Проблемы и перспективы развития медиации в современной россии. Медиация как способ урегулирования спортивных споров Проблема медиации в спорте


Биография

Родился 29 июля 1962 года. В 1989 г. окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, специальность по диплому - правоведение. Доктор юридических наук. Докторская диссертация "Концепция несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации: методология и реализация".

Карьера

С 1992 г. - судья Арбитражного суда г. Москвы. С 1996 по 2004 гг. - член Высшей квалификационной коллегии судей РФ. С 2000 - по 2002 гг. - исполняющий обязанности заместителя Председателя Арбитражного суда г. Москвы. С 2002 г. по февраль 2005 г. - заместитель Председателя Арбитражного суда г. Москвы. Указом Президента РФ от 16.04.2005 назначен на должность Председателя Арбитражного суда г. Москвы.

Интересы

Увлекается спортом, имеет звание кандидата в мастера спорта по боксу и возглавляет футбольную команду судей Москвы.

Интервью

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы внедрения медиации в России?
Перспективы внедрения медиации в нашей стране сейчас весьма оптимистичны. Медиацию применяют во всем мире. Эту процедуру нужно развивать и совершенствовать, ведь нагрузка во всем российским судам - запредельная, и из - за отсутствия времени у судей нет возможности не только заниматься аналитической работой, но даже совершенствовать свои профессиональные навыки.

