Плановые проверки основание и порядок проведения. Если к вам пришли с проверкой

Суть любой налоговой проверки состоит в том, чтобы проанализировать, насколько правильно и в каком объеме выполняются требования НК РФ.

Какие типы проверок существуют

Законодательство РФ предполагает 2 основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Рассмотрим, каковы их основные черты и чем они отличаются друг от друга.

Выездная проверка.

Если они докажут, что это делается неправомерно, вам доначислят все налоги, которые нужно платить при применении .

После проверки законности проверяющие будут анализировать, насколько правильно вы ведете учет. Но сразу отметим, что индивидуальные предприниматели не обязаны.

Проверка ИП на ЕНВД

Для начала стоит отметить, что такая проверка применяется, если вы уже допускали нарушения налогового законодательства.

Это может быть неправильное заполнение деклараций, нарушений сроков ее подачи, подозрения в сокрытии доходов.

В целом проверка на ЕНВД заключается в подтверждении физических или иных показателей, которые применяются для исчисления налога: расчет среднесписочной численности, правоустанавливающие документы на помещения, территории, если ваш бизнес – автостоянка, а также заключенные договора и иные документы.

Проверка при закрытии ИП

Даже если вы уже благополучно , в течение трех лет к вам могут прийти с .

Хотя стоит сказать, что выездная проверка проводится не во всех случаях и обязательной не является. Но даже если ваш бизнес находится в процессе , проверить вас налоговики имеют право.

Конечно, к вам домой проверяющие не придут, но могут сделать следующее:

  • Провести инвентаризацию;
  • Запросить документацию, которая касается деятельности вашего ИП;
  • Осмотреть помещения (если таковые имеются).

Специалисты налоговой обладают правом провести выездные проверочные мероприятия в отношении вашего ИП в течение 36 месяцев после того, как вы его закроете.

Выездная проверка ООО: причины назначения

  • В отчетности более 2-х лет отражается, что компания убыточна;
  • Рост расходов опережает рост доходов;
  • Вы неоднократно меняли обслуживающую налоговую;
  • Есть основания полагать, что ваша компания сотрудничает с фирмами-однодневками;
  • Вы не предоставляете разъяснения о расхождении данных в отчетности.

Данный список может дополняться в зависимости от ситуации.

Мероприятия дополнительного характера

В процессе проверки инспекторы могут проводить контрольные мероприятия дополнительного характера:

  • Истребовать бумаги и осуществлять их выемку;
  • Осматривать территорию и имущество;
  • Проводить инвентаризацию имущества;
  • Проводить допрос свидетелей;
  • Пользоваться услугами экспертов и переводчика.

Подобные мероприятия могут проводиться инспекторами только с соблюдением всех требований законодательства.

Сроки проверки ООО

Стандартный срок – 2 месяца. Но ее могут продлить по разным основаниям до 6-месячного срока.

Основания таковы:

  • Компания очень крупная;
  • Нужно проводить дополнительные проверочные мероприятия;
  • У ООО есть обособленные подразделения;
  • Вы предоставили документацию несвоевременно.

Проверка ООО на УСН

Процедура практически аналогична проверке ИП. Сначала налоговики выясняют, имеете ли вы право применять режим УСН, соблюдаете ли все предъявляемые к этому режиму налогообложения требования.

Затем проверяются расчеты налоговых платежей по упрощенке, после этого правильность заполнения документации и порядок осуществления хоз. операций.

Как проходит налоговая проверка при ликвидации ООО

При выездные проверочные мероприятия проводятся практически всегда.

Проверять у вас будут информацию по абсолютно всем налоговым платежам за последние 36 месяцев. При этом не важно, когда вашу компанию проверяли в плановом режиме.

Срок проведения будет зависеть от того, в каком состоянии находится документация, как ведет себя ликвидационная комиссия, какова структура вашей компании.

Если у вашей фирмы есть филиалы, их тоже проверят.

Фиксация результата проверки

Все результаты будут отражены в протоколе и итоговой справке. В ней отражаются суммы задолженности, а также сведения о нарушении законодательства (если таковые были обнаружены).

