Какие виды убежища выделяют в международном праве. Право убежища: понятие, виды

24. Право политического убежища

Политическое убежище – это предоставление государством лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым он подвергся в стране своего гражданства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Выделяют территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В международном праве запрещается предоставление дипломатического убежища. Основание и порядок предоставления политического убежища тем или иным лицам зависят от внутреннего законодательства государства, предоставляющего политическое убежище. Государство может отказать в предоставлении убежища.

В случае предоставления политического убежища государство обязано не выдавать лицо, получившее политическое убежище. Лица, получившие политическое убежище, имеют на территории данного государства статус иностранцев, если им предоставлено гражданство данного государства. Государство, предоставившее какому-либо лицу политическое убежище, приобретает право на оказание правовой защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом, несет ответственность за его деятельность. Согласно положениям ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Нормы международного права закрепляют право государства предоставлять определенным лицам политическое убежище и устанавливают обязанность других государств уважать данное право. Действие политического убежища прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили лицо искать убежище, или если лицо получило гражданство государства, предоставившего ему политическое убежище. В международном праве сложилось правило – убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Из книги Договор об учреждении Европейского Сообщества автора Европейский Союз

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства Понятие «форма государственного устройства»предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

33. ПРАВО УБЕЖИЩА Предоставление политического убежища – суверенное право государства. Своим внутренним актом оно определяет мотивы предоставления убежища, статус лиц, которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Политическое

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности Феодальная раздробленность Руси оформилась к концу первой трети XII в., после смерти Великого князя Мстислава Владимировича Великого.Предпосылки феодальной

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.Для формы государственного устройства имеют

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 53. Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII–XIX вв В продолжение XVIII–XIX вв. английское государство в целом сохраняло неизменным конституционный строй парламентской монархии, установившийся в конце XVII - начале XVIII в. Взаимоотношения короны и

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Эволюция государственно-политического строя в XIX в. Государственно-политическое определение новых американских государств прошло под значительным влиянием конституционного опыта европейских стран, прежде всего Франции начала XIX в., и США. Это влияние было во многом

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

§ 84. Развитие государственно-политического строя Турции Революция 1908–1909 гг. и установление конституционной монархии Установившийся в Османской империи после аннулирования Конституции 1876 г. (см. § 71) государственный режим з ю л ю м а («тирании») к началу XX в. привел

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

§ 87. Развитие государственно-политического строя Японии Эволюция парламентской монархии Государственно-политическое развитие Японии в первые десятилетия XX в. характеризовалось дальнейшим возрастанием преимуществ правительственной власти сравнительно с

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

156. Из каких источников складывается законодательство ЕС об иммиграции и предоставлении убежища? Иммиграционная политика Европейского сообщества (ст. 63 Договора о ЕС) направлена на введение единообразных правил в отношении иностранцев, приезжающих в государства-члены

Из книги автора

119. Три критерия политического развития Под политическим развитием понимают возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия

Из книги автора

Из книги автора

Глава 7. Проблемы политического и правового отчуждения в современной России Известная философская проблема отчуждения (алиенации) рассматривается сначала в аспекте общетеоретическом и историко-философском, затем применительно к государственно-политической сфере и,

Становление института права убежища, как и ряда других институтов по правам человека, было непростым и долгим.

Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 году, принявшим резолюцию «Убежище в международном публичном праве». В ней право убежища было определено следующим образом: «Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его». Определение исходило из существования двух форм убежища: а) территориального - предоставление государством иностранному гражданину убежища на своей территории и б) дипломатического - предоставление убежища отдельным лицам на территории дипломатического или консульского представительства иностранного государства, в большинстве случаев - гражданам стран пребывания посольства или консульства.

Дальнейшее рассмотрение вопросов права убежища шло в рамках Организации Объединенных Наций. Положения об этом институте были включены, в частности, во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Декларацию о территориальном убежище 1967 года. В этих документах сказано, что любое лицо имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться убежищем, за исключением иностранцев, преследуемых за уголовные преступления, противоречащие целям ООН (ст. 14 Всеобщей декларации прав человека). Право убежища было зафиксировано также для борцов против колониализма (ст. 1 Декларации 1967 г.).

