.

Служба судебных приставов входит в систему исполнительных органов. Ее обязанности заключаются в контроле и принуждении к исполнению судебных решений. Однако не всегда действия судебного пристава исполнителя (СПИ) являются законными. Бывают и случаи бездействия, когда приходится долгими месяцами добиваться исполнения решения суда. Каждому, кто сталкивается с исполнительным производством, полезно знать – куда жаловаться на судебных приставов.

Деятельность приставов-исполнителей, а также порядок подачи жалобы и нюансы обжалования действий или бездействия, регламентируются ФЗ №229 «Об исполнительном производстве». Составить жалобу на пристава можно, если он превышает полномочия, предоставленные ему законом или, наоборот, уклоняется от выполнения своих обязательств.

Обжалованию подлежит:

  • , беспричинно затягивающих исполнительное производство;
  • Отказ в ознакомлении с материалами;
  • Постановление СПИ о начале производства;
  • Принудительное взыскание долга до истечения срока добровольного погашения;
  • Действия, нарушающие законные права граждан;
  • Наложение штрафа;
  • Взыскание исполнительного сбора;
  • Незаконные .

Куда подавать жалобу

Приставы часто затягивают исполнительный процесс в силу загруженности или собственной лени. Защитить свои права можно несколькими способами:

  1. Обратиться к непосредственному руководителю должностного лица, допустившего нарушение;
  2. Отправить ходатайство в Управление ФССП;
  3. Подать жалобу в суд;
  4. Обратиться в прокуратуру.

Закон предоставляет право пожаловаться на судебных приставов несколькими способами, но начинать лучше с досудебного урегулирования вопроса.

Сроки обжалования

Законодатель установил 10-дневный срок обжалования действия или бездействия СПИ с того момента, когда заявитель должен был узнать о нарушении права. Например, при возбуждении исполнительного производства, срок начинает идти со следующего дня после вынесения постановления. Если информация получена гражданином по почте, то заявление об оспаривании постановления можно подать со следующего дня после получения письма.

Существуют уважительные причины, по которым можно восстановить пропущенный для обжалования срок. К ним относится:

  • Болезнь;
  • Длительная командировка;
  • Не получение вовремя письма.

Способы подачи заявления

Может происходить:

  • Посредством личного обращения;
  • Через представителя по доверенности;
  • С помощью интернета;
  • Через почтовое отправление.

При личном обращении заявление составляется в письменной форме в двух экземплярах. Один экземпляр передается должностному лицу, а второй с отметкой о принятии и проставленной датой остается у заявителя.

Жалоба может быть составлена и через официальный сайт ФССП или сайт прокуратуры. Там есть специальная форма, которую необходимо заполнить, после чего заявление отправляется в выбранное подразделение. Это удобный способ, который экономит время, но не всегда он работает эффективно.

По почте жалоба на действия судебного пристава направляется заказным письмом. Когда оно будет вручено адресату, вам придет соответствующее уведомление. Если с заявлением направляются документы, то обязательно составьте опись вложения.

Жалоба вышестоящему руководству

Досудебный порядок урегулирования спора начинается с подачи жалобы старшему судебному приставу. Данные этого лица можно выяснить по «горячей линии» ФССП или при обращении в территориальное подразделение. Ему предоставлено 10 суток на рассмотрение жалобы, после чего он обязан дать письменный ответ по факту проверки.

Руководитель может изъять исполнительное производство и провести служебную проверку, по результатам которой принудить должностное лицо к удовлетворению требований заявителя. Если дело решилось не в пользу заинтересованного лица или старший пристав тоже бездействует, направляйте жалобу в прокуратуру.

Образец жалобы на действия судебного пристава

Старшему приставу

(название территориального подразделения)

От ФИО и адрес заявителя

Контактный номер телефона

Жалоба на постановление судебного пристава

В производстве пристава-исполнителя (ФИО) отдела _________________ находится исполнительное производство о взыскании долга в размере _____________ с должника (ФИО).

Постановление о возбуждении против меня исполнительного производства было получено (дата). Срок добровольного погашения обязательств еще не истек. Однако (дата) пристав (ФИО) вынес постановление о наложении ареста на мое имущество: (перечисление). Считаю, что действия (ФИО) были не законными и нарушающими мое право на добровольное погашение долга.

