Миграционные процессы в мире. Миграция как социальный процесс

НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕХНИКУМ
ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

ГОСКОМСТАТА РОССИИ

ДОКЛАД

ПО ПРЕДМЕТУ: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

НА ТЕМУ: МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕСЫ В МИРЕ

Студентки группы 79

Зюзиной О. В.

Проверила преподаватель:

Воробьева В. А.

2000 г.

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина 20 века характеризуется дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей. В настоящее время весь мир-арена взаимосвязанной хозяйственной деятельности людей. В экономической литературе и в повседневной речи широко используются понятия « мировая экономика», « мировое (глобальное) хозяйство». Очевидно, что мир при всей его сложности и противоречивости в экономическом отношении представляет собой определенную целостность, единство.

В экономической литературе нет единого понимания терминов «мировая экономика» , « мировое хозяйство». Поскольку эти термины имеют широкую область применения, исследователи подчеркивают важные с их точки зрения аспекты. В отечественной литературе можно выделить несколько подходов.

1. Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

В этом определении доминантами выступают национально обособленные страны вне зависимости от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок. При таком подходе затушевываются причины, которые определяют взаимосвязи, состояние и перспективы развития мирового хозяйства.

2. Согласно другой точке зрения, мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений, как универсальная связь между национальными хозяйствами. Подобной концепции придерживаются многие западные исследователи, в частности, считая, что международная экономическая система включает и торговлю, и финансовые отношения, а также неровное распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. В данном случае из поля зрения исследователей выпадает производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.

3. Более полное толкование мирового хозяйства определяет его как экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов надстроечных отношений в той мере, в какой входящие в него национальные хозяйства обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней. В нем находят отражение основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводительных процессов.

Как видно, все исследователи признают, что мировое хозяйство представляет собой определенную систему. Основой возникновения и существования системы выступает ее целостность, которая предполагает экономическое взаимодействие всех составных частей системы на достаточно устойчивом уровне. Только в этом случае возможна регулярная циркуляция воспроизводимого продукта в глобальном масштабе и обеспечиваются постоянная деятельность, жизнеспособность системы, ее саморегуляция и развитие. Такое единство мирового хозяйства, циркуляция воспроизводимого продукта обеспечивается национальными и международными рынками с присущими им товарно-денежными отношениями множественностью цен.

Мировая экономика относится к числу сложных систем, характеризующихся множественностью составляющих ее элементов, иерархичностью, многоуровневостью, структурностью. Экономическая мощь распределяется в мире очень неравномерно. Три государства – США, Япония и Германия, с 9% населения планеты, - аккумулируют половину мирового дохода и обладают более чем 1/3 покупательной способности всех стран мира.

Основу системы составляет международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и роли в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы. Последняя имеет и присущие ей как целому определенные направления своего развития, но она не развивается вне национальных хозяйств.

Система понимается неоднозначно. При одном подходе она должна иметь общую цель, которая выступает как движущая сила ее развития. Внутри такой системы могут существовать обособленные секторы – подсистемы, обладающие специфическими характеристиками, но тем не менее подчиненные организующей цели системы в целом. Другое понимание системы исходит из того, что она состоит из ряда обособленных подсистем с разными и даже противоположными целями. Но входящие в нее подсистемы должны быть связаны между собой и взаимно воздействовать друг на друга. Такая структура систем может иметь временный, переходный характер, поскольку наиболее жизнестойкие подсистемы преобразуют или подчиняют своим целям другие. В противном случае система распадается.

Мировая экономика как система имеет общую цель. В конечном счете ее функционирование направлено на удовлетворение человеческих потребностей (спроса), но в разных подсистемах эта цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий. Создание новых предприятий не может быть самоцелью. Оно может быть оправдано, если способствует улучшению условий жизни населения.

Мировая экономика как система не может развиваться без определенного порядка, основанного на нормах международного публичного и частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных конвенционных и обычных норм обеспечивается самими государствами и коллективными формами контроля за соблюдением

международного права, которым занимаются различного рода международные организации. Эти правила уточняются и пересматриваются в соответствии с потребностями развития мировых производительных сил и отдельных подсистем и элементов.

Мировое хозяйство является исторической и политико – экономической категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому этапу присущи определенные масштабы и уровень производства, интернационализации хозяйственной жизни и социально – экономическая структура. Оно представляет собой сложную экономическую систему. Его субъектами выступают транснациональные компании, национальные хозяйства, международные интеграционные объединения, которые сами являются системами с присущим только им регулированием.

Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами составляют международный уровень, который регулируется международными правилами и нормами. Отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, образуют транснациональный уровень – сфера деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. В эту сферу включается также сеть потоков неформальной деятельности: торговля наркотиками, оружием, подпольная миграция. Множество элементов, из которых состоит мировая хозяйственная система, действуют там одновременно. Между центрами силы существуют столкновения, договоренности, объединения. Возникают черты олигополии, которые распространяют свою стратегию либо на весь мир, либо на отдельные районы.

В социально – экономическом плане мировое хозяйство неоднородно. Ведущее место в нем занимают промышленно развитые западные страны, или, по определению А. Сови, Первый мир. Особое место занимают развивающиеся страны – Третий мир, у которых во многом сохраняется зависимый характер их экономик от индустриальных стран. Большую специфику в своем развитии имеют восточноевропейские страны с переходной экономикой и целый ряд других государств. В целом мировое хозяйство представляет собой сложное социально–экономическое образование.

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ

Большое влияние на численность населения и его состав во многих странах, их рабочую силу оказывают внешние миграции, т. е. эмиграции и иммиграции. Они играли и играют многостороннюю роль в развитии человечества, выступая формой приспособления человека к меняющимся условиям его существования.

К международной миграции населения относится территориальное движение населения, пересекающее границы. Выделяются следующие виды международной миграции: безвозвратная, временно-постоянная (от 1 до 6 лет),

сезонная, маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд для работы в соседнюю страну).

Международную миграцию вызывают причины экономического и политического, военного порядка. Первые носят более или менее постоянный характер, вторые связаны с координальными политическими событиями в отдельных странах, а также с войнами, которые порождают вынужденных мигрантов-беженцев, перемещенных лиц.

Вынужденная миграция. Хотя вынужденные миграции населения и вызываются причинами внеэкономического порядка, они тоже ведут к перераспределению трудовых ресурсов между странами, что оказывает влияние на развитие экономики как стран эмиграции, так и стран иммиграции.

В послевоенный период более крупные миграционные потоки были связаны, с установлением новых государственных границ, возникновением мировой системы социализма и крахом колониальной системы. Так, например, по Постдамскому соглашению трех держав – СССР, США и Великобритании восточная граница Германии прошла по линии Одер – Нейсе, и немецкое население, проживающее ранее восточнее этой линии, а также в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, было в подавляющем большинстве переселено на территории тогдашних ГДР и ФРГ. В Восточной Азии в Японию было переселено около 6 млн. человек, главным образом из Китая и Кореи.

Образование самостоятельных государств в ряде случаев сопровождалось переселенческими движениями огромного масштаба. Из бывших колоний, ставших суверенными государствами, как правило, эмигрировало ранее проживавшие там белое население. Образование Израиля и его военные действия против соседних государств привели к выселению около 3 млн. человек, палестинских арабов. Политические перемены во Вьетнаме, Кубе, Эфиопии, Афганистане военные агрессии и гражданские войны в ряде из этих государств вызвали значительные перемещения населения.

