Правовое положение субъектов хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения

Субъекты хозяйственного права - лица правомочные быть участниками отношений урегулированных хозяйственным законодательством.

Основные признаки субъектов хозяйственного права:

1. Получение в установленном порядке специального статуса.

2. Наличие хозяйственной компетенции.

3. Наличие обособленного имущества.

4. Самостоятельная имущественная ответственность.

Для того чтобы осуществлять деятельность, лицо должно обладать правосубъектностью, т.е. получит в установленном порядке право быть субъектом хозяйственных отношений. Правосубъектность извлекается посредством государственной регистрации, либо посредством прямого указания закона (для государства и субъектов РФ).

Только с момента государственной регистрации лицо получает право осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени. Хозяйственная деятельность без регистрации противозаконна, а доходы от такой деятельности подлежат изъятию бюджета.

Наличие хозяйственная компетенция.

Хозяйственная компетенция субъектов хозяйственных правоотношений – это совокупность принадлежащих им правомочий по осуществлению предпринимательской деятельности. Объем таких полномочий определяется законодательством, учредительными документами и получаемыми в установленном порядке специальными разрешениями (лицензия).

Выделяется общая, ограниченная, специальная и исключительная компетенция субъектов хозяйственного права.

Общая компетенция состоит в праве хозяйствующих субъектов своими действиями приобретать права и обязанности необходимые для участия в хозяйственных отношений: совершать сделки, пользоваться неимущественными правами, распоряжаться имуществом и т.д. Общей компетенцией обладают почти все виды субъектов.

Каждый предприниматель вправе в той или иной степени ограничить свою компетенцию. Такое ограничение, как правило, содержится в учредительных документах (устав, положение и т.д.). Несмотря на то, что решения об ограничении принимается предпринимателем самостоятельно, он не вправе выйти за пределы установленных ограничений. Так сделка, совершенная субъектом в нарушении предусмотренных уставом компетенции, будет признана недействительной.

Специальная компетенция – это объем правомочий, предоставленный субъекту хозяйственного права законом. Как правило, специальной компетенцией в сфере хозяйственного права наделяются унитарные предприятия и некоммерческий организации.

Обладание исключительной компетенцией означает отказ от иных видов предпринимательской деятельности за исключением избранной. Исключительной компетенцией обладают субъекты, осуществляющие банковскую деятельность, страховую, инвестиционную и т.д.


Наличие обособленного имущества.

Это требование законодательства направлено на обеспечение экономической базы, осуществление предпринимательской деятельности. Обособленность имущества означает наличие правовой связи между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и имуществом. Правовой формой обособления является право собственности или иное вещное право (хозяйственное ведение, правовое управление). Обособленное имущество учитывается на балансе предпринимателя и служит основой для имущественной ответственности. Формально-юридическим признаком наличия обособленного имущества признается банковский счет.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта означает, что он отвечает за свои действия принадлежащим ему имуществом. По общему правилу хозяйствующий субъект несет ответственность самостоятельно, а его учредители за деятельность созданного ими субъекта не отвечают, исключения из этого правила предусматриваются законодательством. Пример: государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных (бюджетных) предприятий. На основании статьи 64 ГК РФ субсидиарная, т.е. дополнительная ответственность может быть возложена на учредителей предприятия признанных несостоятельным (банкротом), если будет установлено, что банкротство вызвано указаниями учредителей.

Понятие субъекта хозяйственного права важно обосновать не только для теоретического понимания самостоятельности области хозяйственного права, но и для практического восприятия предмета ГК Украины.

На сегодняшний день наблюдается острый кризис концепции разделения субъектов имущественных отношений на юридические и физические лица. Многие участники хозяйственных отношений, несомненно, выходят за рамки указанных понятий: промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, инвестиционные фонды и др. Кроме того, хозяйственная практика знает не только филиалы и представительства (как это предусмотрено в ГК), но, например, отделение, цеха, отделы и т.п. Данные субъекты де факто участвуют в экономических отношениях. Зажима здесь экономического разнообразия в жесткие рамки традиционных цивилистических конструкций (юридическое или физическое лицо, филиал или представительство) означало бы регресс и препятствия в развитии бизнеса.

Вот почему ГК Украины сохранил достигнутую в начале 2003 года разнообразие организационно-правовых форм субъектов хозяйствования. В том числе ХК не ограничил организационные формы юридических лиц рамками обществ и учреждений, как это предлагалось сделать в первоначальном проекте ГК Украины 1996 года. Под давлением хозяйственно-правовой необходимости в процессе доработки проекта ГК Украины в ч.1 ст.83 (сначала - ст.65) было внесено дополнение о том, что юридические лица могут создаваться "в других формах, установленных законом".