Цель и задача правосудия, прописанная в АПК, - начинать процесс с примирительных процедур. Мы всегда предлагаем сторонам поискать возможность мирного разрешения спора, так как рассмотрение дела до суда идет на пользу не только правосудию и всему юридическому сообществу, но и самим гражданам. Поэтому государство и деловое сообщество в лице предпринимательских союзов, а также все, кто хочет видеть Россию страной с сильной экономикой, защищенным институтом собственности и высокой культурой деловых отношений, должны поддержать шаги, направленные на развитие институтов и альтернативного разрешения споров.
-Как Вы считаете, почему именно сейчас в нашей стране возник интерес к новым формам разрешения споров?
Самосознание российского бизнеса сегодня вышло на такой уровень, на котором разрешение конфликтов, возникающих в бизнес-среде, во многих случаях может быть достигнуто силами самого делового сообщества без привлечения для этих целей государственной судебной системы. Предприниматели в правовом смысле становятся более цивилизованными, и находят возможность договорится без суда. Судебная власть может только приветствовать такое развитие ситуации.
-Какого, по Вашему мнению, место альтернативных методов разрешения споров в действующей в России правовой системе?
- Специалисты Московского арбитражного суда недавно проводили анализ проекта Федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)». В связи с этим хочется отметить следующее: на наш взгляд, поскольку процедура медиации является добровольной, наличие или отсутствие подобного федерального закона не может стать критической, основополагающей точкой, определяющей возможность применения до судебных примирительных процедур. При этом очевидно, что медиация позволит снизить нагрузку на суды, а судьи смогут сконцентрироваться на решении тех вопросов, которые требуют от них высокой юридической квалификации и опыта. Кроме того, институт медиации существенно сокращает судебные расходы, так как стороны могут договорится без суда, избежав издержек делопроизводства. Поэтому все участники процесса должны быть заинтересованы во внесудебном разрешении спора безотносительно к тому, насколько он регламентирован законодательством. Что же касается законодательного регулирования медиации в принципе, то я считаю, что оно однозначно необходимо. Это, прежде всего, позволит снизить вероятность злоупотреблений в ходе примирительных процедур и, безусловно, поможет упростить взаимодействие института посредников с другими органами, которые занимаются разрешением конфликтов.
-Как, на Ваш взгляд, медиация может быть использована в арбитраже?
- Федеральный законопроект «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)» предполагает, что спорщики, которые готовы примирится, пойдут не в суд, а к медиатору. Организация - медиатор будет независимой, само регулируемой с правами юридического лица. Согласитесь, в таком случае найдется немного желающих тратить время и деньги на разбирательства в суде. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что любая досудебная или внесудебная процедура урегулирования споров снизит нагрузку на суды всех уровней. Что касается Московского арбитражного суда, то, по нашим прогнозам, институт медиации может на треть уменьшить число гражданско-правовых споров, которые сейчас разрешаются у нас.
-Какие основные аспекты, с Вашей точки зрения, должны быть отражены при разработке проекта закона о медиации?
- Изменения и дополнения к проекту Федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиатора)», на наш взгляд, могут касаться ответственности посредника, вопросов вознаграждения посредника и некоторых других аспектов процессуального характера. Ответственность посредника - понятие само по себе специфичное, особенно в части, касающейся подхода к этой ответственности. За что именно будет отвечать посредник в до судебном урегулировании спора? Если он помог сторонам договорится до суда, должен ли он отвечать за данный результат и его последствия? Скорее всего, нет. С другой стороны, если медиатор каким-то образом повлиял на одну из сторон при заключении соглашения, необходимо определить степень этого влияния, его последствия, и понять, было ли оно умышленным. Я считаю, что в законе о посредничестве обязательно должна быть прописана ответственность медиатора - и административная, и уголовная. Возможно, что ответственность медиатора должна регламентироваться так же, как ответственность арбитражных управляющих, либо как ответственность какого - то общественного объединения, а, может быть, здесь будет применена страховая схема. Чтобы проиллюстрировать, насколько это важно, приведу жизненный пример: сегодня два спорящих человека заключили соглашение с помощью медиатора, и на данный момент договоренность устраивает обе стороны. Но на следующий день один из спорящих проконсультировался с юристом, который считает, что, пойдя в суд, клиент мог получить много больше. Кто кого обманул, и виноват ли в этом медиатор? Если соглашение, подписанное в результате процедуры медиации, становится предметом судебного разбирательства (скажем, одна из сторон убедилась, что ошибочно подписала соглашение, - и подает иск о расторжении данного соглашения), сразу возникает вопрос: какая ответственность ложиться на медиатора? Как доказать, что он действовал умышленно, в интересах одной или другой стороны? Ведь участие медиатора в процессе выработки решения тоже бывает различным: человек может полностью довериться медиатору, а может параллельно пользоваться услугами юриста. Вот почему, на мой взгляд, была бы полезна детальная проработка Кодекса медиатора, в котором уделялось бы внимание и морально - психологической ответственности посредника. Впрочем, в этой теме пока больше вопросов, чем ответов.
Вознаграждение медиатора - тоже специфический вопрос. Сегодняшняя позиция Высшего арбитражного суда в отношении адвокатов, отраженная в постановлении ВАС, заключается в том, что размер вознаграждения не должен превышать неких определенных пределов. Прежде у нас не было ограничений на гонорар адвоката, все происходило по договоренности. Думаю, что вопрос о вознаграждении медиатора также рано или поздно будет поднят. И если гонорары здесь будут законодательно отрегулированы, желающих стать участниками процесса медиации окажется существенно больше. Еще один интересный вопрос, который пока остается открытым, - будет ли у медиатора гонорар успеха? Это тоже было бы неплохо определить в законе.
Но, так или иначе, для успешного функционирования института медиации, помимо законодательных институтов, необходимо развитие институтов гражданского общества, аналогично Объединенной службе медиации при РСПП. Хотя сама интеграция института посредничества в правовую сферу, безусловно, потребует внесения соответствующих изменений во многие правовые акты, и в первую очередь - в Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации.
-Как, по-вашему, можно было бы интегрировать медиацию в работу арбитражных судов?
-Если договором предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, суд обязан проверить ее соблюдение до рассмотрения спора по существу. При обращении к медиатору после начала судебной тяжбы результатом процедуры медиации, скорее всего, будет мировое соглашение, которое утверждается судом, и подлежит исполнению, в том числе и принудительно.
-Существует точка зрения, что если есть воля сторон к достижению соглашения, то они способны договориться сами, без помощи третьей стороны. На наш взгляд, даже при большом стремлении к мирному разрешению спора, сторонам необходимо получить возможность взглянуть на свои позиции со стороны, что и является одной из причин необходимости привлечения нейтральной стороны - медиатора. Хотелось бы узнать Ваши мнение по этому вопросу.
-Даже при обоюдном желании далеко не всегда участники спора в состоянии найти компромисс. Это не означает, что они не хотят его найти. Если в такой ситуации стороны обратятся за помощью к человеку, мнение которого они уважают, которому доверяют, и вместе с ним попытаются найти компромиссное решение, шансы на успех у них резко увеличатся. Ведь хотя сам медиатор не выносит решения, он помогает создать условия, приемлемые для переговорного процесса. Руководствуясь своим опытом и знаниями, он помогает спорщикам прийти к согласию.
-Как Вы соотносите медиацию - метод внесудебного разрешения споров - с российским менталитетом? Какие препятствия, по Вашему мнению, ожидают ее в реалиях российского сообщества?
- Процесс адаптации здесь будет очень непростым. Реалии нашего общества, правовая, экономическая и социальная ситуация, сложившаяся в нашей стране, весьма специфичны. Институт медиации на Западе основан, прежде всего, на подготовленности общества, на порядочности самих участников процедуры. В России процесс привыкания общества к институту медиации неизбежно будет протекать не столь гладко. Вполне возможно, что будут предприняты попытки использования медиации в корпоративных войнах.
Тем не менее, не стоит бояться медиации, ведь общество должно развиваться. Медиация - это шаг вперед. Очень важно, что представители бизнеса готовы договориться, их стоит поддержать в этом стремлении. Но нужно обязательно предусмотреть возможность исправления любой ошибки, допущенной в результате до судебных договоренностей, с помощью суда. Суд, в любом случае, должен остаться здесь неким гарантом справедливости.
Многое зависит и от личных качеств тех людей, которые будут участвовать в процессе медиации: в первую очередь - от медиатора, но также и от самих спорящих. Медиаторами же должны становиться только порядочные, честные профессионалы, для которых важна их собственная репутация. В целом, от медиации можно ждать многих плюсов: и снижения нагрузки на суды, и повышения общей правовой культуры наших граждан.
-Может ли внедрение медиации, по Вашему мнению, активно влиять на устоявшуюся практику разрешения споров в различных областях права?
Нет, скорее наоборот. Устоявшаяся судебная практика по тем или иным вопросам может способствовать медиации. Успех процедуры медиации во многом зависит от того, насколько оценки конфликтующими сторонами перспектив судебного разбирательства совпадают.
От медиации можно ждать многих плюсов: и снижения нагрузки на суды, и повышения общей правовой культуры наших граждан.
-В западноевропейских странах, в частности в Германии, медиация используется при рассмотрении налоговых споров. Насколько подобная практика в перспективе применима в России?
На мой взгляд, об этом говорить сегодня преждевременно. Для начала медиация должна проявить себя как состоявшийся общественный институт, заслужить доверие общества. Только тогда замена судебного разбирательства при разрешении налогового спора на процедуру медиации не будет служить еще одним поводом для обвинений и коррупции.
- Медиация, как вы уже говорили, наряду с другими преимуществами, может способствовать значительной разгрузки судов. Но здесь необходимо, чтобы сами судьи были достаточно информированы, и компетентно предлагали спорящим обратиться к этой процедуре. Насколько, на ваш взгляд, судьи готовы к подобному сотрудничеству?
- Мы готовы к взаимодействию с Московской городской думой и деловыми ассоциациями нашей страны в области правового регулирования и законодательного закрепления существования и развития института медиации. Помимо наличия в процессуальном законодательстве норм, касающихся медиации, ее поддержу могут обеспечить такие ресурсы Московского арбитражного суда, как собственный сайт суда и журнала (« Вестник АС г. Москвы»), ориентированный на целевую аудиторию, а также высокий профессиональный уровень судей, которые готовы принимать участие в образовательных и просветительных мероприятиях в качестве лекторов и преподавателей. Это может сыграть весьма позитивную роль в формировании цивилизованного института медиации. На мой взгляд, все сказанное обозначает вполне реальные перспективы для сотрудничества и институтом медиации.
- Существует мнение, что медиация - это метод, способствующий обеспечению доступа к правосудию. Согласны ли Вы с этим мнением? Какое влияние, на Ваш взгляд, может оказать медиация на существующую практику разрешения споров в сфере предпринимательской и корпоративной деятельности?
- Я поддерживаю такую точку зрения, поскольку одна из основ, на которых состоится процесс медиации, - это понимание конфликтующими сторонами своей правовой позиции и перспектив разрешения спора в случае обращения в суд.
И чем больше будет практиковаться медиация в предпринимательской и корпоративной деятельности, тем меньше рядовых, простых в правовом отношении дел будет попадать в суд. Эта дела занимают значительную часть времени судей и не представляют для совершенствования правовой системы никакой пользы, поскольку занимают не голову, а руки. Больше времени здесь уходит на необходимые формальности, а не на существо спора.
- В последние годы во многих странах предпринимаются активные попытки интеграции медиации в судебную систему. К примеру, в Германии на протяжении более чем трех лет, по заданию ЕС, проводился «пилотный» проект « Судебная медиация», сопровождавшийся научно - исследовательской работой, с целью последующего использования полученного опыта в практической деятельности. В проекте участвовали суды шести Земель и несколько десятков судей. Считаете ли Вы, что в России, со временем, подобное станет возможно?
- Мы открыты для проектов, которые могут принести пользу обществу. В перспективе считаю это возможным, но сегодня такая инициатива явно преждевременна - нельзя организационными мерами попытаться заменить отсутствующий пока в качестве такового общественный институт. В этой области, как мне кажется, вполне уместна поговорка «Насильно мил не будешь».
-В июне этого года Арбитражный суд г.Москвы совместно с Научно-методическим центром медиации и право провел научно-практическую конференцию «Медиация и ее возможности в разрешении корпоративных, межкорпоративных и коммерческих споров». Не могли бы Вы поделиться своим мнением о конференции и рассказать о ее значении для дальнейшего распространения Института Медиации?
- Конференция прошла успешно, а интерес судейского сообщества к мероприятию в очередной раз подтвердил, что тема медиации для нас весьма актуальна. Наши судьи подошли к участию в мероприятии ответственно и конструктивно. Огромный интерес вызвало выступление нашего коллеги из Германии, судьи - медиатора Артура Троссена. Очень содержательным было выступление директора Центра арбитража и посредничества Торгово - промышленной палаты РФ Олега Витальевича Бойкова, который серьезно занимается с темой медиации и процессуальным законодательством в этой области. Полагаю, что прошедшая конференция станет стимулом для тех законодательных инициатив, которым пришла пора превратиться в законы. На конференции не только обсуждали теоретическую составляющую закона о медиации, но и критиковали некоторые положения закона, что свидетельствует о серьезной проработке темы. И сегодня, как мне кажется, уже пришла пора обсуждать закон о медиации в комитетах Думы.
-Ваши пожелания журналу «Медиация и право. Посредничество и примирение».
-Побольше Вам компетентных читателей!

