Приоритет прав и свобод граждан как высшей социальной ценности. Приоритет прав человека в правовом государстве Приоритет прав граждан над правами государства

  1. Бессарабов Владимир Григорьевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Академии Генеральной прокуратуры РФ, государственный советник юстиции 3 класса;
  2. Игонина Надежда Александровна - кандидат юридических наук, заведующая отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции;
  3. Ашиткова Татьяна Васильевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции

Аннотация:

В статье дается определение понятия «приоритеты деятельности прокуратуры», уточняется его значение для сферы соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Проведена классификация приоритетов, в основе которой лежат положения Конституции Российской Федерации и международного права. По мнению авторов, первоочередной защите подлежат личные права, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущие ему от рождения. Следующими по степени приоритетности являются политические права, обеспечивающие полноценное участие граждан в политической жизни страны и, наконец, – права человека в социально-экономической и духовной сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни. Как утверждают авторы статьи, прокуроры при выделении наиболее важных целей и задач в своей деятельности, руководствуются такими объективными факторами, как анализ состояния законности, связь положения дел в рассматриваемой сфере правоотношений с поддержанием стабильности и баланса в обществе, правозащитной функцией, указаниями руководства страны или Генерального прокурора Российской Федерации. В статье показано, что выбор приоритетов в прокурорской деятельности, в том числе в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, - сложный многогранный процесс, на который оказывает влияние международная обстановка, внутренние процессы, происходящие в государстве, в том числе чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, ряд других факторов. Авторы выделяют проблемы, которые, по их мнению, следует решить для повышения эффективности прокурорской деятельности, это – дальнейшее развитие законодательства о прокуратуре, упрочение ее правового положения, в том числе конституционного статуса. Выводы и предложения авторов статьи основаны на теоретических положениях, выдвинутых российскими правоведами, а также на собственных эмпирических исследованиях.

Ключевые слова:

прокуратура, приоритеты, права и свободы человека и гражданина, правовое государство, прокурорский надзор, Россия, РФ.

Приоритеты прокурорской деятельности в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина представляют собой первоочередные задачи, решение которых имеет особую актуальность для состояния законности. Приоритеты органов прокуратуры закладывают основы для разработки направлений деятельности, в которых определяются подходы к реализации намеченных целей, конкретные механизмы реализации поставленных стратегических или тактических задач.

Сама прокурорская деятельность в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является приоритетной для российской прокуратуры; она основана на положениях ст. 2 Конституции Российской Федерации, закрепившей императивное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - важнейшая обязанность государства.

В ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что деятельность прокуратуры осуществляется в целях «обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства». Таким образом, прокурорская деятельность в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является предназначением российской прокуратуры и одним из основных приоритетов.

Законодательное признание приоритетности надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина служит подтверждением практической реализации программной установки правового государства о приоритете интересов личности в системе защищаемых законом ценностей .

Причем эта приоритетность носит перманентный, стратегический характер. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – неотъемлемая часть прокурорской деятельности, которая никогда и ни при каких условиях не может быть прекращена или приостановлена российской прокуратурой.

Деятельность российской прокуратуры охватывает защиту всего комплекса прав и свобод человека и гражданина, который установлен Конституцией Российской Федерации. Согласно теории права и международно-правовым нормам личность в обществе имеет три группы прав и свобод. Это, во-первых, личные права и свободы, которые закреплены в ст. 20–30 Конституции Российской Федерации. К ним относятся: право на жизнь, право на защиту своей чести и доброго имени, право на свободу и личную неприкосновенность, право неприкосновенность жилища и др. Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. К личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания, право каждого определять и указывать свою национальность, право на пользование родным языком, свобода совести и вероисповедания, свобода информации и др.

Вторую группу прав составляют политические права и свободы, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, в формировании важнейших государственно-правовых институтов страны. Это, прежде всего, право участвовать в управлении делами государства и избирательное право; право граждан проводить собрания, митинги и демонстрации; равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Третью группу прав составляют социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина, с помощью которых обеспечивается социальная и экономическая защищенность человека, определяется его положение в сфере труда, благосостояние.

Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на свободное использование своих способностей и имущества; свободу экономической деятельности; право частной собственности; право на труд, на отдых и на социальное обеспечение; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и др.

Полагаем, что выбор и реализация прокурором приоритетов деятельности в сфере соблюдения прав человека и гражданина зависит от вида прав, в защиту которых он выступает.

