Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций. Общие вопросы организации первоочередного жизнеобеспечения населения Мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения

к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости; приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайных ситуаций.


  • - совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны ЧС на различных видах транспорта, предназначенных...
  • - планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам ГО и ЧС комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС, состоящее из органов...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости...
  • - см. Санитарно-противоэпидемические мероприятия в зоне чрезвычайных ситуаций...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс мероприятий, проводимых в целях сбора данных об инженерной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для принятия решения на организацию инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайной...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - совокупность органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "...: деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...: функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

Уральский региональный центр МЧС России

по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий

Екатеринбург - 2009

К населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследст-
вие этих действий (далее по тексту - пострадавшее население), относится на-
селение, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении бое-
вых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов пораже-
ния. В число пострадавшего населения следует включать раненых, травмиро-
ванных, перенесших или переносящих различные заболевания (включая нер-
вно-психологического характера), а также людей, лишившихся необходимых
средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное обеспечение пострадавшего населения включает снабже-
ние его жизненно важными материальными средствами, коммунально-быто-
выми услугами, предметами первой необходимости, оказание медицинской
помощи и информационно-психологической поддержки. Главной целью про-
ведения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего
населения.

В целом первоочередное обеспечение пострадавшего населения достигает-
ся:

планированием и организацией мероприятий по основным видам жиз-
необеспечения населения заблаговременно с учетом степени опасностей, ха-
рактерных для каждого региона (территории);

созданием и содержанием на федеральном, территориальном, местном
уровнях ведения гражданской обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;

организацией и проведением нормированного снабжения населения
продуктами питания в военное время;

срочным восстановлением функционирования необходимых коммуна-
льных служб;

организацией оказания населению всех видов медицинской помощи;

проведением комплекса мероприятий по санитарно-гигиеническому
обеспечению населения;

срочным захоронением трупов;

восстановлением и поддержанием порядка в пострадавших регионах,
организацией информационно-психологической поддержки населения.

Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения воз-
лагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
давшего населения осуществляется силами и средствами организаций, учреж-
дений и предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности ко-
торых входит решение данных вопросов согласно планам гражданской оборо-
ны и защиты населения, и осуществляющих свою деятельность на территории
субъектов Российской Федерации.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения
пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономиче-
ских возможностей, природных характеристик, особенностей территории и
степени опасности для населения, которая может возникнуть в результате раз-
вязывания военных действий и их последствий.

Реализация мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
давшего населения осуществляется по планам обеспечения, разрабатываемым
по каждому виду обеспечения.

Медицинское обеспечение

Медицинское обеспечение пострадавшего населения осуществляется в сле-
дующем порядке:

организуется своевременное оказание медицинской помощи и лечение
пострадавших;

проводятся противоэпидемические мероприятия по недопущению воз-
действия и распространения инфекционных заболеваний;

усиливается санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лаборатор-
ный контроль за зараженностью продовольствия и воды, организуется сани-
тарно-гигиенический контроль за внешней средой, водоисточниками, пита-
нием;

проводятся санитарно-просветительная работа среди населения, а также
комплекс медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воз-
действия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения)
территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели жи-
вотных;

проводятся лечебно-эвакуационные мероприятия;

уточняется необходимое количество медицинского персонала с учетом
его специализации;

определяются потребности в дополнительном развертывании лечебной
базы с учетом возможностей использования административных и других зда-
ний под лечебные учреждения, армейских и флотских госпиталей; органи-
зуется бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских
учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается силами участников
аварийно-спасательных и других неотложных работ на месте ведения этих ра-
бот, а также незамедлительно в порядке само- взаимопомощи самим населе-
нием.

Доврачебная и первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к
эвакуации в лечебные учреждения больничной базы производится силами и
средствами (формированиями и учреждениями) Всероссийской службы меди-
цины катастроф, а также медицинскими подразделениями воинских частей
гражданской обороны. Для эвакуации пораженных выделяются необходимые
санитарно-транспортные формирования, а также приспособленные транспор-
тные средства объектов и транспортных организаций.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуще-
ствляется в стационарных лечебных учреждениях, потребности в медицин-
ском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части
и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицин-
ского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) опре-
деляется соответствующими нормами с учетом данных о прогнозируемой
структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимо-
сти от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потреб-
ность в медицинском имуществе определяется по прогнозируемой численно-
сти и структуре санитарных потерь и соответствующим нормам обеспечения.
Особое внимание уделяется обеспечению в полной мере потребностей меди-
цинских сил на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим,
получившим физические травмы, антибиотиками, противошоковыми препа-
ратами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравле-
ния - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность,
обезболивающими средствами, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специализирован-
ном медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется соот-
ветствующими нормами с учетом психологического состояния населения в
условиях военного времени.

Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми
средствами и материалами для контроля качества воды, продуктов питания,
средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиче-
ских мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий, вызванных
военными действиями или вследствие этих действий.

Предоставление жилья

В целях обеспечения пострадавшего населения жильем:

определяется численность населения, лишившегося жилья (потерявше-
го жилую площадь);

проводится инвентаризация сохранившегося и оценка состояния по-
врежденного жилого фонда с целью определения возможности его использо-
вания для размещения пострадавшего населения;

для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации ис-
пользуются здания и сооружения лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха
(санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские
оздоровительные учреждения), а также развертываются при необходимости
временные жилища (передвижные и сборные дома, палатки, юрты, землянки
и т.д.). Часть пострадавшего населения подселяется на площади сохранивше
гося жилого фонда.

В случае нехватки временного жилья определяется дополнительная его по-
требность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация
приема и распределения жилья для пострадавшего населения.

В случае радиоактивного, химического или биологического заражения (за-
грязнения) территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззаражива-
нию до допустимых норм, а затем изучаются возможности и определяется по-
рядок обеспечения пострадавшего населения жильем.

Обеспечение продуктами питания и водой

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматри-
вает проведение следующих мероприятий:

определение состояния сохранившихся мощностей по производству
продуктов питания;

оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольст-
вия;

организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;

поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших рай-
онов и других регионов;

создание временных баз и складов для хранения продуктов и разверты-
вание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопека-
рен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по
спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организация-
ми) общепита;

организация взаимодействия с органами военного управления по испо-
льзованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием
пострадавшего населения;

подготовка сети общественного питания к функционированию в усло-
виях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля ка-
чества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического
заражения (загрязнения);

принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (заражен-
ных) продуктов питания и пищевого сырья.

При оценке потребностей в продуктах питания для пострадавшего населе-
ния необходимо учитывать, что в первые 2-3 суток после начала военных
действий наиболее вероятна организация питания с использованием сухих
пайков, консервов, копченых колбас и т.п., не требующих тепловой обработ-
ки.

При определении объемов продуктов питания, необходимых пострадавше-
му населению, следует исходить из организации двухразового горячего пита-
ния в сутки и одного раза в сутки - консервированными или сборными пай-
ками.

Потребности пострадавшего населения в воде рассчитываются, исходя из
минимальной нормы 8-10 литров в сутки на одного человека.

В целях обеспечения пострадавшего населения водой коммунально-техни-
ческие службы определяют:

состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановле-
ния;

наличие стационарных и передвижных лабораторий анализа качества
воды и готовность их к работе;

места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунк-
тов обогрева и технических нужд;

состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских сква-
жин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных
скважин;

возможности внешнего водоснабжения и доставки воды емкостями на
передвижных средствах;

потребность в опреснителях, очистных установках, препаратах для обез-
зараживания воды.

Обеспечение предметами первой необходимости

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости

лантерейно-парфюмерными изделиями и прочими непродовольственными
товарами) включает:

определение потребного количества и ассортимента предметов первой
необходимости;


ных резервов;

определение места и порядка выдачи, организацию подвижных пунктов
и отделений служб снабжения;

выяснение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспреде-
ления собственных возможностей региона (района) с использованием воз-
можностей других регионов, войск и флотов;

определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов
первой необходимости, отправку соответствующих запросов;

создание специальных органов для получения, учета и распределения
предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также
из иностранных источников.

В случае радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения
(заражения) организуется проведение систематического контроля заражения
(загрязнения) предметов первой необходимости, хранящихся на складах и
предназначенных к выдаче населению; создаются резервы приборов, реакти-
вов и средств специальной обработки для контроля и обеззараживания пред-
метов первой необходимости; организуется захоронение установленным по-
рядком предметов первой необходимости, непригодных (по показаниям объ-
ектового контроля) для дальнейшего использования.

Восстановление функционирования коммунальных служб

Коммунально-технические службы обеспечивают:

работу систем водоснабжения и водозаборов;

сохранение запасов подземных водоисточников;

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов,
реактивов и консервантов;

подготовку резерва мобильных средств для очистки, опреснения и
транспортировки воды;

создание, а в случае необходимости, и использование запасов быстро
развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

организацию доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределе-
ние ее среди населения, в том числе для эвакуируемого (отселяемого);

создание резерва мобильных энергоисточников для системы водоснаб-
жения и автономных водозаборных сооружений.

В случае радиоактивного, химического, биологического заражения (загряз-
нения) территорий проводятся мероприятия по надежной защите от поражаю-
щих факторов систем водоснабжения и автономных водозаборов, перевод си-
стем водоснабжения на особый режим работы, обеспечение оперативного
контроля зараженности воды и экстренного доведения информации до насе-
ления о ее непригодности к использованию.

