Войти забыли пароль? Право как социальный институт (система институтов) (название вопросов одинаковое).

гуманитарных и социально-экономических дисциплин

дисциплина: социология права

РЕФЕРАТ

по теме: «Право как социальный институт. Социальный механизм правового регулирования»

Подготовил:

доцент кафедры Г и СЭД

подполковник милиции

И.С. Городовой

Белгород – 2008

Литература:

I. Основная

Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред В.С.Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.

Юридическая социология. Учебник для вузов. – М., 2000.

II. Дополнительная

Явич С.Л. Об исследовании механизма действия права // Советское государство и право. - 1973. № 8.

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. На протяжении многих столетий оно бессменно удерживает лидирующую роль в регулировании общественных отношений. Явный приоритет права над другими социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества.

Взаимодействие права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений, которое подразделяется на три самостоятельные стадии:

Правотворчество,

Реализацию норм права,

Государственное принуждение.

Каждая из названных стадий характеризуется применением специфических правовых средств, называемых юридическими механизмами правового регулирования.

В числе основных юридических средств можно выделить:

1) юридические нормы;

2) индивидуальные акты применения норм права, принимаемые судебными и иными государственными органами по конкретным делам в целях обеспечения требований правовых норм в реальной жизни;

3) правоотношения;

4) акты реализации прав и обязанностей, т.е. юридически значимые действия субъектов конкретных правоотношений, направленные на исполнение юридической обязанности и использование правомочий.

Юридический механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из:

1) правовых средств;

2) субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность;

3) юридически значимой деятельности;

4) результатов их деятельности.

При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям этого регулирования подразделяется на три компонента:

Механизм правотворчества,

Механизм реализации норм права,

Механизм государственного принуждения.

Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования (правотворчество, правореализация или применение юридической ответственности) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.

Объектом механизма правотворчества является система общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Субъектами механизма правотворчества выступают государство, его органы и должностные лица, хотя значительную роль в нем играют и граждане, политические партии и общественные объединения.

В процессе правотворчества успешно применяется целый ряд специальных правовых средств:

Юридическая техника,

Правотворческая инициатива,

Процедуры рассмотрения и принятия нормативно-правового акта,

Конечные результаты правотворчества предстают в виде системы нормативно-правовых актов и системы права.

Принимаемые различными органами государства нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостную и по преимуществу непротиворечивую систему.

Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права.

Последние также находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое - систему права, основными элементами которой выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, земельное, уголовное право и другие отрасли права.

Конечные результаты действия механизма правотворчества образуют нормативную базу, основание механизма реализации норм права .

Данный механизм представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реализацию действующих норм права в конкретных правоотношениях.

К числу этих средств относятся:

1) методы толкования норм права;

2) договоры и соглашения;

3) правовые средства, используемые государством в целях охраны и обеспечения надлежащего исполнения обязательств участниками конкретных правоотношений;

4) акты применения норм права.

В механизме государственного принуждения субъектами выступают:

1) правонарушители - граждане, предприятия, организации, должностные лица, государственные органы;

2) государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит расследование обстоятельств совершения правонарушения, установление и наказание виновных лиц.

Данный механизм составляют следующие правовые средства :

1) жалобы, заявления пострадавших от правонарушения лиц. Конституционный принцип, согласно которому каждый вправе защищать свои права и законные интересы всеми не запрещенными законом способами, обеспечивается предоставлением гражданам, иным лицам права на беспрепятственное обращение в любые органы государства. Правовыми средствами защиты нарушенного права являются индивидуальные жалобы потерпевших, коллективные обращения, исковые заявления в суд, заявления о совершенных преступлениях в органы охраны общественного порядка или прокуратуру;

2) деятельность органов охраны общественного порядка, прокуратуры, разного рода инспекций, иных государственных органов по рассмотрению жалоб и заявлений лиц, потерпевших от правонарушений, расследованию обстоятельств совершения правонарушений и выявлению виновных лиц;

4) решения государственных органов о привлечении виновных лиц к юридической ответственности. Как и любой иной правоприменительный акт, такие решения являются общеобязательными и подлежат неукоснительному исполнению, в том числе и лицом, которое подвергается наказанию. Виновному лицу предписывается исполнить надлежащим образом возложенную на него правом или договором обязанность, возместить причиненный вред потерпевшему, а также претерпеть какие-либо дополнительные негативные последствия в качестве кары за совершенное правонарушение. Такие последствия предусматриваются санкцией нарушенной нормы и могут быть самыми разными - от простого предупреждения до такой чрезвычайной меры, как смертная казнь.

Механизмы правотворчества, реализации норм права, государственного принуждения - составные части единого целого - юридического механизма правового регулирования .

Они находятся между собой в тесной иерархической взаимосвязи.

Действие механизма правотворчества завершается стадией создания нормативно-правовой основы - системы нормативно-правовых актов и системы права.

Социальный механизм правового регулирования состоит из норм права, иных правовых явлений и воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов.

Социальные факторы образуют фон, конкретно-историческую среду функционирования и развития юридического правового механизма.

В числе этих компонентов, как и в механизме правового регулирования, выделяют:

1) социально-правовые средства;

2) субъекты, осуществляющие деятельность, направленную на регулирование общественных отношений или реализацию норм права в конкретных отношениях;

3) юридически значимую деятельность;

4) результаты юридически значимой деятельности.

Социально-правовые средства в механизме правового регулирования состоят из средств, присущих юридическому механизму правового регулирования, и собственных, только ему присущих социальных средств.

Во-первых , социальный механизм правового регулирования основывается на более широкой нормативной базе, чем механизм правового регулирования, и помимо права включает в себя всю систему социальных норм.

Так, в социальном механизме правового регулирования существенное значение имеют такие социальные нормы, как мораль, обычаи, традиции, деловые обыкновения, корпоративные и религиозные нормы.

Одновременно мораль, обычаи, традиции составляют конкуренцию правовым нормам. В современном обществе достаточно распространенными являются случаи, когда граждане и иные лица в своих действиях и поступках руководствуются не нормами права, а противоречащими им нормами морали, традициями.

Таким образом, нормативная база социального механизма правового регулирования весьма сложна и противоречива.

Во-вторых , в числе особых социальных средств, присущих социальному механизму правового регулирования, можно также назвать документы политических партий и общественных организаций, публикации прессы и литературные произведения, кинофильмы, в которых дается оценка существующим нормам права, правовой деятельности государства, правовым явлениям, предпринимается попытка сформировать у населения, иных лиц определенные ценностные ориентации, побудить их к тому или иному варианту правовых действий и решений.

В-третьих , важным социальным средством являются и формы социального контроля, осуществляемого отдельными коллективами, социальными группами или обществом в целом.

В числе основных форм социального контроля в социологии чаще всего называют социальное поощрение, социальное наказание в виде критических замечаний или угроз физической расправы, общественной обструкции, а также убеждение.

Субъектами социального механизма правового регулирования выступают:

· лица, которые действующим правом признаются участниками правоотношений и выступают субъектами юридического механизма правового регулирования. Это граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, трудовые коллективы, государство в целом и народ страны.

· политические партии, общественные и религиозные объединения как субъекты, создаваемые с целью удовлетворения общественных интересов граждан и иных лиц и действующие на принципах самодеятельности и самоуправления.

· средства массовой информации - газеты, журналы, радио и телевидение.

· преступные организации и сообщества, создаваемые с целью совершения посягательств на права и свободы граждан, иных общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом.

Третьим компонентом социального механизма правового регулирования выступают решения человека, иного лица осуществить правомерные, юридически значимые действия .

В область правового регулирования человек вступает лишь тогда, когда он совершает конкретные действия и поступки.

Юридически значимые действия и поступки составляют одновременно содержание юридического и социального механизмов правового регулирования.

1) деятельность государства, его органов и должностных лиц в сфере правотворчества, правоприменения и государственного принуждения: законотворческая деятельность представительных органов, деятельность исполнительных органов государства, проводимая в целях неукоснительного действия правовых норм, правоохранительная деятельность органов внутренних дел и прокуратуры, правоприменительная деятельность судов;

2) правовая деятельность граждан, юридических и иных лиц, направленная на реализацию норм права в конкретных отношениях.

Одновременно социальный механизм правового регулирования также включает в себя:

1) внутриуставную деятельность партий, общественных и религиозных объединений, которая лежит за пределами правового регулирования, но так или иначе влияет на право, результаты его социального действия. Это, например, позитивные или негативные оценки, даваемые действующему праву данными субъектами.

2) неформальный (социальный) контроль, осуществляемый коллективами, социальными группами или обществом в целом за поведением их членов и соблюдением социальных и правовых запретов;

3) деятельность образовательных учреждений, социальных коллективов и социальных групп, средств массовой информации по правовому воспитанию населения, формированию у граждан ценностных правовых ориентации и установок.

Многообразие видов деятельности, составляющих содержание социального механизма правового регулирования, сказывается и на его результатах . К их числу относятся:

Система правовых явлений (нормы права, правоотношения, правонарушения, правоприменительные акты и юридически значимые действия и др.);

Система созданных и материализованных духовных благ (программные и иные документы политических партий, общественных и религиозных объединений по правовым вопросам, публикации на правовые темы в прессе, произведения литературы, кино, телевидения, подготовленные по правовой тематике);

Состояние правового сознания общества, отдельных социальных слоев и индивидуумов и общества в целом;

Юридически значимые решения, принимаемые лицами в процессе их практической деятельности и направленные на достижение какого-либо материального или духовного блага либо совершенствование правовой реальности;

Уровень законности и правопорядка, совершенные правонарушения. Этот вид правовой деятельности граждан и иных лиц является социально вредным, опасным для общества, носит деструктивный, антиправовой характер. Тем не менее правонарушения являются неотъемлемой частью права, всей правовой системы, необходимым компонентом социального механизма правового регулирования.

Таким образом, социальный механизм правового регулирования имеет собственное содержание, существенно дополняет и развивает юридический механизм правового регулирования. Более того, по сравнению с юридическим механизмом правового регулирования социальный механизм характеризуется и более сложной функциональной структурой.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. - М., 1993.

Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2000.

Лапаева В.В. Социологическое обеспечение законотворчества // Советское государство и право. - 1989.

Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. - М., 1999.

Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.

Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. - Л., 1985.

Юридическая социология. Учебник для вузов. – М., 2000.

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • особенности права как социального института; уметь
  • ориентироваться в различиях между легальностью и легитимностью права как социального института;

владеть

Исходными философско-интеллектуальными навыками анализа права юристов, судей и законодательной деятельности.

Особенности социального института права

В обществе право является институциональной системой, социальным институтом. Отцом-основателем институциональных исследований считается американский ученый Т. Веблен, опубликовавший в 1899 г. знаменитую работу «Теория праздного класса». Изучение институтов превратилось в один из важных фокусов исследований в социальных науках и юриспруденции. В современной науке стало крылатым выражение американского экономиста Д. Норта: «Институты имеют значение».

Роль, которую, прежде всего, институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействий между людьми. Институты, являясь правилами игры в обществе, сопоставимы с правилами в коллективных спортивных играх, состоят из формальных писаных установлений-норм и неписаных кодексов поведения. Правила - и формальные и неформальные - иногда нарушаются, поэтому важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что нарушитель правил, норм подвергается наказанию .

В исследовательской и учебной литературе не существует единообразного объяснения понятия института, однако в научном сообществе имеется определенное согласие относительно определения, сформулированного Д. Нортом, что «институты - это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (политические, экономические и социальные). Они включают неформальные ограничения (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные правила (конституции, законы, права собственности), а также механизмы, обеспечивающие их выполнение» .

Постоянство институтов не означает, что они не претерпевают изменений. Трансформируются, развиваются все институты - начиная от привычных условностей, норм, кодексов поведения до писаного права, обычного права и контрактов между индивидами. Изменения институциональной системы могут быть медленными и плавными, поэтому их крайне затруднительно заметить, хотя в современном мире во многих случаях быстрота институциональных изменений вполне очевидна .

В юриспруденции понятие института является результатом исторической эволюции термина institution , означавшего в Древнем Риме особую форму сочинения юристов, в котором применительно к отдельному предмету в системном порядке излагались все установления относительно данного предмета - нормы, собранные из различных источников права, судебные прецеденты, основополагающие мнения и комментарии юристов. До нашего времени дошли знаменитые «Институции Гая», прошедшие кодификацию Юстиниана (Византия, VI в.). Современное объяснение юридического института связано с его пониманием как совокупности юридических норм, регулирующих определенную область социальных отношений .

Праву как части институциональной системы общества свойственны все ключевые признаки и функции социальных институтов . Так, в частности, социальный институт юстиции (система правоприменительных органов) с внешней (формальной) стороны представляет собой совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (суд, прокуратура, учреждения пенитенциарной системы и пр.) с их материальными, финансовыми средствами. А с внутренней содержательной стороны - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих социальную функцию правосудия. Стандарты поведения воплощены в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.), для исполнения которых требуется специальная профессиональная подготовка и занятие определенной статусной позиции.

Право как разновидность социальных институтов обладает отличными от других институтов чертами. Наиболее важными среди них являются следующие:

  • право играет ключевую роль в обеспечении интеграции общества. Так, например, Т. Парсонс по этому поводу отмечал: «в резко дифференцированных обществах право выступает как наиболее конкретный и формализованный аспект нормативного компонента, являющегося решающим в социетальной интеграции. Оно находится в основании социетального “порядка” главным образом не в смысле подавления “беспорядка”, а в смысле регулирования и регламентирования экспектаций в социальном взаимодействии » ;
  • право как институциональное образование; от других социальных институтов его отличает формальный, официальный, обязательный характер;
  • реализация предписаний правовых институтов обеспечивается государством. На страже права стоит особая система санкций, администрированных посредством специально созданных для этого органов правоохраны и правосудия, к которым относятся суд, прокуратура, полиция, адвокатура, пенитенциарная система. Эти санкции отличаются тем, что применяются именем государства, которое пользуется монополией применения насилия;
  • в институциональном плане право является неотъемлемой частью системы социального контроля общества ;
  • право позволяет образовать (сконструировать) в социальном пространстве, насколько это только возможно, наиболее «чистую», открытую, транспарентную, понятным образом структурированную общественную среду для взаимодействия социальных акторов;
  • в современном обществе институты права интегрированы в компонентную структуру других социальных институтов. Посредством правовых институтов социальные институты включаются в правовое пространство, обретают законную юридическую основу. Отмечая, что сегодня функционирование главных общественных институтов вне правовых рамок закона, немыслимо, подчеркнем, что утверждение верховенства права - одно из самых выдающихся достижений развитых стран мира ;
  • институциональный аспект права также заключается в том, что право - это часть социокультурной ценностной системы общества, оно как выражает, так и охраняет доминирующие в нем ценности. Например, такие ценности современного общества, как свобода, права человека, правосудие, справедливость, равенство всех перед законом и судом;
  • институциональный разрез изучения права раскрывается и в изучении отношения личность (индивид) и правовые институты в двух важных аспектах: того, как социальные индивиды созидают, воспроизводят право (закон), и того, как они подчиняют свою жизнь праву, его логике и мере. Американские социологи П. Бергер и Б. Бергер пишут: «Повседневная жизнь может быть понята только на фоне оснований отдельных институтов, которые пронизывают ее, и всего институционального порядка, в рамки которого она помещена. И наоборот, отдельные институты и институциональный порядок как целое реальны лишь постольку, поскольку они представлены конкретными людьми и событиями и переживаются непосредственно в повседневной жизни» .
  • НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.М.: Начала, 1997. С. 19.
  • Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997.№. 3. С. 6.

Право как социальный институт предписывает индивидам правила поведения и указывает систему санкций, направленных на то, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил.

В XIX в. понимание права как естественного постепенно отступает на второй план, возникает историческая школа права, которая признает только позитивное право, т.е. установленное законами и в законах осуществляющееся.

Ныне право -- один из наиболее сложных и вместе с тем важных видов социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения человека. Этот социальный институт представляет собой систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Особенность права по сравнению с моралью, религией заключается в общеобязательности его правил, поддержке и охране их авторитетом и силой государства. Право закрепляется в официальных документах государства. Государство обеспечивает соблюдение норм права через особый механизм власти, управления, правосудия.

Функции права состоят в регламентировании и регулировании:

норм, стандартов поведения во всех сферах общественной жизни;

мер и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право);

организации и деятельности государственного механизма (конституционное право, государственное право, административное право);

межличностных отношений в семье (семейное право);

отношений между государствами, которые создаются путем соглашений между ними (международное право).

Таким образом, право -- это действующее на определенный момент законодательство, которое регулирует самые различные отношения между людьми, между людьми и государством, между людьми и различными организациями, между самими организациями. На вершине пирамиды права любого государства -- конституция, которая провозглашает общие принципы государственного устройства, формулирует права человека, свободы и обязанности.

Как социальный институт право имеет свои символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о нем. Так, судебное заседание проходит в специальном зале с гербом страны; судья в мантии сидит на специальном кресле, произносит приговор от имени государства. Прокурор также имеет специальную форму. Во многих странах специальную форму носят и адвокаты. У милиции своя форма, специальные автомашины, административные здания и т.д. Квалифицированных работников этого

Профессиональная этика - специальная система знаний определяет специфические особенности нравственного плана в каждой из юридических профессий -- кодекс судьи, милицейский кодекс, этику следователя, нотариуса, адвоката.

Как социальный институт право имеет и идеологию -- систему идей, которая обосновывает действия работников органов права в той или иной ситуации..

Право является важной составной частью государства -- центрального института власти в обществе. Государство -- средство решения общих дел, оно регулирует отношения власти и народа (общества), обеспечивает политическую жизнь народа.

Правовое государство -- государство, органы и институты которого (суды, полиция и др.) со всей полнотой соблюдают существующие законы. В таком государстве функционирует режим конституционного правления, имеются развитая правовая система, эффективная судебная власть, существует реальное разделение властей, развитый социальный контроль политики и власти. Основу правового государства составляют равенство власти, гражданина, общества, их правовое равенство перед законом.

Однако правовое государство возможно лишь в условиях гражданского общества. Ни власть, ни право не могут быть -- реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом (легитимация (legitimus -- законный) -- процедура общественного признания какого-либо действия). Идея создания гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, когда сложились представления о гражданстве и гражданине, возникло понятие общества как совокупности граждан.


Право как социальный институт предписывает индивидам правила поведения и указывает систему санкций, направленных на то, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил.

Институт права является весьма древним. В Европе возникновение писаного права относят к временам Гесиода (VII в. до н.э.). Уже в античности Сократ, Платон, киники, стоики сформулировали идею естественного права , согласно которой право существует в природе, заложено в самой сущности человека и представляет собой совокупность принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека. Идеологи Просвещения Дж.Локк,Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, П.А. Гольбах, А.Н. Радищев широко использовали эту идею для критики феодальных порядков как противоречащих естественной справедливости.

Идеи естественного права нашли отражение в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789).

В XIX в. понимание права как естественного постепенно отступает на второй план, возникает историческая школа права, которая признает только позитивное право, т.е. установленное законами и в законах осуществляющееся.

Ныне право — один из наиболее сложных и вместе с тем важных видов социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения человека. Этот социальный институт представляет собой систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Особенность права по сравнению с моралью, религией заключается в общеобязательности его правил, поддержке и охране их авторитетом и силой государства. Право закрепляется в официальных документах государства. Государство обеспечивает соблюдение норм права через особый механизм власти, управления, правосудия.

Функции права состоят в регламентировании и регулировании:

  • норм, стандартов поведения во всех сферах общественной жизни;
  • мер и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право);
  • организации и деятельности государственного механизма (конституционное право, государственное право, административное право);
  • межличностных отношений в семье (семейное право);
  • отношений между государствами, которые создаются путем соглашений между ними (международное право).

Таким образом, право — это действующее на определенный момент законодательство, которое регулирует самые различные отношения между людьми, между людьми и государством, между людьми и различными организациями, между самими организациями. На вершине пирамиды права любого государства — конституция, которая провозглашает общие принципы государственного устройства, формулирует права человека, свободы и обязанности.

Как социальный институт право имеет свои символы , которые в предельно концентрированной форме создают представление о нем. Так, судебное заседание проходит в специальном зале с гербом страны; судья в мантии сидит на специальном кресле, произносит приговор от имени государства. Прокурор также имеет специальную форму. Во многих странах специальную форму носят и адвокаты. У милиции своя форма, специальные автомашины, административные здания и т.д. Квалифицированных работников этого социального института готовят специальные школы, училища, институты, академии.

Профессиональная этика - специальная система знаний определяет специфические особенности нравственного плана в каждой из юридических профессий — кодекс судьи, милицейский кодекс, этику следователя, нотариуса, адвоката. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля над самими работниками права.

Как социальный институт право имеет и идеологию — систему идей, которая обосновывает действия работников органов права в той или иной ситуации. Идеи справедливости, юридического равенства лиц перед законом, всеобщность и обязательность юридических норм для всех, законность, культура правосудия выступают в качестве основополагающих при разработке философии и идеологии права в демократически устроенном цивилизованном обществе.

Право является важной составной частью государства — центрального института власти в обществе. Государство — средство решения общих дел, оно регулирует отношения власти и народа (общества), обеспечивает политическую жизнь народа.

Правовое государство — государство, органы и институты которого (суды, полиция и др.) со всей полнотой соблюдают существующие законы. В таком государстве функционирует режим конституционного правления, имеются развитая правовая система, эффективная судебная власть, существует реальное разделение властей, развитый социальный контроль политики и власти. Основу правового государства составляют равенство власти, гражданина, общества, их правовое равенство перед законом. Концепция правового государства, разработанная Дж. Локком еще в 1690 г., нашла свое отражение в Конституции США.

Однако правовое государство возможно лишь в условиях гражданского общества. Ни власть, ни право не могут быть — реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом (легитимация (legitimus — законный) — процедура общественного признания какого-либо действия). Идея создания гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, когда сложились представления о гражданстве и гражданине, возникло понятие общества как совокупности граждан.

Сегодня кажется нелепым желание построить общество без права и государства. Но в России после Революции 1917 г. малограмотные рабочие и крестьяне пришли к власти с твердым намерением построить жизнь «по правде», без мироедов и эксплуататоров. Идеи марксизма об отмирании государства воспринимались как идеи о немедленном отрицании государства и права («на следующий день после революции»). В народе всегда жили атавистические представления более ранних эпох о «волюшке вольной», о жизни «по правде — по совести». В средневековой Руси было принято общинное самоуправление, когда все вопросы жизни общины решались на вече. Только к XVII в. общинное самоуправление стало исчезать. Но и сегодня в некоторых слоях общества распространено убеждение, что «чем больше законов, тем меньше совести», что «судить можно или по закону, или но справедливости».

В царской России права человека и гражданина не были обеспечены громадному большинству населения. Для правосознания широких народных масс было характерно резко отрицательное отношение к установленному порядку. Современные российские и западные исследователи отмечают слабость юридических традиций в России прошлого. Д. Рене пишет: «До Октябрьской революции русский народ не считал право основой социального строя. В законах он видел капризы царя и способ административного управления. Когда марксизм провозгласил отмирание права, это настолько мало шокировало русских, что полное отмирание права можно было осуществить уже на следующий день после революции».

Когда после революции началась Гражданская война, пришлось более трезво посмотреть на теорию марксизма об отмирании государства и права — нужны была армия и институт права для борьбы с бандитизмом, спекулянтами, для того чтобы налаживать нормальную человеческую жизнь. Тогда появилась новая версия, согласно которой на низшей стадии коммунизма — при социализме — право еще сохраняется, а после окончательной победы коммунизма право отомрет. В 1960-е гг., когда страна приступила к полному и окончательному строительству коммунизма, а партия «торжественно провозгласила, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме», отдельные теоретики права призывали открыть наконец тюрьмы и выпустить всех на свободу, поскольку социальная база преступности (частная собственность, нищета, буржуазные общественные отношения) ликвидирована.

Теория советского права начала складываться после Революции 1917 г. в условиях ожесточенных классовых битв, Гражданской войны при отсутствии подготовленных кадров. Идея отмирания права наложила трагический след на многие десятилетия развития страны, обусловила правовой нигилизм высшего эшелона власти. В условиях низкой культуры и развитых традиций правового нигилизма это привело к установлению диктатуры и соответственно нарушению элементарных норм демократии и гуманизма, созданию гигантского репрессивного аппарата и гибели миллионов советских людей. Трудно даже представить в полном объеме масштабы анархического неприятия, профессиональной некомпетентности, граничащей с малограмотностью и бескультурьем, которые стали господствовать в подходе к праву, правопорядку, правотворчеству, судопроизводству и надолго определили состояние законности в стране и правовую культуру в целом.

Разрыве классической правоведческой наукой проявился, например, в следующем. Считалось, что право связано с буржуазными рыночными отношениями и когда они отомрут, отомрет и право. На этих предпосылках базировался правовой нигилизм, т.е. отрицание института права, отношение к нему как к чему-то ненужному, мешающему строить коммунизм.

Из всей сферы права в советское время признавали в основном только уголовно-правовой аспект, понимая право как механизм контроля за отклоняющимся поведением и разрешением конфликтов, связанных с ним. Сфера хозяйственного права регламентировалась многочисленными постановлениями и подзаконными актами, которых к 1980-м гг. накопилось до миллиона. Зачастую судебные функции выполняли малограмотные люди. Эта традиция была жива вплоть до 1960-х гг., когда каждый десятый судья не имел не только юридического, но и вообще высшего образования.

С принятием демократической конституции в 1991 г. страна постепенно восстанавливает институт права, развивает его отрасли — гражданское право, частное, международное и др.

В процессе правовой реформы преодолевается наследие социалистического права, которое исходило прежде всего из интересов государства и КПСС как правящей и единственной партии. Так, в Конституции СССР на первом месте стояли интересы государства, партии, а затем уже общества и в последнюю очередь-личности. Конституция России на первое место ставит интересы личности, затем общества и государства. Институт права, руководствуясь Конституцией России, должен обеспечить фундаментальные ценности для жизни человека — право на достоинство, благосостояние, право на свободу, право на свободомыслие, гарантии безопасности и законности.

Право как социальный институт является предметом исследований нетолько юристов, но и социологов. Наука о праве рассматривает этот институт как бы изнутри и объясняет толкование и применение юридических норм. Социологи описывают юридические нормы извне. По этому поводу немецкий социолог Н. Луман пишет: «...наука о праве занимается нормами, а социология, напротив, фактами. Юрист должен толковать и применять юридические нормы. Социолог имеет дело только с фактологическим контекстом права, с его условиями и его социальными последствиями».

На стыке правоведения и социологии образовалась комплексная дисциплина — социология права. Предметом этой дисциплины стало рассмотрение связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях — от общества в целом до отдельной личности.

Социологи ориентируются на изучение социальных функций права, последствий, а также процесса общественного действия права, взятого в системе, в полном его объеме, т.е. и вне правоотношений.

Основные функции права

Право имеет самостоятельное значение в жизни общества и выполняет свои функции методами и средствами, соответствующими его свойствам и месту в общественной структуре.

Функция интеграции, сплочения социальных образовании (групп, классов, наций и народностей, всего общества) является ведущей, основной и определяющей. Правовая система путем взаимодействия со смежными социальными системами — экономической, политической, моральной и др. — должна действовать для достижения основной цели — социального и национального согласия, обеспечения и защиты интересов человека, а тем самым и всего общества. Она организует и стимулирует поведение и деятельность людей таким образом, чтобы они были солидарны с прогрессивными общечеловеческими демократическими нормами.

Правовая система должна служить инструментом интеграции элементов политической системы, укреплению связей между ними, быть юридической основой деятельности общественных организаций, функционирования трудовых коллективов, базой непосредственной демократии. Это означает, что правовая система может успешно выполнять в обществе задачи не только по укреплению и упрочению правопорядка, но и эффективно обеспечивать другие важные задачи, в частности функции социального сплочения и обеспечения контроля за поведением людей.

Порядок и социальный контроль. Общество не может существовать без соблюдения социального порядка. Порядок в обществе обеспечивают различные средства.

Во-первых, принуждение (господство) посредством силы.

Во-вторых, принятие людьми общепринятых ценностей и норм. Т. Парсонс считает, что в любой социальной системе люди действуют упорядоченно, поскольку признают определенные стандарты, ценности и действуют в соответствии с ними.

В-третьих, правовая культура общества, которая в определенной степени гарантирует стабильность на основе квалифицированной поддержки граждан.

В-четвертых, легитимация права, что предполагает уважение людьми правовых законов своего общества, признание их и одобрение. В процессе социализации общество прививает человеку правила поведения, формируя у каждого индивида привычки, желания и обычаи следовать общепринятым нормам (в том числе правовым). Переезжая в другую местность, страну, меняя профессию, человек вынужден как бы заново переучиваться — учиться жить по правилам новой группы, приспосабливаться к иным обстоятельствам. Так, каждый человек создает для самого себя систему внутренних запретов, которые помогают ему ориентироваться в обществе, выбирая в конкретной ситуации именно ту программу поведения, которую он считает для себя правильной. Например, молодым людям в компании могут предложить крепкий алкогольный напиток, но одни не будут его пить, потому что это не в их правилах, а другие не смогут отказаться от такого предложения.

Дело в том, что ни один человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток его включенность в жизнь первичной группы — семьи, класса, студенческой группы, спортивной команды, трудового коллектива. Нормы, обычаи данной группы, например семьи, становятся и нормами детей, которые, вырастая, прививают эти нормы своим детям. Таким образом осуществляется социальный контроль: индивид ведет себя так, как принято в данном обществе.

