Тест по обществознанию "Законотворческий процесс в РФ" (11 класс). Высшие органы власти

1. Кто, как правило, не входит в состав рабочей группы:

а) специалисты-юристы

б) специалисты-предметники

в) граждане, заинтересованные в составлении законопроекта

г) лингвисты

2. Экспертиза законопроекта не предполагает:

а) его оценку с точки зрения соответствия конституции

б) его оценку с точки зрения соответствия международным договорам

в) его оценку с точки зрения соответствия федеральным конституционным законам

г) нет правильного варианта ответа

а) оценка формы закона

б) оценка правильности деления на части

в) оценка корректности использования терминологии

г) оценка теми, кому его предстоит реализовывать на практике

4. Что не обязательно представлять вместе с законопроектом:

а) результаты апробации законопроекта

б) пояснительную записку

в) перечень нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу г) указание субъекта законодательной инициативы

5. Право законодательной инициативы принадлежит:

а) законодательным органам субъектов РФ

б) общественным объединениям

в) гражданам

г) всем перечисленным

6. Законопроекты первоначально вносятся в:

а) Государственную Думу

б) Правительство РФ

в) Совет Федерации

г) Администрацию Президента РФ

7. Законопроекты исходящие от граждан РФ могут быть внесены:

а) ими непосредственно

б) любым субъектом правом законодательной инициативы

в) Президентом РФ

г)депутатом комитета Государственной Думы

8. Председатель направляет поступившие законопроекты:

а) Президенту РФ

б) комитету назначаемому ответственным за законопроект

в) непосредственно на рассмотрение государственной Думы

г) Правительству РФ

9. Познавательный элемент законодательной техники:

а) оценка права и закона как способа познания общественной жизни

б) оценка права и закона как способа познания норм и понятий

в) оценка права и закона как способа познания человеческих отношений

г) оценка права и закона как способа познания грамматических и лексических норм

10.Произвольное отступление от конституционных понятий формально в законодательной технике:

а) разрешается

б) не допускается

в) разрешено в случае санкции самой Конституции РФ

г) разрешено в случае указания Регламента Государственной Думы РФ

11. «Нормативный девиз» - это:

а) заголовок закона

б) текст закона

в) преамбула закона

г) дефиниция

12.Используя иностранные термины в законодательной технике необходимо:

б) обеспечить точность перевода

в) иностранные термины не должны использоваться в нормотворчестве

г) не переводятся

13. Чем характеризуется познавательный элемент законодательной техники:

а) оценкой права и закона как способа познания общественной жизни и ее отражение

б) познанием методов законодательной техники

в) познанием структуры законопроекта

г) все ответы правильные

14. Определите принципы использования языка закона в процессе законотворчества:

а) юридический язык - средство выражения и изложения нормативных предписаний; краткость, однозначность, простота; соблюдение языковых запретов

б) ясность и простота юридического языка, логике - лексическое построение речи

в) применение иностранных терминов

г) нет правильных ответов

15. Что необходимо оценивать в ходе экспертизы законопроекта?

A) только отдельные статьи законопроекта;

Б) только форму законопроекта;

B) только структуру законопроекта;

Г) структуру и форму.

16. В какой срок должны быть исправлены недостатки технике - юридического характера?

A) недостатки не устраняются;

Б) после внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа;

B) до внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа;

Г) не позднее 5 дней после внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа.

17. Какие положения обязательно должны быть включены в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта?

A) о сроке и порядке вступления в силу;

Б) только о сроке;

B) только о порядке вступления в силу;

Г) только информация о внесенных в него поправках.

18. Финансово - экономическое обоснование - ...

A) просто финансовая документация;

Б) сопроводительный документ о финансовых затратах на законопроект;

B) документация, разъясняющая финансово - экономическое обоснование документа;

Г) сопроводительный документ, раскрывающий объем затрат необходимых для реализации законопроекта, а также разъяснений возможных источников их покрытия.

19. В какой срок направляется заключение о соответствии законопроекта законодательству субъекту законодательной инициативы и в Государственную Думу по общему правилу?

Б) в течение 5 дней со дня поступления Проекта в Правительство;

B) в течение 3 дней;

Г) в течение одного месяца со дня поступления проекта в Правительство.