Если же вы с результатами проверки не согласны, в течение 15 дней с даты получения итогов проверки, вы можете их обжаловать.

Как избежать проверки при ликвидации

Законных вариантов избежать общения с налоговиками несколько:

  • Осуществлять все платежи вовремя и полностью;
  • Продать компанию;
  • Оформить ликвидацию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к посредникам.

Камеральные проверки ИП и ООО

Это мероприятие прежде всего направлено на то, чтобы проконтролировать, соблюдаете ли вы требования налогового законодательства.

Проводят ее на территории ФНС после того, как вы подадите декларацию. При этом разрешения руководства инспекции на проведение проверки не требуется.

Извещать вас о проведении проверки инспекторы ФНС не обязаны. Вы узнаете о ней, если у проверяющих возникнут к вам вопросы или потребуются пояснения.

Документацию, которую налоговая примет решение истребовать, вы должны будете предоставить в десятидневный срок после того, как получите требование об этом.

Если же откажетесь их предоставить, на вас могут наложить взыскание в виде штрафа либо привлечь к административной ответственности.

Проверку будут проводить за тот период, который вы ранее указали в декларации.

Что касается сроков, то он составляет три месяца, а его отсчет начинается с даты, следующей за датой предоставления декларации в ФНС.

Камеральная проверка ОООработающих на УСН и проводится по тем же принципам, что и проверка по общей системе налогообложения.

Изменения по проверкам в текущем году

Что касается изменений, которые будут работать в текущем году, то стоит отметить одно: проверки станут более тщательными и опасными для предпринимателей.

Это становится возможным благодаря новому программному обеспечению налоговых инспекций, которое детально анализирует предоставляемые декларации, отчеты, соотношение контрольных показателей и таким образом формирует список кандидатов на проверку. Анализ проходит практически без участия налогового инспектора, а результаты формируются в короткой справке.

Так, к примеру, внедрение электронной системы АСК НДС, в настоящее время уже 2-ой версии, позволило сократить практически в 8 раз незаконное возмещение НДС из бюджета.

Обязательное применение онлайн-касс, передающих информацию в налоговую инспекцию в режиме реального времени, также позволяет пресекать неуплату НДС и сводить к минимуму «серые» схемы ухода от налогов.

Еще одно нововведение – камеральную проверку может проводить иная ИФНС, а не та, в которую вы обычно сдаете отчеты. Это делается с целью исключить какие-либо личные контакты, а также повысить эффективность проводимых мероприятий.

В настоящее время, согласно статистике, наибольшая собираемость налогов происходит именно в результате камеральных проверок, а не выездных. А это значит, что увеличивается и вероятность того, что от вас будут требовать пояснения и производить более крупные доначисления, чем ранее.

Самыми тщательными и опасными являются те проверки, которые ФНС проводит вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Количество таких проверок уже перевалило за 4,5 тысячи.

Заключение

Каждый руководитель или владелец бизнеса должен понимать, что избежать проверки вряд ли получится. Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать все требования закона, а если проверяющие пришли, предоставить им возможность осуществлять законные действия.

Каждому работодателю рано или поздно придется встретиться с трудовым инспектором во время запланированной проверки. Но как часто плановые проверки должны проводиться? Как происходит плановая проверка ГИТ для юридических лиц?

Задачей плановых проверок ГИТ является проверка соблюдения работодателем трудовых условий. По общему правилу такие инспекции должны осуществляться раз в 3 года. Перед тем, как направить инспектора в ту или иную компанию, государственная трудовая инспекция обязана составить приказ о будущей проверке, а также направить уведомление о плановой проверке ГИТ.

После завершения инспекции должен быть оформлен акт, в котором указываются сведения о нарушениях. Если руководитель не согласен с предписаниями, он имеет законное право обжаловать проверочные результаты.

Кто может проверять компанию вне плана и где искать

Как часто проходят плановые проверки ГИТ

Во время плановой проверки трудовой инспектор проверяет:

  1. факт соблюдения работодателем трудовых норм;
  2. выполнение предписаний об устранении обнаруженных ранее нарушений.

