Остаточный срок годности товара в процентах. Срок годности лекарственных средств в практике государственных закупок

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации срок годности представляет собой срок, по окончании которого товар становится непригодным для использования по назначению. В то же время на продавца возложена обязанность передать товар таким образом, чтобы он мог быть использован покупателем до истечения срока годности.

В целом, гарантия, предусмотренная ГК РФ, не может защитить покупателя в полной мере, поэтому обычно стороны в договоре закрепляют условие о минимальном периоде времени, оставшемся до окончания срока годности, так называемый остаточный срок годности. Не являются исключением в этом вопросе и государственные закупки лекарственных средств. Для государственного заказчика крайне важно, чтобы лекарственные средства, поступающие в лечебные учреждения, могли быть использованы максимально долго, что, в свою очередь, обеспечивает экономию бюджетных средств.

Содержание понятия «остаточный срок годности»

Прежде всего, необходимо понимать, что любой товар, срок годности которого не истёк, является качественным. Это, соответственно, влияет и на природу нарушений положений государственного контракта о сроке годности. При нарушении требований об остаточном сроке годности не применимы положения ст. 475 ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества. То же самое касается и неустоек, предусмотренных контрактом. Так, в одном из дел государственный заказчик пытался взыскать с поставщика, поставившего лекарственные препараты со сроком годности менее остаточного, неустойку за нарушение требований к качеству. Суд отметил, что срок годности сам по себе не является качественной характеристикой товара: в течение срока годности товар полностью пригоден к использованию, и лекарственный препарат, в частности, сохраняет все свои качественные характеристики.

Проценты vs . конкретный период времени

Один из первых вопросов который возникает у государственного заказчика в ходе разработки аукционной документации: как установить остаточный срок годности. Существует только два принципиально отличных друг от друга варианта: остаточный срок годности, выраженный в процентах от срока годности, установленного производителем, или срок годности, выраженный конкретным периодом или датой.

Ранее у антимонопольных органов была достаточно сдержанная позиция относительно установления срока годности в процентах. Такой способ в большинстве случаев не признавался условием, ограничивающим конкуренцию (см. например: решение Иркутского УФАС России от 16.10.2013 № 803).

Однако в середине 2014 г. вышло письмо ФАС России с разъяснениями по этому вопросу (письмо ФАС России от 26.08.2014 № АК/34487/14). В нём антимонопольный орган выразил отрицательное отношение к сроку годности лекарственных средств, установленному в процентах. По её мнению, это может ограничивать конкуренцию в ходе проведения закупок лекарственных препаратов.

Свою позицию ФАС России проиллюстрировала простым примером. Предположим, что в аукционе принимают участие два поставщика. Первый предлагает лекарственный препарат со сроком годности производителя - 3 года. Второй - 2 года. В аукционной документации заказчик предъявляет требование - остаточный срок годности не менее 70% от установленного. Таким образом, участник 1 должен будет поставить препарат, до истечения срока годности которого остаётся не менее 2,1 года, участник 2 - не менее 1,4 года, что ограничивает конкуренцию. В качестве альтернативы ФАС России дал рекомендации заказчикам устанавливать срок годности конкретным периодом или датой. Например, остаточный срок годности - 1,5 года, если срок годности лекарственного препарата должен истекать не ранее 11.2016 г. В этой связи сразу отметим, что в последнем случае срок годности истекает 31.11.2016 г., такая трактовка срока годности поддержана и в судебной практике (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2014 г. по делу № А56-80790/2013).

Однако такая позиция ФАС России не в полной мере соответствует природе остаточного срока годности. Как уже отмечалось, лекарственный препарат остаётся качественным в рамках срока годности, а более короткий срок годности, в том числе в абсолютном выражении, в любом случае сокращает период времени, в течение которого лекарственное средство может быть реализовано.

В связи с этим, указанное письмо ФАС России не всегда является ориентиром не только для судебных органов (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 № 08АП-5942/2015 по делу № А75-13497/2014), но и непосредственно для территориальных управлений ФАС России (см. например: решение Мурманского УФАС России от 12.09.2014 по делу № 06-10/14-302, решение Курганского УФАС России № 05-02/111-14 от 09.06.2014). При этом как суды, так и антимонопольные органы исходят из того, что «процентный» срок годности не привёл к ограничению конкуренции и был обусловлен потребностями заказчика.

Отдельно стоит обратить внимание на заполнение заявки. Очень часто, предъявляя требования к остаточному сроку годности в процентах, заказчик дифференцирует его в зависимости от установленного срока годности (например, если срок годности 3 года, то остаточный срок годности - 70% от установленного, если срок годности 5 лет, то остаточный срок годности - 60% от установленного). В этом случае в заявке обязательно указывать срок годности, установленный производителем, иначе заказчик не может оценить соответствие заявки требованиям.