20. Юридическая наука, призванная разрабатывать закономерности рациональной деятельности по проектированию законов, это:

A) юридическая техника;

Б) законодательная техника;

B) правовая техника;

Г) нормотворческая техника;

21. К основным свойствам качества закона не относится:

A) правовая легальность закона;

Б) инструментально-правовое свойство;

B) технико-юридическое свойство;

Г) формально-логическое свойство;

22. 0пробация законопроекта представляет собой:

а) применение на практике конкретных норм законопроекта

б) оценку законопроекта липами, которым его предстоит реализовать на практике

в) оценку законопроекта с точки зрения соответствия Конституции РФ, международным договорам

г) технико-юридическую экспертизу закона

23. 0пробация законопроекта может проводиться в виде:

а) концептуально-логического анализа

б) имитационно-деловой игры

в) организационно-деятельностной игры

г) все варианты верны

24. Недостатки технико-юридического характера законопроекта должны быть исправлены:

а) до внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа

б) при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе РФ

в) после осуществления экспертизы законопроекта

г) после осуществления апробации законопроекта

25. Нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы рассмотрения законопроектов в Государственной Думе РФ, является:

а) Устав Государственной Думы

б) Регламент Государственной Думы

в) Положение Государственной Думы о порядке рассмотрения законопроектов г) Постановление Государственной Думы о порядке рассмотрения законопроектов

26. Вместе с законопроектом в законодательный орган в обязательном порядке направляются:

а) служебная записка

б) финансово-социальное обоснование

в) пояснительная записка

г) все варианты верны

27. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется:

а) определением,

б) постановлением,

в) приговором,

г) актом об отклонении.

28. Право отклонить Президентом РФ федеральный закон может быть реализовано в течение:

в) 10 дней,

г) 14 дней.

29. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит:

а) на тайном заседании,

б) открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, но не может освещаться в средствах массовой информации,

в) открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

30. Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение законопроектах, стадиях их рассмотрения:

а) ежеквартально,

б) ежемесячно,

в) ежедневно,

г) не информирует.

Если не за горами выпускные экзамены, то для регулярной тренировки следует решать как можно больше тестов. СтатГрад 2018–2019: диагностические работы – это образовательный сайт, на котором публикуются пособия и тренировочные работы для подготовки учеников 9–11 классов к ЕГЭ и ОГЭ. Также здесь публикуются полезные материалы для учителей и репетиторов, которые могут применяться для подготовки к уроку, или же предоставления полученной информации на сайте своим ученикам для подготовки к экзаменам.

Что такое «СтатГрад»?

Создателем «СтатГрада» является Московский институт открытого обучения. Центр постоянного обучения математике постоянно совершенствует этот ресурс.

«СтатГрад» – это телекоммуникационная система для распространения учебных и информационных материалов через сеть Интернет, а также для сбора отчётных материалов и статистики. Отсюда и название этого пилотного проекта. СтатГрад – это город статистики.

Технология ресурса одобрена Министерством образования РФ. Но использование материалов сайта – это выбор конкретной школы.

Детали

Все проверочные задания подаются в виде информационного методического ресурса. Постоянное использование системы помогает существенно поднять качество знаний и преподавания. У “СтатГрада” есть своё расписание. В нём отражены предметы, даты и задания. Всё продуманно и удобно, составители и организаторы учитывают и интересы детей, и трудности преподавателей.

Больше всего задания заинтересованы выполнять те, кто посещает 9 класс или 11 класс. Ведь это ответственные выпускные школьные ступеньки. “СтатГрад” отлично помогает тем, кто посещает и готовится к предметным олимпиадам. Это прекрасная находка для тех, кто решил отдать жизнь определённой науке.

Проверочные задания начинаются в школе в 2 часа дня (после основных занятий). Отведённое время – 45 минут. Выполнение задания осуществляется на печатном бланке (по типу тестов). Бланк имеет специальную графу, где можно указать неточности и заявить об исправлении ошибки. Все задания делятся на обязательные и заявочные. Ответы на многие вопросы уже есть: надо только выбрать правильный. Иногда ответ требуется написать в виде нескольких предложений. А есть немного творческие задания: по истории мира это может быть контурная карта. Ученик должен нарисовать или закрасить территорию древнего царства.

Как работать в системе «СтатГрад»?

В течение года школа получает диагностические и тренировочные работы по всем предметам.

Часть информации на сайте «СтатГрад» доступна незарегистрированным пользователям, однако для полноценной работы с системой необходимо получить комплект паролей и авторизоваться. Решение некоторых проблем при работе с ресурсом представлено в таблице.

