Как уйти на больничный контрактнику. Больничный военнослужащего по контракту

Публикации

Отчисление курсантов: причины и мотивация

Издание: Социологические исследования - 2007.- №7.- С. 122-129.

В последнее десятилетие заметно обострилась проблема отчисления курсантов из военно-учебных заведений. Ежегодно 7-8 тысяч курсантов бросают учебу, а около 10 тысяч выпускников-лейтенантов уходят «на гражданку» в первые месяцы после получения диплома, что порождает дефицит офицерских кадров в войсках.

Проблему отчислений из военных вузов и увольнения из армии молодых офицеров в период с 2002 по 2006 гг. можно проследить по результатам социологического опроса, проведенного среди курсантов Михайловской военной артиллерийской академии.

Так, по образованию 16,7% из них окончили кадетский корпус; 4,3% – суворовское военное училище; 72,3% – 11 классов и 6,7% – средние профессиональные учебные заведения. Преобладающая национальность – русские (85,7%). По семейному положению: 6,7% из них женаты; 19,1% – из неполных семей; 21,1% – из семей военнослужащих.

В последние годы конкурс в академию держится на относительно невысоком уровне: в 2001 г. на одно место претендовало 3,53 человек; в 2002 г. – 2,24; 2003 г. – 1,87; 2004 г. – 1,59; 2005 г. – 2,87; 2006 г. –1,75. На состояние конкурса сказываются реформы 1990-х гг., которые привели к вымыванию важных нравственных ценностей, замещению ценности труда культом денег.

Что может дать поступление в ввуз? Если раньше в жизни офицеров заметное место занимали понятия «честь», «патриотизм», интерес к профессии, а прагматические преимущества свободы гражданской жизни не были столь рельефны, то сегодня ситуация изменилась. Материальная проблема – одна из ключевых для всего офицерского корпуса. Понятия «офицер – профессия героическая», «военная служба – интересная работа» тоже под вопросом, в том числе и потому, что из-за недостатка финансирования армейская техника зачастую устарела. Тем не менее, 40% респондентов выбрали профессию артиллериста под влиянием мечты детства; у 24% опрошенных – желание получить бесплатное высшее образование; семейная традиция – основание к поступлению для 22%; а 13% посчитали, что в военный вуз поступить легче, нежели в гражданский; выбор академии для 10% был определен волей родителей. Таким образом, 62% молодых людей руководствовались при поступлении достаточно высокими нравственными мотивами.

Важную роль в сокращении контингента для профессионального отбора в академию играет общее ухудшение физического здоровья нации, демографический кризис в стране в целом. И вследствие низкого конкурса в академию поступает немало абитуриентов, которые по уровню образования и морально-психологическим качествам не отвечают этим требованиям: 38% курсантов не может освоить учебную программу.

Но для большинства отчисленных проблем с учебой не существовало. Многие из них позитивно оценивают организацию учебного процесса. Так, 62% считают, что стали более приспособленными к трудностям; 51% – приобрели много полезного; 49% – развились физически. Менее убедительны заслуги ввуза в личностном развитии курсантов: только 30% респондентов повысили уровень образования, но около 80% курсантов обвинили в своих неудачах самих себя. Говоря о качестве образования в академии, 16% респондентов оценили его как высокое; 57% – среднее и 22% – как низкое.

Что же помешало самореализации респондентов в процессе учебы? 24% из них недовольны состоянием учебно-материальной базы и тем, что они ограничены в возможности заниматься самообразованием. Много жалоб на «очень большое количество нарядов», «съедающих много учебного и свободного времени». Мало проводится практических занятий на технике, стрельбище и полигоне. Один из анкетируемых так и написал: «Учась на третьем курсе, я будущий офицер, ни разу не метал гранаты, не стрелял из РПГ РПК, СВД и не имею о них никакого представления. Как я буду учить солдат?».

Как же был реализован потенциал курсантов в учебе? 62% – это успешные в учебе курсанты. После отчисления 81% респондентов рассчитывает продолжить учебу в гражданском вузе; около 30% – пойдут работать, по возможности совмещая работу с учебой. Таким образом, увольняются далеко не худшие.

Как причину своего нежелания учиться 51% респондентов указал низкое материальное положение военнослужащих. Около половины опрошенных (48,7%) надеются получать на «гражданке» до 15000 руб. в месяц, 16% – до 20000 руб., столько же до 10000 руб. и только 13,5% – более 25000 руб. Учитывая социальный пакет, существующий для военнослужащих (предоставление служебного жилья, личного жилья по окончании службы, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, бесплатный проезд в отпуск для всей семьи, рост различных надбавок к денежному содержанию), эти суммы в целом сопоставимы с доходами офицеров. То есть, часть курсантов некритично сравнивают свое положение с возможностями гражданских сверстников, не имеющих подобных льгот.

Неприемлемость бытовых и жилищных условий на первое место поставили 57% отчисляемых респондентов. В анкетах часто встречается пожелание обеспечить курсантам более комфортабельные условия жизни (проблемы с душем, горячей водой, холод в классах в зимнее время). 11% опрошенных не нравится качество питания. Около 50% испытывают дискомфорт из-за отсутствия свободного времени. Раздражает курсантов старших курсов запрет на пользование личными компьютерами или хотя бы магнитофонами. Особое раздражение у недовольных создают ограничения на увольнение из расположения академии. 22% респондентов не удовлетворены распорядком дня в целом. Но были и такие, которые занимались в спортивных секциях (46%); увлекались компьютерами (22%); занимались научной работой (19%); участвовали в художественной самодеятельности (13,5%).

В качестве причины написания рапорта на отчисление 49% курсантов отметили отсутствие перспектив по службе.

