Учебник: Основы медицинских знаний. Методы и средства санитарно-просветительской работы

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для охраны и укрепления здоровья.

Формы санитарного просвещения базируются на трех основных методах пропаганды - устном, печатном и наглядном, а также на их комбинации. Доходчивость и запоминаемость (эффективность) лекций и бесед повышает разнообразные наглядные пособия (диапозитивы, диафильмы, слайды, кодограммы).

Основными принципами санитарного просвещения в РФ являются:

государственный характер

научность

доступность

массовость.

Важнейшими условиями правильной организации его является плановость, предусматривающая определение важнейших задач санитарного просвещения. Основной целью по организации работы по здоровому образу жизни является повышение общей и санитарной культуры населения. В лечебно - профилактических учреждениях санпросвет работа осуществляется силами коллектива медработников больницы и поликлиники привлекается санитарный и культовый актив.

Просветительная работа проводится среди:

пациентов

их родственников

посетителей

так же среди населения их обслуживаемого.

В лечебно-профилактических учреждениях санпросвет работа носит плановый характер:

учитывается специфика деятельности, зависящая от профиля учреждения;

сезонность заболеваний;

эпидемиологическая обстановка и т.п.

Раздел организационной работы включает в себя:

составление плана работы;

организация совещаний;

утверждение состава лекторных групп;

организация уголка здоровья;

смотр стенной печати.

Раздел методической работы:

составление текстов лекций, бесед, выступлений;

контроль за качеством санпросвет работы;

подготовка материалов для печати;

оформление лекционных папок.

Раздел массовой работы содержит мероприятия, проводимые с

родственниками и посетителями:

организация занятий;

чтение лекций;

проведение бесед;

встречи с населением района;

встречи вопросов и ответов;

подготовка статей для местной печати.

Раздел работы с санитарным активом предусматривает:

выпуск газет;

оформление стендов;

организация уголков здоровья.

В практике здравоохранения большую роль играет печатный метод санитарно - просветительной пропаганды. Из средств печатной пропаганды желательно в лечебно - профилактических учреждениях использовать научно - популярные брошюры, лозунги, листовки и памятки, санбюллетени и стенгазеты, доску вопросов и ответов.

Лозунг - призыв выполнять те или иные советы.

Памятка - перечень советов, правил, которые необходимо выполнять определенной группе лиц (здоровых и больных).

Санбюллетень - важное средство привлечения внимание населения к вопросам охраны здоровья. Бюллетень освещает какую-либо важную проблему (о профилактике болезней органов дыхания, гипертонической болезни, о профилактике болезни Боткина, о профилактики транспортного травматизма).

Санитарная газета освещает несколько тем. В качестве материалов для выпуска газет и бюллетеней использовать местный материал с конкретными примерами (статьи, письма пациентов, заметки санпостовцев). В культурно - просветительских учреждениях целесообразно проводить устные журналы. Методика проведения устного журнала отличается от методики проведения тематического вечера, так как в устном журнале освещаются различные темы.

В поликлиниках и стационарах желательно проводить конференции по лечебной физкультуре, лечебному питанию для однородных групп пациентов. Силами врачей и медицинских сестер поликлиники проводится подготовка санитарного актива. Санитарное просвещение входит в служебные обязанности врачей всех специальностей и составляет важный компонент их профилактической работы в поликлинике.

санитарное просвещение

Санитарное просвещение - один из разделов профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, задачами которого являются гигиеническое обучение и воспитание населения, а также пропаганда медицинских знаний в целях сохранения здоровья, высокой трудоспособности и увеличения продолжительности жизни. Согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении «Органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и других общественных организаций призваны обеспечивать пропаганду научных медицинских и гигиенических знаний среди населения».

Санпросвет работа является профессиональной и общественной обязанностью всех медработников. Согласно приказу министра здравоохранения СССР от 19/V 1964 г. каждый врач и средний медработник ежемесячно обязаны выделять 4 часа из своего рабочего времени для санпросвет работы.

Организаторами санитарного просвещения являются органы здравоохранения; научный центр санитарного просвещения - Центральный институт санитарного просвещения. В качестве специализированных учреждений во всех областных центрах, крупных городах и многих районных центрах имеются дома санитарного просвещения - организационно методические центры по санитарному просвещению на обслуживаемой ими территории.

