Задания конституции егэ по обществознанию. Территорию составляют территории её субъектов

Лекция

«Конституция Р.Ф.»

Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?

(паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта.

(ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?

(да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция РФ». Запишите пожалуйста тему урока в опорном конспекте, который вы вложите в сою тетрадь.

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

Определяющий:

Как устроено государство

Как образованы органы власти

Каковы права и обязанности граждан.

Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос : В каком государстве и когда была принята первая Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".

Вопрос : Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

Ответы с мест: "1. декабристы - Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. в 1918 году в Советской России после октябрьского переворота 1917 года.

В 1924, 1936, 1977 – Конституции СССР. Когда была принята Конституция РФ, и каким образом?

С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст учебника на стр. 187, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (все законы должны ориентироваться на конституцию)

Запишите в тетрадь

Конституция – это юридический документ, который принимают в современном цивилизованном обществе, чтобы установить и закрепить:

    отношения между властью и гражданином (как государство должно относиться к гражданину и как гражданин должен относиться к государству, какие должен иметь права и обязанности)

    устройство государственной власти

    устройство государства – основы конституционного строя.

Работа с текстом

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ Проанализируйте данный документ.

Конституция РФ

Конституция РФ - не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.

Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население . (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)

Основы конституционного строя – это главные принципы, фундамент на котором построено государство. Они изложены в первой главе (статьи 1 – 16).Конституционных принципов 4: верховенство права, демократизм, федерализм и гуманизм. Когда речь идет о принципах демократизма и верховенства права – это значит, что источником власти является народ России и что закону должны подчиняться не только граждане, но и государство (статьи 3– 16).

Народовластие – есть один из четырех основных конституционных принципов. Все эти принципы получили свое развитие в следующих главах Конституции РФ, более того, все другие законы должны исходить их этих принципов, так как они составляют основу конституционного строя

Глава 2 посвящена правам и свободам человека и гражданина.

Найдите и прочитайте в тексте Конституции РФ статьи соответствующие этой схеме, назовите их. (ст.20, 22, 28, 29, 30)

А вот случай из жизни, давайте его рассмотрим с точки зрения границ свободы.

Задача № 1.

«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались при своем мнение. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности: «Ты жадина, поэтому и не даешь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, вот и поешь!» - ответил другой» Скажите, допустима ли такая свобода выражения мнения? Кто из спорщиков нарушил правила использования права на свободу слова?

Свобода связана с сознательным выбором. Человек ответственен за свой выбор. Свобода слова, как и любая другая свобода, небезгранична. Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому в законе установлен ряд ограничений свободы, слова, призваны защитить права и законные интересы других лиц, в частности:

    Нельзя разглашать государственную тайну.

    Нельзя разглашать профессиональную тайну (врачебную, юридическую и т.д.)

    Нельзя никого оскорблять (т.е. унижать или порочить честь и достоинство в неприличной форме).

    Нельзя клеветать (т.е. распространять заведомо ложную информацию) и т.д.

Приведенные в задаче высказывания можно квалифицировать по-разному: «Жадина» - это скорее сведения порочащие честь и достоинство человека. Выражение типа «Балбес» - следует квалифицировать как оскорбление.

Кроме прав существуют еще и обязанности, которые мы, как граждан РФ, должны выполнять. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, чем прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем без закрепления основных обязанностей индивидов обойтись нельзя, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства.

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:

    Граждане должны соблюдать и законы РФ (статья 15)

    Граждане обязаны платить налоги и сборы (статья 57)

    Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду (статья 58)

    Обязанность защищать Отечество (статья 59)

    Граждане обязаны заботиться о сохранение исторического и культурного наследия (статья 44 пункт 3)

    Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего среднего образования (статья 43)

Обратимся к статье 43 Конституции РФ, здесь наряду с правом идет речь об обязанности. Прочитайте эту статью.

А как вы отнесетесь к следующему факту, давайте подискутируем.

Задача №2.

В статье 43 Конституции РФ устанавливается обязанность в получении детьми основного общего образования (9 классов). Родители или лица, их заменяющие, объявляются ответственными за это. Эта норма закона далеко не у всех вызывает одобрение.

Многие считают, что необходимо узаконить получение обязательного одиннадцатилетнего образования. Выскажите свое мнение относительно данной конституционной нормы.

Более прогрессивно мыслят поддерживающие вторую точку зрения.

Конечно, можно выбрать любую работу, даже и без знания теорем и произведений Гоголя. Но ведь в школе изучается не только этот материал, но и основы обществознания, истории, географии, русского языка, физики и т.д.