Законодательство Украины, в том числе Конституция Украины (например, в, 13) используют несколько понятий, которые могут относиться к категории субъекта хозяйственного права: "субъект хозяйствования", "субъект хозяйственной деятельности", "участник хозяйственных отношений". Очевидно, что первые два понятия - синонимы. А вот соотношение понятий "субъект хозяйствования" и "участник хозяйственных отношений" следует различать.

В соответствии со ст.2 ГК Украины участниками отношений в сфере хозяйствования признаются не только субъекты хозяйствования, но и потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют по ним организационно хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. На основании указанной нормы, исходя из специфики участия в хозяйственной деятельности и хозяйственной компетенции стоит выделить 4 группы участников хозяйственных отношений.

Первую группу составляют субъекты хозяйствования, понятие которых раскрыто в ч.1 ст.55 ГК Украины.

Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Пример соотношения понятие "участник хозяйственных отношений" и "субъект хозяйствования" можно увидеть в смысле ч.2 ст.23 ГК: отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах. В этом случае органы местного самоуправления, вступая в договорные отношения с субъектами хозяйствования, например, при передаче коммунального имущества в аренду, становятся участниками хозяйственных отношений.

В ч.2 ст.55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются:

  • · хозяйственные организации - юридические лица, созданные отвечает видно ГК, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ГК, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • · граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

Вторую группу участников отношений в сфере хозяйствования составляют потребители (ст. 20, ст.39 ГК).

В ст.1 Закона Украины "О защите прав потребителей" в редакции от 01.12.2005 г. Приводится понятие потребителя - физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Как будет показано ниже, участие граждан-потребителей в хозяйственных отношениях ограничивается их попыткой на соблюдение субъектами хозяйствования правил осуществления хозяйственной деятельности.

В третью группу участников хозяйственных отношений включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией. Названные органы не являются субъектами хозяйствования по ГК Украины, однако от этого их роль в сфере хозяйствования не уменьшается. Конституция и законы Украины относят к органам государственной власти Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым, другие государственные органы, местные органы власти. Но не всякий орган и не в полном объеме полномочий реализует хозяйственную компетенцию.

субъект хозяйственное право предприниматель

В общем виде компетенция - это положен законно на уполномоченный орган управления объем публичных дел.

В хозяйственном праве компетенция охватывает права и обязанности органов по управлению и осуществления хозяйственной деятельности, то есть все их права и обязанности, принадлежащие к области хозяйственного права.

Следует учитывать, что компетенция органа управления определяется путем указания на его управленческие функции. В частности, к участникам хозяйственных отношений можно отнести только те органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые осуществляют следующие функции:

  • а) вступают в производственно-торговые и другие имущественные отношения с субъектами хозяйствования в порядке ст. ст.8, 13, 23 ГК Украины и ст 167-176 ГК Украины, Закона Украины "О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд" от 22.12.95 г. И т. Не случайно, в соответствии со ст.1 Закона "О защите экономической конкуренции" от 11.01.2001р. органы государственной власти и органы местного самоуправления в части их деятельности по производству, реализации, приобретения товаров или другой хозяйственной деятельности приравниваются по статусу к субъектам хозяйствования;
  • б) осуществляют контроль и надзор за хозяйственной деятельностью (ст. 19 ГК Украины), в том числе при защите экономической конкуренции (ст.18 ГК Украины);
  • в) осуществляют управление объектами государственной и коммунальной собственности, общественными предприятиями, учреждениями и организациями (ст 22, 24 ГК Украины);
  • г) легализуют хозяйственную деятельность (ст. ст.58,59 ГК Украины);
  • д) осуществляют государственную поддержку субъектов хозяйствования (ст 47, 48 ГК Украины);
  • е) пользуются другими, предусмотренными в законе, правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

При определении состава хозяйственной компетенции государственных органов и органов местного самоуправления важно учитывать, что полномочия таких органов ограничены принципом "разрешено только то, что определено законом". Данный вывод следует из содержания ч. З ст.8 ГК Украины: "Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины".

К четвертой группе относятся граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Полномочия таких участников отношений в сфере хозяйствования основаны на общих положениях права собственности, закрепленных в ст. ст.319-320 ГК Украины, согласно которым собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он (владелец) может использовать имущество для осуществления предпринимательской и иной деятельности, кроме случаев, установленных законом.

