Организация первоочередного жизнеобеспечения населения пострадавшего при чс. Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают

Жизнеобеспечения населения


  1. Первоочередное ЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющее уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

  2. Подготовка территории к первоочередному ЖОН осуществляется на основании постановления (решения) главы администрации субъекта Российской Федерации или постановления (закона) его законодательного органа. Ответственным за организацию подготовительных работ по этой задаче являются органы управления по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти. Органом управления в ЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОБП) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Глава органа исполнительной власти является председателем этой комиссии.
КЧСиОБП каждого субъекта Российской Федерации состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населения и территорий и ликвидации ЧС на основании положения о ней, утверждаемого главой администрации - председателем комиссии.

В связи со сложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач, целесообразно в составе КЧСиОБП субъектов Российской Федерации иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах Российской Федерации, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к крупномасштабным ЧС.


  1. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН ЧС являются специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

  2. Организационной основой решения задач первоочередного ЖОН ЧС являются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и

систему жизнеобеспечения


  1. ЧС природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения ЧС.
Независимо от типа ЧС природного и техногенного характера последствия их проявления приводят к формированию следующих зон: зона массовых (физических) разрушений (ЗМР), зона радиоактивного загрязнения (ЗРЗ), зона химического заражения (3X3), зона массовых пожаров (ЗМП), зона катастрофического затопления (ЗКЗ), зона бактериологического заражения (ЗБЗ).

  1. Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории,
вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного ЖОН .

Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в табл. 2.1.


  1. При возникновении на территории субъекта Российской Федерации локальных, муниципальных, межмуниципальных, региональных, межрегиональных и федеральных ЧС организация первоочередного ЖОН осуществляется за счет собственных ресурсов.
При ЧС регионального, межрегионального и федерального характера расходы на проведение мероприятий по первоочередному ЖОН, в первую очередь, осуществляются за счет ресурсов субъекта Российской Федерации, а при их недостаточности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в Правительство Российской Федерации за оказанием федеральной помощи.

  1. Органы исполнительной власти всех уровней и органы управления по делам ГО и ЧС при них при выборе и планировании мероприятий по организации первоочередного ЖОН должны учитывать данные, приведенные в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели, характеризующие опасные для населения стихийные бедствия и техногенные аварии

Основные показатели

Источник возникновения чрезвычайной ситуации

Катастрофи ческие землетрясения

Крупные аварии

на химически опасных объектах



Аварии на радиационно опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу

Наводнения

Возможность надежного прогнозирования начала событий

Нет

Нет

Нет

Есть

Возможная площадь зоны ЧС, кв.км.

Тысячи

Десятки

Десятки тысяч

Сотни

Возможная численность населения в зоне ЧС, чел.

Десятки и сотни тысяч

Десятки и сотни тысяч

Сотни тысяч или даже миллионы

Десятки и сотни тысяч

Возможные потери населения, чел.

Массовые потери населения

От нескольких десятков до нескольких тысяч

От нескольких сотен до десятков тысяч

Десятки - сотни

Социальный ущерб населению



Нет

Потери жилья, личного имущества, рабочих мест

Потери жилья, личного имущества

Возможное состояние системы

жизнеобеспечения



Разрушение и повреждение практически всех

подсистем жизнеобеспечения



Сохраняются, кратковременная невозможность использования

Сохраняются. В зоне сильного загрязнения не могут использоваться длительное время

Частичное повреждение отдельных подсистем

Продолжительность периода первичного жизнеобеспечения

До 30 суток в зоне ЧС

До 3 суток в местах временного отселения

До 30-40 суток в местах эвакуации

По статистическим данным региона

Основные мероприятия и виды жизнеобеспечения населения, снижающие его потери в ЧС

Все виды ЖОН.

В первые дни приоритетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой



Экстренная эвакуация. Обеспечение медицинское и водой.

В местах сосредоточения отселенного населения все виды ЖОН



Экстренная эвакуация. Медицинское обеспечение и обеспечение водой.