Плановая инспекция осуществляется согласно утвержденному ежегодному плану один раз в 3 года. Максимальный срок ее проведения составляет 20 трудовых дней.

Другие сроки проведения плановых проверок ГИТ

Существуют определенные категории деятельности, по которым плановый период ГИТ осуществляется чаще:

  1. Сфера образования;
  2. Электроэнергетика;
  3. Сфера здравоохранения;
  4. Сциальная сфера;
  5. Энергосбережение;
  6. Сфера теплоснабжения.

Тема номера

Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

Уведомление о предстающей проверке

Ч. 12 ст. 9 Закона о защите прав гласит, что работодатель, в компанию которого запланирован визит, должен быть уведомлен о таком событии как минимум за 3 трудовых до начала проверки.

  1. устраивать обыски в работодателя;
  2. проводить очные ставки;
  3. изымать документацию;
  4. устраивать допросы свидетелей.

В перечень руководителя компании входит обеспечение доступа в офис предприятия инспектора и экспертов. Он также должен предоставить весь список документов, которые были запрошены для проведения выездной проверки.

Результаты плановых проверок ГИТ

После рассмотрения всей предоставленной документации трудовой инспектор обязан вызвать работодателя, чтобы составить акт проверки. Акт заполняется по бланку №141, который утвержден приказом Минэкономразвия от 30 апреля 2009.

Акт оформляется в двух экземплярах:

  1. Одна копия остается в трудовой инспекции;
  2. Второй экземпляр вручается руководителю компании под расписку.

Если во время инспекции были обнаружены правонарушения, к акту необходимо приложить:

  1. Заключения или протоколы о проведенных плановых инспекциях, экспертизах и испытаниях;
  2. Объяснения сотрудников проверяемого работодателя, которые несут ответственность за нарушения обязательных трудовых требований;
  3. Предписания о необходимости устранить найденные нарушения;
  4. Другие документы или их ксерокопии, которые связанны с результатами инспекции.

Отказ заполнять акт о результатах проверки является грубым законодательным нарушением. В такой ситуации работодатель имеет все шансы добиться отмены результатов проверки.

Типичные нарушения работодателей

Наказуемым является любое нарушение трудового законодательства. Но, как правило, трудовые инспекторы наблюдают следующие нарушения:

  1. Сотрудникам задерживается заработная плата;
  2. Увольняемому сотруднику не была отдана трудовая книжка в последний трудовой день;
  3. Трудовые соглашения были оформлены с нарушениями;
  4. Кого-то из работников уволили или перевели на другое место работы незаконно;
  5. Работодатель практикует незаконные удержания из заработных плат.

Если руководитель компании, в которой осуществлялась плановая проверка ГИТ юридических лиц, были обнаружены нарушения, не согласен с предписаниями трудового инспектора, он имеет право их обжаловать.

Обжалование результатов проверки

Руководитель компании имеет право обжаловать проверочный акт:

  1. На протяжении 15 дней со дня получения документа в вышестоящий орган (согласно п. 12 ст. 16 Закона о защите прав);
  2. На протяжении 10 дней со дня получения документа в суд (согласно ст. 361 ТК РФ).

Работодатель может также обжаловать постановление об административной ответственности. Согласно ст. 361 ТК РФ жалобу должна подается:

  1. Руководителю государственного трудового инспектора;
  2. Главному трудовому инспектору в Российской Федерации.

При необходимости обжаловать решение главного трудового инспектора следует обращаться в суд.

Можно на протяжении 10 суток с даты получения постановления. Такой срок предусмотрен в п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Для обжалования постановления об административной ответственности за нарушение трудовых норм необходимо обращаться в суд общей юрисдикции. Данное правило будет актуальным, если к административной ответственности привлекается:

  1. Работодатель-организация;
  2. Руководитель компании.

Арбитражный суд не занимается рассмотрением настоящих жалоб.

Налоговики не спят. Сегодня всё хорошо, но уже через месяц они могут заявиться в офис и испортить вам нервы. Неприятно осознавать это, но приходится смотреть правде в глаза.