Проблема Решение
Кто может зарегистрироваться? Зарегистрироваться можно самостоятельно, но чаще это делается классом или всей школой
Действия пользователя во время регистрации Ознакомиться с инструкцией по заполнению заявки, скачать бланк заявки, распечатать его, заполнить, отсканировать и отправить по адресу электронной почты сайта
Время получения ответа с сайта? В течение 1–3 дней вы получите ответное письмо с логином и краткой инструкцией по получению паролей
Если возникли проблемы во время регистрации? При возникновении каких-либо проблем с получением паролей, авторизацией или работой сайта следует ознакомиться с удобной справочной системой помощи
Если в справочной нет ответа на ваш вопрос? Если ответ на ваш вопрос найти не удалось, можно задать его через специальную форму в справочной системе или написать письмо на официальный адрес «СтатГрада»
Как скачать материалы? Чтобы скачать материалы для проведения апробационной работы (КИМ и форму отчёта), нужно авторизоваться в системе, введя логин и пароль из полученного комплекта, а затем открыть публикацию нужной работы, выбрав её в расписании
Как сдать отчёт? Чтобы сдать заполненный отчёт по проведению апробационной работы, достаточно загрузить сформированный файл на странице отправки отчётов

«СтатГрад» работает в информационном ключе. Ресурс выдаёт информацию только реальным ученикам и преподавателям.

Цели и задачи «СтатГрада»

«СтатГрад» – это передовая методика оценивания знаний школьников по определённым предметам.

Основная задача – проверить готовность ребёнка к школьным экзаменам и помочь ему в преодолении ошибок.

Цели системы:

  1. Разработать новые методики обучения.
  2. Контролировать качество имеющихся знаний у школьников.
  3. Повышать чувство ответственности у детей.
  4. Помогать готовиться к экзаменам.
  5. Помогать оценить уровень преподавания определённой дисциплины.
  6. Находить пробелы в составлении школьной программы.
  7. Укреплять межпредметные связи.

«СтатГрад» не только оценивает знания, но и даёт рекомендации, находит слабые места в качестве преподавания дисциплины.

Предметы ресурса

Многие предметы являются ключевыми в определённой специальности или профессии. С помощью системы «СтатГрад» можно получать тексты тренировочных и диагностических работ по следующим предметам:

  • по математике;
  • физике;
  • биологии;
  • русскому языку;
  • литературе;
  • истории;
  • по обществознанию;
  • химии;
  • информатике;
  • иностранному языку;
  • географии.

Тесты сайта используются для выявления проблемных зон в подготовке учащихся, для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и другим формам итогового и промежуточного контроля.

Наиболее востребованные дисциплины – русский язык, химия, история.

Кого заинтересует система?

Дети, ориентированные на серьёзное обучение, кровно заинтересованы в участии и проверке своих знаний.

Любой думающий и сознательный ученик 6 и 7 классов захочет проверить свои познания, получить независимую оценку.

В проверке максимально заинтересованы школьники, которые посещают 10 или 11 класс.

Задания по биологии помогут тем, кто решил стать врачом, тесты по обществознанию пригодятся будущим юристам, а задачки по математике будут нужны будущим программистам и инженерам.

Как происходит тестирование?

Тестирование проходит централизовано по всей стране.

  • Стандартное местное время - 14:00 (после окончания всех уроков).
  • На решение тестов выдаётся 45 минут.
  • Большинство заданий требуют лишь указания правильного ответа значком на бланке установленного образца. Реже бывают творческие ответы. В таком случае ребёнку надо написать несколько предложений.

Никто не обязывает участвовать в системе, результаты тестов не отражаются на итоговых оценках и перспективах хорошо устроиться в жизни.

Что ждать?

Пока трудно сказать – приживётся методика в будущем или нет. Но пока “СтатГрад” никто не отменял. Уже есть список и график предстоящих заданий. Пока это даже не пилотный проект, никто его не навязывает. Мероприятие не требует особых финансовых затрат, поэтому власти будут способствовать этой технологии проверок знаний. А чиновники от образования легко смогут рапортовать об уникальных способах оценки качества преподавания. “СтатГрад” – это отличный приём поднять имидж учебного заведения, увеличить послужной список старательного школьника.

“СтатГрад” развивается и совершенствуется. На страничках официального сайта можно вести споры и полемику. Каждое рациональное зерно берётся на вооружение. Любой уважающий себя педагог регулярно посещает “СтатГрад” в сети Интернет, ведь там много идей, заданий для самих педагогов. Это отличный способ для карьерного роста.