На всех этапах эвакуации все виды ЖОН



Заблаговременная эвакуация. Обеспечение населения временным жильем.


2.2. Влияние фактора времени на потери населения в чрезвычайных ситуациях
2.2.1. Эффективность спасательных работ и проведения мероприятий по первоочередному ЖОН при возникновении ЧС, особенно, вызванных землетрясениями, крупными авариями на химически и радиационно опасных объектах, зависит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий.

При планировании мероприятий по спасению и первоочередному ЖОН необходимо учитывать данные о возможных летальных исходах в зонах чрезвычайных ситуаций в зависимости от времени их реализации (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС в зависимости от времени

задержки мероприятий


Мероприятия

Объемы летальных исходов (%)

в зависимости от времени их задержки (час)



20

40

60

80

100

Извлечение людей из-под завалов зданий после землетрясений

10,5

25,0

43,0

67,0

96,0

Оказание медицинской помощи пораженным

при землетрясениях.

Структура потерь:

40% - легкая степень поражения;

20% - средней тяжести;

20% - тяжелой степени;

20% - крайне тяжелой степени


2,0

12,0

Обеспечение водой для питья

7,2

18,8

32,4

50,0

72,0

Обеспечение продуктами питания

24,0

62,0

115,0

168,0

240,0

Оказание медицинской помощи при тяжелых отравлениях АХОВ

0,7

1,8

2,7

4,4

7,0

Примечание : приведенные в табл. 2.2 цифры соответствуют благоприятным погодным условиям. Высокая температура и низкая влажность воздуха могут сократить время выживания людей при отсутствии воды, а при низкой температуре воздуха резко сокращается время выживания людей, находящихся в завалах, и людей, лишенных крова и тепла. В таблице дано время обеспечения водой пострадавшего населения для питья. При планировании мероприятий необходимо учитывать, что водой должны быть обеспечены спасатели и медицинские формирования, оказывающие медицинскую помощь пораженным при землетрясениях, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиоактивными веществами. Решающую роль в спасении жизни людей, как ни при каких других чрезвычайных ситуациях, играет фактор времени при воздействии на них АХОВ. Обеспечить в короткое время медицинскую помощь пораженным АХОВ при крупных авариях на химически опасных объектах даже при условии достаточной оснащенности и профессиональной подготовке личного состава медицинских токсикологических бригад и бригад скорой медицинской помощи не представляется возможным. Поэтому самым радикальным мероприятием, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья населения, проживающего вблизи химически опасных объектов является экстренная его эвакуация из опасных зон при крупных авариях на них.


2.2.2. Своевременность предоставления жизнеобеспечивающей продукции и услуг пострадавшему населению в зоне ЧС достигается установлением и отработкой временных нормативов, таких как интервал времени от момента свершения до момента подачи сигналов оповещения населения, времени приведения в готовность и прибытия в зону ЧС соответствующих сил и средств РСЧС.

Нормативы времени организации первоочередного ЖОН в зоне ЧС должны быть сопоставимы с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи.

Данные нормативы разрабатываются территориальными органами управления РСЧС с учетом данных, приведенных в табл. 2.2, типов и масштабов ЧС и природно-климатических условий субъектов Российской Федерации.

Отработка местных временных нормативов позволит сохранить жизнь и здоровье населению и существенно уменьшить объемы мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и затраты на их проведение.

Примечание. Правительством Российской Федерации приняты постановления от 1 марта 1993 г. № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". В этих документах приведены нормативы по расстояниям, охватываемым этими системами.