Данные положения для сферы хозяйствования уточняются в ст.135 ГК Украины, согласно которой владелец имущества имеет право единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации или осуществлять хозяйственную деятельность в других организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом, по своему усмотрению определяя цель и предмет хозяйственной деятельности, структуру образованного им предприятия, состав и компетенцию его органов управления, порядок использования имущества, другие вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования, а также принимать решение о прекращении хозяйственной деятельности основанных им субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством.

Владелец имеет право осуществлять организационно-учредительные полномочия также на основе принадлежащих ему корпоративных прав (прав учредителя / участника хозяйственного общества).

Таким образом, права собственника в отношении создания (учреждения) субъекта хозяйствования - юридического лица находятся в тесной взаимосвязи с правами по управлению таким предприятием, составляя основу организационно-хозяйственных отношений. При этом собственник (учредитель) может осуществлять свои управленческие функции непосредственно, например, в частном, дочернему или государственном предприятии, в фермерском хозяйстве, или опосредованно - через органы управления хозяйственных обществ и других корпоративных (коллективных) субъектов хозяйствования.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что регулируемые хозяйственным правом отношения существуют не только между субъектами хозяйствования, но и с участием других лиц. При этом хозяйственное право активно влияет на поведение последних с целью обеспечения единого хозяйственного порядка, а не просто пассивно вспоминает о них. В частности, в ст.75 ГК Украины приводится перечень соглашений государственного коммерческого предприятия, на осуществление которых необходимо согласие органа, наделенного хозяйственной компетенцией. В ст.20 ГК приводятся способы защиты прав и законных интересов потребителей в сфере хозяйствования. В ст.69 ГК Украины предложено, что владелец (которым может быть и гражданин) обязан обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда и т.д.

Возникающие таким образом в рамках хозяйственно-правового регулирования прав и обязанности лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, делает их субъектами права.

Кроме того, следует учитывать существование вышеуказанных "нетипичных" субъектов хозяйствования. В буквальном смысле слова их нельзя отнести ни к субъектам хозяйствования, ни к участникам хозяйственных отношений, так как закон каждый раз отождествляет участников хозяйственных отношений с физическим или юридическим лицом. Но такие субъекты, как промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, простое товарищество, инвестиционные фонды, фонды финансирования строительства и фонды операций с недвижимостью, - не имеют статуса юридического лица. Данные субъекты могут иметь собственный баланс, банковские счета (обособленные подразделения - даже идентификационные коды и печати), самостоятельную налоговую отчетность, но и их статус подлежит специальному нормативно-правовому регулированию.

Как подтверждение таких выводов можно привести положения ст. С Закона "О внешнеэкономической деятельности", которые относят к субъектам внешнеэкономической деятельности:

  • 1. представительства и филиалы иностранных юридических лиц, осу ют на территории Украины хозяйственную деятельность;
  • 2. объединение граждан и / или юридических лиц, которые не являются юридическими лицами по закону Украины, но имеющих постоянное местонахождение на территории Украины и которым законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность.

Таким образом, будучи поименованными в законе и наделенными определенными правами и обязанностями, идентификационными данными, заняв место в системе особых форм налогообложения и учета - данные субъекты определенным образом субъективируются, становясь Не столько законодательной, сколько правовой фигурой - суб " объектами хозяйственного права.

На основании изложенного можно сделать вывод, что субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их объединения, органы, граждане (участники хозяйственных отношений), а также другие организационно-правовые формы хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ии результаты или реализуют управленческую компетенцию или организационно-учредительные полномочия, наделенные правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

Юридическим признаком субъекта хозяйственного права является его хозяйственная правосубъектность, то есть совокупность общих юридических возможностей с непосредственной или косвенного участия в хозяйственной деятельности путем приобретения соответствующих прав и обязанностей.

Полнота правосубъектности в различных субъектов хозяйственного права не однородна. Для субъектов хозяйствования, например, она реализуется в большинстве институтов хозяйственного права. Однако уже у органов государственной власти и местного самоуправления она ограничена направлениям ведения публичных дел в сфере хозяйствования.

Не случайно в хозяйственно-правовой литературе отмечается, что для осуществления различных хозяйственных функций и видов деятельности субъектам хозяйственного права нужен неодинаков объем правомочий - разная совокупность юридических прав и обязанностей 1.

