В зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозакон­ного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или Лише­ние определенных ценностей) для осуществления собственных инте­ресов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественной потребности в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а зна­чит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запре­тов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

В зависимости от элемента структуры нормы права можно выде­лить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и подобные ограничения;

В зависимости от объема выделяют полные (ограничение дее­способности детей) и частичные (ограничение дееспособности несо­вершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) ограничения;

В зависимости от времени действия выделяют постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении) ограничения;

В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) ограничения."

Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения \ добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, реко­мендациями, льготами.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение поло­жения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интере­сы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи следующие признаки.

1) они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интере­сов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально за­щитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удов­летворения их интересов в более благоприятный режим.

2) правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентиру­ет конкретные вопросы общественной жизни.

3) правовые льготы выступают правомерными исключе­ниями, законными изъятиями, установленными компетентными орга­нами в нормативных актах в соответствии с демократическими про­цедурами правотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсаци­онную и стимулирующую.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находя­щихся в неравных условиях в силу биологических и социальных при­чин.

Наряду с компенсационной, льготы выполняют и стимулирующую функцию: должны побуждать к отдельным видам общественно-полез­ной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворе­ния собственных интересов лица. Это прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.

Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», ко­торая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты.

"

Правовой режим - это:

1) совокупность средств, мероприятий, норм, необходимых для достижения какой-либо цели;

2) специфический вид механизма правового регулирования, который выражается в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений.

Признаки:

Установлен законодательно;

Обеспечивается гос. принуждением;

Специфическим образом регламентирует конкр. области общественных отношений;

Создает конкр. степень благоприятствования/неблагоприятствования в процессе реализации права;

Состоит из совокупности юрид. средств и характеризуется их опред. сочетанием.

Примеры режимов: режимы земель в земельном праве, режимы отбывания наказания по УИП.

Режимы в международном праве: режим наибольшего благоприятствования, режим введения особых экономических зон. Пограничные режимы.

Персональные режимы: правовой режим иностранцев, правовой режим бывших президентов.

1) В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств:

а) стимулирующий;

б) ограничивающий;

2) В зависимости от времени действия:

а) общие временные;

б) специальные временные;

3) В зависимости от территории действия:

а) общетерриториальный;

б) специально территориальный;

4) В зависимости от отрасли права:

а) общеотраслевые;

б) специально отраслевые;

в) особо отраслевые;

г) межотраслевые;

5) В зависимости от предмета правового регулирования:

а) конституц.;

б) гражд. и т.д.;

6) В зависимости от содержания:

а) валютный;

б) таможенный и т.д.

7) В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается:

а) беженцев;

б) переселенцев и т.д.

Правовой режим в целом расширяется, правовое регулирование охватывает новые виды деят-ти, отношения людей (космическое право, режим Антарктики и др.).

Вопрос 46. Правовые средства: понятие, виды

Правовые средства - это юрид. инструменты, с помощью кт удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юрид. способы обеспечения интересов субъектов права, способы достижения поставленных целей;

2) выполняют роль основных элементов действия механизма правового регулирования и правовых режимов;

4) имеют юрид. силу и обеспечиваются гос. принуждением.

В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п..

Виды правовых средств.

1) В зависимости от характера:

Материально-правовые;

Процессуальные;

2) В зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся:

Нормативные;

Правоприменительные;

3) В зависимости от функциональной роли:

Регулятивные;

Охранительные.

4) По значению:

· основные, применяемые для осуществления своих прав или их защиты;

· вспомогательные, т.е. обслуживающие процессы осуществления субъектами их прав и обязанностей;

5) В зависимости от информационно-психологической направленности (т.е. чьим интересам отдается предпочтение):

Стимулирующие (поощрение, льготы, субъективные права и т. д.);

Ограничивающие (наказание, запреты, обязанности и т. д.).

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ: СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ

Юго-Западный

государственный

университет

Г.С. БЕЛЯЕВА

В статье рассматриваются отдельные вопросы состава и особенностей отраслевых правовых режимов. Анализируются особенности закрепления правовых режимов частных и публичных отраслей права в российском законодательстве. Определенное внимание уделено особенностям состава правовых режимов публичных отраслей права.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: отраслевой правовой режим, метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые принципы.