Интересные факта об образовании в России


Есть такое любопытное наблюдение: многие великие учёные, изобретатели и политики в школе отличались не только плохим поведением, но и обилием двоек. Черчилль, Маяковский, Бродский, Толстой и Янукович — все они не блистали положительными отметками в учебном заведении (миф о двоечнике Эйнштейне был надуманным). Но этот факт не даёт права халатно относиться к проблеме оценивания школьников, совершенствования их знаний и контроля над обучением. В наш лексикон ворвались термины ЕГЭ, ГИА, проверочные работы, тесты.

О СтатГраде

Время, когда учитель оценивал знания своего подопечного в устной беседе, ушли в прошлое. Сейчас появилось много новых технологий, имеющих свои положительные стороны. Яркий пример — «СтатГрад». Это свежая, передовая методика оценивания познаний школьников по определённым предметам. Её основная миссия — помочь и проверить готовность ребёнка к школьным экзаменам. Создателем «СтатГрада» является Московский институт открытого обучения. В совершенствовании активное участие принимал и принимает Центр постоянного обучения математики.

Но вся первоначальная инициатива исходила от «Роспотребнадзора». Эту технологию одобряют в Министерстве образования, хорошие отзывы поступают от организаторов предметных олимпиад. «СтатГрад» не имеет статуса «обязаловки», это личная инициатива школы или отдельных преподавателей. А сам проект считается пилотным.

Основные цели системы:

  1. Разработать новые методики обучения.
  2. Контролировать качество имеющихся знаний у школьников.
  3. Повышать чувство ответственности у детей.
  4. Помогать готовиться к экзаменам.
  5. Помогать оценить уровень преподавания определённой дисциплины.
  6. Находить пробелы в составлении школьной программы.
  7. Укреплять межпредметные связи.

«СтатГрад» работает в информационном ключе. Система рассылает задания, проверяет ответы, делает выводы, даёт рекомендации. Для начала необходимо зарегистрироваться в системе, получить логин, пароль. Ради спортивного интереса ознакомиться с сайтом не получится. Ресурс выдаёт информацию только реальным ученикам и преподавателям. Если Вы уже в системе, то знайте — летом 2017 года прошло очередное, регулярное обновление регистраций. Вам необходимо получить новые пароли и логины. Зарегистрироваться можно самостоятельно, но чаще это делается классом или всей школой.

«СтатГрад» не только оценивает знания, но и даёт рекомендации, находит слабые места в качестве преподавания дисциплины. Дети, ориентированные на серьёзное обучение, кровно заинтересованы в участии и проверке своих знаний. Многие предметы являются ключевыми в определённой специальности или профессии. Любой думающий и сознательный ученик захочет проверить свои познания, получить независимую оценку. Наиболее востребованные дисциплины — русский язык, химия, история.

Дополнительные детали

Система далека до совершенства, но отзывов больше положительных, чем негативных. В проверке максимально заинтересованы школьники, которые посещают 9 класс или 11 класс. Ведь это выпускные классы, которые ждут ответственных экзаменов. А ещё — это время выбора своей профессии. Задания по биологии помогут тем, кто решил стать врачом, а задачки по математике пригодятся будущим программистам и инженерам.

Тестирование проходит централизовано по всей стране. Стандартное местное время — 14:00 (после окончания всех уроков). На решение тестов выдаётся 45 минут. Большинство заданий требуют лишь указания правильного ответа значком на бланке установленного образца. Реже бывают творческие ответы. В таком случае ребёнку надо написать несколько предложений.

Перспективы 2017-2018 года

Никаких предпосылок для отмены этих проверочных заданий нет. Никто не обязывает участвовать в системе, результаты тестов не отражаются на итоговых оценках и перспективах хорошо устроиться в жизни. Это дополнительная возможность убедиться и оценить свои собственные знания, качество преподавания в школе. Власти страны не будут настаивать на обязательном прохождении «СтатГрада», ведь это потребует финансовых затрат, вызовет волну недовольства. К подобной проверке лучше отнестись как к игре.

Если преподаватель рекомендует участвовать, то делайте это ради уважения и личной самооценки. Система характеризуется справедливостью и объективностью. Возможно, Ваш учитель занижает Ваши отметки. «СтатГрад» покажет его субъективное отношение, даст уверенности в будущем.

Современная оценка знаний российских детей часто не выдерживает никакой критики. Введённая сравнительно недавно система тестов иногда морально калечит интеллект подрастающего поколения. Вот что об этом говорят думающие люди:

Ожидаемое число школьников к 2025 году: 17 миллионов
Количество учащихся в РФ: 14 миллионов
Доля школ в аварийном состоянии: 11%
Количество учебных четвертей 4
Праздник, совместимый с зимними каникулами: Новый год
Дисциплина, по которой редко задают домашнее задание: физкультура
Число школ в Москве (2010 год): 1727
Число надомных школ в Москве для инвалидов: 14

На эпиграф:

Лучшая награда для педагога — это когда ученик превзойдёт учителя по обучаемому предмету!

