Органы государственной власти в россии. Административное право российской федерации Деятельность компетентных органов государственной власти

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (п.12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, - .

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" .

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа , подлежит рассмотрению в порядке, установленном (п.3 ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4 ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Лицо, желающее получить информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Разъяснения органа государственной власти имеют юридическую силу только в том случае, если орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 , определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Издание нормативных правовых актов в виде писем, телеграмм не допускается.

Документы, изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов данных государственных или муниципальных органов, не приобретают юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти оформляются в форме писем.

Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий , однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.

Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

(МВД России)

Утверждающий документ

Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Министерство иностранных дел (МИД России)

(МИД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, физических и юридических лиц.

VI. Компетенция уполномоченных

государственных органов

81. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации выдают визы всех категорий и видов, а также аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, кроме транзитных виз с кодом ТР1 и виз временно проживающего лица.

82. Министерство иностранных дел Российской Федерации и представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации выдают и продлевают срок действия виз, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, указанных в пунктах 20, 21, и настоящего Положения.

83. Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящиеся в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, выдают в исключительных случаях по разрешению Министерства иностранных дел Российской Федерации визы всех категорий и видов, а также продлевают в соответствии с абзацем третьим пункта 67 настоящего Положения, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан. Порядок выдачи виз определяется Министерством иностранных дел Российской Федерации по согласованию с компетентными федеральными органами исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

84. Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящиеся в пределах приграничной территории, продлевают визы иностранных граждан, а также выдают обыкновенные частные визы по ходатайствам находящихся за пределами Российской Федерации иностранных граждан, поданным в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника.

85. Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы выдают визы временно проживающего лица, визы на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации, транзитные визы с кодом ТР1, многократные обыкновенные рабочие визы на срок до 3 лет иностранным гражданам, указанным в пунктах 29(1) и настоящего Положения, продлевают срок действия виз, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, кроме виз иностранных граждан, указанных в пунктах 20, 21, и настоящего Положения.

(см. текст в предыдущей редакции)

86. Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации аннулируют визы, а при отсутствии в пункте пропуска представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации - продлевают визу иностранного гражданина в соответствии с абзацем третьим пункта 67 настоящего Положения.

Рассмотрение проекта закона Московской области во втором чтении:
Постановление Московской областной Думы от 10.07.2014 № 34/96-П (принять за основу проект закона).
Проект закона, принятый за основу.

Рассмотрение проекта закона Московской области в третьем чтении:

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области

Статья 1

Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются отдельными государственными полномочиями Московской области (далее - государственные полномочия).

Статья 2

1. Органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по:
1) организации и проведению публичных слушаний:
а) по проектам генеральных планов городских поселений;
б) по проектам правил землепользования и застройки городских поселений;
в) по проектам планировки территории и проектам межевания территории городского поселения;
г) по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
д) по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения;
2) принятию решения об утверждении генерального плана городского поселения или о направлении его на доработку;
3) принятию решения об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения или о направлении проекта указанных правил на доработку;
4) выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района;
5) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района;
6) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
7) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, на территории муниципального района, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
2. Органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по:
1) выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, на территории городского округа;
2) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования;
3) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
4) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
3. Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья 3

1. Органы местного самоуправления вправе:
принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, в том числе административные регламенты;
получать от уполномоченных органов методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий;
дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий.
2. Органы местного самоуправления обязаны:
представлять уполномоченным органам документы и необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
обеспечивать эффективное использование субвенций, предоставленных из бюджета Московской области для осуществления государственных полномочий;
направлять в уполномоченные органы отчеты об использовании субвенций по формам и в сроки, установленные Правительством Московской области;
назначать руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в сфере градостроительства и в области земельно-имущественных отношений, по согласованию с уполномоченными органами, а также согласовывать с уполномоченными органами структуру соответствующих структурных подразделений администрации муниципального образования;
рассматривать представления уполномоченного органа в отношении руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в области земельно-имущественных отношений;
при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.

Статья 4

1. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления государственных полномочий.
2. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, вправе:
издавать нормативные и иные правовые акты по вопросу распоряжения земельными участками и изменения (установления) вида разрешенного использования земельных участков, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления;
давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.
3. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны:
оказывать методическую и консультационную помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий.

Статья 5

1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, указанными в статье 2 настоящего Закона, сроком на пять лет, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, предусмотренными пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, сроком на один год.
2. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается законом Московской области в случае неисполнения, ненадлежащего осуществления или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления.
3. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу федерального закона, в соответствии с которым Московская область утрачивает соответствующие государственные полномочия либо возможность наделения ими органов местного самоуправления.
4. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу закона Московской области, в соответствии с которым осуществляется перераспределение полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, и указанные в статье 2 настоящего Закона полномочия перераспределяются органам местного самоуправления.