Отечественная юридическая доктрина, прошедшая через ряд дискуссий о системе права, пришла, в итоге, к выводу о том, что отрасли права - это «не просто зоны юридического регулирования, не искусственно скомпонованные совокупности норм, а реально существующие и юридически своеобразные подразделения в самом содержании права»1.

Соответственно, специфика каждого отдельного структурного подразделения (отрасли) права выражается в особом режиме правового регулирования через его основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы. Тем самым правовой режим олицетворяет тесное единство комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений. Отраслевые правовые режимы являются режимами наиболее высокого уровня, имеющими в праве императивное и направляющее значение.

В чем же заключаются особенности правовых режимов различных отраслей права?

Поскольку система российского права состоит из достаточно большого числа различных отраслей права, и характеристика их особенностей является предметом скорее отраслевых правовых наук, попробуем ответить на этот вопрос с позиции деления права на частное и публичное.

Надо сказать, что в отраслях публичного права буквальное указание на правовой режим встречается довольно часто. Например, режимам посвящен подраздел 2 Таможенного кодекса РФ, часть 2 Налогового кодекса РФ содержит раздел УШЛ «Специальные налоговые режимы», глава 18. Кодекса РФ об административных правонарушениях именуется «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации».

Таких примеров можно приводить много, однако они, как и собственно отсутствие в тексте нормативного акта словосочетания «правовой режим» или слова «режим», отнюдь не свидетельствуют о том, что данная юридическая конструкция не применима к другим отраслям права. Справедливо замечено С.С. Алексеевым, что из правовых режимов складываются все отрасли законодательства, это «основное комплексное составляющее звено правовой материи: из всех явлений правовой действительности он один снабжен всеми необходимыми элементами самостоятельного существования и эффективного функционирования»2.

По нашему мнению, с учетом сказанного выше, следует, что в публичных отраслях российского законодательства правовой режим выделяется просто «рельефнее», о нем как бы «сообщается» адресату. Это происходит потому, что в рамках правового регулирования в публично-правовой сфере «имеются в виду нормальные фиксированные режимы функционирования государственных и иных институтов, позволяющие успешно решать

1 См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. - С. 190.

2 Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. - С. 182

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 125

IШ " 2012. № 20 (139). Выпуск 22

стратегические и тактические задачи»3 (например, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, общественной безопасности и другие).

В частном же праве задачи правового режима ориентированы на частные ситуации, связаны со сравнительно узкой сферой регулирования (например, обеспечение трудовых прав конкретного гражданина или отдельного трудового коллектива в трудовом праве).

Отсюда вытекает повышенное внимание государства (в лице законодателя) к публичным отраслям права. В публичных отраслях права (в большей мере по отношению к частным) субъект права «оповещается» о том, что он попадает в сферу действия правового режима и должен действовать в определенных рамках, как правило, точно следуя установленным предписаниям.

Отдельные авторы по этому поводу отмечают, что четкая детальная регламентация всех элементов правового режима в нормативно-правовом акте помогает придать ему устойчивость, восприимчивость со стороны адресата, высокую эффективность, обеспечить бесперебойную работу механизма правового регулирования. Отсутствие основных структурных элементов правового режима превращает его в недостроенную, нерабочую конструкцию4.

Заметим, что в силу ограниченности объема настоящей работы и невозможности рассмотрения всех проблемных аспектов рассматриваемой темы остановимся подробнее на особенностях состава правовых режимов публичных отраслей права.

Концепция отраслевого правового режима, устоявшаяся в общей теории права5, раскрывает особенности данной категории через ее основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы. Рассмотрим их характеристику подробнее.

Метод правового регулирования публичных отраслей права является императивным6 (методом власти и подчинения7, субординационным8, методом централизованного регулирования9).

Следует сказать, что в теории права имеются попытки отдельных ученых более подробно охарактеризовать публично-правовой метод, проанализируем их точки зрения.