Число беженцев драматически возросло в 80-90-е годы. В Африке их число приблизилось к 12 млн., в Азии превысило 5 млн. человек. Наибольшее число беженцев (5 млн.) приходится на выходцев из Афганистана. Большие массы камбоджийских беженцев -350 тыс. - живут в Тайланде, 100 тыс. иракцев – в Иране, 100 тыс. мьянмарцев - в Бангладеш. В Европе насчитывается около 1,8 млн. беженцев, а в США – 1 млн. Гражданские конфликты в бывшей Югославии создали самый глубокий кризис в движении беженцев в последнем десятилетии. В середине 1992 года там было свыше 2,3 млн. вынужденных переселенцев, 0,5 млн. из которых искали прибежище за границей. Большой поток беженцев создал развал СССР- свыше 6 млн. человек.

20 век называют веком беженцев. В 1994 году их число превысило 27,4 млн. человек (1980 год- 9,6 млн.). Вынужденная миграция приобрела мировой характер, затронув многие страны. Основная масса вынужденных мигрантов (83%) осела в развивающихся странах.

Трудовая миграция . Основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Межстрановая трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально- экономической жизни современного мира. В начале 1993

года насчитывалось около 30 млн. трудящихся- мигрантов. С учетом членов их семей, участников маятниковой миграции (фронтальеров) , сезонников, нелегальных иммигрантов общая численность трудовых мигрантов оценивается в четыре- пять раз выше.

Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в заработной плате. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран богатых трудовыми ресурсами, к более богатым капиталом странам. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых контингентов мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

Потоки трудовой миграции в течение длительного периода времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бедные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку, Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйственной системы. Перемещение иммигрантов, средств производства и финансовых ресурсов способствовало образованию во второй половине 19- начале 20 в в. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития которых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго- Восточную Азию и районы Индийского океана.

Во второй половине прошлого столетия сформировались новые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Самый мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Уже в начале 50-х в странах ЕС насчитывалось около 15 млн. трудящихся- мигрантов и членов их семей. В середине 70-х крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль. Его население на 2/3 увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн. человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот- д Ивуар.

Основными поставщиками рабочей силы в Азии являлись Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, на Ближнем Востоке – Ливан. Иордания, Турция, в Африке – Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, в Северной Америке – Мексика, в Европе – Польша, Португалия, Италия, Ирландия. В 90- е годы страны Южной Европы – Греция, Италия, Испания превратились из стран чистой миграции в страны нетто- миграции.

Влияние миграции на принимающие страны. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов. В результате миграционных потоков целый ряд промышленно развитых стран нивелировал суженное воспроизводство населения. В 80-е годы доля внешней миграции в общем приросте населения таких стран, как Канада, Австралия, Франция, превысила 25%, США – до 50%. С другой стороны, значительные эмиграции приводили в ряде стран к процессу депопуляции, что наблюдалось в 60-е годы в Ирландии, Греции, Португалии, несмотря на высокий прирост населения в этих странах. Во второй половине 80-ых годов Ливан потерял 1/10 часть населения, Мексика – около 1%. Известный французский демограф А. Сови приравнивал эмиграцию к смертности.

Международная миграция оказывает серьезное воздействие на возрастную и половую структуру населения стран – доноров и принимающих стран. Среди иммигрантов преобладают лица трудоспособных возрастов. Доля иммигрантов в рабочей силе обычно выше, чем в населении. В середине 80-х годов иностранные рабочие составляли значительную часть трудоспособного населения в странах Западной Европы, особенно в Швейцарии (17% в 1987 г.), Западной Германии (8,1%), Франции (8,6).

В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению валового мирового продукта. В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы не просто, так как не все они поддаются количественному учету. Они складываются из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах. Стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем они получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем население в среднем, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

Разные категории иммигрантов оказывают неодинаковое воздействие на воспроизводство валового продукта. Заметное влияние на экономическое развитие индустриальных капиталистических стран оказывает «утечка умов». К этой категории относят работников науки, инженеров, врачей. В 50-60-е годы «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие, в основном в США. С 60-х годов эмиграция научно-технических и других высококвалифицированных специалистов начала осуществляться из развивающихся стран, а в 90-е годы – из Восточной Европы.

По крайней мере 2/3 притока «умов» приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 17%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученного в области общественных наук – 235 тыс. долл., инженера – 253 тыс. долл., врача – 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд. долл. Прибыли, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в 7 раз больше объемов её помощи развивающимся странам. В Британии выгоды от привлечения иностранных

специалистов в три раза превышают размеры её экономической помощи странам Азии и Африки.

Анализ ситуации в США показывает, что приток иммигрантов не сопряжен с обострением конкуренции на рынке труда и ростом безработицы среди коренного населения. Более того, косвенно через расширение спроса и прямо через развитие нового предпринимательство он стимулирует создание новых рабочих мест. Иммиграция существенно не влияет на средний уровень заработной платы и дифференциацию доходов. Лишь в отдельных случаях усиление конкуренции внутри определенных профессионально - квалификационных групп приводит к некоторому снижению заработной платы. Иммигранты обычно используются в рамках так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжелыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста. Эти обстоятельства ограничивают социальную мобильность мигрантов, создают основу для их сегрегации. В первично секторе рынка труда находятся лишь мигранты, относящиеся к научно – техническим работникам. Обычно их ассимиляция происходит достаточно мягко в обществе стран – реципиентов. И только ухудшение экономической обстановки обычно приводит к обострению противоречий между коренным и пришлым населением.

Социально – экономические последствия миграции. Воздействие миграции на посылающие страны не получает адекватной реализации. Исследования показали, что международные мигранты обычно располагают средним потенциалом получения доходов в своей стране. Чаще всего они не принадлежат к беднейшим слоям. Группы с наименьшими доходами в бедных странах не имеют перспектив, финансовых средств и информации, чтобы в больших масштабах включиться в международную миграцию, хотя отличались случаи обратной тенденции. Нередко в результате эмиграции страны теряли наиболее квалифицированную рабочую силу, и возникавшие вакансии замещались менее подготовленными работниками, что сказывалось на эффективности производства. Подобные случаи были характерны для Египта, Иордании, Йемена, Лесото и других стран. Так, по оценкам за 70-е годы Филиппины потеряли свыше 12% подготовленных специалистов, Южная Корея – 10%. 90% вновь подготовленных врачей в Зимбабве выехали за границу с 1980 года.

Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран- доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «мозгов» усиливает диспропорции научно- технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.

Миграция рабочей силы, базируясь на различиях в уровнях экономического развития, вместе с тем способствует ослаблению ряда проблем стран эмиграции. В частности, для ряда, особенно малых стран денежные переводы эмигрантов играют важную роль в качестве источника их валютных поступлений. В крупных странах – Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины они составляют 10-27% экспортных поступлений. Для рабочих – эмигрантов характерна высокая норма

сбережений. Их средняя склонность к сбережениям колеблется от 35% у турецких эмигрантов до 70% у пакистанских. Средняя склонность переводить в страну выезда ниже, колеблясь в пределах 11-50%. Она понижается по мере увеличения срока пребывания иммигранта в принимающей стране.

Денежные переводы стимулируют внутренний спрос, который может привадить к росту производства и занятости. В ряде стран с узкими внутренними рынками они могут увеличивать инфляционное давление и вызывать расширение импорта. Исследования по Бангладеш и Пакистану показали, что только небольшая часть переводов расходуется на производственные инвестиции. В социальной сфере позитивный эффект миграции связывают обычно с ростом благосостояния, если не всего общества, то хотя бы некоторой его части. Положительное влияние может оказывать при общение временных мигрантов к более передовым технологиям, применяемым в странах иммиграции, более высоким стандартам трудовой этики.