Безусловно, в первую очередь подлежат защите со стороны прокурора личные права, которые принадлежат человеку от рождения и составляют основу его правового статуса. Большинство личных прав носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотчуждаемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, в том числе со стороны прокуроров.

Затем по степени приоритетности следуют политические права человека и гражданина, поскольку деятельность прокурора осуществляется в рамках существования политической структуры общества – государства.

Полнота и последовательность реализации политических прав и свобод человека и гражданина в обществе во многом определяет степень реализации прав социально-экономического и культурного характера. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве – трудовом, жилищном, пенсионном, семейном, о здравоохранении, лекарственном обеспечении и др. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения этих видов законодательства осуществляют прокуроры.

Результаты анкетирования, проведенного в 2013 г. отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, среди почти 1300 прокуроров, специализирующихся по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, показали какие направления надзора являются наиболее приоритетными в процессе осуществления ими своей деятельности. Таковыми, по мнению прокуроров, являются: трудовые права (55,1%), жилищные права (54,9%), права в сфере охраны здоровья (49,1%), права на оплату труда (41,3%), права пенсионеров и инвалидов (25,6%), права в сфере миграции (18,9%), право на охрану труда (15,7%), право на обращение (14,5%), права потребителей (8,4%), избирательные права (7,0%), права в сфере занятости (6,3%), права о воинской обязанности и воинской службе (2,4%), право на средства массовой информации (1,3%), иные направления (2,14%).

В научной литературе вопросам определения и реализации приоритетов деятельности органов прокуратуры, в том числе в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уделяется значительное внимание.

В силу универсальности и всеобъемлемости надзорной деятельности прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина особенно актуален принцип научной обоснованности приоритетов. Учеными предлагаются различные критерии выделения приоритетов, которые, как правило, носят комплексный характер и могут быть использованы и служить ориентиром при их определении в практической деятельности прокуроров.

Например, А.Х. Казариной предложены следующие критерии для выделения основных приоритетных направлений прокурорского надзора:

– состояние законности в рассматриваемой сфере общественных отношений определяет экономическое благосостояние страны, политическую и социальную стабильность общества;

– нарушения законодательства в рассматриваемой сфере имеют широкую распространенность и устойчивую тенденцию к росту, представляют собой повышенную общественную опасность и затрагивают интересы личности и государства;

– нормы законодательства, которые подлежат проверкам, отличаются императивностью и охранительным характером, а надзор в рассматриваемой сфере отношений является не только правом, но и обязанностью прокурора;

– общественные отношения, регулируемые нормами законодательства, имеют очевидную перспективу развития и тесную, часто доминирующую, взаимосвязь с иными общественными отношениями .

Несколько иные критерии положены в основу «теории приоритетов организации и деятельности органов прокуратуры», разработанной Т.А. Ашурбековым. Индикаторами таковых приоритетов, по его мнению, выступают: «социальные, экономические, политические, и иные явления, процессы, которые по своей природе, значимости и степени актуальности воздействуют на характер принимаемых решений органами исполнительной, законодательной власти, на поведение отдельных лиц, социальных групп, населения конкретного региона, населенного пункта или страны в целом, уровень и интенсивность проявления угроз национальной безопасности; установленные изменения в состоянии законности и правопорядка, … свидетельствующие о неблагоприятных тенденциях их развития и т.д.» .

В защищаемых диссертациях последних лет нередко с успехом доказывается, что исследуемое авторами направление прокурорского надзора является наиболее актуальным и приоритетным . Как правило, авторы обоснованно кладут в основу объективные факторы, такие как анализ состояния законности, связь положения дел в рассматриваемой сфере правоотношений с поддержанием стабильности и баланса в обществе, правозащитной функцией, указаниями руководства страны или Генерального прокурора Российской Федерации.

Можно констатировать, что определение и реализация в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина направлений, которые могут иметь приоритетное значение для прокуроров, обусловлены в первую очередь тем фактом, закреплены ли права и свободы в Конституции Российской Федерацией, которая устанавливает основные права и свободы человека и гражданина в стране. Безусловно, как свидетельствуют события, право на труд, оплату труда, жилье, охрану здоровья, образование, свободу слова и т.д. всегда будут в центре внимания российской прокуратуры. Поэтому Генеральный прокурор Российской Федерации приказом № 195 от 07.12.2007 ориентировал прокуроров «акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина» .

Кроме указанного, важнейшую роль при определении приоритетов прокурорского надзора играет международная ситуация, исторические события, которые требуют правового оформления в законах, играющих особую роль для реализации прав и свобод человека и гражданина, и как следствие – организации прокурорского надзора.

