Какие полномочия президента рф к гражданам. Полномочия президента рф в различных сферах государственной жизни. Актуальность темы исследования

Занимая особое место в государственном механизме, Президент РФ имеет широкие права, которые обеспечивают ему возможность выполнять свои функции в государственном механизме. Во многих случаях эти права - одновременно и обязанности. Такое соединение характеризует особенности понятия полномочия органа государства и должностного лица в конституционном или административном праве (других отраслях публичного права) в отличие, например, от гражданского права, где полномочие - это лишь право (обычно субъективное). Имея права, государственный орган обязан их осуществлять, действовать, управляя государством и обществом. Вместе с тем, не все права Президента РФ являются одновременно его обязанностями (он, например, может председательствовать, а может по своему желанию и не председательствовать на заседаниях Правительства РФ) и не все обязанности - одновременно правами. Некоторые из обязанностей имеют личный характер (например, предоставление сведений об имущественном положении при выдвижении кандидатуры).

Нормативные правовые акты

Резолюция о военных полномочиях иногда упоминается как Закон о военных полномочиях, ее название в версии, переданной Сенатом. Термин «разрешение» может вводить в заблуждение; этот закон возник как Совместная резолюция и был принят обеими палатами Конгресса в соответствии с ним и имеет тот же юридический эффект, что и законопроект, который прошел и стал законом. Это объяснение. Со временем возникли вопросы о том, насколько полномочия президента направлены на развертывание вооруженных сил США во враждебные ситуации за рубежом без объявления войны или какой-либо иной формы одобрения Конгресса.

Полномочия Президента РФ могут быть разделены на несколько групп: 1) полномочия в сфере правового статуса личности; 2) полномочия, связанные с федеративным устройством государства; 3) полномочия в отношениях с парламентом; 4) полномочия в отношениях с органами исполнительной власти; 5) полномочия в отношениях с органами судебной власти; 6) полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций; 7) полномочия в военной сфере; 8) полномочия в области внешней политики.

Конгресс принял резолюцию о военных полномочиях после войны во Вьетнаме для решения этих проблем и обеспечения набора процедур для президента и Конгресса в ситуациях, когда введение американских сил за рубежом может привести к их участию в вооруженных конфликтах.

Концептуально, разрешение военных сил можно разбить на несколько отдельных частей. Четвертая часть закона касается действий и процедур Конгресса. Президенты последовательно придерживались позиции о том, что резолюция о военных полномочиях является неконституционным нарушением полномочий исполнительной власти. Президенты представили в общей сложности более 120 докладов Конгрессу в соответствии с Резолюцией. С. военных консультантов в Сальвадор, но не представили Конгрессу никакого отчета. С. рассматривая иск, отказался участвовать в том, что судья рассматривал как политический вопрос, а именно: действительно ли силы США действовали в военных действиях.

Полномочия Президента, связанные с правовым статусом личности, вытекают из его положения гаранта Конституции. Основы правового статуса личности определяются Конституцией и законами, и главная задача Президента в этой сфере - обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Это делается самыми различными методами вплоть до введения чрезвычайного положения на территории страны и в отдельных местностях при массовых нарушениях прав и свобод. Чрезвычайное положение на территориях некоторых субъектов Федерации в связи с нарушениями прав и свобод граждан (в основном, по причине межэтнических конфликтов) вводилось несколько раз на части территории Северной Осетии - Алании, Ингушетии и др.

Понятие функций Президента РФ

С. чтобы они оставались в Ливане на 18 месяцев. Эта резолюция была подписана президентом, и впервые президент подписал законодательство, ссылающееся на резолюцию о военных полномочиях. Буш послал в Конгресс несколько отчетов о наращивании сил в операции «Десерт-щит». Президент Буш согласился с тем, что ему не нужна «власть» от Конгресса для выполнения резолюций Организации Объединенных Наций, которые уполномочили государства-члены использовать «все необходимые средства» для изгнания Ирака из Кувейта; однако он попросил «поддержку» Конгресса операций США в Персидском заливе.

Президент РФ принимает лиц в гражданство РФ, дает разрешения на выход из российского гражданства, предоставляет право убежища в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Он вправе смягчать наказания, предоставлять помилование (например, в 1997 г. он помиловал гражданина Макарова, осужденного на семь лет тюремного заключения за государственную измену в связи с его активной помощью органам расследования, в 2000 г. - американского гражданина Поупа, осужденного за шпионаж), присваивает высшие воинские и почетные звания РФ, награждает орденами и медалями РФ и даже сам учреждает некоторые ордена и медали (например, в 1994 г. учредилорден Мужества, медаль Суворова и др., в 1998 г. орден Св. Андрея Первозванного), в 2000 г. орден Св. Георгия.