Дом санитарного просвещения разрабатывает планы санпросвет работы, координирует планы медицинских и других учреждений и организаций области, города, района по санитарному просвещению, учитывая и отражая в своей работе важнейшие задачи и мероприятия здравоохранения. Планирование санпросвет мероприятий проводится в соответствии с интересами охраны здоровья населения и местными задачами органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической обстановкой, структурой заболеваемости и санитарным состоянием отдельных объектов. Дом санитарного просвещения проводит семинары для медработников, организует лекции, снабжает лекторов наглядными пособиями и т. д. В организации и проведении санпросвет работы участвуют все лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения: больницы, поликлиники, санэпидстанции, диспансеры, консультации и пр. Принимают в ней участие также клубы, дворцы культуры, библиотеки, красные уголки на предприятиях, в учреждениях, при домоуправлениях. Большое участие в санитарном просвещении принимает общество «Знание», оно организует чтение лекций и издает литературу санпросвет характера. Советские Общества Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Красный Крест, Красный Полумесяц) ведут широкую пропаганду санитарных и медицинских знаний среди многомиллионной массы членов обществ. Принимают участие в пропаганде знаний по санитарии и гигиене также профсоюзы, организации физкультуры и спорта.

Для координации и общественного руководства санитарного просвещения при Минздраве СССР образован Всесоюзный совет санитарного просвещения, в него входят представители советских, профсоюзных и других общественных организаций.

Наиболее важное место в санитарном просвещении занимает пропаганда сведений по профилактике заболеваний, в первую очередь инфекционных и профессиональных. Большое внимание при проведении санитарного просвещения уделяется также вопросам профилактики сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, а также туберкулеза, кожно-венерических, а в отдельных районах глистных заболеваний, трахомы и пр. Такого рода пропагандой занимаются все медицинские учреждения, особенно санэпидстанции и все диспансеры - противотуберкулезные, кожно-венерологические, онкологические, врачебно-физкультурные и др. Исключительное внимание в санитарном просвещении уделяется охране материнства и детства. Санпросвет работа по охране здоровья матери и ребенка проводится в женской консультации в течение всего периода беременности (беседы по профилактике заболеваний беременной, гигиене питания, отдыха, лекции в школе матерей). В послеродовом отделении родильного дома также проводятся беседы и лекции об уходе за новорожденными. При патронаже, осуществляемом сестрой из детской консультации, проводятся необходимые беседы с матерью и родственниками; санпросвет работа продолжается и во время профилактических приемов матерей с детьми в детской поликлинике (комната «здорового ребенка» и др.). Медики, работающие в медсанчастях и здравпунктах, проводят работу по ознакомлению рабочих, инженерно-технических и других работников предприятий с необходимыми сведениями по гигиене труда, профилактике травматизма, профессиональных заболеваний и т. д. В этой работе, особенно по пропаганде техники безопасности, большую помощь медработникам оказывают профсоюзные организации.

      Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.

Цели медицинского просвещения:

    пропаганда гигиенических знаний;

    пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

    популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

    привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

    снижение распространенности курения;

    улучшение качества питания;

    увеличение физической активности;

    смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

    соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

    снижение потребления алкоголя;

    профилактика употребления наркотиков;

    улучшение качества окружающей среды.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией,нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:

– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.

«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» - академик Н.М. Амосов.

      Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику.

Методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения.

    Устный (лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер вопросов и ответов, уроки здоровья).

    Печатный (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов).

    Наглядный (ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени).

    Смешанный (все средства вместе).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина) формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио - и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.

Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др. Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

    5% лекция;

    10% чтение;

    20% аудиовизуальные средства;

    30% использование наглядных пособий;

    50% обсуждение в группах;

    70% обучение практикой действия;

    90% выступление в роли обучающего (ведущего).

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

      Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Медицинский работник должен осуществлять такие функции.

    Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.

    Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек.

    Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.

    Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.

    Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.

    Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.

Медицинский работник должен придерживаться законов Российской Федерации.

    Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.

    Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

    Доступность медико-социальной помощи.

    Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.

    Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление активной его жизни.

В СССР С. п. является составной частью коммунистического воспитания советских людей и призвано способствовать формированию у них научного мировоззрения, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью, на основе того, что забота о собственном здоровье и здоровье окружающих является не только личным делом каждого отдельного человека, но и его общественным долгом.

Принципиальными особенностями С. п. в СССР являются: его государственный характер, партийность, высокий научный уровень, дифференцированный подход к содержанию и методике С. п. в зависимости от возраста, состояния здоровья, национальных особенностей, обычаев и традиций тех групп населения, среди к-рых проводится эта работа.

