Часть 5 статьи 3 223 фз. Юридические услуги

Кузнецов Кирилл Владимирович ([email protected])

Эксперт-практик в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru , автор большого числа положений о закупках, а так же тренингов и семинаров по закупкам для заказчиков, поставщиков и контролеров

В 2018 году правила закупок значительно изменяются и во многом определяются поправками, внесенными в Закон №223-ФЗ федеральным законом от 31.12.17 № 505-ФЗ. И хотя пакет этих поправок , внесенный еще летом 2015 г., был в итоге существенно переработан, до сих пор ряд предусмотренных им решений вызывает вопросы.

Итак, поправки вступают в силу с 1 июля 2018, за исключением отдельных, вступающих с момента официального опубликования закона.

Среди таких норм немедленного действия выделяются следующие:

1. Из сферы применения закона выведены закупки у взаимозависимых лиц . В целом, это не принципиально меняет сегодняшнее положение дел, так как у большинства заказчиков, имеющих дочерние и зависимые юрлица, положения о закупке обычно предусматривают возможность проведения закупки у единственного поставщика, если им является взаимозависимое лицо.

Теперь такие закупки просто «уходят в тень» и не фигурируют в закупочной отчетности по Закону № 223-ФЗ. Соответственно, открываются возможности по уводу закупок заказчика из сферы регулирования Закона № 223-ФЗ (например, при организации его снабжения через дочернюю структуру, таким субъектом не являющуюся).

Также исключены и закупки заказчиков, зарегистрированных за рубежом (в целях осуществления их деятельности на зарубежной территории), что как раз вполне оправдано. На самом деле, эти нормы написаны довольно расплывчато, что позволяет не только неоднозначно и прописывать в Положении о закупке, но и применять, злоупотребляя, выводя значительную долю закупок из сферы Закона № 223-ФЗ.

2. Учредитель бюджетного или автономного учреждения, собственник имущества унитарного предприятия или уполномоченный исполнительной властью орган вправе утвердить типовое положение о закупке и круг обязанных его применять «подведомственных» заказчиков. В таком положении определяется и дата, до наступления которого положения заказчиков должны быть приведены в соответствии с типовым. При этом вопрос применимости типовых положений «подведомственных» иной формы собственности (например, акционерных обществ) не урегулирован . Следует отметить, что такое типовое положение о закупке не является положением о закупке в классическом понимании термина, а перечнем обязательных для включения в положение о закупке заказчика правил и требований.

3. «Дочки» и «дочки дочек» могут присоединиться к положению о закупке «материнской» компании . Такое решение размещается в ЕИС как положение о закупке. При изменении положения о закупке можно принять решение о присоединении к изменениям. К сожалению, норма очень проблемная: например, для акционерных обществ, собирать у каждой дочки совет директоров для утверждения решения о присоединении к изменениям в положение о закупке, да еще в пятнадцатидневный срок - малореально.

4. Если заказчик не разместил в установленные сроки утвержденное положение о закупке (или решение о присоединении к положению о закупке), на него распространяются основные положения (с исключениями - ранее предполагалось, что будут распространяться все требования указанного закона, теперь – только перечисленные.) Закона № 44-ФЗ до выполнения им указанных действий.

5. Введено понятие ведомственного контроля закупочной деятельности (однако, в отличие от Закона № 44-ФЗ, он никак не регламентирован).

6. Определяется порядок использования региональных, муниципальных и корпоративных информационных систем в сфере закупок.

7. Казначейство ведет в ЕИС реестр заказчиков.

8. Новые ограничения по размещению информации в ЕИС . Правительство может установить перечни/группы ТРУ (товары, работы, услуги), закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о которых не размещаются в ЕИС. Заказчик также вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке ряда финансовых услуг, аренды и других договоров, предусматривающего переход прав владения/пользования недвижимостью.

9. Изменения в порядке обжалования : жаловаться можно на любые нарушения закона и положения о закупке. При этом обжалование нарушений, совершенных после окончания срока подачи заявок, возможно только теми участниками закупки, которые подали заявки. Однако рассмотрение жалобы должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования .

Но все это – «цветочки». C 1 июля 2018 вступают в силу и остальные, можно сказать, революционные поправки. Рассмотрим их подробнее.

1. Положением о закупке должны будут предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки, а так же устанавливаться порядок осуществления таких закупок. Конкурентные закупки по умолчанию – в электронной форме , но допустимо предусмотреть в положении их проведение и в «бумажной» . Однако конкурентные закупки с участием СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства) – только в электронной форме (причем только на площадках, соответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ и отобранных Правительством РФ).