Однако служащие ФНС не всесильны, они не могут нагрянуть вдруг и без всякого повода. Так когда ждать налоговую проверку? Есть ли план или определённые критерии, по которым можно судить о её приближении?

Нормативная база

Критерии действительно есть, и их двенадцать. Ещё в 2007 году ФНС опубликовала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В этом акте перечислены те факторы, на которые налоговая инспекция обращает внимание в первую очередь. Список открытый, и ознакомиться с ним может любой предприниматель.

Решение о проведении проверки выносится по простому алгоритму:

  • налоговики «прогоняют» фирму по каждому из критериев и устанавливают, насколько компания им соответствует;
  • все обнаруженные таким образом нарушения суммируются;
  • если их количество превышает допустимый (по мнению инспекторов) предел, отделение ФНС назначает проверку.

Здесь мы разъясним, о чём именно говорится в положениях Концепции и что подразумевается.

Скромные суммы налоговых платежей

Это первый и наиболее очевидный критерий. Если вы платите налоговикам меньше, чем ваши конкуренты в той же отрасли (в среднем), то вами обязательно заинтересуются. Средний уровень налоговой нагрузки рассчитывается на основании двух показателей:

  • оборота по определённому виду коммерческой деятельности (в соответствии с данными Росстата);
  • суммы уплаченных налогов.

Если разница между средними и вашими показателями достаточно велика – проверка рано или поздно придёт. Значение «достаточной величины», увы, не регулируется законодательно и зависит только от мнения служащих ИФНС.

Нескончаемые убытки в отчётности

Если ваша фирма сдаёт «убыточные» декларации более двух лет подряд, её теоретически могут включить в план проверок. Однако практика показывает, что всё не так страшно. Во-первых, «новорожденные» компании почти всегда показывают убыток в течение нескольких периодов, и налоговики это знают. Во-вторых, инспекторы понимают, что серьёзных отчислений с такой компании всё равно не получить – да, декларацию можно сфабриковать, но едва ли разница между заявленным и фактическим балансом будет существенной. Тратить время на такую фирму служащим ФНС попросту неинтересно.

Однако это не означает, что налоговики не предпримут никаких мер. Вас вполне могут вызвать в отделение налоговой на заседание специальной комиссии. Там вам придётся убедительно обосновать столь плачевное положение дел и подтвердить свои доводы документально (по возможности). Расскажите о снижении цен на рынке, об увеличении закупочной стоимости – и вас наверняка поймут и простят.

Большие суммы налоговых вычетов

Нехорошо, когда по НДС вычеты за последний год превышают 89 % от общей суммы налога по налоговой базе. Вот этот критерий гораздо серьёзнее второго – налоговики относятся к заявляющим вычеты плательщикам с подозрением. Правда, одно это нарушение вряд ли станет поводом для проведения проверки, но на комиссию вас наверняка вызовут.

Расходы растут быстрее, чем доходы

Несоответствие темпа увеличения расходов темпу роста доходов привлекает внимание ФНС. Налоговики будут смотреть на налог на прибыль фирмы. Если прибыль увеличивается, а соответствующий налог уменьшается, вам придётся объясниться (как минимум). По данному критерию учитываются только расходы и доходы от реализации товаров или услуг.

Низкий уровень зарплаты сотрудников

Здесь учитывается размер среднемесячной зарплаты ваших работников и средний уровень выплат по данной отрасли в регионе. Предположим, вы – владелец парикмахерской, и ваши работники получают 25 тыс. рублей в месяц. Налоговики смотрят, сколько платят своим сотрудникам владельцы других парикмахерских, салонов красоты и прочих подобных учреждений. Выясняется, что у конкурентов средняя отметка выплат достигает 30 тыс. рублей. Вас вызывают на заседание комиссии. Членам комиссии можно привести, например, следующие доводы:

  • у ваших работников расширенный соцпакет, с лихвой покрывающий жалкие 5 тысяч разницы;
  • парикмахерская переживает не лучшие времена, поэтому з/п пришлось временно сократить.