Из других видов коммунально-бытовых услуг (кроме обеспечения жильем
и водой) пострадавшее население обеспечивается необходимыми топли-
во-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия), ба-
нями, душевыми, прачечными, туалетами и др.

При дефиците сохранившихся теплоэнергоносителей, объектов коммуна-
льного хозяйства используются нестандартные, простейшие средства обогре-
ва, энергоснабжения, коммунального обслуживания (передвижные малогаба-
ритные котельные, дизель- и бензоэлектростанции, теплоэнергоносители ло-
комотивов, судов пассажирского, торгового и рыболовного флотов, военных
кораблей, аккумуляторы, печи «буржуйки», передвижные душевые, прачеч-
ные и т.д.).

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости
(одеждой, обувью, одеялами, тканями, посудо-хозяйственными товарами, га-
лантерейно-парфюмерными изделиями, прочими непродовольственными то-
варами) предусматривает:

организацию сбора, сортировки и подготовки к использованию предме-
тов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

установление возможности обеспечения пострадавших за счет собствен-
ных резервов;

определение мест и порядка выдачи, организацию снабжения через по-
движные пункты и отделения служб снабжения;

определение объема, сроков и путей поставки предметов первой необхо-
димости для погашения имеющегося дефицита, организацию их получения,
учета и распределения.

Оказание информационно-психологической поддержки

В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:

организуется оперативное информирование населения с использовани-
ем автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информа-
ции о сложившейся обстановке и порядке действий;

проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения
нужд, запросов и доведения оперативной информации;

для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и до-
мыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопас-
ности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходи-
мости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о
порядке обеспечения коммунальными услугами;

устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению
продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных
услуг;

создаются справочно-информационные службы для информирования
людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадав-
ших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;

организуются через соответствующие службы речевые сообщения для
проведения психологического воздействия в целях снижения стрессового со-
стояния у населения.

Приложения: № 1- План первоочередного обеспечения сельского поселения;

№2-Ведомственные строительные нормы ВСН ВК4-90
"Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях" (утв. Госстроем РСФСР).

Приложение №1

УТВЕРЖДАЮ

глава администрации

Сельского (городского) поселения ____________ района

« »__________г.

ПЛАН

первоочередного жизнеобеспечения сельского
поселения

РАЗДЕЛ I

Инфраструктура с указанием промышленных объектов

повышенной опасности и возможные стихийные бедствия на его территории

Сельское поселение расположено в юго-западной части __________ субъекта РФ.

Сельское поселение является одним из аграрно-промышленных поселений

субъекта РФ с населением ____ тыс. человек, проживающих на

территории ____ тыс. км.

Административно сельское поселение делится на____ (п.Торфяновка и т.д.). В районе имеется ____крупных железнодорожных узлов, ___ крупных морских порта, ___аэропорта, ___нефтебазы, ___газохранилища, __крупных водохранилища, ___гидротехнических сооружений.

В сельском поселении имеется железная дорога. Эксплуатационная длина

железных дорог___км. Грузооборот составляет около___млрд.тонно-километров в год.

Наиболее опасные участки железных дорог:

Горячий Ключ - Туапсе (виадуки, мосты, оползни);
Протяженность дорог тыс. км, в том числе с твердым покрытием ___ тыс. км. Протяженность дорог общегосударственного значения составляет__км, республиканского__ км.

Опасные участки магистралей:

территориальная дорога Майкоп - Туапсе (район г. Туапсе - 200 - 210
километр) - оползневый участок;

На территории сельского поселения имеется ____нефтепроводов общей производительностью до млн. тонн в год и газопродуктопроводов производительностью_________млн. м 3 .

В сельском поселении имеется множество объектов повышенной
опасности, наличие которых обусловливает возможность возникновения аварий и
катастроф техногенного характера, сельское поселение подтверждено стихийным
бедствиям, особенно в _________.

Объекты повышенной опасности, расположенные на территории района

а) Химически опасные объекты.

На территории сельского поселения имеется _... химически опасных

объекта, в т.ч.

Первой степени опасности ______:

Второй степени опасности ______ :

Остальные объекты 3 и 4 степени опасности.

Площадь химического заражения от АХОВ может составить __________

кв.км (__% территории района) с населением _____ тыс человек (%).

Потери могут составить ____ тыс.человек (%), в т.ч. санитарные

тыс.человек (%). В зоне заражения с поражающей концентрацией

АХОВ могут оказаться территории ___ населенных пунктов района.

б) Взрыво -пожароопасные объекты:

Тыс. т. ГСМ,

Тыс.т. ГСМ,

Млрд.м 3 сжиженного газа,

С запасом газа ______млрд. м 3 ,

Площадь возможных пожаров на пожаро-взрывоопасных объектах может

Составить ______ кв.км.