Для радиационноопасных объектов радиус действия локальной системы оповещения должен составлять 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта), а для химически опасных - 2,5 км. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вплоть до городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, возложена ответственность за оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного загрязнения или химического заражения, а также определены их права и обязанности по использованию для этого действующих местных радиовещательных и телевизионных станций. Но и в этих документах нет нормативов времени от момента аварии до момента подачи сигналов оповещения. Для установленных указанным выше постановлением радиусов оповещения радиоактивное или химическое облако или шлейф достигнут дальних границ этих зон при скорости ветра 5-7 м/с за 12-16 минут или за 6-8 минут, соответственно. Надо учитывать, что на таких небольших расстояниях облако или шлейф не размываются воздушными потоками и концентрация опасных веществ в них может быть очень высокой. Контроль за выполнением этих постановлений и установка автоматизированных систем оповещения персонала и населения на потенциально опасных объектах, независимых от человека и исключающих влияние на нее субъективных факторов (ожидание команды "сверху", некомпетентность персонала, обслуживающего систему сигнализации и оповещения, и т.п.) являются необходимыми условиями обеспечения безопасности населения.
3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.1. Исходные данные для организации первоочередного жизнеобеспечения населения
3.1.1. Исходными данными для организации первоочередного ЖОН в случае возникновения на территории ЧС являются:

прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (состав пострадавшего населения по возрасту и полу, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения; потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения ЧС;

продолжительность периода первоочередного ЖОН при различных источниках возникновения ЧС.


  1. Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГО и ЧС по имеющимся у них методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений.
Подготовленные органами управления по делам ГО и ЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб .

  1. Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по необходимой численности своих специалистов для организации жизнеобеспечения, количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни.

  2. Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного ЖОН.
В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода жизнеобеспечения:

в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;

в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3 суток;

в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);

в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях - по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.


  1. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после стихийного бедствия, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Следует учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных - специального пи­тания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания даны в таблицах п. 1.1, п. 1.2 и п. 1.5 приложения № 1.

  2. Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения (табл. п. 1.11 приложения № 1) с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях.

  3. Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами.
Перечень предметов первой необходимости, номенклатура и рекомендуемые размеры одежды и обуви и нормы обеспечения ими приведены в таблицах п. 1.7- п. 1.10 приложения №1.

  1. Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) определяются в соответствии с нормами для условий ЧС (таблица п. 1.12 приложения № 1).

  2. Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных юртах, сборных домиках, оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах , в которых концентрируется пострадавшее население. Нормы обеспечения временным жильем даны в таблице п. 1.12 приложения № 1.

  3. Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им медицинской помощи. Потребность в комплектах индивидуальных медицинских гражданской защиты и лекарственных препаратах для их пополнения определяется по численности пострадавшего населения и продолжительности проведения профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения). Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяется по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом России для ЧС. Особое внимание должно быть уделено обеспечению медицинских формирований Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), оказывающих медицинскую помощь пострадавшим вне медицинской организации, получившим механические травмы при землетрясениях, - антибиотиками, противошоковыми средствами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой.
Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для оказания первичной медико-санитарной помощи определяется нормами, установленными Минздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.

Санитарно-эпидемиологическая служба должна быть обеспечена необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с нормами , установленными Роспотребнадзором.


  1. После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного ЖОН органами управления по делам ГО и ЧС оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав формирований, команд для организации первоочередного ЖОН.
Кроме того, должны быть учтены потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава служб жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных служб, формирований, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендантской службы по охране общественного порядка и охране сосредотачиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяется по их суммарной численности и нормам обеспечения (таблицы п. 1.1, п. 1.4. приложения № 1).

Результаты расчетов учитываются службами по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в их продукции или услугах.


  1. Все полученные данные по результатам расчетов (п.п. 3.1.4 - 3.1.11) сводятся службами по каждому виду жизнеобеспечения в таблицы (табл. п.2.2 - п.2.4 приложения № 2). Один экземпляр таблиц представляется органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения, анализа и разработки сводной ведомости потребностей пострадавшего населения и участников ликвидации последствий ЧС в материальных ресурсах, услугах и технических средствах.

  2. Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС спасательные воинские формирования МЧС России, воинские части и подразделения Минобороны России должны быть на автономном обеспечении.

