Правовые основы обеспечение национальной безопасности россии. Правовые основы национальной безопасности (административные и информационные аспекты)

Тема 5. Основные элементы государственной системы обеспечения национальной безопасности России.

Общая характеристика сил и средств обеспечения национальной безопасности России.

Обеспечение национальной безопасности в сфере обороны и военного строительства.

Министерство иностранных дел, Федеральная служба безопасности, внешняя разведка и Федеральная служба охраны в системе обеспечения национальной безопасности.

Правоохранительные органы в системе обеспечения национальной безопасности.

Семинарские занятия:

Семинар 1. Основные элементы государственной системы обеспечения национальной безопасности России.

Тема 6. Конституционно-правовая основа обеспечения национальной безопасности России, в условиях чрезвычайных ситуациях.

Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций социально-политического характера.

Основы правового обеспечения национальной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Правовой режим чрезвычайного положения.

Семинарские занятия:

Семинар 1. Конституционно-правовая основа обеспечения национальной безопасности России, в условиях чрезвычайных ситуациях.

Тема 7. Особенности правового регулирования экономической безопасности и проблемы ее обеспечения в РФ.

Экономическая безопасность и проблемы ее обеспечения для России

Угрозы национальным экономическим интересам России и способы противодействия им.

Тема 8. Особенности правового регулирования информационной безопасности России.

Понятие и сущность информационной безопасности в современных условиях.

Новые информационно-технологические и информационно-психологические угрозы личности, обществу, государству.

Семинарские занятия:

Особенности правового регулирования информационной безопасности России.

Тема 9. Особенности правового регулирования экологической безопасности России.

Истоки экологических опасностей и сущность безопасности.

Особенности обеспечения экологической безопасности России.

Тема 10. Особенности правового регулирования противодействия коррупции как угрозе национальной безопасности России.

Коррупция как фактор внутренней угрозы национальной безопасности России.

Нормативно-правовое обеспечение механизма противодействия коррупции в органах государственной власти и органов местного самоуправления.

Семинарские занятия:

Семинар 1. Особенности правового регулирования противодействия коррупции как угрозе национальной безопасности России.

Тема 11. Особенности правового регулирования межнациональных конфликтов как угрозе национальной безопасности России.

Экстремизм как фактор, обуславливающий чрезвычайные ситуации социально-политического характера и классификация форм его проявления.

Межэтнические конфликты на религиозной «почве». Религия-политика-безопасность.

Безопасность в духовной сфере: проблемы сохранения духовного потенциала России.

Тема 12. Особенности правого регулирования миграционной и демографической безопасности России.

Основные факторы влияющие на миграционную безопасность. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности России.

Демографический кризис- как угроза национальной безопасности России.

Семинарские занятия:

Семинар 1. Особенности правого регулирования миграционной и демографической безопасности России.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Р 1 Р 2
1. Международное право Х Х Х Х
2. Экологическое право Х Х Х
3. Уголовное право Х Х Х Х Х Х Х
4. Информационное обеспечение деятельности Федеральной Миграционной Службы Х Х Х Х Х Х Х
Правовая статистика Х Х

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовые основы обеспечение национальной безопасности России

национальный государство безопасность

З.А. Мамишева

Россия вступила в XXI век в условиях крупных внутренних преобразований и сложной международной обстановки: попыток создания однополярного мира, бурного процесса глобализации, разгула международного терроризма, экспансии США в другие страны. В этих условиях задача укрепления суверенитета, обеспечения безопасности и устойчивого развития приобретает особое значение. Здесь вспоминаются слова В.В. Путина о том, что «Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда нение приоритетов национальной безопасности является фундаментальным основанием для определения направления дальнейшего развития страны и вызывает озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания. Анализ проблем обеспечения национальной безопасности государства представляет собой сложный процесс исследования постоянных и переменных характеристик государственного организма, общества, показывающих их возможности (реальные или потенциальные) по защите и реализации собственных жизненно важных интересов.

Интерес гуманитарных наук к проблемам безопасности является давним, но особенно широко он распространился в последние десятилетия и приобрел полипарадигмальный характер: юриспруденция, политология, философия, социология исследуют различные аспекты безопасности. Вместе с тем, существование устойчивого внимания к вопросам безопасности в обществе, усложнение проблем обеспечения безопасности обусловили становление и развитие специальной отрасли научных знаний, посвященной как безопасности в целом, так и различным ее проявлениям.

В концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» подчеркивается, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности» . Именно наличие такого программного обеспечения по дальнейшему внутреннему и внешнему развитию страны является важнейшим фактором, оказывающим решающее воздействие на жизнь россиян.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему обеспечения стабильного развития и безопасности государства, общества и личности. Одним из основных приоритетов «Стратегии...» является внутриполитическая стабильность государства. Под данным тезисом понимается тот факт, что для продвижения модернизации необходима стабильная внутриполитическая обстановка. Имея различные аспекты, процесс консолидации общества своей основной целью ставит формирование единой гражданственности для представителей различных этнических и конфессиональных групп России, иными словами, формирование единой российской нации.

Прежде чем приступить к анализу политико-правовой интерпретации национальной безопасности, следует рассмотреть феномен безопасности, концептуальные подходы к которому отличаются разнообразием. В качестве классического может рассматриваться определение безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» . Необходимо заметить, что в российском обществе понятие безопасности локализуется в понятии национальной безопасности. Центральным в вопросе национальной безопасности государства выступают его национальные интересы, осознанные обществом и сформулированные в виде конкретных задач, которые должно отстаивать государство как внутри страны, так и за ее пределами.