Стремление поставить достижения медицины на службу здоровью населения составляло одну из лучших традиций передовых представителей отечественной медицины еще в дореволюционной России. Н. И. Пирогов утверждал: «Наша задача -обнародовать науку всеми средствами, которые мы имеем под руками». Виднейшие представители клинической и теоретической медицины прошлого - М. Я. Мудрое, И. Е. Дядьков-ский, К. В. Лебедев, Е. О. Мухин, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, B. А. Манассеин и др. неизменно подчеркивали большое познавательное и воспитательное значение популяризации медицины и гигиены. Значительный вклад в дело С. п. в России внесли земские врачи, непосредственно сталкивавшиеся с сан. безграмотностью и бескультурьем огромной части населения страны. Однако в условиях царской России С. п. не могло развиваться успешно в связи с препятствиями, чинившимися имущими классами в области распространения среди широких народных масс передовых идей и научных знаний. Зато в агитационно-пропагандистской деятельности большевиков вопросы охраны здоровья рабочего класса занимали видное место. Яркие примеры политической агитации и пропаганды на эту тему содержат «Искра», «Правда», «Звезда» и другие большевистские газеты, а также листовки, прокламации, обращения и воззвания к рабочим, выпускавшиеся большевистскими партийными организациями. Врачи-большевики Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, И. В. Русаков и др. в своих выступлениях связывали работу по охране народного здоровья и пропаганду гиг. знаний с общими задачами борьбы за свержение самодержавия.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила коренной поворот в деле С. п., к-рое стало одной из воспитательных функций молодого советского государства. Установка на самое активное участие трудящихся в деле охраны своего здоровья и огромная тяга к знаниям народных масс, освободившихся от царского гнета, способствовала широкому развитию С. п.

«Народный комиссариат здравоохранения,- писал Н. А. Семашко,- считал бы несоответствующим своему назначению каждого врача на участке или в городской больнице, который не помогал бы распространению санитарных знаний среди населения... Без санитарной культуры не может быть культуры вообще; без санитарного просвещения не может быть здорового населения, а без здорового населения не может быть прочного фундамента социалистического здания».

По мере развития Советского государства менялись содержание, организационные формы и методика C. п., но оно всегда отражало актуальные задачи социалистического строительства в области охраны народного здоровья.

В годы интервенции и Гражданской войны (1918-1920) в труднейших условиях экономической разрухи С. п. явилось острым оружием в деле мобилизации широких масс населения на борьбу с эпидемиями, угрожавшими как гражданскому населению, так и молодой Красной Армии, героически сражавшейся на многочисленных фронтах. В подписанном В. И. Лениным декрете Совнаркома от 28 января 1919 г. «О борьбе с сыпным тифом» содержалось указание о принятии срочных мер по развитию широкого С. п. В эти годы С. п. получило особенно большое развитие в Красной Армии, что способствовало охране здоровья красноармейцев и воспитывало их как сан. активистов, много сделавших для пропаганды С. п. после демобилизации в деревне и на производстве.

В соответствии с условиями военного времени С. п. носило гл. обр. агитационный характер; наиболее распространенными формами были сан. митинги, боевые листки, лозунги, агитплакаты, окна РОСТА. В С. п. принимали участие такие видные художники-плакатисты, как В. Н. Дени, Д. С. Моор; поэты Вл. Маяковский, Демьян Бедный, создавшие блестящие образцы политически насыщенных и острых по оформлению санитарно-просветительных материалов.

С переходом на мирное строительство, в период восстановления и реконструкции народного хозяйства перед С. п. возникли новые задачи. Его тематика значительно расширилась. Основное внимание направляется на охрану материнства и младенчества, на борьбу с туберкулезом и венерическими болезнями, на оздоровление условий труда и быта. Принятие в 1930 г. постановления СНК РСФСР о сан. минимуме явилось стимулом к развертыванию массовых форм работы с целью мобилизации населения на работу по наведению чистоты и сан. благоустройства в населенных пунктах и на производстве. Проводились такие массовые мероприятия как «дни и недели чистоты», субботники, «банные дни» и т. п. Наряду с этим стали чаще практиковаться чтение циклов лекций, организация кружков и курсов для определенных групп населения в целях углубленной пропаганды мед. и гиг. знаний.