3.2. Оценка возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения


  1. Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения на его территории ЧС и потребностей личного состава спасательных служб (отрядов, групп, команд, невоенизированных формирований, бригад), участвующих в ликвидации последствий этой ситуации, оцениваются:
по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые 3 суток после возникновения ЧС;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения; по численности пострадавшего в ЧС населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны ЧС;

по наличию и возможностям стационарных медицинских организаций в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из зоны ЧС;

по транспорту для всех видов транспортной работы (доставка в зону ЧС воды , продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);

по средствам для проведения разведки в зоне ЧС (самолетам, вертолетам, автотранспорту), специалистам и их оснащенности соответствующей аппаратурой и приборами для оценки радиационной и химической обстановки;

по специалистам и средствам контроля за качеством воды, пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне ЧС или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.


  1. Оценка возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида ЖОН и их специалистами. Полученные данные сводятся в таблицы (табл. п.2.5 приложения № 2). Один экземпляр таблиц передается органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения за субъект в целом (табл. п.2.6 приложения № 2).
3.2.3. При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации следует исключать запасы различных материальных средств и их производство, а также сил и технических средств в населенных пунктах, которые могут попасть в зону ЧС. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки при возникновении ЧС.
3.3. Оценка подготовленности территории к решению задач

по первоочередному жизнеобеспечению населения


  1. Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному ЖОН осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.
Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект Российской Федерации не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному ЖОН в ЧС.

Результаты расчетов по подготовленности субъекта РФ по каждому виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы (табл. п.2.6 приложения № 2).


  1. Основным показателем подготовленности органов управления является время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуации населения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.
Промежуток времени, в течение которого руководителю необходимо будет принимать решения на организацию перечисленных мероприятий, включает следующие составляющие:

время на проведение разведки (инженерной, радиационной, химической, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС;

время на уяснение задач и выработку решений на проведение мероприятий по спасению , эвакуации и организации жизнеобеспечения населения в зоне ЧС;

время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, оказания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения.

Отсчет этого периода производится от момента получения руководителем информации о возникновении ЧС (табл. 3.1).

Задача органов управления в этом случае заключается в снижении числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения.


  1. Оценка подготовленности к проведению первоочередных аварийно- восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах бедствия заключается в оценке наличия необходимых сил и запасов материально-технических ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства определяются на основании прогноза о масштабах и границах зон чрезвычайных ситуаций (землетрясений, наводнений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разрушены здания, сооружения и инженерные сети).
На основании этой информации определяется ущерб предприятиям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разрушение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инженерной инфраструктуры: линий электропередачи и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ осуществляется на основании имеющихся методик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Таблица 3.1
Временные характеристики действий органов управления в зоне

чрезвычайной ситуации


Этапы действий органов управления

Временные характеристики этапов

начало (дата, часы, минуты)

окончание (дата, часы, минуты)

продолжительность (часы, мин.)

1. Возникновение ЧС

to

-

-

2. Получение сигнала о возникновении ЧС

tl

t2

t2-tl

3. Оценка обстановки в зоне ЧС

t2

t3

t3-t2

4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) по оказанию медицинской помощи и ЖОН (оповещение, сбор, время в пути, развертывание и ведение спасательных работ, оказание медицинской помощи и др.)

t3

и

U -t3

5. Эвакуация населения

t3

t5

t5 - t3

6. Окончание АСДНР в зоне ЧС

t3

t6

t6- t3

7.Суммарная продолжительность периода организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС

t6-to

Примечание: Время окончания АСДНР в зоне ЧС (t6) может совпадать либо со временем t4 , либо со временем ts.
3.4. Выбор и планирование мероприятий по первоочередному

жизнеобеспечению населения


  1. При выборе мероприятий, т.е. конкретных путей, методов, способов решения проблемы первоочередного ЖОН в зоне ЧС, в местах временного отселения или размещения эвакуированного населения, следует руководствоваться основными принципами и требованиями, изложенными в пп. 1.2 и 1.3.