Между тем, понятие национального интереса непостоянно и меняется с развитием общества. Процессы глобализации, объективно определяющие трансформацию миропорядка в постбиполярную эпоху, ставят новые проблемы, требуют новых подходов в определении понятия национальных интересов и приоритетов.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» под национальными интересами понимается «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства» . Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Приоритеты современного независимого развития государства в значительной степени зависят от того, насколько четко и недвусмысленно сформулированы его национальные интересы, а также от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей устойчивого развития государства на первом месте стоит обеспечение национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.

В политико-правовой мысли под национальными интересами принято понимать стратегически важные цели, которые ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь. Российские национальные интересы это наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. Поэтому национальные интересы являются важнейшими задачами внутренней и внешней политики. Опираясь на опыт истории, можно утверждать, что национальные интересы -- это совокупность общих для членов данной социокультурной общности интересов и потребностей, удовлетворение и защита которых является необходимым условием ее существования в качестве субъекта истории. В национальных интересах выражается потребность национальной общности занимать то место в мировом сообществе, которое максимально соответствует ее культурно историческим и духовным традициям, позволяет наиболее полно реализовать ее потенциальные ресурсы .

Утверждать и отстаивать национальные интересы России необходимо, прежде всего, внутри страны. Так, классифицируя приоритетные национальные интересы во внутренней политике, Я.А. Пляйс выделяет следующие: приумножение народа; сохранение целостности государства; глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма; решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ; возрождение промышленного и научно технического потенциала; развитие науки, образования, культуры; осуществление политики открытости внешнему миру; обеспечение территориальной и иной безопасности .

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что Россия имела и имеет свои национально-государственные интересы, отражающие потребности ее существования и развития. Иерархия национальных интересов России может быть условно определена следующим образом: безопасность России как государства; демографическая безопасность; культурно-исторические традиции России; интересы социального и экономического развития России; политические ценности.

Следует согласиться с г.В. Осиповым в том, что национальные интересы России должны быть увязаны как с сохранением достигнутого уровня открытости общества и гражданской свободы, начиная с широкого ассортимента товаров массового потребления, с социально ориентированной экономической, так и с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких производств и технологий нового поколения, экономикой, отражающей бесспорный приоритет личности и социальной защищенности граждан .

Национальные интересы формируются в соответствии с политическими параметрами и ресурсными возможностями государства с учетом множества взаимосвязанных, конфликтующих, разнонаправленных структур, интересов, предпочтений, симпатий и т.д. Реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, принцип невмешательства во внутренние дела и т.д., являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государства. Формирование национальных интересов представляет собой длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителей .

Главная составляющая национального интереса -- это самосохранение государства. Содержание, параметры национального интереса определяются идеалом, отражающим ценность данного общества, но все же этот идеал немыслим без основополагающего императива -- самосохранения. Основой всей системы национальных интересов России, главным стратегическим приоритетом следует назвать обеспечение государственной безопасности России, характеризуя которую, необходимо отметить, что она складывается из двух основных элементов. Во-первых, это обеспечение суверенитета России, его защита от внешних и внутренних угроз. При этом суверенитет -- верховенство и независимость государственной власти -- рассматривается как качество власти. Во-вторых, государственная безопасность России предполагает обеспечение ее территориальной целостности, установление ее границ, их незыблемость.

Понятия государственная безопасность и национальная безопасность отражают разные уровни социальной реальности России, как в исторической ретроспективе, так и в настоящее время. Концепция национальной безопасности включается в концепцию государственной безопасности как часть и целое и характеризует процессы, которые протекают на социокультурном и этнополитическом уровнях и интегрируются в геополитическое пространство.

Вслед за специалистами следует подчеркнуть, что национальная безопасность является одной из глобальных проблем человечества. Национальная безопасность как факт политической жизни является многоплановым явлением. Ее следует рассматривать, исходя из масштабов обеспечения, как разновидность международной безопасности. Национальная безопасность органически связана с региональной и международной (глобальной) безопасностью. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Следовательно, она зависима от содержания национально государственных интересов. Национальная безопасность характеризует положение страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо других посягательств на суверенное развитие. Национальная безопасность -- это состояние государства, при котором сохраняется его целостность и возможность быть самостоятельным субъектом системы международных отношений.

Кроме того, при интерпретации понятия «национальная безопасность» следует иметь в виду то, что оно относится не только к российскому обществу и государству, но и ко всему многонациональному составу населения страны. При этом национальные интересы разных народов, как и отдельных социальных групп, не всегда и не во всем совпадают с интересами государства, что в определенной степени представляет угрозу национальной безопасности России. Следовательно, в содержании понятия национальной безопасности должны учитываться условия для адекватного согласования интересов личности, общества и государства.

Принято считать, что сущность национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений.

Но безопасность государства -- это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В широком смысле понятие «безопасности» включает обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому политический, экономический, военный, социальный и иные внешние и внутренние аспекты национальной безопасности, поддержание оптимальных условий, обеспечивающих полнокровное развитие общества, составляют внешние и неотъемлемые ее компоненты.

Следует подчеркнуть, что в национальной безопасности различают три уровня -- безопасность личности, общества и государства . Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. Общество и граждане могут обеспечить свое безопасное функционирование лишь в том случае, если они располагают достаточно надежным и эффективным инструментом, способным соединить интересы различных социальных групп и отдельных граждан на основе их прав, обязанностей и единого для всех законодательства.

Высшей ценностью и приоритетом в сфере национальной безопасности должно быть обеспечение безопасности общества, понимаемой как некое множество состояний социальной системы, при котором обеспечивается ее выживаемость и способность к развитию. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и действиям со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые потребности и способности, не испытывая противодействия со стороны государства и общества. Под безопасностью личности следует понимать способность и готовность государства, общества ограждать индивида от угроз и опасностей для его жизни, здоровья, имущества, гражданских прав, свобод и законных интересов.