в) другие объекты:

Социальная роль деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера особенно наглядно проявляется в процессе жизнеобеспечения и социальной защиты пострадавшего населения.

В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения в зоне чрезвычайной ситуации нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Жизнеобеспечение населения по своему месту в комплексе мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится, в основном, к мероприятиям по ликвидации возникших последствий этих ситуаций. По своей сути жизнеобеспечение, как элемент социальной защиты, обеспечивает защищенность людей от нехватки воды и продовольствия, неблагоприятных условий обитания и болезней.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС всех уровней. Целью жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для обеспечения его жизнедеятельности.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов. В общем случае можно говорить о типовых мероприятиях различных видов жизнеобеспечения, характерных для большинства чрезвычайных ситуаций.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:

  • - определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
  • - уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
  • - оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
  • - организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания и хлебопечения, лечебным учреждениям;
  • - использование простейших способов добычи и очистки воды, в том числе и самим населением;
  • - введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
  • - защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
  • - подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
  • - организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

В условиях чрезвычайных ситуаций при нарушенном водоснабжении часто приходится оборудовать и использовать в удобных местах пункты раздачи питьевой воды. Пункты раздачи с наливного транспорта для удобства населения в большинстве случаев также организуются в одних и тех же постоянных местах.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:

  • - оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и участников работ;
  • - централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе полученного в виде гуманитарной помощи;
  • - определение состояния мощностей и реальных возможностей по производству непосредственно в пострадавших от чрезвычайных ситуаций районах продовольствия (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);
  • - оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;
  • - оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;
  • - определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание при необходимости их работы;
  • - организацию контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживания продовольствия и пищевого сырья;
  • - осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания отдельное внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • - определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани и др.);
  • - сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
  • - определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших предметами первой необходимости за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;
  • - выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;
  • - подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;
  • - организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;
  • - захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, не пригодных для дальнейшего использования по результатам радиационного, химического или иного контроля;
  • - определение мест выдачи и осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения , лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:

  • - определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также в местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;
  • - проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;
  • - направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;
  • - развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;
  • - организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем пострадавших, безвозвратно потерявших его при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных. Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. В частности, оно предусматривает:

  • - определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;
  • - накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;
  • - определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:

  • - уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло-, энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;
  • - использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;
  • - установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизельных электростанций, аккумуляторов и т.п.), снабжение ими населения;
  • - определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;
  • - обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;
  • - проведение при необходимости обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного загрязнения и химического заражения;
  • - выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;
  • - организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам всех видов обеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам жизнеобеспечения устанавливаются научно обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же условий пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. Для населения районов Севера энергетическая потребность пострадавшего населения увеличивается еще на 10-15%. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия в большинстве случаев представится возможность использовать для питания только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации - специального питания.

В последующем при определении объемов поставки (производства) необходимой пострадавшему населению пищи следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах (особенно в холодное время), при загрязнении радиоактивными веществами и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются при условии дефицита жилья в населенных пунктах по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом России для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, а также имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Обычно предусматривается, что прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формирования, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Если субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, не в состоянии за счет собственных ресурсов организовать жизнеобеспечение, то главы соответствующих администраций должны обращаться за помощью в вышестоящие органы управления РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы. При этом ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону бедствия не только в виде чрезвычайных поставок, но и в виде гуманитарной помощи.

Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует заблаговременной подготовки, четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

Планы организации жизнеобеспечения населения какой-либо территории разрабатываются с учетом всех возможных на ней чрезвычайных ситуаций. Планируя мероприятия по жизнеобеспечению населения, учитывают специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения.

Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения. В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, их силы и ресурсы.

В настоящее время планируется создание и применение специальных мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения, оснащаемых мобильными комплексами жизнеобеспечения, разработанными МЧС России. Мобильный комплекс жизнеобеспечения построен по модульному принципу и имеет высокие технические характеристики, позволяющие использовать его в условиях ликвидации практически любой чрезвычайной ситуации мирного и военного времени (схема 10.1). При численности обслуживающего персонала около 100 человек обеспечивается обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования 3 суток, а при периодическом пополнении запасов - до 30 суток. Комплекс может транспортироваться любым видом транспорта и постоянно содержаться в четырехчасовой готовности к выдвижению. Температурные условия эксплуатации практически не ограничены (от минус 40 °С до плюс 40 °С), средний ресурс составляет около 5000 часов в течение 15 лет эксплуатации.

В качестве дополнительного источника ресурсов для жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях может выступать внутренняя и международная гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь представляет собой комплекс услуг и материальных ресурсов, представляемых безвозмездно в благотворительном порядке населению, терпящему бедствие.