Международная миграция трудовых ресурсов слабо влияет на перераспределение дохода в мировом хозяйстве и тем более на выравнивание уровней экономического развития. Рабочая сила до сих пор остается немобильным фактором производства по сравнению с капиталом, который перемещается в мировой экономической системе более свободно. Подобное положение предопределяется политикой прежде всего индустриальных капиталистических стран, которая носит ярко выраженный иммиграционный характер. Начиная с 70-х годов в западных странах начали ужесточать меры по ограничению иммиграции почти параллельно с этим западные страны, и прежде всего США, в рамках политики защиты прав человека развернули кампанию за свободу передвижения людей. Усилилась селективность допуска исходя из целей внешней политики и решения своих экономических проблем. Иммиграционные правила пересматриваются в сторону поощрения притока научных и высококвалифицированных лиц. в этом отношении представляются обоснованными предложения ряда стран о выработке механизма компенсации за использование трудовой иммиграции. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Миграция населения (от лат. migratio) - этимологически означает переселение, перемещение Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2004. стр.727. Однако современное значение этого термина значительно шире. Его применяют для обозначения социальных явлений, неоднозначных по своему характеру, последствиям и обуславливающим факторам.

Историческая роль миграции населения связана с процессами заселения земли, образования и смешения рас и народов; экономическая - с хозяйственным освоением земли, развитием производительных сил, соединением территориально распределенных природных ресурсов и средств производства с рабочей силой; социальная - связана с более полной реализацией потребностей населения в жилье, работе, социально-профессиональном продвижении и т. д.

Среди причин миграции преобладающее значение принадлежит социально-экономическим факторам. Однако в отдельные периоды в разных странах выдвигаются на первое место политические, национальные, религиозные факторы. Во время войн (мировых и локальных) основными контингентами мигрантов становятся беженцы и перемещенные лица "Экономический словарь". Под ред. А.И.Архипова, ТК "Велби", издательство "Проспект", 2004 г..

Встречаются четыре подхода к определению миграции населения.

Во-первых, согласно наиболее широкой трактовке, к миграциям относятся все виды движения населения, имеющие общественную значимость. Сюда включают не только пространственные перемещения, но и текучесть кадров, их движение внутри предприятия, социальное перемещение.

Во-вторых, под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на учебу или работу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе сезонные, работы, поездки, командировки, отпуск и другие перемещения.

В-третьих, в миграции включают такие пространственные перемещения, совершающиеся между населенными пунктами, которые ведут к постоянной и временной смене места жительства, а также представляют собой регулярное двустороннее движение между местами жительства и местами труда и учебы.

И, наконец, в-четвертых, к миграции относят такой процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет к его территориальному перераспределению. В результате переселения происходит соединение места жительства с местом приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграции в России». М., 2001. стр.5-6.

Такой подход исключает из миграции внутрипоселенные перемещения, что позволяет выделить четыре ее вида:

Эпизодические миграции - представляют собой деловые, рекреационные и иные виды поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям;

Маятниковые (челночные) миграции - представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учебы) и обратно, расположенных в разных населенных пунктах;

Сезонные миграции - это перемещения главным образом экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного места жительства (сельскохозяйственные работы, сплавные работы, рыбодобывающая и горнометаллургическая работы и др.);

Безвозвратная миграция - это понимание миграции в узком смысле, как переселение, в отличие от представления миграции как любого пространственного перемещения населения Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграции в России». М., 2001. стр.6,7.

В миграции различают территориальное перемещение населения внутри городской местности, территориальное перемещение населения внутри сельской местности и миграционный обмен населением между городской и сельской местностями. Распределение межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства.

Территориальное перемещение населения может совершаться как внутри страны, так и между странами. Обычно межгосударственное переселение сопровождается сменой гражданства. Внутригосударственная миграция - это процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. В них участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства. Именно поэтому внутренние миграции не влияют на общую численность населения страны, хотя и вносят изменения в его территориальное размещение Миграция населения. Вып.4: Система иммиграционного контроля. Приложение к журналу «Миграция в России». М.,2001.

Миграция, сопровождающаяся сменой места жительства, т.е. собственно переселение, представляет собой миграционный процесс. В конце 80-х годов была разработана теория трехстадийности миграционного процесса. Согласно этой теории миграция включает три стадии. Первая, или подготовительная, стадия представляет собой процесс формирования территориальной подвижности населения. Основная стадия - это собственно процесс переселения населения. Заключительная стадия выступает как приживаемость мигрантов на новом месте. Отдельные стадии миграционного процесса тесно связаны между собой.

Также имеются следующие виды миграции населения - вынужденная миграция, трудовая миграция, нелегальная миграция.

Вынужденную миграцию можно определить как территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного характера.

Под субъектами вынужденной миграции на территории Российской Федерации понимаются следующие категории лиц: вынужденные переселенцы; лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации; беженцы; лица, получившие временное убежище на основании Закона РФ «О беженцах»; лица, получившие политическое убежище в РФ; лица, вынужденные покинуть прежнее место жительства вследствие экстраординарных обстоятельств природного, техногенного или другого характера.

Вынужденные переселенцы - граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

Беженцы - люди, которые не являются гражданами РФ и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут воспользоваться защитой своей страны, или те, которые не имеют определенного гражданства и находятся вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не могут вернуться домой вследствие опасения за свою жизнь и безопасность своей семьи.

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации Ст.1 Федерального закона «О беженцах».

Трудовая миграция - добровольное перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности.

Нелегальная миграция - незаконное проникновение или пребывание на территорию иностранцев и лиц без гражданства с нарушением действующего в России порядка, определяемого соответствующими законами.

Следовательно, миграция - это сложный общественный процесс, выполняющий важные функции в жизни общества и отдельного человека.

В процесс миграции вовлечено все население. Это и ежедневные поездки на работу, учебу, и переезд граждан в другую страну с целью трудоустройства, на место жительства, в результате сложных и проблемных ситуаций в стране исхода.

Миграция населения тесно связана с развитием производительных сил, характером отношений, воспроизводством рабочей силы, расселением населения, урбанизацией, социальной мобильностью, естественным движением населения, его структурой и подвижностью.

В качестве первоочередных целей современной государственной миграционной политики необходимо определить регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции.

криминогенный миграционный оценка

множество событий, влекущих за собой смену места жительства. Одни из этих событий явные (переселение), другие - латентные (формирование подвижности и т.д.). Чтобы все эти события представляли собой процесс, они должны составить статистически значимую совокупность. Миграция, как и другие процессы, совершается во времени, поэтому ее можно измерить в определенном временном интервале. Характеристика структуры миграции принимается как средняя для этого интервала. Структура - это процесс в статике, а процесс - это по своей сути структура в динамике, т.е. непрерывная смена ее состояний. Причем непрерывно меняется структура не только миграционного процесса, но и тех совокупностей людей, которые отдают и получают мигрантов.

Для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс выступает как двоякое движение - как поток выбытий и как поток прибытий, т.е. происходит взаимодействие двух противоположно направленных, относительно однородных серий событий. Но для мигранта событием является не начало (выбытие) или конец (прибытие) миграционного перемещения, а само переселение, т.е. смена постоянного места жительства. Поэтому при рассмотрении миграции, во-первых, со стороны территориально локализованных совокупностей людей и, во-вторых, со стороны участников переселений в понятие «миграционное событие» вкладывается различный смысл. В первом случае из событий формируется процесс, а во втором - поток.