  2. Оптимальность (экономическая целесообразность, эффективность) тех или иных мероприятий по организации первоочередного ЖОН зависит от целого ряда факторов:
источника возникновения ЧС и от прогнозируемых масштабов воздействия на население этого источника;

удаленности зоны ЧС от других населенных пунктов, в которых сосредоточены основные силы и материальные ресурсы, необходимые для решения этой задачи; численности и состояния пострадавшего в ЧС населения; развития и состояния дорожной сети; наличия железных дорог в зоне ЧС; наличия водоисточников в зоне ЧС и вблизи ее;

развитости инженерной и социальной инфраструктур населенных пунктов, в которые планируется эвакуировать пострадавшее население;

наличия зданий для временного жилья, запасов и объемов производства продукции жизнеобеспечения в этих населенных пунктах.

3.4.3. Конкретные мероприятия по каждому виду жизнеобеспечения разрабатываются руководителями и специалистами этих служб в соответствии с положениями об этих службах, ведомственными инструкциями, рекомендациями, руководствами и другими нормативными документами, регламентирующими задачи служб при ЧС, вызванных различными источниками их возникновения.

При выборе мероприятий по каждому виду жизнеобеспечения следует рассматривать возможные варианты решения задач с учетом факторов, перечисленных в п. 3.4.2 и фактора времени (п. 2.2, табл. 2.2) и принимать наиболее оптимальный. Так, обеспечение населения, пострадавшего при землетрясении, хлебом можно осуществлять путем доставки его в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения из соседних населенных пунктов автомобильным или железнодорожным транспортом или выпекать его в зоне ЧС, доставив в нее полевые армейские пекарни и поставлять для выпечки хлеба муку, дрожжи, соль, воду, топливо в течение всего периода жизнеобеспечения.

Мероприятия должны содержать:

перечень решаемых задач по каждому виду жизнеобеспечения пострадавшего населения каждым подразделением невоенизированных формирований (бригад, отрядов, групп), численный состав этих подразделений;

перечень необходимых мобильных технических средств и материальных ресурсов, какой организацией, предприятием или учреждением и из какого населенного пункта они выделяются;

время выдвижения и прибытия этих сил, средств и материальных ресурсов к месту назначения;

должности и фамилии ответственных за исполнение лиц и их местонахождение при введении на территории чрезвычайного положения.

По каждому виду ЖОН должны быть разработаны мероприятия и графики ежесуточных поставок необходимых средств и материальных ресурсов для населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.

С максимальной детальностью разрабатывается перечень мероприятий на первые двое- трое суток после возникновения ЧС.

В чрезвычайных ситуациях, вызванных землетрясениями, авариями на химически и радиационно опасных объектах, должны быть предусмотрены мероприятия по доставке воды автоцистернами и малыми емкостями (канистрами, флягами, бачками) одновременно с при­бытием в зону ЧС спасательных и медицинских формирований.

Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения мероприятия с указанием времени их реализации являются основой для разработки планов действий этих служб при введении на территории чрезвычайного положения.

Планы мероприятий каждой службы должны разрабатываться с учетом вероятности возникновения ЧС в каком-либо населенном пункте, на территории которого имеются потенциально опасные объекты, или вероятности катастрофического землетрясения в каком- либо одном или нескольких населенных пунктах субъекта Российской Федерации, т.е. планы должны быть многовариантными.

Время введения чрезвычайного положения «Ч» является точкой отсчета реализации всех последующих мероприятий. Конкретные даты и часы проведения мероприятий проставляются руководителями служб при получении команды о введении чрезвычайного положения.

Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения планы мероприятий передаются органу управления по делам ГО и ЧС для разработки общего плана организации первоочередного ЖОН в ЧС.

Перечень необходимых мероприятий по каждому виду первоочередного ЖОН в ЧС, вызванных землетрясениями, наводнениями и авариями на химически и радиационно опасных объектах приведен в приложении № 3.

3.4.4. План организации первоочередного ЖОН в ЧС разрабатывается органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.