В этом же аспекте отметим ещё одну проблему: единицы измерения срока годности. Несмотря на то, что на практике такое встречается достаточно редко, вполне возможна ситуация, когда участник в заявке указывает остаточный срок годности в процентах, хотя в аукционной документации он установлен конкретной датой. Скорее всего, в данном случае последует отказ в допуске к аукциону, особенно, если в документации прямо указано на необходимость использования тех же самых единиц измерения. В то же время представляется, что оспаривание отказа возможно в судебном порядке, поскольку суды менее формально относятся к подобным несоответствиям и анализируют реальную возможность участвовать в аукционе.

Конкретика vs . неопределённость

По общему правилу, установленному п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в первой части заявки указываются конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией. В этом случае участнику в заявке необходимо указать конкретный остаточный срок годности (см. например: решение Новосибирского УФАС России № 08-01-427 от 17.11.2014).

Однако отдельные судебные решения свидетельствуют о том, что отказ в допуске по данному формальному основания недопустим. В частности, судом было отмечено, что заявителем не указано, каким образом указание остаточного срока годности товара в диапазоне от 60% до 100% (вместо конкретного показателя остаточного срока годности) негативно повлияет на качество товара или обязательства поставщика по контракту.

Аналогична и обратная ситуация. Так, например, в аукционной документации может быть прямо указано, что срок годности лекарственного препарата должен быть неопределённым (не менее X месяцев). В этом случае именно таким образом срок и должен быть указан в заявке. В противном случае, даже несмотря на то, что конкретно указанный в заявке срок годности будет входить в диапазон, определённый заказчиком, заказчики обычно отказывают в допуске к аукциону, а впоследствии их позиция поддерживается и антимонопольным органом.

Учитывая сложившуюся противоречивую практику по способу установления остаточного срока годности на лекарственные средства, государственному (муниципальному) заказчику предпочтительно в аукционной документации закреплять его в виде конкретной даты или периода. В то же время, в случае если заказчиком выбран процентный вариант, в ходе административного или судебного рассмотрения требуется доказать, что это не привело к ограничению конкуренции.

Участникам торгов, в свою очередь, необходимо внимательно изучать аукционную документацию и при формировании заявки учитывать все требования заказчика по способу установления срока годности лекарственного препарата.

Шадрин Алексей Дмитриевич, младший юрист юридической фирмы «BRACE »

17. Правовое регулирование приобретения и использования поставляемых товаров: в соответствии с действующим законодательством.
18. Иные требования по усмотрению Заказчика: наличие у Поставщика лицензии на фармацевтическую деятельность.

19. Обоснование начальной максимальной цены: в соответствии с мониторингом цен на товар и анализом коммерческих предложений от Поставщиков.


п/п

Наименование лекарственного средства, форма выпуска, количество

Цена за единицу, руб.

Цена за ед., руб.

Итого, руб.

Коммерческое предложение № 1 (вх. № 318 от 21.07.2015)

Коммерческое предложение № 2 (вх. № 319 от 21.07.2015)

Коммерческое предложение № 3 (вх. № 320 от 21.07.2015)

1.

Цераксон (МНН: Цитиколин)

р-р для в/в и в/м введ., 1000 мг, амп., 4мл, уп. контурн. яч. 5, пач.картон. 1

Кол-во: 4 уп.


1 100,00

1 150,00

1 200,00

1 150,00

4 600,00

Итого:

4 600,00

  1. Приложение № 1

  2. к техническому заданию

  1. ПРОЕКТ ДОГОВОРА
на поставку лекарственного средства: Цераксон (МНН: Цитиколин) для МАУ «ГКБ №14»
г. Екатеринбург «____»_____________ 2015 г.

  1. ___________________, именуемое (ый) в дальнейшем «Поставщик», в лице ____________________, действующего на основании _____________________, с одной стороны, и Муниципальное автономное учреждение «Городская клиническая больница № 14» , именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице главного врача медицинской организации Кухаркина Владимира Николаевича , действующего на основании Устава, с другой стороны, на основании Протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок № _____ от _______________, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

  2. 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

  3. 1.1. Поставщик обязуется передать в собственность Заказчика товары, указанные в п. 1.2. настоящего договора, в указанные в настоящем договоре сроки, а Заказчик обязуется принять указанные товары и своевременно произвести их оплату на условиях настоящего договора.

  4. 1.2. Предметом поставки является следующее лекарственное средство: Цераксон (МНН: Цитиколин) , в соответствии со спецификацией товаров (Приложение № 1 к договору)

  5. 2. КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА

  6. 2.1.Количество подлежащего поставке товара определяется в спецификации товаров (Приложении № 1 к договору).

  7. 3. КАЧЕСТВО ТОВАРА

  8. 3.1. Качество поставляемого Товара должно соответствовать требованиям ГОСТ, ТУ, иным нормативным требованиям, установленным законодательством для данного вида товаров.

  9. 3.2. Все Товары должны быть снабжены соответствующими сертификатами и (или) другими документами на русском языке, надлежащим образом подтверждающими качество Товара.

  10. 4. СРОКИ И ПОРЯДОК ПОСТАВКИ ТОВАРА

  11. 4.1. Товар поставляется в сроки, указанные в графике поставок (Приложение № 2 к договору).

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) в части указания в контракте на поставку продуктов питания остаточного срока годности и сообщает.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

Учитывая, что требования заказчиков об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого продукты питания сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об указании в документации о закупке остаточного срока годности продуктов питания

Срок годности – это характеристика определенного рода товаров, которая должна включаться в описание объекта закупки. О том, что из себя такой срок представляет, к каким товарам применяется, читайте далее.

Понятие срока годности

ГК РФ в п. 1 ст. 472 определяет срок годности как срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Следовательно, товар с установленным сроком годности, должен поставляться с таким расчетом, чтобы он мог быть использован до окончания такого срока.

Срок годности в соответствии со ст. 473 ГК РФ может определяться:

  • конкретной датой, после наступления которой, товар будет непригоден к использованию;
  • временным интервалом, в течение которого товар можно использовать, исчисляемым, например днями, месяцами, годами.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Срок годности лекарственных препаратов

Статья 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ (далее - закон № 61-ФЗ) допускает изготовление, применение, ввоз на территорию Российской Федерации препаратов, прошедших госрегистрацию. На каждое лекарственное средство оформляется регистрационное досье , которое помимо прочего содержит проект инструкции по применению лекарства.

В такой проект помимо прочего включается указание срока годности препарата и запрета на его использование за пределами такого срока (п.п. «у» п. 5 части 4 статьи 18 ).

Срок годности лекарств является обязательной составляющей госреестра лекарственных препаратов, размещенного на сайте Минздрава России.

Следует иметь в виду, что препараты, имеющие одинаковые международные непатентованное, группировочное или химическое название могут иметь различные сроки годности. Проанализировав госреестр, например, выяснилось, что лекарство «ацетилсалициловая кислота» имеет следующие сроки годности:

  • 2 года при температуре не выше 25 градусов,
  • 3 года при температуре не выше 25 градусов,
  • 3 года, без указания условий хранения,
  • 5 лет при температуре не выше 25 градусов.

Как мы видим, на сохранность препаратов в некоторых случаях существенное влияние имеют условия их хранения. Поэтому немаловажным является соблюдение Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Минздравсоцразвития от 23.08.2010 № 706н.

Срок годности продуктов питания

Пункт 1 статьи 16 Федерального «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ предусматривает установление сроков годности при разработке новых продуктов питания, обновлении технологических процессов их производства, хранения и реализации в отношении товаров, которые по окончанию определенного срока:

  • теряют свое качество;
  • приобретают свойства опасные для здоровья человека;
  • утрачивают годность к применению по назначению.

Сроки годности продуктов подлежат обязательному включению в техническую документацию. Проекты таких документов подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе. СанПин 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», утвержденные Главным санитарным врачом РФ 21.05.2003 устанавливают сроки годности для скоропортящихся продуктов.

Иные сроки годности, установленные в технической документации, должны быть дополнительно обоснованы . Для этого производители обязаны предоставить в органы СЭС РФ информацию о проведенных мероприятиях, приведших к увеличению срока годности продуктов (например, о применении новой упаковки) и результаты испытаний, подтверждающие пригодность продуктов к использованию на протяжении всего увеличенного срока годности.

Остаточный срок годности на момент поставки

Как мы уже говорили выше, поставляемые товары должны быть пригодны к использованию на протяжении всего срока, в который госзаказчик собирается их применять или потреблять. Поэтому в документации о проведении госзакупки товаров, в отношении которых устанавливаются сроки годности, госзаказчики должны указывать, так называемые остаточные сроки годности.

Нередко такие сроки определялись в процентном выражении. В последнее время госорганы пришли к выводу, что подобное определение остаточного срока может привести к ограничению конкуренции. Во избежание которой, остаточный срок годности товаров должен быть ограничен определенным временным отрезком (5 дней, 3 года с момента производства) или конкретной датой (например, до 01.01.2012).