Президент Буш так докладывал, и начал операцию «Буря в пустыне». В течение этого времени президент сделал ряд отчетов Конгрессу «в соответствии с резолюцией о военных полномочиях» в отношении использования сил США, но никогда не приводил раздел 4 и, таким образом, не вызывал 60-дневный лимит времени. Мнение в Конгрессе было разделено, и многие законодательные меры в отношении использования этих сил были побеждены, не став законом. Разочарованный тем, что Конгресс не смог принять законодательство, оспаривающее действия президента, Представитель Том Кэмпбелл и другие члены Палаты подали иск в Федеральный окружной суд округа Колумбия против президента, обвинив его в нарушении резолюции о военных полномочиях, особенно после того, как с момента начала военных действий в Косово прошло 60 дней.

Положение о государственных наградах утверждено Указом Президента РФ от 6 января 1999 г. Всего предусмотрено семь орденов различной степени, 13 медалей, 2 знака отличия и почетные звания (по различным специальностям, например, заслуженный врач, юрист, лесовод, агроном и т.д.). Вручение орденов и другие награждения Президент РФ осуществляет в торжественной обстановке, в особом зале Кремля по поручению Президента РФ государственные награды могут вручаться его представителями.

Список использованной литературы

Президент отметил, что он считал, что резолюция о военных полномочиях является конституционно неполной. Суд вынес решение в пользу президента, считая, что у членов Комитета отсутствует правовое положение для подачи иска; решение было подтверждено Апелляционным судом США в округе Колумбия. Верховный суд отказался выслушать апелляцию из этого решения, фактически оставив ее в силе.

Доступно онлайн. Разрешение военных полномочий, паб. Разрешение на использование военной силы, паб. Подкомитет по расследованию. Комитет по иностранным делам. Подкомитет по контролю над вооружениями, международной безопасности и науке. Подкомитет по международной безопасности и научным вопросам.

Полномочия Президента РФ, связанные с федеративным устройством государства, вытекают из его функции по охране государственной целостности Российской Федерации и обеспечению взаимодействия органов государственной власти. Особое значение эти полномочия приобрели в условиях сепаратистских акций в 90-х гг. прежнего руководства одного из субъектов РФ - Чеченской Республики, а затем - массовых террористических действий, которые осуществлялись созданными на территории этой республики незаконными вооруженными формированиями. Руководители Чечни заявили о выходе Чечни из РФ, что противоречит ст. 5 Конституции РФ, а вооруженные террористические формирования в 1999 г. напали на другой субъект РФ (Дагестан) и осуществили взрывы многоэтажных жилых домов в Москве, Волгодонске и других городах. В результате погибли более 300 человек мирных жителей. До этого Президент РФ, используя свои полномочия, вел переговоры с руководством Чечни. Им и по его поручению были подписаны несколько соглашений с чеченским руководством, но последнее нарушило их путем прямого попустительства, а затем и участия в массовых террористических операциях. Решительные меры против террористов были использованы в 1999 г., после их нападения на Дагестан. В качестве Верховного главнокомандующего Президент РФ применил Вооруженные Силы для восстановления конституционного порядка на территории Чечни.

Военные силы: испытание соответствия относительно Данангского сейфта, эвакуация Пномпеня, эвакуация Сайгона и инцидент с Маягуэсом: слушания. 94-й Конг. 1-я Сесс. Комитет по международным отношениям. Подкомитет по административному праву и государственным отношениям.

Комитет по вооруженным силам. Разметка: Разрешение войны: слух. Законодательство о военных силах. Разрешение военных действий: слушание. 98-й Конг. 1-й Сесс. Разрешение военных полномочий: слушания по обзору операции и эффективности разрешения военных сил, 95-й Конгресс, 1-я сессия. Специальный подкомитет по военным силам. Комитет по правительственным вопросам. Защита критической инфраструктуры: кто находится под вопросом?: Слушание. 107-й Конг. 1-я Сесс.

Обеспечивая целостность Федерации и взаимодействие органов государственной власти (а органы субъектов Федерации также являются органами их государственной власти), Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85). В случае недостижения согласованного решения он может передать дело на разрешение соответствующего суда. Президент применял эту форму разрешения разногласий между отдельными республиками, принимал делегацию Чечни, в 1996 г. уре-

Документы, печати и отчеты Конгресса

Комитет по правительственным операциям. Комитет по судебной власти. Подкомитет по конституции, федерализму и правам собственности. Подкомитет по международной безопасности, международным организациям и правам человека. Прекращение определенных чрезвычайных и военных мощностей.

Актуальность темы исследования

Специальный комитет по национальным чрезвычайным ситуациям и делегированные чрезвычайным полномочиям. Специальный комитет по прекращению национальной чрезвычайной ситуации. Кто имеет право на войну? Конституционный кризис. Нью-Йорк: Международные издатели. Серия: его законодательный анализ, 92-й Конг. №.

гулировал разногласия между органами законодательной и исполнительной власти Вологодской, Тульской обл. и других субъектов Федерации. В 1994 г. он выступил с инициативой Договора об общественном согласии (его подписали более 800 участников - представители партий, субъектов Федерации и т.д., но Договор не был осуществлен).