Одной из форм выражения права является

1) традиция

2) диспозиция

3) гипотеза

4) прецедент

Пояснение.

Традиция - множество представлений, обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

Диспозиция - правовые нормы экономической деятельности или их часть, содержащие запреты, ограничения или предписания, сужающие допустимое, законное поле деятельности.

Гипотеза - структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.

Прецедент - решение суда по конкретному делу, имеющее силу источника права.

Ответ: 4

Противоправными обычаями называются обычаи, которые

1) распространены в малой первичной группе

2) не соответствуют системе социальных ценностей общества

3) сохранились как пережиток родоплеменных отношений

4) распространены среди людей одной этнической общности

Пояснение.

Противоправными обычаями называются обычаи, которые не соответствуют системе социальных ценностей общества. Обычаи, которые распространены в малой первичнйой группе, сохранились как пережиток родоплеиенных отношений или распространены среди людей одной этнической общности, противоправными не являются.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Исключительным при­зна­ком федерального за­ко­на как ис­точ­ни­ка права в РФ является

1) принимается Фе­де­раль­ным Собранием РФ

2) не дол­жен противоречить Кон­сти­ту­ции РФ

3) обязателен к ис­пол­не­нию на тер­ри­то­рии РФ

4) принимается на ос­но­ва­нии указа Пре­зи­ден­та РФ

Пояснение.

Федеральный закон при­ни­ма­ет­ся в со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ Фе­де­раль­ным Собранием РФ. Осталь­ные варианты под­хо­дят и к дру­гим нормативным актам.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Петр Дмитриевич Садовский

Кроме федеральных законов существуют еще законы субъектов федерации, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

Александр Володин 02.02.2015 19:43

Вопрос поставлен, как мне кажется, не корректно. В пояснении чётко сказано что решающих факторов 2, а именно Конституция РФ и Федеральное Собрание РФ. Так почему правильный ответ ТОЛЬКО Федеральное Собрание РФ? Буду весьма благодарен за доходчивый ответ в случии моей не правоты.

Валентин Иванович Кириченко

Для принятия федеральных законов предусмотрен особый порядок: законы должны быть одобрены обеими палатами Федерального собрания – и Госдумой, и Советом Федерации, но официально принятыми Федеральные законы РФ считаются только подписания Президентом страны.

В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) федеральные законы РФ

Пояснение.

Выделяются следующие источники права в формальном смысле:

−естественное право

−нормативный правовой акт;

мнормативный договор;

мправовой прецедент (судебный или административный прецедент);

−правовой обычай;

−религиозные догмы;

−правовая доктрина;

−принцип права;

−правосознание

Для ответа на этот вопрос необходимо иметь представление об иерархии нормативно-правовых актов.

−конституционные законы (Конституция; законы, вносящие поправки или изменения в Конституцию; законы, конкретизирующие положения Конституции)

−федеральные законы (включая кодексы),

−законы субъектов РФ.

−Подзаконные акты:

−Президента РФ (указы, распоряжения),

−правительства (постановления, распоряжения),

−федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

−субъектов Российской Федерации.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Одним из источников (форм выражения) современного права является

1) судебный прецедент

2) бланкетная норма

3) моральное правило

4) техническая инструкция

Пояснение.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

−естественное право

−нормативный правовой акт;

−нормативный договор;

−правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

−правовой обычай;

−религиозные догмы;

−правовая доктрина;

−принцип права;

−правосознание

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Какое из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий обо­зна­ча­ет форму (источник) права?

1) инструкция

2) прецедент

4) церемония

Пояснение.

источник (форма права) - это внеш­ние официально-документальные формы вы­ра­же­ния и за­креп­ле­ния норм права, ис­хо­дя­щих от государства.

Виды ис­точ­ни­ков права:

−пра­во­вой обычай

−су­деб­ный прецедент

−нормативно-правовой акт

−международно-правой акт

Ответ: 2

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Всеобщая де­кла­ра­ция прав человека, при­ня­тая Генеральной Ас­сам­бле­ей ООН в 1948 г., яв­ля­ет­ся примером

1) до­го­во­ра с нор­ма­тив­ным содержанием

2) нормативно-правового акта

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го прецедента

4) нормы де­ло­во­го обыкновения

Пояснение.