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что государственная судебная система, призванная осуществлять правосудие, из-за большой нагрузки на суды не является эффективной и доступной для всех обращающихся в суд за защитой своих прав и интересов .
В сфере физической культуры и спорта субъекты редко обращаются в официальные юрисдикционные органы. В футболе существует правило, что все споры должны разрешаться до суда в специальных органах по урегулированию конфликтов национальных спортивных федераций. Согласно ст. 61 Устава ФИФА обращение в обычные суды запрещается .
В правовом регламенте КХЛ указано, что “Хоккеист и Клуб соглашаются при возникшем споре на исключительную юрисдикцию Дисциплинарного комитета Лиги и САС или СА ТПП. Хоккеист соглашается не опротестовывать решения Дисциплинарного комитета и САС или СА ТПП” .
Существенным недостатком рассмотрения спортивных споров в области физической культуры и спорта судами общей юрисдикции является незнание такими судами специфики спортивных отношений и специфики норм и правил, действующих в указанном виде спорта и установленных регламентами российских и международных спортивных федераций.
Во всем мире споры в области профессионального спорта разрешаются специализированными третейскими судами, которые позволяют сочетать знания в области спортивных отношений, которыми не обладают профессиональные судьи государственных судов, независимость и оперативность функционирования с обязательностью их решений. Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport, CAS) в Швейцарии, Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Belge d’arbitrage pour le sport), Палата по решению споров в области спорта в Италии (Camera di Conciliazione e Arbitrate per lo Sport) – данные третейские суды функционируют уже не один год и за время своей работы сумели завоевать хорошую репутацию как среди спортсменов, так и среди теоретиков права.
Однако согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” трудовые споры не подлежат рассмотрению в третейских судах.
С 1 января 2011 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” .
Часть 2 ст. 1 Закона указывает на то, что Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских отношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также по спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Как известно, труд спортсменов и тренеров регулируется главой 54.1 Трудового кодекса РФ. Поэтому очевидно, что к указанным отношениям применима процедура медиации.
Вместе с тем в отличие от западных стран в России в сфере физической культуры и спорта такой альтернативный способ урегулирования конфликтов не получил должного применения.
При этом данный институт давно известен законодательству зарубежных стран. Так, например, в Аргентине 50% дел не доходят до суда, поскольку решаются с привлечением медиаторов . Значительную пользу отечественной правотворческой и правоприменительной практике принес анализ французского законодательства, изучение которого провел А.А. Соловьев .
Спортивный кодекс Франции подробно регламентирует выполнение посреднических функций Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом.
Статьей L.141-4 Законодательной части Кодекса предусмотрено, что Французский национальный олимпийский и спортивный комитет отвечает за урегулирование всех конфликтов между спортсменами, спортивными ассоциациями, обществами и признанными спортивными федерациями, за исключением конфликтов, связанных с допингом .
В России же применение института медиации возможно лишь между спортсменами, тренерами и спортивными клубами, что следует из ст. 348.1 ТК РФ.
Согласно ст. R.141-5 Французского кодекса обращение во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет с целью урегулирования спора является обязательным предварительным условием для предъявления любого иска в суд.
Для России такая норма неприемлема, т.к. органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров согласно ст. 382 ТК РФ являются исключительно комиссия по трудовым спорам и суд.
Согласно ст. 7 Закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” условием применения процедуры медиации является соглашение сторон. Наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры не являются препятствием для обращения в суд.
Установление обязательной процедуры медиации будет противоречить ст. 46 Конституции, которая провозглашает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих с ней положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, а также п. 2 и подп. “а” п. 3 ст. 2 и п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
С другой стороны, законодательное закрепление обязанности сторон конфликта в досудебном порядке обращаться к помощи медиатора неэффективно, т.к. приведет лишь к дополнительным затратам для сторон, создав лишний бюрократический барьер, препятствующий своевременной защите нарушенных прав и интересов.
Решением вопроса может стать право суда передавать трудовой спор медиатору для его мирного урегулирования.
Необходимо отметить, что процесс урегулирования разногласий при посредничестве является неформальным. Медиатор не вправе исследовать доказательства, устанавливать факты, выносить обязательное для сторон решение, подлежащее принудительному исполнению, в отличие от суда либо третейского разбирательства.
Весьма спорным в части возможности реализации процедуры медиации является п. 2 ч. 6 ст. 15 Закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, согласно которому медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь. Но как же при таких условиях возможно осуществление медиации? Ведь основная задача медиатора как раз и состоит в том, чтобы оказывать сторонам спора правовую и иную помощь в урегулировании конфликта.
В сфере физической культуры и спорта существуют специальные примирительные процедуры по разрешению споров с участием субъектов спорта. В футболе это Палата по разрешению споров, действующая на основании Регламента по статусу и переходам (трансферу) футболистов , в хоккее – Дисциплинарный комитет, действующий в соответствии с Правовым регламентом , в баскетболе – Комиссия Российской федерации баскетбола по допуску и переходу игроков, действующая на основании статуса игрока в Российской федерации баскетбола , и др.
Согласно ст. 1 Регламента по статусу и переходам (трансферу) футболистов Палата по разрешению споров – юрисдикционный орган РФС, осуществляющий в соответствии с Уставом РФС досудебное (внесудебное) урегулирование споров, участниками которых являются футбольные клубы, футболисты, тренеры, агенты футболистов и иные субъекты футбола.
В компетенцию Палаты по разрешению споров входят вопросы определения уважительных причин для досрочного расторжения трудового договора, размеров компенсации в пользу футболистов либо клуба, наложение спортивных санкций. Палата исследует все имеющиеся по делу доказательства, опрашивает стороны, заслушивает экспертов, дает разъяснения. Решение Палаты является обязательным для сторон, т.к. в случае невыполнения решения к виновной стороне будут применены спортивные санкции. Такая процедура является действенной, более эффективной, нежели судебное решение с невозможностью его исполнения и тем более институт медиации.
В хоккее Дисциплинарный комитет рассматривает споры, возникающие при заключении новых контрактов между клубами и хоккеистами, у которых завершились контракты, путем рассмотрения и определения предельно допустимой суммы и срока контракта хоккеиста, а также иные споры независимо от предмета или субъектного состава при наличии спортивной корпоративно-дисциплинарной оговорки (п. 3.5 Дисциплинарного регламента) .
Дисциплинарный комитет включает несколько палат, в т.ч. специально образованную Палату по спортивным трудовым спорам.
Арбитрами Дисциплинарного комитета могут быть физические лица, имеющие заслуженный авторитет, положительную деловую репутацию и гражданскую позицию, а также обладающие необходимыми знаниями для всестороннего, объективного и независимого разрешения споров, отнесенных к компетенции Дисциплинарного комитета (ст. 38 Дисциплинарного регламента).
Срок обращения в Дисциплинарный комитет составляет два года для всех категорий дел (ст. 46 Дисциплинарного регламента), в отличие от установленного для индивидуальных трудовых споров ст. 386 и ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока.
В Дисциплинарном регламенте подробно описывается производство в Дисциплинарном комитете: доказательства и доказывание, заседание Дисциплинарного комитета, решение Дисциплинарного комитета, прекращение производства по делу, особое производство.
Важно отметить, что неисполнение решения или определения Дисциплинарного комитета влечет наказание в виде отдельного решения об ответственности виновной стороны, вплоть до спортивной корпоративной дисквалификации юридического или физического лица (ст. 91 Дисциплинарного регламента). Данная мера является эффективной.
Таким образом, спортивно-трудовые споры в России представляют собой особый вид разногласий, которые возникают в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях, имеют свою специфику, которая обусловлена предметом возникающих разногласий, субъектным составом участников трудовых разногласий и органами, их разрешающими.
Вместе с тем статус юрисдикционных досудебных органов в спорте не закреплен федеральным законом и является спорным с точки зрения российского трудового права. Как было отмечено выше, трудовые споры подлежат разрешению лишь комиссией по трудовым спорам и судом. К трудовым конфликтам применима процедура медиации.
В связи с этим возникает вопрос: можно ли рассматривать юрисдикционные досудебные органы в спорте как альтернативный способ урегулирования конфликтов – медиаторами?
Очевидно, такие органы ими и являются, однако их статус значительно отличается от установленного в Законе “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, о чем было сказано выше.
Каким образом возможно соединить эти процедуры? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой. Медиация как один из видов профессиональной деятельности требует создания своих норм, стандартов и правил, в т.ч. в обязательном порядке “кодекса поведения медиатора”.
Функции медиации необходимо возложить на систему физической культуры и спорта, для чего в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” следует включить специальные нормы о праве спортивных федераций в лице специально уполномоченных органов заниматься медиативной деятельностью. Необходимо придать обязательную силу рассмотрению конфликтов в спорте с участием медиаторов – досудебных юрисдикционных органов спортивных федераций по видам спорта. В трудовом договоре необходимо делать медиативную оговорку, трудовой договор подлежит обязательной регистрации в спортивной федерации.
Перечисленные выше проблемные аспекты Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” нисколько не умаляют его значение, но являются прекрасным стимулом для дальнейшего развития законодательства, посвященного альтернативным процедурам урегулирования споров.