Президент в соответствии с п. «к» ст. 83 Конституции РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей. Такие представители назначались в том числе в субъекты Федерации или в группы субъектов (один полномочный представитель для нескольких субъектов), а с 2000 г. - в семь федеральных округов (об этом говорилось выше). Они не обладают исполнительно-распорядительными полномочиями по отношению к законодательным или исполнительным органам субъектов Федерации, но имели место факты, когда Президент РФ в кризисных условиях наделял на короткое время своего представителя властными полномочиями (в 1998 г. в Приморском крае). С 1998 г. полномочные представители Президента в субъектах РФ (группе субъектов) возглавляли региональную коллегию федеральных органов исполнительной власти. Коллегия была совещательным органом при полномочном представителе Президента в субъекте РФ. Как отмечалось, в федеральных округах (с 2000 г.) некоторые ведомства РФ также создают свои территориальные органы, при полномочном представителе Президента РФ в этих округах (его часто называют в печати неофициально генерал-губернатором) создаются совещательные и координирующие органы (советы и др.). В связи с этим Коллегии в отдельных субъектах РФ упраздняются, представители Президента РФ в них не назначаются. В соответствии с Указом Президента от 30 января 2001 г. полномочные представители Президента РФ подчиняются руководителю Администрации Президента РФ.

Военные полномочия исполнительной власти в Соединенных Штатах. Президентские военные силы на внутренней почве: история и анализ президентских чрезвычайных сил, осуществляемых на домашней почве. Разрешение военных сил: весомость сил войны в восьмидесятые годы. Управление юстиции по военному и военному праву. Олбани: Государственный университет Нью-Йоркской прессы. Франка; опубликованной под эгидой Американского общества международного права. Конституция в военное время: за пределами тревоги и самодовольства.

Лекции по основам Кука; против. Военное законодательство первой и второй сессий тринадцатого Конгресса: исследование военного времени. Проведение войны с судебным разбирательством: справочник с делами, законами и документами. 1-е изд. Конституция в условиях кризиса: политическое насилие и верховенство закона.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, а также в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие акты приостанавливаются до решения вопроса соответствующим судом. Президент РФ неоднократно приостанавливал действие указов президентов Ингушской Республики, Республики Саха (Якутия), постановления главы администрации Ненецкого автономного округа, губернатора Курской области, администрации Воронежской области, много актов подобного рода были приостановлены Президентом РФ в 2000 г. Своим Указом от 17 января 1995 г. Президент РФ определил, что Указ Президента Чувашской Республики о защите Военнослужащих, являющихся гражданами этой республики, не подлежит применению, так как этот вопрос относится к исключительному ведению Российской Федерации. Нужно иметь в виду, что право Президента РФ приостанавливать акты президентов Республик и глав администрации других субъектов относится и к актам исполнительной власти в сфере исключительной компетенции субъекта Федерации, если такие акты нарушают права человека и гражданина, противоречат федеральной Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

Нью-Йорк: Оксфордский университет. Первое использование ядерного оружия: согласно Конституции, кто решает? Под редакцией Петра Равен-Хансена. Нью-Йорк: газета «Гринвуд», серия: «Вклады в юридические исследования»; Нет. Луис Фишер. Президентская военная держава. 2-е изд. Ред.

Дэвид Локк Холл. Войны Рейгана: конституционная перспектива в отношении военных сил и президентства. Бриен Халлетт. Потерянное искусство декларирования войны. Хендриксон. Войны Клинтона: Конституция, Конгресс и военные державы. 1-е изд. Университет Нэшвилла Вандербилт Пресс.

Президент имеет право воздействовать на отклоняющееся поведение субъектов Федерации, их должностных лиц. В частности, Президент РФ объявлял выговоры избранным губернаторам субъектов Федерации за неудовлетворительную работу по обеспечению законности (в связи с избирательными кампаниями). В соответствии со ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством РФ обеспечивает «осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Следовательно, он вправе и обязан пресекать не только грубые формы нарушения правопорядка (организованное неповиновение, мятеж, создание незаконных вооруженных формирований), но и любое уклонение субъектов РФ от исполнения правовых актов Федерации, принятых в соответствии с ее компетенцией. Правда, это право выражено в общей формулировке. О конкретных мерах федерального принуждения в отношении субъектов РФ сказано выше.

Разрешение военной власти: роль конгресса в вооруженном вмешательстве США. Питер Айронс. Войны: как императорское президентство угнало Конституцию, Нью-Йорк: митрополит Книги. Джавитс. Кто ведет войну: президент против конгресса. Нью-Йорк, Морроу. Эдвард Кейнс. Необъявленная война: Сумеречная зона конституционной власти.