Не забудьте позаботиться о документальном подтверждении. В идеале нужно постоянно мониторить средний уровень зарплат по вашему виду деятельности. Для этого можно использовать несколько источников статистических данных:

  • официальный региональный сайт Росстата;
  • сборники экономико-статистических материалов Росстата (эти сборники можно найти как в электронном, так и в печатном виде);
  • сайты территориальных отделений ИФНС.

Можно просто прийти в ближайшее отделение Росстата или ФНС и подать запрос на получение данных о средней заработной плате. Аналитика не бывает излишней – особенно когда ждёшь налоговую проверку.

Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимов

Если вы применяете специальный режим налогообложения (не принципиально, какой именно), не допускайте приближения показателей к предельному значению менее, чем на 5 %. Два таких нарушения за налоговый период – и в ФНС загорится «красная лампочка». Вдруг вы искусственно подгоняете результаты своей коммерческой деятельности, чтобы остаться на той же УСН и не переплачивать?

Незначительная разница между суммами расходов и доходов

Этот критерий применяется в основном к ИП. Когда по итогам календарного года сумма расходов превышает 83 % процента от суммы доходов, налоговые инспекторы начинают подозрительно щуриться. Налогообложению должны подлежать не менее 17 %, таково требование налогового законодательства.

Заключение договоров без последующей выгоды

Вы заключили несколько договоров с контрагентами (перекупщиками, посредниками и т.д.) без разумных и очевидных экономических причин. Условия этих договоров не предусматривают никакого (или практически никакого) профита для вас. По сути, заключение таких сделок не было обусловлено деловой целью. Какой вывод сделает ФНС?

Использование незаконных схем – это одно из самых тяжких налоговых правонарушений, поэтому за вас возьмутся всерьёз. Вероятность проведения выездной проверки угрожающе возрастёт.

Как правило, ситуация со «странными» договорами складывается из-за систематического использования агентов-посредников, которые ищут покупателей и оказывают другие подобные услуги. Особенно плохо, если в качестве агентов вы привлекаете фирмы-однодневки. Не то чтобы посредники были вне закона, но вам придётся объяснить, почему вы не ищете покупателей сами. Впрочем, найти подходящие отговорки – не проблема:

  • можно сказать, что для поиска клиентов нужны уникальные качества, знания и навыки, которых у вас нет;
  • если клиенты находятся слишком далеко от вас – упирайте на неудобство удалённого привлечения.

Кстати, налоговики обязательно будут искать взаимосвязь между участниками сделок. Если они отыщут взаимозависимость между компаниями, участвующими в цепочке финансовых операций, то шансы попасть под выездную проверку увеличатся ещё на порядок. Чтобы обезопасить себя, следует при выстраивании цепочек движения товара и привлечения посредников «отпиарить» ясный и очевидный экономический смысл этих действий. Не забудьте подготовить документы, которые убедительно подтвердят ваши аргументы и доводы.

Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговой

В ходе камеральной проверки служащие ФНС могут обнаружить ряд нарушений:

  • ошибки в сданных налоговых декларациях;
  • противоречия или неточности в предоставленных сведениях;
  • и т. д.

В этих случаях налоговики обязаны потребовать объяснений, а вы должны предоставить все запрашиваемые пояснения в письменном виде. На это закон отводит вам 5 рабочих дней. Если вы вовремя не предоставите пояснения (или не внесёте требуемые изменения в документы), дело может дойти до выездной проверки.

Неоднократное изменение места нахождения фирмы

При изменении места нахождения налогоплательщик должен сняться с учёта в одном отделении ФНС и встать на учёт в другой. Неопытные предприниматели часто прибегают к такому способу, чтобы избежать выездной проверки. Способ плохой, поскольку нередко реализуется следующий сценарий:

  • налоговая инспекция узнаёт о коварном плане налогоплательщика, в течение 7 дней принимает решение о проведении проверки и вручает соответствующее уведомление руководителю фирмы;
  • проверка проводится, даже если фирма уже стоит на учёте в другом органе ФНС.