Между тем в указанных статьях этих же документов говорится о том, что нельзя признать обоснованным предоставление убежища лицам, которые предают интересы своего народа, преследуют свои узкокорыстные интересы, нарушают принципы Устава ООН.

Общепризнанно, что право убежища является институтом, основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политический характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.

Один из основных вопросов данного правового института - вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.

По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:

  • 1) высылка является административно-правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;
  • 2) высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;
  • 3) высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача - лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства, а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства. Такая просьба представляет собой попытку выйти из-под юрисдикции своего государства противоправным способом.

В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.

Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:

  • 1) лицам, совершившим международные преступления (военным преступникам и др.);
  • 2) уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно-правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);
  • 3) уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;
  • 4) лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежища обязано выдать его.

Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища (оно признается лишь в странах Латинской Америки). Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств и консульств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях военных баз и пр. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, которая установила, что «помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, переступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.

Национальное законодательство и практика предоставления убежища государствами разнообразны. Это предопределяется политикой каждого государства, его международно-правовой позицией, отношениями с другими странами. Так, в США и Великобритании регулирование вопросов убежища составляет часть иммиграционного законодательства.

В США понятия политического убежища, приостановки депортации (невысылки) иностранца из страны и статуса беженца достаточно близки по своему содержанию, поскольку позволяют иностранцам въехать или остаться в Соединенных Штатах и тем самым избежать преследований в своей стране.

Различия между этими понятиями определяются географическим местом обращения за покровительством американских властей, доказательствами угрозы преследований в стране, откуда прибыл иностранец, которые необходимо представить, а также объемом полномочий Генерального прокурора в принятии решения по делу.

Для того чтобы просить политическое убежище в США, иностранец должен подпадать под определение беженца в соответствии с его международно-правовым понятием. При этом иностранец должен находиться в США либо в пункте въезда в эту страну. За предоставлением убежища нельзя обращаться в американские посольства и консульства. С другой стороны, ходатайствовать о предоставлении убежища имеют право лица, находящиеся на территории США как на законном основании, так и въехавшие нелегально.

В дополнение к ограничениям, существующим на предоставление статуса беженца, в убежище будет отказано лицу, в отношении которого есть веские основания считать, что до прибытия в США оно совершило серьезное преступление неполитического характера, а также существуют обоснованные подозрения считать это лицо представляющим угрозу безопасности Соединенным Штатам.

Законодательство Франции для оформления заявления о предоставлении политического убежища требует его передачи во Французское управление по защите беженцев и апатридов (ОФПРА) с приложением национального паспорта (или иного документа, удостоверяющего личность). В заявлении должны быть изложены причины, побудившие иностранца покинуть свою страну, факты преследования (в том числе своих близких) и др.

Характерно, что французская практика отказывает в предоставлении убежища лицам, покинувшим свою страну вследствие гражданской войны. Убежище предоставляется сначала на три года и затем продлевается на пятилетние периоды. При этом национальное гражданство не утрачивается.

Законодательство Австрии гораздо сложнее. Оно предусматривает, что ходатайство иностранца о предоставлении убежища будет рассматриваться еще на границе, для чего в пограничных зонах созданы специальные пункты для беженцев. Здесь же они проходят проверки иммиграционных властей.

Кроме того, в течение нескольких последних лет Австрия подписала со многими странами, в том числе и с Россией, протоколы о том, что авиабилеты на рейсы в Вену должны выдаваться за рубежом лишь тем лицам, которые располагают австрийской визой.

В Конституции Российской Федерации указано, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища.

Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права и по другим причинам.

Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если:

  • ? лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в России преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
  • ? лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование и по другим мотивам.

Индивид, желающий получить политическое убежище на территории Российской Федерации, должен лично обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России. Последняя решает вопрос о предоставлении политического убежища в соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от. 21 июля 1997 г.