Например, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» накладывает новые актуальные и срочные обязанности на работников прокуратуры. Реализация этого закона предполагает, что прокуроры вновь образованных субъектов Российской Федерации прежде всего направят свои усилия на обеспечение единства правового пространства при формировании правового поля при интеграции новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Новыми приоритетными задачами в этом процессе, стоящими перед органами прокуратуры на первом этапе, являются:

Обеспечение участия прокуроров в подготовке законопроектов, разрабатываемых органами государственной власти указанных субъектов РФ во исполнение Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",

Обеспечение осуществления прокурорского надзора за законностью принятых нормативных правовых актов на постоянной основе;

Инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов во исполнение законодательства Российской Федерации, в первую очередь, по финансово-бюджетным вопросам, по регулированию имущественных отношений, по формированию органов власти, в том числе, органов контроля на уровне субъектов Российской Федерации, что позволит обеспечить реализацию социально-экономических задач в указанных регионах и достойный уровень жизни граждан.

На втором этапе необходимым является формирование муниципального уровня власти в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разработка уставов муниципальных образований, формирование нормативной базы, регламентирующей различные сферы жизнедеятельности, активизация надзора за законностью нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, в целях реализации прав граждан на местное самоуправление и оперативного решения всех задач на местах на максимально приближенном к населению уровне.

Также насущной задачей прокуроров Крымского федерального округа станет защита прав и свобод населения Крыма, его правовое просвещение, организация приема граждан, рассмотрение их заявлений и обращений, участие в судах в защиту прав и законных интересов социально незащищенных категорий граждан.

В целях своевременного реагирования на факты нарушения законов, обеспечения защиты прав граждан, а также оказания необходимой правовой помощи жителям полуострова распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки в мае 2014 г. в Симферополе создана временная приемная Генерального прокурора Российской Федерации. Благодаря функционированию данной приёмной в органы прокуратуры Российской Федерации поступает оперативная информация о развитии социально-экономической ситуации в Республике.

Недавно принятые законы также могут потребовать от прокуроров концентрации надзорных усилий для оценки законности их правоприменения, отработки механизма действия закона, выявления его слабых мест или пробелов регулирования правоотношений.

Так, вступивший в силу 01 сентября 2013 г. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует важнейшие стороны современной социальной жизни граждан Российской Федерации. Поэтому прокурорский надзор за исполнением положений этого закона может стать одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры в ближайшие годы.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внес изменения более чем в 60 федеральных законов, регулирующих или затрагивающих сферу охраны здоровья граждан. Внесенные изменения касаются наиболее важных, существенных сторон организации медицинской помощи населению Российской Федерации. Очевидно, что прокурорам при планировании своей деятельности на ближайшие периоды времени необходимо будет учесть новации законодательства об оказании медицинской помощи в России и выделить надзор за его исполнением в разряд приоритетных.

Ознакомление прокуроров с планами законопроектной деятельности в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина поможет им определить и реализовать приоритеты в процессе участия в нормотворческой деятельности.

В периоды проведения предвыборных компаний и выборов усилия прокуроров должны быть в первую очередь направлены на укрепление законности в данной сфере общественных отношений, обеспечение соблюдения прав граждан на свободу выбора.

Кроме того, в основу выработки критериев приоритетов в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина должны быть положены такие объективные факторы, как оценка состояния законности в тех или иных сферах общественных отношений; принятие федеральных, региональных или муниципальных программ развития тех или иных социальных сфер жизни общества.

Чрезвычайные ситуации, факты стихийных бедствий или катастроф, происходящих время от времени на территории Российской Федерации, ставят перед прокуратурой срочные и неотложные задачи по осуществлению надзора за исполнением федерального законодательства и соблюдением прав граждан при ликвидации последствий этих аварий и катастроф.

Чтобы сориентировать прокуроров на проведение наиболее эффективных мероприятий в обстановке, требующей принятия экстренных мер, Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ 10 февраля 2011 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий».

Приоритетным направлением становится деятельность прокуроров при наступлении каких-либо знаменательных дат, принятии в связи с такими событиями специальных нормативных правовых актов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, что требует от прокуроров принятия дополнительных усилий и мер по укреплению законности в той или иной сфере общественной жизни.

07 мая 2008 г. Президентом Российской Федерации издан Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», которым в связи с предстоящим празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В связи с данным указанием органам государственной власти было предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем названных категорий граждан.