Малограмотный человек – это потенциально плохой работник. Пусть сейчас мы еще нуждаемся в неквалифицированном труде, но в дальнейшем развитие технологии позволит от них избавиться еще в большей мере либо вообще. Куда же деваться необученному? Ведь научится пользоваться техническими орудиями труда, он не сможет – не знает основ физики и других наук. Вполне вероятно, он станет обузой общества.

Малограмотный человек – это политически незрелый и пассивный человек. Обладая рабской психологией, он не способен «давить» на власть и заставлять ее служить обществу. Малограмотный человек – это и плохой семьянин, который не сможет вырастить здоровых и умных детей, поскольку сам не имеет ни какого представления о здоровом образе жизни. Отступление назад в области образования, которое предусматриваются в действующей Конституции по сравнению с предыдущей, сделаны вынужденно. Но по мере накопления общественного богатства наше государство перейдет на обязательное полное среднее образование. Гос. Дума на данный момент рассматривает вопрос о внесение поправки в Конституцию об изменении статьи 43 Конституции. Правительство РФ предлагает установить обязательное полное образование (11-летнее).

Прочитайте название третьей главы

«Федеративное устройство». По Конституции в статье 65 говорится о 89 субъектах РФ, где 2 города федерального значения. (Это Москва и С-Петербург)

В апреле 2005 года начался процесс укрупнения субъектов РФ. Решение об объединении принимается на референдуме, а затем Государственная Дума вносит изменения в Конституцию. Так,в результате проведенных референдумов, Красноярский край, Таймырский автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединяется в Красноярский край; Камчатская область и Корякский автономный округ – в Камчатский край, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ – в Пермский край, а Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область оформятся в новый субъект РФ – Иркутская область

На данный момент прошло 4 референдума, сколько же субъектов РФ теперь в нашей стране и Государственная Дума должна внести изменения в Конституцию об этом?

84 субъекта. Решение: ((89-9)+4=84) – Государственная Дума должна внести изменения в Конституции РФ.

Устройство государственной власти.

Сила этой власти объясняется тем, что она формируется путем прямого волеизлияния народа – всеобщих выборов, эту власть принято называть представительной, так как она представляет народ страны, только эта власть наделена исключительным правом издавать законы, все остальные (исполнительная и судебная) могут действовать на основе законов, принятых парламентом.

Запишите в тетрадь

Следует помнить, что главный источник власти – народ – это принцип демократизма.

Учитель: Президент РФ – является главой государства, президент является гарантом Конституции. Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, он способствует их взаимодействию и помогает найти выход в случае спора, он является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властями. Он может сдерживать Федеральное собрание, если оно вызвало недоверие Правительству РФ. А Федеральное собрание имеет право отстранить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, которую он проводит, не отвечает интересам России и является преступной.

Может ли, один и тот же человек занимать более двух сроков пост президента РФ?

Нет, по статье 81 Конституции РФ.

Конституционный строй (схема)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства.

Форма государства

устройства режим

Какие бывают формы правления (Республика, монархия)

Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)

Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2,13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)

Форма государства

Форма правления Форма государственного Политический

устройства режим

республиканская федеративная демократическая

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.

Республики – 21

Края -9

Области - 46

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

А в каком субъекте РФ мы живем?

А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Представьте такую ситуацию:

Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?

Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

Назовите три ветви государственной власти.

Государственная власть

Законодательная Исполнительная Судебная

Кто представляет законодательную власть?

На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

Кто является председателем Государственной Думы?

Кто осуществляет исполнительную власть

Имя председателя правительства РФ

Кем осуществляется судебная власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

Кто является главой государства? (президент)

Назовите имя президента.

Кто был первым президентом.

Кто был вторым президентом.

А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

Мы с вами на основе Конституции РФ разобрали форму нашего государства.

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.

Вопросы и задания

1. Что такое Конституция страны? Какое место среди других законов она занимает?

Конституция (от лат. constitution - устройство) – Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Как было сказано, конституция – это Основной закон государства. Он стоит над остальными законами. И принимаемые законы не должны противоречит конституции.

2. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы можете реализовать личные, политические, экономические, социальные, культурные права.

Личные права – право на охрану достоинства личности государством - граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Политические – свобода вероисповедания - право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается.

Социальные – право на образование – обучение в школе.

Культурные – право на пользование родным языком – Россия является многонациональной страной и республики устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка

3. Какие обязанности есть у граждан России, в частности у вас?

