Мин татарча. «Мин татарча сойлэшэм!»: как активисты борются за сохранение родного языка

Австралийская история после второй мировой войны представляет собой сагу взлетов и падений - подъема к неслыханному процветанию 50-х и 60-х, за которым последовало неожиданное крушение великой «среднеклассовой» мечты. В конце ХХ столетия идея страны как консервативного англо-саксонского анклава, затерянного в Азии, была полностью переосмыслена. Но путь к космополитической, либеральной среднеклассовой Австралии оказался мучительным и долгим. Маленькая страна, где, как говорили раньше, «ничего не происходит», пережила целую череду экономических бумов и спадов, политических кризисов, культурных шоков и социальных перемен.

1940-е годы были самыми тяжелыми в австралийской истории. Долгая война с Японией доказала, насколько уязвимой была страна для внешней угрозы. Война также потрясла австралийское общество изнутри: немало женщин служили в вооруженных силах, работали на фабриках и заводах или в учреждениях, выполняя традиционно мужские обязанности, и после войны они не захотели вновь жить в условиях социального неравноправия полов. Да и демобилизованные солдаты тоже не желали возврата к старым порядкам. Спустя год после окончания войны австралийцы вновь проголосовали за реформы лейбористского правительства Бена Чифли, который выдвинул расширенную программу социального обеспечения. Вскоре после победы на выборах Чифли выступил инициатором создания государственной авиакомпании, обнародовал широкомасштабную программу государственного жилищного строительства и образования (в Канберре был открыт Национальный Австралийский университет) и ряд крупных проектов общественных работ вроде проекта строительства гидроэлектростанций в Снежных горах, которые должны были обеспечить электроэнергией всю юго-восточную часть континента.

Коренные перемены произошли и в области иммиграции. Японское вторжение убедило австралийцев в необходимости быстрейшего роста населения страны. Министр иммиграции в лейбористском правительстве Артур Колуэлл стал автором одной из крупнейших иммиграционных программ в нашем веке. 50 % иммигрантов, получавших государственную поддержку, должны были иметь британское гражданство, зато остальные 50 % могли прибывать из любой страны - при условии, что они белые. Между 1945 и 1965 гг. в Австралию въехали более 2 млн. переселенцев. Население подскочило с 7 до 11 млн. чел.

Государство по-прежнему проводило политику «белой Австралии», и Колуэлл сам был откровенным расистом. Когда у него спросили, допустит ли он иммиграцию азиатов, он ответил печально известной грубой остротой: «Одного слепого белого я не променяю даже на двух косоглазых». Однако впоследствии расистская иммиграционная политика смягчалась, а в 1973 г. была формально отменена. Отказ от варварских взглядов был столь стремительным, что в настоящее время выходцы из Азии составляют уже треть всех иммигрантов. (см. также главу «Поликультурное общество»).

Эта полиэтническая иммиграция имела весьма далеко идущие последствия. В 1945 г. Австралия оставалась в общем конформистским обществом с англо-саксонским населением, 98 % которого имели британские корни. И вдруг их захлестнули толпы итальянцев, греков, немцев, голландцев и югославов, едва способных связать два слова по-английски - они создавали свои общины, открывали магазины и газеты. пополняли армию рабочей силы, приходили в школы и скоро потрясли до основания стерильное благополучие жизни австралийского обывателя. И все это, как ни странно, произошло почти бесконфликтно, хотя, конечно, «новым австралийцам» пришлось преодолеть немалые трудности. Именно они обеспечили интенсивный экономический рост страны в 1950-60 - гг., составив костяк рабочей силы в сталелитейной и горнодобывающей промышленности, на фабриках и на дорожно-строительных работах, в том числе и на таких «национальных стройках», как сооружение ГЭС в Снежных горах. В середине 60-х примерно половину рабочих на сталелитейных заводах Порт-Кембла, что у югу от Сиднея, составляли недавние иммигранты.