Война: 200-летняя битва между президентом и конгрессом над тем, как Америка идет в войну. Нью-Йорк: Скрибнер, Торонто: Максвелл Макмиллан Канада, Нью-Йорк: Максвелл Макмиллан Интернэшнл. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета. Маева Маркус. Трумэн и случай изъятия стали: ограничения президентской власти. Нью-Йорк: Пресса Колумбийского университета.

Полномочия Президента РФ в отношениях с парламентом (законодательной властью) связаны с тем, что Президент является необходимым участником законодательного процесса, без промульгации им законов (см. ниже) законодательный процесс не может быть завершен. Президент обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, тогда как другие субъекты законодательной инициативы могут быть в этом ограничены (например, отдельный депутат Государственной Думы или член Совета Федерации не может предложить поправку к Конституции РФ).

Клинтон Лоуренс Росситер. Итака: издательство Корнелльского университета. Верховный суд и главнокомандующий. Расширенное издание. Артур Мейер Шлезингер. Война и американское президентство. 1-е изд. Шеффер. Судебное развитие президентских военных сил. Тернер. Вашингтон: Брасси.

Конституция и власть идти в войну: исторические и текущие перспективы. Гальперина, подготовленного под эгидой Центра исследований национальной безопасности. Фрэнк Эверсон Вандивер. Как Америка идет на войну. Необъявленная война и гражданское неповиновение: американская система в кризисе. Эрл Уоррен. Билль о правах и военный. Нью-Йорк: юридический центр Нью-Йоркского университета.

Президент подписывает закон. Эта процедура не сводится к техническому действию постановки подписи на бумаге. Она обычно определяется как промульгация: подписание, санкционирование и распоряжение исполнительным органам выполнять закон. Президент вправе не подписать закон и возвратить его в парламент (право отлагательного вето в соответствии со ст. 107 Конституции). Он вправе это сделать не только по причине содержания закона (например, он находит его противоречащим Конституции), но, как постановил Конституционный Суд РФ, также, если нарушен установленный порядок его принятия. Однако это должно быть точно установлено. Например, подсчет депутатов Государственной Думы кем-либо «по головам» - недостаточное доказательство. Президентское вето применяется часто. По тому или иному основанию до 2000 г. Президент РФ в некоторые годы возвращал в парламент десятки законов. Вето президента, как отмечалось выше, может быть преодолено парламентом путем повторного принятия закона, но квалифицированным большинством голосов. Преодолеть вето Президента РФ удается сравнительно редко. Как постановил Конституционный Суд 22 апреля 1996 г., Президент РФ обязан подписать закон, если его вето преодолено (а такой отказ имел место). Дело может и не дойти до применения президентского вето, если до принятия Закона используются, как это часто бывает, согласительные процедуры, и они приводят к общему мнению. Для взаимодействия с палатами Парламента, а также Конституционным Судом Президент РФ назначает в эти органы своих полномочных представителей. Президент обращается к парламенту с ежегодными посланиями. Имели место и другие послания тематического характера (например, в 1996 г. о национальной безопасности РФ).

Военные державы: президент, конгресс и вопрос войны. Нью-Йорк, Макмиллан. Анатомия дела о конституционном праве: Янгстаун Лист и Труба Ко против Сойера, решение о конфискации стали. Морнингсайд ред. Уильям Уайтинг. Военные державы в соответствии с Конституцией Соединенных Штатов: военные аресты, восстановление и военное правительство. 43-е изд. Бостон, Ли и Шепард; Нью-Йорк, Ли, Шепард и Диллингем.

Скотт Уилкинсон. Случай Литл-Рок: полномочия президента использовать федеральные войска в государстве Союза.: Уилкинсон. Фирмадж. Цепочка собаки войны: военная сила Конгресса в истории и праве. 2-е изд. Лори Фислер Дарош. Администрация Клинтона и военные державы. 63 Право и современные проблемы 125.

Президент назначает дату очередных выборов в Государственную Думу. Он вправе распустить ее, но только в предусмотренных Конституцией случаях (при отказе Правительству в доверии, при двойном вотуме недоверия). При этом он вправе выбирать альтернативу: распустить Думу или уволить Правительство в отставку. При роспуске Думы он обязан назначить дату новых выборов. Президент не вправе распускать Думу в течение года после ее избрания и в течение полугода до окончания срока своих полномочий. Кроме того, он не может распускать Думу при выдвижении ею обвинения против Президента РФ (с момента официального выдвижения, а не со времени создания комиссии Думы). Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного

Может ли Конгресс использовать свои военные полномочия для защиты военных сотрудников от государственного суверенного иммунитета, 34 Закона о Законе о Сетоне 999. Войны: для чего они хороши? Рациональная война и конституционный дизайн. Ростоу. «Еще раз к нарушению»: Резолюция о военных полномочиях. 21 Обзор закона Университета Вальпараисо 1.

Отказ от военных полномочий Разрешение: восстановление верховенства закона в США. Американские конституционные войны выходят из Афар - другой взгляд. 19 Обзор федерального законодательства 98. Дэвид Торин. Чрезвычайные военные полномочия президента и эрозия гражданских свобод в Виннеленде Пинчона. 24 Оклахома-Сити. Обзор закона № 3.