В годы Великой Отечественной войны С. п. было направлено на подготовку населения к сан. обороне. Возникла угроза эпидемических заболеваний, что требовало развития противоэпид. пропаганды. Широко проводилась пропаганда донорства, а также знаний по сан.-хим. защите. Изменились и формы работы; возродились «воскресники», декадники. В связи с недостатком бумаги и полиграфическими трудностями лозунги начали выпускать на обрезках бумаги; для размножения материалов на местах стали создавать трафареты и штампы взамен типографских изданий; лозунги демонстрировались на киноэкранах и т. п.

После окончания войны С. п. стало одним из важных факторов ликвидации ее сан. последствий. Важной вехой послевоенного развития С. п. явился приказ М3 СССР № 109 от 16 февраля 1948 г. «О мероприятиях по улучшению санитарного просвещения», обязавший всех медработников уделять этой работе определенную часть своего служебного времени. С 1955 г. стали разрабатываться утверждаемые Советами Министров союзных республик комплексные планы по улучшению гиг. и мед. пропаганды среди населения, что сделало С. п. обязательной функцией не только органов и учреждений здравоохранения, но и многих других ведомств и организаций, проводящих образовательную и информационную работу.

В свете решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983) Пленума ЦК КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982) в эпоху развитого социализма С. п. отводится особо ответственная роль как важному средству совершенствования социалистического образа жизни (см.), обеспечения всестороннего и гармоничного развития советского человека, формирования у каждого гражданина сознательного отношения к своему здоровью.

С. п. охватывает в СССР все разделы профилактической работы: ан-тенальную профилактику в период беременности, осуществляемую в женских консультациях; профилактику заболеваний среди детей раннего, дошкольного возраста, среди школьников и педагогов, всего взрослого населения с учетом условий труда и быта. Оно направлено на оптимизацию сан-гиг. условий жизни и охрану окружающей среды; должную организацию труда и отдыха, рациональное питание; развитие физической культуры и спорта; правильное половое воспитание; включает противоалкогольную и ан-титабачную пропаганду; служит первичной и вторичной профилактике заболеваний и травматизма. Выполнение этих задач требует дифференцированного подхода к определению содержания и методики работ в зависимости от конкретной ситуации и степени сан. культуры (представлений, знаний, интересов, потребностей, привычек и поведения в вопросах здоровья) тех или иных групп населения. Особой задачей

С. п. является пропаганда мероприятий партии и правительства в области охраны народного здоровья, а также организация общественной самодеятельности в помощь органам здравоохранения.

С. п. как отрасль воспитательной работы полностью обеспечено организационно и материально. В составе органов здравоохранения имеется специальная служба С. п., куда входят руководящие работники (специалисты по С. п. мин-в здравоохранения СССР, союзных и автономных республик), врачи по С. п. и средние медработники (инструкторы по С. п.) в сан.-эпид. и леч.-профилактических учреждениях. Специальными учреждениями являются республиканские, областные (краевые), городские и районные Дома санитарного просвещения (см.).

Поскольку С. п. выходит далеко за рамки органов и учреждений здравоохранения, большое значение приобретает координация этой работы, осуществляемая Всесоюзным советом санитарного просвещения (ВССП), работающим под руководством Министерства здравоохранения СССР. В союзных и автономных республиках имеются аналогичные советы. В состав ВССП входят представители министерств и ведомствг а также многих общественных организаций, проводящих образовательную, воспитательную и информационную работу среди населения.

С целью определения конкретных мероприятий по С. п., проводимых ведомствами и организациями, ВССП разрабатывает на очередное пятилетие «Комплексный план по гигиеническому обучению и воспитанию населения», к-рый утверждается Министерством здравоохранения СССР. Такие же планы разрабатывают в союзных республиках. ВССП проверяет выполнение планов и обсуждает эти вопросы на своих пленумах. Важно подчеркнуть роль в С. п. Министерства просвещения СССР, Государственных комитетов по печати, радиовещанию, телевидению, кинематографии, профессиональных союзов, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР). Велика также роль Советов народных депутатов, в составе к-рых имеются комиссии здравоохранения, а также подчиненной им сети культурно-просветительных учреждений, организующих у себя сан.-просвет, мероприятия. Необходимые материальные средства для проведения С. п. предусматриваются как в центральном, так и в местных бюджетах.