Договор с нор­ма­тив­ным содержанием - юри­ди­че­ский документ, вы­ра­жа­ю­щий взаимное изъ­яв­ле­ние воли сторон, встреч­ное принятие на себя каж­дой из них юри­ди­че­ских обязанностей.

Нормы де­ло­во­го обыкновения близ­ки к пра­во­вым обычаям, т. е. нормам, сло­жив­шим­ся в об­ще­стве независимо от го­су­дар­ствен­ной власти, но со вре­ме­нем признанное, санк­ци­о­ни­ро­ван­ное государством.

Административный пре­це­дент - опре­де­лен­ное правоположение, вы­ра­жен­ное в акте ор­га­на исполнительной вла­сти в про­цес­се разрешения пра­во­во­го вопроса при от­сут­ствии или не­опре­де­лен­но­сти его за­ко­но­да­тель­ной регламентации и слу­жа­щее образцом для раз­ре­ше­ния последующих ана­ло­гич­ных административных дел.

Нормативно-правовой акт - офи­ци­аль­ный письменный документ, ко­то­рый содержит нормы права. Все­об­щая декларация прав че­ло­ве­ка 1948 - при­мер нормативно-правового акта.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Международное право

Субъектом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы являются(-ется)

1) мэры го­ро­дов фе­де­раль­но­го значения

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ

3) ми­ро­вой судья

4) пол­но­моч­ные пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та РФ в фе­де­раль­ных округах

Пояснение.

В Рос­сии пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы на­де­ле­ны президент, Совет Фе­де­ра­ции и его члены, де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной думы, правительство, за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны субъ­ек­тов Рос­сий­ской Федерации.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.

2) за­ко­ны субъектов РФ

3) по­ста­нов­ле­ния Правительства РФ

4) Кон­сти­ту­цию РФ

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 1.

В Рос­сии к под­за­кон­ным актам относят

1) по­ста­нов­ле­ния Правительства РФ

2) за­ко­ны субъектов РФ

4) Кон­сти­ту­цию РФ

Пояснение.

Подзаконный акт - пра­во­вой акт ор­га­на государственной власти, име­ю­щий более низ­кую юридическую силу, чем закон. П.а. при­ни­ма­ют­ся на ос­но­ва­нии и во ис­пол­не­ние законов. В РФ на фе­де­раль­ном уровне к П. а. от­но­сят­ся указы Пре­зи­ден­та РФ, по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, го­су­дар­ствен­ных комитетов и дру­гих органов ис­пол­ни­тель­ной власти, а также по­ста­нов­ле­ния палат Фе­де­раль­но­го Собрания, ре­ше­ния судов и ар­бит­раж­ных судов.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 5.

Какова пра­виль­ная последовательность при­ня­тия закона в РФ?

1) пред­ло­же­ние закона Пра­ви­тель­ством - рас­смот­ре­ние его Пре­зи­ден­том - утвер­жде­ние в Фе­де­раль­ном Собрании - опубликование

2) при­ня­тие законопроекта Го­су­дар­ствен­ной Думой - одоб­ре­ние Советом Фе­де­ра­ции - под­пи­са­ние Президентом - опубликование

3) пред­ло­же­ние закона Пре­зи­ден­том - утвер­жде­ние Правительством - под­пи­са­ние главами палат Фе­де­раль­но­го Собрания - опубликование

4) рас­смот­ре­ние законопроекта Пре­зи­ден­том - об­суж­де­ние в Фе­де­раль­ном Собрании - под­пи­са­ние Правительством - опубликование

Пояснение.

Проекты фе­де­раль­ных законов могут раз­ра­ба­ты­вать­ся любым ор­га­ном или лицом (депутаты, члены Со­ве­та Федерации), об­ла­да­ю­щим правом на за­ко­но­да­тель­ную инициативу в со­от­вет­ствии со статьёй 104 Кон­сти­ту­ции РФ. Затем про­ект ФЗ вно­сит­ся в Го­су­дар­ствен­ную Думу.

Закон счи­та­ет­ся принятым, но ещё не всту­пив­шим в силу, после его при­ня­тия в трёх чте­ни­ях Государственной Думой (простым большинством). С мо­мен­та принятия в 3 чтении, в на­зва­нии федерального за­ко­на исключается слово «проект». Далее ФЗ дол­жен быть одоб­рен Советом Фе­де­ра­ции (также боль­шин­ством голосов) и под­пи­сан президентом РФ.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1.