В социологии изучение миграционных процессов должно реализовываться в поиске особенных граней социологического анализа, отражающих сущностные характеристики миграционных процессов в органической связи с их субъектами и с учетом воздействующих на них факторов как институционального, так и ситуационного характера, а также объективного и субъективного аспектов. Так как не только миграционный процесс влияет на социальную ситуацию во всех сферах общества, как принимающего, так и отдающего население (назовем это «миграционный процесс - фактор»), но и сама ситуация воздействует на этот процесс («миграционный процесс - функция»), то при анализе данного процесса нужно исходить из его полисубъектности.

Когда миграционный процесс выступает как фактор (от лат. factor - делающий, производящий), то его можно рассматривать как основную причину и движущую силу тех социальных изменений, социальных связей и отношений, которые обусловливают объективно неизбежные или субъективно возникающие изменения во всех сферах общества приема и отдачи населения.

Для социологического анализа важно определить масштабы и характер воздействия миграционного процесса как фактора на те или иные сферы жизнедеятельности общества, а также придерживаться определенной системы их квалификации в зависимости от проблем и целей исследования, критериев и группировочных признаков.

В качестве основных группировочных признаков можно назвать:

Объективные и субъективные признаки со всеми оттенками и переходами;

Отношение к субъекту деятельности (перемещения);

Отношение к объекту деятельности (внешнее, внутреннее);

Масштаб воздействия;

Динамичность и регулируемость конкретных значений факторов;

Время действия;

Характер действия (постоянно, временно).

Каждая из этих групп факторов находится в сложном переплетении с другими и сама дифференцируется.

При социологическом анализе миграционный процесс как функцию (от лат. function - исполнение, осуществление, соответствие) необходимо рассматривать в следующих значениях:

Как внешнее проявление свойств миграционного процесса в той или иной системе отношений (функция - свойство);

С позиции роли, которую выполняет миграционный процесс по отношению к обществу в целом (функция - роль);

С точки зрения связей миграционного процесса с обществом или сферами его жизнедеятельности и их взаимозависимости (функция - связи).

Под миграцией населения (лат. - переселение) понимают перемещение людей по территориям, которые связаны со сменой постоянного места жительства и работы и приводят к механического прироста населения. В зависимости от причин миграции бывают экономические, политические, религиозные, гуманитарные, экологические, военные. По срокам миграции делятся на: постоянные, сезонные, временные. В зависимости от характера перемещения населения различают внешние миграции-перемещение людей из страны в страну - эмиграция, иммиграция) и внутренние (переселение людей внутри страны, в основном из села в город, что усиливает процесс урбанизации).

Особое место занимает так называемая маятниковая миграция рабочей силы - переезды от места жительства к месту работы и обратно, которая распространена в пригородных зонах. Миграционные процессы состоят из потоков выбытия и потоков прибытия населения за определенный период (зарок). Разница между числом прибытии и числом тех, выехавших за этот период времени, - сальдо миграции, которое определяет увеличение численности населения данной территории за указанный период.

Формирование миграционных потоков происходит под действием специфических закономерностей. Наиболее устойчивыми из них являются:

приоритет экономических факторов в формировании системы потоков добровольной миграции - основная масса перемещений в пространстве вызвана желанием индивидов улучшить свое материальное состояние;

дифференциация уровня миграционной мобильности в зависимости от качественных характеристик индивидов повышенная степень участия в миграционном движении присуща молодым, хорошо образованным лицам, которые не состоят в браке, имеют хорошее состояние здоровья!я. определенные особенности характера (инициативность, смелость);

функционирование двух противоположно направленных потоков - достаточно длительное существование потока миграции вследствие возвращения части мигрантов, которым не удалось закрепиться на новом месте;

инерционность потоков миграции-перемещение населения в установленном направлении продолжается еще некоторое время после того, как прекращается действие факторов, обусловивших формирование соответствующего потока;

определяющее влияние на формирование объема перемещения миграционных возможностей региона, выхода и миграционной емкости населения региона, показателями которых являются численность населения - миграционный поток тем более массовый, чем больше по численности населения регионов, между которыми он проходит;

зависимость объемов миграции от расстояния - чем ближе расположены регионы, тем, при прочих равных условиях, интенсивнее миграционные связи между ними;

взаимосвязь миграционных процессов и ментальных особенностей населения - чем больше степень родства менталитета жителей двух регионов (схожесть языков, обычаев, религии, преобладающих ценностей, репродуктивных установок), тем интенсивнее миграционные контакты, а наличие длительного и интенсивного обмена населением способствует сближению социальных признаков.

Миграционные процессы влияют на естественное воспроизводство населения путем изменения возрастной структуры регионов выхода и населения, трансформацию репродуктивного поведения контингентов населения, изменения условий жизни переселенцев, что отражается на состоянии их здоровья. Миграция влияет и на функционирование и развитие рынка труда; миграционные процессы способствуют развитию расширенного мировоззрения личности, обусловливают повышение приспособляемости к разнообразным условиям жизни, а также обмен навыками и опытом между жителями разных регионов, распространение полезных знаний. Они приводят к перераспределению производителей и потребителей материальных благ и платных услуг между регионами и их подразделениями, изменяют качественные характеристики рабочей силы различных регионов вследствие неравномерной участия в миграционных процессах представителей различных социально-демографических групп.

Миграционные процессы часто приводят к заполнению рабочих мест, не пользующихся спросом у коренного населения - когда отдельные специалисты мигрируют за границу, а там работают на рядовых работах (особенно женщины - домохозяйками, горничными, ухаживают за престарелыми и т. п).

Миграционные процессы, таким образом, является своего рода демографической и демоекономічною "инвестиции" в регионы-реципиенты и, наоборот, вызывают старение населения и ухудшение трудоресурного потенциала в регионах-донорах. Особенно большое экономическое значение миграция имеет как фактор урбанизации, что является неотъемлемым источником количественного и качественного роста. Следовательно, процесс миграции всегда является географическим по форме проявления и социально-экономическим по содержанию.

В экономическом аспекте миграции, прежде всего, выделяют такие ее формы:

миграция, связанная со сменой места жительства (стационарная миграция);

трудовая миграция, которая преимущественно имеет обратный характер.

Такое деление является сугубо теоретическим. На практике, как правило, разделить акты переезда по признаку возвратности можно лишь условно. Мигрант, выбывает до нового места жительства с намерением поселиться на постоянно, может через некоторое время вернуться в места рождения и, наоборот, временный выезд иногда завершается закреплением на новом месте. К тому же цели лиц, которые мигрируют, могут существенно отличаться от оформленных деклараций.

Миграционные процессы переезда за своими причинами можно объединить в две большие группы:

добровольные (трудовая, учебная, этническая, брачная, климатическая, договорная миграция и т. п.);

вынужденные (экологические миграции, насильственной выезд, бегство населения в результате военных действий и миграции по политическим мотивам). По способу реализации миграции делятся на организованные и индивидуальные.

Внешние миграции классифицируют также по принципу легальности (легальные и нелегальные) и по статусу мигрантов. Как отдельные категории участников миграционного процесса выделяются:

лица, которые переезжают на постоянное проживание;

трудовые мигранты, которые переезжают на работу по контрактам (на срок действия контракта);

высококвалифицированные специалисты

работники транснациональных компаний и совместных предприятий, которые по характеру деятельности переезжают из страны в страну;

нелегальные трудовые мигранты;

лица, ищущие политического убежища, беженцы.