Право получать или предлагать гуманитарную помощь - одно из важнейших гуманитарных прав, которое принадлежит всем людям. Гуманитарная помощь оказывается добровольно, без стремления к какой-либо экономической, политической или иной выгоде, руководствуясь желанием помочь людям в бедствии.

Цель гуманитарной помощи - обеспечить выживание наибольшего количества населения в зоне чрезвычайной ситуации, содействовать восстановлению экономической самостоятельности разных групп населения, возобновить функционирование местных систем жизнеобеспечения, возродить экономическую деятельность территории.

Мобильный комплекс жизнеобеспечения

Характеристики комплекса

1. Численность обслуживаемого населения

1000 человек

2. Численность обслуживающего персонала

100 человек

3. Продолжительность автономного функционирования

4. Продолжительность функционирования с периодическим пополнением запасов

До 30 суток

5. Время готовности к выдвижению в район ЧС

6. Максимальное время выдвижения в район ЧС

- ≤ 15 часов

7. Время развертывания

- ≤ 5 часов

8. Температурные условия эксплуатации

40 °С + + 40 °С

9. Средний ресурс до списания

- ≥ 5000 часов

10. Срок службы

11. Транспортабельность

Авто, ж/д и воздушный транспорт

В зависимости от численности обслуживаемого контингента конфигурация отдельных моделей комплекса может изменяться (уменьшаться или увеличиваться количество разборных домиков, палаток, отдельных видов оборудования и т.п.).

Источниками гуманитарной помощи, ее субъектами, могут быть мировое сообщество, международные гуманитарные организации, союзы государств, иностранные государства, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, частные лица. Субъекты гуманитарной помощи часто называют донорами.

Объектами помощи являются бедствующее население, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, системы (службы), организующие его жизнеобеспечение.

Следует отметить, что Россия не только нередко получает международную гуманитарную помощь, но и сама оказывает помощь бедствующему населению других государств. Причем эта деятельность занимает существенное место в международном сотрудничестве МЧС России и РСЧС в целом. При получении и оказании международной гуманитарной помощи МИД России и МЧС России взаимодействуют с различными международными организациями - Департаментом ООН по гуманитарным вопросам, с Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев. Международным Комитетом Красного Креста, Всемирной организацией здравоохранения, Департаментом по чрезвычайному гражданскому планированию НАТО, Всемирной продовольственной программой, Детским фондом ООН и другими.

Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах - гуманности, беспристрастности, нейтралитете.

Гуманность . Все люди имеют право на реализацию и защиту своих прав, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека. При чрезвычайных ситуациях должны гарантироваться достоинство и права всех лиц, - и тех, кто пострадал от бедствия, и тех, кто участвуете предоставлении помощи. Необходимо всемерно уменьшать и предотвращать людские страдания во имя охраны жизни и здоровья людей и уважения их достоинства. Соблюдение принципа гуманности является обязанностью каждого участника операций по оказанию гуманитарной помощи.

Беспристрастность . Гуманитарная помощь, оказываемая с целью уменьшения страдания людей, не признает никаких различий по признаку национальной принадлежности, расы, религиозных убеждений, пола, классовой принадлежности или политических взглядов. Предложение, доставка или распределение помощи не должны ставиться в зависимость от признания или исповедования каких бы то ни было религиозных или других убеждений получателями помощи. Помощь обусловлена исключительно потребностями бедствующих людей с предоставлением приоритета тем, чье положение является особенно тяжелым.

Нейтралитет . При оказании гуманитарной помощи подразделения иностранных вооруженных сил и сил гражданской обороны работники гуманитарных организаций государств, оказывающих и принимающих гуманитарную помощь, не должны участвовать ни в каких спорах политического, расового, религиозного или идеологического характера, а своими действиями, высказываниями или отношением не нарушать беспристрастность и нейтралитет оказываемой гуманитарной помощи.

Эти принципы воплощаются в жизнь на основе уважения прав человека и духа партнерства между субъектами и объектами гуманитарной помощи.

Порядок организации внутренней и международной гуманитарной помощи может существенно отличаться. Ее организационные формы значительно зависят также от характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, конкретных нужд населения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации, отношений между субъектами и объектами помощи и многих других факторов. Однако существует ряд направлений работ, которые характерны для большинства случаев оказания гуманитарной помощи.