Статья 6

1. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется уполномоченными органами в порядке, установленном Правительством Московской области.
2. Уполномоченные органы в рамках проведения государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
проводить проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей финансовых средств;
в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке;
запрашивать и получать в двухнедельный срок необходимые документы и другую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
организовывать и проводить в установленном порядке проверки деятельности органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками;
осуществлять контроль за надлежащим распоряжением земельными участками, а также за поступлением средств от их продажи и использования;
запрашивать у органов местного самоуправления сведения, информацию по вопросу распоряжения земельными участками;
принимать меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Московской области при распоряжении земельными участками, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения к ответственности соответствующих лиц;
осуществлять контрольные полномочия в отношении органов местного самоуправления, установленные Правительством Московской области при распоряжении земельными участками;
направлять органам местного самоуправления требования по устранению выявленных нарушений при осуществлении полномочий в области земельно-имущественных отношений.

Статья 7

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, в пределах выделенных бюджетам муниципальных образований на эти цели финансовых средств.

Статья 8

1. Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из бюджета Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
2. Размер субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий определяется по формуле:

Rsi = (Rпрог.з/пл + Rпрог.м/з) x Чр + М м/з, где:

Rsi - размер субвенции на обеспечение государственных полномочий для i-го муниципального образования;
Rпрог.з/пл - прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда на одного работника;
Rпрог.м/з - прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на материальные затраты на одного работника;
Чр - численность работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Московской области;
М м/з - материальные затраты, необходимые на осуществление государственных полномочий.

Объем материальных затрат определяется из расчета тридцати процентов нормативного годового фонда оплаты труда и начислений на оплату труда работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий.
3. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, утверждается законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
4. Субвенции, предоставляемые бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Статья 9

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьёв
« 24 » июля 2014 года
№ 107/2014-ОЗ

81. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации выдают визы всех категорий и видов, а также аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, кроме транзитных виз с кодом ТР1.

82. Министерство иностранных дел Российской Федерации и представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации выдают и продлевают срок действия виз, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, указанных в пунктах 20, 21, 24 и 25 настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2007 г. N 635 в пункт 83 настоящего Положения внесены изменения

83. Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящиеся в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, выдают в исключительных случаях по разрешению Министерства иностранных дел Российской Федерации визы всех категорий и видов, а также продлевают в соответствии с абзацем третьим пункта 67 настоящего Положения, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан. Порядок выдачи виз определяется Министерством иностранных дел Российской Федерации по согласованию с компетентными федеральными органами исполнительной власти.

84. Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящиеся в пределах приграничной территории, продлевают визы иностранных граждан, а также выдают обыкновенные частные визы по ходатайствам находящихся за пределами Российской Федерации иностранных граждан, поданным в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 719 в пункт 85 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

85. Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы выдают визы временно проживающего лица, визы на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации, транзитные визы с кодом ТР1, многократные обыкновенные рабочие визы на срок до 3 лет иностранным гражданам, указанным в пунктах 29.1 и 35.1 настоящего Положения, продлевают срок действия виз, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, кроме виз иностранных граждан, указанных в пунктах 20, 21, 24 и 25 настоящего Положения.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления ФМС России государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом ФМС России от 30 октября 2013 г. N 430

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2007 г. N 635 пункт 86 настоящего Положения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

86. Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации аннулируют визы, а при отсутствии в пункте пропуска представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации - продлевают визу иностранного гражданина в соответствии с абзацем третьим пункта 67настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2007 г. N 635 настоящее Положение дополнено пунктом 87

87. Порядок организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оформлению, выдаче, продлению срока действия визы, восстановлению либо аннулированию визы, а также порядок учета и хранения бланков виз определяются указанными федеральными органами исполнительной власти.

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/185957/#ixzz3KSwAYekh

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации

1. Настоящее Положение определяет средства и методы контроля, используемые подразделениями федеральных органов исполнительной власти при осуществлении пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля (далее - государственные контрольные органы) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска через государственную границу), а также порядок их применения.