В МГП нет обязательного для государств, специаль­ного международно-правового акта, закрепляющего пра­вила предоставления убежища и пользования им. В Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966 г.) также нет упоминания об ука­занном институте. В науке международного права су­ществует два подхода в определении понятия «убежи­ща». Одни ученые понимают этот институт как право государства предоставить убежище, другие - как пра­во лица получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия института убежи­ща, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Бойцехович и Г.И. Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства предоста­вить политическое убежище в осуществление своих су­веренных прав и права человека искать убежище в дру­гих странах. Однако Всеобщая декларация прав челове­ка (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других стра­нах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в Декларации о территориаль­ном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. В названной Декларации о тер­риториальном убежище (1967 г.) основанием для об­ращения лица и предоставлении ему убежища счита­ется преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в соответствии с Декла­рацией государствам предоставляется право устанав­ливать основания для предоставления убежища само­стоятельно. Убежище, которое предоставляется государ­ствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г., называется «политическим убежищем», или «террито­риальным убежищем». Оно предоставляется государ­ством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убе­жище, не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано в страну, где воз­можна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г. перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится преследование лица за совершение неполитического преступления или при совершении де­яния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что убежище не предоставляется лицу, совершив­шему действия, направленные на подрыв международно­го мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10 основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации прин­ципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища (территориальный) признается мно­гими государствами мира и находит развитие в нацио­нальном законодательстве.

Понятие территориального (политического) убежи­ща строится на основе использования лицом террито­рии государства в соответствии с его законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональ­ном уровне существует институт дипломатического убе­жища в соответствии с Конвенцией об убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним понимается предоставление лицу, преследуе­мому по политическим основаниям, укрытия в поме­щениях дипломатических представительств, консульс­ких учреждений, на борту военного корабля или воен­но-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развива­ется в направлении все более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных согла­шений о дипломатическом убежище не существует. Мно­гие государства мира исходят из необходимости предо­ставления не дипломатического убежища, а диплома­тического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и здоровье лица, нуждающегося в за­щите. При этом они мотивируют свое решение внут­ригосударственным актом (США). Некоторые государ­ства, не признавая дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия, Франция). Институт дип­ломатического убежища имеет место лишь в государ­ствах Латинской Америки и неизвестен общему меж­дународному праву. Следует отметить, что он

противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатичес­ких сношениях от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Вен­ской конвенции о консульских сношениях (1963 г.), согласно которым помещения представительств не дол­жны использоваться в целях, не совместимых с их фун­кциями.

Понятие вооруженных конфликтов и его виды. Начало вооруженного конфликта. Театр войны и театр военных действий

МГП признает три категории вооруженных конфлик­тов: межгосударственные вооруженные конфликты, уча­стниками которых являются два суверенных государ­ства имеждународные вооруженные конфликты, учас­тниками которых являются более двух суверенных государств или в котором принимают участие государ­ства, объединенные в различные военно-политические союзы. Критерием деления данных видов вооруженных конфликтов является количество участвующих в нем суверенных государств. Третий вид вооруженных конф­ликтов -немеждународные вооруженные конфликты (внутренние вооруженные конфликты, гражданские и национально-освободительные войны), происходящие в пределах одного государства. Основой выделения данно­го вида вооруженных конфликтов является государствен­ная граница.

Начатые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливаются необходимостью соблю­дения норм международного права. Гаагская конвен­ция об открытии военных действий 1907 г. предусмат­ривает, что начало войны предполагает:

а) предварительное и недвусмысленное предупрежде­ние о начале войны;

б) объявление ультиматума, не выполнение которого приведет к началу войны.

Под театром войны понимается пространственная сфе­ра, в пределах которой происходит вооруженный конф­ликт, т.е. сухопутная, воздушная и морская территории воюющих государств. Не могут быть театром войны тер­ритории нейтральных государств, демилитаризованные территории (Антарктика, космическое пространство, не­бесные тела, международные каналы). Под театром во­енных действий понимается территория, на которой фак­тически происходят боевые действия между воюющими сторонами.

Право убежища -- право каждого человека искать убежища от пре-следования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на его территории лицу, которое преследуется в другой стране по политическим мотивам. Право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в Декларации о территориальном убежище, принятой Ге-неральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Всеобщая декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН). - Ст. 14 п. 1.

Различают территориальное и дипломатическое убе-жище. Территориальное убежище -- предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище -- предоставле-ние какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного госу-дарства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

Под политическим убежищем понимает-ся предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по поли-тическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убежде-ния, расовую или национальную принадлежность и т. п. Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Межд. отношения, 1994. - С. 114.