Национальная безопасность, представляемая в виде трех базовых элементов: безопасность личности, общества и государства, имеет место как объективно существующая реальность, отражающая срез общественных отношений, складывающихся по поводу защиты конституционного строя России, ее суверенитета, территориальной целостности, национального единства, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, прав и свобод граждан, их духовности и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Поэтому инновационная парадигма в национальной безопасности России должна, на наш взгляд, дать ответ на следующие вопросы: кто определяет интересы личности, общества и государства и каковы параметры и требования к их интересам; кто и каким образом сможет сформировать совокупность заранее сбалансированных интересов, и как их следует сбалансировать; каковы приоритеты интересов, как по сферам общественной жизни, так и по субъектам.

Исходя из вышеизложенного, национальную безопасность можно определить как способность государства, выступающего в качестве основного субъекта обеспечения защищенности государственного суверенитета и территориальной целостности, к самосохранению и саморазвитию в условиях политической напряженности и глобализационной конфликтогенности, инициирующих негативное отношение к национальным интересам и общечеловеческую унификацию в переустройстве мирового правопорядка.

Таким образом, повышенный интерес ученых разных отраслей научного знания к проблемам обеспечения национальной безопасности объясняется целым рядом факторов, основным в ряду которых, очевидно, является неадекватность сложившейся системы национальной безопасности реально существующим угрозам жизненно важным интересам России. Основной из них можно назвать угрозу стабильности государственной жизни как состоянию устойчивого функционирования всех существующих в нем институтов, основанного на создании совокупности экономических, политических, правовых и других условий реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этой связи, основываясь на том, что «Стратегия.» является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности, необходимо объединить научные усилия в сфере исследований проблем национальной безопасности в соответствии с новой государственной политикой.

Примечания

1. Путин В.В. Россия сосредотачивается -- вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 19 мая.

3. Яновский Р.г. Безопасность // глобалистика: энциклопедия. М.: Слово, 2003. С. 63.

4. галкин А., Красин Ю. Национальные интересы и национальная безопасность России // Обозреватель. 2003. №10. С. 24.

5. Пляйс Я.А. Национальные интересы и стратегия внешней политики России // Обозреватель. 2003. №4. С. 19.

6. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. С. 129.

7. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие // Журнал российского права. 2005. №12. С. 42.

8. Зубков А.И. Проблемы национальной безопасности России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 102.

9. Райгородский В.Л. Национальная безопасность России: политико правовые средства обеспечения. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. С. 87.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие национальной безопасности. Роль органов судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практика и проблемы обеспечения защищиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Понятие и структура экологической безопасности. Деятельность государства и гражданского общества для предотвращения глобальной экологической угрозы и минимизации ее последствий. Правовые основы обеспечения экологической (национальной) безопасности в РФ.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2017

    Основные направления национальной безопасности России: укрепление обороноспособности, территориальная целостность, экономическая и экологическая безопасность. Укрепление конституционных основ государственной безопасности как первостепенная задача.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Принципы обеспечения национальной безопасности, защиты стратегических национальных интересов Беларуси. Обеспечение экономической, научно-технологической, социальной, демографической, информационной, политической, военной, экологической безопасности.

    презентация , добавлен 11.11.2012

    Проблема информационной безопасности в Российской Федерации. Информационная безопасность общества, государства и личности. Классификация опасных информационных воздействий. Группы информационно-технических опасностей. Концепция национальной безопасности.

    реферат , добавлен 29.06.2013

    Защита информации как приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России, основные проблемы и задачи. Законодательная база в сфере информационной безопасности. Информационное законодательство - основной источник информационного права.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Объекты, цель, основные задачи, нормативная основа, элементы, состав, структура, функции и функционирование обеспечения экономической безопасности государства. Правовые действия и операции. Субъекты и участники обеспечения экономической безопасности.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение защиты информационных систем от несанкционированного доступа. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, как основной документ в сфере обеспечения информационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Обеспечение национальной безопасности как первостепенная задача любого государства. Место правоохранительных органов в системе безопасности России. Основные функции Федеральной службы безопасности, Совета безопасности и органов внешней разведки.

    реферат , добавлен 13.06.2016

    Органы обеспечения государственной безопасности. Место ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности РФ. Общие положения о милиции в РФ. Особенности государственного управления органами обеспечения безопасности России.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

Генерал-лейтенант в отставке А.И.Витковский,

кандидат военных наук, профессор

Нормативное правовое обеспечение национальной безопасности

В статье осуществлен анализ наличия, действенности и применяемости нормативно-правовых документов обеспе-чения военной безопасности государства на современном этапе его развития, имеющихся недостатков и противоречий, предложены положения по дальнейшему совершенствованию комплекса документов.

Ключевые слова: военная безопасность, нормативное правовое обеспечение, закон, указ, строительство Вооружен-ных Сил, опыт зарубежных стран.

Обеспечение национальной безопасности является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее защите служат практически все функции государства. Деятельность государственных органов, общественных и иных организаций, всех граждан страны по обеспечению национальной безопасности регулируется многочисленными нормативными правовыми актами, разработанными по всем составляющим, и сделать их анализ кратким в выступлении просто невозможно.

Поэтому я остановлюсь на нормативном обеспечении основной составляющей национальной безопасности - военной безопасности.

Созданная в России нормативная правовая база по обеспечению военной безопасности в основном позволила сформировать военную организацию, обеспечить ее функционирование и определить структуру взаимоотношений между государственными органами, связанными с обеспечением военной безопасности страны.

Основополагающими документами в этой сфере, вместе с Конституцией РФ, являются: Федеральный конституционный закон «О военном положении»; федеральные законы «О безопасности», «Об обороне», «О Государственной границе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О борьбе с терроризмом» и другие. Кроме того, к ним следует отнести подзаконные акты - указы Президента Российской Федерации: «Концепция национальной безопасности», «Военная доктрина Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», «Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству», План строительства Вооруженных Сил и другие.