положения.

Президент назначает референдум, но не вправе инициировать его (он назначается, как говорилось, если будут собраны подписи 2 млн.граждан).

По Конституции РФ Президент имеет обширные полномочия по отношению к исполнительной власти. Прежде всего, Президент формирует Правительство. Он представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства (премьер-министра, хотя этот термин в Конституции не употребляется) и после получения согласия назначает председателя Правительства, а затем и его членов (заместителей Председателя, министров). Как говорилось, согласия Думы на назначение членов Правительства не требуется, но в Конституции сказано, что заместителей премьер-министра и министров Президент назначает на должности и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства. На практике назначенный премьер иногда ведет длительные переговоры с Президентом по этому вопросу и его предложения о составе Правительства Президент учитывает не всегда. Это относится и к освобождению от должности заместителей премьер-министра и федеральных министров. До 1998 г. Председатель Правительства занимал эту должность в течение нескольких лет, но в 1998-1999 гг. в условиях обострившегося экономического и финансового кризиса сменились шесть председателей Правительства. Для освобождения от должности Председателя Правительства согласие Государственной Думы не требуется. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, но делает это крайне редко. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия (что не требуется при избрании нового состава Государственной Думы) и формируется вновь (так было в 1996 и 2000 гг.).

Война и ответственность: Симпозиум по Конгрессу, Президенту и Органу для начала военных действий, 50 Обзор Закона Майами о Майами. Американская ассоциация юристов, Беседы о Конституции: военные силы, изучающие конституционные конфликты: военные и договорные державы, проект Дуга Линдера, профессор права, Университет Миссури-Канзас-Сити, юридический факультет Миллерский центр по связям с общественностью, Университет Вирджинии, Национальная комиссия по военные полномочия Президента и Конгресса Национальный центр конституции, создание войны: исполнительные и законодательные полномочия. Исполнительные и законодательные полномочия. . Президентское управление было введено польской системе правления в результате так называемого «Реформы за круглым столом».

Структуру Правительства определяет Президент (после консультаций с назначенным им Премьер-министром). В Конституции и в Федеральном конституционном законе о Правительстве 1997 г. перечень министерств не устанавливается, названы только некоторые министерства. Поэтому при формировании нового Правительства РФ Президент каждый раз издает указ о структуре федеральных органов исполнительной власти, где названо Правительство, перечислены федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти (главное управление федеральных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента). В настоящее время действует структура, утвержденная Указом Президента от 17 мая 2000 г. 1 Кроме такого указа, Президент издает указы о назначении конкретных лиц Председателем Правительства, его членами, руководителями других федеральных органов исполнительной власти. Непосредственно Президенту (а не главе Правительства РФ) подчинены некоторые «силовые» министры (обороны, внутренних дел и др.), а также некоторые другие министры (иностранных дел, юстиции и др.), руководители иных ведомств (например, ФСБ), он руководит их деятельностью.

Президент назначает также некоторых других высших должностных лиц, в том числе высшее командование Вооруженных Сил РФ. Он назначает третью часть состава Центральной избирательной комиссии. Особую роль играет Администрация Президента и назначаемый им глава Администрации. Администрация обеспечивает выполнение постановлений и распоряжений Президента РФ, его повседневную деятельность. В составе Администрации множество отделов и управлений, в том числе Референтура Президента РФ, которая, в частности, участвует в подготовке проектов ежегодных посланий Президента парламенту, проектов иных документов программного характера, проектов публичных выступлений Президента. Во многих случаях Администрация Президента подменяла деятельность Правительства.

Президент вправе в любое время отправить в отставку Председателя Правительства, его заместителей, министров, что он неоднократно делал (иногда это было сюрпризом для самого Премьер-министра). В случае отставки прежний состав Правительства выполняет свои обязанности до формирования нового.

Полномочия Президента РФ по отношению к судебной власти ограничены. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначает федеральных судей (мировых судей назначают высшие органы субъектов Федерации), вправе обращаться в суд по определенным вопросам, связанным с государственной деятельностью (обращение в Конституционный Суд, обращение в суд в связи с недостижением согласия при осуществлении согласительных процедур и др.).

Президент представляет также в Совет Федерации кандидатуру Генерального прокурора и вносит предложение о его освобождении от должности. В 1999 г. Президент временно отстранил Генерального прокурора от должности и трижды вносил предложение в Совет Федерации о его увольнении, но Совет Федерации такое постановление принял уже в 2000 г.