При организации и осуществлении внутренней и международной гуманитарной помощи:

  • - выявляются потребности в ресурсах гуманитарной помощи, оценивается состав возможных субъектов помощи (доноров);
  • - информируются возможные субъекты помощи (доноры) о конкретных потребностях пострадавшего населения, желательном составе ресурсов помощи, их объемах и времени подачи;
  • - оцениваются возможности субъектов помощи, принимаются решения об участии в помощи и ее формах, мобилизуются необходимые ресурсы, формируется гуманитарная помощь;
  • - согласуются вопросы доставки помощи и организуется ее доставка в зону чрезвычайной ситуации или в промежуточные пункты ее сосредоточения;
  • - организуются гуманитарные поставки и услуги пострадавшему населению, раздача ему (доведение до него) предметов помощи чаще всего путем создания пунктов раздачи;
  • - осуществляется согласованное использование ресурсов гуманитарной помощи в интересах жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации;
  • - обеспечивается беспрепятственный доступ представителей гуманитарных организаций и других доноров к пострадавшему населению, в соответствии с нормами международного гуманитарного права;
  • - осуществляется контроль за использованием ресурсов гуманитарной помощи по назначению, полноте и своевременности ее доведения до пострадавшего населения;
  • - организуется тесное взаимодействие в течение всего срока оказания гуманитарной помощи между органами управления, ведущими ликвидацию чрезвычайной ситуации, и органами исполнительной власти на пострадавшей территории с представителями субъектов гуманитарной помощи, в том числе международных гуманитарных организаций, ведется непрерывная взаимная координация их деятельности.

При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, вооруженных, межнациональных, религиозных и других социальных конфликтах гуманитарная помощь может оказываться путем проведения гуманитарных операций, под которыми подразумевается совокупность согласованных, целенаправленных действий гуманитарных организаций или других структур, направленных на конкретные цели ликвидации того или иного гуманитарного неблагополучия, в том числе на противодействие бедствиям, ликвидацию комплекса или части гуманитарных последствий чрезвычайных ситуаций того или иного характера, обеспечение выживания пострадавших людей, оказание им различных видов помощи.

Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями жизнеобеспечения пострадавшего населения. Чаще всего оно включает обеспечение продуктами питания, в том числе предназначенными для детей, предметами первой необходимости, развертываемыми временными жилищами (палатками), энерго- источниками и др. Международная гуманитарная помощь может оказываться в виде действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных аварийно-спасательных и медицинских формирований, осуществления мер по защите от насилия и запугивания при социальных конфликтах, усилий по психологической реабилитации населения.

Международная и отчасти внутренняя гуманитарная деятельность при чрезвычайных ситуациях выступает в современных условиях как новая эффективная ступень международного сотрудничества и взаимопомощи всех структур российского общества и государства. Она становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит ценность человеческой личности вне зависимости от места и условий ее обитания.

В заключение следует констатировать, что жизнеобеспечение населения при чрезвычайных ситуациях является одной из самых важных мер обеспечения безопасности жизнедеятельности в этих условиях.

Виды первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения при чрезвычайной ситуации следующие: информационное обеспечение-передача информации о чрезвычайной ситуации по радио и телевидению не менее 4 раз в сутки, в газетах - в каждом номере; медицинская помощь - три врача и девять медсестер на 100 пораженных; обеспечение водой (на хозяйственно-питьевые нужды - не менее 10 литров на 1 чел. в сутки, для находящихся в медицинских учреждениях –50 литров на 1 чел. в сутки; обеспечение хлебом-390г/чел/сут., крупой –55 г/чел/сут.;мясом-60 г/чел/сут., жиром-27 г/чел./сут., молоком-250г/чел./сут., картофелем 260г/чел./сут., сахаром-36г/чел./сут., рыбопродуктами-15г/чел./сут., солью-20г/чел./сут.,чаем-1г/чел./сут., обеспечение жильем-2,5м/чел.

Задачи первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения решаются в первую очередь начальниками гражданской обороны соответствующих учреждений и территорий.

4. Защита дома и квартиры. Современное состояние с квартирными кражами. Что делать, если вы застали грабителей на месте преступления