Анализ приведенной и другой нормативной правовой базы показывает, что вопросы военной безопасности наиболее системно содержатся в подзаконных актах, особенно в таких, как Военная доктрина и Концепция национальной безопасности.

В Военной доктрине Российской Федерации, других государственных документах определено содержание обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта).

В Концепции национальной безопасности определены национальные интересы России в военной сфере, которые заключаются в защите ее независимости, целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников. Отмечается, что национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Указывается, что важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Однако многие нормативные правовые акты по обеспечению как военной безопасности, так и по обеспечению национальной безопасности устарели, требуют существенной переработки.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена в 1997 году. В 2000 году принята ее новая редакция. Но на сегодняшний день она явно не отвечает новым вызовам и угрозам. В настоящее время эта концепция перерабатывается, и ей целесообразно придать высшую юридическую силу посредством принятия федерального закона.

По каждому элементу национальной безопасности целесообразно разработать и принять соответствующие доктрины или концепции и основные направления развития, а также федеральные программы с финансовым обеспечением.

Ход военной реформы в стране показал низкую эффективность ряда подзаконных нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению военной безопасности.

Отсутствие достаточной законодательной базы привело к тому, что нередко стали приниматься противоречивые решения по принципиальным вопросам: упразднение Главного командования Сухопутных войск, затем его восстановление, объединение Военно-космических сил с Ракетными войсками стратегического назначения, а затем их разъединение, сокращение средств, ликвидация, а затем строительство и т.д.

Создание полной законодательной базы по проведению основных мероприятий обеспечения военной безопасности позволит более эффективно использовать выделяемые ресурсы, избегать стратегических ошибок. Прежде всего, по моему мнению, необходимо принятие закона, регламентирующего весь процесс военного строительства как единого целого, связующего между собой различные, в том числе правовые, административные, экономические аспекты взаимоотношений субъектов военного строительства. Таким законом мог бы стать федеральный конституционный закон «О военном строительстве в Российской Федерации».

Сложность приведения военной организации в соответствие с решаемыми ее задачами определяет тот факт, что в России, наряду с Вооруженными Силами, существуют войска, подчиненные другим ведомствам. При этом в отличие от Вооруженных Сил каждое из ведомств, в которых законодательством предусмотрена военная служба, имеет свой статус, закрепленный законом. Единственная силовая структура, деятельность которой отдельным законом не регламентирована - это Вооруженные Силы Российской Федерации. Тот факт, что ведущая компонента военной организации государства, составляющая основу обороны, страны функционирует без законодательного закрепления своего статуса, является едва ли оправданным.

Выходом из создавшегося положения может быть принятие закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации», в котором целесообразно отразить механизм формирования военной политики государства, состав и структуру, перспективные планы развития, закрепить ответственность органов государственного и военного управления за развитие Вооруженных Сил.

Особую важность сегодня приобретает совершенствование законодательной базы финансово-экономического обеспечения военного строительства. Существующий в настоящее время порядок разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за ходом исполнения оборонного бюджета не в полной мере обеспечивает военное строительство. Если в России основные полномочия по строительству ВС РФ принадлежат Президенту и Правительству Российской Федерации, то в наиболее экономически развитых странах эти полномочия отнесены к парламентам. Так, все законодательные акты конгресса США соединены в Свод законов Соединенных Штатов, который дополняется и переиздается каждые шесть лет. Законы, касающиеся военного строительства, вопросов национальной безопасности и обороны страны, входят в состав соответствующих разделов: 10 - «Вооруженные силы»; 14 - «Береговая охрана»; 32 - «Финансовое довольствие и денежные надбавки военнослужащим»; 38 - «Льготы ветеранам вооруженных сил»; 50 - «Война и национальная оборона».

Законодательное обеспечение строительства вооруженных сил США основывается на законе о национальной безопасности, принятом конгрессом в 1974 году. У нас такого закона нет. Изменения в структуре вооруженных сил США и системе руководства ими были проведены на основе закона о реорганизации министерства обороны 1986 года (закон Голдуотера - Николса) «О реорганизации военного ведомства». Силу закона после рассмотрения и утверждения конгрессом приобретают пятилетние планы строительства вооруженных сил, ежегодные раздельные доклады в конгрессе министра обороны и председателя КНШ, совместные доклады министров и начальников штабов видов вооруженных сил.

К сожалению, наши законодатели почему-то не используют положительный опыт зарубежных стран при создании нормативной правовой базы по обеспечению военной безопасности России.

Огромное влияние на способность Вооруженных Сил выполнять свои задачи по стратегическому сдерживанию, по локализации угроз военной безопасности оказывает не только уровень оснащения армии и флота, но и уровень социальной защищенности военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей - то есть человеческий фактор. Руководители нашей страны в посланиях, выступлениях постоянно декларируют о том, что человек, защищающий Родину, должен иметь высокий общественный и материальный статус, что денежное довольствие военнослужащих должно быть выше на 25-30 процентов выше денежного довольствия государственных гражданских служащих.

Однако пока и статус, и денежное довольствие военнослужащих не соответствует этим декларациям. Возьмем Федеральный закон «О статусе военнослужащих». За 10 лет действия этого закона в него внесено 35 изменений. В результате с военнослужащих сняты почти все льготы, которые были прописаны в первой его редакции, введен ряд новых норм по денежному довольствию. При этом материальное положение как военнослужащих, так и военных пенсионеров, как правило, не улучшалось.

В Министерстве обороны утверждена стратегия социального развития ВС РФ на период до 2020 года, в которой отмечается, что она является составной частью системы национальной безопасности. Констатируется, что денежное довольствие военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала ВС и тенденция их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, чем в целом по РФ. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60% военнослужащих.