Полномочия Президента РФ в связи с чрезвычайными ситуациями связаны с введением военного и чрезвычайного положения. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент издает указ о введении военного положения. Военное положение - это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, предусматривающий элементы военного управления и ограничение определенных прав и свобод граждан (ст. 19 Федерального закона «Об обороне»). Органы государственной власти и местного самоуправления Могут быть наделены полномочиями, обеспечивающими выполнение задач, связанных с военным положением, могут быть созданы специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Все органы и должностные лица обязаны оказывать содействие военному командованию для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Чрезвычайное положение вводится Президентом в связи с массовыми нарушениями общественного порядка, стихийными бедствиями и катастрофами. В условиях чрезвычайного положения обычно действуют прежние органы государственной власти и местного самоуправления, которые наделяются дополнительными полномочиями, но могут создаваться новые органы, а также часть полномочий может передаваться силовым структурам. Ограничиваются преимущественно политические права граждан (запрещаются массовые демонстрации, митинги, может вводиться и цензура, не проводятся выборы и т.д.), но ограничения касаются и личных прав граждан (ограничивается свобода передвижения, вводится досмотр транспортных средств, а иногда - личный досмотр, лица, подстрекающие к общественным беспорядкам, могут быть выдворены из данной местности, иногда вводится комендантский час, т.е. запрещение появляться на улицах в ночные часы). При объявлении чрезвычайного положения в связи со стихийными бедствиями и катастрофами могут быть введены трудовая повинность, распределение предметов первой необходимости и др.). Однако Конституция РФ в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает, что многие права и свободы не подлежат ограничениям даже в условиях чрезвычайного положения. Видимо, эту норму до определенной степени по аналогии можно распространить и на военное положение. Запрещаются отступления от статей Конституции, провозглашающих право на жизнь, свободу совести, неприкосновенность частной жизни, свободу предпринимательской деятельности, свободу совести и др.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов о военном и чрезвычайном положении. Ни один из них пока что не принят. О военном положении отдельного закона нет (есть различные нормы, относящиеся к этому, в других актах). Чрезвычайное положение регулируется законом о нем, принятым в 1991 г. (это не конституционный, а обыкновенный закон).

При введении военного и чрезвычайного положения Президент РФ немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Как говорилось, чрезвычайное положение вводилось в отдельных местностях на юге России, фактов введения военного положения не было. Указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации. При неутверждении указ теряет силу (такой факт имел место 7 февраля 1995 г., когда Совет Федерации отказал Президенту в утверждении указа о продлении чрезвычайного положения на территории Северной Осетии и Ингушетии, в связи с чем Президент отменил ранее Действовавший указ).

Полномочия Президента РФ в военной сфере и области внешней политики обширны. Эти две сферы традиционно относятся к полномочиям главы государства.

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. Непосредственно ему (а не председателю Правительства) подчиняется министр обороны, а также некоторые другие руководители министерств и ведомств, имеющие в своем распоряжении войска (министр внутренних дел, директор Федеральной службы безопасности, министр по чрезвычайным ситуациям и др.). Президент утверждает военную доктрину РФ по обеспечению военной безопасности страны (утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г., текст ее не является секретным, он опубликован) 1 , назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (в соответствии с положениями о казачьих воинских формированиях он назначает или утверждает также их войсковых атаманов).

При принятии решений по вопросам безопасности страны и внешней политики важную роль играет совещательный орган при Президенте - Совет Безопасности (он занимается также и принципиальными вопросами внутренней безопасности, выработкой мер по ликвидации внутренних угроз, продовольственной, экологической безопасностью и др.). Председателем Совета Безопасности является Президент. В составе Совета есть назначенные им постоянные и непостоянные члены. Среди постоянных членов несколько ведущих министров, председатели палат парламента, а с 2000 г. - также семь представителей Президента РФ в федеральных округах. В Совете Безопасности созданы межведомственные комиссии по различным вопросам, которые взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти.

Президент осуществляет руководство внешней политикой государства (ему непосредственно подчиняется министр иностранных дел). Он ведет переговоры и подписывает международные договоры (вестипереговоры и подписывать договоры могут также лица и главы делегаций по уполномочию Президента), подписывает ратификационные грамоты (после принятия законов парламентом о ратификации международных договоров), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (эти грамоты адресуются главой одного государства главе другого государства). После консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания (обычно это Комитет по иностранным делам) Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. В Государственной Думе созданы три комитета, которые занимаются различными аспектами внешнеполитических вопросов. Президент может обратиться к любому из них. Мнение комитета не является решающим.

Временное исполнение обязанностей Президента РФ. Временно исполнять некоторые обязанности Президента РФ может председатель Правительства. Как постановил Конституционный Суд РФ 6 июля 1999 г., это может иметь место, во-первых, когда Президент РФ возлагает определенные полномочия на Председателя Правительства. Так было, например, во время операции на сердце Президента Б.Н. Ельцина с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. до 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г. Начало и завершение временного исполнения обязанностей было оформлено изданием указов Президента. Во-вторых, это возможно по объективно сложившимся обстоятельствам (внезапная смерть, непреодолимая невозможность исполнения обязанностей по состоянию здоровья). Такой практики нет, но ясно, что в этих случаях издание указов лицом, занимающим должность Президента РФ, невозможно или вряд ли возможно. От указанных двух случаев нужно отличать исполнение полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ в случае ухода Президента РФ в отставку. В этом случае председатель Правительства становится исполняющим обязанности Президента РФ до выборов нового Президента. Такая практика, как говорилось, есть.