Так, Н.М. Вагина считает, что метод публичного права - это обусловленная предметом правового регулирования и волей законодателя система правовых средств, установленных централизованно в процессе официального правотворчества, среди которых основными являются средства-требования (обязывания и запреты) и средства-ограничения, применяемые вне зависимости от участников регулируемого общественного отношения10. С нашей точки зрения, при использовании данного подхода, как представляется, имеется определенная опасность сведения метода публичного права к механизму публично-правового регулирования, поскольку, как известно, метод к правовым средствам не сводится, а должен на них основываться. В то же время нельзя не отметить внимание автора к способам установления соответствующих правовых предписаний, что ценно для характеристики механизма публично-правового регулирования - самостоятельной составляющей публично-правового режима.

3 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. - С.251.

4 См., напр.: Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве / / Журнал российского права. 2001. № 9. - С. 22.

5 См., напр.: Алексеев С.С. Общая тория права в 2 томах. Т. 2. М., 1981., Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект). Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. Дис. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005.

6 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. - С. 46.

7 См.: Иоффе О.С. О гражданско-правовом и административно-правовом методах регулирования хозяйственной деятельности // Правоведение. 1959. № 3. - С. 53.

8 См.: Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1974- - С. 118.

9 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 332; Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. - С. 156.

10 См.: Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара, 2004.

К.М. Маштаков определяет публично-правовой метод в качестве основанного на позитивных обязываниях и запретах как первичных приемах правового воздействия способ регулирования общественных отношений, который характеризуется императивностью, наделением одного из субъектов специальными полномочиями - компетенцией и обеспечивает построение отношений по схеме «власть - подчинение»11. С данной характеристикой следует согласиться, поскольку учитываются особенности методов правового регулирования подавляющего числа отраслей публичного права.

В свою очередь, Ю.А. Тихомиров так раскрывает сущностные моменты метода публичного права. По его мнению, это: а) властеотношения формируются по принципу «команда-исполнение»; б) субъекты публичного права строго связаны законом и пределами предоставленных законом полномочий; в) правовое регулирование основано на позитивном обязывании общенормативной ориентации (например, когда утверждается положение об органах власти, устанавливаются их цели, задачи, функции, полномочия) или в форме конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие, либо на запрещении каких-либо действий; г) обеспечивается сочетание убеждения и принуждения12. Такой подход к определению метода публичного права разделяется и нами, поскольку он позволяет определить его сущность.

Таким образом, для метода правового регулирования публичных отраслей права характерны: а) императивность (неукоснительное соблюдение субъектами предписаний правовых норм), которая основана на позитивных обязываниях и запретах; б) наделение одного из субъектов полномочиями в рамках своей компетенции; в) и, как следствие неравенство субъектов, построение отношений по схеме «власть - подчинение» (или «команда - исполнение»).

Далее отметим, что механизм правового регулирования (юридический инструментарий) публичных отраслей права основывается на позитивных обязываниях: вначале возникает обязывающая правовая норма, затем относительное правоотношение и реализация юридических обязанностей, сводимая, по существу, к праву требования исполнения обязанностей. По верному замечанию С.С. Алексеева, в этом комплексе правовых средств энергетическую силу механизму юридического регулирования задает не столько собственная сила права, сколько государственная власть13.

Надо сказать, что в науке высказано мнение, что публичному праву не присущ специфический механизм правового регулирования, поскольку сам механизм воздействия на общественные отношения - явление общее для всего права в целом, безотносительно к природе его структурных элементов14. Не вступая в научную дискуссию, тем не менее, считаем необходимым высказать свою позицию по данному вопросу. Нас, прежде всего, механизм публично-правового регулирования интересует как составляющая соответствующих правовых режимов, их содержания. Правовой режим есть специфический механизм правового регулирования, направленный на конкретные виды объектов (субъектов), в рамках которого последние действуют. Он включает в себя несколько правовых блоков, каждый из которых реализуется через механизм правового регулирования. Скажем так: правовой режим - это проекция механизма правового регулирования на конкретную социальную ситуацию. Механизм правового регулирования в публичных отраслях права снабжает правовые режимы специфическим набором правовых средств, часто невостребованным частноправовыми отраслями. В связи с этим можно допустить действие специальных механизмов реализации прав и обязанностей в публичных отраслях права, тем более что специфичность публично-правовых средств учеными не оспаривается.