Несовершенство существующей системы исчисления пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.

Закономерно встают вопросы: почему такое плачевное материальное состояние военнослужащих и военных пенсионеров? Ведь в ВС СССР была эффективная система социального обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров. Почему ее не взяли за основу?

Принятыми законодательными и другими нормативными правовыми актами в Российской Федерации настолько исказили, запутали систему социального обеспечения военнослужащих и пенсионеров, что сейчас трудно представить, как она функционирует.

Законодательно отменены почти все социальные льготы. Создана такая структура денежного довольствия, в которой оклады по воинским званиям и воинским должностям (т.е. денежное содержание некоторых воинских должностей стали составлять 12-13%% денежного довольствия, в среднем - не более25%. Девальвированы воинские звания и воинские должности. Основу денежного довольствия стали составлять различные надбавки и выплаты.

Сегодня воинское звание «лейтенант» оценивается в 1861 рубль (с 1 октября с.г. - 2039 руб.) и это с учетом присоединения отмененной продовольственной набавки, а воинское звание «полковник» лишь на 704 рубля больше. Должностной оклад командира мотострелковой роты составляет 3170 руб., командира полка - 3962 рубля.

Размеры некоторые дополнительных выплат значительно превышают размеры должностных окладов. Например, введенные указом Президента Российской Федерации размеры ежемесячного денежного поощрения для офицеров центрального аппарата установлены от 2,6 до 10,5 должностных окладов, а всем остальным офицерам - одного. Или ежемесячная надбавка за особые условия боевой подготовки в некоторых частях и соединениях составляют от 2700 до 5000 рублей в месяц и т.д.

Существующую структуру денежного довольствия военнослужащих осуждают на всех уровнях государственной власти - в Совете Федерации, в Государственной Думе, в Счетной Палате, в силовых ведомствах, в средствах массовой информации. Будучи Министром обороны, Сергей Иванов оценил ее следующим образом: «…нынешняя структура денежного довольствия военнослужащего ужасна. Это целая простыня, там 20-30 граф - за что он получает…».

Вместе с тем Министерство обороны продолжает повышать денежное довольствие военнослужащим путем введения все новых и новых надбавок к должностным окладам. В этом ведомстве создан поощрительный фонд для награждения отдельных категорий офицеров ВС - 100 млрд.руб. на три года - 2009-2012 годы. По сообщению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любови Куделиной, премированные офицеры будут получать ежемесячные набавки в размере от 30 тыс. рублей в течение года. Из газеты «Красная звезда» (от 27.06.08; 2-8.07.08): в среднем ежемесячное поощрение деньгами составит до 65 тыс.рублей, а высших офицеров - до 100-150 тысяч.

Приказом Министра обороны от 2 сентября 2008 года № 400 утверждена инструкция по награждению деньгами офицеров. В соответствии с этой инструкцией награждать предусматривается от 20 до 50% офицеров воинских частей. Введены квоты награждаемых в различных инстанциях.

По словам Министра финансов, вводимая надбавка через 2-3 года перейдет в повышение окладов по воинской должности и званию. К чему приведет реализация поощрительного фонда - покажет время. По моему мнению, эта акция увеличит негативные тенденции в системе денежного довольствия военнослужащих и их пенсионном обеспечении, ухудшит морально-психологическое состояние офицеров, повысит напряженность в офицерских коллективах и их семьях.

Измененная структура денежного довольствия военнослужащих отрицательно отразилась и на военных пенсионерах. Ведь пенсии увольняемым военнослужащим исчисляются из сумм окладов по должности, воинскому званию и надбавки за выслугу лет.

Такой структуры денежного довольствия военнослужащих не имеется ни в одном государстве. Например, в вооруженных силах США военнослужащим установлены основные оклады. Размеры основных окладов зависят от засчитанной выслуги лет и рангов, которые соответствуют воинским званиям, а их увеличение предусматривается через каждые два года службы. Доля основных окладов военнослужащих различных категорий составляет от 68% до 88% всего денежного довольствия. С увеличением звания и выслуги лет доля должностного оклада в денежном довольствии увеличивается. Должностные оклады всех категорий военнослужащих ежегодно в законодательном порядке увеличиваются не менее чем на величину инфляции в США. Всем военнослужащим США, получающим основные оклады, выплачивается продовольственная надбавка. Цена продовольственной надбавки для офицеров составляет свыше 110 долларов в месяц.

Предлагаю ветеранам военной службы, офицерам, которые знают взаимоотношения в воинских коллективах, жизнь и быт семей офицеров в гарнизонах, общественным ветеранским организациям обратиться к Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами, к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам структуры и содержания денежного довольствия военнослужащих. Ведь российские военные пенсии меньше военных пенсий как белорусских, украинских, так и особенно западных государств.

В целом нормативная правовая база по военному пакету нуждается в существенном пересмотре, что положительно скажется на обеспечении решения задач национальной безопасности.

В статье рассматриваются основные особенности правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации, влияния административного права на содержание информационной безопасности как компонента национальной безопасности. На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года формулируются авторские предложения по совершенствованию административно-правового регулирования национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы и ценности, административное право и информационная безопасность, оборона, общественная и государственная безопасность.

Legal fundamentals of national security (administrative and information aspects)
Yu.I. Migachev, N.A. Molchanov

Migachev Yurij Ivanovich, professor of the Chair of Administrative Law and Procedure of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafin, doctor of juridical sciences, professor.

Molchanov Nikolaj Andreevich, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of the Science Education Centre for Law Support of National Security of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafin, doctor of military sciences, professor.

The article considers fundamental peculiarities of legal regulation of national security of the Russian Federation, impact of administrative law on the contents of information security as a component of national security. On the basis of the analysis made with regard to the legal and regulatory framework, the Strategy of the national security of the Russian Federation till 2020, the author formulates the proposals on improvement of administrative-law regulation of national security.