Руководствуясь ст. 80 и 121 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве», прошу:

  1. Признать действия СПИ (ФИО) незаконными
  2. Отменить постановление о наложении ареста на имущество

Приложение: Постановление о наложении ареста на имущество №___ от_______

Дата Подпись заявителя

Обжалование через прокуратуру

Это более эффективный способ защиты своих интересов. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 суток. Прокурор проводит полноценную проверку и принимает одно из решений:

  • Выносит предостережение о недопустимости нарушений права;
  • Отменяет незаконные решения;
  • Вносит представление об устранении нарушения.

Требования прокурора обязательны к исполнению, поэтому нарушенные права будут восстановлены в 30-дневный срок. Помимо этого, к приставу могут быть применены меры дисциплинарного наказания. Если приставы не могут взыскать долг длительное время, заявитель имеет право обратиться в суд.

Судебное разбирательство

Подать в суд на судебных приставов можно после попытки досудебного урегулирования, даже если истек срок обжалования. Заявление должно иметь такое название – жалоба о признании действия/бездействия СПИ незаконным. Оно подается в районный суд по месту работы пристава-исполнителя. К обращению прилагается заявление о продлении пропущенного срока обжалования. Сама жалоба рассматривается в течение 10 дней.

На суд обязательно вызывают обе стороны и прокурора, при этом выслушиваются доводы всех лиц. Обязательно истребуют и рассматривают документы, а также письменные доказательства. Суд может не только удовлетворить требования заявителя, но и присудить компенсацию морального вреда. Однако есть и недостаток – срок исполнения законных требований не устанавливается, а значит этот процесс может затянуться.

Образец заявления:

Письменное обращение должно соответствовать формальным требованиям и содержать конкретные претензии. Желательно прикладывать к жалобе подтверждающие документы, но заявитель не обязан доказывать правоту своих требований.

Пример структуры заявления:

  1. Название органа, куда подается обращение;
  2. Личные данные заявителя и адрес проживания;
  3. Описание ситуации и действий пристава, которые обжалуются с указанием его данных;
  4. Жалоба на постановление должна содержать реквизиты документа;
  5. Перечисление нарушенных прав;
  6. Требования, выполнения которых хочет добиться заявитель;
  7. Список прилагаемых документов;
  8. Дата составления;
  9. Подпись заявителя.

В рассмотрении обращения может быть отказано по следующим основаниям.

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя - это шаблон документа для обращения в уполномоченные органы о защите нарушенных прав и интересов в результате бездействия судебного исполнителя. Каждый гражданин имеет возможность составить подобную жалобу, которая поможет не только восстановить его права, но и привлечь внимание к неудовлетворительной работе такого субъекта.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подачи жалобы

Основополагающий законодательный акт, регулирующий правоотношения по поводу подачи жалобы на бездействие судебного исполнителя - Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2.10. 2007 г. № 229-ФЗ, а именно 18 глава.

В случае подачи жалобы в суд физические лица руководствуются статьей 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, а юридические лица и индивидуальные предприниматели - главой 24 Арбитражного процессуального кодекса от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя: причины подачи

На практике деятельность некоторых судебных исполнителей осуществляется вопреки отечественному законодательству, носит аморальный характер и существенно нарушает интересы граждан. Самая действенная форма оспаривания таких действий - это правильно составленная жалоба. Однако для того чтобы уполномоченное лицо (орган) принял жалобу во внимание, нужно четко аргументировать причины ее представления. К ним можно отнести:

  • Неаргументированный отказ судебного пристава в заявлении о просмотре материалов исполнительного производства.
  • Открытие исполнительного производства, срок выполнения которого уже истек.
  • Неоправданно медленное выполнение судебным исполнителем своих полномочий.
  • Исполнительное производство выполняется способом, нарушающим права граждан.
  • Невыполнение исполнительного производства.
  • Осуществление принудительного исполнительного производства без предварительного предоставления возможности осуществления этого в добровольном порядке и др.

Способы подачи жалобы на бездействие судебного исполнителя

Гражданин, который оспаривает действия судебного исполнителя, может по своему усмотрению выбрать следующие официальные структуры для подачи жалобы:

  1. Судебный орган. Физические лица должны обращаться в суд общей юрисдикции, а юридические лица - в арбитражный суд. При подаче жалобы в суд общей юрисдикции граждане освобождаются от уплаты налоговых взысканий.
  2. Орган прокуратуры (обращаться нужно по месту жительства жалобщика).
  3. Вышестоящий судебный исполнитель (в порядке подчиненности).