Погорелов Максим Александрович,
аспирант МГЮА имени О.Е. Кутафина,
член Национального объединения спортивных юристов России .

1. Устав ФИФА
2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (в ред. от 21.04.201 1) “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242.
3. Правовой регламент КХЛ. Утвержден Правлением КХЛ (Протокол N 6 от 30 марта 2011 г.)
4. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (в ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 30. Ст. 3019.
5. Соловьев А.А. Институт медиации в России и процедуры урегулирования споров с участием посредника по Спортивному кодексу Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 2.
6. Соловьев А.А. Указ. соч.
7. Спортивный кодекс Франции. Регламентарная часть. Декреты. Книги I и II / Пер. с франц. и вступительная статья к.ю.н. А.А. Соловьева // Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2010.
8. Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов: утв. Постановлением Бюро Исполкома Общероссийской общественной организации “Российский футбольный союз” N 74/14 от 15 июля 2011 г.
9. Правовой регламент КХЛ: утв. Правлением КХЛ (Протокол N 6 от 30 марта 2011 г.)
10. Статус игрока в Российской Федерации баскетбола: утв. на заседании Исполкома РФБ 21.07.2011
11. Дисциплинарный регламент

7 апреля 2010 года состоялось интервью на тему "Медиация. Как достичь равновесия в споре?" с президентом Научно-методического центра медиации и права, председателем подкомиссии по альтернативным методам разрешения споров и медиации Ассоциации юристов России Цисаной Автандиловной Шамликашвили , в ходе которого она рассказала о том, каковы особенности медиации, как она влияет на правовую культуру, насколько поможет изменить российскую судебную систему, как отразится на решении споров в различных отраслях, а также кто такие медиаторы и кто может стать медиатором. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы .

КонсультантПлюс: Президент РФ внёс в Государственную Думу . В России может появиться институт медиации. Иван Викторович из Москвы интересуется, где можно ознакомиться с ним и предполагается ли какое-либо общественное обсуждение данного законопроекта?

Цисана Автандиловна Шамликашвили : С законопроектом можно ознакомиться на сайте Государственной Думы Российской Федерации, а также на сайте нашего центра www.mediacia.com . Общественное обсуждение данного законопроекта, наверное, предполагается.

По Вашему мнению, что мешает массовой реализации практики медиации в России? Можно ли говорить о том, что отсталость (в этом плане) нашей страны от других государств является следствием психологических и культурных особенностей россиян? - Саркар Магомедов (г. Махачкала, Р. Дагестан)

Цисана Автандиловна: Сегодня еще рано говорить о массовой востребованности медиации в России. Прошло не так много времени. К этому надо подходить с большой осторожностью. Медиация является очень хрупким институтом, который непрофессионализмом можно очень легко дискредитировать. Для того чтобы сделать медиацию востребованной, мы должны прилагать усилия для создания условий компетентного предложения медиации, одновременно формировать просвещенный спрос. Потребители медиации как услуги должны достаточно ясно представлять себе суть этой процедуры, понимать роль медиатора в ней, а также роль и степень вовлеченности себя и оппонента. Мы ни в коем случае не должны считать, что отстаем от международного сообщества в развитии медиации, просто спрос на нее в нашем обществе сложился гораздо позже. Мы всего неполных 20 лет как перешли к рыночной экономике. Необходимо время для того, чтобы различные социальные слои и общественные группы могли понять и осознать преимущества этого метода. Конечно, существует инертность, но она преодолима. И мы видим уже первые и явственные признаки того, как общество присматривается, прислушивается и начинает пользоваться пока еще новым для себя институтом.