Характерными чертами современной миграционной ситуации в Украине в большой степени является ликвидация последствий (ошибок) миграционной политики бывшего Советского Союза, в частности:

репатриация представителей депортированных народов и этнических украинцев - жертв политических репрессий;

постепенное затухание миграционных контактов с государствами Балтийского региона, Закавказья, Центральной Азии наряду с углублением связей со странами, не входившими в состав бывшего СССР;

уменьшение интенсивности стационарных миграций (которые связаны со сменой места жительства и регистрируются государственной статистике) вместе со становлением и развитием нового для Украины вида международного движения населения - трудовой миграции

Широкомасштабные колебания миграционного прироста происходят на фоне стабильного снижения интенсивности стационарных миграций населения.

В абсолютном выражении главным миграционным партнером как прибытия, так и выбытия является Россия. На нее приходится около 55 % общего зовнішньоміграційного оборота.

По относительной интенсивности убытия из Украины первое место занимает Израиль (в 1999-2000 гг. около 300 выбывших в расчете на 100000 жителей этой страны в среднем за год), далее идут Молдова, Россия, Беларусь (30-50 чел на 100000 населения), Германия и большинство стран СНГ Основными миграционными партнерами по прибытию населения в Украину является Молдова (более 100 человек на 100000 жителей), Российская Федерация (28), Армения, Израиль, Беларусь (17-18).

За 1994-2000 pp. Украина по официальным данным потеряла более 600 тыс. человек вследствие миграции, преимущественно молодого и среднего возраста. Сегодня легально и нелегально за пределами Украины находятся и работают около 5,5 - 6,0 млн. лиц, среди которых значительное количество высококвалифицированных специалистов и ученых различных специальностей. Однако ежегодное количество выбывших до экономически развитых стран постепенно уменьшается:

во-первых, из-за исчерпания этнической составляющей этого потока;

во-вторых, вследствие смягчения действия факторов, стимулирующих отъезд;

в-третьих, благодаря расширению возможностей проведения возвратной трудовой миграции в эти страны без изменения местожительства.

Повышение уровня жизни населения постепенно нивелирует этот миграционный процесс, учитывая, что властями государства будет принята программа по созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройства работоспособного населения с доведением до минимума имеющегося безработицы. Сегодня в условиях практического исчерпания потенциала демографического роста едва ли не единственной возможностью увеличения общей численности населения Украины остается активная миграционная политика. Именно миграционный приток может компенсировать естественную убыль населения и обеспечить сбалансирование половозрастной структуры населения.


Введение

1.Понятие и классификация миграции

1.1 Понятие "Миграция". Виды миграций

2.Анализ миграционных процессов в России

2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России

2 Первая, вторая, третья волны миграции

3 Количественная и качественная характеристики мигрантов

3.Проблемы и перспективы миграционной политики РФ

3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России

2 Пути решения проблем связанные с переселением

Заключение


Введение

миграция переселение экономический демографический

Актуальность исследования миграции населения определяется тем, что для современного мира характерны глобальные миграционные процессы, без которых было бы невозможно нормальное функционирование народно-хозяйственного комплекса каждого государства и мирового хозяйства в целом. Миграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, на демографическую ситуацию, на формирование рынков труда и их сегментацию, на жесткость конкуренции. Приток и отток мигрантов изменяют ситуацию на рынке труда, нагрузку на инфраструктуры, на санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности, на межнациональные отношения.

В любом случае миграция - необходимый элемент развития экономики. По большей части нелегальная, она влечет за собой как позитивные и негативные последствия. Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграция населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.


1. Понятие и классификация миграции


1 Понятие "Миграция". Виды миграций


Под миграцией населения (от латинского migration - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных условий и факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Рыбаковским Л.Л. в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе. Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время.(1)

Миграция как пространственное движение населения свойственна всем человеческим обществам. Однако интенсивность, направленность и состав миграционных потоков, их социальные, экономические и демографические последствия существенно различаются не только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным уровнем экономического развития, различными природно-географическими условиями и структурами населения.

Миграция населения - это сложный по природе, формам проявления и последствиям процесс. Чем интенсивнее протекают миграционные процессы, тем более существенные изменения вносятся в различные срезы социальной структуры населения, тем в большей мере меняется его территориальное размещение. Миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на семейный состав и половозрастную структуру, непосредственно связано с социальной, отраслевой и профессиональной мобильностью населения.

Этимологический термин "миграция" означает перемещение, переселение. Но перемещение и переселение - отнюдь не синонимы, что дает возможность одним из этих терминов определить миграцию в широком, а другим - в узком смысле слова.

Территориальные перемещения, совершающиеся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляют собой миграцию в широком значении этого слова. Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения. Проблема расселения населения по территории страны - имеет весьма большое значение, это связано со стремительным развитием урбанизации и порождаемых ею трудностей.

"Урбанизация (от лат.urbanus - городской, urbs - город) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д."

Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые "маятниковые миграции", связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.

К другим признакам миграции относят функциональный признак, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков которые представлены в таблице 1:

Теперь остановимся подробнее на этих видах миграции.

Миграция охватывает такие сходные по формальным признакам явления, как эпизодичные, маятниковые, сезонные и безвозвратные перемещения.

Эпизодическая миграция - это не только возвратный, но и краткосрочный вид территориального перемещения, совершающегося в деловых или рекреационных целях.

Маятниковая миграция - это систематические трудовые или учебные поездки. Сезонный и безвозвратный виды миграции сходны по своим целям: они способствуют соединению личного и вещественного элементов производства. Их различия состоят в том, что в первом случае не ставится задача смены постоянного места жительства.

Безвозвратная миграция в современных условиях осуществляется в следующих формах: сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочих, общественные призывы молодежи, приглашение на работу непосредственно предприятиями, переход работников с одного предприятия на другое, переезд в связи с устройством на работу, самостоятельное переселение и т. д. Четыре первые формы планируются в централизованном порядке. Для миграции такого типа выделяются материальные ресурсы, предпринимаются организационные меры. Однако они, как и миграции в децентрализовано планируемых формах, не составляют большей части миграционных перемещений. Самостоятельным переселениям принадлежит решающая роль в безвозвратных миграциях.

Переселение, или безвозвратный вид миграции, одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие; во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения, совершающиеся внутри населенных пунктов, второе - такие поездки в другие населенные места, которые совершаются не насовсем. В переселениях происходит соединение места жительства с местом приложения труда; учебы или иной деятельности в одном населенном пункте. Этим переселение отличается от других видов миграции.

Миграционное движение может происходить как внутри одной страны, так и между государствами. Поэтому выделяют два типа миграции: внешнюю (международную, межгосударственную) и внутреннюю (внутригосударственную).

Внешние миграции - территориальное перемещение населения, совершаемое между разными странами.

Внутренняя (внутригосударственная) миграция - территориальные перемещения людей, которые могут совершаться внутри одной страны.

Внутригосударственная миграция представляет собой процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. Эти переселения не выходят за пределы государственной границы.

Во внутренних миграциях участвуют граждане данного государства. Внутренние миграции, не затригивая численности населения страны в целом, влияют на его территориальное распределение. Они означают изменение географического размещения той же совокупности людей в отличии от внешней миграции, которая увеличивает одну совокупность за счет другой.

Внутренняя миграция имеет два разреза: межтерриториальный и межпоселенный (сельско-городская). В том и другом случае миграция это явление - смены населением постоянного места жительства. Переезжая из одного района в другой, население одновременно меняет старый населенный пункт на новый - это межрайонные миграции. Переезд из одного населенного пункта в другой одновременно означает и территориальное перераспределение того же населения. Внутренние, как и внешние, миграции бывают добровольными, вынужденными и принудительными. В настоящее время абсолютно преобладают добровольные переселения, хотя наиболее болезненными для страны являются вынужденные миграции (беженцы, перемещенные лица и т.д.).