Путь в современный мир. И все же перемены в жизни австралийского общества происходили тяжело и долго. В 50-е годы Австралия была инертным обществом, которое возникло и развивалось в относительной изоляции от остального мира, с убеждением в собственной непогрешимости и чуждым идеям современного либерализма. В нем по-прежнему доминировал мужчина, невзирая на все протесты, которые - особенно после войны - выражали женщины. Мужской досуг посвящался ритуальным занятиям - спорту, дружеским попойкам и потасовкам, гомосексуалисты считались «извращенцами», а бородачи или длинноволосые юнцы - «чудиками». Больше всего в моральном кодексе общества ценилась мужская верность друзьям-приятелям, а «бабцы» должны были сидеть дома и воспитывать детей. В общем и целом это было сообщество простых работяг в кованых башмаках и фетровых шляпах, завсегдатаев пабов, которые обращались друг к другу не иначе как «мужик» или «приятель».

Церковь, особенно католическая, определяла общественные нравы, развод разрешался законом, но считался предосудительным и добиться развода было весьма непросто. Аборты были под запретом и оставались источником заработка полуграмотных фельдшеров. Нация задыхалась в тесных объятиях сурового пуританизма, который сами австралийцы иронично окрестили «нашенским благочестием». Цензура свирепствовала («Улисс» Джеймса Джойса и «Любовник леди Чаттерли» Д. Г. Лоуренса были запрещены - последний за «насаждение разврата» - и эти книги приходилось ввозить в страну контрабандой). Аборигены не имели даже австралийского гражданства, не говоря уж об избирательных правах. В языке отражались самые разные предрассудки, и иммигрантов награждали обидными прозвищами - «бежками» (беженцами), «балтами», «итальяшками», «испашками», «голлашками», «фрицами»…

Политические комментаторы окрестили это десятилетие «унылыми пятидесятыми». Возрожденной консервативной партии (она получила известность под наименованием «либеральная» и её возглавил ярый англофил Роберт Гордон Мензис, объявлявший себя «британцем до шнурков ботинок») удалось сыграть на растущей истерии «холодной войны» и подвергнуть нападкам лейбористскую партию за связи с коммунистами. Правда, попытка Мензиса объявить компартию вне закона на референдуме провалилась. Когда из-за роста безработицы либеральное правительство едва не пало, Мензис решил проводить более умеренную политику, стараясь не раздражать крайние политические фланги избирателей. В 1955 г. в лейбористской партии произошел раскол, и она утратила власть на 17 лет. Австралия плавно вошла в период, известный под названием «Глубокий сон».

«Развитие» стало государственным лозунгом - повсюду на улицах были вывешены плакаты, призывавшие к миру, процветанию и прогрессу. Даже вторжение рок-н-ролла из Соединенных Штатов, казалось, не извлекло общества из спячки. В то время, правда, возникло несколько мятежных групп вроде «боджиз» (мужчины) и «виджиз» (женщины), которым хватало наглости на такие возмутительные поступки, как групповые прогулки на мотоциклах или танцы под Элвиса Пресли, но это была буря в стакане воды. Другой нонконформистской группой стали сиднейские «смутьяны», свободомыслящие сторонники послабления общественной морали, которые засиживались в кафе и пивных и злословили в адрес душного обывательского мирка. Они сочиняли стихи и песни, и хотя в основном это были мужские «тусовки», на них появлялись и две замечательные дамы - Жермена Грир, автор «Женщины-евнуха» и Лилиана Роксон, автор первой австралийской «Рок-энциклопедии».

Кинохроника тех дней сегодня кажется гимном шовинизму, расизму и сексизму. Пивные закрывались не позднее 18.00 - из-за этого в стране возникло так называемое «шестичасовое пьянство», когда мужчины после окончания рабочего дня вваливались в пивные за несколько минут до закрытия и выхлестывали столько спиртного, сколько успевали (женщин в пивные не допускали). Делать ставки вне ипподрома тогда запрещалось, так что букмекеры собирались в подпольных рюмочных, где спиртное можно было купить «из-под прилавка» в любое время. Впрочем, в «унылые пятидесятые» была одна положительная черта: среди индустриально развитых государств Австралия была тогда единственной страной с равномерным распределением доходов.

Каждый год тысячи молодых австралийцев уезжали на «большую экскурсию» в Лондон и в Европу - повидать мир и расширить свой кругозор, чего сидя дома, даже несмотря на либеральную иммиграционную политику государства, сделать было невозможно. И их за это трудно было осуждать.

Так что в 1960-е гг. лондонский Эрлс-Корт стал как бы австралийским гетто. Эстрадный певец Рольф Харрис начал свое восхождение к славе со шлягера «Приятель, поймай мне кенгуру». исполненного им в местном клубе, здесь же в Лондоне раскрыли свой талант Барри Хамфриз, Клайв Джеймс и Роберт Хьюз. Лучшие художники и писатели страны - Патрик Уайт, Жермена Грир и Сидней Нолан стали экспатриантами. В то время казалось, что в далекой «стране Оз» ничего существенного не происходит.

«Сытые 60-е». Тем временем Австралия стала преображаться: из примитивной аграрной страны (население в основном занималось разведением овец и крупного рогатого скота и выращиванием пшеницы) в страну с развитой легкой промышленностью. Между 1940 и 1960 гг. количество фабрик удвоилось, и впервые в истории Австралии широким слоям населения стали доступны холодильники, стиральные машины, пылесосы и автомобили.

К середине 1960-х Австралия вступила в период небывалого процветания, и австралийцы, подобно американцам, наслаждались самым высоким в мире уровнем жизни. Это была также самая урбанизированная страна мира, где три четверти населения проживало в больших городах, причем более половины городского населения - на восточном побережье.

Связи со старой родиной ослабли после того, как Великобритания вошла в состав ЕЭС, бросив Австралию на произвол судьбы. Образовавшийся экономический вакуум заполнила торговля с США и Японией. В 1951 г. после создания военного блока АНЗЮС возникли тесные связи между Австралией, Новой Зеландией и США. В 1948 г. «Дженерал моторс» выстроил в Австралии первый автомобилестроительный завод и начал производство легкового автомобиля «Холден». Его успех был символом процветания 1950-60-х - он соединил американские финансы, европейскую рабочую силу и богатый потребительский рынок Австралии. Аналогичным образом вытеснение «Дженерал моторс» в 1980-е гг. «Фордом» и японскими автомобилестроителями было связано со спадом в отечественной промышленности.

Тем временем стремительно менялась и структура австралийского общества. В начале 1960-х количество «белых воротничков» (служащих) впервые превзошло численность «синих воротничков» (промышленных рабочих), а затем стало увеличиваться стремительными темпами. Эта быстрорастущая социальная группа как правило жила в комфортабельных домах в пригороде, имела личные автомобили, телевизоры, банковские счета и голосовала за либералов. Австралия, долго считавшаяся пролетарским раем, - «последним оплотом эгалитарной демократии», как назвал её один американский историк, почти незаметно превратилось в общество господствующего «среднего класса».

Но даже в условиях процветания судьба Австралии у многих вызывала чувство горечи. Дональд Хорн написал книгу с ироническим названием «Счастливый край» - о стране, которая отказалась от своих богатых возможностей и лучших эгалитаристских традиций ради самодовольной сытости. Исконный австралийский идеал «общинности» сменялся иными идеалами, а вместе с этим изменялся и австралийский национальный характер.

Время перемен. На фасаде австралийского благодушного благополучия стали появляться трещины. В 1962 г. Австралия увязала во вьетнамском конфликте и за последующие 10 лет отправила в джунгли Юго-Восточной Азии 49 тыс. призывников (их отбирали по жребию), из которых 499 было убито и 2069 ранено. Как и в Соединенных Штатах, австралийское антивоенное движение породило разные формы либерализации общественной жизни, направив страну на путь кризисов и сомнений.

Студенческое и женское движение, движение чернокожих и сексуальных меньшинств за равные права бросили вызов консервативному большинству. Строгая цензура книг и кино постепенно отменялась, и австралийским обывателям было позволено читать набоковскую «Лолиту» и «Жалобы Портноя» Ф. Рота. В 1967 г. аборигены получили право голоса на федеральных выборах, и в это же время по дорогам Квинсленда и Нового Южного Уэльса колесил «автобус свободы», чьи пассажиры агитировали против системы дискриминации чернокожего меньшинства. Тогда же было выяснилось, что 10 % населения страны живут у черты бедности - в их число входили аборигены, матери-одиночки, больные и инвалиды, а также безработные.

Одновременно и иммигранты начали медленно преобразовывать закостенелые социальные устои и проанглийскую культуру своей второй родины. Как по команде в австралийские города пришли кафе-кулинарии, европейская кухня, футбол, уличные ресторанчики, многообразная популярная музыка и дух вольного космополитизма, немыслимый в довоенной Австралии. Более того, иммигранты познакомили старожилов пятого континента с новыми идеями и новым взглядом на окружающий мир. И на смену строгому монокультуризму довоенной поры пришел здоровый культурный плюрализм.

Вдохновленная новыми культурными веяниями времени, обновленная лейбористская партия стала широковещательно пропагандировать новые политические идеалы. Партию возглавил воистину харизматический лидер - Гаф Уитлем. Когда же в 1972 г. лейбористы наконец-то выиграли выборы под лозунгом «Время пришло», многим показалось, что с прошлым покончено раз и навсегда и что страна стоит на пороге новой многообещающей эры прогресса.

Австралийцы до сих пор вспоминают «эру Уитлема» как важный исторический рубеж, впрочем, время его правления до сих пор вызывает живейшие споры. Лейбористы отменили всеобщую воинскую повинность, вывели австралийские войска из Вьетнама, установили дипломатические отношения с Китаем, и приступили к долгосрочным реформам государственной системы социального обеспечения. Похоже, все события в стране происходили одновременно - и обнародование программы всеобщего здравоохранения, и увеличение государственных ассигнований культуры и искусства (именно в это время активно развивается австралийский кинематограф), и официальный отказ от политики «белой Австралии», и либерализация законодательства. Но Уитлем не учел силу консервативной оппозиции. Ему удалось выиграть следующие выборы 1974 г., но неожиданно его правительство столкнулось с последствиями мирового экономического кризиса, вызванного резким ростом цен на нефть. Впервые за последние 30 лет австралийцы на своей что называется шкуре испытали тяготы давно забытой инфляции и безработицы. Лейбористское правительство постоянно подвергалось шквалу критики, и оказалось замешанным в ряде скандалов, в том числе с попыткой займа четырех миллиардов нефтедолларов через сомнительные посреднические фирмы.

Лейбористы столкнулись с мощнейшим противодействием консервативного большинства в сенате. В 1975 г. оппозиционная либерально-национальная партия во главе с Малкольмом Фрейзером воспользовалась своим численным перевесом и блокировала решение о дополнительном финансировании бюджета. Уитлем отказался подать в отставку и страна была ввергнута в серьезнейший конституционный и политический кризис за всю свою историю. Кризис получил довольно двусмысленное решение: генерал-губернатор сэр Джон Керр как полномочный представитель королевы в Австралии, уволил Уитлема и объявил о проведении новых выборов. Многие посчитали такое решение противоречащим духу, да и букве конституции.

Фрейзер победил на выборах, упрочил свою власть и поклялся покончить с политическими распрями. На протяжении семи лет ему удавалось сдерживать данное слово. Австралийцы, казалось, устали от политических потрясений и не были готовы к продолжению реформ. Фрейзер возглавил реакционное консервативное правительство, которое похоронило многие инициативы Уитлема, в частности сорвав введение новой системы здравоохранения, а в области внешней политики рабски следовало курсом Соединенных Штатов.