2. Участником закупки является любое физическое или юридическое лицо (и объединения первых или вторых). При этом более не действует ограничение, что такие лица должны также соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положение о закупке. Что открывает новые возможности для обжалования со стороны «закупочных рейдеров» (ранее были неоднократные случаи отказов контролирующих органов в принятии жалобы от «не участника» закупки – подателя, не соответствующего требованиям положения о закупки, например, не выразившего ранее заинтересованности в участии путем подачи заявки или запроса разъяснений). Тем не менее, как и раньше, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

3. НМЦД (начальная (максимальная) цена договора) указывается одним из следующих способов :

  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота),
  • формула цены и максимальное значение цены договора,
  • цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

4. Вводятся ограничение на использование товарных знаков (знаков обслуживания и т.п.), близкие к установленным в правилах контрактной системы. В случае указания на товарный знак необходимо использование слов «или эквивалент» (за некоторыми исключениями). Следует обозначить одну проблему, которая многократно возникала перед заказчиками, использовавшими ранее подобную формулировку: если указываешь «или эквивалент», – не забывай определять параметры эквивалентности , причем желательно – не фиксированные (точное значение), а диапазонные (от… до…).

5. Облегчаются и становятся более разумными требования к документам закупки : для запросов котировок не требуется документация о закупке, а для закупки у единственного поставщика – извещение и документация (в остальных случаях конкурентных закупок, как и прежде, требуется извещение + документация + проект договора).

6. Устанавливается порядок проведения конкурентной закупки , включая ряд обязательных требований к ее срокам и документообороту , а также особенности для такой закупки в электронной форме.

  • Даны определения всех предусмотренных законом способов закупки ;
  • Минимальные сроки на размещение извещения и документации в ЕИС: конкурс, аукцион – 15 дней, запрос котировок (только извещение) – 5 рабочих дней, запрос предложений – 7 рабочих дней. (для закупок у СМСП – сроки короче).
  • Документация закупки разрабатывается всегда, кроме запроса котировок. Уточнены и требования к содержанию извещения и документации.
  • Для конкурентной закупки обязательна комиссия (соответственно, для неконкурентной закупки ее может и не быть).
  • Только одна заявка от участника , которую можно изменить или отозвать до окончания срока подачи. А значит, заказчики, привыкшие работать с подачей альтернативных предложений, должны эту возможность аккуратнее регламентировать (основное и альтернативное предложение – в составе одной заявки).
  • Отмена проведения закупки заказчиком допустима только до окончания срока подачи заявок (решение – в ЕИС в день его принятия). Позднее – только в случае обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с ГК РФ. Или, разумеется, предписания ФАС России или решения суда.
  • Ответ на запрос разъяснений (с указанием предмета запроса, но не его автора) – в течение 3 рабочих дней с размещением в ЕИС, право заказчика не разъяснять, если запрос позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи. При этом разъяснения не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
  • В случае внесения изменений – информация в ЕИС в течение 3 дней со дня принятия решения, а оставшийся срок подачи должен составлять не менее половины начального (при необходимости – продление) .
  • Конкурентные закупки могут быть многоэтапными.
  • Легализован механизм, лежащий в основе «прейскурантных» и «зонтичных» закупок – по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки .
  • Установлены требования к содержанию протоколов (составляемому в ходе закупки (по результатам этапа) и итоговому).
  • Срок хранения протоколов, заявок, документации, извещения, изменений, разъяснений – не менее 3 лет .
  • Обеспечение заявки не устанавливается , если НМЦД не превышает 5 млн. руб., в остальных же случаях оно не может быть более 5% от НМЦД . Такое обеспечение удерживается при уклонении от заключения договора или непредставлении обеспечения исполнения договора.
  • По итогам конкурентной закупки возможно заключение нескольких договоров.
  • Договор – не ранее 10 и не позднее 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (при необходимости одобрения органом управления заказчика или обжаловании – 5 дней с даты таких решений).

7. Определяются особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме .

  • Документооборот закупки , от подачи заявки до формирования проектов протоколов обеспечивается электронной площадкой.
  • Для участия в закупке участнику необходима аккредитация , порядок определяет оператор электронной площадки.
  • В документообороте используется усиленная квалифицированная электронная подпись .
  • Оператор размещает информацию и направляет уведомления в течение часа (изменения, разъяснения и др.)