Принятие федеральных, региональных или муниципальных целевых программ или проектов перспективного развития отдельных сторон социальной жизни общества также служит для прокуроров ориентиром для направления усилий на осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в таких областях социальной сферы. Так реализация приоритетных национальных проектов стала на многие годы предметом неослабного прокурорского надзора за соблюдением законности в процессе их выполнения. Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 19 января 2007 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов», регулярно и на всех уровнях организовывались проверки по исполнению законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, создавались рабочие группы, проводились коллегии по итогам проведения проверок, направлялись информационные письма.

Такие факторы выбора приоритетов в деятельности прокуроров, как указания руководства государства, Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров спецпрокуратур по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина также носят для всех нижестоящих прокуроров, осуществляющих надзор, объективный характер, поскольку такие указания исходят из оценки объективно существующей реальности и определении ключевых моментов, которые влияют на укрепление законности в обществе, закрепляются в нормативных актах и являются обязательными для исполнения.

Приоритеты в выборе направлений прокурорского надзора указываются в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации. Например, конкретные и определенные приоритеты обозначены в приказе от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», где прокурорам предписано «конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина…».

Можно констатировать, что система определения и реализации приоритетов деятельности органов прокуратуры в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина четко не закреплена в каких-либо правовых актах, не имеет четкой структуры, поэтому носит открытый и гибкий характер, может быть диверсифицирована в связи с развитием как самого российского общества, так и его правового регулирования, а также расширением функций и полномочий российской прокуратуры.

Ряд факторов, негативно влияющих на выбор и реализацию приоритетов прокурором, осуществляющим надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обусловлен недостатками действующего законодательства, в связи с чем необходимо изменение и дополнение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в части расширения полномочий прокурора, упрочения его правового статуса.

Нормативное положение о приоритетности для прокуратуры надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина должно быть закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также отражено в Модельном законе о прокуратуре для стран СНГ.

Осуществление такой важной государственной задачи, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, требует чтобы прокуратура занимала соответствующее место в самой Конституции Российской Федерации: была выделена в отдельную самостоятельную главу. Также очевидно, что Генеральному прокурору Российской Федерации должно быть предоставлено право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Право прокуроров привлекать к проведению проверок специалистов органов государственного контроля и надзора должно иметь организационно-финансовое обеспечение.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

Хатов Э.Б. Теоретические и практические проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов органами государственного контроля в сфере экономики. Дисс. … канд. юрид. наук.: 12.00.11. М., 2004.

Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2001.

Аннотация En:

In the present article the notion of "priorities of the prosecution" are defined, its value for the sphere of human rights and freedoms of man and citizen are stated. The classification of priorities, which is based on the provisions of the Russian Constitution and international law are stated. According to the authors, under the primary protection are the personal rights, which are derived from a natural person"s status, inherent from birth. Next in order of priority are political rights, ensuring the full participation of citizens in the political life of the country, and finally - human rights in the socio-economic and cultural spheres, to guarantee the freedom of personal development and decent standards of living. Due to the authors` opinion, prosecutors in the allocation of the most important goals and objectives of its activities are guided by objective factors such as the analysis of the state of law, connection of the situation in this sphere of legal relations with the maintenance of stability and balance in the society, human rights functions, country"s leadership and guidance of the General Prosecutor of the Russian Federation. The article shows, that the choice of priorities in the public prosecutor"s activity, including the field of human rights and freedoms of man and citizen is a complex multi-faceted process, which affects the international situation, the internal processes, occurring in the country, including natural and man-made emergencies and a number of other factors. Authors identify issues that, in their opinion, should be addressed to improve the effectiveness of prosecutorial activities. That is the further development of the law about the Prosecutor"s Office and the consolidation of its legal position, including constitutional status. Conclusions and suggestions are based on the authors" theoretical positions, made by the Russian jurists, as well as according their own empirical researches.

Ключевые слова En:

prosecutor"s office, priorities, rights and freedoms of man and citizen, constitutional state, public prosecutor"s supervision, Russia, Russian Federation.

Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством.

По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека. По словам Сукало А. Е.: “Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот”. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.

Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).

В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.

Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135).

Понятие “социальное государство” ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции).

В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан. Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития.

Этот принцип предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

№37. Правовое государство в истории политико-правовой мысли.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.



Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной,диаметрально противоположной классовой концепции государства.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг. ). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в "Метафизике нравов", оно представляет собой "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Хотя Кант не употреблял еще термина "правовое государство", он использовал такие близкие по смыслу понятия, как "правовое гражданское общество", "прочное в правовом отношении государственное устройство", "гражданско-правовое состояние". Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг. ), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг. ), Отто Бэр (1817-1895 гг. ), Фридрих ЮлиусШталь (1802-1861 гг. ), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг. ).