Вызывает тревогу, что 46% респондентов не устраивали отношения с командованием. Это третий по величине показатель на шкале проблем, которые волнуют курсантов. По мнению курсантов, некоторые офицеры не являются воспитателями, безынициативны, к личному составу относятся пренебрежительно. Справедливость подобных резких оценок может быть поставлена под сомнение, поскольку 19% респондентов констатировали острую конфликтность во взаимоотношениях с командирами. Молодые люди не всегда самокритичны, но по законам возрастной психологии остро реагируют на несправедливость по отношению к себе. Среди отчисляемых немало курсантов, совершивших грубые проступки (6,8%); любителей спиртного (10,2%); самовольщиков (6,8%). Во время учебы 30% опрошенных совершали самовольные отлучки, 19% – не выполняли распорядок дня; 16% – грубили командирам; 16% – употребляли спиртные напитки; 8% – допускали неуставные отношения.

По данным исследования на 30% респондентов повлияла информация СМИ о кризисном состоянии Вооруженных Сил, проблемах военнослужащих, на 27% – жалобы преподавателей и офицеров на свое тяжелое положение, на 22% – «откровенный разговор за жизнь» с выпускниками, офицерами из войск. С 2001 г. число досрочно уволенных составило более 75% от общего количества офицеров, покинувших Российскую армию.

В то же время только 16% опрошенных заявили о стремлении своих непосредственных начальников отговорить их от увольнения. Если офицеры могут проявить равнодушие и даже косвенно подталкивать курсантов к отчислению из академии, то нереально ожидать от курсантов единодушной альтернативной реакции: лишь 8% однокурсников осудили отчисленных в их решении уйти из академии.

Образование является одним из основных факторов профессиональной мобильности молодежи. Около 4/5 выпускников средних и высших учебных заведений западных стран и России меняют свои первоначальные ориентации и предпочтения. Поэтому педагогическому коллективу следует принять как должное возможность добровольного расставания с курсантами, которые разочаровались в военной специальности.

«Сотрудничество с учениками» предполагает обсуждение с ними того, что можно сделать для повышения привлекательности учебы в военном вузе. Респонденты предложили: улучшить жилищные и бытовые условия курсантов (59,5%); поднять качество

профессионально-психологического отбора поступающих (22%). Другие курсанты советуют жёстче требовать знания учебных дисциплин, а не сдавших сессию отчислять, быть жестче с нарушителями воинской дисциплины. 27% респондентов пессимистично заявили, что командование ничего не сможет сделать, чтобы остановить отчисление курсантов.

В последние годы заметно возросло финансирование учебного заведения, что позволяет снять ряд проблем. Но есть вопросы, которые не решить только финансированием. Один из них связан с качеством набора курсантов. Если в военные вузы набирают слабых абитуриентов, то их успешная учеба и адаптация к военной службе в значительной степени будет зависеть от умения и желания педагогов вести индивидуальную работу, используя современные информационные технологии. Нуждается в более детальном документировании описание развития личности курсанта в динамике, для чего необходимо привлечь психологов. Отчисление курсантов и увольнение молодых офицеров – слишком дорого обходится государству, чтобы экономить на современном научном и материальном обеспечении учебного процесса, бытовых условиях курсантов.

Представлен список литературы из 5 наименований.

Недавно в Туле произошло событие, которое можно назвать знаковым для новой системы военного образования.

Зареченский районный суд обязал бывшего курсанта местного артиллерийского инженерного института Василия Попченко выплатить 110 тысяч рублей минобороны. В такую сумму были оценены затраты военного ведомства на обучение будущего офицера.

Взыскание денег с отчисленных курсантов - относительно новая судейская практика. Начало ей положило дополнение в Закон "О воинской обязанности и военной службе". Несколько лет назад там появились строки о материальной ответственности военнослужащих, чья подготовка в учебных заведениях минобороны была прекращена после нарушения устава и внутреннего распорядка вуза либо из-за нежелания будущего офицера заключать контракт на дальнейшую службу в Вооруженных силах. В случае c Попченко иск был предъявлен вслед за рапортом курсанта, который отказался переехать из Тулы в Пензу и продолжить учебу в тамошнем артиллерийском инженерном институте.

Быть может, этот инцидент прошел незамеченным, если бы не одно "но". Только военная прокуратура Пензенского гарнизона уже трижды судилась с тульскими курсантами. Все дела прокуроры выиграли и вернули в армейскую казну в общей сложности около 300 тысяч рублей. Всего же по стране неудавшиеся офицеры возместили минобороны не один миллион учебных денег.

Со стороны новая судебная практика может выглядеть излишне жесткой. Парень вылетел из военного училища за самоволки, написал рапорт на отчисление, когда понял: армия - не его судьба. За что же наказывать человека рублем? Ведь он и так пострадал за свое легкомыслие, по сути впустую потратил несколько лет жизни. Этих доводов когда-то вполне хватало армейскому начальству. Максимум, что следовало за отчислением недисциплинированного или недобросовестного в учебе курсанта, - короткая, до ближайшего дембельского приказа, солдатская служба. Вылетевшие из военного вуза старшекурсники вообще прямиком отправлялись на гражданку. Там многие быстро устраивались на учебу в институты и университеты (благо вступительные экзамены сдавать не требовалось) и через несколько лет получали дипломы. Получалось, что нерадивым курсантам государство не только давало бесплатное высшее образование, но и фактически освобождало их от солдатской повинности.

"Так когда-то было, но так больше не будет", - говорят в минобороны. Военное ведомство не намерено терпеть в курсантских рядах случайных людей. А тем, кто всеми правдами и неправдами лезет в армейский вуз с единственной целью - миновать казарму, получить задарма образование и уволиться - теперь придется хорошо подумать, прежде чем писать рапорт на поступление в армейский вуз. Досрочное расставание с курсантскими погонами для таких людей неминуемо закончится судебным иском и крупными выплатами.