Предположим, вы окажетесь оперативнее налоговиков и успеете сменить юридический адрес до вынесения решения. Поможет ли это вам? Увы, нет. Инспекторы, напав на след злостного уклониста, обратятся с просьбой о проведении проверки в то отделение, где вы встали на учёт. Ваше поведение будет расцениваться как крайне подозрительное, поэтому ВНП избежать не удастся.

Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отрасли

Уровень рентабельности вашей компании определяется по данным бухгалтерской отчётности, а аналогичный параметр всей отрасли (вида деятельности) – по статистическим сведениям. Если ваша рентабельность на 10 % ниже, это плохо. Критерий можно отнести к дополнительным – причин низкой рентабельности может быть много – но пренебрегать им не стоит. Собственно, налоговики и не пренебрегают.

Высокий уровень налоговых рисков

Многие способы ведения коммерческой деятельности с высоким налоговым риском направлены на неправомерное получение налоговой выгоды. Есть несколько факторов, из-за которых налоговый риск растёт:

  • при заключении сделок контрагенты не предоставляют контактные данные своих руководителей или уполномоченных лиц;
  • нет документального подтверждения полномочий руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • отсутствует информация о местонахождении контрагента, его производственных, складских помещений;
  • нет сведений о способах получения информации о контрагенте (ни сайта, ни рекламы, ни рекомендаций);
  • не установлен факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

На основании этих признаков налоговые инспекторы отнесут вашего контрагента к числу проблемных. В результате будут поставлены под сомнение все ваши сделки с ним. Кстати, есть и ещё более грозные симптомы, свидетельствующие о дополнительном повышении рисков:

  • проблемный контрагент является посредником;
  • в договорах содержатся необычные условия (например, отсутствие предоплаты при поставке крупных партий товара, отсутствие гарантий, расчёты через третьих лиц или с длительной отсрочкой платежа и т. д.);
  • растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
  • выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
  • срок погашения обязательств превышает 3 года;
  • большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.

Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:

  • при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
  • подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
  • сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.

Выводы

Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос. органов, контрагентов… Словом, скрыть что-то серьёзное довольно трудно.

Если ваша фирма попадает под один или два из перечисленных критериев, не стоит разворачивать лихорадочную деятельность и жечь все бумаги. В 90 % случаев всё обойдётся малоприятной, но вполне безобидной беседой с инспекторами ФНС. Исправьте нарушения (хотя бы формально) и не беспокойтесь. А вот если вы провели анализ деятельности своей фирмы и поняли, что нарушений слишком много – приступайте к глобальному переустройству. Иногда налоговая может молчать месяцами и годами, а затем внезапно прислать вам «письмо счастья». Сюрпризы такого рода часто оборачиваются катастрофой.

Не забывайте про ещё один важный момент. Все упомянутые выше критерии служат лишь для определения того, будет ли включена компания в план выездных налоговых проверок. Однако ведь есть ещё и внеплановые! Поводом для неожиданного визита налоговиков вполне могут стать жалобы недовольных клиентов или порочащие вас сведения из МВД. И когда нужно ждать налоговую проверку в таких случаях? Правильно, в любой день. Не допускайте такого развития событий. Ведите дела аккуратно, без злоупотреблений, и всё будет хорошо.

Как известно, руководителям и работникам различных предприятий, организаций и фирм, приходится не только жёстко соблюдать установленные законы, нормы и правила, но и регулярно общаться с проверяющими. Поэтому вполне объясним интерес представителей малого и среднего бизнеса, касающийся принципов проведения контрольно-надзорных мероприятий. Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие сферы деятельности распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий специалист? Об этом и не только беседа с исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия Татьяной Геннадьевной РОМАНОВОЙ

Какими документами руководствуется Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия при осуществлении контрольно - надзорной деятельности?

Основным документом, регулирующим порядок осуществления надзора за деятельностью организаций, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако нужно подчеркнуть, что его положения не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений. То есть, если в организации произойдут подобные чрезвычайные происшествия, наши специалисты будут вправе проводить расследование в любой момент. Мы вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки.

- А как часто специалисты Управления Роспотребнадзора могут проверять организацию?

Федеральный закон № 294-ФЗ гласит, что плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении бюджетных учреждений, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще. Конкретный перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.