В хозяйственно-правовой литературе среди субъектов хозяйственного права традиционно не называются потребители и граждане - учредители. Здесь проявляется своего рода "слабое звено" хозяйственно-правовой теории: если гражданин, не являющийся предпринимателем, признать субъектом хозяйственного права, то, на первый взгляд, теряется своеобразие субъектного состава хозяйственных правоотношений по сравнению с другими отраслевыми правоотношениями, в т. ч. гражданскими. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что подобные сомнения безосновательны. Сфера хозяйствования лишена твердых границ, она существует во взаимодействии с другими общественными отношениями. Поэтому хозяйственное право, с целью построить целостную хозяйственную систему страны, а не только урегулировать поведение субъектов хозяйствования, вынуждено влиять на поведение лиц, чьи интересы так или иначе пересекаются со сферой хозяйствования. Вот почему органы управления в сфере реализации хозяйственной компетенции рассматриваются субъектами хозяйственного права, хотя традиционно такие органы являются субъектами административного права. То же самое можно сказать о потребителях, граждан-основателей и других нехозяйствующих субъектов. В тех случаях, когда они наделяются хозяйственными правами или обязанностями, они становятся субъектами права.

Но не все такие субъекты имеют полную хозяйственную правосубъектность. В рамках хозяйственного права граждане-потребители, например, наделяются только правами по защите от неправомерного поведения субъектов хозяйствования (ст.20 ГК Украины). Такая защита должна общехозяйственный характер, основывается на праве потребителей требовать от субъектов хозяйствования соблюдения правил осуществления хозяйственной деятельности (соблюдение правил бытового обслуживания населения, правил оформления расчетных операций, правил рекламы и т.п.). А вот непосредственные имущественные (в т. ч. договорные) обязательства между субъектами хозяйствования и гражданами-потребителями не является хозяйственными согласно ч. З ст.175 ГК Украины. Поэтому в таких отношениях потребители являются субъекты не хозяйственного, а, прежде всего, гражданского права.

Нетипичными коллективными субъектами хозяйствования могут быть названы обособленные подразделения (структурные единицы) хозяйственных организаций, действующих на территории Украины, в частности филиалы и представительства, особенно иностранных юридических лиц. Юридическая форма закрепления их статуса находит проявление в том, что структурные подразделения субъектов хозяйствования включаются в государственный реестр предприятий и организаций Украины с самостоятельным кодом, действуют они на основании положений, утвержденных хозяйственной организацией, а их руководители - на основании доверенности хозяйственной организации. Такие подразделения могут иметь самостоятельные банковские счета, печать, собственный баланс, самостоятельную налоговую отчетность, хозяйственные споры по искам таких структурных подразделений рассматриваются по месту их нахождения.

Общие положения по филиалов и представительств приводятся в ст.95 ГК Украины. Филиал - обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство - это также обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. В отличие от филиалов, представительства не выполняют фактических действий, а их компетенция ограничена выполнением юридических действий от имени юридического лица. Таким образом, филиалы отличаются от представительств функциями, которые возлагают на них юридическим лицом.

Классификация субъектов хозяйствования может быть проведена по нескольким критериям.

На основании глав 4 "Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)" и 5 "Некоммерческая хозяйственная деятельность" (в том числе положения статей 42 и 52) ГК Украины, можно сделать вывод, что по критерию наличия цели получения прибыли можно субъектов хозяйствования разделить на два вида: коммерческий субъект хозяйствования (предприниматель) и некоммерческий субъект хозяйствования.

Субъекты хозяйствования делятся также на коллективные и индивидуальные. Коллективные образования - это организации и их структурные подразделения, а индивидуальные это граждане - предприниматели (или, как их часто называют, частные предприниматели).

Следует отметить, что ГК Украины применяет понятие гражданина, а не физического лица, в отличие от ГК Украины. Данное обстоятельство некоторыми авторами отмечается как преимущество ГК Украины, так как указывает на связь лица с государством и не уравнивает права граждан Украины с правами иностранцев и лиц без гражданства даже там, где они разные (например, в отношении прав на землепользование, на налогообложение, на свободное местонахождение и т.п.) по законодательству Украины. Позиция ГК в этом вопросе соответствует традициям отечественного и зарубежного права. В частности, правило ст.129 ГК Украины говорит, что иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено законом". Это соответствует терминологии Конституции Украины (ст.26) и вполне может быть рассмотрено как достаточное, чтобы не заменять в хозяйственном законодательстве понятие "гражданин" на понятие "физическое лицо". В то же время, существует и противоположная точка зрения, исходящая из того, что в праве на занятие предпринимательством реторсии отношении иностранцев, лиц без гражданства и беженцев, которые легально находятся на территории Украины, в ст.42 Конституции Украины, не предусмотрено. Поэтому нет оснований сужать понятие физического лица к понятию гражданина. Несмотря на теоретическую дискуссионность данному вопросу, нельзя не заметить практическую удобство применения понятия "гражданин - предприниматель" вместо понятия "физическое лицо - предприниматель", использованные в этом курсе.