Вообще к отбору и подготовке офицерских кадров в военном ведомстве стали относиться предельно требовательно. Теперь вместе с дипломом получают направления в воинские части только лейтенанты со стопроцентно положительными характеристиками. Слабая учеба и проблемы с дисциплиной аукается для некоторых выпускников досрочным увольнением. Более того, с командиров и преподавателей армейских вузов начальство уже не требует "тянуть" хронических двоечников. Новый подход к кандидатам в офицеры в минобороны такой: получил в сессию хотя бы один "неуд" - собирай вещички и шагай в солдатский строй либо домой.

Произвести своеобразную чистку курсантских рядов генералам позволяет скопившийся в училищах кадровый резерв. Еще несколько лет назад ежегодный набор в армейские и флотские вузы превышал 15 тысяч человек. Столько молодых офицеров сейчас Вооруженным силам не требуется, поэтому вакантные места в гарнизонах лейтенанты получают на конкурсной основе. Как утверждают в департаменте военного образования минобороны, эта практика продлится по крайней мере до 2013 года.

По словам статс-секретаря, заместителя министра обороны Николая Панкова, после возобновления прием в ведомственные вузы, скорее всего, ограничится 7-7,5 тысячи курсантов и слушателей. Мальчишек и девчонок, мечтающих об офицерских погонах, в стране по-прежнему хватает, поэтому борьба среди абитуриентов разыграется нешуточная. Конкурс в военные вузы и в прежние годы составлял от 5 до 7 человек на место. По прогнозам минобороны, со временем он только увеличится.

Интерес молодых людей к армейскому образованию, в общем-то, понятен. Бесплатно получить диплом и востребованную профессию на гражданке сейчас непросто. Да и престижную, хорошо оплачиваемую работу выпускникам институтов и университетов предлагают редко.

В минобороны обещают, что у тех ребят, кто в ближайшие годы наденет курсантскую форму, проблем с трудоустройством не будет. Каждому лейтенанту найдется место в строю.

Отчисление из военно-учебных заведений и восстановление в них

, майор юстиции, помощник начальника военно-дирижерского факультета Консерватории им. , преподаватель военного права

В тезисах доклада Министра обороны Российской Федерации на учебно-методическом сборе руководящего состава военных академий (университетов) Министерства обороны РФ 26 марта 1998 г. было указано, что в среднем на обучение одного офицера расходуется в год около 50 тыс. рублей. Затраты на подготовку офицеров также возрастают в результате значительных отчислений курсантов в процессе учебы. За последние десять лет их масштабы за цикл обучения увеличились более чем в 3 раза и в выпуске 1997 г. составили около 33% от числа поступивших на первые курсы. В результате четвертая часть вузов Министерства обороны работает «вхолостую», расходуя при этом значительные финансовые, материальные и технические средства. Это при том, что стоимость содержания одного вуза примерно равна стоимости содержания дивизии полного состава.

Анализ состояния подготовки показал, что около 38% курсантов неспособны в полном объеме успешно освоить учебный материал. Более 50% выпускников в течение первых лет службы увольняются из Вооруженных Сил.

В настоящее время из-за резко возросших масштабов досрочного увольнения курсантов и роста их отчислений из военно-учебных заведений вузы способны выполнить задачу комплектования войск (сил) офицерами лишь на одну треть от реальной потребности.

С начала 2000 г. для обеспечения потребностей в подготовке офицеров для Вооруженных Сил и других войск, а также для иностранных армий на договорной основе в системе военного образования Министерства обороны действует 55 вузов.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права . Высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации являются государственными военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и в своей деятельности руководствуются Законом “Об образовании” (в ред. федеральных законов от 13 января 1996 , от 16 ноября1997 № 000 - ФЗ), Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”, Положением о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, введенным в действие приказом Министра обороны РФ 1994 г. № 000, уставами военно-учебных заведений и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования.

Общие права и обязанности слушателей, адъюнктов и курсантов определяются нормативными актами Российской Федерации, указанными и другими.

В данной статье речь пойдет о действующем законодательстве, регулирующем порядок отчисления и восстановления в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (далее – вузы) курсантов, адъюнктов, слушателей, иностранных военнослужащих (далее – военнослужащих) – переменного состава этих вузов. Военнослужащие обучающиеся в вузах, именуются: не имеющие офицерских воинских званий – курсантами, а имеющие воинские звания офицеров – слушателями. Слушателями могут быть военнослужащие, не имеющие офицерских воинских званий, принятые на учебу после окончания трех или четырех курсов образовательных учреждений высшего профессионального образования соответствующего профиля. Адъюнктами являются офицеры, имеющие высшее профессиональное образование и обучающиеся в адъюнктуре и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Слушатели и курсанты иностранных государств – это военнослужащие иностранных государств, проходящие обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации на основе двух и многосторонних соглашений между государств ами (Указ Президента Российской Федерации “О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами” от 20 августа 1997 г. № 000 (Собрание законодательства Российской Федерации.–1997.–№ 34.–Ст. 3955). Кроме перечисленных категорий военнослужащих можно выделить такую категорию обучаемых, как военнослужащие женского пола.

Отчисление из вузов военнослужащих и их восстановление можно представить как процесс возникновения, прекращения военно-служебных отношений в связи с реализацией права на образование в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

При отчислении из вузов и восстановлении в правовом положении военнослужащих происходят коренные изменения: они прекращают в некоторой степени исполнение общих, должностных и специальных обязанностей и утрачивают права, вытекающие из их статуса как военнослужащих, обучающихся в соответствующем вузе.