С. п. проводится на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве путем вводного инструктажа и курсового гиг. обучения работающих с учетом специфики производства. В детских дошкольных учреждениях С. п. включено в различные формы воспитательной работы среди детей, а также с обслуживающим персоналом и родителями. Большое внимание уделяется включению С. п. в школьные учебные программы, в различные формы внеклассной и внешкольной работы. В целях повышения эффективности С. п. соответствующие мероприятия проводятся также среди педагогов и родителей.

В учреждениях здравоохранения С. п., проводимое медработниками больниц, поликлиник, амбулаторий, санаториев и др., планируется как обязательная часть производственной их деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению С. п. в систему диспансеризации населения (см. Диспансеризация).

В системе С. п. используются различные формы, средства и методы: устное и печатное слово, наглядная пропаганда (плакаты, диапозитивы, кинофильмы) и сочетание этих средств и методов, что является наиболее эффективным. Устное слово позволяет устанавливать тесный контакт со слушателями, учитывать интересы и особенности аудитории. Индивидуальная беседа врача с пациентом обеспечивает правильные взаимоотношения между ними и имеет не только информационное, но и психотерапевтическое значение. Важным также является инструктаж при выписке из стационара, особенно хрон. больных или потенциальных бактерионосителей.

Из массовых средств пропаганды С. п. особенно распространена лекция. Активности восприятия и лучшему усвоению материала способствует практика вопросов и ответов, проведение групповой дискуссии и т. п. Магнитофонная запись лекции позволяет проводить неоднократное организованное ее прослушивание в леч.-профилактических или культурно-просветительных учреждениях. Особой формой является устный журнал. Это комбинированная форма С. п., включающая выступления по определенной программе нескольких специалистов-врачей с привлечением в необходимых случаях (в зависимости от темы) юристов, педагогов, работников ГАИ и др. Из других средств устного метода можно упомянуть викторину - познавательную игру с элементами соревнования, содействующую расширению кругозора слушателей в области медицины, в первую очередь гигиены. Особенно уместно проведение викторин среди школьников и в пионерских лагерях. Особое значение приобрела гигиеническая подготовка различных групп населения путем проведения в народных университетах здоровья (см.), школах и т. п. занятий на сан.-просвет, темы, а также беседы с беременными женщинами, матерями, общественным сан. активом и др.

Для различных профессиональных групп населения обязательна гиг. подготовка до начала или в процессе их производственной деятельности. Такие занятия по определенным программам, в соответствии с профил ем профессии, проводятся в виде сан.-технического инструктажа и сан.-технической подготовки на предприятиях и в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, сфере обслуживания.

Материалы для С. п. издаются в виде популярных статей в общей и медицинской прессе, стенных и многотиражных газетах, а также в виде научно-популярных брошюр и памяток. Печатные издания могут быть адресованы определенным контингентам: больным с конкретными заболеваниями, родителям, сельскому населению и др.

Средства наглядной пропаганды, применяемые в С. п., охватывают предметы оказания первой помощи, ухода за больным, ухода за новорожденным и др., демонстрацию натуральных патологоанатомических препаратов, муляжей, моделей, макетов, плакатов, слайдов, диапозитивов, кинофильмов и др. Более всего распространены плакаты (цветн. рис.). Перечисленные средства применяют также в специальных музеях и на выставках. С. п. использует также кино и телевидение. Большое значение имеет информация населения через центральное и местное радиовещание, организующее выступления ученых и врачей, проведение бесед по С. п. с использованием местного материала. Применяются, наконец, малые формы наглядной пропаганды в виде наклеек на спичечных коробках и конвертах, почтовых марок, публикация соответствующих материалов в календарях и пр.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа в области С. п. имеет своей задачей уточнение и совершенствование функций, содержания, методик и организации С. п. При этом изучается уровень сан. культуры населения, в т. ч. гиг. навыки и привычки, знания, уровень сан. сознательности, мотивы, интересы и потребности в деле охраны и укрепления здоровья, степень общественной самодеятельности в области здравоохранения. Кроме того, результаты исследований определяют наиболее рациональные пути развития и методы С. п., обеспечивающие наибольшую эффективность.

Для изучения степени восприятия различных форм С. п. и оценки его результатов наиболее часто применяют следующие методики: интервью в двух формах - стандартизированное (с предварительно уточненной программой) и нестандарти-зированное (задается только цель интервью); анкетирование - заочное либо путем личного опроса и т. д. Сюда же относится изучение мед. документации, отражающей степень сан. культуры больных. Особое место занимает экспериментальный метод. При изучении эффективности тех или иных средств С. п. полезны психофизиологические методики.