В каких сферах законодательства (гражданском, административном и т.д.) возможно разрешение споров с использованием процедур медиации? - Ефимов Н.В., адвокат (г. Казань)

Цисана Автандиловна: В законопроекте четко обозначены сферы, в которых будет регулироваться применение медиации. Это гражданско-правовые споры, включая предпринимательские, семейные и трудовые. Данный закон является базовым, институционализирующим медиацию в российском правовом поле. Со временем, по мере развития практики и востребованности медиации, наверное, будут расширяться категории споров, в которых данный институт будет применяться.

Объясните, пожалуйста, смысл формулировки "посредники, в том числе медиаторы" и предпосылки термина "медиативное соглашение". Поясните, как медиаторы делятся на профессиональных и непрофессиональных. Что же получается: если стороны, урегулировав свой спор/конфликт, обратились не к "правильному" медиатору или по итогам работы заключили "неправильное" соглашение, процесс и результат не имеют никакой силы и бессмысленны? - Екатерина (Санкт-Петербург)

Цисана Автандиловна: Стороны сохраняют за собой полную свободу выбора обращения к профессиональному или непрофессиональному медиатору в том случае, если они решили разрешить свой спор, не обращаясь в суд, и если между ними не существовало договоренности о применении процедуры медиации в случае возникновения разногласий. Вовсе не значит, что медиатор, который осуществляет внесудебную медиацию и относится к непрофессиональным медиаторам, является "неправильным" медиатором. Предпочтительно, чтобы медиатор обязательно прошел профессиональную подготовку. Можно обращаться к непрофессиональным медиаторам, если нет необходимости формализовать достигнутое соглашение. Например, соседские споры, споры в образовательной системе, некоторые споры в трудовом коллективе. В любом случае желательно, чтобы стороны закрепили свои договоренности в медиативном соглашении. Это поможет сторонам избежать недоразумений в процессе реализации этих договоренностей. Наибольшую силу данному соглашению придает добровольное участие и стремление сторон найти мирный выход из создавшегося конфликта, а также договоренности, которые отражают их истинные интересы и потребности.

Какое отношение к законопроекту, внесенному Президентом в Госдуму, имеет Научно-методический центр медиации и права? Центр вел подготовку проекта, давал заключения или как-то еще участвовал? Почему о подготовке данного законодательного акта не было известно широкому кругу лиц, не было общественного обсуждения и т.д.? - Николаева Екатерина Викторовна (Санкт-Петербург)

Цисана Автандиловна: В процессе подготовки данного законопроекта наш центр направлял свои предложения и рекомендации.

В законопроекте написано: "Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе. 1. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Поясните, пожалуйста, будут ли будущие медиаторы обязаны проходить обучение по какой-либо одной программе и что значит "программа подготовки, утверждаемая в порядке, определяемом Правительством РФ"? Кем будет утверждаться программа и что подразумевается под порядком утверждения программы? - Марья (Санкт-Петербург)

Цисана Автандиловна: На этот вопрос можно ответить пока предположительно. Вероятнее всего, будут единые стандарты и единые критерии, по которым эти программы будут реализовываться для объединения профессиональных медиаторов в саморегулируемые организации. Профессиональная подготовка медиатора будет одним из необходимых критериев для вступления в саморегулируемую организацию.

Если это не предпринимательская деятельность, то почему бы не привлечь к данной работе судей в отставке, прокуроров, то есть лиц, которые могут правильно, с правовой позиции разрешить спорные вопросы, находя для сторон приемлемые варианты решения. А еще, думаю, надо установить какой-то определенный стаж для медиатора: ведь наличие житейского, а больше практического профессионального стажа лучше поможет разрешить кому-то проблемы без судебных затяжных процессов. Более того, если судью уличишь в проявлении коррупции, то все равно отказаться от него нельзя, а вот если медиатора заподозришь в чем-то, то отказаться можно безболезненно. - Иванова Галина Петровна (Уфа)

Цисана Автандиловна: Деятельность медиатора - это не вынесение решений. Это содействие сторонам в урегулировании спора. В процедуре медиации право не применяется. Оно используется как граница, как ориентир для того, чтобы решения, которые достигаются сторонами, не выходили за пределы, дозволенные законом. Если говорить о привлечении судей в отставке в качестве медиаторов, то это широко принятая практика во многих странах мира, где медиация востребована. И мы надеемся, что в будущем в нашей стране это тоже станет возможным. Согласно действующему законодательству о статусе судей судьи в отставке не имеют право вести такую деятельность. Что касается прокуроров, то изначально по роду своей деятельности представители этой юридической специальности являются обвинителями и не могут быть рассмотрены как кандидаты в медиаторы. Медиация исходит из презумпции невиновности обеих сторон. И стороны должны иметь равные права и возможности для защиты своих интересов и прав. Относительно профессионального стажа, для того чтобы медиатор получил профессиональную подготовку, мог оказывать эту помощь на высоком уровне, он должен иметь как можно больше практики, впрочем, как и в любой другой специальности.

При обучении по программе базового курса медиации мы стараемся передать слушателями не только глубокие знания, но и уделять большое внимание практической подготовке - навыкам проведения процедуры медиации. Поэтому в базовом курсе более 40% времени уделяется ролевым играм и на итоговом экзамене наиболее значимой частью является практическое испытание, в котором каждый из претендентов на звание медиатора должен продемонстрировать приобретенные навыки при разрешении споров из реальной жизни. Именно поэтому после базового курса медиации продолжительностью 120 часов слушатели могут практиковать медиацию. Но для того чтобы стать профессиональными медиаторами, им необходимо дальнейшее обучение и накопление практического опыта уже по узкоспециальным направлениям. И конечно, в работе медиатора одним из важнейших аспектов является следование кодексу профессиональной этики. Кроме того, медиация - это процесс, который контролируют сами стороны. Поэтому здесь неуместно говорить о коррупции. Если стороны заподозрили нарушение принципов нейтральности и беспристрастности либо у них есть какие-то другие причины усомниться в профессионализме медиатора, то их право в любой момент отказаться от участия в процедуре. Для медиатора это потеря доверия, как сторон, так и со стороны профессионального сообщества.