Отчисление из вузов военнослужащих как особенное правоотношение в сфере военно-служебных отношений условно можно представить как меру дисциплинарного воздействия, применяемую к определенной категории – обучаемым в вузе военнослужащим (хотя соответствующая мера воздействия или санкция отсутствует в Дисциплинарном уставе ВС РФ), и как процесс, состоящий из объективных и субъективных факторов:

объективные, независящие от воли сторон, но с учетом специфики правового положения военнослужащих;

субъективные, отражающие внутреннее состояние военнослужащих и начальника вуза, при наличии конкретных условий, необходимых для увольнения и закрепленных в нормативных правовых актах1 .

Восстановление в вузе ранее обучавшихся военнослужащих возможно также при наличии обоих факторов.

Особое положение лиц, обучающихся в вузе, связано с тем, что они обучаясь, одновременно проходят военную службу: до второго курса – по призыву, а после заключения контракта – по контракту. Особые условия военной службы, особенности военной организации соответственно обусловливают и специфику отчисления и восстановления военнослужащих в вузе. Установление специального порядка отчисления и восстановления военнослужащих в вузе объясняется тем, что в условиях военной службы имеются существенные особенности2 в содержании и порядке реализации права граждан , военнослужащих на получение высшего образования , которые связаны с особым характером задач, выполняемых Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, со спецификой возникающих при этом военно-служебных отношений, потребностями в “военных специалистах”.

Данные особенности распространяются только на военнослужащих и вытекают из самой природы военной организации, предназначенной для ведения вооруженной борьбы, требующей от личного состава исключительно высоких моральных боевых качеств: дисциплинированности, беспрекословного повиновения начальникам, постоянной готовности к самопожертвованию во имя выполнения своего воинского долга.

Теоретико-методологический анализ проблем, связанных с отчислением из вузов и восстановлением в них военнослужащих по своей правовой природе имеет общие черты с институтом увольнения военнослужащих. Так, например, можно выделить основные закономерности данного явления;

1) законность, т. е. отчисление из вузов и восстановление в них производится по основаниям, указанным в законе, и порядке, установленном законодательством по каждому основанию;

2) соответствие основания отчисления из вуза и восстановления фактическим обстоятельствам, сложившимся между сторонами;

3) письменная форма при отчислении и восстановлении в виде приказа (юридического акта), служащего основанием для возникновения, изменения военно-служебных отношений и последующего их прекращения;

4) строго определенный круг лиц (начальник вуза), которым предоставлено право производить отчисление из вуза или восстановление;

5) последовательный характер при отчислении из вуза и восстановлении в вузе (подготовка документов к отчислению, восстановлению, рассмотрение на ученом совете, издание приказа об отчислении из вуза и восстановлении, исключение из списков личного состава вуза, постановка на воинский учет или отправка для дальнейшего прохождения военной службы в соответствующую воинскую часть и др.;

6) гарантированность восстановления в вузе, необоснованно отчисленных и возмещения ущерба;

7) ответственность должностных лиц за нарушения законодательства по вопросу реализации права на образование и др.

Таким образом, отчисление из военных образовательных учреждений профессионального образования и восстановление в них является юридическим фактом изменения и в последующем возникновения служебно-правового положения военнослужащего, связанного с обучением, с утратой и восстановлением статуса “обучающегося” военнослужащего.

Отчисление военнослужащих из вуза производится:

1) в случае когда они отказываются заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” (абз. 4 п. 2 ст. 35);

2) за невыполнение учебных планов;

3) за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка;

4) по неуспеваемости;

5) по нежеланию учиться;

6) по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии);

7) в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам;

8) по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности) в отношении курсантов авиационных вузов.

Перечисленные основания (2 – 8) изложены в п. 43 Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.

Военнослужащие, находящиеся на обучении в военном учебном заведении, кроме перечисленных выше оснований отчисляются также при наличии следующих оснований: согласно подп. “г” п. 1 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”– в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, т. е. курсанта до заключения контракта о прохождении военной службы; подп. “д” п. 1 ст. 51 Закона – в связи с лишением воинского звания; подп. “е” п. 1 ст. 51 Закона – в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы. Могут быть отчислены при наличии оснований, предусмотренных подп. ”г”, “д” п. 2, “б”, “в” п. 3 ст. 51 Закона.

Так, военным судом Московского гарнизона была рассмотрена жалоба отчисленных курсантов М. и Н. на действия начальника Военного университета, связанные с их отчислением из вуза по недисциплинированности (употребление наркотических средств) и увольнением их с военной службы за несоблюдение условий контракта, т. е. по подп. “в” п. 2 ст. 51 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” в связи с невыполнением ими условий контракта. Но ввиду недоказанности факта употребления наркотиков военнослужащими, т. е. основания, послужившего для принятия решения командованием вуза об отчислении по недисциплинированности и увольнении по невыполнению условий контракта, данные военнослужащие были восстановлены в данном вузе.

В отношении иностранных военнослужащих действуют соответствующие правила, изложенные в Положении об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров и технического персонала, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 и обьявленным приказом МО РФ 1998 г. № 000. Так, в соответствии с пп. 28,указанного нормативного правового акта иностранные военнослужащие, признанные непригодными к дальнейшему обучению по неуспеваемости, недисциплинированности, болезни, нежеланию учиться или по другим причинам (не выполняющие установленные в вузе правила внутреннего порядка, проживания и передвижения, нарушающие общественный порядок), подлежат отчислению из вузов (решением ГУ МВС МО РФ) и откомандированию в распоряжение национального командования.

По неуспеваемости отчисляются слушатели и курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты с оценкой) или не допущенные к экзаменам (зачетам с оценкой) по трем и более дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов с оценкой) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, а также не допущенные к итоговой государственной аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе итоговой государственной аттестации.