Неизменность перемен. Новая лейбористская эра началась в 1983 г., когда австралийцы проголосовали за правительство во главе с Бобом Хоуком, бывшим профсоюзным вожаком, бывшим чемпионом мира по пивопитию. Лейбористская партия стала проводить более умеренную и более хитроумную политику и установила прочные связи с профсоюзами «белых воротничков». На протяжении следующих 13 лет лейбористы правили страной, не проявляя особой инициативы (в начале 1990-х кресло премьера занял язвительный аристократ Пол Китинг). Популярным лозунгом той поры стал «консенсус», правительство объявило об историческом примирении между работодателями и профсоюзами, гарантировало установление в стране всеобщего социального мира, какого ещё не знала история, и наконец добилось введения государственной системы здравоохранения «Медикейр».

Лейбористское правительство новой формации унаследовало пораженную серьезным спадом национальную экономику, и оно начало с серии девальваций австралийского доллара (который язвительно прозвали «тихоокеанским песо»). Китинг предупреждал, что стране грозит превращение в «банановую республику» по типу латиноамериканской, если в её экономике не произойдут коренные реформы. Лейбористы выступали инициаторами развития свободного рынка, однако им не удалось сохранить на прежнем уровне систему социального обеспечения. В политическом и экономическом отношении Австралия все теснее привязывалась к Азии, в то время как в самой стране все более усиливалось влияние азиатской иммиграции. Женщины получили больше политических прав, а аборигенам были дарованы «земельные права» (т. е. контроль над своими племенными территориями). Празднование в 1988 г. двухсотлетия первого британского поселения на континенте стало вехой в развитии национального самосознания австралийцев и в то же время поводом для обострения дискуссий о национальной самобытности. Постановлением Верховного Суда была отменена одиозная историческая фикция «терра нуллиус» - колониальная доктрина, утверждавшая, будто к моменту прибытия сюда первых британских поселенцев Австралия была необитаема. Тем самым аборигены получили возможность восстановить свои права на землю.

1980-е и 1990-е гг. ознаменовались расцветом австралийского искусства, и кинематографисты и писатели обрели мировую славу. Австралийцы вновь серьезно заговорили о превращении в подлинную республику - эта инициатива получила распространение после того, как Международный Олимпийский Комитет принял решение провести Олимпиаду 2000 г. в Сиднее.

Несмотря на впечатляющие достижения последних лет, австралийские избиратели, видимо, устав от лейбористов, в 1996 г. проголосовали за более консервативных либералов во главе с Джоном Говардом, человеком, кто своей невыразительной внешностью напоминает провинциального бухгалтера. В экономической области Говард выступил инициатором постепенной либерализации рынка и уменьшения роли государства. Теперь-то уж ясно, что никакая сила не сможет повернуть вспять колесо истории в Австралии - в проникнутом духом прогресса обществе, которое неузнаваемо изменилось в послевоенные десятилетия.

26 апреля 2018 года в 16:00 в Казани состоится концерт и подведение итогов акции «Мин татарча сөйләшәм!» («Я говорю по-татарски!»).

Акция — единственной в своем роде гражданская инициатива, созданная силами энтузиастов из числа татарской молодежи. В этом году она состоит из нескольких мероприятий: квест-игра «Татар-Дозор — 2018», вручение антипремии «Тяжело с татарским», рейтинг исполнения закона о двуязычии Bez.tatar, конкурс в школах Татарстана и концерт на улице Баумана с участием известного хип-хоп дуэта челнинской поэтессы Айгель Гайсиной и музыканта Ильи Барамия — «АИГЕЛ».

Антипремия «Тяжело с татарским»

Вот уже на протяжении нескольких лет организаторами акции «Мин татарча сөйләшәм!» составляется рейтинг государственных организаций, оказывающих услуги населению и предоставляющих или не предоставляющих информацию на двух государственных языках РТ.

В течение года организаторы пишут письма в различные организации с просьбой использовать татарский язык в своей работе. Команда из 15 человек проверяла муниципальные единицы на наличие возможности предоставлять информацию на двух государственных языках РТ.

Отметим, что антипремия позитивно повлияла на деятельность организаций. В прошлые годы антипремия смотивировала ЦИК РТ, Театр оперы и балета им. Муся Джалиля, Татарский государственный Симфонический оркестр, Театр кукол «Әкият» продублировать информацию на своих сайтах на татарском языке. В 2017 году антипремию «Тяжело с татарским» получил «РЖД».

Имя очередного антилауреата антипремии станет известно только на гала-концерте.

Хедлайнер «Мин татарча сөйләшәм» - хип-хоп дуэт «АИГЕЛ»!

Концерт акции традиционно состоится 26 апреля (четверг), в день рождения Габдуллы Тукая. В этот день, в 16:00 на улице Баумана, помимо концерта, будут организованы конкурсы, раздача значков, наклеек с логотипом акции и многое другое.

Концертная программа традиционно посвящена живой татарской музыке и молодым независимым исполнителям. На одной сцене в этот день выступят Juna, Gauga, Радиф Кашапов, Альберт Нурминский, VLTVN, Malsi Music, K-Ru, Ильгиз Шайхразиев. Впервые в Казани выступит башкирская рок-группа «Бүреләр». Также в рамках акции прошел конкурс живой музыки, по итогам которого на одной сцене с известными музыкантами будут выступать победители народного голосования — Tatar__Boy, Аделя Ахметова и группа Abadeli и Ramilya Up. Ведущими гала-концерта станут культовая татарская поэтесса Йолдыз Миннуллина и танцовщик, хореограф, обладатель театральной премии «Золотая Маска» Нурбек Батулла.

Хедлайнером Концерта акции хип-хоп дуэт поэта из Челнов Айгель Гайсиной и музыканта из Петербурга Ильи Барамия — «АИГЕЛ». Дуэт стал одним из самых ярких музыкальных проектов 2017 года. Клип на песню «Татарин» из альбома «1190», также прозвучавший в эфире «Вечернего Урганта», посмотрели уже более 2,7 млн раз.

Организаторы акции «Мин татарча сөйләшәм!» («Я говорю по-татарски!») – Всемирный форум татарской молодежи при поддержке Министерства культуры РТ, Министерства образования и науки РТ, Исполкома Всемирного Конгресса татар.

Генеральный спонсор : Татарская халяль сеть быстрого питания « Тюбетей »

По словам Табриза Яруллина , одного из главных организаторов, акция с каждым годом набирает обороты:

Мероприятие, приуроченное ко дню рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, мы проводим уже восьмой год подряд, - говорит он. - Наша цель - расширение границ использования языка, а также создание городской татарской субкультуры. Постепенно нам это удается. Если раньше на улицу Баумана выходило два десятка активистов, то сейчас движение значительно расширилось.

Зрителями концерта, который устроили активисты 26 апреля возле часов на Баумана, стали около двух сотен студентов.

В перерывах между концертными номерами студенты-активисты громко выкрикивали свой девиз: «Мин татарча сойлэшэм!», «Мин татарча яратам!», «Мин татарча яшим!» («Я говорю по-татарски!», «Я люблю по-татарски!», «Я живу по-татарски!»).

Молодые люди и девушки в футболках с логотипом «Мин татарча сойлэшэм!» просили прохожих читать стихи и петь песни на татарском языке и дарили всем значки с эмблемой акции - смайликом. Также прохожим раздавали книги «Твои первые 150 слов на татарском языке», предлагали перевести популярные у современной молодежи слова, такие как «аватарка», «Скайп», «Твиттер».

Мы сохраним язык, если только каждый из нас внесет какой-либо вклад в общее дело, - считает участник акции, студент Российского исламского университета Ильнур Нуриев . - Молодежь должна слушать татарские концерты, общаться с друзьями и близкими на родном языке.

Я очень люблю, уважаю и ценю свой язык, - признается студент КНИТУ им. Туполева Батыр Харисов . - Татарский язык выжил, не смотря на трудности, и сейчас его надо охранять. Эта акция - только малая часть того, что мы можем сделать. По-моему, этим должна заняться и республика, например, сделать так чтобы, например, документы, были переведены на татарский язык.

Кроме концерта в этом году под эгидой акции «Мин татарча сойлэшэм!» прошло несколько мероприятий: конкурсы и недели татарского языка в школах республики, 21 апреля активисты организовали квест-игру «Татар-дозор».

Шесть команд по семь человек в каждой прошли по заранее определенному маршруту и проверили торговые точки, кафе и рестораны на предмет использования татарского языка, - рассказывает Табриз Яруллин. - Участники сделали фото вывесок, рекламных баннеров, дорожных указателей и других опознавательных знаков на татарском языке, выполненных с ошибками. Так мы пытаемся контролировать исполнение закона о двуязычии в республике.

К слову
Уличные акции в защиту русского и татарского языков проходят в Казани регулярно. В апреле 2011 года одновременно с митингом в защиту русского языка прошла акция в защиту татарского. Татары выступали за сохранение существующих стандартов в преподавании татарского языка, а русские - за приоритет родного языка в образовании - как татарского, так и русского и других народов России. Через год, также в апреле русскоговорящие снова вышли на митинг и требовали сделать в школе по два часа обязательного изучения двух государственных языков - русского и татарского.

По словам Табриза Яруллина, проверкой различных организаций на использование языка они занимаются круглый год. Если то или иное предприятие «игнорирует» татарский язык, то волонтеры пишут письма-жалобы в различные инстанции.

Так же мы общаемся с различными сайтами и просим их перевести интерфейс на татарский язык, - поясняет он.

Организаторы составили рейтинг и антирейтинг организаций, использующих или неиспользующих татарский язык. По его итогам, например, в 2012 году антипремией «Тяжело с татарским» была награждена Дирекция Универсиады-2013, а в 2013 году - мэрия Казани.

С 26 апреля по 31 мая акция «Мин татарча сойлэшэм!» продолжается в интернете. Борцы за язык будут призывать татар во всем мире общаться в сети на родном языке.

Председатель Общества русской культуры Казани Михаил Щеглов считает, что акции подобные "Мин татарча сойлэшэм!" достойны поощрения и уважения.

«Более того она опровергает негативные сокрушения взрослого поколения татар о том, что современной молодежи чужд татарский язык. То, что татарский до сих пор функционирует, несмотря на сложности в истории, эта заслуга вот таких носителей языка и культуры, как эти парни и девушки. Язык нельзя сохранить путем навязывания и насилия, например обязывая русских учить татарский. Татарский язык можно сохранить только среди татар - в их семьях и душах» .

26 апреля на Баумана пройдет акция «Мин татарча сөйләшәм!» - событие, ежегодно собирающее тысячи человек на главной пешеходной улице города. В 2018-м на мероприятии выступят резиденты татарстанского инди-лейбла и дуэт «Аигел». Enter изучил программу мероприятия и рассказывает, кто вошел в лайнап и почему акция будет интересна в том числе и русскоговорящим горожанам.

Отрывок из клипа «Аигел» на песню «Татарин»

Что это такое?

«Мин татарча сөйләшәм!», что в переводе с татарского языка «я говорю по-татарски», - ежегодная акция, приуроченная к дню рождения Габдуллы Тукая и впервые организованная татарскими активистами еще в 2006 году. За время своего существования фестиваль превратился в серию мероприятий, которую традиционно завершает большой концерт - в этом году хедлайнером станет дуэт «Аигел», известный не только в Татарстане, но и далеко за его пределами.

Концерт дополнят конкурсы, раздача значков с призывом говорить на татарском и наклеек с логотипами акции. Также в этот день со сцены объявят лауреатов антипремии «Тяжело с татарским»: в течение года организаторы рассылали письма в различные организации, чтобы проверить, как в госструктурах владеют татарским языком. В прошлом году непочетное первое место досталось «РЖД».

Сейчас «Мин татарча сөйләшәм!» поддерживает Всемирный форум татарской молодежи совместно с Минкультом, Минобром Республики и Исполкомом Всемирного Конгресса татар.

Табрис Яруллин

организатор акции

«Мин татарча сөйләшәм!» - это способ выражения гражданской позиции. Мы живем в двуязычной среде, это наше естественное состояние. Поэтому и мероприятие включает в себя рейтинг двуязычия: мы с 2012-го года вручаем антипремию «Тяжело с татарским», а также поощряем благодарственными письмами те организации, которые в своей деятельности используют татарский язык. Мне кажется, акция справляется со своими задачами: около двухсот школ отправили заявки на конкурс «Мин татарча сөйләшәм!», а в прошлом году в ней приняли участие около семи тысяч человек. То же самое можно сказать и про волонтеров. В первые годы их было 20-30 человек, теперь - чуть меньше ста.

26 апреля в день рождения Тукая пройдет заключительное мероприятие, в которое мы вложили наше видение того, как должно выглядеть татарское событие для молодежи. В качестве формата выбран концерт на Баумана, потому что это мультикультурная улица, а совсем не то место, которое в первую очередь ассоциируется с татарскими мероприятиями. Мы отходим от стереотипного мышления и предоставляем сцену местной независимой музыке. Когда люди слышат «татарское», они представляют Сабантуй, гармошку или сценические костюмы, а наш принцип - сделать все национальное современным.

Кого слушать

Juna

Благодаря группе Juna инди-фолк зазвучал на татарском языке в 2014-м. А два года назад фронтмен Metronomy Джозеф Маунт назвал их кавер на песню The Upsetter «очень крутым». Коллектив сочетает банджо, укулеле, флейты и джембе со стихами известных татарских поэтов.

Gauga (Oscar & с7с5)

Если Салават - кумир всех, кому за пятьдесят, то Оскар со своим бойз-бэндом и томным взглядом из-под челки уже пять лет покоряет девичьи сердца. В 2013-м Gauga записала первый альбом - с тех пор стильный инди-рок на татарском успел прозвучать на крупных музыкальных площадках города.

Радиф Кашапов

Музыкальная карьера Радифа длится почти два десятилетия: за это время он перепробовал себя в разных жанрах, сыграл в нескольких группах и выпустил два сольных альбома. В песнях разностороннего исполнителя есть и лирика, и социальный подтекст, и тревога за будущее татарского народа.

Malsi Music

Ислам Валеев, он же Malsi Music, - один из немногих, кто делает оригинальные татарские пародии на современную эстраду, записывая каверы на хиты с помощью грувбокса. На «Мин татарча сөйләшәм!» музыкант представит перформанс в компании обладателя «Золотой маски» Нурбека Батуллы.

K-Ru

У татарстанских школьников, помимо общепризнанных Скриптонита, Хаски и Face, есть локальный кумир - . Впрочем, его тексты могут понравиться и тем, кто давно вышел из пубертатного периода. Рэпер является резидентов первого татарского инди-лейбла и активно сотрудничает с участниками Yummy Music Band.

Ильгиз Шайхразиев

Если бы Usher родился татарином, его творчество наверняка было бы созвучно тому, что делает Ильгиз Шайхразиев. Однако за мелодичными песнями исполнителя угадывается увлечение по-настоящему серьезной музыкой - рок-н-роллом и фолком, с использованием лучших традиций ритм-н-блюза.

Зарина Вильданова

Практически татарская Пелагея и резидент Yummy Music Зарина Вильданова исполняет народные песни в современной интерпретации. Она успела выступить перед публикой в Москве, Риге и Париже, а глубокий тембр и трепетное отношение к татарской классике принесли ей не одну победу в музыкальных конкурсах.

«Аигел»

О дерзком парне-татарине после выхода дебютного альбома «Аигел» мечтала почти вся женская половина страны. Дуэт объединил казанскую поэтессу Айгель Гайсину и музыканта Илью Барамию - участника групп «Елочные игрушки» и «СБПЧ». Хлесткие тексты о тюрьме и жестокости госмашины почти сразу стали хитами.