1. Какое предусматривается обучение для медиаторов? Что это будет за программа, утверждаемая Правительством РФ? Насколько я знаю, сейчас программы обучения разработаны только для юридических вузов. Вместе с тем медиатором может быть лицо с любым высшим образованием. Получается, такая программа подготовки должна быть основана на общих началах конфликтологии, но ведь должна она включать и основы юридических знаний, т.к. внесудебное медиативное соглашение есть договор, который нужно оформить надлежащим способом. Но юридические знания, как и любые другие, очень специальны, в связи с этим возникает вопрос о целесообразности введения обязательной программы обучения для профессиональных медиаторов.
2. П. 5 ст. 11: "Медиатор не вправе, если стороны не договорились об ином, вносить предложения об урегулировании спора", - зачем нужна такая норма, препятствующая нормальному разрешению конфликта и противоречащая самой сути медиации, сводящая ее до переговоров?
3. Очень изящный способ выбран в проекте для исполнения достигнутого соглашения: утверждение судом (как мировое соглашение) или гражданский договор. Такие соглашения (гражданские соглашения) могут иметь очень разный предмет и условия. С одной стороны, они представляют стороне возможность обратиться с иском, с другой - делают разрешенную ситуацию крайне нестабильной. Может, стоит четко закрепить, что одностороннее расторжение данного соглашения невозможно? - Александр (Воронеж)

Цисана Автандиловна: По первому вопросу. После вступления в силу закона о медиации встанет вопрос о формировании стандартов подготовки профессиональных медиаторов. Каков будет механизм, нам трудно сказать. Вероятнее всего, он будет аналогичен тому, как принимаются стандарты для других профессиональных программ. Либо это будут программы, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями.

Медиация ни в коем случае не является конфликтологией. Медиация - это сложный, отличный от других способов разрешения споров процесс, который относится к конфликтологии так же, как любые другие способы разрешения конфликтов. Конфликтология является обширной наукой, изучающей все аспекты зарождения, механизмы развития и разрешения конфликтов. Медиация, как я уже сказала, совершенно отличный от всех других метод разрешения споров. В медиации самим сторонам предоставляется полнота влияния и контроля не только над содержательной частью решения по спору, но и процессом его выработки. И для нас очень важно, чтобы обществом это было воспринято. Именно это делает медиацию не только социально значимым, но и очень нужным для каждого отдельного человека институтом.

Центром медиации и права разработаны программы профессиональной подготовки медиаторов, начиная от базовой и вплоть до мастера медиации. Успешное завершение обучения по программе "Мастер медиации" позволяет выступать в качестве профессионального медиатора в спорах самого широкого спектра, а также преподавать медиацию. Что касается программ, разработанных для юридических вузов, важно отметить, что в мире не практикуется профессиональная подготовка медиаторов в юридических школах как часть образовательного процесса. Обычно медиаторов готовят специальные центры и обучающие организации. Предполагается, что с медиацией как одной из форм альтернативного разрешения споров студенты должны быть ознакомлены. Обычно это непродолжительные программы - от 24 до 36 часовых курсов. Желательно, чтобы подобные программы реализовывались не только в юридических вузах, но и в вузах, где готовят экономистов, менеджеров, а также представителей социально ориентированных профессий. Уже четвертый учебный год наш центр обучает студентов трех ведущих вузов страны - Российской школы частного права, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина - по программе "Введение в медиацию", разработанной нашим центром. Медиатору необязательно иметь правовые знания. Более того, медиатор не должен консультировать стороны по правовым вопросам. Что касается оформления медиативного соглашения, то это задача адвокатов или юридических консультантов сторон.

Отвечая на следующий вопрос , могу сказать, что в данном случае автор вопроса не в полной мере понимает особенность медиации. Внесение предложений о разрешении спора медиатором противоречит сути медиации. Это еще одно доказательство того, как важно разграничивать понятия посредничества в целом и медиации. Медиация является одной из форм посредничества. Существуют формы посредничества, где третья сторона, опираясь на большую директивность, авторитарность, предлагает варианты разрешения спора, которые ей кажутся более приемлемыми. Это вовсе не означает, что решение действительно отражает интересы самих сторон. Одним из наиболее важных и привлекательных свойств медиации является наделение сторон силой влияния на принимаемые решения, их качество и содержание. Это понятие называется empowerment.

Могу отметить, отвечая на третий вопрос , что медиация по сути, если она была проведена без нарушения ее основополагающих принципов, позволяет достигать таких решений, которые должны исполняться сторонами добровольно. Поэтому говорить о нестабильности этих решений не представляется корректным. Соответственно, статуса гражданско-правового договора для такового решения вполне достаточно. Но в некоторых случаях сторонам необходимо заручиться дополнительными гарантиями. Именно поэтому в случае обращения к медиации после подачи иска в суд или обращения к третейскому разбирательству предусмотрена возможность утверждения медиативного соглашения как мирового, что придает ему силу исполнительного листа.

Хотелось бы в будущем открыть центр медиации в своем городе. Как можно стать медиатором? Сроки и условия подготовки, форма обучения. - Ирина (Пыть-Ях, ХМАО-Югра)

Цисана Автандиловна: Разумеется, в будущем будут открываться центры и службы медиации. Необходимым условием их успешности является профессиональная подготовка тех, кто будет работать в этих организациях. Для подготовки профессионального медиатора требуется время. Это невозможно сделать за несколько дней или даже за несколько недель. Я уже говорила о тех программах, которые разработаны и реализуются центром. Желающие могут зайти на наш сайт www.mediacia.com, для того чтобы познакомиться с возможностями обучения.

У многих предпринимателей при решении вопроса о передаче дела на рассмотрение посреднику может возникнуть вопрос: каким образом по сути частное лицо может принять конкретные меры по обеспечению иска? Допускается ли принудительное исполнение обеспечительных мер?
В интервью, данных сотрудниками Вашего центра, подчеркивалось, что исполнение медиативных решений самими сторонами осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности. В то же время ч. 4 ст. 12 законопроекта, внесенного в ГД Президентом России, предусматривает гражданско-правовую ответственность стороны, если она не исполняет или отказывается исполнять такое соглашение. В этой связи вопрос: вправе ли заинтересованная сторона обратиться с иском в компетентный суд с требованием о понуждении к исполнению медиативного соглашения, в том числе в натуре? - Камышевский Владислав Игоревич, к.ю.н. (Москва)

Цисана Автандиловна: Мы говорим о медиации, и в данном случае неуместна такая фраза, как "передача дел на рассмотрение посреднику". Стороны сами принимают решение о необходимости обращения к процедуре медиации. И если они принимают это решение, то медиатор выступает лишь содействующей стороной, а не рассматривает дело сам. Его задача помочь сторонам, как я уже говорила, наладить конструктивный диалог и совместными усилиями, прояснив глубинные интересы, найти взаимоудовлетворяющее решение. Соответственно, здесь неуместно говорить об обеспечительных мерах. Разумеется, медиация не является панацеей. Очень важно, чтобы суд всегда оставался последней инстанцией, куда стороны могут обратиться за защитой своих прав.