Продолжая, обратимся к правовым принципам публичных отраслей права как основополагающим началам, определяющим направления правового регулирования15, ко-

11 См.: Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. - С. 191.

12 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995- - С. 49-5°-

13 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. - С. 332.

14 См., напр.: Болгова В.В. Основы публичного права. Самара, 2009. - С. 234.

15 В философии принцип определяется как первоначало, руководящая идея, основное правило поведения, в логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляю-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

торые также находятся в прямой зависимости от метода правового регулирования, особенности которого нами уже выделены.

Здесь заметим, что относительно системы принципов публичных отраслей права мы придерживаемся традиционного деления их на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие, соответственно, характерны для всех отраслей права, как публичного, так и частного. Например, принципы справедливости, законности, гуманизма, равноправия граждан.

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на несколько отраслей публичного права. К межотраслевым принципам публичного права относятся почти все межотраслевые процессуальные принципы: принцип осуществления правосудия только судом, принцип назначаемости судей, принцип независимости судей, принцип гласности, принцип состязательности, принцип процессуального равноправия, принцип публичности и другие, а также ряд материальных принципов, таких как принцип презумпции невиновности, принцип обеспечения эффективной социальной защиты населения и некоторые другие16.

И, наконец, отраслевые принципы, свойственные отдельным отраслям публичного права. Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей и другие.

Таким образом, правовые режимы в публичном праве имеют следующие особенности: детально закрепляются в нормативно-правовых актах; носят императивных характер; основаны на позитивных обязываниях и запретах; отношения между субъектами правовых режимов построены по схеме «власть - подчинение»; используют в своем арсенале специфический набор правовых средств в рамках централизованного правового регулирования; основаны на действии специальной системы публично-правовых принципов.

В заключение следует подчеркнуть, что правовые режимы присущи все отраслям права, более того, специфика последних выражается в особом режиме правового регулирования через его основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые принципы. Тем самым осуществляется тесная взаимосвязь комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений, обусловливающая необходимую степень эффективности правового регулирования.

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989.

2. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975.

3. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2001.

4. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 19-25.

5. Алексеев С.С. Общая тория права в 2 томах. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1981.,

6. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001;

7. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2005.

8. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.

9. Иоффе О.С. О гражданско-правовом и административно-правовом методах регулирования хозяйственной деятельности // Правоведение. 1959. № 3. С. 48-62.

10. Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974.

щей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

16 См. подробнее: Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. дис. канд.....юрид. наук. - Казань, 2003.

Список литературы

11. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.

12. Поляков А.В. Общая теория права. СПб.: Издательский дом С. -Петерб. гос. ун-та, 2004.

13. Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2004.

14. Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

15. Болгова В.В. Основы публичного права. Самара: Самарское отд-ние литфонда, 2009.

BRANH LEGAL REGIMES: THE COMPOSITION AND PECULIARITIES

South-West State University

The article describes the structure and peculiarities of branch legal regimes. The author analyses the peculiarities of the stipulation of legal regimes of private and public branches of law in the Russian legislation. Particular attention is paid to the peculiarities of the composition of the legal regimes of the public branches of law.

e-mail: [email protected]

Key words: branch legal regime, method of legal regulation, mechanism of legal regulation, legal principles.

качественно-специфическая, целостная система средств, приемов, методов правового регулирования общественных отношений. Р.п. («метод регулирования») во многом ориентирован на способы правового регулирования – дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правовой режим

это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Основные признаки правовых режимов:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов:

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

В зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные;

В зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;

В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, граждан и т.д.;

В зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

В зависимости от формы выражения - законный и договорный;

В зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

В зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные.

Отличное определение

Неполное определение ↓