Таможенные органы применяют средства и методы (формы) контроля при осуществлении пропуска транспортных средств, грузов, товаров и животных в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Деятельность государственных контрольных органов по пропуску через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, недопущению незаконных пересечения государственной границы лицами и перемещения через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных, выявлению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, недопущению ввоза в Российскую Федерацию возбудителей заразных и массовых незаразных болезней животных, недоброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков) карантинного значения (далее - пропуск через государственную границу) осуществляется путем применения ими средств и методов контроля в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Положением, а также использования средств и методов контроля, определенных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

3. При осуществлении пропуска через государственную границу государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством применяют следующие средства контроля:

а) технические и электронные средства;

б) вооружение и техника;

в) инженерные сооружения и заграждения;

г) специальные средства;

д) служебные животные.

4. Порядок применения средств контроля при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу определяется нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

5. Решение о применении средств контроля при осуществлении пропуска через государственную границу принимается уполномоченными должностными лицами соответствующих государственных контрольных органов.

6. Методы контроля представляют собой систему приемов и способов осуществления государственными контрольными органами своих полномочий в пунктах пропуска через государственную границу.

7. При осуществлении пропуска через государственную границу государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством применяют следующие методы контроля:

а) проверка документов;

б) устный опрос;

в) получение пояснений;

г) наблюдение;

д) сопровождение транспортных средств, грузов, товаров и животных;

е) осмотр транспортных средств, грузов, товаров, животных и продуктов животноводства;

ж) досмотр транспортных средств, грузов и товаров;

з) личный досмотр;

и) осмотр помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу;

к) отбор проб (образцов) для исследования.

8. Проверка документов осуществляется в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, правильности их оформления, отождествления личности, законности въезда (выезда) в Российскую Федерацию и ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также в целях санитарной охраны территории Российской Федерации, определения соответствия ввозимой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений и животных, и в других целях.

Проверка подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе в результате осуществления иных методов контроля, анализа статистических сведений, а также другими способами, не запрещенными федеральным законодательством. При проведении контроля государственные контрольные органы вправе мотивированно запросить у любых лиц, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, выдавших соответствующие документы, дополнительные документы и сведения в письменной форме и установить срок их представления.

9. Устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций и обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов, товаров и животных, производится в целях выявления обстоятельств пересечения государственной границы, получения сведений в отношении пересекающих (пересекших) государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, уточнения состояния здоровья лиц, въезжающих в Российскую Федерацию, предотвращения заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации и в других целях. Устный опрос осуществляется без оформления в письменной форме объяснений указанных лиц.

Устный опрос применяется для получения дополнительной информации или уточнения информации, полученной в ходе проверки документов.

10. Получение пояснений осуществляется путем представления в письменной форме физическими лицами, в том числе лицами, являющимися представителями организаций и обладающими соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов, товаров и животных, сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения соответствующих видов контроля.

Пояснения истребуются для получения дополнительной информации или уточнения информации, полученной в ходе проверки документов.

11. Наблюдение включает в себя целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение за территорией пунктов пропуска через государственную границу, физическими лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, прибывшими (убывающими) на территорию Российской Федерации, за совершением грузовых и иных операций с транспортными средствами, грузами, товарами и животными.

Наблюдение применяется в период проведения всех видов контроля в целях недопущения к транспортным средствам, грузам, товарам и животным посторонних лиц, пресечения хищения грузов, товаров и животных и в других целях.

12. Сопровождение транспортных средств, грузов, товаров и животных осуществляется в случае невозможности обеспечения непрерывного наблюдения за движением транспортных средств от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу (от места посадки воздушных судов до их стоянки в аэропорту) и обратно в целях исключения случаев бесконтрольной посадки (высадки) лиц и погрузки (выгрузки) грузов, товаров и животных.

Сопровождение осуществляется путем посадки должностных лиц государственных контрольных органов на транспортное средство и их высадки в установленных для этих целей местах, сопровождения транспортных средств с грузами, товарами и животными на других транспортных средствах, а также применения технических, электронных и специальных средств.

13. Осмотр транспортных средств, грузов и товаров предполагает их внешний визуальный осмотр, не связанный со вскрытием транспортного средства (его грузовых помещений) и с нарушением упаковки грузов и товаров.

Осмотр транспортных средств, грузов и товаров осуществляется в целях проверки грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся (могут находиться) лица, грузы и товары, а также целостности пломб, печатей, упаковки товаров и в других целях.

Осмотр животных производится в целях выявления возбудителей заразных и массовых незаразных болезней животных.

Осмотр продуктов животноводства осуществляется в целях обнаружения недоброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

Осмотр может проводиться в присутствии лиц, обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов, товаров и животных.