Key words: national security, national interests and values, administrative law and information security, defense, public and state security.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. В преамбуле Стратегии содержится ряд важных положений, указывающих на то, что в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Российская Федерация в качестве гаранта благополучного национального развития успешно переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности <1>.
——————————–
<1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

28 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон N 390-ФЗ "О безопасности" <2>, которым определяются объект, предмет, цели, задачи, принципы и содержание правовых норм, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации <3>.
——————————–
<2> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
<3> Белокрылова Е.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности". М., 2012. С. 12 - 14.

В Законе устанавливаются общие положения в области обеспечения государственной, общественной, экологической, территориальной, техногенной, информационной и иных видов национальной безопасности Российской Федерации и подчеркивается, что в настоящее время в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы <4>.
——————————–
<4> Дугенец А.С., Мельников А.В., Васильев Ф.П., Дашко М.Н. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 65 - 67.

Однако анализ нормативных и научных источников позволяет сделать вывод о том, что в отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. В настоящее время правовое регулирование вопросов, касающихся отдельных видов безопасности, осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов, 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов. Большинство из них имеют фрагментарный характер, касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящиеся к различным отраслям права <5>.
——————————–
<5> Крохина Ю.А. Контроль реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Законодательство. 2012. N 3.

Таким образом, необходимо отметить, что для решения вопросов административно-правового регулирования национальной безопасности необходимо решение на теоретическом уровне ряда вопросов, которые являются ключевыми для понимания сущности национальной безопасности и ее природы.
Одним из важнейших вопросов здесь является вопрос о понятии национальной безопасности и ее содержании.
"Безопасность" является очень широким понятием, его можно рассматривать в различных аспектах, поэтому понятие "национальная безопасность" многогранно. При этом следует отметить, что в Конституции Российской Федерации термин "безопасность" употребляется десять раз. В части 5 ст. 13 Конституции запрещается "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства". В части 3 ст. 37 сказано: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности". В части 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 речь идет об условиях допустимости ограничения прав и свобод человека, среди которых называются безопасность государства и граждан. Пункт "м" ст. 71 относит безопасность к ведению Российского государства. Статья 72 (п. "б" и "д") закрепляет за совместным ведением РФ и ее субъектов обеспечение общественной и экологической безопасности. Часть 2 ст. 74 оговаривает возможность ограничения перемещения товаров и услуг в России, если это необходимо для обеспечения безопасности. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, в которой обязуется защищать безопасность государства (ч. 1 ст. 82 Конституции). Пункт "д" ч. 1 ст. 114 относит к ведению Правительства РФ обеспечение государственной безопасности. Кроме того, п. "ж" ст. 83 закрепляет полномочия главы государства по формированию и руководству Советом Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.
Таким образом, в Конституции Российской Федерации понятие безопасности употребляется в различных значениях и в широком понимании этого слова.
В широком плане под национальной безопасностью понимают совокупность внутренних и внешних условий существования личности, общества, государства, обеспечивающих достойную жизнь гражданам, защиту интересов общества, суверенитет народа, исключающих возможность насильственного изменения конституционного строя.
В теории отмечается, что национальная безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.
Следовательно, национальная безопасность рассматривается как категория во многом не только юридическая, но и политологическая. Политика национальной безопасности может принимать разнообразные формы и использовать различные средства: экономические, дипломатические, военные и т.д. <6>.
——————————–
<6> См., в частности: Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. N 6.

В связи с этим понятие национальной безопасности определяется Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Согласно Стратегии национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Также ключевым вопросом в понимании природы национальной безопасности является понятие национальных ценностей, интересов и приоритетов.
В теории национальной безопасности отмечается, что национальные ценности, интересы и приоритеты играют решающую роль в формировании и обеспечении национальной безопасности.
Национальные ценности сводятся к трем основным блокам: процветанию народа, защите и обустройству территории проживания, сохранению и развитию национальной культуры. Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.
Национальные интересы представляют собой жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы.
К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования людей, общества и государства, таких, как суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации.
Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.
В третью группу входят интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами.
Четких границ между группами интересов нет, они подвижны в силу конкретной ситуации в стране. Кроме того, интерпретация их, по своей сути, субъективна и противоречива. Вполне очевидно, что реально их интерпретируют элиты, и прежде всего властные элиты. Здесь имеет значение наличие или отсутствие дискуссии, наличие оппонентов и институтов обсуждения как определенной гарантии избежать ошибок <7>.
——————————–
<7> См.: Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. Прохожева. М.: РАГС, 2002. С. 45 - 58.

Согласно Стратегии национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Важным вопросом административного права является обеспечение информационной безопасности как компонента национальной безопасности. Это обусловлено тем, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
В практической сфере информационная безопасность - это охрана каналов поступления, хранения, обработки и передачи информации, защита любых информационных ресурсов по уровням доступа. Защите подлежит любая документационная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации устанавливается в отношении конфиденциальной документационной информации собственником информационных ресурсов, т.е. самой организацией. Результатом реализации угроз информации может быть: утрата (разрушение, уничтожение), утечка (извлечение, копирование, подслушивание), искажение (модификация, подделка), блокирование <8>.
——————————–
<8> См.: Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере: Научно-практическое пособие. М., 2011. С. 25 - 27.

Доктриной информационной безопасности, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895, выделены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:
- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в т.ч. индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности;
- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
С учетом изложенного представляется необходимым в Федеральном законе "О безопасности" и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сформулировать основные направления деятельности государственных органов безопасности по обеспечению информационной безопасности.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537) // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
2. Федеральный закон "О безопасности" N 390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
3. Белокрылова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" / Е.А. Белокрылова, Е.А. Бевзюк. М., 2012.
4. Дугенец А.С. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России / А.С. Дугенец, А.В. Мельников, Ф.П. Васильев, М.Н. Дашко // Административное право и процесс. 2012. N 3.
5. Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере: Научно-практическое пособие. М., 2011.
6. Крохина Ю.А. Контроль реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Законодательство. 2012. N 3.
7. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. N 6.
8. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. Прохожева. М.: РАГС, 2002.

Мигачев Юрий Иванович, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор.

Молчанов Николай Андреевич, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель Научно-образовательного центра правового обеспечения национальной безопасности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор военных наук, профессор.

Правовые основы обеспечение национальной безопасности России

национальный государство безопасность

З.А. Мамишева

Россия вступила в XXI век в условиях крупных внутренних преобразований и сложной международной обстановки: попыток создания однополярного мира, бурного процесса глобализации, разгула международного терроризма, экспансии США в другие страны. В этих условиях задача укрепления суверенитета, обеспечения безопасности и устойчивого развития приобретает особое значение. Здесь вспоминаются слова В.В. Путина о том, что «Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда нение приоритетов национальной безопасности является фундаментальным основанием для определения направления дальнейшего развития страны и вызывает озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания. Анализ проблем обеспечения национальной безопасности государства представляет собой сложный процесс исследования постоянных и переменных характеристик государственного организма, общества, показывающих их возможности (реальные или потенциальные) по защите и реализации собственных жизненно важных интересов.

Интерес гуманитарных наук к проблемам безопасности является давним, но особенно широко он распространился в последние десятилетия и приобрел полипарадигмальный характер: юриспруденция, политология, философия, социология исследуют различные аспекты безопасности. Вместе с тем, существование устойчивого внимания к вопросам безопасности в обществе, усложнение проблем обеспечения безопасности обусловили становление и развитие специальной отрасли научных знаний, посвященной как безопасности в целом, так и различным ее проявлениям.

В концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» подчеркивается, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности» . Именно наличие такого программного обеспечения по дальнейшему внутреннему и внешнему развитию страны является важнейшим фактором, оказывающим решающее воздействие на жизнь россиян.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему обеспечения стабильного развития и безопасности государства, общества и личности. Одним из основных приоритетов «Стратегии...» является внутриполитическая стабильность государства. Под данным тезисом понимается тот факт, что для продвижения модернизации необходима стабильная внутриполитическая обстановка. Имея различные аспекты, процесс консолидации общества своей основной целью ставит формирование единой гражданственности для представителей различных этнических и конфессиональных групп России, иными словами, формирование единой российской нации.

Прежде чем приступить к анализу политико-правовой интерпретации национальной безопасности, следует рассмотреть феномен безопасности, концептуальные подходы к которому отличаются разнообразием. В качестве классического может рассматриваться определение безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» . Необходимо заметить, что в российском обществе понятие безопасности локализуется в понятии национальной безопасности. Центральным в вопросе национальной безопасности государства выступают его национальные интересы, осознанные обществом и сформулированные в виде конкретных задач, которые должно отстаивать государство как внутри страны, так и за ее пределами.

Между тем, понятие национального интереса непостоянно и меняется с развитием общества. Процессы глобализации, объективно определяющие трансформацию миропорядка в постбиполярную эпоху, ставят новые проблемы, требуют новых подходов в определении понятия национальных интересов и приоритетов.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» под национальными интересами понимается «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства» . Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Приоритеты современного независимого развития государства в значительной степени зависят от того, насколько четко и недвусмысленно сформулированы его национальные интересы, а также от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей устойчивого развития государства на первом месте стоит обеспечение национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.

В политико-правовой мысли под национальными интересами принято понимать стратегически важные цели, которые ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь. Российские национальные интересы это наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. Поэтому национальные интересы являются важнейшими задачами внутренней и внешней политики. Опираясь на опыт истории, можно утверждать, что национальные интересы -- это совокупность общих для членов данной социокультурной общности интересов и потребностей, удовлетворение и защита которых является необходимым условием ее существования в качестве субъекта истории. В национальных интересах выражается потребность национальной общности занимать то место в мировом сообществе, которое максимально соответствует ее культурно историческим и духовным традициям, позволяет наиболее полно реализовать ее потенциальные ресурсы .

Утверждать и отстаивать национальные интересы России необходимо, прежде всего, внутри страны. Так, классифицируя приоритетные национальные интересы во внутренней политике, Я.А. Пляйс выделяет следующие: приумножение народа; сохранение целостности государства; глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма; решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ; возрождение промышленного и научно технического потенциала; развитие науки, образования, культуры; осуществление политики открытости внешнему миру; обеспечение территориальной и иной безопасности .

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что Россия имела и имеет свои национально-государственные интересы, отражающие потребности ее существования и развития. Иерархия национальных интересов России может быть условно определена следующим образом: безопасность России как государства; демографическая безопасность; культурно-исторические традиции России; интересы социального и экономического развития России; политические ценности.

Следует согласиться с г.В. Осиповым в том, что национальные интересы России должны быть увязаны как с сохранением достигнутого уровня открытости общества и гражданской свободы, начиная с широкого ассортимента товаров массового потребления, с социально ориентированной экономической, так и с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких производств и технологий нового поколения, экономикой, отражающей бесспорный приоритет личности и социальной защищенности граждан .

Национальные интересы формируются в соответствии с политическими параметрами и ресурсными возможностями государства с учетом множества взаимосвязанных, конфликтующих, разнонаправленных структур, интересов, предпочтений, симпатий и т.д. Реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, принцип невмешательства во внутренние дела и т.д., являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государства. Формирование национальных интересов представляет собой длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителей .

Главная составляющая национального интереса -- это самосохранение государства. Содержание, параметры национального интереса определяются идеалом, отражающим ценность данного общества, но все же этот идеал немыслим без основополагающего императива -- самосохранения. Основой всей системы национальных интересов России, главным стратегическим приоритетом следует назвать обеспечение государственной безопасности России, характеризуя которую, необходимо отметить, что она складывается из двух основных элементов. Во-первых, это обеспечение суверенитета России, его защита от внешних и внутренних угроз. При этом суверенитет -- верховенство и независимость государственной власти -- рассматривается как качество власти. Во-вторых, государственная безопасность России предполагает обеспечение ее территориальной целостности, установление ее границ, их незыблемость.

Понятия государственная безопасность и национальная безопасность отражают разные уровни социальной реальности России, как в исторической ретроспективе, так и в настоящее время. Концепция национальной безопасности включается в концепцию государственной безопасности как часть и целое и характеризует процессы, которые протекают на социокультурном и этнополитическом уровнях и интегрируются в геополитическое пространство.

Вслед за специалистами следует подчеркнуть, что национальная безопасность является одной из глобальных проблем человечества. Национальная безопасность как факт политической жизни является многоплановым явлением. Ее следует рассматривать, исходя из масштабов обеспечения, как разновидность международной безопасности. Национальная безопасность органически связана с региональной и международной (глобальной) безопасностью. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Следовательно, она зависима от содержания национально государственных интересов. Национальная безопасность характеризует положение страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо других посягательств на суверенное развитие. Национальная безопасность -- это состояние государства, при котором сохраняется его целостность и возможность быть самостоятельным субъектом системы международных отношений.

Кроме того, при интерпретации понятия «национальная безопасность» следует иметь в виду то, что оно относится не только к российскому обществу и государству, но и ко всему многонациональному составу населения страны. При этом национальные интересы разных народов, как и отдельных социальных групп, не всегда и не во всем совпадают с интересами государства, что в определенной степени представляет угрозу национальной безопасности России. Следовательно, в содержании понятия национальной безопасности должны учитываться условия для адекватного согласования интересов личности, общества и государства.

Принято считать, что сущность национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений.

Но безопасность государства -- это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В широком смысле понятие «безопасности» включает обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому политический, экономический, военный, социальный и иные внешние и внутренние аспекты национальной безопасности, поддержание оптимальных условий, обеспечивающих полнокровное развитие общества, составляют внешние и неотъемлемые ее компоненты.

Следует подчеркнуть, что в национальной безопасности различают три уровня -- безопасность личности, общества и государства . Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. Общество и граждане могут обеспечить свое безопасное функционирование лишь в том случае, если они располагают достаточно надежным и эффективным инструментом, способным соединить интересы различных социальных групп и отдельных граждан на основе их прав, обязанностей и единого для всех законодательства.

Высшей ценностью и приоритетом в сфере национальной безопасности должно быть обеспечение безопасности общества, понимаемой как некое множество состояний социальной системы, при котором обеспечивается ее выживаемость и способность к развитию. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и действиям со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые потребности и способности, не испытывая противодействия со стороны государства и общества. Под безопасностью личности следует понимать способность и готовность государства, общества ограждать индивида от угроз и опасностей для его жизни, здоровья, имущества, гражданских прав, свобод и законных интересов.

Национальная безопасность, представляемая в виде трех базовых элементов: безопасность личности, общества и государства, имеет место как объективно существующая реальность, отражающая срез общественных отношений, складывающихся по поводу защиты конституционного строя России, ее суверенитета, территориальной целостности, национального единства, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, прав и свобод граждан, их духовности и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Поэтому инновационная парадигма в национальной безопасности России должна, на наш взгляд, дать ответ на следующие вопросы: кто определяет интересы личности, общества и государства и каковы параметры и требования к их интересам; кто и каким образом сможет сформировать совокупность заранее сбалансированных интересов, и как их следует сбалансировать; каковы приоритеты интересов, как по сферам общественной жизни, так и по субъектам.

Исходя из вышеизложенного, национальную безопасность можно определить как способность государства, выступающего в качестве основного субъекта обеспечения защищенности государственного суверенитета и территориальной целостности, к самосохранению и саморазвитию в условиях политической напряженности и глобализационной конфликтогенности, инициирующих негативное отношение к национальным интересам и общечеловеческую унификацию в переустройстве мирового правопорядка.

Таким образом, повышенный интерес ученых разных отраслей научного знания к проблемам обеспечения национальной безопасности объясняется целым рядом факторов, основным в ряду которых, очевидно, является неадекватность сложившейся системы национальной безопасности реально существующим угрозам жизненно важным интересам России. Основной из них можно назвать угрозу стабильности государственной жизни как состоянию устойчивого функционирования всех существующих в нем институтов, основанного на создании совокупности экономических, политических, правовых и других условий реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этой связи, основываясь на том, что «Стратегия.» является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности, необходимо объединить научные усилия в сфере исследований проблем национальной безопасности в соответствии с новой государственной политикой.

Примечания

  • 1. Путин В.В. Россия сосредотачивается -- вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.
  • 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 19 мая.
  • 3. Яновский Р.г. Безопасность // глобалистика: энциклопедия. М.: Слово, 2003. С. 63.
  • 4. галкин А., Красин Ю. Национальные интересы и национальная безопасность России // Обозреватель. 2003. №10. С. 24.
  • 5. Пляйс Я.А. Национальные интересы и стратегия внешней политики России // Обозреватель. 2003. №4. С. 19.
  • 6. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. С. 129.
  • 7. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие // Журнал российского права. 2005. №12. С. 42.
  • 8. Зубков А.И. Проблемы национальной безопасности России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 102.
  • 9. Райгородский В.Л. Национальная безопасность России: политико правовые средства обеспечения. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. С. 87.