1. Гражданин обязан соблюдать законы государства.

2. Гражданин должен платить налоги и сборы.

3. Гражданин должен защищать Отечество.

4. Гражданин должен сохранять природу.

5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

6. Гражданин должен беречь памятники культуры.

4. Какие обязанности имеет государство по отношению к своим гражданам?

1. Государство не имеет права ни отменять, ни ограничивать (кроме оговоренных законом случаев) права и свободы человека - а некоторые, основополагающие права - ни при каких обстоятельствах (что тоже оговорено законом).

2. Государство обязано активно содействовать созданию условий для реализации прав и свобод.

3. Государство обязано создавать специальные учреждения по охране прав.

4. Защита от внешних и внутренних угроз.

5. * Подготовьте сообщение об особенностях Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации. Принята по итогам референдума 12 декабря 1993г. Вступила в силу с момента ее официального опубликования 25 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Главный акт государства состоит из преамбулы, двух разделов, 137 статей, 9 параграфов, переходных и заключительных положений. Преамбула не включает никаких правовых норм, она наиболее значима, так как в ней прописаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию самой Конституции. В этом документе закреплены также новые теории организации общегосударственного строя, базисом которого является концепция разделения властей. Основный закон страны полагается знать каждому гражданину, не наизусть, но хотя бы в общих чертах. Но как показывает практика, даже каждый 10 человек незнаком с Конституцией, возможно, что есть даже те, кто о ней и не слышал.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Особенности конституции РФ:

1. Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

2. Конституция РФ обладает верховенство (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один правовой акт в стране не может быть принят, если он противоречит Конституции.

3. Конституция РФ имеет высшую юридически силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них.

4. Особый порядок охраны конституции. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля - Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

6. * Могут ли в государстве существовать права без обязанностей или обязанности без прав?

В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность. А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. Обязанности свидетельствуют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

А обязанности без прав могут существовать в тоталитарных государствах. В таких государствах у людей права практически отсутствуют.

7. * Всегда ли записанные в Конституции права исполняются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни? Приведите, если сможете, примеры нарушения прав граждан.

Записанные в Конституции права не всегда исполняются. Часто нарушение прав людей совершают сами же люди. Например, право на жизнь. Но однажды ночью на человека напали с целью ограбления и убили его. Данное право было нарушено другим человеком. Сюда же можно отнести и кражу, вождение машины в не трезвом состоянии.

Для соблюдения прав в реальной жизни необходимо развивать правовую культуру личности, а также развивать положительные качества человека. Со стороны как государства, так и человека должно быть неукоснительное исполнение законов.

?Проблема. Может ли подросток на практике реализовать все права гражданина России?

Подросток не может реализовать все права гражданина, поскольку законодательство ограничивает несовершеннолетних в правах. Например, участвовать в выборах могут граждане РФ, достигшие 18 лет.

Практикум. Заполните таблицу.

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких?либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3?5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной

11. Светский характер государства

Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой

Лекция:

Конституция РФ


Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

    знать свои права и обязанности;

    иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;

    знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму.

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Федеральное устройство
  4. Президент
  5. Федеральное собрание
  6. Правительство
  7. Судебная власть
  8. Местное самоуправление
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

Основы конституционного строя РФ


Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

  • Народовластие (прямая и представительная демократия)
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
  • Верховенство закона
  • Федерализм
  • Суверенитет государства
  • Социальный характер государства
  • Светский характер государства
  • Республиканская форма правления
  • Политический плюрализм
  • Многообразие форм собственности

Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

    Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме

  • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
  • Статья 3 провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
  • Статья 4 закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
  • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
  • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
  • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
  • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
  • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.

  • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
  • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
  • Статья 12 признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во - первых, это право на судебную защиту , к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во - вторых, право на компенсацию дополнительных расходов , возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В - третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью - жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры - газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
  • Статья 13 провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология.
  • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.

  • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
  • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9.

Правовой статус человека и гражданина


Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.
Рассмотрим классификацию прав и свобод , которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:

    Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.

    Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.

    Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.

    Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.

    Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

    Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.

    Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.

    Судебная защита прав и свобод.

    Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.