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам.

Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют. С этой точки зрения различаются субъекты хозяйственного права, действующие на основе частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.

Наиболее важное значение в условиях рыночной экономики имеют субъекты, действующие на основе частной собственности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, корпоративные предприятия - хозяйственные товарищества и общества, некоторые другие хозяйствующие субъекты. субъект хозяйственный право некоммерческий

На базе государственной собственности действуют унитарные государственные предприятия, государственные территориальные образования, органы государственного регулирования экономики.

Субъектами, действующими на базе муниципальной собственности, выступают муниципальные предприятия, муниципальные образования и органы, осуществляющие муниципальное регулирование хозяйственной деятельности (органы местного самоуправления).

Классификация субъектов хозяйственного права может также проводиться в зависимости от наличия или отсутствия у них прав юридического лица. Права юридического лица имеют важное значение для субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность. Они называются обычно хозяйствующими субъектами и, как правило, имеют права юридического лица. В связи с этим понятие хозяйствующего субъекта нередко отождествляется с понятием юридического лица.

Однако такое отождествление не может быть признано правильным. Хотя большинство хозяйствующих субъектов (например, предприятия и другие коммерческие организации) действительно обладают правами юридического лица, есть и такие субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность, но юридическими лицами не являются. Примером могут служить не только индивидуальные предприниматели (нередко называемые субъектами, действующими без образования юридического лица), но и некоторые коллективные субъекты, например, крестьянские (фермерские) хозяйства. Не обладают правами юридического лица также подразделения предприятия, в том числе обособленные подразделения - филиалы и представительства.

Юридическое лицо - это субъект отношений, регулируемых гражданским законодательством, к числу которых относятся, например, отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением предпринимательских договоров. Но предприятие выступает не только в таких отношениях (отношениях по горизонтали), но и в отношениях, связанных с государственным и иным регулированием их деятельности (в отношениях по вертикали). И в тех и в других отношениях предприятие выступает как единый субъект права. Даже в тех отношениях, для участия в которых необходимо иметь права юридического лица, предприятие действует как таковое, как организация, обладающая правами юридического лица наряду с другими правами. Имеющиеся у предприятия права юридического лица являются составным элементом хозяйственной правоспособности (хозяйственной компетенции). В правосубъектности хозяйствующего субъекта органически сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы.

Классификация субъектов хозяйственного права может быть проведена и по выполняемым ими функциям. С этих позиций могут быть выделены следующие виды субъектов предпринимательского права.

Прежде всего, это субъекты хозяйственной деятельности. Они непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, являются хозяйствующими субъектами. К этой группе субъектов предпринимательского права относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации. Для этой группы субъектов ведение хозяйственной деятельности является основной задачей. Данные субъекты играют наиболее важную роль в сфере предпринимательства. Они занимают главное место среди субъектов хозяйственного права.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная задача которых состоит в социальной, культурной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение предпринимательских договоров и совершение других подобных действий.

Включение некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более широком смысле. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является основным видом хозяйственной деятельности. Поэтому именно на нее ориентировано хозяйственное право. Некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как тяготеющая к деятельности предпринимательской.

Некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В случае получения прибыли некоммерческая организация использует ее для обеспечения своей основной деятельности, причем полученная прибыль не может распределяться между участниками данной организации.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусматриваются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться эти организации. Такими организационно-правовыми формами являются общественные организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также некоторые другие организационно-правовые формы.

Всякая некоммерческая организация является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности или оперативного управления, самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация создается на основе устава или учредительного договора и имеет специальную правоспособность. Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Другую группу субъектов хозяйственного права составляют субъекты, осуществляющие регулирование (организацию) хозяйственной деятельности.

Субъектами, осуществляющими регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, являются, прежде всего, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления. Они регулируют хозяйственную деятельность на соответствующей территории, организуют предпринимательскую деятельность созданных ими государственных и муниципальных предприятий. ФАС регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке.

В то же время в данную группу входят субъекты, осуществляющие не только государственное, но и внутрисистемное регулирование хозяйственной деятельности. Речь идет о центрах хозяйственных систем, об органах, возглавляющих производственно-хозяйственные комплексы.