Правом на отчисление и восстановление в вузе военнослужащих обладает соответствующий начальник вуза. Полномочия начальника вуза как должностного лица по отчислению и восстановлению в вузе представляют собой часть его компетенции и являются совокупностью персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций в процессе своей деятельности.

Непосредственное закрепление полномочий при отчислении и восстановлении в вузе военнослужащих отражено в Положении о высших военно-учебных заведениях МО РФ, Положении о высшем военно-учебном заведении ФПС РФ (приказ директора ФПС РФ от 18 октября 1996 г. № 000).

Так, согласно п. 43 Положения о вузе (МО РФ) дела слушателей и курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Отчисление производится приказом начальника вуза. Кроме того, в качестве гарантий от незаконных решений командования вузов в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба ВС РФ (телеграмма 1997 г. № 000/1/694) право на отчисление из военно-учебных заведений после заключения военнослужащими контракта о прохождении военной службы предоставлено только начальникам, которым соответствующие вузы подчинены.

Некоторые особенности сохраняются при отчислении курсантов, заключивших контракт, слушателей первого и второго курсов очного обучения, слушателей первого – третьего курсов заочного обучения вузов ФПС РФ, где отчисление производится с санкции заместителя директора ФПС России. Отчисление курсантов и слушателей выпускных курсов производится с санкции директора ФПС России (пп. 60 – 62 Положения о высшем военно-учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации).

В связи с преобразованием военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ, осуществленным на основе постановления Правительства РФ от 29 августа 1998 г. № 000, многие вузы приобрели статус филиалов и структурных подразделений военных академий, университетов, институтов. Начальники этих структурных подразделений, филиалов наделяются правами начальников вузов по доверенности.

В действующих законодательных актах отсутствует норма, определяющая основания отчисления из вузов военнослужащих, за исключением положения, изложенного в абз. 4 п. 2 ст. 35 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы), тогда как, например, в п. 9 ст. 17 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” есть специальная норма (в отношении студентов): “ За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам”.

Учитывая положения п. 3 ст. 2 ГК РФ, можно сделать заключение, что указанные нормы по регулированию вопроса по поводу отчисления военнослужащих из вуза, несмотря на однородность отношений, не могут регулироваться гражданским законодательством.

В последнем абзаце п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 000 “Об утверждении типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования” указано, что порядок отчисления устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа.

В общем анализ действующего законодательства позволяет заключить, что состав (основания) норм для отчисления и восстановления в вузе военнослужащих не установлен Законом (за исключением одного основания – отчисления в связи с незаключением контракта о прохождении военной службы, т. е. основания, непосредственно связанного с прохождением военной службы, а не с учебным процессом).

Думается, что исходя из приоритетности государственной политики в области образования в Российской Федерации и реализации положений ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 43 Конституции РФ, а также с точки зрения гарантий реализации права на образование (высшее), установления гуманистического характера образования проблемы, связанные с прекращением или возникновением отношений в сфере образования (отчисление и восстановление в вузе) должны быть разрешены в нормативно-правовых актах, принимаемых высшим представительным органом государства, т. е. в законах.

Важно заметить, что сам порядок реализации вышеперечисленных оснований отчисления из вуза достаточно подробно регламентирован нормами Закона. Так, в соответствии с пп. 4, 5 ст. 35 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

В данном случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:

продолжительность военной службы по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования;

продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования из расчета два месяца военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву;

продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву.

Военнослужащие мужского пола, не достигшие 18 лет, увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат для постановки на воинский учет и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях. Указанным лицам (не достигшим 18 лет) в срок военной службы по призыву засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву. Согласно разъяснению Генерального штаба ВС РФ от 24 апреля 1998 г. № 000 К 14/1518 военнослужащим мужского пола, отчисленным из военных образовательных учреждений профессионального образования, в срок военной службы по призыву (контракту) засчитывается в продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета один месяц военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву (контракту) до 2 апреля 1998 г. и из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву (контракту) после 2 апреля 1998 г.

Военнослужащие женского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, увольняются с военной службы:

не имеющие военно-учетной специальности, – без постановки на воинский учет;

имеющие военно-учетную специальность, – с зачислением в запас и направлением в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

При нежелании учиться каждый курсант или слушатель может обратиться к начальнику вуза с обоснованием принятого им решения. В связи со сложившейся практикой кандидатура отчисляемого лица рассматривается на заседании ученого совета вуза с последующим решением, которое имеет рекомендательный характер. В случае если кандидат на отчисление одновременно подлежит и досрочному увольнению, в соответствии с подп. “ж” п. 3 ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы в целях оценки причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащих, для принятия решения начальником вуза аттестационная комиссия выносит письменное заключение.

В общем в действующем законодательстве порядок отчисления недостаточно полно определен, за исключением следующих моментов. Так, например, в соответствии с п. 29 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 000, объявленного приказом Министра обороны РФ 1996 г. № 000, курсанты, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта о прохождении военной службы, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, направляются для прохождения военной службы или в запас с теми предметами вещевого имущества (кроме инвентарных вещей), которые находились в их пользовании на день убытия.

В случае досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, назначения ему уголовного наказания в виде лишения свободы, лишения его воинского звания, невыполнения им условий контракта и в некоторых других случаях, стоимость выданных ему предметов вещевого имущества удерживается в порядке, устанавливаемом Министерством обороны РФ и федеральными органами исполнительной власти (п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих).

Основным правовым актом при отчислении военнослужащего из вуза является приказ начальника вуза об отчислении, в содержание которого входит основание отчисления (первопричина) предусмотренное п. 43 Положения (приказ Министра обороны РФ 1994 г. № 000). Но так как обучение в вузе неразрывно связано с прохождением военной службы по призыву (до заключения контракта курсантами) или по контракту, то одновременно с отчислением производится увольнение с военной службы со всеми элементами, присущими данному институту: расторжение контракта, исключение из списков военно-учебного заведения, всех видов довольствия, направление для прохождения военной службы по призыву (не выслуживших срока службы про призыву – 24 мес.), направление в военный комиссариат по месту жительства (или выбранному) на воинский учет с зачислением в запас, кроме военнослужащих женского пола, не имеющих военно-учетной специальности.

В отношении иностранных военнослужащих начальник вуза подготавливает представление на отчисление иностранных военнослужащих, признанных непригодными к дальнейшему обучению в вузе. Начальники вузов направляют по подчиненности в виды Вооруженных Сил и управления 2 экземпляра представлений об отчислении иностранных военнослужащих с приложением копий служебных карточек, характеристик (с визой старших национальных групп), выписок из протоколов заседаний ученых советов вузов, заключений военно-врачебных комиссий, рапортов слушателей (курсантов) о нежелании учиться и других документов. Решение об отчислении может приниматься начальником ГУ МВС МО РФ после уведомления национального командования и сообщается в виды Вооруженных Сил и управления, а копии направляются в вузы (п. 33 Руководства по подготовке национальных военных кадров...).

Согласно п. 3 Инструкции о порядке выдачи государственных документов о высшем и среднем профессиональном образовании, заполнения, регистрации и хранения соответствующих бланков документов в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, курсантам (слушателям), прервавшим обучение после июня 1996 г., при успешном освоении ими части основной профессиональной образовательной программы в объеме первых двух лет обучения в высшем военно-учебном заведении выдается диплом о неполном высшем образовании. Основанием для выдачи диплома о неполном высшем образовании являются зафиксированные в академической ведомости положительные результаты обучения по той части основной профессиональной образовательной программы, которая предусмотрена на первых двух курсах учебным планом высшего военно-учебного заведения.

Курсантам (слушателям), отчисленным из военно-учебного заведения в течение первых двух лет обучения, в том числе и при их переходе (переводе) в другое образовательное учреждение, выдается академическая справка установленного образца. При отчислении с третьего и последующих курсов одновременно с дипломом о неполном высшем образовании выдается академическая справка, где указываются только дисциплины, освоенные сверх указанных в дипломе о неполном высшем образовании. Причина, по которой курсант (слушатель) прервал обучение в высшем военно-учебном заведении, в академической справке не указывается (п. 9 Инструкции).

Подводя итог, следует отметить, что отчисление из вуза военнослужащих тесно связано с основаниями увольнения и досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, а так как последнее урегулировано военным законодательством (Федеральными закономи “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, Положением о порядке прохождения военной службы, общевоинскими уставами ВС РФ), то реализация права сторон (военнослужащего и начальника вуза) на отчисление возможна с применением определенных норм действующего законодательства и с учетом всех особенностей каждого конкретного случая.

Положения о высших военно-учебных заведениях (разных “силовых” ведомств) предусматривают возможность восстановления отчисленных курсантов (слушателей).

Слушатели и курсанты, отчисленные с первого курса по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться или отказавшиеся в установленные сроки заключить контракт о прохождении военной службы, могут быть повторно приняты в вуз только на общих основаниях в соответствии с Правилами приема в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации (приказ Министра обороны от 26 февраля 1989 г. № 90 с изм. и доп.) и Уставом вуза.

Слушатели и курсанты, отчисленные по указанным причинам со второго и последующих курсов, могут быть восстановлены на том же курсе того же или родственного вуза при условии их безупречной службы в войсках (добросовестной работы) и если со времени их отчисления прошло не менее десяти месяцев и не более трех лет. (Для сравнения: студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течении пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.) Слушатели и курсанты, отчисленные по болезни или в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам, могут быть восстановлены на соответствующем курсе того же вуза, если со времени их отчисления прошло не более трех лет. Курсанты, отчисленные из высших авиационных училищ летчиков (штурманов) по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности), на учебу в указанные училища не восстанавливаются (п. 44 Положения о высшем военно-учебном заведении МО РФ).

Курсанты, отчисленные с первого курса по неуспеваемости, недисциплинированности или нежеланию учиться, могут быть повторно приняты в вуз только на общих основаниях в соответствии с действующими правилами приема в вуз.

Слушатели и курсанты, отчисленные со второго и последующих курсов по причине неуспеваемости (слушатели и курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты) или не допущенные к экзаменам (зачетам) по трем и более дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, а также слушатели и курсанты, показавшие неудовлетворительные результаты в ходе инспектирования (комплексной проверки), и если со времени их отчисления прошло не менее десяти месяцев и не более трех лет. Слушатели и курсанты, отчисленные по болезни или в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам, могут быть восстановлены на соответствующем курсе того же вуза, если со времени их отчисления прошло не более трех лет. Курсанты летных специальностей, отчисленные из высшего военно-учебного заведения по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности), на учебу по этим специальностям не восстанавливаются (п. 64 Положения о высшем военно-учебном заведении МО РФ).

Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), отчисленные из военно-учебных заведений, адъюнктуры, военной докторантуры, направляются к новому месту военной службы, где заключают новый контракт о прохождении военной службы.

Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие воинское звание офицеров и прапорщиков (мичманов), не желающие заключить новый контракт, увольняются с военной службы (кроме военнослужащих, не выслуживших установленные сроки военной службы по призыву и не имеющих права на увольнение с военной службы, освобождение или отстрочку от призыва на военную службу). Увольнение с военной службы производится из военно-учебного заведения, иного учреждения, в котором они обучались в адъюнктуре или военной докторантуре.