Юристы рекомендуют сначала обращаться в вышестоящий орган. Данный метод имеет ряд преимуществ: минимальная затрата времени, упрощенность процедуры (по сравнению с судебным разбирательством), получение отчета о принятых мерах.

Жалобу можно подать лично в канцелярию уполномоченного органа, электронным сообщением или почтовым письмом.

Форма и содержание жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя

Жалоба на бездействие судебного исполнителя должна иметь письменную форму с подписью заявителя. Неподписанные заявления не рассматриваются. Срок подачи жалобы на неправомерные действия судебного исполнителя составляет 10 дней с момента таких нарушений. В жалобе необходимо указать следующую информацию:

  1. Должность, ФИО соответствующего судебного исполнителя.
  2. Обоснованные доказательства нарушения судебным исполнителем действующего законодательства.
  3. ФИО, место жительства, контактные данные (телефонный номер, электронная почта) заявителя.
  4. Требования заявителя (прекратить нарушение, возобновление законных интересов).

С образцом жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя можно ознакомиться на нашем сайте.

Срок рассмотрения жалобы

Согласно Закону «Об исполнительном производстве» срок рассмотрения жалобы вышестоящим судебным исполнителем не может превышать 3 дней. После этого срока он должен направить заявителю результаты рассмотрения жалобы. Вышестоящий судебный исполнитель после рассмотрения жалобы может прийти к следующим выводам:

  1. Жалоба является обоснованной и неправомерные действия судебного пристава должны быть прекращены. Такой субъект также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
  2. Жалоба является необоснованной, поскольку предоставленные доказательства являются недостаточными или ошибочными.
  1. Собрать достаточное количество доказательств неправомерности действий судебного исполнителя. Также нужно убедиться в том, что полученная информация соответствует действительности и подлежит обжалованию.
  2. Правильно составить жалобу, в которой будут указаны все необходимые реквизиты.

Специалисты также отмечают, что подавать жалобу можно через представителя, полномочия которого удостоверены доверенностью, учредительными документами и др.

Жалоба должна быть написана в официально-деловом стиле, однако не требуется применения специальной юридической терминологии. Данный документ не должен содержать лишних эмоциональных выражений и слов, личных оскорблений и агрессивности. Текст должен быть написан в сжатой, четкой, лаконичной форме. Успешный результат могут гарантировать коллективные жалобы, поскольку они отражают не субъективное мнение одного человека, а недовольство целой группы. Это повышает их правдивость и объективность.

Жалоба - это демократический способ урегулирования конфликтной ситуации. Если судебный исполнитель выполняет свои служебные обязанности ненадлежащим образом, граждане должны реагировать на такие случаи путем обращения в соответствующие органы с претензиями и жалобами. Это помогает повысить эффективность осуществления исполнительными органами своих обязанностей, создает порядок и дисциплину в сфере исполнительного производства.

от 31/12/2018

Административный иск, содержащий жалобу на бездействие судебного пристава, оформляется по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства. Специальных норм о порядке и правилах подачи жалобы не установлено, но прямо закреплено: при обжаловании действий или бездействий судебного пристава-исполнителя применяются правила подачи .

Пример жалобы на бездействие судебного пристава

В Горно-Алтайский городской Республики Алтай

649059, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Коммунаров, 37

Административный истец: Шатц Александр Валерьевич,

25.03.1978 г.р., уроженец с. Шебалино Республики Алтай,

адрес: 649058, г. Горно-Алтайск, ул. Мебельная, 49,

тел. 7843586165, эл. почта отсутствует

Административный ответчик:

Судебный пристав-исполнитель

ОСП по г. Горно-Алтайску УФССП России по Республике Алтай

Павлинов Константин Павлович

адрес: 649041, г. Горно-Алтайск, пр-т Ленина, 38

тел. (факс) 8 3822 489 68765, эл. почта: [email protected]

Заинтересованное лицо: Вахмистрова Валерия Леонидовна,

13.03.1982 г.р., место рождения: г. Москва,

адрес: 649059, г. Горно-Алтайск, ул. Свердлова 13

Административный иск об оспаривании бездействия судебного пристава

Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай 18 ноября 2016 г. вынесено решение по иску Шатц Александра Валерьевича к Вахмистровой Валерии Леонидовны по делу . Согласно указанному решению исковые требования удовлетворены частично, с Вахмистровой В.Л. в пользу Шатц А.В. взысканы денежные средства в размере 450 000 руб. основного долга и 210 000 руб. в качестве .