Подразделяя субъекты хозяйственного права на осуществляющие хозяйственную деятельность и регулирующие ее, необходимо отметить, что это деление не является абсолютным. В некоторых случаях функции ведения и регулирования хозяйственной деятельности могут сочетаться и осуществляться одним субъектом. Субъект, ведущий в основном хозяйственную деятельность, может выступать в качестве органа регулирования такой деятельности. Так, в холдингах головная организация является хозяйствующим субъектом (предприятием), но в отношениях с дочерними предприятиями она выступает в качестве субъекта, регулирующего (организующего) их деятельность.

Возможна и противоположная ситуация, когда субъект, действующий в основном в качестве органа регулирования хозяйственной деятельности, сам осуществляет такую деятельность. Например, государственные и муниципальные образования (субъекты РФ, городские и сельские поселения) являются субъектами, регулирующими хозяйственную и иную деятельность на своей территории. Но, будучи собственниками имущества, они могут выступать как субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Особое место занимают внутрихозяйственные субъекты - подразделения предприятий (хозяйствующих субъектов). Они могут участвовать во внутрихозяйственных отношениях, складывающихся в пределах предприятия между данными подразделениями, а также между ними и предприятием в целом. Таким образом, внутри предприятия складываются отношения как по горизонтали (между подразделениями), так и по вертикали (между подразделениями и предприятием в целом).

Подразделения предприятия могут быть двух видов: внутренние и обособленные. Внутренние подразделения могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или с предприятием в целом. Их деятельность замкнута рамками предприятия. Такими подразделениями являются цеха, производства, хозяйства и другие подобные подразделения. Они действуют только внутри предприятия, их организационное и имущественное обособление внутри предприятия носит относительный характер и достигается путем утверждения структуры предприятия и средствами бухгалтерского учета. Оно проявляется главным образом на крупных промышленных предприятиях при определении функций, прав и обязанностей внутренних подразделений.

Обособленные подразделения (филиалы, представительства) участвуют не только во внутрихозяйственных отношениях, но и в отношениях с другими организациями, действуя при этом от имени предприятия. Их правовое положение определяется в общих чертах в законодательстве и конкретизируется в локальных нормативных актах.

Субъекты хозяйственных отношений современной российской экономики многообразны. Это объясняется прежде всего высоким уровнем развития рыночных отношений и реализацией принципа экономической свободы. Однако доминирующее положение в этом ряду всё-таки занимают предприятия, как основной хозяйствующий субъект, носитель различных прав и обязанностей. Они занимают главенствующую позицию в консолидации и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Юридическим лицом в соответствии с действующим законодательством, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица принято классифицировать на коммерческие и некоммерческие организации.

Основным субъектом хозяйственных отношений выступают коммерческие организации, цель которых - извлечение прибыли. Выступление в хозяйственном обороте с целью получения прибыли означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная цель которых состоит в социальной, образовательной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение гражданских договоров и совершение других подобных действий. Сумской Д. А. Статус юридических лиц: пособие для вузов, ЗАО "Юстицинформ", 2006. - 470 с.

Вступление некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более обширном смысле.

В рамках многообразия типов собственности могут быть созданы субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм.

Знание основных принципов, законодательно регулирующих порядок деятельности и ответственность за результаты, необходимо при выборе той или иной организационно-правовой формы создаваемого вновь или реорганизуемого субъекта хозяйствования.

Основными характеристиками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:

* количество учредителей данной организации;

* органы управления;

* способ распределения прибыли и убытков;

* имущество, составляющее материальную основу хозяйственной деятельности организации;

* собственник капитала и имущественного комплекса;

* границы имущественной ответственности.

Действующие в экономике субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, объединения) многочисленны с позиции масштабности, вида деятельности и организационно-правового устройства. Однако при всем многообразии возможных видов они делятся на упорядоченные типы, группы, для которых выработаны определенные нормы хозяйственного регулирования, регламентирующие их деятельность. Отечественное законодательство признает наряду с индивидуальным предпринимательством и государственные (муниципальные) субъекты хозяйствования, негосударственные организационно-правовые формы предприятий (акционерные общества, товарищества). Гражданское право. Учеб. Том 1. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Суханова Е.А. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 720с.

* право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими лицами;

* право отстаивать свои имущественные потребности;

* полная имущественная ответственность перед контрагентами в пределах, оговоренных гражданским законодательством;

* наличие или отсутствие регистрационного свидетельства и лицензии на право осуществления тех или иных видов деятельности;

* наличие учредительных документов.