По результатам осмотра по требованию лиц, обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов, товаров, животных и продуктов животноводства, может быть составлен акт по установленной форме либо проставлена на транспортном (перевозочном) документе отметка о проведении осмотра.

14. Досмотр транспортных средств, грузов и товаров включает в себя обследование транспортных средств, грузов и товаров в целях предупреждения и пресечения нарушений норм федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации, обнаружения незаконно пересекающих (пересекших) государственную границу лиц, перемещаемых (перемещенных) через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных, определения необходимости обеззараживания транспортных средств, грузов и товаров, выявления вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений (сорняков) карантинного значения.

Досмотр связан со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров или грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся (могут находиться) лица, грузы и товары, и отбором при необходимости проб (образцов) грузов и товаров.

Досмотр может проводиться в присутствии лиц, обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров.

По результатам досмотра составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров, либо его представителю.

15. Личный досмотр как исключительный метод контроля проводится при наличии оснований предполагать, что физическое лицо нарушило федеральное законодательство о государственной границе или скрывает при себе и добровольно не выдает товары (предметы), запрещенные к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации либо перемещаемые с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником государственного контрольного органа или лицом, его замещающим, путем наложения соответствующей резолюции на рапорт должностного лица государственного контрольного органа.

Перед началом личного досмотра должностное лицо государственного контрольного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары (предметы).

Личный досмотр проводится должностным лицом государственного контрольного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители и другие лица) или лица, его сопровождающие.

Личный досмотр проводится в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров (предметов).

По результатам личного досмотра составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Акт подписывается должностным лицом государственного контрольного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем или лицом, его сопровождающим), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого - медицинским работником. Второй экземпляр акта вручается лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю или лицу, его сопровождающему).

16. Осмотр помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу проводится в целях обнаружения незаконно пересекающих (пересекших) государственную границу или нарушающих (нарушивших) режим в пунктах пропуска через государственную границу лиц, перемещаемых (перемещенных) через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных, подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под контролем, проверки санитарно-эпидемиологического, ветеринарного или фитосанитарного состояния помещений и территории, определения необходимости обеззараживания, выявления вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков) карантинного значения.

Осмотр проводится в плановом порядке или при наличии соответствующей информации.

По результатам осмотра составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Второй экземпляр акта вручается лицу, в чьем ведении находятся осматриваемые помещения или части территории пункта пропуска через государственную границу.

17. Отбор проб (образцов) для исследования, в том числе в лабораторных условиях, предполагает отбор определенного количества грузов, товаров для проведения экспертизы в целях определения их качества, соответствия требованиям технических регламентов, распознания и идентификации с имеющимися аналогами, установления признаков преступной деятельности, а также выявления токсичных веществ, возбудителей заразных и массовых незаразных болезней животных, недоброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков) карантинного значения и решения других вопросов.

При необходимости к отбору образцов могут привлекаться специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями.

По результатам отбора составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении грузов и товаров, отобранных в качестве проб (образцов) для исследования.

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов лица, проводившие экспертизу, дают заключение в письменной форме.

18. Формы пояснения, актов осмотра транспортных средств, грузов, товаров, животных и продуктов животноводства, досмотра транспортных средств, грузов и товаров, личного досмотра, осмотра помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу, отбора проб (образцов) для исследования и заключений по видам контроля устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

19. Решение о применении методов контроля при осуществлении пропуска через государственную границу принимается уполномоченными должностными лицами соответствующих государственных контрольных органов.

20. В целях сокращения времени на проведение контроля должностные лица государственных контрольных органов могут совместно применять средства и методы контроля, предусмотренные настоящим Положением.

21. Государственные контрольные органы при осуществлении в пределах своих полномочий контроля в пунктах пропуска через государственную границу проводят необходимые оперативно-разыскные мероприятия в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-разыскной деятельности" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации
    • Понятие, характерные черты и принципы государственного управления. Исполнительная власть
    • Принципы государственного управления
  • Административное право Российской Федерации как отрасль права и как наука
    • Генезис возникновения и развития административного права
    • Предмет и метод административного права
    • Методы административно-правового регулирования
    • Система и источники административного права
  • Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
    • Механизм административно-правового регулирования
    • Понятие и виды административно-правовых норм
    • Понятие и виды административно-правовых отношений
  • Субъекты административного права Российской Федерации
    • Общая характеристика субъектов административного права
  • Административно-правовой статус граждан
    • Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  • Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти
    • Органы государственного управления в СССР
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Федеральные органы исполнительной власти России
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления как субъекты административного права
  • Государственная служба и государственные служащие
  • Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в Российской Федерации
    • Понятие и виды предприятий и учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
    • Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • Административно-правовые формы и методы осуществления исполнительной власти (государственного управления) в Российской Федерации
    • Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления
    • Виды административно-правовых методов государственного управления
    • Административно-правовые акты управления
    • Отличие административно-правовых актов управления от смежных правовых форм
    • Классификация административно-правовых актов управления
    • Лицензирование как метод контроля в государственном управлении
    • Разрешительная система
  • Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
    • Осуществление контроля органами государственной власти
    • Общий административный надзор
    • Основные направления развития административного надзора
    • Административные регламенты как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Ответственность по административному праву
  • Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
    • Административный процесс: сущность и виды
    • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти
    • Убеждение и принуждение в государственном управлении
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях Российской Федерации
    • Понятие и содержание государственного механизма
    • Органы государства и их классификация
    • Органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления
    • Компетенция органов государственной власти
  • Организация государственного управления в условиях действия специальных и особых правовых режимов Российской Федерации
    • Понятие и сущность специальных и особых правовых режимов
    • Административно-правовой режим военного положения
    • Административно-правовой режим чрезвычайного положения
    • Административно-правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
    • Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Государственное управление экономической сферой
    • Административно-правовые основы государственного управления экономической сферой
    • Система и административно-правовой статус органов государственного управления экономической сферой
    • Административно-правовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской федерации
      • Управление агропромышленным комплексом
      • Управление строительно-жилищным комплексом
      • Управление в области связи и массовых коммуникаций
      • Управление торговлей
  • Государственное управление внешнеэкономической и таможенной сферами
    • Роль внешнеторговой и таможенной сфер в экономике страны, их характеристика
    • Законодательство, регулирующее внешнеторговую и таможенную сферы
    • Основные угрозы, учитываемые при государственном управлении внешнеторговой и таможенной сферами на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы управления внешнеторговой и таможенной сферами
    • Разграничение полномочий в сфере управления внешней торговлей и таможенным делом. Органы государственного управления, их компетенция
    • Государственный контроль во внешнеторговой и таможенной сферах
  • Государственное управление транспортной сферой
    • Роль транспортной сферы в экономике страны и ее характеристика
    • Законодательство, регламентирующее деятельность транспорта
    • Основные угрозы, учитываемые при управлении транспортной сферой на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта
    • Разграничение полномочий в сфере управления транспортной сферой, органы управления, их компетенция
    • Государственный контроль (надзор) на транспорте
  • Государственное управление социально-культурной сферой
    • Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой
    • Система и административно-правовой статус органов управления культурой
      • Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
    • Понятие национальной безопасности. Объекты национальной безопасности, субъекты обеспечения национальной безопасности
    • Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
    • Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности
    • Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации

Компетенция органов государственной власти

Основными принципами организации и деятельности механизма демократического государства является представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет, федерализм, гласность, профессионализм и компетентность, законность, демократизм, принцип разделения властей.

Компетенция - совокупность всех полномочий (прав и обязанностей), которыми законом наделен определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо, представитель власти. Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.

Базовые источники компетенции - это положения Конституции РФ и федеральное законодательство. Детализация предметной компетенции отражается в подзаконных актах (уставы, положения, регламенты). Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов государственной власти определяется на основе сочетания трех принципов (ст. 71-72 Конституции РФ).

1. Исключительная компетенция Федерации - определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения Федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов Федерации.

2. Совместная компетенция - установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий.

3. Полномочия, отнесенные к компетенции субъектов Федерации .

В СССР по Конституции 1936 г. распределение предметов ведения между союзным центром и входящими в его состав 15 союзными республиками определялся тем, что все министерства и государственные комитеты делились на три вида:

союзные - решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзного центра (оборона, безопасность, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи);

союзно-республиканские - решали вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения союзного центра и республик, входящих в состав СССР;

республиканские - решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзных республик.

В отличие от выше перечисленных республиканские министерства создавались только по инициативе союзных республик.

В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

В своей совокупности органы государства различных ветвей власти предназначены осуществлять эффективно государственное управление во всех сферах общественной жизни и на всех управленческих уровнях. Например, Всемирный банк раз в два года на основе 25 различных показателей определяет эффективность государственного управления в различных странах.

Российскую систему государственного управления оценивают по следующим основным показателям: качество оказываемых государством услуг; качественные характеристики функционирования государственных институтов; компетенция и уровень компетентности государственных служащих; уровень доверия со стороны населения и бизнеса к политике, проводимой правительством; качество государственного регулирования экономики.