- Какие документы должны предъявлять специалисты Управления, проверяющие ту или иную организацию?

Проверка осуществляется на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Управления Роспотребнадзора. Заверенные печатью, распоряжения вручаются под роспись руководителю юрлица (или его представителю) или предпринимателю. Одновременно проверяющие должны предъявить служебные удостоверения.

При проведении внеплановой проверки обязательно указывается предмет и основания проверки, а в случае, если она вызвана жалобой, указываются конкретные нарушения, вызвавшие жалобу. Ссылки на неких лиц, которые якобы позвонили и сообщили об имеющихся нарушениях, не могут приниматься в качестве основания для проверки.

В течение какого времени в только что созданную организацию точно не придут с проверкой из Управления Роспотребнадзора?

В течение трёх лет и при отсутствии причин для внеплановой проверки.

В некоторых случаях (согласно Федеральному закону № 294-ФЗ) вновь созданные организации обязаны направлять в Управление Роспотребнадзора специальное уведомление. Какие санкции предусмотрены за непредставление такого уведомления?

Действительно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности (более 80 видов деятельности), обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется в Управление Росоптербнадзора после государственной регистрации юридического лица или ИП (индивидуального предпринимателя) и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности через общественную приемную Управления или в электронном виде через наш официальный сайт. Форма уведомления и порядок его представления установлена Правительством РФ и размещены на нашем официальном сайте www.19.rospotrebnadzor. ru.

Непредставление уведомления со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале осуществления предпринимательской деятельности нарушает требования действующего законодательства (часть 1 статьи 19.7.5 1 КоАП РФ). Санкции данной нормы таковы: административный штраф на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей, на юрлиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

Представление недостоверных сведений о видах деятельности влечёт наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юрлиц - от 20 000 до 30 000 рублей (часть 2 статьи 19.7.5-1 КоАП РФ).

- Какие организации попадают под особо пристальное внимание Роспотребнадзора?

Несмотря на то, что Управление Роспотребнадзора может проверить любое юрлицо или предпринимателя, у нас есть свои приоритеты. В первую очередь проверяющие приходят на предприятия пищевой промышленности. Ведь любая ошибка в технологии или нарушение санитарных правил в таких организациях может привести к серьёзным последствиям. Особый приоритет отдается учреждениям, где воспитываются, учатся и отдыхают дети.

- Что может послужить причиной проведения внеплановой проверки?

Контроль за соблюдением требований санитарного и потребительского законодательства только плановыми проверками не ограничивается. Специалисты Управления Роспотребнадзора могут прийти и с незапланированным визитом. Но для этого нужны законные основания.

Их перечень установлен в части 2 статьи 10 Федерального закона
№ 294-ФЗ и в пункте 7.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 19 октября 2007 г. № 658:

Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (повторные проверки);

Возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Жалобы граждан на нарушения их прав и законных интересов действиями компаний и (или) предпринимателей.

Если нарушения не подпадают под этот перечень, то проверка не будет проводиться. Также проверять юрлицо или ИП не станут, если сообщение о нарушении является анонимным (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся в течение 24 часов.

Следует отметить, что внеплановые проверки (за исключением проводимых в целях установления причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений) подлежат согласованию с органами прокуратуры.

- Предупреждает ли Управление Роспотребнадзора организацию о том, что собирается туда прийти с проверкой?

Управление Роспотребнадзора уведомляет юрлицо и ИП о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения. Это делается в том числе и посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. О проведении внеплановой выездной проверки уведомляют не менее чем за 24 часа до начала её проведения.

Но если в результате деятельности юрлица или ИП причинён или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, предварительного уведомления не требуется.

- Можно ли ознакомиться со списком плановых проверок Управления на 2013 год?

Со списком плановых проверок можно ознакомиться на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия www.19.rospotrebnadzor. ru, Генеральной прокуратуры РФ www. genproc. gov. ru, прокуратуры Республики Хакасия www. prokrh. ru.

Татьяна Геннадьевна, можно ли начать проверку при отсутствии руководителя организации? Предположим, ваши сотрудники пришли на проверку, а руководства компании нет на месте?

Требования Федерального закона № 294-ФЗ гласят, что в рамках проведения контрольных мероприятий проверяющие осуществляют визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям. Осмотр должен осуществляться в присутствии руководителя (уполномоченного им лица) проверяемой организации.

В случае проведения внеплановой проверки, связанной с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, осмотр может осуществляться и без присутствия представителей проверяемой организации. При этом проверяющим должны быть приняты меры к информированию о проводимой проверке руководителя (уполномоченного им лица) проверяемого учреждения, а результаты проверки должны быть доведены до его сведения в трёхдневный срок после ее окончания.

А какие права есть у руководителя предприятия, на которое пришли с проверкой специалисты Роспотребнадзора?

Руководитель (его представитель) юрлица и ИП имеют право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления Роспотребнадзора.

Какая проблема на встречах руководства Управления Роспотребнадзора с предпринимателями регулярно становится темой разговора?

Это проблема выполнения программ производственного контроля, где оговорено обеспечение качества, безопасности пищевых продуктов, надлежащих условий труда, организации медицинских осмотров...

Хочу подчеркнуть, что производственный контроль не сводится исключительно к лабораторным и инструментальным исследованиям. Но этот раздел программы производственного контроля, как правило, вызывает затруднения. Объем и кратность лабораторных и инструментальных исследований для конкретного предприятия зависит от его вида, мощности, эпидемиологической значимости, количества работающих и других причин.

Эти нюансы руководителям предприятий, индивидуальным предпринимателям стоит более серьёзно учитывать в своей работе. И не только для того, чтобы избежать штрафов и других административных взысканий. Речь идёт о здоровье работников организаций, населения. Поэтому к любой проверке следует отнестись с пониманием и готовностью устранить все выявленные нарушения.
Поверьте, каждый протокол - это предотвращение угрозы здоровью людей.

Интервью подготовила и провела Людмила Лебедева,
Помощник руководителя Управления Роспотребнадзора
по Республике Хакасия

В соответствии с Законом № 294-ФЗ проверки могут быть плановые и внеплановые и могут проводиться в форме документарной поверки или выездной проверки.

Плановая проверка

Предметом плановой проверки согласно ст. 9 Закона № 294-ФЗ является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Они проводятся на основании ежегодных планов, которые разрабатываются органами государственного и муниципального надзора. Планы должны содержать следующие сведения: наименования юридических лиц (ФИО индивидуальных предпринимателей); цель и основание каждой плановой проверки; дата и сроки проведения каждой плановой проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного или муниципального контроля в интернете либо другим доступным способом.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трёх лет со дня:

1. Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2. Окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3. Начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще, чем раз в три года.

О проведении плановой проверки предприниматель должен быть предупреждён заранее (не позднее, чем в течение трёх дней до начала ) органом государственного (муниципального) надзора посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя.

Внеплановые проверки

Предметом внеплановой проверки согласно ст. 10 Закона № 294-ФЗ является соблюдение в процессе предпринимательской деятельности требований, выполнение предписаний.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1. Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований;

2. Поступление в органы государственного (или муниципального) контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления; из СМИ информации о следующих фактах:

a. Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

b. Причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

c. Нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В Законе № 294-ФЗ особо отмечено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Документарные проверки

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований.

Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного контроля, органов муниципального контроля.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах мер, предпринятых в отношении эти юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В случае если достоверность сведений вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить выполнение требований, орган муниципального контроля направляет по адресу мотивированный запрос с требованием предоставить иные, необходимые документы. К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя (или заместителя) органа контроля.

В соответствии с Законом № 294 - ФЗ не допускается требовать нотариального удостоверения копий, представляемых в орган контроля.

При проведения документарной проверки орган контроля не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Выездные проверки

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица (индивидуального предпринимателя) сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых территорий, зданий строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров (услуг). Кроме того, проверяются принимаемые меры по исполнению требований.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится только в том случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1. Убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных документах;

2. Оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям.