Конституция рф 1993 исторические условия принятия. Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроперспектива и перспективы

Термин "конституция" применительно к правовому документу возник в Римской империи. Словом constitutio (лат.) – установление, учреждение, устройство – в Древнем Риме именовались некоторые государственные акты, провозглашавшиеся от имени императора. В новой истории конституцией называют основной закон страны, который в отличие от других законов имеет учредительный, основополагающий характер.

В Конституции определяются основные права, свободы и обязанности граждан, которые характеризуют правовой статус гражданина; определяются отношения между государством и обществом: возможности и порядок контроля общества за государственной властью, влияния общества на государственную политику.

Из сказанного следует, что появление такого юридического акта, как конституция, обладающего высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права, придает всей правовой системе устойчивость, стабильность. Появление первых конституций в странах Европы и Америки тесно связано с борьбой определенных групп населения за свои права и свободы, со стремлением законодательно их закрепить.

Конституционный строй – это система общественных отношений, основанная на подчинении государственной власти основным принципам, установленным конституцией страны; система взаимодействия общества, личности и государства, при которой государство ставится в зависимость от интересов и потребностей, имеющихся в обществе, от прав и свобод гражданина, которые он признает, соблюдает и защищает. В самой идее ограничения государственной власти интересами общества и свободной личности заключается непреходящая социальная ценность конституционного строя.

Исторические условия принятия Конституции РФ 1993 г

Провозглашение 12 июня 1990 г. суверенитета России (Декларация о государственном суверенитете РСФСР), распад СССР, совершившийся в 1991 г., начавшаяся трансформация российского общества в направлении демократического развития – эти и другие изменения, происшедшие в жизни страны, вступали в прямое противоречие с содержанием действовавшей на тот момент Конституции РСФСР 1978 г. Многочисленные изменения, вносимые Верховным Советом РСФСР в ее текст, сделали содержание Конституции РСФСР противоречивым и непоследовательным.

Весной 1993 г. но инициативе Президента РФ Б. Н. Ельцина был разработан проект Конституции РФ. Для завершения его создания летом 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое продолжило работу над проектом осенью 1993 г. Однако Верховный совет РФ и Съезд народных депутатов РФ, большинство в которых принадлежало бывшим партийным работникам, не принимал новый проект Конституции, содержание которой знаменовало разрыв с советской системой, с тоталитарным политическим режимом.

Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации. Согласно этому Положению для принятия Основного закона требовалось, чтобы более 50% избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовали за ее принятие (при условии, что в голосовании приняло участие более половины всех избирателей).

12 декабря 1993 г. состоялся референдум. Новая Конституция РФ была принята всенародным голосованием. Завершился советский период истории страны.

Основные черты Конституции РФ

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. В преамбуле провозглашается, что принимает данную Конституцию многонациональный народ России. Здесь же акцентируется внимание на тех демократических и гуманистических ценностях, которые лежат в основе данной Конституции. К ним относятся:

  • – права и свободы человека;
  • – гражданский мир и согласие;
  • – равноправие и самоопределение народов;
  • – единство и суверенитет России.

В преамбуле прослеживается историческая связь между прошлым, настоящим и будущим. Говорится о почитании памяти предков, "передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость". Формулируется перспективная задача "обеспечить благополучие и процветание России". Здесь же подчеркивается ответственность принимающих Конституцию РФ перед настоящим и будущими поколениями, определяется место России в современном мире как части мирового сообщества.

Перечень глав первого раздела Конституции РФ позволяет сделать вывод о регулировании ею всех важнейших сторон жизни государства. В этом перечне;

  • – определены основополагающие черты и принципы функционирования российского общества (гл. 1);
  • – установлен правовой статус граждан России, характер взаимоотношений между гражданами и государством и порядок защиты гражданами своих прав (гл. 2);
  • – закреплено государственное устройство России (гл. 3);
  • – определена система федеральных государственных органов, зафиксировано разделение функций между ними, обозначены способы взаимного ограничения и контроля; а также установлены положения о Президенте РФ (гл. 4);
  • – установлены представительный и законодательный орган – Федеральное Собрание (парламент) РФ (гл. 5);
  • – высший орган исполнительной власти – Правительство РФ (гл. 6);
  • – высший орган судебной власти – Верховный Суд РФ (гл. 7);
  • – установлены основы местного самоуправления (гл. 8).

Особое место занимает глава 9. Ее содержание ориентировано на придание Конституции РФ стабильного и долгосрочного характера, защите ее от конъюнктурных изменений. Определена достаточно сложная процедура внесения изменений в текст Конституции РФ, при этом особенно оговаривается усложненный порядок внесения изменений в главы 1, 2 и 9.

Второй раздел "Заключительные и переходные положения" включает нормы, определяющие:

  • – порядок введения Конституции РФ;
  • – взаимосвязь Конституции РФ с ранее действовавшим законодательством;
  • – продолжительность полномочий государственных федеральных органов, действующих на момент принятия Конституции РФ;
  • – начало деятельности Федерального Собрания.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ ознаменовало вступление развития российской государственности в постсоветский период. Произошла замена советской формы власти, приспособленной к однопартийной системе с реальной монополией на власть партийного аппарата, новой системой государственной власти, ориентированной на демократическое развитие общества.

Конституцией закреплен институт президентства. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Определена форма законодательной представительной власти – Федеральное Собрание, двухпалатный парламент.

Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учетом местных особенностей.

Конституция РФ ориентирована на утверждение и защиту общечеловеческих ценностей: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2).

Содержание Конституции РФ непосредственно ориентировано на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, провозглашенные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, определенных Всеобщей декларацией прав человека, выдвинувшей еще в 1948 г. перед всеми странами мира задачу создания справедливого, ненасильственного, гуманного общества. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в Конституции РФ впервые в российской истории провозглашено право каждого человека на жизнь (ст. 20), на свободу и личное достоинство (ст. 21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации (ст. 29), право свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в нее (ст. 27).

В тексте Конституции РФ отсутствует определение общественного строя России посредством использования терминов "капитализм" и "социализм", жестко разделяющих мир на два враждебных лагеря. В то же время дана четкая характеристика России как демократического федерального правового государства с республиканской формой правления (ст. 1).

Большое место в Конституции РФ отводится федеративному государственному устройству России. В ней определен состав Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округаравноправные субъекты РФ (ст. 5). В то же время подчеркнута государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти (ст. 5), неприкосновенность и целостность территории России (ст. 4).

на тему «Конституция РФ 1993 года »

Введение

Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г.

1.1 Предпосылки

1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг.

Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

2.1Основные черты Конституции РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» .

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Актуальность темы реферата заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция 1993 года, прежде всего, вносила порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяла основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права .

Необходимо понять, как принятие Конституции РФ 1993 г. изменило дальнейшую жизнь общества. Поэтому основной целью реферата является изучение Конституции и её влияния на становление правового демократического государства.


Глава 1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

1.1 Предпосылки

За весь период с начала существования Конституции 1918 года возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов.

В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как "зрелого" не нашла понимания ни у населения, ни в гуманитарных науках, поскольку не отражала новых качественных характеристик строя, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Безусловно, изменилась политическая обстановка, режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении.

Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.

Приобретал остроту вопрос о развитии демократии, обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслие посредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения в психиатрические лечебницы не нашли понимания у населения (впрочем, преимущественно молчавшего, как это уж повелось в нашей стране), а за рубежом вызвали резкое осуждение.

Немаловажным фактором, без учета которого трудно понять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии. Члены Политбюро ЦК КПСС достигли преклонного возраста и уже не могли принимать радикальные решения, изменить стиль руководства.

Именно на фоне всего сказанного к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители во главе с М.С.Горбачевым. Они хотели отказаться от командно-административной системы, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название "перестройка", причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки. Однако, во-первых, сами руководители не имели четкой концепции, каким должен быть истинный социализм, и скорее лучше представляли лишь негативные моменты прошлых этапов, от которых надо избавляться; во-вторых, идеология социолизма стала приобретать отрицательные оценки различных новых политических сил. Причем смелость оценок приходила по мере развертывания перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к его отрицанию и предпочтению других социально-политических формаций .

1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг.

Посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Это выражается в следующих главных моментах.

1) Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического. Т.е. ярко выраженная идеологическая "начинка" была заменена определениями, которые несли идеологическую нагрузку, но не имели окраски, свидетельствующей о приверженности одному общественно-политическому учению.

Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.

Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов - Советов - и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.

2) Кардинально изменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных новеллах. Прежде всего, это разрушение понятия государственной собственности, выдвижение на первый план собственности индивида, предоставление ему права владеть средствами производства, наконец, закрепление в Конституции частной собственности.

Это на конституционном уровне отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.

Была изменена система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.

3) На конституционном уровне закрепляются новые основы статуса личности. Они строятся исходя из международно признанной и распространенной категории "прав и свобод человека и гражданина". При этом на первый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека.

4) Еще одна часть конституционных новшеств фиксирует прекращение существования СССР, превращение России в самостоятельное государство - суверенный субъект международного права.

Конституционно оформляется новое федеративное устройство РФ, при котором ее субъектами провозглашаются как республики в составе РФ, так и национально-государственные образования - автономные области, автономные округа, а также территориальные образования - края, области, города федерального значения.

5) Учреждается принципиально новая по кругу, принципам формирования и организации функционирования система федеральных государственных органов, что в основных чертах повторяется и на региональном уровне.

Сначала предпринимаются шаги по созданию парламента в виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.

Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципу верховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентский контроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах. Еще при существовании СССР министерства и ведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется их подчинение союзным органам.

Несколько ранее учреждается, но чуть позже реально создается система конституционного контроля. На федеральном уровне она представлена Конституционным Судом РФ.

6) В интересах развития активности населения и его управления делами местных территорий, в рамках которых оно проживает, вводится институт местного самоуправления, который получает и конституционную основу.

7) На конституционном уровне делаются важные шаги по реформе судебной системы, обеспечению защиты личности. В частности, отменяется подотчетность судов Советам; вводится суд присяжных; в круге прав личности обозначается отдельная группа - права по защите других прав, осуществляемые прежде всего в сфере судопроизводства и деятельности административных органов государства .

1.3 Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Почти все время, в течение которого происходили конституционные реформы, шла разработка новой Конституции РФ. I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию. Её председателем стал Председатель Верховного Совета РСФСР на тот момент Б.Н.Ельцин. Вместе с группой экспертов-юристов Конституционная комиссия занималась дополнениями Конституции 1978 г. и созданием текста новой Конституции.

Конституционная комиссия выпустила свой проект конституции. Также Президент в мае 1993 г. решил представить свой проект на рассмотрение Конституционного совещания. В ходе бурной полемики доработка этих проектов привела к существенному сближению их положений.

Проект Конституции, выносимый на всенародное голосование, был готов в начале ноября 1993 г. На референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция получила требуемое большинство голосов. Но не будет преувеличением сказать, что это было скорее голосование требуемого большинства народа за Конституцию с тем, чтобы не было тяжелых последствий. Б.Н.Ельцин в своем обращении к гражданам России накануне 12 декабря прямо сказал: "Не примем ее - получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании. Неужели мы не устали от всего этого?" День всенородного голосования указом презедента был объявлен государственным праздником – Днём Конституции РФ .


Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

2.1 Основные черты Конституции РФ

Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами .

Основные черты характеризуют конституцию как специфический документ, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления, принцип разделения властей и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они обобщены, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).

2.2 Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

Учредительный характер,

Легитимность,

Верховенство,

Стабильность,

Прямое действие,

База текущего законодательства,

Реальность,

Программность.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей .

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства . Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) . Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах .

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системысвоими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она - основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства , определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

"Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер" .

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом" . Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана , в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82) .

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования" .Для принятия поправок к гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется согласие большинства депутатов Федерального Собрания и более 2/3 субъектов РФ. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается большинством специально созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.

Заключение

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив эффективное применение Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.

Таким образом мы можем сделать следующие выводы:

а) Конституция обладает высшей юридической силой;

в) Конституция - ядро правовой системы, база для действующего законодательства;

г) Особая правовая охрана Конституции, особый порядок пересмотра конституции, внесения в нее поправок обеспечивают её стабильность.

Библиографический список

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность "Сашко", 2000 г.

2. АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//Журнал российского права, 2003 - № 11.

3. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 2009.

4. Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма//Журнал российского права, 2002 - № 7.

5. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996.

6. Муромцев Г.И. Право и политика современной России. М., 1996.

7. O. Г. Румянцев. Из истории создании Конституции РФ: о работе Конституционной комиссии (1990-1993гг.)//Государство и право, 2008 - № 11.

8. O. Г. Румянцев. Из истории создании Конституции РФ: о работе Конституционной комиссии (1990-1993гг.)//Государство и право, 2008 - № 12.

9. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

10. http://constitution.garant.ru/

11. http://www.politika.su/vybory/ref


Http://constitution.garant.ru/

2 Г.И. Муромцев. Право и политика современной России. М., 1996.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность "Сашко", 2000 г.

O. Г. Румянцев. Из истории создании Конституции РФ: о работе Конституционной комиссии (1990-1993гг.)//Государство и право, 2008 - № 12, стр. 5-14.

Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – С.382.

Http://www.politika.su/vybory/ref

Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма//Журнал российского права - 2002, № 7.

Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 2009.

Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 45.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С. 124

Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 2009.

АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//"Журнал российского права", 2003, N 11.

на тему «Конституция РФ 1993 года »

Введение

Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г.

1.1 Предпосылки

1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг.

1.3 Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

2.1Основные черты Конституции РФ

2.2 Юридические свойства Конституции РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» .

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Актуальность темы реферата заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция 1993 года, прежде всего, вносила порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяла основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права .

Необходимо понять, как принятие Конституции РФ 1993 г. изменило дальнейшую жизнь общества. Поэтому основной целью реферата является изучение Конституции и её влияния на становление правового демократического государства.


Глава 1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

1.1 Предпосылки

За весь период с начала существования Конституции 1918 года возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов.

В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как "зрелого" не нашла понимания ни у населения, ни в гуманитарных науках, поскольку не отражала новых качественных характеристик строя, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Безусловно, изменилась политическая обстановка, режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении.

Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.

Приобретал остроту вопрос о развитии демократии, обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслие посредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения в психиатрические лечебницы не нашли понимания у населения (впрочем, преимущественно молчавшего, как это уж повелось в нашей стране), а за рубежом вызвали резкое осуждение.

Немаловажным фактором, без учета которого трудно понять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии. Члены Политбюро ЦК КПСС достигли преклонного возраста и уже не могли принимать радикальные решения, изменить стиль руководства.

Именно на фоне всего сказанного к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители во главе с М.С.Горбачевым. Они хотели отказаться от командно-административной системы, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название "перестройка", причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки. Однако, во-первых, сами руководители не имели четкой концепции, каким должен быть истинный социализм, и скорее лучше представляли лишь негативные моменты прошлых этапов, от которых надо избавляться; во-вторых, идеология социолизма стала приобретать отрицательные оценки различных новых политических сил. Причем смелость оценок приходила по мере развертывания перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к его отрицанию и предпочтению других социально-политических формаций .

1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг.

Посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Это выражается в следующих главных моментах.

1) Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического. Т.е. ярко выраженная идеологическая "начинка" была заменена определениями, которые несли идеологическую нагрузку, но не имели окраски, свидетельствующей о приверженности одному общественно-политическому учению.

Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.

Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов - Советов - и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.

2) Кардинально изменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных новеллах. Прежде всего, это разрушение понятия государственной собственности, выдвижение на первый план собственности индивида, предоставление ему права владеть средствами производства, наконец, закрепление в Конституции частной собственности.

Это на конституционном уровне отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.

Была изменена система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.

3) На конституционном уровне закрепляются новые основы статуса личности. Они строятся исходя из международно признанной и распространенной категории "прав и свобод человека и гражданина". При этом на первый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека.

4) Еще одна часть конституционных новшеств фиксирует прекращение существования СССР, превращение России в самостоятельное государство - суверенный субъект международного права.

Конституционно оформляется новое федеративное устройство РФ, при котором ее субъектами провозглашаются как республики в составе РФ, так и национально-государственные образования - автономные области, автономные округа, а также территориальные образования - края, области, города федерального значения.

5) Учреждается принципиально новая по кругу, принципам формирования и организации функционирования система федеральных государственных органов, что в основных чертах повторяется и на региональном уровне.

Сначала предпринимаются шаги по созданию парламента в виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.

Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципу верховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентский контроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах. Еще при существовании СССР министерства и ведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется их подчинение союзным органам.

Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно - правового решения, - это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Хотя Договор был признан составной частью Конституции, содержание его было также закреплено в 1992 г. в соответствующих статьях Основного Закона Российской Федерации.

Рассматривая действующую российскую Конституцию, нельзя обойти вниманием вопрос о ее принятии. Для значительной части граждан голосование 12 декабря 1993 г. «за» или «против» новой Конституции в значительной мере было предопределено отношением к ней различных политических партий и предвыборных блоков, высказывавших полярные точки зрения по этому поводу. Сказалась и психологическая усталость населения от конституционных претензий политиков и ветвей власти. В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей - 32937630 человек - высказались за принятие Конституции.

Тем не менее, итоги референдума вызвали неоднозначную оценку, и в частности из-за несоответствия его проведения процедуре, установленной Законом о референдуме 1990 г., согласно которому для внесения изменений в Конституцию (а следовательно, как считают многие, и для принятия новой Конституции) необходимо было получить абсолютное большинство голосов избирателей, включенных в списки для голосования.

Хотя эти споры уже в прошлом, справедливости ради отметим, что в условиях снижения избирательной активности в последние годы стало нереальным проведение конституционного референдума по жесткой формуле прошлых лет. Отсутствие «всеобщего одобрения», которое, вообще-то говоря, свойственно только странам с тоталитарным режимом, можно расценивать как нормальное, типичное для свободных выборов явление. Аналогичная картина была в послевоенной Франции, да и в ряде других стран, когда разница в общем числе голосов «за» и «против» колебалась на уровне 5 - 10% общего числа голосовавших.

Уроки последнего российского референдума говорят об одном - доверие народа к власти достаточно хрупко, чтобы долго испытывать его терпение. Гораздо предпочтительнее, хотя и более хлопотно, нормализовать экономику, укреплять правопорядок и добиваться общественного согласия в мирном обустройстве России.

При этом отметим, что ни Федеральное Собрание, ни субъекты Федерации не опровергли правомерность результатов референдума. Все ясно понимали, что, критикуя отдельные положения Конституции, нельзя считать ее недействующей. Отсюда следует вывод - мы должны уважать и соблюдать нынешнюю Конституцию. И лишь время покажет, что необходимо для совершенствования конституционного строя, который призван разумно сбалансировать стоящие перед Россией проблемы.

Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроперспектива и перспективы

1.1 Причины принятия Конституции России 1993 г.

Современное российское законодательство является результатом длительного и сложного развития. Его принципиальные основы были заложены на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия, но качественное обновление было обусловлено принятием Конституции РФ 1993 г. Декабрьские события 1993 г. повлекли за собой глубокие изменения системы российского законодательства, проявившиеся в формировании новых видов источников законодательства. принципиальном обновлении содержания его норм, становление и развитие законодательства субъектов Федерации, появлении новых и преобразовании существующих отраслей законодательства .

До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом в соответствии с господствовавшими тогда концепциями. Главный недостаток Конституции, который постоянно порождал кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей. Попытки трансформировать этот принцип в сбалансированный парламентаризм оказались безуспешными.

Закрепленная Конституцией необычная для демократического государства двухзвенная структура высших органов законодательной власти (Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствии какой-либо ответственности депутатов перед кем бы то ни было нарушала принцип прямого избрания парламента, обусловила расщепление единой по своей природе законодательной функции. Такой парламент, к тому же раздираемый острейшими политическими противоречиями, постепенно становился тормозом политических и экономических реформ .

Согласно Конституции Президент был наделен немалыми правами, но в решающих вопросах он оказывался под контролем двухзвенного парламента.

Такое понимание принципа разделения властей было не только политически неоправданным, поскольку страна встала на путь осуществления радикальных политических и экономических реформ, но и юридически несостоятельным. Президент обладал не меньшей легитимностью, чем обе части парламента, поскольку был демократически избран прямым голосованием из числа нескольких кандидатов. В таких случаях, как это признано мировой конституционной теорией и практикой, глава государства, опирающийся на мандат народа, не подлежит контролю со стороны парламента.

Юридическое несовершенство механизма государственной власти сказывалось тем пагубнее, чем в стране усилилась острая поляризация политических сил.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическим силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12.06.1990 г. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправил многие недостатки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же форма правления.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ.

С принятием 12.12.1993 г. новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.

Конституция в известной мере упорядочила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией.

Таким образом, к началу XXI в. в стране утвердился конституционный порядок смены власти. Ни разу не были пропущены сроки выборов главы государства и Государственной Думы, в субъектах Федерации развернули деятельность главы администраций и законодательные собрания. На основе Конституции РФ сложилась новая судебная власть, партийная система, местное самоуправление.

В отличие от других стран, в России не были приняты законы о люстрации. Все это способствовало укреплению стабильности в обществе, созданию условий для проведения глубоких экономических реформ .

Хотя Государственная Дума в 1999 г. отвергла попытки внести частичные изменения в Конституцию РФ 1993 г. , в российском обществе созрело убеждение в необходимости ее реформы. Этот вопрос опять возникает в новой Думе, начавшей работу в 2000 г.

Известно, что Конституция 1993 г. была принята в спешке, в своеобразных условиях, которые сложились после вооруженного противостояния Парламента и Президента. В Конституционном совещании преобладали лица, включенные в его состав по должности или назначенные президентом, ее окончательный текст после совещания подвергся некоторой правке. Да и в 28 субъектах Федерации (из 89) она либо не получила большинства голосов на референдуме, либо не выносилась на голосование.

Правда, хотя последнее очень важно, неодобрение федеральной конституции на территории субъекта не означает, что она не действует на этой территории, если принята общегосударственным референдумом или установленным большинством субъектов.

Недостатки принятия и содержания Конституции РФ 1993 г. не умаляют ее выдающихся достоинств. Она закрепила переход от тоталитаризма к демократии, сыграла огромную роль в развитии нового российского общества, в становлении новой государственности и формировании личности. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан. «Изменение Конституции, - пишет В. Путин, - представляется неотложной и первоочередной задачей», хотя его оценка, что «мы имеем по-настоящему хорошую Конституцию», на мой взгляд, несколько преувеличена» .

Конституцию 1993 г. придется обновлять, а затем и заменять. Однако к реформе Конституции следует подходить очень осторожно, руководствуясь принципом: не навредить. В условиях современного российского общества при сложившейся расстановке политических сил это предполагает большую подготовительную работу и выделение определенных этапов реформирования.

Это необходимо не только в связи с социально-политическими факторами, но и по юридическим причинам.

В Конституции России содержатся три «неприкосновенные» главы (I, II, IX). Любые их изменения по строгому смыслу Конституции невозможны без созыва Конституционного собрания. Эти положения необычны.

В зарубежных конституциях содержатся предметные запреты (например, во Франции нельзя изменять республиканскую форму правления, в Бразилии - демократические принципы избирательной системы), но не бывает запрещений «по объему», касающихся третьей части глав Конституции. А поскольку изменять Конституцию надо, и поскольку перспективы принятия закона о Конституционном собрании туманны, встает вопрос: что можно сделать до этого?

Государственное и местное управление в России

Конституция Российской Федерации - Основной Закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством...

Конституционное право Соединенных Штатов Америки

Ныне действующая Конституция США была разработана федеральным Конвентом и принята в 1787 г. Ее целью было создание системы органов государственной власти федерального государства...

Конституционное развитие России

Современный этап конституционного развития России связан, прежде всего, с ныне действующей Конституцией 1993 года. В рамках данной главы мы считаем целесообразным кратко остановиться на истории принятия этого важнейшего документа...

Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия

Перемены общественного строя после начала процесса перестройки в СССР и Российской Федерации не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. Процесс реформирования...

Конституция РФ 1993 года о принципе государственного устройства РФ

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны...

Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства

Начиная от первых декретов Октября, конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937, 1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года...

Особенности разработки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года

Следующим этапом политической борьбы между реформистским и антиреформистским силами в России стал референдум 25 апреля 1993 г...

Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993 г.

Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Конституции США

Конституция Российской Федерации -- высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года...