Какова правильная последовательность принятия закона в РФ?

1) рассмотрение законопроекта Президентом - обсуждение в Федеральном Собрании - подписание Правительством - опубликование

2) принятие законопроекта Государственной Думой - одобрение Советом Федерации - подписание Президентом - опубликование

3) предложение закона Президентом - утверждение Правительством - подписание главами палат Федерального Собрания - опубликование

4) предложение закона Правительством - рассмотрение его Президентом -утверждение в Федеральном Собрании - опубликование

Пояснение.

Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ. Затем проект ФЗ вносится в Государственную Думу.

Закон считается принятым, но ещё не вступившим в силу, после его принятия в трёх чтениях Государственной Думой (простым большинством). С момента принятия в 3 чтении, в названии федерального закона исключается слово «проект». Далее ФЗ должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством голосов) и подписан президентом РФ.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 3.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти об­ла­дают пра­вом за­ко­но­да­тель­ной инициативы?

1) ини­ци­а­тив­ные груп­пы граждан

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы

МО ГО « Смирныховский»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Первомайск

Тест.

(тематический)

«Законотворческий процесс

в Российской Федерации»

11 класс.

Учебник « Обществознание»

А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.

Москва « Русское слово»

2011.

Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам.

1.На вопрос: « Что на свете труднее всего?» -

Фалес ответил: « Познать………»

2. На вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» -

Фалес ответил: « Когда мы не делаем того, что……………»

1. Кто не входит в состав группы по созданию законов:

а) специалисты-юристы

б) специалисты-предметники

в) граждане, заинтересованные в составлении законопроекта

г) лингвисты

2. Экспертиза законопроекта предполагает:

а) его оценку с точки зрения соответствия конституции

б) его оценку с точки зрения соответствия международным договорам

в) его оценку с точки зрения соответствия федеральным конституционным законам

г) нет правильного варианта ответа

а) оценка формы закона

б) оценка правильности деления на части

в) оценка корректности использования терминологии

г) оценка теми, кому его предстоит реализовывать на практике

4. Что обязательно представлять вместе с законопроектом:

а) результаты апробации законопроекта

б) пояснительную записку

в) перечень нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу

г) указание субъекта законодательной инициативы

5. Право законодательной инициативы принадлежит:

а) законодательным органам субъектов РФ

б) общественным объединениям

в) гражданам

г) всем перечисленным

6. Законопроекты первоначально вносятся в:

а) Государственную Думу

б) Правительство РФ

в) Совет Федерации

г) Администрацию Президента РФ.

7. Председатель направляет поступившие законопроекты:

а) Президенту РФ

б) комитету, назначаемому ответственным за законопроект

в) непосредственно на рассмотрение государственной Думы

г) Правительству

8.Произвольное отступление от конституционных понятий формально в законодательной технике:

а) разрешается

б) не допускается

в) разрешено в случае санкции самой Конституции РФ

г) разрешено в случае указания Регламента Государственной Думы РФ

9. «Нормативный девиз» - это:

а) заголовок закона

б) текст закона

в) преамбула закона

г) дефиниция

10.Используя иностранные термины в законодательной технике необходимо:

б) обеспечить точность перевода

в) иностранные термины не должны использоваться в нормотворчестве

11. Чем характеризуется познавательный элемент законодательной техники:

а) оценкой права и закона как способа познания общественной жизни и ее отражение

б) познанием методов законодательной техники

в) познанием структуры законопроекта

г) все ответы правильные

12. Определите принципы использования языка закона в процессе законотворчества:

а) юридический язык - средство выражения и изложения нормативных предписаний; краткость, однозначность, простота; соблюдение языковых запретов

б) ясность и простота юридического языка, логике - лексическое построение речи

в) применение иностранных терминов

13. Что необходимо оценивать в ходе экспертизы законопроекта?

а) только отдельные статьи законопроекта;

б) только форму законопроекта;

в) только структуру законопроекта;

г) структуру и форму.

14. В какой срок должны быть исправлены недостатки юридического характера?

а) недостатки не устраняются;

б) после внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа;

в) до внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа;

г) не позднее 5 дней после внесения законопроекта на рассмотрение законодательного органа.

15. Какие положения обязательно должны быть включены в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта?

а) о сроке и порядке вступления в силу;

б) только о сроке;

в) только о порядке вступления в силу;

г) только информация о внесенных в него поправках.

16. В какой срок направляется заключение о соответствии законопроекта в Государственную Думу по общему правилу?