Научно-исследовательским и научно-методическим центром С. п. в СССР является Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (ЦНИИСП М3 СССР). Его задачей является разработка теории и методов С. п., а также издание методических и наглядных пособий (см.). Институт готовит, кроме того, специалистов по С. п. в очной и заочной аспирантуре, повышает квалификацию работников системы С. п. путем организации курсов в центре и на местах. Институт активно участвует в работе ВССП, является головным институтом по проблеме «Санитарное просвещение» проблемной комиссии при Президиуме АМН СССР, поддерживает многочисленные связи со специальными учреждениями и специалистами как социалистических, так и капиталистических стран. В частности, установлены деловые связи с аналогичными институтами в Софии (НРБ), Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ), Дрездене (ГДР), Будапеште (ВНР), а также с национальными и региональными центрами по С. п. в ряде социалистических (МНР, ПНР, СРР) и капиталистических стран (Франция, Великобритания, ФРГ, США и др.).

В социалистических странах С. п. организовано в основном по советскому образцу с учетом своих национальных особенностей. Лучшему межгосударственному контакту и взаимопониманию в области С. п. служит разработка международного терминологического словаря «Санитарное просвещение», выполненная специалистами институтов С. п. социалистических стран Европы.

В капиталистических странах С. п. проводится гл. обр. общественными организациями. Наряду с этим имеется тенденция к повышению активности государственных учреждений. Эта работа отражает классовые интересы капиталистического общества и отличается принципиально и методологически от советского С. п.

Особое значение С. п. имеет в развивающихся странах. Однако, ввиду малой численности местных мед. кадров, работа проводится там в основном силами международных организаций.

С 1949 г. в системе Всемирной организации здравоохранения (см.) существует секция С. п., к-рая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом С. п. Ежегодно 7 апреля под руководством ВОЗ проводится «Всемирный день здоровья» как комплекс информационных мероприятий массового характера в целях привлечения внимания общественности к наиболее важным проблемам охраны здоровья.

В 1951 г. был основан Международный союз санитарного просвещения (МССП) как неправительственная организация, с целью содействия С. п. в странах, входящих в ее состав (СССР входит в эту организацию). В 1968 г. для стран Европы был основан региональный орган МССП - Европейское зональное бюро, имеющее рабочие группы для сбора информации по отдельным проблемам С. п. МССП проводит международные конференции в целях обмена опытом (раз в 3 года), а также симпозиумы, в частности для специалистов социалистических стран Европы. С 1958 г. МССП издает международный журнал для распространения информации о научно-исследовательской, методической и организационной работе по санитарному просвещению.

Активное участие советских специалистов в международных конференциях по С. п., симпозиумах и семинарах, организуемых секцией С. п. ВОЗ и МССП, зарубежные командировки советских специалистов по С. п., проведение подготовки работников по С. п., командируемых ВОЗ и МССП в ЦНИИСП Минздрава СССР, - все это содействует популяризации за рубежом принципов и методов советского С. п. Эти же цели достигаются организацией за рубежом выставок, демонстрирующих достижения советского С. п., а также публикацией статей советских авторов в международном журнале по С. п.

Санитарное просвещение в войсках является составной частью деятельности мед. службы Вооруженных Сил СССР, проводимой в тесном контакте с политико-воспитательной и культурно-массовой работой. Оно направлено на развитие у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, на усвоение ими знаний и выработку навыков по сохранению и укреплению здоровья и предупреждению инф. заболеваний, а также на закрепление знаний и навыков, полученных в ходе военномедицинской подготовки войск (см.).

Основными задачами С. п. в войсках являются: пропаганда мероприятий КПСС и Советского правительства в области здравоохранения; распространение мед. и гиг. знаний, выработка гиг. навыков, проведение противоалкогольной и научно-атеистической пропаганды; совершенствование знаний и закрепление практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи (см.) при боевых поражениях, острых заболеваниях и травмах; мобилизация личного состава на сознательное выполнение требований уставов, наставлений и приказов в части сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, повышения сан.-эпид. благополучия войск.

В России С. п. в армии было объявлено обязательным лишь в начале 20 в. и заключалось в привитии солдатам гиг. норм и навыков. Одновременно проводились занятия по подготовке санитаров и санитаров-носилыциков.