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай вступило в силу 20 декабря 2016 г., взыскателем исполнительный лист серия ФС № 46876435463 от 21.12.2016 г. направлен в ОСП г. Горно-Алтайска 21.12.2016 г. вместе с с ходатайством о наложении должника и вынесения .

Постановлением судебного пристава-исполнителя Павлинова К.П. от 26.12.2016 г. возбуждено исполнительное производство № 3684/546/1438/46. 15 марта 2017 г. в результате мной установлено, что постановление об ограничении выезда не выносилось, а также по настоящее время судебным приставом – исполнителем фактически не производились исполнительные действия для того, чтобы привести законное решение суда в исполнение.

Вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления взыскателю и должнику не направлялись, розыск имущества должника не производился. По месту проживания должника с целью обследования имущественного положения выезд не осуществлялся. Объяснения должника не отбирались с целью выяснения причин неисполнения решение суда. Отсутствуют сведения о том, что должник получал копию постановления о возбуждении исполнительного производства, что он предупрежден о последствиях неисполнения исполнительного документа.

В силу ст.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 68 вышеуказанного закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

В результате бездействия судебного пристава-исполнителя решение суда не исполняется, что нарушает охраняемые законом права взыскателя, а также принцип обязательности судебных решений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 124-126, 218-220, 360 КАС РФ, Законом «Об исполнительном производстве»,

  1. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП г. Горно-Алтайска УФССП России по Республике Алтай Павлинова К.П. по неисполнению возложенных обязанностей в рамках исполнительного производства № 3684/546/1438/46 от 26.12.2016 г.
  2. Обязать судебного пристава-исполнителя исполнителя ОСП г. Горно-Алтайска УФССП России по Республике Алтай Павлинова К.П. устранить в полном объеме нарушенные права путем совершения предусмотренных законом исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения, в т.ч. вынесения постановления об ограничении выезда, наложения ареста на имущество должника и др.

Приложение:

  1. Квитанция об уплате
  2. Копия административного иска в 2 экз.
  3. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства

20.03.2017 г. Шатц А.В.

Жалоба на бездействие судебного пристава — особенности

Административный иск с жалобой на бездействие судебного пристава составляется в письменной форме, разборчивым почерком. В тексте иска, помимо общих обязательных для оспаривания действий должностного лица сведений, обязательно указываются:

  • известные данные об исполнительном документе (вид документа: , с , и др., его реквизиты, кем и когда выдан);
  • данные об исполнительном производстве (номер и дата возбуждения).

Обязательным требованием является указать, какие права заявителя нарушены. В случае с бездействием судебного пристава-исполнителя (должностного лица, обязанного способствовать исполнению судебных решений), нарушаются права . Какие исполнительные действия и в какие сроки должны быть осуществлены – на эти вопросы ответы можно найти в специальных рубриках «исполнение решений» и «заявления приставам», информации об .

Обратите внимание, что оспаривание бездействия заключается не только в признании его незаконным, но и в требовании обязать пристава исполнить необходимые действия.

Подача и рассмотрение жалобы на бездействие судебного пристава

Для подачи жалобы на бездействие судебного пристава КАС РФ предоставляет 10 дней. Течь они начинают с того момента, когда административный истец узнал о факте бездействия. Обычно такой факт устанавливается после ознакомления с материалами дела.

Рассматривается административный иск в течение 10 дней с даты принятия иска судом. После вынесения решения по жалобе на бездействие судебного пристава в пользу административного истца и в случае, когда такое бездействие привело к причинению убытков, в порядке гражданского судопроизводства возможна подача .

Каждому гражданину предоставлена возможность защитить свои интересы. Это можно сделать подачей искового заявления в суд или обжалованием решений, постановлений, поведения должностных лиц. Распространяется эта возможность и на период применения мер принуждения. Рассмотрим далее, как составляется жалоба на службу судебных приставов.

Когда возникает необходимость оспаривания?

Образцы жалоб на судебных приставов указывают на самые разнообразные причины, по которым у граждан появляется желание подать заявление. В качестве одной из основных выступает неисполнение должностным лицом требований законодательства. К примеру, кредитор может убедить недобросовестного пристава на вынесение постановления по исполнительному листу с истекшим сроком или начать принудительное производство, не определив для должника период для добровольного исполнения обязательств. Нередки случаи, когда арестовывается имущество ответчика, стоимость которого в несколько раз выше суммы долга, вмененной решением. Подать жалобу на судебных приставов можно и в случае, если они отказывают в возможности ознакомления с материалами производства.

Нормативная база

Жалоба на судебного пристава-исполнителя составляется в порядке, установленном в гл. 18 ФЗ №229. Правила сформулированы и в Законе №4866-1. Согласно его положениям, также может быть составлена жалоба на действия судебного пристава и решения должностного лица, которыми нарушаются свободы и интересы граждан.

В какие сроки можно направить обращение?

Рассмотрение претензий осуществляется уполномоченной инстанцией согласно правилам, которые предусмотрены в гл. 25 ГПК. Жалоба на постановление судебного пристава может быть направлена в течение 10-ти дней с даты его вынесения. в практике имеют место случаи, когда должник вовремя не извещен о начале производства. В этом случае составляется жалоба на бездействие судебного пристава. Она направляется в десятидневный срок, исчисление которого начинается с момента, когда гражданину стало или должно было стать известно о начале производства. В случае пропуска установленного периода гражданин вправе написать ходатайство о его восстановлении. В заявлении необходимо изложить уважительные причины и привести доказательства. Если суд посчитает основания пропуска срока недостаточными, ходатайство не будет удовлетворено.

Порядок подчиненности

Обжалование действий пристава и принятых им актов осуществляется в городском (районном) суде. Заявление направляется в ту инстанцию, где должностное лицо исполняет свои обязанности. В ходе рассмотрения претензии должностное лицо обязано будет доказать соответствие своего поведения нормам закона. Жалоба старшему судебному приставу направляется на акты, принятые подчиненным ему лицом, кроме тех, которые утверждены им. Претензия вышестоящему лицу адресуется и в случае оспаривания поведения представителя ФССП. Жалоба на судебного пристава, его поведение и утвержденные акты направляется руководителю подразделения субъекта РФ. Это правило распространяется и на заявления об оспаривании поведения руководителей подразделений, их заместителей. Жалоба на судебного пристава (его поведение и принятые им акты) может направляться как непосредственно вышестоящим должностным лицам ССП, так и через сотрудника, в отношении которого предъявляются претензии.

Порядок рассмотрения

Жалоба на судебного пристава направляется руководству сотрудников, чьи акты и поведение оспариваются, в течение трех дней с момента ее поступления. В случае если должностное лицо, которое получило заявление, не имеет полномочий на ее рассмотрение, оно обязано передать обращение уполномоченному специалисту, отправив письменное уведомление об этом заявителю. Последний может отозвать претензию до принятия решения по ней.

Требования к составлению

Жалоба на судебного пристава (его поведение либо принятые им акты) оформляется письменно. Обращение должно быть заверено подписью заявителя либо его представителя. В последнем случае к претензии должен прилагаться документ, подтверждающий полномочия лица.

В содержании обращения должно указываться:

  1. Ф.И.О., должность того пристава, поведение, отказ либо принятый акт которого оспаривается.
  2. Ф.И.О. гражданина либо название организации, место пребывания (жительства, нахождения) заявителя.
  3. Основания, в соответствии с которыми предъявляется претензия на поведение, принятый акт или отказ должностного лица.
  4. Непосредственно требования заявителя.

Важный момент

Заявитель при направлении претензии может не прилагать документы, подтверждающие приведенные в ней обстоятельства. В случае если наличие этих доказательств будет иметь значение при рассмотрении жалобы, должностное лицо, уполномоченное на ее рассмотрение, может их запросить. В таком случае период, в течение которого проводится разбирательство претензии, будет приостановлен до получения необходимых документов, но не больше, чем на десять дней.

Сроки рассмотрения

Жалоба, которая подана в порядке подчиненности, должна быть проверена на протяжении 10-ти дней с даты поступления. Рассмотрение осуществляется только уполномоченным на это лицом. В случае принятия жалобы на поведение пристава или принятый им акт судом, проверка претензии, поданной в порядке подчиненности, приостанавливается.

Случаи оспаривания

Постановления пристава, его поведение по обеспечению реализации установленных в решении уполномоченной инстанции обязательств могут обжаловаться в органе общей юрисдикции или арбитраже. Инстанция должна находиться на территории, где осуществляет свою работу указанное должностное лицо. Претензия может направляться в ходе исполнения:

  1. Требований, которые содержатся в документах, принятых относительно граждан либо организаций, занимающихся предпринимательством без образования юрлица.
  2. Исполнительного листа, который выдан в арбитражном суде.
  3. Постановления пристава, вынесенного на основании ч. 6 ст. 30, указанного выше ФЗ, в случае, если в качестве должника выступает гражданин либо организация, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, и производство начато в связи с его коммерческой деятельностью.
  4. Прочих случаях, предусмотренных в АПК.

В ситуациях, не приведенных в ч. 2 указанной статьи, претензия направляется в инстанцию общей юрисдикции. Уполномоченный орган осуществляет рассмотрение поступившего заявления в течение 10-ти дней в порядке, который установлен в процессуальном законодательстве РФ и с учетом особенностей, предусмотренных в ФЗ.

Нюансы заполнения претензии

В той части, где должны быть реквизиты сторон, следует точно указать наименование органа, в который адресуется жалоба. В заявлении в обязательном порядке приводится должность и Ф.И.О. лица, чье поведение или принятый акт оспаривается. Эта информация приводится после слова "жалоба". В содержании претензии события следует излагать в том порядке, как они произошли. Если, к примеру, гражданин не был поставлен в известность о том, что начато исполнительное производство, необходимо привести обстоятельства, которые имели место в то время. Если он отсутствовал и поэтому не получил уведомление, следует указать причину и место нахождения, приложить документы, подтверждающие, что причины были уважительными. Если гражданин обращался к приставу с просьбой ознакомиться с материалами производства, но получил отказ, нужно четко изложить слова и действия должностного лица. Непосредственно при самом обращении можно попросить написать объяснение своего поведения. Если пристав и это сделать откажется, то это также следует указать в претензии. Как выше было сказано, необязательно прикладывать документы, доказывающие неправомерность поведения должностного лица. Однако специалисты рекомендуют все же подавать жалобу вместе с ними.

Это предотвратит затягивание процесса рассмотрения претензии. Описывая обстоятельства, неплохо было бы привести ссылки на законодательные акты. В этом может помочь квалифицированный юрист. Свои требования необходимо излагать четко, так, чтобы их нельзя было истолковать двояко. В конце заявления нужно перечислить прилагаемые к нему бумаги. В самом конце следует обязательно расписаться и поставить число. Если претензия составлена верно, она будет рассмотрена. В случае несоблюдения порядка оформления жалоба будет возвращена.

Альтернативный вариант

Вести борьбу с недобросовестными должностными лицами, кроме подачи жалобы на их поведение или принятые акты, можно и другим способом. Он состоит в придании огласки происходящему произволу в региональных и городских СМИ. Как показывает практика, должностных лиц совершенно не радует перспектива быть отрицательными героями телевизионных сюжетов или газетных либо журнальных заметок. Такие радикальные действия должников, как правило, влекут за собой проверку правомочности всей деятельности сотрудника, а в ряде случаев и всего подразделения. В результате дело ставится на контроль вышестоящих руководителей.
Выявленные нарушения законодательных норм влекут за собой привлечение к административной, дисциплинарной ответственности, наложение взысканий, занесение случаев в личные дела, отстранение от службы и многие другие неприятные последствия. Общественный резонанс не позволяет оставить дело без рассмотрения, "отписаться" от претензии. Придание огласки таким случаям негативным образом сказывается на репутации ФССП. В некоторых случаях обращение в СМИ может быть даже более результативным, чем обжалование постановлений или поведения приставов в установленном порядке.

В заключение

Каким методом будет осуществляться защита прав, выбирать каждому самостоятельно. Однако в любом случае необходимо помнить, что действия не должны противоречить закону. Для тех, кто выберет обжалование в установленном ФЗ порядке, следует внимательно изучить требования норм, соблюсти срок, в течение которого может быть направлена претензия. В случае необходимости можно обратиться за консультацией к квалифицированному юристу.