а) 10 дней;

б) в течение 5 дней со дня поступления Проекта в Правительство;

в) в течение 3 дней;

г) в течение одного месяца со дня поступления проекта в Правительство.

17. 0пробация законопроекта представляет собой:

а) применение на практике конкретных норм законопроекта

б) оценку законопроекта липами, которым его предстоит реализовать на практике

в) оценку законопроекта с точки зрения соответствия Конституции РФ, международным договорам

г) технико-юридическую экспертизу закона

а) концептуально-логического анализа

б) имитационно-деловой игры

в) организационно-деятельностной игры

г) все варианты верны

19. Нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы рассмотрения законопроектов в Государственной Думе РФ, является:

а) Устав Государственной Думы

б) Регламент Государственной Думы

в) Положение Государственной Думы о порядке рассмотрения законопроектов

г) Постановление Государственной Думы о порядке рассмотрения законопроектов

20. Вместе с законопроектом в законодательный орган в обязательном порядке направляются:

а) служебная записка

б) финансово-социальное обоснование

в) пояснительная записка

г) все варианты верны

21. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется:

а) определением,

б) постановлением,

в) приговором,

г) актом об отклонении.

22. Право отклонить Президентом РФ федеральный закон может быть реализовано в течение:

а) 5 дней,

б) 7 дней,

в) 10 дней,

г) 14 дней.

23. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит:

а) на тайном заседании,

б) открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, но не может освещаться в средствах массовой информации,

в) открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

24. Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение законопроектах, стадиях их рассмотрения:

а) ежеквартально,

б) ежемесячно,

в) ежедневно,

г) не информируют

25. Основные требования логики, имеющих значение для законодательного процесса:

а) логические законы тождества и противоречия

б) правила использования понятий в мыслительной деятельности

в) приемы изложения модальных суждений

г) все перечисленные

26. Законотворчество и юридическое научное познание:

а) взаимосвязаны, но различны по целям, методам и результатам стадии освоения правовой действительности

б) тождественные явления

в) абсолютно не пресекающиеся явления

27. Язык закона - это:

а) особый логико-лексический строй речи закона

б) система графических и лексических знаков

в) образные выражения, условные словосочетания закона

г) все вышеперечисленное

28.Язык закона должен быть:

а) ясным, четким

б) простым и кратким

в) применимы все перечисленные требования

г) только ясным

29.Средства документального оформления закона:

а) заголовок, регистрационный номер, подпись президента

б) обозначение даты вынесение закона на обсуждение в палату ФС РФ

в) сопроводительное письмо закона

г) А и В

30. Какие органы проводят юридическую экспертизу закона:

а) правовые службы правительств и парламентов

б) прокуратура РФ

в) Конституционный суд

г) все ответы неправильные

31. Кому направляется подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект с сопроводительной документацией?

а) одному из депутатов для проверки качества законопроекта;

б) Председателю Государственной Думы;

в) всем депутатам;

г) Председателю Государственной Думы и всем депутатам.

32. В какой срок законопроект должен быть представлен на рассмотрение совета Государственной Думы?

а) 14 дней;

б) 15 дней;

в) 16 дней;

г) 17 дней.

33. Согласно регламенту Государственной Думы в скольких чтениях должен быть рассмотрен законопроект?

а) в 3 - х;

б) в 2 – х;

в) в 1 - ом;

г) в 4 – х.

34. Сколько чтений должен пройти законопроект федерального бюджета, чтобы его можно было считать принятым?

а) 1;

б) 3;

в) 2;

г) 4.

35. Во втором чтении ответственный комитет вместе с законопроектом представляет:

а) таблицу поправок, одобренную комитетом

в) таблицу поправок, по которой не принято решение

г) все варианты верны

36. Принятый в третьем чтении закон направляется в Совет Федерации:

а) в течение 10 дней

б) в течение 5 дней

в) в течение 3 дней

г) в течение 14 дней

37. Федеральный закон принимается:

38. Закон о поправках к Конституции и федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за них проголосовало не менее чем:

а) 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы,

б) 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы,

в) 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы,

39. В течении какого срока принятые Государственной Думой законы оформляются и передаются на рассмотрение Совета Федерации?

а) 5 дней,

б) 7 дней,

в) 10 дней,

г) 14 дней.

40. Заполните пропуски в ряду.

Законодательная инициатива, принятие закона Государственной Думой РФ,

Подписание закона Президентом РФ,

41. Что является лишним в ряду?

Закон, обычай, прецедент, отрасль права.