Полномочия глав субъектов Федерации во многом аналогичны полномочиям Президента РФ, но они осуществляются в иных масштабах. Вместе с тем, многими полномочиями главы субъектов РФ не обладают и не могут обладать. Они не обладают полномочиями, связанными с правовым статусом личности (принимать в гражданство, предоставлять помилование и др.), хотя в некоторых республиках в составе РФ установлены свои знаки отличия. Нет у них полномочий, аналогичных полномочиям Президента РФ, в области федеративных отношений, обороны, внешней политики и т.д. Сказанное относится также к ответственности глав субъектов Федерации, к существующим в отношении их запретам. Эти вопросы детально рассматриваются в особом параграфе.

  • V. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ МОСКОМСПОРТА В ОТНОШЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ
  • VII. Порядок решения Парламентом отдельных вопросов, отнесенных к его полномочиям
  • АКАФИСТ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ДЕРЖАВНОЙ ЦАРИЦЕ ВСЕЯ НЕБА И ЗЕМЛИ (РОССИЙСКОЙ) - ЕДИНОЙ НАДЕЖДЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.
  • Введение

    Основная часть:

    1. Президент в системе органов Государственной власти России

    2. Понятие функций Президента РФ

    3. Полномочия Президента РФ

    4. Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Актуальность темы исследования.

    Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Построение новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

    Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

    Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Полномочия Президента сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

    Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он является главой государства, объединяя все власти, способствуя согласованному и эффективному функционированию.

    Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента - олицетворять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно - урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития.

    Вместе с тем, преждевременно рассматривать институт Президента как устоявшуюся совокупность конституционных норм и сложившейся практики. Со времени создания (1991г.) он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. Многие полномочия и функции Президента получили необходимую конкретизацию в текущем федеральном законодательстве, нормативных указах Президента и решениях конституционного Суда. Причем речь идет не о наделении дополнительными, полномочиями Президента, а, главным образом, о разграничении компетенции основных органов, осуществляющих государственную власть в России.

    Своеобразие конституционного статуса Президента РФ, наличие общерегулятивных норм, устанавливающих его полномочия, ставят, имеющие большое политическое значение сложные юридические проблемы, связанные с компетенцией главы государства. Вопрос о пределах и содержании компетенции Президента РФ важен не только в теоретическом, юридическом и политическом отношениях, но и крайне сложен. Компетенция Президента РФ закрепляется Конституцией РФ, федеральными законами, конкретизируется указами главы государства.

    Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи :

    1. рассмотреть место президента в системе органов Государственной власти России;

    2. дать понятие функций Президента РФ;

    3. рассмотреть полномочия Президента РФ;

    4. рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

    Объект исследования - полномочия президента РФ.

    Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий президента РФ.

    Основная часть

    1. Президент в системе органов Государственной власти России

    Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и 2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 529..

    Второй признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения системы государственной власти.

    Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции гл. 4, посвященной Президенту.

    Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.

    В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

    Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

    Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран.

    Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

    Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

    В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

    Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

    Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 520..

    В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

    В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

    Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

    Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

    Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

    Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

    Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

    Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосновенности депутатов.

    Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

    Как отметил Конституционный Суд в своем Постановлении от 11 июля 2000 г. по делу о толковании статей 91 и 92 (ч. 2) Конституции в их взаимосвязи, Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства и никто не может присваивать его властные полномочия Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» // "Собрание законодательства РФ", 17.07.2000, № 29, ст. 3118..

    Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

    Однако неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную.

    Предусмотрена в Конституции возможность отрешения Президента от должности.

    Конституционный Суд указал в названном Постановлении, что досрочное прекращение полномочий Президента, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, может произойти вопреки согласию Президента.

    2. Понятие функций Президента РФ

    Основные функции Президента как главы государства определены в Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

    а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

    б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

    г) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Первая из основных функций Президента РФ -- быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2005. С. 492..

    Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.

    Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента.

    Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и представлять законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих…), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

    Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. И здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты.

    Только Президент меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности, и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

    Грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует своей конституционной функции и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен.

    Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают) Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации. М., 2007. С. 184..

    Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ играет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров.

    Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

    Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но они всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

    Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства.

    В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

    3. Полномочия Президента РФ

    Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

    Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:

    1) формированием федеральных органов государственной власти;

    2) участием в законотворчестве;

    3) функционированием исполнительных органов государственной власти;

    4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

    5) внешней политикой и обороной;

    6) иными сферами государственной деятельности.

    Рассмотрим эти основные сферы полномочий Президента.

    1. Важное значение имеют полномочия Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.

    Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

    На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

    Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

    Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

    Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 94..