Восстановление офицеров, раннее обучавшихся в вузах Министерства обороны РФ, на учебу производится решением начальника, которому подчинен вуз, по представлению командира воинской части, начальника учреждения, предприятия или организации Министерства обороны РФ, где проходит службу офицер, согласованному с начальником вуза. Остальные лица восстанавливаются на учебу решением начальника вуза по представлению их прямых начальников (военных комиссаров по месту жительства).

Офицеры, отчисленные со второго и последующих курсов очного обучения, могут быть в том же порядке зачислены на соответствующие курсы заочного обучения по той же или родственной специальности. Экзамены и зачеты, сданные за период очного обучения, решением начальника вуза могут быть зачтены, при условии соответствия учебных программ по этим дисциплинам (п. 45 Положения о высших военно-учебных заведениях МО РФ).

Военнослужащие (слушатели и курсанты), отчисленные из военно-учебных заведений Министерства обороны РФ в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности , восстанавливаются на основании их рапортов в соответствующих военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ (и на тех же курсах, на которых они обучались до незаконного осуждения либо незаконного привлечения к уголовной ответственности) после решения вопроса о восстановлении их на военной службе.

В Федеральной пограничной службе РФ восстановление офицеров на учебу производится решением директора ФПС РФ по представлению командира воинской части или начальника подразделения ФПС России, где проходит службу офицер, согласованному с начальником вуза. Остальные лица восстанавливаются на учебу решением начальника вуза по представлениям их прямых начальников или военных комиссаров по месту жительства (п. 65 Положения о высшем военно-учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации).

Таким образом, восстановление в вузе отчисленных курсантов (слушателей) и других категорий возможно при наличии условий, установленных вышеперечисленными правилами, при личном обращении к начальнику вуза или в судебном порядке.

_____________________________________________

1 См.: Фатеев научно-практический комментарий Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” // Право в Вооруженных Силах 1999.– № 12.– С. 18.

2 См.: Там же.– С. 18.

От решения, установок военно-врачебной комиссии зависит, может или нет продолжать службу , с признаками нетрудоспособности.

В случае его непригодности, увольнение из армии по состоянию здоровья считается на законных основаниях.

Выплаты будут начислены профессиональным служакам, солдатам срочникам и контрактникам.

Навигация по статье

Правила и порядки при увольнении

Кроме организационно-штатных мероприятий частой причиной, чтобы досрочно уволиться из армии является плохое здоровье военнослужащего. Существует определенный порядок для проведения процедуры ухода, регламентированный законодательством.

Прежде всего, необходимо обратиться и пройти военно-врачебную комиссию. В случае образования хронического заболевания, получения травмы, ранения в период прохождения службы это становится главной причиной прервать ее.

Последует стационарное обследование, исследуется история болезни и комиссия, опираясь на информацию врачебных записей, выдаст свое заключение. Оно отображается в специальном протоколе, если специалисты решили, невозможно в дальнейшем находиться в армии.

Когда получен документ из ВК, пишется, предусмотренный для таких случаев рапорт. Для него нет утвержденного в ведомствах бланка, его пишут в произвольной форме, указывают необходимые основания, статьи закона, с подтверждением правомочий для увольнения.

В подобное прошение включают:

  • к кому обращаются
  • наименование бумаги
  • информация о персональных данных военнослужащего
  • причина ухода
  • перечень документов, подтверждающих состояние организма
  • приложение к рапорту ходатайства, с просьбой направить его личное дело для рассмотрения в военный комиссариат
  • ссылки на предусмотренное законодательство этому случаю
  • контрактники указывают данные с заключенного
  • обозначается материальное состояние служащего, на предмет полученного жилья или нужды в его приобретении

Со дня,вынесенного решения врачами, человека обязаны освободить от воинских обязанностей, не превышая месячного срока.

Граждане получают соответствующие права и формулировку в записях — увольнение из армии по состоянию здоровья, выплаты последующие вместе с льготами, пенсией, если он получил .

Компенсация военным, потерявшим здоровье на службе

Людям, находящимся на воинской службе, испытывавшим проблемы со здоровьем, необходимо знать, какие ему положены обязательные выплаты в случае освобождения от нее.

К материальным поощрениям относятся:

  • начисления денежного довольствия, расчеты исходят из последней зарплаты до дня увольнения
  • пять окладов получают граждане, не отслужившие десяти лет
  • десять жалований положено людям, имеющим воинский стаж до пятнадцати лет
  • непрерывная на протяжении двадцати лет заслуживает оплаты пятнадцати окладов
  • с двадцатилетним стажем воинских обязанностей выплачивают единовременное вознаграждение в размере 20 жалований
  • тяжелое самочувствие, является основанием для получения дополнительной материальной помощи, компенсаций, выплат на лечения

Для граждан, потерявших здоровье во время исполнения своего воинского долга, предусматривается социальная , как бесплатный проезд в общественном транспорте, они обслуживаются без очередей в поликлинике, больнице, приобретая билеты.

Дослужившимся до преклонного возраста, а также, если причиной ухода их является потеря здоровья, положено пенсионное обеспечение от государства.

Пенсия по инвалидности выдается инвалидам, а для категории граждан, ушедших со службы в связи с ухудшением своего состояния, требуется соблюдение определенных условий.

Им нужно отслужить не менее двадцати лет.

Под начисление пенсий подходят 45 летние вояки, со стажем 12.5 года.

Кроме этого общий трудовой стаж, чтобы равнялся 25 годам.

В качестве бонуса, нездоровым офицерам и прапорщикам, возможно получение ипотечного кредита и приобретение жилья, но для этого необходимо иметь до десяти лет. Документ представлен жилищным сертификатом, который имеет целевое направление, без возможности обналичивания. Для его получения военнослужащий должен обратиться к командованию с заявлением.