Для предотвращения квартирной кражи следует предусмотреть: установить в квартире сигнализацию (вневедомственную), либо автономную сигнализацию (сирена, пищалка), металлические входные двери, металлические решетки на окнах, обязательно открывающиеся изнутри, поставить на двери внутренние засовы и глазки, закрывать двери на ключ даже при отлучке «на минутку». Чтобы не дать информацию к осуществлению кражи из вашей квартиры, не следует выставлять на показ (даже родственникам) дорогостоящие вещи, драгоценности и реликвии, не следует выставлять тару из-под дорогостоящих приборов на лестничную клетку, в разговорах не заниматься показухой, утверждая, что у вас жизнь полная чаша, огромные доходы. Видеопрокаты, где сообщали свой адрес и телефон, становились источниками информации для «наводчиков» преступных сообществ. Безопаснее было оставлять денежный залог. Информацией для «наводчиков» является переполненный корреспонденцией ваш почтовый ящик и не работающий электросчетчик. Поэтому, уезжая в отпуск, надо позаботиться, чтобы в ящик почту временно не доставляли, либо поручить соседям регулярно вынимать корреспонденцию. Деньги и драгоценности рекомендуется хранить в разных местах квартиры. Вам поможет в розыске и в суде список заводских номеров ценных приборов, которые вы сумели сохранить во время кражи. Будьте бдительны, если вы обнаружите, что дверь вашей квартиры взломана или открыта, и преступники в квартире, входить не следует, даже если вы не одни. Попросите соседей по телефону вызвать милицию, а сами наблюдайте за квартирой. Если удастся закрыть дверь своим ключом, то не вынимайте ключ. Этим действием вы преступников как бы захватите в «капкан». Следует отметить, что дружественные отношения с соседями в криминальной обстановке способствуют преодолению многих опасностей. Если же вы увидите, что дверь квартиры соседей взломана, то вызовите милицию и позвоните соседям на работу. Если вы зашли в свою квартиру, где орудуют домушники, то не бросайтесь отбирать у них ваши вещи, не поднимайте крик, а вызовите милицию. Помните, что жизнь дороже вещей и потому не препятствуйте их уходу (загнанные звери опасны вдвойне). Молча запоминайте основные приметы: рост, комплекцию, цвет волос и глаз, особенности носа и лица (преступники кавказкой национальности, азиаты или др.), особые приметы (шрамы, татуировки, др.). О случившейся краже сообщите в милицию, несмотря на предупреждение уголовников: «заявишь - убьем!». Если вы зашли в квартиру и увидели, что она ограблена, перевернуты и разбросаны вещи и предметы мебели, то немедленно вызовите милицию, но к вещам не прикасайтесь и не ходите по квартире, а ждите милицию в коридоре.

Безопасность в квартире зависит от ваших действий. Не открывая дверь, скажите, что вы сами вызовите скорую помощь. Если у вас в квартире погас свет, то не спешите выбегать к счетчику, чтобы посмотреть пробки. Обратите внимание на окна соседних домов, если в них нет света, то имеет место общее отключение. Если свет есть, то позвоните соседям и справьтесь, есть ли у них свет. Получив ответ, что свет есть, обеспокойтесь и попросите соседей выйти к электрическому шкафу. Этим вы предотвратите захват квартиры способом отключения электроэнергии.

Не открывайте дверь, даже если звонит человек в спецодежде, халате и милицейской форме, которого вы не вызывали. Позвоните в соответствующие организации и справьтесь о направлении по вашему адресу специалистов. Если незнакомый вам человек просит впустить в квартиру, чтобы вызвать скорую, то не впуская, скажите, что вызовете скорую сами.

(В.П. Финов «Безопасность жизнедеятельности»)

Организация жизнеобеспечения населения


В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:
-
определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
- уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
- оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
- организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;
- использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;
- введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
- защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
- подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
- организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:
- оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и спасателей;
- централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе и полученного в виде гуманитарной помощи;
- определение реальных возможностей по производству продовольствия, продуктов пищевой и мясо-молочной промышленности (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);
- оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;
- оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;
- определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание, при необходимости, их работы;
- организацию, в случае необходимости, контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживание продовольствия и пищевого сырья;
- осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания особое внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);
- сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
- определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;
- выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;
- подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;
- организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;
- захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, непригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;
- определение мест и порядка выдачи, осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения, лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:
- определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;
- проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;
- направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;
- развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;
- организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем, безвозвратно потерянным при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает изложенные ранее мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных. Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. В частности оно предусматривает:
- определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;
- накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;
- определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:
- уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло-, энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;
- использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;
- установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.), снабжение ими населения;
- определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;
- обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;
- проведение, при необходимости, обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного (химического) загрязнения (заражения);
- выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;
- организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании выполнения мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам первоочередного жизнеобеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам первоочередного жизнеобеспечения устанавливаются обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. Для населения районов Севера энергетическая потребность пострадавшего населения увеличивается на 10-15%. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются, исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг отдельно по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печей или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водопроводов, авторефрижераторов и т.п.), суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне чрезвычайной ситуации и в последующие дни.
Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его суточной численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации чрезвычайной ситуации.

Суточные потребности в воде в зоне чрезвычайной ситуации оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд с учетом дополнительных потребностей в воде для организации медицинского и других видов обеспечения.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия до организации в зоне чрезвычайной ситуации приготовления горячей пищи население будет меть возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации - специального питания. При определении объемов поставки (производства) необходимых пострадавшему населению продуктов следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов.
Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации, при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом России для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формирования, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения и потребностей личного состава аварийно-спасательных формирований в случае возникновения на его территории чрезвычайной ситуации оцениваются:
- по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;
- по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях субъекта Российской Федерации, при этом особое внимание обращается на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки;
- по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;
- по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;
- по численности пострадавшего в чрезвычайной ситуации населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации;
- по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации по приему пораженных из зоны чрезвычайной ситуации;
- по наличию специалистов и средств контроля за качеством воды и пищи, наличию средств проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Оценка возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида жизнеобеспечения населения и их специалистами.

При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации следует исключать запасы различных материальных средств и объемы их производства, а также силы и технические средства в населенных пунктах, которые могут попасть в зону чрезвычайной ситуации. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки непосредственно при возникновении чрезвычайной ситуации.

Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному жизнеобеспечению населения осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.

Если субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, не в состоянии за счет собственных ресурсов организовать жизнеобеспечение, то главы соответствующих администраций должны обращаться за помощью в вышестоящие уровни РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы. При этом ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону бедствия не только в виде чрезвычайных поставок, но и в виде гуманитарной помощи.
Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует, четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств.

Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения. В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, их силы и ресурсы.

В настоящее время планируется создание и применение специальных мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения, оснащаемых мобильными комплексами жизнеобеспечения, разработанными МЧС России. Мобильный комплекс жизнеобеспечения построен по модульному принципу. В его состав входят модули связи и управления, энергетический, инженерный и ремонтно-эксплуатационный, жилой, коммунально-бытовой, медицинский, питания, водоснабжения и предметов первой необходимости. Комплекс имеет высокие технические характеристики, позволяющие использовать его практически в условиях ликвидации любой чрезвычайной ситуации мирного и военного времени. При численности обслуживающего персонала около 100 человек обеспечивается обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования 3 суток, а при периодическом пополнении запасов - до 30 суток. Комплекс может транспортироваться любым видом транспорта и постоянно содержаться в четырехчасовой готовности к выдвижению. Температурные условия эксплуатации практически не ограничены (от минус 400С до плюс 400С), средний ресурс составляет около 5000 часов в течение 15 лет эксплуатации.
Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации жизнеобеспечения населения разрабатываются с учетом всех возможных чрезвычайных ситуаций. Планируя мероприятия по жизнеобеспечению населения, учитывают специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения. Заблаговременно разрабатывается механизм управления силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.

При практической реализации планируемых мероприятий по жизнеобеспечению населения исходят из необходимости минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их осуществление. На практике чаще всего удается решить проблемы жизнеобеспечения за счет местных ресурсов.

Однако, для решения проблемы выживания в условиях чрезвычайной ситуации особо крупных масштабов (срыв поставок материальных ресурсов в районы Крайнего Севера, землетрясение или наводнение на обширной территории и т.п.) необходимо проведение целого комплекса заблаговременных мероприятий по подготовке экономики страны, в том числе и системы жизнеобеспечения населения, к ее устойчивому функционированию, что безусловно требует огромных материальных затрат.

Выше отмечалось, что система жизнеобеспечения населения организуется по территориальному принципу, что предполагает подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Она предусматривает решение комплекса вопросов и складывается из:
- подготовки исходных данных для организации первоочередного жизнеобеспечения населения;
- оценки возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- оценки подготовленности территории к решению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- выбора и планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Исходными данными для планирования и организации жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации являются:
- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;
- прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;
- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- продолжительность периода жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях.

На основе заблаговременно разработанных планов жизнеобеспечения и принятых решений на его ведение при переходе соответствующей подсистемы РСЧС в режим повышенной готовности или в режим чрезвычайной ситуации осуществляется оперативное планирование жизнеобеспечения в составе оперативных планов ликвидации чрезвычайной ситуации и каждой службой жизнеобеспечения самостоятельно в виде планов действий этих служб. Планы действий по каждому виду жизнеобеспечения обычно дополняются графиками ежесуточных поставок его ресурсов. Особое внимание при этом уделяется действиям в первые несколько суток после возникновения чрезвычайной ситуации.

Оперативный план жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации, подготовленный как раздел Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или самостоятельно, в общем случае обычно содержит:
- перечень задач по каждому виду жизнеобеспечения;
- источники поставки ресурсов жизнеобеспечения и технических средств жизнеобеспечения;
- мероприятия по доведению до населения ресурсов жизнеобеспечения и его обслуживанию;
- сроки (периодичность) исполнения мероприятий, перечень ответственных и исполнителей.

Планы служб обеспечения содержат детальный предполагаемый порядок осуществления процесса соответствующего вида жизнеобеспечения.

В ходе осуществления жизнеобеспечения органы управления РСЧС (КЧС, ее рабочий орган, орган управления ГОЧС) согласовывают и координируют действия служб обеспечения, организовывают их взаимодействие, определяют потребности в ресурсах жизнеобеспечения, принимают решение по использованию этих ресурсов, контролируют полноту и своевременность мероприятий жизнеобеспечения.