    Возмещение государством вреда , причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.
Конституционными обязанностями являются:

    Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)

    Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)

    Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)

    Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)

    Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)

    Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)

    Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)

    Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Тренировочные задания по Конституции РФ

для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

2014

Пояснительная записка

Данное пособие составлено для учащихся старших классов в качестве тренировочного материала для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Задания можно использовать как в системе, так и выборочно для проведения самостоятельных работ, зачетов в 10-11 классах при прохождении темы «Основные положения Конституции РФ», «Государственное устройство РФ». В профильных классах гуманитарного цикла, где преподается отдельный предмет «Правоведение» и изучению Конституции РФ отводится до 10 - 15 уроков также имеет смысл проработать предложенные задания. Пособие можно использовать и для самостоятельной подготовки учащихся к урокам и экзамену.

Задания составлены с учетом специфики ЕГЭ по обществознанию. По каждому разделу и главе Конституции предлагаются варианты простых тестов, заданий на сопоставление, рассуждение, работу с источником и т.д.

Пособие составлено в соответствии с требованиями к выпускнику школы и продиктованы увеличением на экзамене количества заданий, выполнение которых напрямую связано со знанием Конституции РФ.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

  1. Высшей ценностью в РФ признаётся:
  1. государство
  2. законы
  3. человек
  4. суверенитет
  1. Россия по форме правления является:
  1. конституционной монархией
  2. демократическим государством
  3. республикой
  4. федерацией
  1. Единственным источником власти в стране является:
  1. государство
  2. народ
  3. законы
  4. парламент
  1. Независимость государства внутри страны и за ее пределами – это
  1. суверенитет
  2. паритет
  3. плебисцит
  4. плюрализм
  1. Верны ли следующие суждения об осуществлении власти в РФ?
  1. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.
  2. Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы.
  1. Свою Конституцию в составе РФ имеет:
  1. область
  2. край
  3. автономный округ
  4. республика
  1. Государство, которое берет на себя обязанность заботиться о благополучии своих граждан и обеспечивать им достойную жизнь, называется:
  1. социальное
  2. светское
  3. гуманитарное
  4. правовое
  1. Верны ли следующие суждения о защите собственности в РФ?
  1. В Российской федерации признаются и защищаются равным образом частная и государственная формы собственности.
  2. В Российской федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  1. В систему органов государственной власти не входят
  1. суды
  2. местное самоуправление
  3. парламент
  4. президент
  1. В чем выражается принцип светскости Российского государства?
  1. в наличии многопартийности
  2. в разделении церкви и государства
  3. в охране труда и здоровья людей
  4. в принципе разделения властей
  1. Верны ли следующие суждения о соотношении норм международного права и Конституции РФ?
  1. В Конституции РФ установлен принцип приоритета международного права перед внутригосударственным.
  2. Общепризнанные нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

В1 . Запишите слово, пропущенное в схеме:

В2. Вставьте пропущенное слово:

« Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на ………., исполнительную и судебную.»

В3. Ниже приведен перечень субъектов РФ. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Край, область, республика, район, автономный округ, автономная область, города федерального значения.

В5. Найдите в приведенном списке экономические принципы, закрепленные в Конституции РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. поддержка конкуренции
  2. свободное перемещение товаров и услуг
  3. охрана труда
  4. защита всех форм собственности
  5. установление гарантированного минимального размера оплаты труда

Ответ: ________________________

В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Многообразие иначе называют ___________ (1) … В то же время идеологическое единообразие, наличие единственной и общеобязательной __________ (2) характерно для тоталитарного государства.

В настоящее время в ч.2 ст. 13 ____________ (3) отмечено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Политическое многообразие означает свободу мнений, идей и взглядов в сфере _________ (4) , т.е. в сфере управления государственными и __________ (5) делами.

Люди, имеющие одинаковые политические взгляды, имеют возможность объединяться в ________________ (6) и другие общественные объединения, а также выражать свои политические взгляды индивидуально».

Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) идеология

Б) власть

В) Конституция РФ

Г) институт

Д) политическая партия

Е) общественный

Ж) группа

З) политика

И) плюрализм

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Суверенитет народа.

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.

(Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1998.)

С1. Выпишите из текста определение понятия «суверенитет». В каких значениях оно употреблялось в разные периоды истории?

С2. Что, по мнению автора должно исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите две причины почему «в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным».

С3. На основании текста назовите

С4. Опираясь на знание истории и обществоведческого курса,

С5. Дайте определение понятию «экономическая свобода».Опираясь на знание обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию об экономической свободе.

С6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С7. Многообразие иначе называют плюрализмом. Какие виды плюрализма отмечены в Конституции РФ? Дайте им краткое описание.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основы конституционного строя РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.