Органы управления по делам ГО и ЧС проводят работу по согласованию действий всех служб видов жизнеобеспечения по времени, обобщают данные по объемам перевозок сил, материальных и технических средств этих служб, проводят расчеты по суточным и общим потребностям всех служб в электроэнергии, топливе, ГСМ, других материальных ресурсах и затратах финансовых средств на все эти мероприятия. Кроме того, в план организации жизнеобеспечения населения органами управления по делам ГО и ЧС должны быть включены следующие мероприятия.

Стихийных бедствий большое количество людей не только теряет крышу над головой, но и зачастую остается без необходимых медикаментов, одежды, предметов первой необходимости, а также еды и питья, пригодных к употреблению. Главная опасность всех внештатных ситуаций, затрагивающих крупные населенные объекты, состоит в их внезапности и быстром развитии. В большинстве случаев у жителей просто нет времени, чтобы правильно и полноценно подготовиться к : приготовить еду и чистую воду, собрать сумку с необходимыми вещами и предметами гигиены.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, попавшего в зону разрушающих воздействий ЧС, возлагается в первую очередь на органы администрации данного субъекта и государственные органы ГО. Приобщаются также к выполнению данной задачи органы РСЧС. Крайне важно приступить к оснащению пострадавших всем необходимым в кратчайшие сроки после бедствия. Эти меры предпринимаются параллельно со спасательно – восстановительными мероприятиями, а также действиями по ликвидации последствий ЧС.

Они включают в себя снабжение граждан водой, минимальным набором продуктов, предоставление временного крова, медицинских услуг, включая жизненно необходимые препараты, информации и транспорта. Подобные мероприятия проводятся как на местах катастрофы, так и на маршрутах осуществления организованной эвакуации людей и в убежищах.

Все меры по созданию условий для более или менее оптимального существования людей в условиях ликвидации катастрофы заключаются в следующем:

Обеспечение питьевой водой

Средства коммуникации часто подвергаются авариям, поломках и разрушениям. В результате запрещается использовать имеющуюся воду из-за ее загрязнения. Для этого создаются пункты раздачи в наиболее удобных и безопасных местах. Выдача происходит в строго установленное время.

Снабжение продуктами питания

Для этого проводится оценка существующих на данный момент потребностей населения. Это нужно, чтобы выяснить необходимое количество продовольствия. Подсчет, распределение и выдача продуктов происходит централизованно, и контролируется соответствующими органами. Следует также учитывать возможности по запуску производства наиболее необходимых продуктов (хлеба, круп, макарон, консервов, молочных продуктов) непосредственно в самих пострадавших населенных пунктах. Проводится оценка имеющихся запасов на государственных резервных складах и торговых объектах. Организуются полевые иили передвижные кухни. Сюда же входит контроль уровня зараженности продовольствия на местных организациях. Если существует необходимость, то осуществляются меры по его обеззараживанию. Большое внимание уделяется снабжению необходимым питанием малолетних граждан.

Предметы первой необходимости

К ним относятся: одежда, постельное белье, обувь, банные принадлежности, чистящие средства, посуда. Начальным этапом является сбор и сортировка этих предметов из поврежденных местных складов, торговых объектов, жилых домов, включая гуманитарную помощь. Если выявляется имеющийся дефицит того или иного ресурса, то он компенсируется путем перераспределения или подготавливаются запросы в не пострадавшие субъекты о необходимой помощи. Все предметы, выдаваемые населению должны обязательно пройти проверку на безопасность, при необходимости подвергнуться частичному или полному обеззараживанию. В случае выявления зараженных предметов, непригодных к использованию, их следует ликвидировать путем сожжения или закапывания в землю. Определяются службы снабжения и места для пунктов выдачи. Они осуществляют свою деятельность согласно правилам и порядку, установленным в данной зоне бедствия.