8. Определены требования к конкурентной закупке закрытым способом .

  • Закрытые конкурентные закупки в случае государственной тайны или соответствующего решения Правительства РФ.
  • Информация о такой закупке не размещается в ЕИС. Остальные правила – как для конкурентных закупок, к участию адресно приглашаются не менее 2 участников, способных выполнить договор.
  • Правительство РФ определяет особенности документооборота, аккредитации и операторов при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме.

9. Детально регламентированы особенности конкурентной закупки в электронной форме только для СМСП .

10. Требования к закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исчерпывающий перечень случаев ее проведения устанавливается положением о закупке .

Разумеется, многие из перечисленных выше нововведений нуждаются в более подробном раскрытии. Ниже мы рассмотрим некоторые нюансы, которые касаются уже рассмотренных новелл, а именно:

1) применения типового положения о закупке;

2) использования региональных, муниципальных и корпоративных информационных систем в сфере закупок;

3) изменений в порядке обжалования;

4) новых полномочий Правительства РФ;

5) особенностей применяемых способов закупок;

6) описания предмета закупки, в том числе указания на товарные знаки;

7) особенностей конкурентных закупок среди СМСП.

Итак…

1. Типовое положение о закупке

Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:

1) порядок подготовки/осуществления закупки;

2) способы закупок и условия их применения;

3) срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках

Типовое положение и изменения в него размещаются в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения.

Изменение в типовое положение – обязательно для применения всеми заказчиками, у которых положения о закупке утверждены в соответствии с типовым. При изменении типового должен указываться срок для таких изменений, не менее 15 дней с даты размещения изменений в ЕИС.

Важно: типовое положение – не есть положение о закупке в классическом понимании, а лишь набор требований, включаемых в свое положение заказчиками.

2. Региональные, муниципальные и корпоративные информационные системы в сфере закупок

В соответствии с поправками стало возможным размещение заказчиками информации через взаимодействующие с ЕИС:

  • корпоративные информационные системы;
  • созданные в соответствии с Законом № 44-ФЗ региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок.

Однако в случае выявления противоречий в информации приоритет остается за информацией, размещенной в ЕИС. Исчисление сроков осуществляется также с момента размещения информации в ЕИС.

3. Изменения в порядке обжалования

Со дня вступления в силу поправок меняется перечень случаев для обжалования. Он теперь включает в себя:

  • осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки/осуществления закупки в положении о закупке заказчика ;
  • неразмещение в ЕИС положения о закупке и изменений в него, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, иной информации, подлежащей размещению по закону или нарушение сроков такого размещения;
  • предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  • осуществление заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке без применения отдельных положений Закона № 44-ФЗ;

С 01.07.2018 также можно будет обжаловать нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки ТРУ требований, установленных Законом № 223-ФЗ.

Кроме того, обжалование (а так же обращение в суд) может быть инициировано в адрес заказчиков, в отношении которых проводится мониторинг соответствия либо оценка соответствия Корпорацией развития МСП и органами исполнительной власти.

Единственным светлым для заказчика пятном в подобном расширении возможностей для обжалования является то, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования . Однако в любом случае, обжаловать решения ФАС России на том основании, что рассмотрение предмета жалобы не входит в ее компетенцию, будет уже намного сложнее.

4. Дополнительные полномочия Правительства РФ

Права Правительства РФ по установлению дополнительных правил для закупок по Закону № 223-ФЗ существенно расширились и будут дополнительно включать следующие:

  • среди особенностей участия СМСП в закупке отдельных заказчиков оно может предусмотреть обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только СМСП;
  • для закупок, которые не размещаются в ЕИС по решению Правительства РФ (перечни и группы продукции), могут быть устанавлены особенности, в том числе:


  • особенности их осуществления в электронной форме;
  • особенности электронного документооборота;
  • порядок работы с обеспечением заявки;
  • перечень операторов электронных площадок, единые требования к электронных площадкам, их функционированию и их операторам.
  • Разумеется, на сегодняшний день главной интригой остается перечень операторов электронной площадки.

5. Способы закупки

С 01.08.2018 все закупки по Закону № 223-ФЗ официально разделятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС извещения и документации закупки или посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке (в случаях, предусмотренных законом);

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением специальных требований, установленных в Законе № 223-ФЗ для конкурентных закупок.

При несоблюдении этих условий закупка является неконкурентной.

В числе способов осуществления конкурентных закупок:

1) торги (кроме классических конкурса (открытый, закрытый и в электронной форме) и аукциона (открытый, закрытый и в электронной форме), к ним относятся теперь так же запрос котировок (закрытый и в электронной форме) и запрос предложений (закрытый и в электронной форме). Напомним, что излюбленными способами конкурентного выбора поставщика для заказчиков ранее были запрос предложений и запрос котировок, так как, считая их не торгами , можно было обоснованно, например, предусмотреть необязательность заключения договора с победителем и другие удобные для заказчика условия. Теперь данная «лазейка» закрывается.

2) иные способы, установленными положением о закупке (а значит там вновь можно приоткрыть «лазейку», введя вместо запроса предложений, например, «редукцион» и «тендер»).

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

6. Описание предмета закупки (техническое задание). Товарные знаки

При конкурентной закупке заказчик в описании предмета закупки указывает при необходимости:

  • технические и качественные характеристики;
  • эксплуатационные характеристики.

При этом в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении

  • товарных знаков;
  • знаков обслуживания;
  • фирменных наименований;
  • наименование страны происхождения товара,

а так же требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Исключение составляют случаи, если «не имеется другого способа , обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки». Эти формулировки были явно позаимствованы из действующих правил контрактной системы (хотя интересным нюансом стало то, что последние правки в закон №44-ФЗ данную формулировку исключают). Например, таким случаем может быть изготовление уникального оборудования.

В случае обоснованного использования товарного знака необходимо указывать слова «(или эквивалент)». Исключения составляют:

  • несовместимость товаров с другими товарными знаками и необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (отметим, что именно технической документацией, а не условиями гарантии );
  • закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта ;
  • закупки с указанием конкретных товарных знаков и т.п., если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров заказчиков, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами (но не с физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями).

7. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме среди СМСП

Данную категорию нововведений по праву можно назвать основной, радикально меняющей правила работы заказчиков, которые обязаны проводить закупки среди СМСП (напомним, что эта обязанность существует далеко не у всех заказчиков).

1. Закупки проводятся на площадках, отобранных в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ и дополненными Правительством РФ (в настоящее время по Закону № 44-ФЗ определено 6 площадок). Сам перечень соответствующих площадок утверждается Правительством РФ. Таким образом, ошибочным является бытующее мнение о том, что закупки среди СМСП будут проходить только на площадках «госзакупочной шестерки». Вполне вероятно, что итоговый перечень заметно расширится .

2. При подобных закупках заказчик может использовать закрытый перечень способов закупки, устанавливаются и сроки размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок:

  • конкурс в электронной форме (не менее 7 дней, если НМЦД не превышает 30 млн. руб., 15 дней – если превышает);
  • аукцион в электронной форме (7 и 15 дней соответственно);
  • запрос предложений в электронной форме (5 рабочих дней, НМЦД не может превышать 15 млн. руб.);
  • запрос котировок в электронной форме (4 рабочих дня, НМЦД не может превышать 7 млн. руб.).

3. Определены возможные этапы конкурса в электронной форме:

1) проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки условий исполнения договора в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ или обсуждение заказчиком предложений, содержащихся в заявках участников, в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ (в законе данный пункт технически представлен двумя этапами, но они не проводятся совместно);

2) рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, содержащих окончательные предложения;

3) проведение квалификационного отбора;

4) сопоставление дополнительных ценовых предложений о снижении цены договора, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг (в этом случае участники информируются о наименьшем ценовом предложении).

При этом соблюдается определенная в законе последовательность этапов, определяются в документации сроки каждого этапа, по результатам каждого этапа – составляется отдельный протокол, итоги оформляются итоговым протоколом. При уточнении документации – подача окончательных предложений.

4. Аукцион в электронной форме может включать в себя этап проведения квалификационного отбора (с установлением в извещении сроков проведения). «Шаг» аукциона – от 0,5% до 5% НМЦД, снижение только в пределах «шага», нельзя подавать предложение о цене, равное уже сделанному участником, или большее.

5. При запросе котировок в электронной форме в заявке, в том числе, должно быть предложение по цене договора и согласие на его выполнение.

6. При запросе предложений в электронной форме допускается проведение квалификационного отбора.

7. Обеспечение заявок на участие – путем внесения денежных средств на специальный счет в банке из перечня , определенного Правительством РФ, или предоставления банковской гарантии , по выбору участника закупки.

8. Аккредитация участника закупки на электронной площадке – в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

9. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Заявка на участие в электронных конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из 2 частей:

  • описание продукции (без раскрытия сведений об участнике закупки, за раскрытие – отклонение заявки (до последних изменений в законе №44-ФЗ формулировки были мягче – там не предполагались санкции за раскрытие подобной информации и в первой части заявки. Хотя очевидно, что ничто не мешает заинтересованному участнику закупки и сейчас неофициально информировать о своем участии заказчика (от прямого сообщения до характерных информационных пометок в заявке (нюансы форматирования и др.).));
  • сведения об участнике (включая соответствие единым квалификационным требованиям), окончательном предложении и других условиях исполнения договора.

10. Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью. Предусматривается возможность составления протокола разногласий и обязанность заказчика указывать причины отказа учесть замечания.

Разумеется, формат данного обзора позволяет указать и прокомментировать лишь ключевые изменения, упуская технические подробности и частные моменты нововведений. Вполне возможно, что некоторые из отмеченных проблем еще будут устранены до вступления соответствующих норм в силу, в чем мы тоже постараемся принять участие.

Так же, другим законом , устанавливаются особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) рядом заказчиков-субъектов 223-ФЗ.

Отметим в заключение, что в соответствии с рассмотренным законом всем заказчикам необходимо откорректировать положения о закупке не позднее 1 января 2019 года .

В ночь на 1 января 2019 года «карета превратится в тыкву»: несоответствующие изменениям в законе положения о закупке считаются неразмещенными. А значит, заказчик до размещения нового положения должен будет работать по основным положениям Закона № 44-ФЗ.

Однако рекомендуется учесть, что ряд изменений в закон уже вступили в силу (а значит правильным было бы для заказчика уже их отразить в своем положение о закупке), другие же вступят в силу с 01.07.2018 – а значит к этому моменту так же следует откорректировать положение о закупке. Понятно, что на практике далеко не все заказчики имеют возможность таких правок (например, в крупных акционерных обществах заседания совета директоров проводятся достаточно редко и с весьма насыщенной повесткой).

Также мы подробно рассказали о самых важных нововведениях, добавленных в этом году.

223-ФЗ ориентирован не на всех участников, а только на некоторых из них. Он вступил в силу 20.06.2011 и обязывает заказчика разработать и утвердить положение о закупках в соответствии с нормами закона.

Какие еще требования предъявляются к организатору? Какой должна быть тендерная документация и конкретно — положение о закупках? На какие категории юридических лиц распространяется действие закона? На все эти вопросы поможет ответить эта статья.

ФЗ-223 о закупках в последней редакции

Самые важные пункты:

    все закупки должны быть спланированы, а соответствующий документ размещен на едином портале zakupki.gov.ru;

    закупочная документация размещается в свободном доступе в единой информационной системе;

    при выборе победителя, заказчик должен руководствоваться только положением о закупках, составленным в соответствии с законом 223-ФЗ;

    существует отдельный реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.

По ФЗ-223 организатор закупки может самостоятельно выбрать любые конкурентные способы, но обязательно включить в положение о торгах аукцион и конкурс. Торги, на которые не распространяется действие данного закона перечислены в ч. 4, ст. 1 закона (купля-продажа ценных бумаг и валюты, военные закупки и т.д.).

Заказчики по 223-ФЗ:

Полный перечень организаций, которые должны руководствоваться нормами 223-ФЗ представлен в Ст. 1 223-ФЗ. В список входят организации, подходящие под следующие определения:

    Компании, удерживающие естественную монополию в сфере своей деятельности;

    автономные учреждения — бюджетные, обладающие большими правами, чем другие;

    государственные компании и корпорации, в том числе унитарные;

    коммунальные организации в сфере электро-, газо-, водо- и теплоснабжения и утилизации бытовых отходов;

    хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государственного участия превышает 50%.

Изменения 223-ФЗ с 2018 года

В конце 2017 года были одобрены правки к 223 Федеральному закону, которые вносят значительные изменения в работу заказчиков, поставщиков и электронных площадок.

Наиболее крупные изменения в 223 Федеральном законе в 2018 году:

Закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением случаев предусмотренных положениями о закупках.

Все закупки буду переводиться в электронную форму, исключения представляют случаи, прямо указанные в положениях о закупках. То есть теперь заказчику необходимо точно указывать в положениях о закупке, какой вид закупок они планируют проводить в бумажном виде.

Введение специальных счетов для внесения обеспечения заявки на участие.

При проведении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение вносится на специальный банковский счет, открытый поставщиком в одном из банков, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ранее обеспечение заявки перечислялось на ЭТП. Теперь Взаимодействие между банком и электронной площадкой осуществляется напрямую.

223-ФЗ не будет регулировать закупки между взаимозависимым предприятиями и закупки заказчиков, которые зарегистрированы в иностранном государстве .

Данное нововведение позволит заказчикам проводить закупки у взаимозависимых лиц без применения 223-ФЗ. Как правило, речь идёт о закупках у единственного поставщика.

Учредители унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений имеют право разработать и утвердить типовые положения и определить круг лиц, которые обязаны ими руководствоваться.

Данные положения уточняют порядок формирования и утверждения положения о закупках. На участниках закупок по 223-ФЗ это новшество никак не отразится.

Дочерние предприятия могут присоединиться к положению о закупках материнской компании.

На практике, многие дочерние предприятия работали по положению о закупках головной организации и ранее, данная норма будет официально включена в закон.

Значительные изменения будут для участников из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ):

    все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;

    они могут проходить только на 6 федеральных площадках (по решению Правительства РФ, какие-то из них могут быть исключены из списка для применения в 223 Федеральном законе);

    деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

    договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется)

Теперь закупки у СМП обязательно проводятся в электронной форме, способы определения поставщика для субъектов СМП исчерпывающие: по аналогии с 44-ФЗ это конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме. Конкурентные закупки для СМП проводятся на 6 площадках утвержденных для 44-ФЗ. В соответствии с нововведениями 44-ФЗ, теперь деньги в качестве обеспечения заявок вносятся не на счет на площадке, а на счет в банке, перечень которых утвержден Правительство РФ.

При использовании в описании предмета закупки указания на товарный знак, заказчик обязан использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев, предусмотренных законом.

Заказчик теряет возможность закупать товар конкретного производителя и с конкретным товарным знаком, по аналогии с 44-ФЗ.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Теперь вне зависимости от положения о закупках, заказчик не вправе отменить закупку после окончания подачи заявок. Теперь он может отменить закупку только до срока окончания подачи заявок. Полезное для участников нововведение, особенно в случае, если закупка проходит на площадке, на которой установлено платное участие (необходимо оплатить тариф). Теперь участник не теряет денежные средства в случае, если заказчик решил после окончания подачи заявок отменить закупку.

Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки

Теперь заказчик обязан принимать решение о допуске/недопуске, а также подводить итоги закупок коллегиально, с обязательным созданием комиссии по рассмотрению закупки.

Извещение о проведении конкурса и аукциона публикуется за 15 дней до окончания приема заявок; извещение о запросе котировок — за 5 рабочих дней; извещение о проведении запроса предложений — за 7 рабочих дней.

Для закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства другие сроки:

Конкурсы и аукционы:

    при НМЦК до 30 млн. руб, не менее 7 дней;

    при НМЦК более 30 млн руб, за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.)

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.)

Ранее 223-ФЗ предусматривал обязательное проведение закупок в форме аукционов или конкурсов. С 2018 года законодатель утвердил аналогичные 44-ФЗ формы: запрос предложений и запрос котировок, а также установил сроки размещения таких закупок. Теперь конкурсы и аукционы публикуются за 15 дней, запрос котировок — за 5 рабочих дней, запрос предложений — за 7 рабочих дней.

Заказчик не может установить требование о внесении обеспечения заявки, если НМЦК менее 5 млн. руб. Если цена договора более 5 млн руб, то обеспечение заявки не может превышать 5% от НМЦК.

Данное новшество значительно упростит участие в закупках, исключает дополнительные расходы.

Организаторы закупок вправе создавать корпоративные информационные системы, которые будут взаимодействовать с ЕИС.

Данное нововведение скорее будет полезно для заказчиков, достаточно будет внести информацию в свою внутреннюю информационную систему, чтобы информация сразу поступила в ЕИС.

С полным списком изменений, вступающих в силу в 2018 году, Вы можете ознакомиться .

Видеообзор изменений 223 ФЗ в 2018 году

Скачать 223-ФЗ в последней редакции

Если у вас возникнут вопросы по участию в торгах по федеральному закону 223, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые помогут вам в любой ситуации, возникшей в ходе аукциона.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.

Юрист Art De Lex Анна Большакова

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.

223-ФЗ+44-ФЗ=?

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.

Партнер DS Law Мария Калинина

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

С 01 июля 2018 года начинают действовать новые поправки в Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Что ждет участников закупок? На этот вопрос мы попросили ответить председателя Комитета по государственному заказу ВО "ОПОРА РОССИИ" Виктора Лимонова

Виктор Лимонов: "Уже на протяжении последних месяцев все отчетливее видна тенденция к усилению прозрачности процедур по закупкам. Так, например, введение поправок в закон с требованием проводить торги с участием структур МСП только в электронном виде тому свидетельство. Торги в рамках 223-ФЗ раньше имели больше "степеней свободы" для Заказчиков, и это давало возможность разного рода злоупотреблениям. По сути, идет сближение требований 223-ФЗ и 44-ФЗ к более четкой регламентации процедур. Мы видим в этом позитивное движение в пользу малого и среднего предпринимательства".

Основные изменения, которые ждут участников закупок:

1. Все специальные торги с участием только субъектов МСП будут проводить только в электронном виде на площадках, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам 223-ФЗ. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

2. Теперь положение о закупке обязательно должно содержать порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными (неконкурентными) способами, порядок заключения и исполнения договоров, связанные с обеспечением закупки положения. Все заказчики должны привести свои положения о закупках в соответствии с новыми правилами не позднее 01.01.2019.

3. С 01.07.2018 в 223-ФЗ появляется понятие «конкурентной закупки».

Конкурентная закупка - закупка, в рамках которой обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие. Информацию о такой закупке заказчик размещает в ЕИС или направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.

4. Закрепляется обязанность заказчика определять требования к участникам конкурентной закупки в документации о закупке только в соответствии с положением о закупке. Также вводятся правила, схожие с 44-ФЗ, относительно описания предмета закупки.

5. Теперь любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган нарушение оператором электронной площадки установленных 223-ФЗ требований.

6. Предусмотрен закрытый перечень способов закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений), применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП. Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме. Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым. Заказчик сохранил право проводить закупку теми способами, которые установлены в его положении о закупках. Также остается возможность устанавливать дополнительные этапы закупок (например, предквалификация, переторжка).

7. Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки. Состав комиссии и порядок её работы заказчик определяет самостоятельно. Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки. Права на отказ от заключения контракта не предусмотрено.

8. При проведении закупок в формате конкурса, аукциона, запроса котировок и предложений заказчик ограничен сроками для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок;
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок;
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок;
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок.

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки размещения извещения о проведении:

  • Конкурс — 7 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ не превышает 30 млн. рублей;
  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ превышает 30 млн. рублей;
  • Аукцион — 7 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ не превышает 30 млн. рублей;
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ превышает 30 млн. рублей;
  • Запрос котировок — 4 рабочих дней до окончания приёма заявок, при этом НМЦ не должна превышать 7 млн. рублей;
  • Запрос предложений — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок, при этом НМЦ не должна превышать 15 млн. рублей.

9. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке.

10. Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью.

11. Расширены требования к составу закупочной документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения.

Вносимыми изменениями урегулированы и вопросы разъяснения документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

12. Поправки разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём положении о закупках.

13. На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы. Также оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок. Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме. В случае аукциона участники могут видеть цены, предложенные конкурентами (но не наименования других участников). Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона.

14. Предусмотрено право заказчика устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей. При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены. Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Подготовлено Центром экспертизы и аналитики проблем предпринимательства, 2018г.

В 2018 году произойдет ряд изменений в порядке осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ. Часть вступит в силу с 1 июля 2018 года, а некоторые уже действуют с 1 января. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации 72 часа. В конце 2017 года было принято сразу четыре федеральных закона о внесении изменений в закон № 223-ФЗ:

  • Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, вступили в силу два постановления Правительства РФ о поддержке СМП:

  • постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383;
  • -постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819.

Изменения, связанные с исключениями в регулировании 223-ФЗ в части закупок

Увеличился перечень исключений из Закона № 223-ФЗ

С 31.12.2017 действие Закона № 223-ФЗ не распространяется на:

1. заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности (п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);

2. исполнение заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);

3. осуществление заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 105.1) и перечень которых определен в положении о закупке. При этом в положении о закупке с 31.12.2017 заказчик обязан обосновать включение в указанный перечень взаимозависимых с ним лиц каждого юридического лица (п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);

4. закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, с целью осуществления своей деятельности на территории иностранного государства (п. 14 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Согласно п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, действие данного закона не распространяется на отношения, связанные с заключением и исполнением договоров , являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.

В данной норме не указано, участники каких рынков обращения электрической энергии имеются ввиду - оптового или розничных, поэтому подразумевается, что указанное исключение распространяется и на участников розничного рынка обращения электрической энергии — к которым относятся любые потребители электрической мощности.

Таким образом, с 31.12.2017 г. договоры энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемые заказчиками с гарантирующими поставщиками, не включаются в планы закупок и в отчетность, формируемую заказчиками в 2018 году.

Действие Закона № 223-ФЗ распространено на закупки товаров, работ, услуг для целей коммерческого использования

С 31 декабря 2017 года действие закона распространяется на закупки, связанные с коммерческим использованием товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 3 закона № 223-ФЗ).

Теперь у заказчиков есть два варианта:

  1. закупать такие товары, работы и услуги через так называемых взаимозависимых юридических лиц;
  2. включать такие закупок в перечень случаев закупки у единственного поставщика.

Изменения, связанные с уточнениями и изменениями информации размещаемой в ЕИС

Информация, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС

С 31 декабря 2017 года установлен перечень информации, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС:

  1. о закупках ряда финансовых услуг (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ): -
    • услуги по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
    • -предоставление кредитов и займов;
    • -услуги по выдаче банковских гарантий и поручительств;
    • -услуги по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;
    • -брокерские услуги;
    • -услуги депозитариев.
  2. о закупках услуг по доверительному управлению имуществом (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  3. о закупках, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  4. о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (договоры купли-продажи, аренды, субаренды недвижимого имущества и пр.) (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Теперь заказчики могут не размещать информацию в ЕИС о договорах на расчетно-кассовое обслуживание (то есть не показывать такие закупки ни в планах закупки, ни в реестре договоров). Что касается договоров аренды недвижимого имущества, то нужно указать общее количеств и стоимость заключенных договоров, но информацию о самой закупке (извещение, документацию, протокол) размещать в ЕИС не нужно. Данная норма распространяется только на договоры, заключенные с 1 января 2018 года.

Информация, не подлежащая размещению в ЕИС

Расширены полномочия Правительства РФ в части определения информации, не подлежащей размещению в ЕИС. Вступили в силу с 31 декабря 2017 года.

Статья 4 Закона № 223-ФЗ:

16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Перечень документов, размещаемых в ЕИС

С 31 декабря 2017 необходимо вносить в ЕИС решения о присоединении к положению о закупке, о присоединении к изменениям в положение о закупке органов управления дочерних хозяйственных обществ (ч. 4 и 5 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Решение о присоединении должно быть размещение в ЕИС в течение 15 календарных дней со дня его принятия. Положение о закупке вносить в ЕИС не нужно.

Уточнена ответственность заказчика в случае не размещения положения о закупках в ЕИС

Если заказчик в установленные законом сроки не разместил утвержденное положение о закупке (или решение о присоединении к положению о закупке), на него распространяются основные положения Закона № 44-ФЗ до выполнения им указанных действий, в части:

  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
  • выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • осуществления закупок у СМП, СОНКО;
  • применения требований к участникам закупок;
  • оценки заявок, окончательных предложений участников закупки;
  • создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
  • определения поставщика (исполнителя, подрядчика),
  • осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Изменение правил обжалования по 223-ФЗ

С 31 декабря 2017 года расширен перечень оснований для административного обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок в ФАС России, а также круг лиц, которые могут подавать такие жалобы.

В этом видеосовете Станислав Грузин расскажет, что изменилось с 2018 года в правилах обжалования 223-ФЗ. Смотрите отрывок из вебинара « ».

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.01.2018

С 1 января 2018 года расширен круг заказчиков, которые обязаны закупать товары, работы, услуги у субъектов МСП:

Теперь такая обязанность возлагается на:

  1. всех заказчиков (за исключением автономных учреждений и заказчиков, являющихся субъектами МСП), годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
  2. заказчиков, являющихся кредитными организациями (за исключением заказчиков - субъектов МСП) , у которых величина активов за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
  3. заказчиков, являющихся автономными учреждениями, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей.

Также форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП дополнена следующими сведениями:

  • о доле закупок у СМП в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
  • о доле закупок у субъектов малого предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только.

Увеличены квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 , вступившее в силу с 1 января 2018 года, увеличивает обязательный годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП с 10% до 15%.

Информационные системы

Разрешено использование корпоративных, региональных и муниципальных информационных систем для размещения информации, которая подлежит размещению в ЕИС по 223-ФЗ.

Если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг, региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, отличается от информации, размещенной в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.

Повышайте квалификацию на курсе « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта.