Компетенция государственных органов уполномоченных. VI

Компетенция органов как важнейший элемент их правового статуса:

    • Понятие компетенции
    • Факторы, влияющие на компетенцию
    • Обязанности
    • Права

Понятие компетенции

Цель – значение или задача, цель конкретизируется в задачах, задачи выполняются на практике посредством функций, для осуществления функций создается система (структура), структура определяет компетенцию.

Компетенция – совокупность обязанностей и прав, вытекающих из задач.

Обязанности – это мера должного поведения

Право – это мера возможного поведения

Компетенция – это важнейший элемент правового положения гос. органа.

Правовое положение гос. органа – совокупность взаимных прав и обязанностей, юридически значимых характеристик, определяющих место и роль это органа в системе механизма государства.

Исходной базой для определения правового положения гос. органа является правосубъектность. Содержание правосубъектности входит в состав существующих правоотношений.

Правовое положение <=> Правовой статус <=> Правосубъектность

В статусе выделяются следующие элементы:

  1. Цель (назначение)
    Конечное намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности; глобальная задача.
  2. Задача
    То, что требует исполнения решения
  3. Функции
    Работа, производимая органами; направление деятельности
  4. Компетенция
    Это сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа, полномочия, права гос. органа.
  5. Принципы организации и деятельности
    Это правовая категория, это правило, которое не терпит исключений
  6. Виды контроля и надзора
  7. Формы и методы координации и взаимодействия
  8. Система и структура

Факторы, влияющие на компетенцию

Факторы, влияющие на компетенцию – это совокупность причин и условий, определяющих направления движения к какой – либо цели.
Виды:

  • Внутренние и внешние:
    • политические
    • экономические
    • социальные
  • Субъективные и объективные

Предмет ведения гос. органа – сфера деятельности органа (цели, задачи, функции)

Обязанности и права ФСБ РФ

Обязанности:

В сфере КРД и РД:
1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно - технического и оборонного потенциала;
3. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;
4. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
6. проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
7. осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации;
8. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
9. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно - политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

1. информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
2. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
3. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;
4. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
5. поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;
6. осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.

В уголовно – правовой сфере:

1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
2. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

Права

В сфере КРД и РД:

1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
2. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
3. осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;
4. направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;
5. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

В сфере административной деятельности:

1. осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);
2. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
4. беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
5. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
6. осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно - территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
7. вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;
8. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации;
9. создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;
10. создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;
11. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
12. разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;
13. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
14. проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;
15. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
16. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности.

В сфере уголовно – процессуальной сфере:

1. осуществлять оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
2. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;

81. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации выдают визы всех категорий и видов, а также аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, кроме транзитных виз с кодом ТР1.

82. Министерство иностранных дел Российской Федерации и представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации выдают и продлевают срок действия виз, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, указанных в пунктах 20, 21, 24 и 25 настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2007 г. N 635 в пункт 83 настоящего Положения внесены изменения

83. Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящиеся в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, выдают в исключительных случаях по разрешению Министерства иностранных дел Российской Федерации визы всех категорий и видов, а также продлевают в соответствии с абзацем третьим пункта 67 настоящего Положения, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан. Порядок выдачи виз определяется Министерством иностранных дел Российской Федерации по согласованию с компетентными федеральными органами исполнительной власти.

84. Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящиеся в пределах приграничной территории, продлевают визы иностранных граждан, а также выдают обыкновенные частные визы по ходатайствам находящихся за пределами Российской Федерации иностранных граждан, поданным в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 719 в пункт 85 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

85. Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы выдают визы временно проживающего лица, визы на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации, транзитные визы с кодом ТР1, многократные обыкновенные рабочие визы на срок до 3 лет иностранным гражданам, указанным в пунктах 29.1 и 35.1 настоящего Положения, продлевают срок действия виз, аннулируют и восстанавливают визы иностранных граждан, кроме виз иностранных граждан, указанных в пунктах 20, 21, 24 и 25 настоящего Положения.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления ФМС России государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом ФМС России от 30 октября 2013 г. N 430

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2007 г. N 635 пункт 86 настоящего Положения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

86. Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации аннулируют визы, а при отсутствии в пункте пропуска представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации - продлевают визу иностранного гражданина в соответствии с абзацем третьим пункта 67настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2007 г. N 635 настоящее Положение дополнено пунктом 87

87. Порядок организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оформлению, выдаче, продлению срока действия визы, восстановлению либо аннулированию визы, а также порядок учета и хранения бланков виз определяются указанными федеральными органами исполнительной власти.

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/185957/#ixzz3KSwAYekh

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации

1. Настоящее Положение определяет средства и методы контроля, используемые подразделениями федеральных органов исполнительной власти при осуществлении пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля (далее - государственные контрольные органы) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска через государственную границу), а также порядок их применения.

Таможенные органы применяют средства и методы (формы) контроля при осуществлении пропуска транспортных средств, грузов, товаров и животных в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Деятельность государственных контрольных органов по пропуску через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, недопущению незаконных пересечения государственной границы лицами и перемещения через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных, выявлению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, недопущению ввоза в Российскую Федерацию возбудителей заразных и массовых незаразных болезней животных, недоброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков) карантинного значения (далее - пропуск через государственную границу) осуществляется путем применения ими средств и методов контроля в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Положением, а также использования средств и методов контроля, определенных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

3. При осуществлении пропуска через государственную границу государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством применяют следующие средства контроля:

а) технические и электронные средства;

б) вооружение и техника;

в) инженерные сооружения и заграждения;

г) специальные средства;

д) служебные животные.

4. Порядок применения средств контроля при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу определяется нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

5. Решение о применении средств контроля при осуществлении пропуска через государственную границу принимается уполномоченными должностными лицами соответствующих государственных контрольных органов.

6. Методы контроля представляют собой систему приемов и способов осуществления государственными контрольными органами своих полномочий в пунктах пропуска через государственную границу.

7. При осуществлении пропуска через государственную границу государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством применяют следующие методы контроля:

а) проверка документов;

б) устный опрос;

в) получение пояснений;

г) наблюдение;

д) сопровождение транспортных средств, грузов, товаров и животных;

е) осмотр транспортных средств, грузов, товаров, животных и продуктов животноводства;

ж) досмотр транспортных средств, грузов и товаров;

з) личный досмотр;

и) осмотр помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу;

к) отбор проб (образцов) для исследования.

8. Проверка документов осуществляется в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, правильности их оформления, отождествления личности, законности въезда (выезда) в Российскую Федерацию и ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также в целях санитарной охраны территории Российской Федерации, определения соответствия ввозимой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений и животных, и в других целях.

Проверка подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе в результате осуществления иных методов контроля, анализа статистических сведений, а также другими способами, не запрещенными федеральным законодательством. При проведении контроля государственные контрольные органы вправе мотивированно запросить у любых лиц, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, выдавших соответствующие документы, дополнительные документы и сведения в письменной форме и установить срок их представления.

9. Устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций и обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов, товаров и животных, производится в целях выявления обстоятельств пересечения государственной границы, получения сведений в отношении пересекающих (пересекших) государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, уточнения состояния здоровья лиц, въезжающих в Российскую Федерацию, предотвращения заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации и в других целях. Устный опрос осуществляется без оформления в письменной форме объяснений указанных лиц.

Устный опрос применяется для получения дополнительной информации или уточнения информации, полученной в ходе проверки документов.

10. Получение пояснений осуществляется путем представления в письменной форме физическими лицами, в том числе лицами, являющимися представителями организаций и обладающими соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов, товаров и животных, сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения соответствующих видов контроля.

Пояснения истребуются для получения дополнительной информации или уточнения информации, полученной в ходе проверки документов.

11. Наблюдение включает в себя целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение за территорией пунктов пропуска через государственную границу, физическими лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, прибывшими (убывающими) на территорию Российской Федерации, за совершением грузовых и иных операций с транспортными средствами, грузами, товарами и животными.

Наблюдение применяется в период проведения всех видов контроля в целях недопущения к транспортным средствам, грузам, товарам и животным посторонних лиц, пресечения хищения грузов, товаров и животных и в других целях.

12. Сопровождение транспортных средств, грузов, товаров и животных осуществляется в случае невозможности обеспечения непрерывного наблюдения за движением транспортных средств от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу (от места посадки воздушных судов до их стоянки в аэропорту) и обратно в целях исключения случаев бесконтрольной посадки (высадки) лиц и погрузки (выгрузки) грузов, товаров и животных.

Сопровождение осуществляется путем посадки должностных лиц государственных контрольных органов на транспортное средство и их высадки в установленных для этих целей местах, сопровождения транспортных средств с грузами, товарами и животными на других транспортных средствах, а также применения технических, электронных и специальных средств.

13. Осмотр транспортных средств, грузов и товаров предполагает их внешний визуальный осмотр, не связанный со вскрытием транспортного средства (его грузовых помещений) и с нарушением упаковки грузов и товаров.

Осмотр транспортных средств, грузов и товаров осуществляется в целях проверки грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся (могут находиться) лица, грузы и товары, а также целостности пломб, печатей, упаковки товаров и в других целях.

Осмотр животных производится в целях выявления возбудителей заразных и массовых незаразных болезней животных.

Осмотр продуктов животноводства осуществляется в целях обнаружения недоброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

Осмотр может проводиться в присутствии лиц, обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов, товаров и животных.

По результатам осмотра по требованию лиц, обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов, товаров, животных и продуктов животноводства, может быть составлен акт по установленной форме либо проставлена на транспортном (перевозочном) документе отметка о проведении осмотра.

14. Досмотр транспортных средств, грузов и товаров включает в себя обследование транспортных средств, грузов и товаров в целях предупреждения и пресечения нарушений норм федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации, обнаружения незаконно пересекающих (пересекших) государственную границу лиц, перемещаемых (перемещенных) через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных, определения необходимости обеззараживания транспортных средств, грузов и товаров, выявления вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений (сорняков) карантинного значения.

Досмотр связан со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров или грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся (могут находиться) лица, грузы и товары, и отбором при необходимости проб (образцов) грузов и товаров.

Досмотр может проводиться в присутствии лиц, обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров.

По результатам досмотра составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров, либо его представителю.

15. Личный досмотр как исключительный метод контроля проводится при наличии оснований предполагать, что физическое лицо нарушило федеральное законодательство о государственной границе или скрывает при себе и добровольно не выдает товары (предметы), запрещенные к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации либо перемещаемые с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником государственного контрольного органа или лицом, его замещающим, путем наложения соответствующей резолюции на рапорт должностного лица государственного контрольного органа.

Перед началом личного досмотра должностное лицо государственного контрольного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары (предметы).

Личный досмотр проводится должностным лицом государственного контрольного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители и другие лица) или лица, его сопровождающие.

Личный досмотр проводится в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров (предметов).

По результатам личного досмотра составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Акт подписывается должностным лицом государственного контрольного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем или лицом, его сопровождающим), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого - медицинским работником. Второй экземпляр акта вручается лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю или лицу, его сопровождающему).

16. Осмотр помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу проводится в целях обнаружения незаконно пересекающих (пересекших) государственную границу или нарушающих (нарушивших) режим в пунктах пропуска через государственную границу лиц, перемещаемых (перемещенных) через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных, подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под контролем, проверки санитарно-эпидемиологического, ветеринарного или фитосанитарного состояния помещений и территории, определения необходимости обеззараживания, выявления вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков) карантинного значения.

Осмотр проводится в плановом порядке или при наличии соответствующей информации.

По результатам осмотра составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Второй экземпляр акта вручается лицу, в чьем ведении находятся осматриваемые помещения или части территории пункта пропуска через государственную границу.

17. Отбор проб (образцов) для исследования, в том числе в лабораторных условиях, предполагает отбор определенного количества грузов, товаров для проведения экспертизы в целях определения их качества, соответствия требованиям технических регламентов, распознания и идентификации с имеющимися аналогами, установления признаков преступной деятельности, а также выявления токсичных веществ, возбудителей заразных и массовых незаразных болезней животных, недоброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков) карантинного значения и решения других вопросов.

При необходимости к отбору образцов могут привлекаться специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями.

По результатам отбора составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении грузов и товаров, отобранных в качестве проб (образцов) для исследования.

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов лица, проводившие экспертизу, дают заключение в письменной форме.

18. Формы пояснения, актов осмотра транспортных средств, грузов, товаров, животных и продуктов животноводства, досмотра транспортных средств, грузов и товаров, личного досмотра, осмотра помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу, отбора проб (образцов) для исследования и заключений по видам контроля устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

19. Решение о применении методов контроля при осуществлении пропуска через государственную границу принимается уполномоченными должностными лицами соответствующих государственных контрольных органов.

20. В целях сокращения времени на проведение контроля должностные лица государственных контрольных органов могут совместно применять средства и методы контроля, предусмотренные настоящим Положением.

21. Государственные контрольные органы при осуществлении в пределах своих полномочий контроля в пунктах пропуска через государственную границу проводят необходимые оперативно-разыскные мероприятия в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-разыскной деятельности" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются:

1) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда;

2) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами;

3) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства;

4) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

5) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий;

6) уполномоченный государственный орган по изучению и использованию недр;

7) уполномоченный государственный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8) уполномоченный государственный орган в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

9) уполномоченный государственный орган в области ветеринарии;

10) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений;

11) уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии.

2. Компетенция специально уполномоченных государственных органов устанавливается Земельным, Водным и Лесным кодексами Республики Казахстан, а также законами Республики Казахстан о недрах и недропользовании, нефти, об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, об особо охраняемых природных территориях, в области охраны здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, промышленной безопасности на опасных производственных объектах, ветеринарии, защиты и карантина растений, использования атомной энергии и радиационной безопасности.

Статья 19. Компетенция местных представительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны окружающей среды

Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) (далее - местные представительные органы) в области охраны окружающей среды:

1) утверждают программы по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях, а также расходы по охране и оздоровлению окружающей среды;

2) утверждают в пределах своей компетенции программы по управлению отходами;

3) утверждают в пределах своей компетенции целевые показатели качества окружающей среды;

4) заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и юридических лиц о состоянии охраны окружающей среды и природопользования;

5) принимают в пределах своей компетенции правила природопользования, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность;



6). Исключен в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред. )

Статья 20. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны окружающей среды

Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) (далее - местные исполнительные органы) в области охраны окружающей среды:

1) организуют разработку согласованных с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды программ и иных документов, предусматривающих мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию и их реализацию на соответствующих территориях;

2) на основании заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз в пределах своей компетенции запрещают или разрешают строительство или реконструкцию предприятий, сооружений и иных объектов;

3) организуют и проводят в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной деятельности;

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 04.12.08 г. № 97-IV (введен в действие с 1 января 2009 года)

3-1) выдают разрешения на эмиссии в окружающую среду в пределах своей компетенции;

4) организуют общественные слушания при проведении государственной экологической экспертизы;

5) вносят предложения по разработке документов в области охраны окружающей среды, передают на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды инициативные проекты таких документов;

6) привлекают для проведения экспертных работ внешних экспертов (физических и юридических лиц), имеющих лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды;

7) разрабатывают в пределах своей компетенции целевые показатели качества окружающей среды;

8) организуют разработку программ по управлению отходами и обеспечивают их выполнение;

9) выделяют земельные участки под строительство объектов по размещению отходов производства и потребления;

10) обеспечивают строительство объектов по удалению и размещению отходов;

11) обеспечивают соблюдение экологических требований при обращении с коммунальными отходами;

12) осуществляют контроль объемов образования отходов и разрабатывают мероприятия и экономические стимулы, направленные на снижение объемов образования отходов, повышение уровня их повторного или альтернативного использования и сокращение объемов отходов, подлежащих захоронению;

13) принимают решение о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

14) осуществляют информирование населения о состоянии природных объектов, находящихся на соответствующей территории;

15) осуществляют регистрацию проведения общественной экологической экспертизы;

16) разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды инвестиционные проекты в области охраны окружающей среды.

Раздел 2. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды, экологическое нормирование, техническое регулирование в области охраны окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологические разрешения, экологический аудит

Функции как виды управляющего воздействия взаимоувязаны с компетенцией государственного органа.

Компетенция – круг полномочий какого-либо органа, лица; круг вопросов, в котором данный орган, лицо обладает познаниями, опытом, имеет право и способность решать.

Компетенция государственного органа представляет собой установленный на основе конституции и законов государства состав предметов ведения, по которым он имеет полномочные обязанности принимать и издавать нормативно-правовые акты либо совершать юридически значимые действия в совместном производстве с другими госорганами.

Проблема компетенции исполнительного органа включает следующие вопросы:

1. Определение предметов ведения , тех общественно значимых задач, решение которых возложено на орган, должностное лицо. Право их решать – это обязанность, ответственность органа (лица) перед государством.

2. Определение полномочий – совокупности прав и ответственности за действия (и бездействие) исполнительных органов, должностных лиц.

3. Определение меры должного поведения , т.е. радиуса юридически необходимого и возможного действия госслужащих. Компетенция неизбежно предусматривает право деятельности по усмотрению, т.е. решать самостоятельно, когда и как использовать то или иное право.

Властные структуры используют различные способы определения и изменения компетенции подведомственных органов.

1. Установление компетенции – нормативное закрепление предметов ведения, прав и обязанностей.

2. Централизация – осуществление функций только центральными органами, сосредоточение у них права принимать решения.

3. Децентрализация – передача части функций и права принимать решения по определенному кругу вопросов нижестоящим исполнительным органам и местным органам власти, т.е. другим центрам принятия решений.

5. Делегирование – согласованная взаимная передача полномочий органам разных уровней.

6. Субсидиарность – взаимодополняемая деятельность разных звеньев власти и управления.

На практике нужно умело применять эти способы, причем в таком их сочетании, которое не нарушает гармонии управления. Хорошая юридическая регламентация компетенции, полномочий органов исполнительной власти – непременное условие и начало их успешного функционирования.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Предмет курса Система государственного и муниципального управления Цели и задачи изучения темы

Цели и задачи изучения темы.. Формирование представления о содержании курса Система государственного и.. Вопросы для повторения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет системы государственного и муниципального управления как учебной дисциплины
В обществе все естественное – объективно, необходимо: производство и распределение материальных благ, здоровье людей и их нравственное благополучие, социальная помощь нуждающимся и поддержка больны

Понятие и виды социального управления
Управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнеде

Особенности государственного и муниципального управления
Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства. 1. Субъект целенаправленных, орга

История науки о государственном управлении
Несмотря на осознание роли государства в жизни общества еще в античную эпоху (Аристотель, Платон, Цицерон, Конфуций), возникновение теории государственного управления обычно связывают с научным нап

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет
Государство есть необходимый способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие (публичные) дела, общий интерес и потребности в самосохранении, обеспечен

Формы политико-административного устройства государства
Понятие политико-территориального устройства государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и разли

Понятие и типы политических режимов
Политический режим представляет собой форму государствоосуществления; это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимод

Функции государства
Функции государства – представляют собой основные направления его деятельности по решению главных задач. В научной литературе предложено много классификаций функций государства.

Система как общефилософское понятие
Под системой понимается совокупность элементов (компонентов, подсистем), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Теория систем, системный анал

Понятие и специфика системы государственного управления
В государственном управлении задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей, используются разнообразные и дор

Структура системы государственного управления
Рис. 3.1.Сущностные элементы системы государственного управления

Понятие и признаки государственного аппарата
Государственный аппарат – основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реал

Понятие и принципы муниципальной службы. Правовые основы муниципальной службы в РФ
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контрак

Понятие бюрократии
Бюрократия – это система управления, основанная на формальных правилах; особая группа людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, регулирующейся формальными правилами

Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении
Негативные проявления бюрократии ведут к появлению бюрократизма, то есть явления, отражающего субъективно деформированный характер мышления и деятельности государственного аппарата и госслуж

Направления преодоления бюрократизма в государственном и муниципальном управлении
Основными направлениями преодоления бюрократизма в государственном и муниципальном управлении являются: - регламентация деятельности государственных органов и чиновников; - обеспе


Государственный аппарат – это основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реализа

Функции государственного управления. Государственные и муниципальные услуги
Функция любого социального института (явления) есть способ адаптации в обществе, налаживание соответствия между ним и определенной потребностью общества. Это объективно необходимая деятельно

Регламентация функций государственных органов
Одним из направлений проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах была определена оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов по


Каждый госорган реализует систему функций, осуществляет несколько видов управляющего воздействия. Каждый из этих видов относительно самостоятельный, специфический, но все они взаимосвязаны и только

Конституционные основы государственного и муниципального управления в России
Российская Федерация утверждается как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское с республиканской формой правления государство (ст. 1, 14 Конституции РФ). Носителем сув

Судебная система России. Прокуратура РФ
В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам отно

Понятие и особенности федерализма
Формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма. Выделяют три существенных признака федерализма. 1. Наличие двух уровней государс

Особенности федеративного устройства России
Россия на современном этапе развития характеризуется формально симметричной, дуалистически ориентированной и централизованной федеративной формой государственного устройства. В состав феде

Тенденции и проблемы развития федеративной формы государственного управления в России
Существуют реальные проблемы, с которыми сталкиваются государственные органы в своей деятельности – неуправляемость регионами и дезинтеграция, препятствующие эффективному государственному управлени

Местное самоуправление. Понятие и функции
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. Согласно статье 2 Хартии принцип местного самоуправления должен б

Территориальная основа местного самоуправления
Согласно положениям нового закона местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федера

Организационные основы местного самоуправления
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся: - представительные органы

Система муниципальных правовых актов
Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными закона

Участие населения в осуществлении местного самоуправления
Можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении: - местный референдум; - опрос граждан, плебисцит; - местные выборы (речь идет об осуществлении

Экономические основы местного самоуправления
Для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. На осно

Взаимодействие государственного управления с местным самоуправлением
Местное самоуправление занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между государством и населением и обладает всеми признаками власти (прежде всего главным


Муниципальное управление возникло в результате относительного обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связано с появлением специфического вида управленч

Устав Белгородской области
Действующий Устав Белгородской области Принят Белгородской областной Думой 24 декабря 2003 года. В соответствии с Уставом, Белгородская область является субъектом Российской Федерации. Бел

Губернатор Белгородской области
Губернатор является высшим должностным лицом Белгородской области. Губернатор Белгородской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Белгородской облас

Белгородская областная Дума
Белгородская областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти Белгородской области. Белгородская областная Дума избирается сроком на пять лет, сост

Правительство Белгородской области и органы исполнительной власти Белгородской области
Правительство Белгородской области является высшим органом исполнительной власти Белгородской области. Правительство Белгородской области является коллегиальным органом исполнительной власти. Все р

Суды Белгородской области
Уставный суд Белгородской области состоит из пяти судей. Судьи Уставного суда Белгородской области назначаются на должность Белгородской областной Думой по представлению Губернатора.

Государственное регулирование экономики
Вопрос о необходимости и пределах государственно-управленческих воздействий на экономику имеет принципиальное значение. В современной практике промышленно развитых стран господствующее положение за

Государственное управление социальной и культурной сферами
Конституция Российской Федерации провозглашает ее социально-ориентированным государством, призванным обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Она гарантирует основные социа

Государственное управление административно-политической сферой
Административно-политическая сфера представляет собой комплексную сферу государственного управления, охватывающую оборону, безопасность, внутренние дела, юстицию, иностранные дела, которая обеспечи

Правовое обеспечение государственного управления
Право – не только воля господствующего класса, не просто закон, утвержденный высшей государственной властью, а определенный компонент сознания, поведения, деятельности и отношений людей – мо

Информационное обеспечение государственного управления
Информация – важнейшее средство организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одна из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенный

Кадровый потенциал государственного управления
Государство связано с обществом и поэтому практически все его граждане в той или иной мере сопричастны государственному управлению. Категория людей, которая специально подготовлена и профессиональн

Цели и задачи изучения темы
Уяснение причин реформирования системы государственного управления в Российской Федерации, целей и задач административной реформы, системы мероприятий по проведению административной реформы, а такж

Понятие и характеристики гражданского общества
Термин «гражданское общество» все чаще употребляется с началом процесса демократизации в России, хотя не прекращаются и дискуссии по поводу его содержания. Несмотря на очевидность основопола

Особенности государственного и муниципального управления в условиях гражданского общества
Концентрированное выражение «сущность государства» находит в проводимой им политике – совокупности целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. Смыс

  • СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации
    • Понятие, характерные черты и принципы государственного управления. Исполнительная власть
    • Принципы государственного управления
  • Административное право Российской Федерации как отрасль права и как наука
    • Генезис возникновения и развития административного права
    • Предмет и метод административного права
    • Методы административно-правового регулирования
    • Система и источники административного права
  • Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
    • Механизм административно-правового регулирования
    • Понятие и виды административно-правовых норм
    • Понятие и виды административно-правовых отношений
  • Субъекты административного права Российской Федерации
    • Общая характеристика субъектов административного права
  • Административно-правовой статус граждан
    • Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  • Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти
    • Органы государственного управления в СССР
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Федеральные органы исполнительной власти России
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления как субъекты административного права
  • Государственная служба и государственные служащие
  • Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в Российской Федерации
    • Понятие и виды предприятий и учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
    • Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • Административно-правовые формы и методы осуществления исполнительной власти (государственного управления) в Российской Федерации
    • Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления
    • Виды административно-правовых методов государственного управления
    • Административно-правовые акты управления
    • Отличие административно-правовых актов управления от смежных правовых форм
    • Классификация административно-правовых актов управления
    • Лицензирование как метод контроля в государственном управлении
    • Разрешительная система
  • Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
    • Осуществление контроля органами государственной власти
    • Общий административный надзор
    • Основные направления развития административного надзора
    • Административные регламенты как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Ответственность по административному праву
    • Понятие и сущность административной ответственности
    • Административное правонарушение: юридический состав
    • Административное наказание
    • Дисциплинарная и материальная ответственность
  • Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
    • Административный процесс: сущность и виды
    • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти
    • Убеждение и принуждение в государственном управлении
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях Российской Федерации
    • Понятие и содержание государственного механизма
    • Органы государства и их классификация
    • Органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления
    • Компетенция органов государственной власти
  • Организация государственного управления в условиях действия специальных и особых правовых режимов Российской Федерации
    • Понятие и сущность специальных и особых правовых режимов
    • Административно-правовой режим военного положения
    • Административно-правовой режим чрезвычайного положения
    • Административно-правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
    • Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Государственное управление экономической сферой
    • Административно-правовые основы государственного управления экономической сферой
    • Система и административно-правовой статус органов государственного управления экономической сферой
    • Административно-правовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской федерации
      • Управление агропромышленным комплексом
      • Управление строительно-жилищным комплексом
      • Управление в области связи и массовых коммуникаций
      • Управление торговлей
  • Государственное управление внешнеэкономической и таможенной сферами
    • Роль внешнеторговой и таможенной сфер в экономике страны, их характеристика
    • Законодательство, регулирующее внешнеторговую и таможенную сферы
    • Основные угрозы, учитываемые при государственном управлении внешнеторговой и таможенной сферами на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы управления внешнеторговой и таможенной сферами
    • Разграничение полномочий в сфере управления внешней торговлей и таможенным делом. Органы государственного управления, их компетенция
    • Государственный контроль во внешнеторговой и таможенной сферах
  • Государственное управление транспортной сферой
    • Роль транспортной сферы в экономике страны и ее характеристика
    • Законодательство, регламентирующее деятельность транспорта
    • Основные угрозы, учитываемые при управлении транспортной сферой на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта
    • Разграничение полномочий в сфере управления транспортной сферой, органы управления, их компетенция
    • Государственный контроль (надзор) на транспорте
  • Государственное управление социально-культурной сферой
    • Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой
    • Система и административно-правовой статус органов управления культурой
      • Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
    • Понятие национальной безопасности. Объекты национальной безопасности, субъекты обеспечения национальной безопасности
    • Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
    • Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности
    • Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации

Компетенция органов государственной власти

Основными принципами организации и деятельности механизма демократического государства является представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет, федерализм, гласность, профессионализм и компетентность, законность, демократизм, принцип разделения властей.

Компетенция - совокупность всех полномочий (прав и обязанностей), которыми законом наделен определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо, представитель власти. Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.

Базовые источники компетенции - это положения Конституции РФ и федеральное законодательство. Детализация предметной компетенции отражается в подзаконных актах (уставы, положения, регламенты). Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов государственной власти определяется на основе сочетания трех принципов (ст. 71-72 Конституции РФ).

1. Исключительная компетенция Федерации - определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения Федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов Федерации.

2. Совместная компетенция - установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий.

3. Полномочия, отнесенные к компетенции субъектов Федерации .

В СССР по Конституции 1936 г. распределение предметов ведения между союзным центром и входящими в его состав 15 союзными республиками определялся тем, что все министерства и государственные комитеты делились на три вида:

союзные - решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзного центра (оборона, безопасность, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи);

союзно-республиканские - решали вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения союзного центра и республик, входящих в состав СССР;

республиканские - решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзных республик.

В отличие от выше перечисленных республиканские министерства создавались только по инициативе союзных республик.

В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

В своей совокупности органы государства различных ветвей власти предназначены осуществлять эффективно государственное управление во всех сферах общественной жизни и на всех управленческих уровнях. Например, Всемирный банк раз в два года на основе 25 различных показателей определяет эффективность государственного управления в различных странах.

Российскую систему государственного управления оценивают по следующим основным показателям: качество оказываемых государством услуг; качественные характеристики функционирования государственных институтов; компетенция и уровень компетентности государственных служащих; уровень доверия со стороны населения и бизнеса к политике, проводимой правительством; качество государственного регулирования экономики.