Основания и процедура (судебная, административ-ная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутрен-него законодательства государства.

Основным международно-правовым последствием предоставления политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Государство несет эту обязанность в отношении международного сообщества, как подчеркнуто в Декларации о территориальном убе-жище.

Не следует смешивать предоставление политического убежища с разрешением какому-либо лицу постоянно проживать на территории определенного государства. В последнем случае государство не берет на себя ни-каких международно-правовых обязательств.

Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается поли-тическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не являет-ся, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают кон-фликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Дек-ларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

Общепризнанным является положение, согласно ко-торому убежище не должно предоставляться лицу, со-вершившему общеуголовное преступление. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года.

Втрое международно-правовое последствие предо-ставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть, например, в тех случаях, когда лицо, получившее убежище по тем или иным при-чинам, временно выезжает в третью страну. Квазидипломатическая защита будучи внешне сходной с дипломатической (оказываемой госу-дарством собственным гражданам), отличается от нее именно тем, что оказывается не собственным гражданам. Она обусловлена не гражданством, а специальным ста-тусом заинтересованных лиц.

Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое предоставило политическое убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными сло-вами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с критикой режима последнего. Такая критика вполне допустима с точки зрения принципов международного права и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством государства, предоставившего убе-жище.

Право убежища не предоставляется индивидам не-посредственно нормами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосу-дарственного нрава. Нормы международного права за-крепляют лишь право государства предоставлять опре-деленным категориям лиц политическое убежище и обя-занность других государств уважать это право.

Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализо-вался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище. Международное публичное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, В.В. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С.236

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации; лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

Лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

Лицо представило заведомо ложные сведения;

Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

Возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

Выезда на жительство в третью страну;

Добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

Приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746.

Право убежища представляет собой возможность индивида получить разрешение на проживание в предоставившем убежище государстве; это предоставление государством какому-либо лицу возможности укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жительства. К политическим мотивам относятся не только собственно политические убеждения, но и общественная деятельность, религиозные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государства.

Впервые в международном праве право убежища было закреплено в якобинской Конституции Франции 1793 г. В настоящее время в законодательстве практически всех государств имеется аналогичная норма. Определяя право убежища, национальное законодательство исходит из различных постулатов: право личности на получение убежища (конституции Италии и Франции) либо право государства на предоставление убежища (ст. 63 Конституции РФ).

В соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным правом и мировым сообществом.

В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах.

  • 1. Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и пользоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
  • 2. Право государства предоставлять убежище в осуществление своего суверенитета – ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется министерство иностранных дел государства, гражданином которого является соответствующее лицо. Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, вынудившие лицо искать убежище или если лицо натурализовалось в государстве убежища.

Институт убежища имеет межотраслевой характер: его нормы зафиксированы и в дипломатическом, и в международном гуманитарном праве. В современном международном праве отсутствуют универсальные договорные нормы о праве убежища. Фундаментальные начала этого права закреплены в двух декларациях – рекомендациях ГА ООН. Основные принципы права убежища:

  • – каждый человек имеет право искать убежище в другом государстве, спасаясь от преследований по политическим мотивам; государство в силу своего суверенитета закрепляет в своем национальном законодательстве принципы и порядок предоставления убежища;
  • – право убежища не предоставляется лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступлений против человечества) и преступлений, влекущих выдачу в соответствии с международными соглашениями (преступлений международного характера);
  • – предоставление убежища означает разрешение въезда и поселения, ограничение высылки и запрещение выдачи;
  • – предоставление убежища – это акт гуманизма, и другие государства не должны расценивать такое предоставление как недружественный акт.

Виды убежища – территориальное и дипломатическое.

Территориальное убежище – это предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от политических преследований на своей территории, использование лицом территории другого государства.

Дипломатическое убежище – это предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от политических преследований в дипломатическом, консульском представительстве или на военном корабле другого государства.

Общий принцип дипломатического и консульского права (ст. 41 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 55 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.) – предоставление дипломатического убежища в принципе запрещено. Однако существует региональное право дипломатического убежища в государствах Латинской Америки. Гаванская конвенция об убежище 1928 г. и Конвенция о дипломатическом убежище 1954 г. закрепляют правило о допустимости дипломатического убежища (в дипломатических и консульских представительствах и на военных кораблях), но только на определенное время и с обязательным последующим выездом с территории государства пребывания.

Поскольку правом убежища пользуются лица, преследуемые по политическим мотивам, то общепринятым является термин "политическое" убежище. В Конституции РФ говорится именно о политическом убежище (ст. 63). В Российской Федерации получение политического убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации).

Политическое убежище имеет двойственную природу: это институт как внутригосударственного, так и международного права. Как институт национального права убежище представляет собой совокупность внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища, и международных обязательств данного государства. Как институт международного права, предоставление политического убежища регулируется в основном обычными нормами. Этот институт общего международного права на универсальном уровне не кодифицирован. Единственным общим актом является Декларация о территориальном убежище 1967 г.

Декларация исходит из принципа, что предоставление убежища является суверенным правом каждого государства: убежище, предоставленное одним государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами (ст. 1).

Статусом политических эмигрантов пользуются лица, получившие политическое убежище. Правовое положение политических эмигрантов аналогично положению иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее серьезное отличие заключается в предоставлении политэмигрантам определенных льгот (жилье, право на трудоустройство). Политэмигранты пользуются защитой со стороны государства убежища.

В Декларации о территориальном убежище 1967 г. в ст. 1 закреплено, что право искать убежища и пользоваться им не признается за лицами, совершившими преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Понятие этих преступлений закреплено в различных международных соглашениях: уставах международных военных трибуналов, в Женевских конвенциях 1949 г., в конвенциях о борьбе с геноцидом, апартеидом и расовой дискриминацией, в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1967 г.

В международном праве уже довольно давно сложилась норма о непредоставлении политического убежища лицам, совершившим преступления международного характера. Такие преступления влекут выдачу на основании универсальных международных соглашений о борьбе с ними. В данном случае обязательство выдачи имеет преимущество по отношению к праву предоставления убежища. Убежище не предоставляется лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, а также совершившим иные общеуголовные преступления.

Основные международно-правовые последствия предоставления политического убежища заключаются в обязанности государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Декларация о территориальном убежище 1967 г. закрепляет, что данная обязанность существует у государства убежища по отношению к международному сообществу, а не по отношению к физическим лицам. В Декларации установлен принцип, согласно которому вопрос о том, вправе ли индивид претендовать на статус политэмигранта, решается по закону государства убежища.

Принцип невыдачи политических эмигрантов раньше представлял собой одно из важнейших явлений в сфере международного уголовного права. В настоящее время наблюдается тенденция к утрате роли и значения этого принципа (хотя он достаточно часто применяется). Сотрудничество в сфере международного уголовного права касается только общеуголовных преступлений. Лица, обвиняемые в совершении политических преступлений либо преследуемые по политическим мотивам, не подпадают под действие международных соглашений о борьбе с преступностью.

Принцип невыдачи политических эмигрантов появился и развивался в международном праве одновременно с правом убежища, являясь его регулятором. Становление принципа невыдачи политических эмигрантов началось во внутреннем праве (французская Декларация прав человека и гражданина 1791 г.). К середине XIX в. этот принцип получил международное признание и стал общепризнанным в международном праве.

Общепризнанного определения понятия "политическое преступление" не существует. Международно-правовая практика идет по пути определения понятия этого преступления в негативном смысле, т.е. путем отрицания за теми или иными деяниями политического характера (как правило, в целях выдачи). Например, из смысла ст. 7 Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. следует, что лица, совершившие данные преступления, подлежат выдаче и наказанию как в случае обычных преступлений серьезного характера.

Государство, предоставившее политическое убежище, вправе оказывать квазидипломатическую защиту лицам, получившим убежище (как на территории третьих государств, так и на территории их государства гражданства). Квазидипломатическая защита имеет внешнее сходство с дипломатической, но она не оказывается собственным гражданам данного государства. Такая защита обусловлена не гражданством, а специальным статусом лиц, получивших убежище.

Государство, предоставляющее политическое убежище, несет ответственность за деятельность лиц, получивших убежище. Такое государство обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны индивида по отношению к государству, из которого он бежал, до тех пор, пока такое лицо пользуется правом убежища.