Становление С. п. в Советской Армии неразрывно связано с именем 3. П. Соловьева, считавшего, что пропаганда сан. знаний должна давать красноармейцу прочное сан. воспитание, создающее предпосылки для его активного участия в деле охраны здоровья коллектива и каждого военнослужащего. После гражданской войны, с переходом к мирному хозяйственному строительству, была поставлена задача полностью ликвидировать сан. безграмотность в армии.

В годы Великой Отечественной войны С. п. получило свое дальнейшее развитие. Оно проводилось в боевых, запасных и резервных частях, в военных госпиталях и батальонах выздоравливающих. Большое внимание С. п. уделяла военная печать (фронтовые, армейские, дивизионные газеты). На фронтах издавались листовки, лозунги и плакаты. С. п. в значительной мере способствовало предупреждению инф. заболеваний и сохранению здоровья воинов, а в конечном итоге - повышению боеспособности частей и соединений.

В связи с оснащением войск современной боевой техникой и вооружением перед С. п. поставлены новые задачи - способствовать сохранению и укреплению здоровья воинов путем их ознакомления с основами физиологии военного труда в различных родах войск и разных военных специальностей; обучению мерам техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и агрессивными жидкостями, а также при длительном пребывании в условиях СВЧ-поля; закреплению навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при современных боевых поражениях.

В этих условиях резко возрастает роль методического руководства С. п., к-рое осуществляет ЦВМУ МО СССР и методические бюро по С. п. мед. служб военных округов (групп войск), флотов (флотилий). Консультативную помощь методическим бюро оказывает методический кабинет по С. п. Военно-медицинского музея МО СССР.

Начальники медслужбы частей, кораблей, соединений и военно-учеб-ных заведений постоянно поддерживают связи с учреждениями, занимающимися политико-воспитательной и сан.-просвет, работой, всесоюзным об-вом «Знание», комитетами СОКК и КП СССР, Домами С. п.

Важными условиями эффективности С. п. являются его целенаправленность, плановость и непрерывность. С. п. планируется в тесном контакте с командованием и политическими органами по периодам обучения и на каждый месяц с учетом особенностей военного труда, задач по боевой подготовке, краевой патологии, времени года, данных анализа заболеваемости, травматизма и трудопо-терь среди личного состава, сан. состояния части и задач военно-мед. подготовки; в лазаретах и госпиталях - с учетом профиля мед. учреждения (отделения), состава больных и требований лечебно-охранительного режима.

При организации и проведении С. п. широко используются различные формы и методы: лекции, беседы (в том числе по радио и телевидению), научно-популярные конференции, демонстрация кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, издание листовок, памяток, лозунгов, выпуск сан. бюллетеней, организация фотовыставок, опубликование статей в армейской и фронтовой печати и т. д.

Ответственность за организацию, планирование и проведение С. п. возлагается на начальников мед. службы частей (кораблей), соединений, а в военных госпиталях, санаториях и домах отдыха - на заместителей начальников этих учреждений по мед. части.

Санитарное просвещение в системе гражданской обороны имеет целью распространение мед. и гиг. знаний среди населения в интересах обеспечения его защиты от оружия массового поражения. Оно призвано содействовать обучению населения правилам поведения в очагах массового поражения в военное время и при стихийных бедствиях в мирное время, способствовать приобретению навыков в оказании первой медпомощи пострадавшим и использованию для этого современных средств помощи, а также воспитывать твердую уверенность в эффективности мед. мероприятий ГО. Значительное место в этой работе отводится также пропаганде безвозмездного донорства, предупреждению инф. заболеваний и пищевых отравлений.

С. п. включено в общую систему подготовки населения по ГО, предусмотренную нормативными документами и действующими программами обучения; при этом оно не дублирует специальную подготовку по защите от оружия массового поражения, но существенно дополняет и обогащает ее.

Организацию и проведение работы по С. п. населения в системе ГО осуществляют органы и учреждения здравоохранения, территориальные штабы и курсы ГО совместно с учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии об-в Красного Креста и красного Полумесяца, «Знание», «ДОСААФ» и др.

С. п. в системе ГО проводят врачи, средние и младшие медработники, с привлечением к этой работе активистов ГО министерств, ведомств и общественных организаций.

В С. п. используются такие средства массовой информации, как печать, кино, радио, телевидение, местное радиовещание. Выпускаются короткометражные научно-попу-лярные, учебные фильмы и кино-журналы по ГО, содержащие материалы по защите населения в очагах массового поражения.

Организационно-методическим и координирующим центром пропаганды мед. знаний по ГО на соответствующей территории являются Дома С. п., систематически проводящие массовую сан.-просвет, работу оборонного характера. В разрабатываемых ими планах предусматривается проведение семинаров с медработниками, сан. активистами, руководителями занятий по методике С. п., осуществление обмена положительным опытом работы, организация выставок и уголков первой помощи, учет всей сан.-просвет. работы на обслуживаемой территории (республика, край, область, город, район).

Местом проведения санитарно-просветительной работы служат в первую очередь леч.-профилактические учреждения, курсы и классы ГО, а также культурно-просветительные учреждения и места отдыха трудящихся (парки культуры и отдыха, пионерские лагеря, агитпункты, кинотеатры, красные уголки ЖЭКов и т. п.).

Библиография: Аккерман А. И. и Маников JI. М. Санитарно-просветительная работа по вопросам гражданской обороны, М., 1970; Баранов А. Г. и Свердлов А. К. Пропаганда медицинских и естественнонаучных знаний в войсках округа, Воен.-мед. журн., № 1, с. 18, 1971; Брыкин И. С. Использование наглядной агитации в санитарном просвещении, там же, JVft 2, с. 80, 1976; Гражданская оборона (пособие для подготовки населения), под ред. А. Т. Алтунина, М., 1980; Греков В. А. Пропаганда гражданской обороны - важная задача, М., 1979; Курцев П. А. Санитарно-оборонной работе - повседневное внимание, М., 1974; «Поранений Д. Н. Гигиеническое воспитание населения в СССР, Гиг. и сан., № 11, с. 18, 1977; Лоранский Д. Н. и др. О международном сотрудничестве в области санитарного просвещения, Сов. здравоохр., № 6, с. 70, 1978; Нестеренко А. И. Санитарное просвещение в РСФСР, Становление и начальный период развития (1917-1921 гг.), М., 1971; О ш e р о в С. X. и др. Учебное пособие по медицинской службе гражданской оборОны, М., 1981; Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, в кн.: Основные документы, с. 5, Женева, 1978; Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов, под ред. А. Ф. Решетова, М., 1981; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 4, ст. 1326, 1418, М., 1948.

Д. Н. Лоранский, И. С. Соколов; С. А. Алексанкин (воен.), Б. А. Гайко (ГО).

Система охраны здоровья населения открывает перед человеком определенные возможности для предупреждения и лечения болезней зубов и полости рта. Конкретный индивидуум и население в целом, однако, может не использовать в полной мере предлагаемые виды профилактических мероприятий. Это обусловливается неинформированностью, нежеланием, дефицитом времени и другими факторами со стороны населения или декларацией профилактических мероприятий без реального практического их осуществления со стороны органов здравоохранения. Из этого вытекает, что профилактика стоматологических заболеваний возможна, если население информировано и желает предупредить болезни, а система здравоохранения наряду с предоставлением информации осуществляет медико-социальные мероприятия по обеспечению здоровья.

Для обеспечения здоровья населения нужны полноценное питание, качественная питьевая вода, нормальные условия труда и отдыха, своевременная адекватная стоматологическая помощь, необходимые средства индивидуальной гигиены полости рта и др. Решение большинства из этих вопросов выходит за рамки прямых функциональных обязанностей стоматолога. Однако только стоматолог как специалист может определить задачи и содержание санитарного просвещения, обеспечить лечебно-профилактическую помощь населению, координировать и оценивать ее эффективность.

Санитарное просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья.

Обеспечение здоровья - это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья - две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств.

Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике.

Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Обратная связь стоматолога с населением состоит в контроле выработки стойких здоровых привычек. Предупредить заболевания моэкно лишь в том случае, если изменятся отношение населения к проблеме заболеваний полости рта и его гигиенические привычки.

Основные задачи санитарного просвещения и обеспечения здоровья сводятся к следующему:
1) информировать население об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения;
2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи;
3) обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную медицинскую помощь. .

Различают устный , печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения. Каждый из них имеет свои формы: беседы, лекции, ответы на вопросы, уроки, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов. Формы обеспечения здоровья населения - это законы, решения, постановления, инструкции.

Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения - это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.

Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у стоматолога..

Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.

Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.

Информация , прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация - знания - убеждения - поступки - стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.