Обеспечение жильем

План первоочередного жизнеобеспечения населения в обязательном порядке включает в себя и обеспечение жильем тех граждан, которые вследствие катастрофы лишились крова. В данной ситуации проводится оценка разрушений жилого фонда. Определяется количество граждан, чье жилье не подлежит восстановлению из-за повреждений несущих конструкций, а также учитываются дома, подвергшиеся сильному заражению химическими, радиационными или биологическими веществами. При возможности осуществляется доставка быстровозводимых зданий. Создаются временные укрытия – палатки, землянки, передвижные, легко собирающиеся домики. Для размещения используются безопасные места отдыха (санатории, базы, пансионаты, лагеря) и общественные сооружения (кинотеатры, школы, спортивные объекты). Обеспечение постоянным жильем взамен безвозвратно утерянного происходит уже после окончания спасательных и восстановительных мероприятий. Для этого используются бюджетные средства и средства страховых компаний. В некоторых случаях, документальным подтверждением для приобретения нового жилья может стать выданный жилищный сертификат.

Медицинская помощь

В первую очередь обеспечиваются люди, имеющие серьезные травмы или страдающие хроническими заболеваниями. Затем в полном объеме предоставляется помощь медикам пожилым гражданам и детям. Важное место занимает подготовка достаточного запаса донорской крови, плазмы. В зависимости от количества пострадавших делаются запросы на поставку необходимого оборудования, медикаментов и специалистов. Осуществляется строгий контроль за распределением медпрепаратов. Небольшие дефициты перекрываются за счет местных ресурсов. Во избежание распространения эпидемий выделяются необходимые людские ресурсы и места для погребения жертв бедствия.

Обеспечения населения теплом, освещение местности проводится за счет сохранившихся в рабочем состоянии энергических источников и резервных топливных станций. Население снабжается аккумуляторами, малогабаритными печами и котельными. Используются дизельные электростанции. Проводится оценка разрушений коммунальных объектов. Определяется объем работы и необходимое время для восстановления их деятельности. В пунктах эвакуации организовываются передвижные бани, био – туалеты, простейшие прачечные и душевые. Может создаваться банно – прачечное обслуживание на территориях, не подвергшихся заражению или разрушающему воздействию стихийного бедствия.

Местные власти осуществляют очистку жилой местности от мусора, бытовых отходов, мелких разрушений.

Кроме того организация первоочередного жизнеобеспечения населения подразумевает транспортное и информационное обслуживание. К обеспечению транспортом относятся следующие мероприятия: доставка продуктов, медикаментов, людей к месту эвакуации, транспортировка раненных в другие районы. В чрезвычайной ситуации у населения возникает множества вопросов, и отсутствие ответов на них может породить агрессивные и панические настроения. Во избежание этого проводится своевременное и полное доведение необходимой информации до граждан, находящихся в зоне бедствия. В обязательном порядке доводится до сведения правила поведения во , как, где и когда будет организовываться доставка воды, пищи и продуктов первой необходимости. Сообщаются места расположения пунктов медицинской помощи, при объявлении эвакуации – места сбора и регистрации.

Информация может передаваться с помощью или передвижных громкоговорящих устройств. Следует внимательно относиться к полученным сведениям, не предпринимать самостоятельных действий без предварительного оповещения.

населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек , либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации .

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям, проводить рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.

Подготовка территории муниципального образования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно, на основании постановления (решения) Главы местной администрации. Ответственными за организацию подготовительных работ являются органы управления по делам ГО ЧС (управления, отделы, назначенные лица).

В режиме повседневной деятельности территориальной подсистемы РСЧС обеспечивается постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае чрезвычайной ситуации (далее – ЧС).

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае ЧС являются:

- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории субъекта в результате ЧС;

Прогнозируемая численность населения, которое может пострадать (его состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);

- прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае ЧС;

- продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения.

Прогноз обстановки на территории муниципального образования, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГО ЧС. К разработке прогнозов привлекаются специалисты инженерной инфраструктуры.

Подготовленные органами управления по делам ГО ЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб, определения необходимой численности специалистов для организации жизнеобеспечения, количества необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в районах отселения и в последующие дни.

Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах сосредоточения отселенного из зон ЧС населения определяется из расчета на 7 суток.