    В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне.

    Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

    В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет Российской Федерации, а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

    Характеризуя полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что:

    1) Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

    2) Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ);

    3) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Президент управомочен своим Указом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта;

    4) Президент вправе в предусмотренных федеральным законом случаях отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Отрешению предшествует предупреждение на основе решения суда о незаконности изданного данным лицом нормативного акта, неисполнение решения суда в течение двух месяцев. В необходимых случаях Президент может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации на период до вступления в должность вновь избранного.

    В соответствующих случаях, когда органы субъекта Федерации не принимают установленных федеральным законом мер в отношении нарушившего своим актом федеральную конституцию или закон представительного органа муниципального образования или главы последнего, Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления, а также отрешить главу муниципального образования от должности.

    Как глава государства, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

    Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.

    Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

    Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента.

    В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002) // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, № 5, ст. 375.. С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005) // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, № 23, ст. 2277.. Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.

    Режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. К настоящему времени такого рода акт принят о чрезвычайном положении (30 мая 2001 г.). В нем конкретно определены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания РФ в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение и др. В случае введения чрезвычайного положения об этом уведомляются и информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства.

    Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществление помилования.

    Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

    Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

    Учреждены следующие государственные награды Российской Федерации: звание Героя Российской Федерации; ордена - "За заслуги перед Отечеством"; Жукова; Мужества; "За военные заслуги"; Почета; Дружбы; медали - ордена "За заслуги перед Отечеством"; "За отвагу"; "Защитнику свободной России"; "За спасение погибавших"; Суворова; Ушакова; Нестерова; "За отличие в охране государственной границы"; "За отличие в охране общественного порядка"; юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."; медаль Жукова; знак отличия "За безупречную службу".

    Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума (п. "в" ст. 84).

    Для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации, что закреплено на конституционном уровне (п. "и" ст. 83).

    Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает все необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента Российской Федерации с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

    4. Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти

    Сложный характер отношений между Президентом РФ и Правительством РФ заложен в нормах самой Конституции России. Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти.

    Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.

    Согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

    Далее, сам порядок управления Правительством РФ имеет двойственный характер. Это проявляется как в процедуре управления Правительством в целом, так и в управлении отдельными федеральными органами исполнительной власти.

    В соответствии со ст. 32 ФКЗ "О Правительстве РФ" Президент РФ непосредственно и через федеральных министров руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (ред. от 02.03.2007) "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, № 51, ст. 5712..

    Неоднозначно в Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п. "в" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

    Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей.

    В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной думы, в то время, как выборы Президента назначаются Советом Федерации.

    Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 739..

    Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты -- в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом.

    На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть отклонен или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

    В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной власти, ее месте и роли в системе властей говорят и пишут мало.

    Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти.

    В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Президента выдвижения той или иной кандидатуры -- это было бы нарушением принципа разделения властей.

    С этими полномочиями тесно связано и право

    Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с Федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели место президента в системе органов государственной власти России, понятие функций Президента РФ, полномочия Президента РФ, взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

    Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

    Во-первых, в России сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).

    Во-вторых, Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.

    В третьих, в конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики.

    В-третьих, с принятием Конституции активизируется законодательный процесс. Президент Российской Федерации стремится упрочить свой правовой статус, усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.

    В-четвертых, объективно выдвигается вопрос создания и обеспечения аналитической и прогностической работы относительно роста эффективности института президентской власти в государстве. Необходим не разовый порыв, а размеренная поступь, цивилизованный подход к сложным проблемам государственного строительства. Последний состоит в том, чтобы позитивные перемены протекали эволюционного, с соответствующей коррекцией и без потрясений. Опыт многих стран свидетельствует, что при условии соответствующей управляемости, профессионализме и системности перемен возможны более существенные и позитивные результаты преобразований. Интегрирующая роль большинства конституционных прерогатив и функций Президента применительно по всем ветвям власти должна проявиться равномерно без каких-либо изъятий привилегированного отношения, предпочтения одной из них. Для этого требуется слаженная работа всех ветвей власти.

    Список использованной литературы:

    Нормативные правовые акты:

    1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

    2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002) // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, № 5, ст. 375.

    3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005) // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, № 23, ст. 2277.

    4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (ред. от 02.03.2007) "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, № 51, ст. 5712.

    5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» // "Собрание законодательства РФ", 17.07.2000, № 29, ст. 3118.

    Литература:

    1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 784.

    2. Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.

    3. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти. М., 2006. С. 456.

    4. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 336.

    5. Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Кулушева М. А. Конституционное право. М., 2007. С. 368.

    6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2005. - С. 752.

    7. Конституционное право России. М., 2007. С. 768.

    8. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 1024.

    9. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.

    10. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 864.

    11. Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 280.

    12. Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации. М., 2007. С. 294.

    13. Парламентское право России. М., 2006. С. 656.

    14. Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации. М., 2007. С. 485.

    15. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2005. С. 355.