Предприниматели и предприятия приобретают соответствующий статус после прохождения процедуры регистрации.

Для прохождения процедуры регистрации юридическому лицу следует иметь:

1. Учредительные документы. Организация в зависимости от организационно-правовой формы может функционировать на основании:

учредительного договора и устава;

только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Гатин А.М. Гражданское право: Учеб. Пособие., М.: Дашков и К, 2009. - 384 с.

В учредительных документах юридического лица должны определяться следующие моменты:

наименование юридического лица;

его местонахождение;

органы управления юридического лица;

другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

2. Местонахождение юридического лица. Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Фирменное наименование. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и местонахождение юридического лица указываются в его уставных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённый ущерб.

4. Предмет и цели деятельности.

5. Имущество.

6. Органы управления. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих учредителей.

Вновь созданное юридическое лицо становится носителем определённых прав и обязанностей в рамках хозяйственных отношений. Ответственность за нарушение норм, регулирующих данные отношения, определяется действующим законодательством.

Субъектами права хозяйственного ведения являются: унитарные федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов РФ и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114 ГК).

Правовое положение этих юридических лиц подробно охарактеризовано в теме «Юридические лица».

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, обладающая специальной правоспособностью..

Объектом права хозяйственного ведения является имущественный комплекс. Понятие имущественного комплекса закреплено в ст. 132 ГК. В состав предприятия как имущественного комплекса входит движимое и недвижимое имущество, право требования, долги, а также право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.

Собственник в отношении имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения предприятия имеет ряд прав:

1. Принимает решение о создании унитарного предприятия;

2. Определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия;

3. Утверждает устав предприятия;

4. Принимает решение о реорганизации и ликвидации;

5. Формирует уставный фонд;

6. Назначает на должность руководителя, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

7. Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и на совершение иных сделок, например, крупных в случаях, установленных законом, иными правовыми актами и уставом;

8. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и др. (ст. 295 ГК, ст. ст. 18, 20, 22, 23, 26 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Можно утверждать, что правомочия владения и пользования имуществом государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия (далее - ГУПы и МУПы) осуществляют самостоятельно. Что касается правомочия распоряжения, то государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных законом, иными правовыми актами.

Так, ГУПы и МУПы не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением:

Поручительств;

Получений банковских гарантий;

Уступкой требований;

Переводом долга;

Заключать договоры простого товарищества;

Распоряжаться акциями, принадлежащими унитарному предприятию и др. (ст. 295 ГК, ст. 6, 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Недвижимым имуществом ГУПы и МУПы могут распоряжаться только с согласия собственника. ГУПы и МУПы имеют право продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал обществ или товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом с согласия собственника имущества.

Вместе с тем, государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (п. 5 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»роизводственный кооператив ()ве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в).

При распоряжении имуществом государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия следует учитывать очень важное правило о том, что движимым и недвижимым имуществом государственное и муниципальное предприятие распоряжается только в пределах его специальной правоспособности. Сделки, совершенные ГУПами и МУПами с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законом и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия (п. 3 ст. 299 ГК).

4. Право оперативного управления: понятие, субъекты, объекты, содержание и осуществление права оперативного управления

Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения можно рассматривать как правовой институт и как конкретное субъективное гражданское право юридического лица, закрепленное в ст. 296 ГК.

Своим рождением это право обязано академику А. В. Венедиктову, который еще в 1948 г., характеризуя статус государственного предприятия, отмечал, что оно наделяется правомочиями по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, которое госорган (предприятие) осуществляет «в порядке непосредственного оперативного управления» в интересах государства.

Первоначально это понятие («оперативное управление») не называлось правом, и в него вкладывался несколько иной смысл, но А. В. Венедиктов справедливо считается родоначальником этой конструкции (О.С.Иоффе).

Право оперативного управления было закреплено в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г.

В дальнейшем, как указывалось выше, право оперативного управления осталось для бюджетных и иных учреждений (ст. 5 Закона «О собственности в РСФСР», ст. 47, 48 Основ гражданского законодательства 1991 г. В ГК 1995 г. субъектами права оперативного управления названы учреждения и казенные предприятия.

Объектом права оперативного управления является имущество указанных юридических лиц. Это имущество закрепляется за учреждением или казенным предприятием решением собственника. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (ст.299 ГК).

Субъектами права оперативного управления являются, во-первых учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником (публичным или частным) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций, и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК).