Я работаю в консалтинге и периодически выступаю в качестве медиатора в ходе решения каких-то спорных или конфликтных ситуаций в организации, в свое время хорошую подготовку медиатора получал в Петербурге. После утверждения Закона я должен буду где-то подтверждать свой диплом? Если да, сколько это будет стоить? - Марк, бизнес-консультант (Москва)

Цисана Автандиловна: Если уже есть определенная подготовка и практика, то, возможно, нужно будет впоследствии для перехода в ранг профессионального медиатора пройти дополнительный курс, подтверждающий аттестацию, чтобы сделать возможным вступление в профессиональную саморегулируемую организацию.

Где сегодня можно получить образование медиатора? - Алексей (Санкт-Петербург)

Цисана Автандиловна: На сегодняшний день существует много предложений в сфере подготовки медиаторов. Первой и ведущей организацией по обучению медиаторов является Центр медиации и права. Это единственная организация, где были разработаны оригинальные авторские программы, впитавшие в себя наилучший опыт зарубежных стран. Но при этом программы разработаны с учетом социокультурных и правовых особенностей нашей страны. На эти программы получена государственная лицензия.

Какие процедуры медиации рекомендуете применить в процессе оказания первичной бесплатной юридической помощи социально незащищенным гражданам? - Сулейман Шабан оглы Дадашов, руководитель бесплатной юридической приемной юридического факультета НОУ ВПО РосНОУ (г. Москва)

Цисана Автандиловна: При оказании бесплатной юридической помощи стороны так же, как и в других случаях, могут быть направлены на медиацию. Сегодня нами вводится такая практика совместно с двумя наиболее авторитетными юридическими школами нашей страны. Мы создаем медиативные клиники совместно с юридическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и с Московской государственной юридической академией им. О.Е. Кутафина, что позволит включить медиацию в арсенал юридической помощи наименее защищенным и социально неблагополучным гражданам.

Вы уже являетесь медиатором, были ли в Вашей практике интересные случаи урегулирования споров? - Юрий Мельников (Москва)

Цисана Автандиловна: Каждый медиатор, который прошел длительный путь становления в профессии, может сказать, что каждый случай является интересным и уникальным. Медиация ориентирована на индивидуальные интересы сторон независимо от того, межличностный это спор или межкорпоративный. Поэтому, даже если тема спора одна и та же, все случаи уникальны.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.

Интервью с Ц.А. Шамликашвили подготовлено редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной.
Фото - В. Верендеев.

Проблемы и перспективы развития медиации в современной России

Для нашей страны формирование понятия медиации получает все большую известность и является относительно новым «явлением» в составе российского права. Необходимость привлечения данной процедуры в российскую почву вызвано в связи с загруженностью судов и тенденцией развития судебной системы в русле международных отношений.

Медиация - это новый этап внесудебного разрешения споров, о котором сегодня в России говориться все чаще и который определенно, способен оказать серьезное влияние на все «правовое поле» нашей страны.

В большинстве случаев, если спорящие стороны будут разрешать свою проблему путем обсуждения, то они могут придти финалу быстрого и наиболее лучшего результата, чем в судебном разбирательстве.

Безусловно, что любые конфликтные раздоры отнимают здоровье, время, материальные ресурсы, поэтому разрешении конфликтов данной процедурой способствует восстановлению равновесия, и не важно, каким способом это равновесие достигнуто, важен сам положительный результат. Но в большинстве случаев это им не удается без правового вмешательства третьего лица - посредника .

В настоящее время идеи медиации приобретают все большую популярность в юридическом обществе, процедуру досудебного регулирования споров применяют свыше 30 передовых стран мира, потому что считают - за медиацией будущее.

За период своего существования данная техника освоила многие конфликтные поля и показала свою эффективность в различных ситуациях, конфликты на работе, семейные конфликты и другие.

Чаще всего о процедуре медиации идет речь в рамках гражданско-правового законодательства, но наметились определенные исследования к развитию данной процедуры в уголовном судопроизводстве, поэтому широкий спектр реализации идей медиации стала бы интеграция данного института в судопроизводство, где широкий спектр гражданских и уголовных дел, возможно, разрешить с помощью примирительных процедур .

В настоящее время, действующее российское законодательство, допуская примирительные процедуры с участием посредника, на любой стадии судопроизводства, не предусматривает возложения функций медиатора на мирового судью. Наличие адекватные примирительных процедур будет способствовать восстановлению прав потерпевшего, уменьшает воздействие системы правосудия на участников судопроизводства и является закономерной предпосылкой, как быстрого разрешения конфликта, так и обеспечения возмещения вреда, причиненного потерпевшему.

Таким образом, целесообразно провести следующую сравнительную характеристику, отличающую процедуру медиации от судебного разбирательства .

Медиация

Процесс может начаться и вопреки
воле одной из сторон

Процедура медиации подразумевает
добровольность

Судья назначается

Медиатор выбирается

Решение принимается в строгом
соответствии букве закона

Решение принимается с учетом интересов
сторон, но в рамках закона

Суд наделен властными полномочиями

Медиатор не имеет властных полномочий
и лишь способствует выработке решения

Длительная и формализованная
процедура

Ускоренная и неформальная процедура

Состязательность сторон

Сотрудничество сторон

Публичность процесса

Конфиденциальность

Безусловно, мы видим, что внесудебные процедуры не предполагают обжалования достигнутого соглашения, что обеспечивает быстроту его исполнения. Преимуществом медиации является конфиденциальность проводимых примирительных процедур. Законопроектом предусмотрено, что посредник, получивший информацию, кусающую спора, от одно стороны, не в праве без ее согласия раскрыть эту информацию другой стороне.

В связи с этим, разрешение споров с участием посредника является более гибким. Стороны могут договориться о восстановлении в правах одной стороны, принесения извинений и других способов, которые удовлетворят участников спора.

Таким образом, среди проблем, связанных с использованием медиации в судопроизводстве, можно выделить проблемы процессуального, организационного и кадрового обеспечения. Понятно, что решить все эти задачи одномоментно достаточно сложно. Необходим дифференцированный подход к поиску путей и средств интеграции медиации .

Проблема развития института медиации связана и со спецификой медиационных правоотношений: они носят трехсторонний характер и предполагают наличие специальных субъектов, которые выступят в качестве посредника между подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и потерпевшим. К сожалению, в современной России не сформирован институт такого профессионального посредничества, т.е. отсутствуют профессиональные медиаторы, а органы предварительного расследования и суды часто оказываются не готовыми к принятию такого конвенционального процесса . Это диктует настоятельную потребность в переподготовке судей и совершенствовании их кадрового обеспечения, формулирования требований, которым должен соответствовать судья-медиатор .

При таком подходе, важное место, как уже отмечалось выше, занимает проблема подготовки и повышения квалификации мировых судей в контексте приобретения ими знаний и навыков медиаторства. Безусловно, что к судье предъявляются повышенные требования как в плане личностных качеств, так и профессиональных. Вместе с тем процедура медиаторства предполагает обладание определенными качествами, позволяющими сторонам распознать на ранних стадиях досудебной подготовки дела непродуктивные составляющие конфликта, из-за которых между сторонами продолжается спор, а также суть существующих между ними разногласий . Судья, так же как и медиатор, создает условия для понимания и осознания сторонами движущих мотивов существующего конфликта. Судья может выступить своего рода "переводчиком", помогая сторонам "расслышать" за наслоением эмоций, обид, неудовлетворенности истинные интересы, потребности, чувства, и направляет общение в более конструктивное, позитивное русло, что одновременно позволяет расширить суженное в результате конфликта поле зрения. В виду этого, интеграция медиации в судебные процедуры представляется одним из приоритетных направлений в сфере реформирования судебной системы. И хотя сегодня об этом в России говорить рано, международный опыт свидетельствует о том, что подобная практика может быть очень успешной и эффективной.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что применение альтернативных способов разрешения споров в настоящее время является необходимым как для государства, так и для хозяйствующих субъектов. При этом переход к использованию альтернативного разрешения споров должен произойти гармонично не путем издания тех или иных законов, а именно добровольно, самими хозяйствующими субъектами, как вариант разрешения спорных ситуаций, самостоятельно, без участия государства.

Список литературы

  1. Саттарова А.А. в современной России: проблемы и перспективы // Юридический мир. 2011. № 1. С. 47 - 51.
  2. Головко Л.В. Институт уголовно-правовой медиации и его перспективы в Российской Федерации // Закон. 2009. № 4. С. 127.
  3. Попович А.А.

В мировой практике разрешения споров в сфере частного права главенствующее место занимают альтернативные формы разрешения споров. В последние годы в России также растет интерес к альтернативным процедурам урегулирования юридических споров, в частности с участием посредника (процедурам медиации).

Медиация как посредническая деятельность в переговорах уходит своими корнями в глубокое прошлое. Она существовала в Древнем Китае, в странах Африки Древнего мира, где старейшины рода или племени выслушали в качестве своеобразных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций.

В современном понимании институт медиации начал развиваться во второй половине XX века сначала в странах англосаксонской правовой системы (США, Великобритании, Австралии), затем в европейских странах. На сегодняшний день медиация получила признание при разрешении самого широкого спектра юридических споров, начиная от семейных и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере. Так, в настоящее время, к примеру, в США с помощью процедур внесудебного разрешения споров разрешается до 80% конфликтов, причем из всех мировых решений 30% происходят в результате третейского разбирательства, а 70% - медиации.

Одна из областей, где посредничество имеет весьма положительный опыт применения, - сфера спортивных отношений. Это продиктовано тем, что преимущества данного способа разрешения споров создают максимально интересные для субъектов спортивной деятельности условия и возможности. Это вопросы быстроты принятия решений, конфиденциальности, сохранения репутации, относительная дешевизна, дальнейшее сохранение между спорящими сторонами нормальных деловых, спортивных и других отношений за счет примирения. Субъекты спортивной деятельности также заинтересованы в том, чтобы спор между ними был разрешен независимым лицом, обладающим специальными знаниями в области спорта и, следовательно, способным учесть детали и тонкости каждой конкретной конфликтной ситуации. Независимость посредника от спортивных организаций детерминирует сложность повлиять на его решение. При этом, в случае если примирительные посреднические процедуры не принесли желаемого результата, за сторонами сохраняется право обратиться за разрешением спора в суд и другие юрисдикционные органы.

Российскому законодательству медиация как примирительная процедура с участием посредника известна уже не первый год, правда, главным образом в рамках судебного разбирательства. Например, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (далее - АПК РФ) главой 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» предусмотрена возможность обращения к посреднику в целях урегулирования спора. В частности, в ч. 2 ст. 138 АПК РФ говорится, что стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону. То есть примирительные процедуры могут быть различными, в том числе с участием посредника или без него.

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее также - Федеральный закон о медиации). Он разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Федеральным законом о медиации регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Если споры возникли из иных отношений, действие Федерального закона о медиации распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам , а также спорам, возникающим из отношений, указанных выше, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Положения Федерального закона о медиации не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Под процедурой медиации в ст. 2 Федерального закона о медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения; медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора; организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации , - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных Федеральным законом о медиации действий.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. № 969 «О программе подготовки медиаторов».

Основной базой специалистов для рассмотрения спортивных споров, в том числе связанных с трудовыми отношениями в спорте, в форме медиации являются Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национальное объединение спортивных юристов Российской Федерации, объединяющих ведущих специалистов в области спортивного права нашей страны.

Обобщая изложенное в параграфе, следует отметить, что многие спортивные споры могут разрешаться посредством медиации. В сравнении с традиционными, прежде всего судебными, способами разрешения споров медиация имеет свои существенные отличительные особенности.

Доступность . Медиатор может посредничать при разрешении любых споров, основываясь не только и не столько на требованиях закона, сколько на интересах сторон, нормах морали и нравственности и личного жизненного опыта.

Конфиденциальность . Медиация ограничена рамками общения оппонентов и медиатора что важно для сторон в случае если спор затрагивает коммерческие интересы или личные взаимоотношения сторон и их разглашение может повлечь убытки или иные неблагоприятные последствия.

Оперативность . В отличие от судебного процесса медиация не связана длительными бюрократическими процедурами, особенностями документооборота и сложными процессуальными нормами. В медиации стороны настроены на быстрое и взаимовыгодное разрешение конфликта и предпринимают все возможные усилия для скорейшего разрешения спора. Оперативность разрешения спора в спорте имеет большое значение, поскольку от этого зависит непрерывность проведения спортивных соревнований.

Эффективность . Стороны сохраняют нормальные личные или деловые отношения, избегают публичной огласки конфликта в судебных инстанциях, разрешают спор, затрагивающий деликатные вопросы.

Экономичность . Деятельность медиатора может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе. Стороны существенно экономят на судебных расходах.

Результативность . Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает вопрос таким образом, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и виноватых, а направляет стороны по пути нахождения взаимоприемлемого решения.

Управляемость . В отличие от суда, в котором спор конфликтующих сторон рассматривает назначенное должностное лицо судья, в процедуре медиации стороны добровольно заключают соглашение, самостоятельно выбирают медиатора и определяют порядок проведения медиации.

Наиболее длительную историю применения медиация имеет в сфере международных споров. Следует отметить, что в июне 2004 г. в Брюсселе при поддержке Европейской комиссии инициативной группой практикующих медиаторов, представляющих более 30 европейских организаций, связанных с альтернативными способами разрешения споров, был разработан Европейский кодекс деятельности медиаторов (European Code of Conduct for Mediators), который, в частности, послужил основой для разработки отечественного Федерального закона о медиации.

Одной из форм урегулирования спортивных споров в Международном спортивном арбитражном суде в Лозанне является арбитражная процедура посредничества. Она урегулирована Регламентом посредничества данного суда, являющегося составной частью Кодекса спортивного арбитража.