№38. Принципы правового государства.

Правовое государство - это продукт нового времени, а точ­нее - XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как сред­ство управления. Правовое государство - это государство, при­обретшее новые качества и занижающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство - это государство, где право переста­ло быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Теория правового государства была создана на 150 лет рань­ше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают французского просветителя Ш.Л. Монтескье, немецкого философа И. Канта и других ученых XVIII в. Практическое вопло­щение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия. Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государ­ства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы спра­ведливости. Законы должны приниматься с соблюдением опреде­ленной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Са­мое главное состоит вдругом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей. Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к зло­употреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государ­ственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин "разделение вла­стей"" является не совсем точным, В самом деле, что такое власть? Власть - это способность подчинять поведение других людей сво­ей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую спо­собность? Наоборот, органы государственной власти должны дей­ствовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть еди­ной. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т.е. законотворчество), практическое осуществление этих за­конов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каж­дой функции создается особая ветвь власти:законодательная, ис­полнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределе­нии функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, чти каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью,предус­матривается система сдержек и противовесов или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президен­том. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, мини­стры во многих странах назначаются с согласия парламента. Пре­зидент за совершение преступлений может быть отстранен парла­ментам от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституцион­ный суд может признать акты других ветвей власти противореча­щими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

1) предотвратить злоупотребление властью;

2) повысить профессионализм в государственном управлении;

3) осуществлять контроль за действиями государственных ор­ганов;

4) возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей - это большое достижение человечества в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь прин­ципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жили­ща, право на образование, социальное обеспечение, судебную за­щиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало. В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право - это кусочек свободы. О том, что лич­ность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Со­гласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Отно­шения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Опре­деляя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действи­ях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государ­ственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения, или невыполнение этих обязан­ностей . Обязательность закона для государственной власти обес­печивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депутатов перед изби­рателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц госу­дарства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмеща­ет имущественный вред гражданам, причиненный незаконными дей­ствиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность лично­сти перед государством. Применение государственного принужде­ния должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонару­шения.

№39. Принцип верховенства закона в правовом государстве.

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом . Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам. Должны быть легальные и эффективные способы заставить правительство и любых должностных лиц подчиняться правовым нормам.

Правление по закону также является антитезой отсутствию правопорядка и самосуду . Одна из главных задач государства состоит в обеспечении безопасности, в частности, государство должно быть единственным источником легитимного применения силы . Правовые процессы должны быть достаточно прочными и доступными, а деятельность правоохранительных ор Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства.поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство.

Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранить правопорядок.

Господство права должно быть не только в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной деятельности.

Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

№40. Принцип разделения властей в правовом государстве. Процесс разделения властей на современном этапе Российской государственности.

Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние госу­дарственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентарного типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполня­ет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему ис­полнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состо­ит в том.чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддер­живают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей дея­тельности и подчиняются только Генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь вла­сти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решений в демокра­тическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародо­вать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парла­мента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Сегодня степень реализации теории разделения властей, рав­но как и особенности этого процесса, во многом зависит от формы правления, существующей в том или ином государстве. Республики в большей степени тяготеют к воплощению данного принципа, нежели парламентарные монархии. Оказывает влия­ние на реализацию концепции разделения властей и форма госу­дарственного устройства: если в унитарном государстве разде­ление властей существует лишь «по горизонтали» (т. е. между центральными органами государства), то в федерации власть разделяется еще и «по вертикали» (т. е- между федеральными ор­ганами и органами субъектов федерации). Важную роль играет и такой фактор, как политико-правовой режим. Современные де­мократические режимы, как правило, закрепляют принцип раз­деления властей законодательно и строят в соответствии с ним свою систему государственных органов. В то же время режимы антидемократические хотя на словах декларируют свою при­верженность теории разделения властей, но в реальной действи­тельности ее не реализуют.

№41. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами власти;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
3) процедура импичмента и др.
Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

№42.Механизм сдержек и противовесов в условиях президентской и парламентской форм правления.

Принцип разделения властей дополняетсясистемой «сдержек и противовесов», которая служит условием его реализации. Уже в подходе Монтескье к этому принципу, как уже упоминалось выше, содержались начала сдерживания «ветвей» власти друг другом, что позднее в США при создании Конституции 1787 года было названо системой «сдержек и противовесов».

Механизм «сдержек и противовесов» - предполагает собой конкуренцию различных органов власти, наличие средств для их взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил.

«Сдержки» и «противовесы», с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, а с другой - создают потенциал для конфликтов, которые чаще всего разрешаются путем переговоров, соглашений и компромиссов.

РЕСПУБЛИКА
Парламентская Главагосударства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президент - глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны. Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индии, ФРГ, Чехия, Венгрия)
Президентская Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.) Президент избирается внепарламентским путем - прямыми или непрямыми выборами населения (США, Мексика, Бразилия, Иран, Ирак и т.д.)
Смешанная Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Парламент и президент осуществляют контроль над правительством (двойной контроль). Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседателях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Словения, Румыния, Хорватия) Скакун О.Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс), стр.121

Таким образом, можно сказать, что система «сдержек и противовесов» в той или иной мере приводится в жизнь во всех демократических странах, то есть во всех республиках, но способы его реализации на практике отличаются друг от друга. Его плодотворность определяется многими факторами. Для современных государств механизм «сдержек и противовесов» выступает в качестве определяющего в организации механизма государства. Стало тривиальным положение о существовании в механизме государства таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная. На деле же проблема состоит не столько в том, чтобы конституционно закрепить такого рода разделение властей в механизме государства, столько фактически обеспечить самостоятельность каждой власти, ответственность каждой власти за принимаемые решения, а также добиться согласования деятельности властей в государственном механизме Васильев А.С., Стрельцов Е.Л. Судебные и правоохранительные органы Украины..

Вместе с тем рассматриваемая система «сдержек и противовесов» открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.

№43.Гражданское общество: понятие, структура и роль в формировании правового государства.

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает: 1) семью; 2) сферу воспитания и негосударственного образования; 3) собственность и предпринимательство; 4) общественные объединения и организации; 5) политические партии и движения; 6) негосударственные средства массовой информации; 7) церковь. Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить.

В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества.

Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений. Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.

Категория «гражданское общество» изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля «Философия права». По Гегелю, гражданское общество – это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация). Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.

Гражданское общество – не только сумма индивидов, но и система связей между ними.

Отметим ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу. Во-первых , это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция. Во-вторых , это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека. В-третьих , это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека. В-четвертых , это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов. В-пятых , «открытость» гражданского общества.

В то же время гражданское общество не является необитаемым островом, где личность изолирована от всех. В гражданском обществе люди подчиняются законам государства. Но это та часть общества, где и государство учитывает индивидуальные интересы личности. В государстве недостаточно только материальных предпосылок для зарождения гражданского общества. Итак, если государство является сферой общего интереса, то гражданское общество – сферой частного интереса, в которой человек реализует себя как неповторимую индивидуальность.

Государство – это руководимая центром вертикальная иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и дисциплины.

Гражданское общество – это горизонтальная система многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Основой этих связей является равенство и личная инициатива.

Основная характеристика гражданского общества наличие прав граждан, гарантированных государством. Права граждан – это гарантируемые возможности пользоваться каким-то благом, которые лица реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию.Формируется только в буржуазном обществе.

№44.Теория и практика формирования современного правового государства.

означает преимущество прав человека как высшей ценности в обществе перед всеми иными. Права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (Ст. 18 Конституции РФ). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Ч.2. Ст. 17 Конституции РФ). Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков гражданского общества, правового и социального государства. Права человека принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютными признаются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, свободу совести и вероисповедания, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Ограничение или временное приостановление абсолютных прав недопустимы в демократических социальных государствах ни при каких обстоятельствах. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или временно приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

Их непосредственное юридическое значение. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

В ст. 18 Конституции РФ подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативными правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано возвышаться над законом, уходить из-под его воздействия.

Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа - единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не вправе издавать законы. Особое место среди законов занимает Конституция как основной закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных правовых актов, игнорирование конституционных положений - одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения. Без этого условия формирование правового государства в России может быть замедлено.

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской", а только единой всероссийской. Проблема единства законности особенно обострялась в связи с ростом в России в 1990-х гг. регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру. Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна была твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства. И сейчас недопустимо, чтобы каждый регион, город, а тем более каждое предприятие имели "свою" (областную, заводскую, республиканскую) законность.

В то же время единство законности не должно вести к ранжированию и шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, к бюрократическому централизму, сковывать инициативу мест. Но это возможно только в рамках закона.