В настоящее время в гражданском праве появился новый вид учреждения – «автономное» с особым правовым статусом (Федеральный закон от 03.11.2006г. (ред.от 24.07.2007г.) № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях»).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная публичным собственником для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

В отличие от других учреждений автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другим субъектом права оперативного управления является унитарное предприятие: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия – коммерческие организации. Создание казенных предприятий обусловлено необходимостью использования имущества, приватизация которого запрещена, осуществления деятельности по производству работ, выполнению работ, оказанию услуг для решения социальных задач, разработки и производства продукции, обеспечивающей безопасность РФ и др.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом субъекты права оперативного управления осуществляют в пределах:

Установленных законом (общий предел);

В соответствии с целями деятельности;

Заданиями собственника;

Назначением имущества.

Особо регламентировано право распоряжения имуществом казенного предприятия (ст. 297 ГК).

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) с согласия собственника.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Вместе с тем казенное предприятие самостоятельно, как правило, реализуют производимую им продукцию.

Что касается учреждений, то для них правомочие распоряжения резко ограничено. Частные и бюджетные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК). Вместе с тем, нормативные правовые акты, регулирующие статус некоторых учреждений (музеев, театров) устанавливают правила о распоряжении имуществом учреждения, например, о сдаче его в аренду.

Эту коллизию можно объяснить правилом п. 3 ст. 120 ГК: «Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами».

Далее остановимся на анализе еще одного права – самостоятельного распоряжения. В п. 2 ст. 298 ГК установлено право самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной собственником деятельности, приносящей доходы (по сути предпринимательской) и приобретенным за счет таких доходов имуществом.

Это единственное упоминание о праве самостоятельного распоряжения. Далее не регламентируется ни его содержание, ни пределы осуществления. В связи с этим в литературе ведется оживленная дискуссия о правовой природе данного права. По этому вопросу высказано значительное количество точек зрения.

Одни авторы считают это право правом хозяйственного ведения (Е.А.Суханов), другие – правом собственности (Г.В.Мищенко, А.Г.Бабаев), третьи – правом оперативного управления (из такого понимания исходит, в первую очередь, правоприменительная практика), четвертые – самостоятельным вещным правом (Ю.К. Тостой, В.А.Плетнев, А.В. Коновалов, С.Я. Сорокина).

Четкое решение вопроса о правовой природе самостоятельного распоряжения имеет ярко выраженное практическое значение в связи с участием учреждений в гражданском обороте и ответственностью учреждений по своим обязательствам. Каким же имуществом отвечают по своим обязательствам учреждения?

Согласно п. 2 ст. 120 ГК учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса все доходы бюджетного учреждения, включая и его доходы от предпринимательской и иных видов деятельности, должны отражаться в его единой смете доходов и расходов. Средства от предпринимательской деятельности подлежат зачислению на его единый лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (п. 4 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ).

Эти обстоятельства дают основания для обращения взыскания по долгам учреждения на доходы, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности и имущество, приобретенное на эти доходы, что ограничивает ответственность учреждений своими денежными (бюджетными) средствами и субсидиарную ответственность публичных образований (учредителей) по долгам учреждений.

По такому пути шла арбитражная практика с аргументацией, дословно воспроизводимой по разным делам данной категории. Из судебных актов по данным делам прослеживается такая цепочка. Сначала на погашение задолженности по обязательствам учреждения направляются денежные (бюджетные) средства учреждения, затем – денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, потом – имущество, приобретенное от такой деятельности.

В случае недостаточности денежных средств и другого имущества, полученного от коммерческой деятельности, требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику (См., например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.050 2001 г. № 714/1).

Подобные постановления практически исключали субсидиарную ответственность собственников учреждений и парализовали действия ст. 120 и 399 ГК, что вряд ли обоснованно, исходя из разного правового режима имущества, полученного от собственника и приобретенного за счет предпринимательской деятельности.

Кроме того, субсидиарные должники – публичные образования при таком решении вопроса могли вообще не заботиться о надлежащем финансировании учреждения (Е.А.Суханов, С.Я.Сорокина).

В настоящее время с учетом Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 19.07.2007 г.)» по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество (кроме денежных средств), как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 3).

Разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, судам необходимо иметь в виду, что эта ответственность является особым видом субсидиарной ответственности, на которой общие нормы о субсидиарной ответственности (ст. 399 ГК), распространяются с учетом особенностей, установленных ст. 120 ГК (п. 4 указанного Постановления).

Вместе с тем, как уже было отмечено, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абзац 2 п. 1 ст. 298 ГК).