Традиционно выделяют четыре основных типа социального контроля:

  • социальное вознаграждение — одобрительный кивок, похвала, премия, повышение по службе;
  • наказание — критическое замечание, недовольный взгляд, выговор, увольнение;
  • убеждение (например, тренер убеждает спортсмена не пропускать тренировок, иначе тот не выиграет в соревновании);
  • переоценка нормы , когда поведение, которое ранее считалось неправильным, странным, становится нормой. Например, всего пару десятилетий назад нищий в московском метро вызывал недоуменный взгляд, сегодня попрошайничество — обычное и повсеместное явление.

Формальный контроль обычно осуществляют специально созданные организации — полиция, суды, налоговая инспекция, транспортные контролеры и т.д. Именно они осуществляют в первую очередь контроль за девиацией — поведением, которое считается отклонением от норм.

Девиация (от лат. deviatio — потеря пути) с трудом поддается определению, потому что люди имеют разные мнения об одном и том же явлении и мнения эти меняются со временем. Так, в 1960-е гг. в СССР молодых людей в узких брюках называли «стилягами», дружинники выгоняли их с танцплощадок, из кафе, комсомольские организации исключали их из своих рядов, студентов лишали стипендий, газеты клеймили их позором как людей, попавших под «тлетворное влияние буржуазной идеологии». Потом узкие брюки стали носить все наши мужчины.

Возникает вопрос: по какому признаку выделять девиантное поведение? Понятно, что девиантными являются поступки, наносящие явный вред человеку, прежде всего убийство, и общество осуждает и строго наказывает за него. Но во время войны убийство врага разрешается и даже вознаграждается. Проституция обычно вызывает неодобрение ревнителей семейных устоев, однако в ряде стран проституция легальна и не вызывает осуждения большинства населения.

Попытки определить понятия девиации сталкиваются с неопределенностью поведенческих ожиданий. Иногда правила не совсем ясны. Например, можно ли считать девиацией переход дороги в неположенном месте? Это запрещено Правилами дорожного движения, но широко распространено, особенно в России, и считается допустимым до тех пор, пока не нарушается работа транспорта и не причиняется вред. Следует ли считать девиацией вождение автомобиля с превышением скорости? Милиция обычно оставляет без последствия незначительное превышение скорости, но если случается автотранспортное происшествие, то превышение скорости будет считаться отягчающим вину обстоятельством и повлечет ужесточение наказания.

Каждый член общества в течение своей жизни совершает множество мелких нарушений, вызванных обстоятельствами (например, забыл дома кошелек и едет «зайцем» в автобусе), случайным совпадением, рассеянностью. Окружающие снисходительно относятся к такого рода нарушителям и не считают их девиантами. Люди, которые всегда ходят по струнке, всегда «застегнуты на все пуговицы», боятся что-либо нарушить, не туда наступить, не то сказать, становятся всеобщим посмешищем. «Человеком в футляре» назвал когда-то такого человека А.П. Чехов.

Девиация включает три компонента: человека, которому свойственно определенное поведение; норму, которая является критерием оценки девиантного поведения; группу или организацию, которая реагирует на данное поведение (например, полиция).

Итак, девиация — это отклоняющееся поведение с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Человечество пытается ответить на вопрос о причинах девиации с незапамятных времен. И сейчас существуют разные точки зрения на причины девиации.

В конце XIX п. итальянский врач Чезаре Ломброзо на основании своих исследований сделал вывод, что существует связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Ломброзо считал, что люди предрасположены к тому или иному типу поведения по своему биологическому складу. Ломброзо выделил «криминальный тип» и даже указал его характерные черты — выступающая нижняя челюсть, покатый лоб, реденькая бородка, маленькие, глубоко посаженные глаза, пониженная чувствительность к боли. У Ломброзо и сегодня есть немало последователей, созданы теории физических типов, согласно которым конкретные физические особенности личности предопределяют совершаемые сю отклонения от норм. Режиссеры фильмов, подбирая актеров нате или иные роли, вынуждены считаться со стереотипами восприятия обычного зрителя. Выражения «лицо убийцы», «порочные черты лица», «бандитская физиономия» встречаются в любом обществе. Однако практика показывает, что человек с грубыми, «преступными» чертами лица может быть порядочным законопослушным гражданином, а человек с «благородными» чертами лица оказывается явным девиантом. Теория психоанализа Зигмунда Фрейда объясняет отклоняющееся поведение, опираясь на концепцию бессознательного. С точки зрения Фрейда, в бессознательное сосредоточено биологическое начало, инстинкты и низменные страсти, не облагороженные культурой и нормами общества. Поскольку каждый индивид испытывает конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, то при определенных условиях (алкогольное опьянение, нарушение функций мозга и т.д.) возникает состояние, при котором биологические потребности (сфера бессознательного) одерживают верх. Тогда человек становится нарушителем культурных норм. Точка зрения психоаналитиков уязвима в том отношении, что далеко не каждый по указанным выше причинам становится девиантом.

Некоторые теории объясняют девиацию ролью социальной среды как фактора, обусловливающего нарушения норм. Ребенок в процессе социализации усваивает культурные нормы, они становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры становятся его запретами сознания. Если ребенок живет в счастливой, крепкой, здоровой семье, он развивается как нормальная личность, как уверенный в себе и в окружении человек, который воспринимает нормы культуры справедливыми и само собой разумеющимися. Если ребенок живет в несчастливой семье, то он чаще всего развивается с пробелами в воспитании и с отклоняющимся поведением. Действительно, исследования молодежной преступности показывают, что подавляющее большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывалось в неблагополучных семьях. Однако широко известно девиантное поведение подростков из благополучных семей. Это объясняется тем, что не только семья участвует в социализации личности. Нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающими (например, подростками во дворе). Часто воспитание в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов (школа, спортивная команда, группа хулиганов и т.п.). Особенно остро столкновение норм культуры и принятых ценностей проходит в обществах так называемого переходного периода.

Э. Дюркгейм более века назад разработал теорию аномии, которая дает возможность проанализировать социальные причины девиации. Термин «аномия» в настоящее время применяется для обозначения особого состояния общества. Состояние аномии наступает в период экономических кризисов или радикальных социальных преобразований, когда ценности, культурные традиции, правила и социальные связи разрушаются, ослабевают или явно противоречат друг другу. Люди теряют ориентацию, возникает конфликт между разными

стилями поведения, разрыв между целями культуры и социально одобряемыми средствами их осуществления. Именно тогда, когда люди не могут жить с помощью социально одобряемых средств, они прибегают к незаконным (девиантным) средствам.

Типична в этом отношении картина нашего общества. Начиная с 1990-х гг. старые нормы рушились на глазах. То, что совсем недавно казалось правильным, сегодня обществом не принимается. Так, спекуляция считалась опасным преступлением, а сегодня называется предпринимательством. Проституция вызывала возмущение и преследовалась, а сегодня это выгодный бизнес. Уехать из СССР на постоянное жительство в другую страну считалось предательством, преступлением, а сейчас обычное дело, к которому относятся с пониманием.

По мысли американского социолога Роберта Мертона, аномия появляется не вследствие свободы выбора, но из-за невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Если человек не может честным трудом заработать столько, чтобы содержать семью, он начинает прибегать к недозволенным, незаконным способам. Мертон разработал типологию поведения индивидов в их отношении к целям и средствам. Согласно его классификации, в обществе выделяются:

  • конформист — лояльный член общества, который принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе;
  • новатор , который пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
  • ритуалист, для которого главное — церемонии и правила, например бюрократ, думающий только о форме деятельности, но не о ее цели;
  • изолированный тип , который отходит от культурных целей и институциональных средств их достижения, — алкоголики, наркоманы и другие люди вне группы;
  • мятежник , который хочет создать новую систему норм и ценностей.

На первый взгляд девиация в жизни общества играет отрицательную роль, так как нарушения норм, социальные отклонения разрушают нравственные ценности общества, представляют вызов традициям, устоявшемуся порядку, общественному мнению. Но на самом деле социальные отклонения диалектически противоречивы: с одной стороны, девиация представляет собой угрозу стабильности общества, а с другой — она как бы поддерживает эту стабильность, не давая ей «застояться».

Нормальная жизнь общества и всех его социальных институтов возможна только, если обеспечен социальный порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от других, он должен быть уверен, что если он обратится за помощью к врачу, тот поможет ему; если он позовет полицейского, тот защитит его; если он вызовет пожарных, они приедут немедленно тушить пожар; если он проработал месяц, ему выплатят жалованье согласно договору. Девиантное поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Индивид теряет чувство безопасности и защищенности, уверенность в своих действиях, если нарушение норм принимает массовый характер: врач зарабатывает мошенничеством, пожарные не спешат на тушение пожара, работодатель задерживает зарплату, а милиционер расстреливает случайных покупателей супермаркета. В таком случае общество становится нестабильным и разрушается. Оно может нормально функционировать только в том случае, если большинство его членов принимает правила и нормы поведения и ведет себя в соответствии с этими правилами, нормами и ожиданиями других. Жизнь по правилам — залог стабильности и благополучия общества и всех его членов.

Но в то же время девиантное поведение играет свою особую роль в культурных изменениях. Общество не может жить, не развиваясь, оно должно приспосабливать образцы поведения к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Например, технические достижения резко меняют образ жизни и взгляды людей. Мужчина в сапогах со шпорами был обычен в начале XX в.; в начале XXI в. шпоры будут ему просто мешать и вызывать смех у окружающих. Женщина в юбке до земли с кринолином могла проехать в коляске, но для поездки в метро или на трамвае такая юбка неуместна и небезопасна. Когда Аврора Дюдеван, которую мы знаем как автора романов Жорж Санд, надела брюки и появилась в обществе с сигаретой, это было воспринято как вызов общественному мнению.

Поведение, отклоняющееся от старых привычных образцов, вначале кажется неприемлемым, но постепенно новые жизнеспособные образцы проникают в сознание большей части общества и перестают восприниматься как нечто непривычное, т.е. становятся нормой.

Таким образом, право наряду с наукой, образованием, моралью, религией и искусством является важным элементом духовной сферы жизни общества. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: оно согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей социальной справедливости.

Сущность права.

Основные признаки права.

Социальная роль и функции права

Среди социокультурных регуляторов жизни цивилизованного общества значительную роль играет институт права. Разберемся, что представляет собой институт права.

В юридической литературе термин «право» используется в четырех основных значениях:

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей: право человека на жизнь, на безопасность, на свободу, на справедливое к себе отношение и т. д. Эти притязания обусловлены природой человека и считаются его естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм, (велений или установлений), исходящих от государства и поддерживаемая им в качестве масштаба (средства) решения проблем - так называемое позитивное право. Данный смысл вкладывается, например, в такие понятия как «конституционное! право», «гражданское право» «финансовое право» к т. д. Это право еще называют объективным правом, поскольку нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, термином «право» обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое лицо (граждане) или юридическое лицо (организации) и чем они могут свободно распоряжаться под защитой государства на основе норм позитивного права. Так, граждане имеют право на труд, отдых, образование, охрану трудового имущества, на деятельность в определенных сферах общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном праве, т. е. принадлежащему социальному субъекту - субъекту права - физическому лицу или организации.

На основе анализа правоведческих концепций можно вычленить следующие основные признаки права.

1. Право - нормативный регулятор общественных отношений. Регулировать в социальной жизни - значит направлять доведение индивидов, социальных общностей и организаций, ставить их в определенные рамки. В научной литературе различают два способа социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование - это упорядочивание поведения людей с помощью разовых акций, решений, относящихся к отдельным случаям. Нормативное регулирование - это упорядочивание социального взаимодействия индивидов, социальных общностей и организаций при помощи общих правил, стандартных образцов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто находится в сфере действия этих правил. Право является регулятивной системой нормативного типа. Право предписывает человеку правила, поведения; «поступай так, а не иначе». Основной структурной единицей права являются нормы права, носящие всеобщий и обязательный характер.

2. Право - выражение общей воли. Регулятивная природа права связана с тем, что оно имеет волевой характер, т. е. способно организовать действие, направленное на преодоление внешних и внутренних препятствий. Уже Гуго Гроций отмечал, что право имеет своим источником «волю». Однако при характеристике этого существенного признака права в истории юридической мысли имелись существенные различия. Так, английский мыслитель Т. Гоббс утверждал, что право есть продукт воли тех, кто имеет власть над другими. Для К. Маркса и его последователей «право - это возведенная в закон воля господствующего класса». Основатель теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо высказывал мнение, что право заключает в себе общую волю.

В современном российском правоведении, по сути дела, сталкиваются две концепции права: марксистская, утверждающая классовую обусловленность права, и руссоистская либерально-демократическая, базирующаяся на принципе, что право - это свободное выражение воли индивидов. В пользу марксистской концепции права говорит та сторона истории общества, в которой оно представляло собой арену классовой борьбы и господствующие классы этого общества, овладев институтами государства, навязывали свою волю другим классам. Однако классовая борьба на передний план общественной жизни выходила только в переломные, революционные эпохи. Для нормального периода существования общества характерным является не борьба, а согласование интересов, поиски компромиссов, обретение консенсуса, т. е. выработка некоторых принципов жизни, опирающихся на общую волю. Общая воля как, согласованная воля индивидов, социальных групп, классов, организаций, их потребностей и интересов может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход к праву позволяет непосредственно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, и прежде всего такой непреходящей ценностью как свобода.

3. Как отмечалось ранее, одной из основных ценностей, на защиту которых направлено право, - это свобода человека. В юридической литературе со времен Гегеля утвердилось понимание, что право означает осуществление свободы, свободной воли или, выражаясь гегелевским языком, право - «это наличное бытие свободы». В этом смысле право есть мера, масштаб свободы поведения человека. Это означает, что право одновременно выражает меру полноты (объема) доступности, реальности прав и свобод личности и меру допустимости ограничений свободы человека. Этот принцип был зафиксирован во французской Декларации прав человека и гражданина (1793), ст. 4, которой утверждает, что «свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому». Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользоваться теми же правами. В этом смысле право следует рассматривать как объективно обусловленную конкретно-историческими условиями форму свободы реальных поступков и действий людей в их взаимоотношениях друг с другом.

4. Право устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством - это краеугольный признак права. В рамках национально-государственных образований общая согласованная воля предстает как государственная воля. Государственная воля аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные притязания и интересы индивидов, социальных общностей и классов того или иного общества и представляет их как общую волю. Именно благодаря законотворческой, санкционирующей и охранительной деятельности государства общая воля проявляется вовне, выступает в реальной жизни в форме официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм. Не существует другого способа возвести общую согласованную волю в закон иначе, чем путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм.

Следует отметить, что именно с правотворческой и охранительной деятельностью государства связана специфика нормативности права, которая заключается в том, что право возведено в закон, т. е. обретает статус официальных правил. Иначе говоря, в полной мере нормативность выражена только в позитивном плане. Естественно, правовые притязания нормативны потенциально, поскольку лишь при законодательном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Именно поэтому право - это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения людей влечет для их участников определенные юридические последствия.

С основными признаками права, выражающими его сущность, неразрывно связаны социальная роль и функции права в обществе. Рассмотрим прежде всего социальную роль. Она проявляется в следующих направлениях:

    Как и всякая нормативная система, право наделяет субъектов социального взаимодействия правами и обязанностями. Особенность же социального предназначения права состоит в том, что оно связывает этих субъектов дополнительными юридическими узами, облекая, таким образом, отношения, в которых эти субъекты находятся, в форму правоотношений.

    Право выполняет важную и необходимую роль по согласованию различных интересов людей, индивидов, общностей, организаций. Тем самым право интегрирует общество в единое целое, создает стабильную социальную систему. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия.

    Право закрепляет экономические основы свободной деятельности человека. Известно, что единой юридической основой всей системы экономических отношений (производства, распределения, обмена и потребления) является право собственности. Гарантируя возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим лицам имуществом, обеспечивая свободу предпринимательской деятельности, договоров и т. д., право выступает единственным адекватным способом саморегулирования экономики.

    Право обеспечивает участие личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими людьми в общественные организации и партии, лично или через избранных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами решений, законов и актов управления, гарантирует свободу высказываний и иные способы выражения своего отношения к деятельности государства, партий и т. д. Таким образом, право обеспечивает политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее регулировании и распределении.

    Право закрепляет условия свободной деятельности в сфере семьи, быта, образования и культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя ей доступ к достижениям мировой культуры и образования, оно тем самым обеспечивает предпосылки для всех остальных видов жизнедеятельности индивида, для его нормального и всестороннего развития. Иными словами, право опосредует воспроизводство человека как общественного существа.

Социальная роль права реализуется через выполнение им определенных социальных функций. Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. В правоведческой литературе выделяют две основные функции права: регулятивную и охранительную. Эти функции тесным образом связаны друг с другом. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих двух функций.

Регулятивная функция проявляется через такое направление правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развития общественных отношений. В рамках этой функции некоторые правоведы (С.С. Алексеев) выделяют две ее разновидности (подфункции) - регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам большинства и выражают общую волю. Решающее значение в осуществлении статической функции играют институты собственности, политических прав и свобод граждан и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). В небольшой степени она воплощена в институтах гражданского, трудового, административного права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике и других сферах.

Наиболее характерными способами осуществления регулятивной функции являются следующие:

Закрепление посредством норм права дееспособности граждан;

Закрепление и изменение правового статуса граждан;

    определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц;

    установление правового статуса юридических лиц;

    определение (предусмотрение) юридических фактов, связанных, с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

    установление конкретной правовой связи между субъектами права;

    определение оптимального типа правового регулирования (обще дозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Охранительная функция - это направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых общественных и личных отношений. Если регулятивная функция указывает участникам правовых отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы у них нормативные возможности (средства), то охранительная функция информирует социальный субъект о том, какие социальные ценности, взятые государством под охрану, и какие негативные последствия следуют в случае посягательства на них. Важнейшим инструментом осуществления охранительной функции является угроза санкций, установление запретов и реализация юридической ответственности.