При определении объемов хлеба, мяса и рыбопродуктов, картофеля и овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, воды следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками.

В целях организации первоочередного жизнеобеспечения населения, отселяемого из опасных зон при угрозе или возникновении ЧС решением глав администраций муниципальных образований создаются пункты временного размещения пострадавшего населения (далее - ПВР). Они могут создаваться как в стационарных условиях (в зданиях, удаленных от районов ЧС), так и в полевых условиях.

Пункты предназначены для сбора, регистрации, размещения в местах временного проживания, организации питания и обеспечения предметами первой необходимости населения.

Решением руководителя органа местного самоуправления определяется формирователь, места развертывания ПВР, назначается начальник пункта и его заместитель. Остальная администрация пункта назначается приказом начальника объекта, на который возложено его развертывание.

Основными задачами администрации полевого ПВР являются:

Развертывание полевого пункта, подготовка к приему и размещению населения;- организация учета прибывающих на пункт людей и их размещение;- проверка прибытия на пункт эвакуированного населения (согласно списков);- установление связи с органами ГО ЧС муниципального образования, КЧС и ОПБ, аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями;- организация первоочередного жизнеобеспечения населения;- доведение до эвакуированного населения информации об обстановке.

Организация жизнеобеспечения населения.

В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами за счет резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

    оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    эвакуационные мероприятия;

    медицинские мероприятия;

    подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС

Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.

Поддержание условий жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивается путем удовлетворения первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг (обеспечение водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости; информационным, медицинским и санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым обслуживанием).

1. Обеспечение водой населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:

Потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;

Хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.

2. Обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства.

3. Обеспечение жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), а также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т.п.) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.

4. Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, и прочих товарах

5. Информационное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.

6. Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом

7. Транспортное обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения.

8. Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.

Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС, обеспечивают на основе устойчивого функционирования системы его жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения возможностей.

Повышение возможностей системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивается:

Формированием ресурсов (денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, региональных и местных резервов республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации;

Перераспределением ресурсов страны в пользу пострадавшего региона РСЧС;

Ввозом дополнительных ресурсов из сопредельных регионов РСЧС.

Способы защиты населения

Защита населения - главная задача Гражданской Обороны. Поэтому подготовка населения к ЧС является также важной задачей. Ведь каждый человек должен уметь защитить себя и членов семьи от последствий нападения противника, а также в различных чрезвычайных ситуациях, оказать самопомощь и помощь пострадавшим. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения и обычных средств.

Организация единой системы оповещения.

Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.

Защита населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.

Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.

Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской обороны объектов централизованно. Сроки имеют первостепенное значение.

Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телерадиовещания, применением специальной аппаратуры для подачи звуковых и световых сигналов.

Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Назначение и способы эвакуации.

Еще одним способом защиты населения от современных средств поражения в военное время, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является его эвакуация.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения противником оружия массового поражения, и размещение его в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника Гражданской Обороны Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом вышестоящему начальству.

В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, выделяют следующие варианты проведения данных мероприятий: общая эвакуация и частичная эвакуация . Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей.

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ–2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП–8, ИПП–10, ИПП–11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Заключение, выводы.

Жизнеобеспечение населения при чрезвычайных ситуациях является одной из самых важных мер обеспечения безопасности жизнедеятельности в этих условиях.

Значительное количество крупных катастроф, которые произошли за последнее время, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Обеспечение безопасности и защиты населения, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.

Уровень национальной безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов экономики и национального богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого характера.

Граждане имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий, и требовать от правительства, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, гарантий, обеспечивающих его реализацию.

Государство, как гарант этого права, создает систему органов управления, сил, средств и действий, объединенных и определенных как Гражданская оборона страны.

Литература

1. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=530302

2. http://www.obzh.ru/pre/5-1.html

3. http://studme.org/14860110/bzhd/zhizneobespechenie_naseleniya

4. http://knowledge.allbest.r u