2 Факторы формирующие потоки миграции


Факторами (причинами) миграции населения называют различные сочетания объективных и субъективных условий, взаимодействие которых вызывает его перемещение. Их выявление имеет важное значение для разработки эффективных мер миграционной политики. Основными факторами миграции являются экономические и социальные. Эти факторы тесно взаимосвязаны. Действительно, изменение образа жизни, социального статуса, создание семьи, получение образования, жилья и т.д., возможно лишь с получением высоких доходов, с выбором региона с более высоким уровнем экономического развития.

Выделяют также факторы: природно-климатические; демографические; этнические; политические; военные.

Уже в ближайшее время ожидается значительное сокращение трудоспособного населения (2006-2015 гг.), и компенсировать его ни за счет роста производительности труда, ни за счет переноса производства в перенаселенные районы страны с более дешевой рабочей силой, по мнению специалистов, окажется невозможно. В этой связи труд станет одним из самых дефицитных ресурсов в России. Следовательно, единственным источником пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Такая ситуация в мировой практике не является исключительной. В послевоенные годы многие развитые страны Западной Европы также столкнулись с ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно сокращалась. Это привело к тому, что ни одна из этих стран не смогла обойтись только собственными трудовыми ресурсами. Все они активно привлекали на работу иммигрантов.

Россия по численности мигрантов занимает второе место в мире. Ежегодно по данным пограничной статистики, на территорию РФ прибывает более 22 млн. чел., из них на постоянное место жительства - 24,8 тыс. чел.

Ежегодно в Россию из дальнего и преимущественно ближнего зарубежья приезжают значительные контингенты работников. Чаще всего - это иммигранты из Казахстана, Узбекистана, Украины, Киргизии, Грузии.

Численность иностранных граждан, работавших в России за 2000-2008гг. возросла в 11,4 раза. Численность российских граждан, выехавших на работу за границу, за этот же период увеличилась в 1,6 раза.

Основными причинами необходимости привлекать иностранную рабочую силу на российские предприятия в современных условиях являются: нехватка рабочих специальностей и профессий; нежелание местного населения выполнять не престижную, малоквалифицированную работу, трудиться в неблагоприятных условиях и на низкооплачиваемых рабочих местах. Подобные работы есть во многих отраслях экономики, но чаще они характерны для предприятий добывающей промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства. Миграция населения является существенным фактором формирования трудовых ресурсов в России, который влияет на их качественный состав, на конъюнктуру на рынке труда как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Это влияние определяется как внутренней, так и международной миграцией, ее интенсивностью и структурой мигрантов. Миграция населения оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений в стране.

К числу основных факторов, влияющих на процессы миграции в России, следует отнести следующие.

Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения сельскохозяйственной продукцией привели к созданию огромного числа маломощных фермерских хозяйств, неспособных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов - хлеба, мяса, птицы. Решать вопросы подъема урожайности, производительности труда в сельском хозяйстве сегодня приходится с помощью гастарбайтеров - корейцев, китайцев и рабочих других национальностей.

Теневизация и криминализация экономики. Теневая экономика в современных условиях составляет до 40-45% к внутреннему валовому продукту. Из них примерно 25% ВВП приходится на так называемую неформальную экономику, т.е. скрываемую, но не запрещенную законом деятельность, а около 20% ВВП приходится на незаконную экономику. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до половины всех частных предприятий и до 60% государственных. Это стало возможным благодаря существующему порядку акционирования промышленных предприятий и включению в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников, контролируемых организованными преступными группировками. В настоящее время действует более 550 тысяч такого рода фирм-посредников, не отчитывающихся перед налоговыми органами, либо представляющих "нулевые" балансы.

Кризис в идеологии. С исчезновением главной цели - построения коммунизма, не произошло ее равноценной замены, а отсутствие национальной идеи, внутреннего стержня, всегда негативно сказывается на всех сферах жизни населения. Появление вместо цели двух глобальных задач, обозначенных как "построение правового государства" и "повышение благосостояния народа", не разрешает проблемы, так как готовых рецептов для решения этих задач ни у кого нет.

Несостоятельность государства в вопросах социальной защиты населения, особенно малоимущих слоев. Высокий прожиточный минимум наряду с задержками выплаты заработной платы, систематическое повышение цен за коммунальные услуги приводят к обнищанию населения и росту социальной напряженности.


2. Анализ миграционных процессов в России


1 Общая характеристика миграционной ситуации в России


Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Сохраняется внутренняя миграция населения, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

На начало 2011года численность постоянного населения Российской Федерации, по оценке с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи, составила 142,9 млн. человек и уменьшилась за 2010г. На 48,3 тыс человек, или на 0,03%. Естественная убыль населения в 2010г. уменьшилась по сравнению с 2009г. на 7,4 тыс. человек.

Миграционный прирост на 65,5% компенсировал численные потери населения (в 2009г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 4,2%).(Рис.1)

Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации


За 2010г. число мигрантов внутри России увеличилось на 203,0 тыс.человек, или на 11,9% по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост населения России снизился на 89,4 тыс.человек, или на 36,1%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 88,3 тыс.человек, или на 31,5%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ - на 89,6 тыс.человек, или на 34,2%. Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, или на 3,4%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,9 тыс.человек, или на 4,3%.

С точки зрения процессов пространственного перераспределения населения на территории страны выделяются пять крупных регионов.

Европейская принимающая зона, которую составляют Центральный и Приволжский округа, часть Северо-Западного (бывший Северо-Западный экономический район, Карелия, Калининградская и Вологодская области), часть Южного округа (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, Адыгея), Приволжский округ. Эта зона занимает всего 15,3 процента российской территории, но концентрирует 66,4 процента ее жителей. Плотность населения здесь в 4,3 раза выше среднероссийской и почти в 11 раз выше, чем суммарно в остальных частях страны.

Европейский Север - Мурманская, Архангельская области, Республика Коми и Ненецкий АО. Несмотря на небольшое число входящих в него регионов и малочисленность населения, занимает почти семь процентов территории страны.

Республики Южного федерального округа (все за исключением Адыгеи). Занимая всего один процент российской территории, они концентрируют 4,4 процента населения страны, средняя плотность населения в них такая же, как в основной принимающей зоне.

Урал и Западная Сибирь -- Уральский округ и часть Сибирского (Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край, республики Хакасия и Горный Алтай). По площади занимаемой территории эта группа регионов превосходит основную принимающую зону, а по численности жителей уступает ей в четыре раза. Плотность населения здесь на уровне средней по стране.

Восточная отдающая зона, которую составляют остальные регионы Сибирского округа и Дальневосточный округ. Это 60 процентов российской территории, на которой живет немногим более 10 процентов россиян. Средняя плотность населения -- 1,4 человека на квадратный километр, и она в последние годы сокращается вслед за убывающим населением.


2 Первая, вторая и третья волны миграции


Что касается эмиграции в советское время, то исследователи выделяют три ее главных потока, называемых обычно "первой", "второй" и "третьей" эмиграцией. Все три потока были обусловлены преимущественно политическими причинами и существенно отличались от дореволюционной эмиграции по экономическим причинам, наиболее типичной для новейшей истории западных стран. "Первый" и "второй" потоки - это в основном вынужденные "волны" эмиграции периодов первой мировой, гражданской и второй мировой войн; "третий" поток - добровольная, преимущественно "этническая" эмиграция последних десятилетий. Конечно, такое деление условно, потоки эмиграции, то ослабевая, то усиливаясь, не иссякали почти никогда. Речь идет, по существу, о трех пиках эмиграции.

Согласно имеющимся приблизительным (особенно для двух первых "волн") оценкам масштабы эмиграции из СССР были следующими: первая эмиграция (1917-1938) - 4 - 5,5 миллиона человек, вторая (1939-1947) -8-10 миллионов, третья (1948-1990) - 1,1 миллиона. Как видно, третья - впервые относительно добровольная - эмиграция значительно уступает по масштабам первым двум.


Начиная с 1961 года мы располагаем официальными данными Госкомстата СССР. Они показывают, что в 60-е годы - во время хрущевской оттепели и сразу после нее - наблюдался некоторый приток населения в СССР. В основном это были армяне, возвращавшиеся на историческую родину, беженцы из Китая, а также резко увеличившийся поток студентов, приезжающих на длительную учебу из стран Азии и Африки. Был, конечно, и большой отток, но он перекрывался иммиграцией, так что сальдо миграции для СССР было положительным.

В последующие десятилетия приток значительно уменьшился. Отток также представлял собой слабый ручеек, ограниченный строгими запретами, тем не менее миграционное сальдо стало отрицательным. В 70-е годы размеры чистой эмиграции колебались в пределах 10 -15 тысяч человек, лишь в отдельные годы поднимаясь до 30 - 40 тысяч. В 80-е годы эмиграция была еще меньше. Перелом произошел в 1988 году, когда были разрешены практически свободная эмиграция евреев, немцев и греков и выезд в гости по частным приглашениям. Население сразу же отозвалось на расширение такой свободы. Выезд из СССР по сравнению с предыдущим годом увеличился в 2,5 раза (108 тысяч против 39), еще раз более чем удвоился в 1989 году (235 тысяч) и снова почти удвоился в 1990-м (452 тысячи). Обратный же поток был невелик. Отличительная черта международного миграционного обмена СССР в последние годы - его резко выраженная односторонность: быстрое увеличение эмиграции, в то время как иммиграция остается крайне незначительной. Самые большие потоки эмигрантов направлялись в Израиль и в Германию, существенная часть - в Грецию и в США. Основную их часть (около двух третей) дали - почти поровну - Россия, Украина и Казахстан. Весомы доли Беларуси (7,5 процента) и Молдовы (4,6). Из европейской части страны выезжают в основном евреи, из Казахстана и Средней Азии - немцы. Средняя Азия в 1990 году дала 16 процентов эмигрантов.

Несмотря на огромные количественные сдвиги последних лет, в качественном отношении - это все та же "третья эмиграция", состоящая из представителей нескольких национальных или конфессиональных меньшинств, добившихся права свободного выезда и ориентированны чаще всего на возврат на историческую родину или на соединение с мощной зарубежной диаспорой. Собственно, благодаря зарубежной поддержке "третья эмиграция" и смогла приобрести большие масштабы, в этом ее отличительная черта. Мотивы же ее многообразны, в них переплетаются экономические, политические, этнокультурные и другие соображения.


3 Количественная и качественная характеристика мигрантов


Миграция населения обрела ранг такого социального процесса, который оказывает ощутимое влияние на экономику, социальную среду и культуру во множестве стран мирового сообщества, в том числе в России. Миграционные процессы влекут за собой изменения в социальной и демографической структурах российского общества. Они оказывают существенное влияние на общественное разделение и величину оплаты труда, а также на уровень социальной напряженности в регионах с длительным и интенсивным притоком и, напротив, оттоком людей.

К сожалению, количественные характеристики миграционного оборота крайне редко рассматриваются в органической связи с его конкретными социальными последствиями. А они могут быть как позитивными, так и негативными. Например, обмен населением России с зарубежными странами характеризуется миграционным приростом для нашей страны. В глобальном, в том числе в демографическом плане этот факт можно оценивать положительно. В частности, миграционный прирост населения компенсирует его естественную убыль, обусловленную в нашей стране тем, что показатели смертности многие годы преобладали над показателями рождаемости.

Однако если сопоставлять качественный состав мигрантов, прибывающих в Россию и выбывающих из нее, по таким существенным показателям, как уровень общего и профессионального образования, деловая квалификация, состояние здоровья и другое, то миграционный обмен выглядит проблематичным. (Приложение 1).

Проблема состоит в том, что люди традиционно перемещаются из менее в более развитые страны.

В Российскую Федерацию прибывают в основном мигранты из стран СНГ, в том числе три четверти из зарубежных стран Центральной Азии и Закавказья. Их состав достаточно пестрый, но многие из них относятся к категории социально уязвимых людей, нуждающихся во всемерной помощи со стороны государства и общества.

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?

В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны в регионы центры и юга европейской части России (табл.2,3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). (Приложение 2)Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.


Таблица 2 Внутрироссийская миграция по федеральным округам, 2009

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.


Таблица 3 Коэффициенты миграционного прироста по федеральным округам Российской Федерации (миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население20052006200720082009Российская Федерация911181818Федеральные округа:Центральный3539465046Северо-Западный914182121Южный3518119Приволжский11669Уральский812171313Сибирский-8-9-237Дальневосточный-32-33-23-31-28

Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Больше всего перемещаются мужчины (рис 2).


Рис.2 Половозрастной состав мигрантов в России в 2009 году.


Наибольшее число мигрантов на территории России находится в возрастной категории от 20 до 49 лет (рис. 3, 4).


Рис.3. Численность и возрастной состав мужчин во внутререгиональных потоках в России в 2007 г. и в 2009г.


Рис.4 Численность и возрастной состав женщин во внутререгиональных потоках в России в 2007г. и в 2009 г.


Цели внутренних перемещений разные: обучение, смена местожительства, туризм, деловая, трудовая деятельность и так далее.

Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте составляет 86%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.

Около трех четвертей всего миграционного прироста, получаемого Центральным федеральным округом в межрегиональных миграциях, аккумулируют Москва и Московская область.

То, что центр во все годы рассматриваемого периода имел высокие показатели миграционного прироста, естественно. Это регионы, где темпы сокращения промышленного производства были минимальными, а среднедушевой денежный доход - максимальным.

Вселение мигрантов в новый для них район связано с целым рядом демографических, социальных и экономических изменений. Мигранты становятся жителями района вселения, участвуют в воспроизводстве его населения, в освоении природных ресурсов, в развитии экономики и т.д. Мигранты прибывают в новый для них район, обладая опытом и знаниями, приобретенными в районах выхода, имея разветвленные родственные и имущественные связи и др. В новом районе все это или многое из этого надо приобретать. Для них главным в районе вселения является пройти стадию приживаемости. Приживаемость новоселов - это антипод интенсификации миграционной подвижности населения. Приживаемость мигрантов заключается в превращении мигранта в новосела, а новосела в старожила. Приживаемость включает в себя два основных компонента: адаптацию(социальную и биологическую) - процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни и приспособление условий жизни к потребностям человека(перестройка внешних условии в соответствии с потребностями субъекта).

Граница перехода новоселов в состав постоянного населения в России составляет около 10 лет. Сроки приживаемости могут колебаться в зависимости от мест выхода мигрантов, смены поселенного статуса, различий структуры мигрантов и населения районов вселения и т.д.


3. Проблемы и перспективы миграционной политики РФ


1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов в России


Миграционные процессы, происходящие в современном мире принимают такие масштабы, что от успешного его решения зависит социальная, политическая и экономическая стабильность страны, судьбы людей, уровень и качество их жизни, государственная и национальная безопасность в целом. Оптимизация этих процессов требует взаимодействия и координации на межгосударственном и межведомственном уровне.

Необходимость регулирования иммиграции не подвергается сомнению. Проблема - в поиске разумного баланса между максимизацией выгоды от притока иммигрантов и минимизации неизбежных социальных рисков.

Учитывая, что основной контингент иностранных граждан в России сегодня и в ближайшей перспективе - временные трудовые мигранты, основной акцент интегративной политики должен быть сделан на этой категории мигрантов. К сожалению, в настоящее время отсутствуют не только инструменты реализации интеграционной политики, но и понимание, что миграционная политика не может быть сколько-нибудь эффективна без политики интеграции.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению органов власти федерального и регионального уровня, но в целом является общефедеральной задачей. В этой связи приходится констатировать, что абсолютное большинство проблем в этой сфере связано с отсутствием какой-либо разумной миграционной политики.

Основные негативные последствия этого следующие:

) Наличие в целом по России миллионов незаконных мигрантов;

) Рост общеуголовной преступности и увеличение доли латентных преступлений, включая тяжкие. Можно отметить, что основные нарушения закона в смежных отраслях - незаконный оборот наркотиков и оружия, налоговые правонарушения, контрабанда, торговля контрафактным товаром, незаконное предпринимательство, а также разнообразные нарушения установленных правил торговли, строительства, норм охраны труда, содержания жилых помещений и т.д.

) Рост и усиление крупных обособленных национальных диаспор.

Эти "неформальные" структуры, опираясь на свои внутренние ресурсы и всестороннюю помощь своих стран, уже сейчас контролируют значительную часть весьма прибыльных отраслей экономики, в частности, в сфере оптовой торговли, строительства, транспорта, индустрии развлечений, всемерно усиливают давление на органы власти и управления, добиваются реального влияния на принимаемые решения, вплоть до прямого проникновения в государственные структуры. В некоторых приграничных регионах этот процесс давно приобрел угрожающий характер;

) Огромные по объему теневые финансовые потоки, включая вывоз капитала за пределы России. Значительная часть теневого оборота в сфере незаконной миграции идет на поддержание коррупции, на финансирование криминального бизнеса и преступных сообществ, а также на формирование и обеспечение деятельности национальных диаспор. В целом величина теневого оборота в этой сфере достигает нескольких миллиардов долларов ежегодно.

Опасность дальнейшего развития названных негативных тенденций стала очевидной уже достаточно давно, однако хаотичность и бессистемность принимаемых мер свидетельствует, как минимум, о непонимании проблемы в целом. По крайней мере, представляется необходимым не только констатировать существующие трудности и недостатки системы управления, но и выделить приоритетные направления в этой области и сконцентрировать на них имеющиеся ресурсы, которых в распоряжении государства немало.

В целом любая миграционная политика сводится к двум действиям - пресечению въезда в страну нежелательных категорий иностранцев и стимулированию въезда, соответственно, "желательных" категорий.

Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.

Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и рыночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производств за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.


3.2Пути решения проблем связанные с переселением


Главной задачей миграционной политики в настоящее время должны стать меры по повышению мобильности населения, необходимым условием которой является свобода передвижения. В современных условиях она сдерживается ограничениями, связанными с регистрацией мигрантов в субъектах РФ, неразвитостью рынка жилья, проблемой защиты частной собственности, наличием института прописки. Основные направления деятельности правительства России связанны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Эти документы предусматривали разработку и реализацию мероприятий по государственному регулированию миграционных процессов.

К ним в частности относятся:

Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду (а так же беженцев, вынужденных переселенцев и др.), использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. Акцент сделан на наиболее уязвимых и нуждающихся граждан;

Привлечение в РФ иммигрантов исходя из интересов экономики страны и её регионов. Эти меры направлены на содействие возвращению высококвалифицированных специалистов и на адаптацию иммигрантов. Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю привлечения иностранной рабочей силы, защите российского рынка труда, где приоритетные права на занятие вакантных мест отводятся российским гражданам. Создаётся противодействие нелегальной миграции рабочей силы;

Для лучшего обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой, создаются условия на основе развития регионального рынка жилья, необходимых социальных услуг. В регионах с экстремальными климатическими условиями используется вахтовый метод ведения работ.

Среди основных мер миграционной политики следует отметить следующие:

Приём и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в проживании и работе;

Оказание господдержки в обустройстве социально-незащищённых вынужденных переселенцев.

Помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учётом специфики различных категорий мигрантов;

Дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения и стимулирования мигрантов на эти территории с учётом интересов государства и населения;

Регулирование потока мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, применение санкций за нарушение иммиграционного законодательства;

Господдержка категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители крайнего севера, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.

Главными аспектами миграционной политики России являются:

Обеспечение прав граждан РФ на свободу передвижения;

Гарантия защиты трудящихся-мигрантов за рубежом и их поддержка;

Гарантия беспрепятственного возвращения на родину и обеспечение помощи в адаптации мигрантов.

Организационные формы и направления деятельности госорганов и негосударственных структур регулирования миграционных потоков достаточно разнообразны. Важна разработка и реализация федеральных и территориальных программ.

Иммиграционная политика РФ представлена большим разнообразием законов и подзаконных актов и базируется на нормативно-правовой основе.

Иммиграционное законодательство предусматривает определённые санкции за нарушение порядка иммиграции, которые налагаются как на иммигрантов, так и на лица им помогающих или нанимающих на работу. Санкции различаются от штрафов до депортации.


Заключение


Миграция - это часть современной мировой глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Миграция - процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности. Миграция населения (в первую очередь трудовая) - позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц. Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны. Проблема миграции как явления не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику.


Список использованной литературы


1Азаров Н.: Конституционно-правовое регулирование миграции в РФ. 2010г. "Власть" №4. С. 47-51.

2Алешковский И.А., Ионцев В.А Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире."Век глобализации". Выпуск №2/2008.

Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2010.

2.Бутов В. И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. третье изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ "МарТ", 2009.

3.Вишневский А.Г., Зайончковская Ж.А.: Волны миграции. Новая ситуация. "Свободная мысль", 1992г.; 12:4-16.

Воронин В.В "Экологическая и социальная география Российской Федерации" Самара 2009г.

Ионцев, В. А. Международная миграция: теория и история изучения // Международная миграция населения: Россия и современный мир / под ред. В. А. Ионцева. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - Вып. 3. - С. 53-105.

Курицын И.И. Региональный аспект миграции населения в Российской Федерации на современном этапе [Текст]/И.И. Курицын; // География в школе. - 2006. - № 6.

ПЛИСЕЦКИЙ Е.Л. "Современные миграционные процессы в России" - Доклад.

Подгорнова Н.В. Современные миграционные процессы в России // География в школе №3/2000. 39 с.

Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М., 2005.

Рыбаковский О.Л.: Межрегиональная миграция населения. СОЦИС-2011№4 С.34-43.

22 Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. 2001

Совельев А. Н. Миграция населения в России. 2009

Топилин А.В., Малаха И.А. Миграция высококвалифицированных кадров // Народонаселение. 2008. № 2.

Элефтерова М.П.: Трудовая миграция в России. 2010г. - №2. Вопросы статистики С. 49-55.

16.Юдина Т.Н. Социология миграции Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. - 272 с.

Демографический ежегодник России 2010: Стат.сб. - М.: Росстат, 2009

Независимая газета. Июнь 2011г.

Россия в цифрах www.sci.aha.ru/cgi-bin

Сборник материалов расширенного заседания Коллегии Федеральной миграционной службы "Итоги деятельности ФМС России в 2007году" М. 2008г.

Федеральная служба государственной статистики. Информация о социальном положении России - 2011г.

Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.