С какими заболеваниями комиссуют

Когда ВВК признает увольнение из армии по состоянию здоровья, перечень заболеваний является их своеобразным расписанием, по которому они ориентируются.

Перечень включает в себя большой список, в который входят многие заболевания. Он находится в медицинских учреждениях, куда обращаются военнослужащие за медицинской помощью. Они могут быть не только потому, что сами того захотели, но и по определению комиссией во время ежегодного обязательного обследования.

Офицер может быть признан временно не годным, пока не будет оценена ремиссионная стойкость, если переболел острой формой бруцеллеза, токсоплазмозом другими видами заболеваний, протекающих во внекишечной форме, тяжелом течении кишечной. Им предусмотрен двух-месячный отпуск. Когда наступает рецидив, такие люди подлежат сокращению.

При временных функциональных расстройствах, пациентам, перенесшим острые заболевания, прошедших лечение в стационаре, но сохранившим астенизацию, потерю аппетита, предоставляется месячный . После чего он проходит вторичное освидетельствование.

Демобилизации подлежат люди, у которых обнаружен в органах дыхания туберкулез в активной форме, выделяющий микробактерии, имеется распад легочных тканей. Это не значит, что перед этим больные не должны проходить интенсивного лечения в специальных лечебных учреждениях. За них долго борются врачи, они проходят многочисленные комиссии, и только если нет улучшений, заболевшего демобилизуют.

Такую же процедуру проходят и старослужащие. Заболевание, протекающее в сложной форме венерического уретрита, для граждан служит, как временное отстранение от воинских обязанностях. От степени тяжести заболевания зависит срок реабилитации.

Возникновение злокачественных новообразований всем заболевшим грозит дембель, в этом случае нет значения, какова локализация, стадия и как распространяется злокачественный процесс, когда он начался.

Стойкие врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния, в сопровождении частых рецидивов попадают под статью, дающую право освобождения от .


С диагнозом психическое расстройство, военнослужащий направляется на обследование.

После чего лечится при необходимости, в специализированном лечебном учреждении.

Когда наблюдается врачами ярко выраженный психоз, выявляющий изменения в поведении, вследствие травм, опухолей в головном мозге, после подтверждения факта лечения, направленный на обследование человек получает разрешение от комиссии на уход.

Какие права имеет бывший воин на гражданке

После воинской части начинает жить в гражданском мире, где для облегчения его адаптации существуют социальные льготы в виде дополнительных прав:

  • первоочередность в трудоустройстве
  • военная служба зачисляется, как непрерывная трудовая деятельность
  • когда возникают сокращения в организации, бывшие военные имеют преимущества перед остальными
  • предоставляют места в дошкольных учреждениях

Кроме всех правил и ограничений, предусматривается в случае тяжелого заболевания, получить комиссование сразу после заключения ВВК и не отрабатывать положенный срок.

Как комиссоваться из армии — представлено на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Согласно ч. 2. ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В силу п. 2 ст. 1 Ф3 «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными указанным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащего» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров.

Исходя из положений ст. 25 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

А особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

В соответствии с п. 2 Ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащего» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские организации).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Кроме того, военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов (п. 2.2 ст. 16 настоящего Закона).

Также на основании п. 7 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Исходя из вышеизложенного, медицинская помощь военнослужащему, за исключением случаев возникновения необходимости в получении медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, оказывается ведомственными медицинскими учреждениями по месту прохождения военной службы.

В связи с этим военнослужащий, не нуждающийся в оказании ему скорой или неотложной медицинской помощи, не вправе самостоятельно обращаться в гражданское учреждение здравоохранения. Он должен обратиться в соответствующее военно-медицинское учреждение, где ему при необходимости будет выдано направление.

Таким образом, для получения заключения об освобождении от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием Вам необходимо обращаться в военно-медицинское учреждение по месту прохождения службы. Больничный лист не является основанием для освобождения от исполнения обязанностей военной службы.

Хаматова Резеда (06.09.2014 в 13:56:17)

Да, имеете право. Основание:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»

V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

34. Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

Военнолужащие, как и другие граждане, также имеют такое право. Основание:

Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” В период болезни и отпуска по болезни

58. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период непрерывного нахождения на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни, предусмотренного Положением о порядке прохождения военной службы.

В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении.

59. По истечении сроков непрерывного нахождения на излечении и в отпуске по болезни денежное довольствие военнослужащим, указанным в пункте 58 настоящего Порядка, выплачивается, если пребывание на излечении (в отпуске по болезни) продлено решением прямого начальника от командующего отдельной армией (флотилией), им равным и выше — по ходатайствам командиров воинских частей с приложением отношений военно-медицинских учреждений.

60. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни в период нахождения в распоряжении командира (начальника), денежное довольствие выплачивается с учетом пунктов 46 — 48 настоящего Порядка.

61. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в отношении которых в период нахождения на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни поступили выписки из приказов об увольнении с военной службы, денежное довольствие выплачивается в порядке, предусмотренном пунктом 87 настоящего Порядка.

62. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобожденным от исполнения должностных обязанностей в связи с уходом за больным членом семьи на основании больничного листа (справки) лечебного учреждения, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период освобождения от исполнения должностных обязанностей.

63. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за весь период нахождения на лечении и в отпуске по болезни.

Мунасипова Нина Викторовна (06.09.2014 в 16:59:13)

Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны России от 30.12.2011 N 2758

Согласно "Положению о порядке прохождения военной службы" ст.11 вы можете взять отпуск по личным обстоятельствам

11. Отпуск по личным обстоятельствам предоставляется военнослужащему на срок до 10 суток в случае:

а) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца, матери, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий);