Закон о туристической деятельности. Законодательная база российской федерации

Туристская деятельность - это особый вид предпринимательской деятельности, который связан с организацией всевозможных форм выезда людей на отдых с постоянного места жительства. Это делается в оздоровительных целях, а также для удовлетворения познавательных интересов. При этом стоит отметить еще одну важную особенность, в месте отдыха люди не занимаются при этом никакой оплачиваемой работой, иначе это нельзя официально считать туризмом.

Определение термина

Туристская деятельность регулируется российским законодательством. Особая роль при этом принадлежит турфирмам или турагентствам. Это специализированные организации, которые фактически становятся посредниками между потребителями (непосредственно туристами) и поставщиками туруслуг (к ним можно отнести рестораны, гостиницы, транспортные организации, организаторов экскурсий).

В туристской деятельности именно туристские предприятия считаются основными производственными единицами на этом рынке. Необходимость в них возникает, как только потребитель понимает, что не в состоянии самостоятельно обеспечить для себя определенные условия. Эти условия могут быть нескольких видов:

  • длительное пребывание в другом городе или государстве в комфортных условиях;
  • поездка в места с высоким уровнем посещаемости (в таком случае самостоятельный турист может не получить определенные услуги, доступные только группам);
  • поездка, которую в принципе может организовать только турфирма (например, международный отдых на непопулярных направлениях);
  • путешествие сразу в несколько точек с использованием разных видов транспорта.

Федеральный закон

Вся туристская деятельность регулируется Он был принят в 1996 году. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" регламентирует все ситуации, которые могут произойти на этом рынке, устанавливает права и обязанности сторон. Всего в документе девять глав, с которыми должен подробно ознакомиться каждый, кто собирается заниматься бизнесом в этой сфере.

Закон 132 ФЗ "Об основах туристской деятельности" определяет существующие принципы государственной политики, которые направлены на установление единых правил игры для всех участников этого рынка без исключения. Все эти правила должны строго соответствовать российскому законодательству.

ФЗ "Об основах туристской деятельности" регулирует взаимоотношения, которые возникают при реализации гражданских прав россиянами на свободу передвижения, отдых и иных прав во время путешествий по России или за пределы страны. Это же относится к представителям зарубежных стран и лицам без гражданства.

Также закон "Об основах туристской деятельности" подробно определяет порядок максимально рационального использования туристских ресурсов самой Российской Федерации.

Общие принципы и положения

В самой первой главе определяются общие положения, которые необходимы для однозначной трактовки всех понятий, связанных с этой сферой. Закон "Об основах туристской деятельности" формулирует ключевые понятия: что такое въездной, выездной, внутренний, международный и социальный туризм. А также как определить туриста, туристские ресурсы, индустрию, продукт, его реализацию. Под какие определения попадают экскурсанты и экскурсоводы, гиды, инструкторы и проводники. Какие у них есть права и обязанности, описано в законе 132 "Об основах туристской деятельности".

Также уделено внимание таким важным определениям, как экстренная помощь, электронная путевка, система навигации и ориентирования, туристский маршрут.

Во второй статье закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приведены положения отечественного законодательства, связанные с этой сферой.

Вторая глава целиком посвящена государственному регулированию этой деятельности. В законе № 132 "Об основах туристской деятельности" сформулированы принципы государственного регулирования туристской сферы, полномочия государственных органов власти, а также полномочия субъектов. Описаны права органов местного самоуправления, которые обязаны делать все возможное для создания максимально благоприятных условий, способствующих развитию туризма. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" описывает цели, способы и приоритетные направления в регулировании этой сферы, условия для осуществления своей работы туроператорами, приведен единый реестр турооператоров, составленный на федеральном уровне, а также классификация объектов туриндустрии.

Как закон защищает туриста

Отдельно прописаны права и обязанности туриста. В законе "О туристской деятельности" отмечается, что турист имеет права на личную безопасность, свободу перемещения, доступ к средствам связи, а также еще ряд основополагающих моментов. Именно они должны обеспечить комфортный и безопасный отдых.

При этом у туриста хватает и обязанностей. Согласно закону "Об основах туристской деятельности в РФ", к ним относится необходимость соблюдать законы и правила страны, в которую турист приезжает на отдых, уважать ее обычаи, социальное устройство и традиции. Внимательно и бережно относиться к истории, культуре, памятникам природы, соблюдать правила выезда в страну, а также пребывания в транзитных государствах.

Продвижение туристического продукта

Отдельная глава ФЗ № 132 "Об основах туристской деятельности" посвящена продвижению туристского продукта, его реализации и особенностям формирования. Важное внимание уделено особенностям его реализации туристическими агентами, сформулированы требования к договорам, которые необходимо заключать для организации перевозки туристов, а особенно к договору фрахтования.

В законе "О туристской деятельности в Российской Федерации" расписаны особенности обмена информацией между туристическими агентами, операторами и непосредственно самим туристом, причем этот обмен преимущественно осуществляется в электронной форме. Вводится такое понятие, как электронная путевка.

Глава номер пять закона "Об основах туристской деятельности в РФ" описывает возможные объединения, которые существуют в этой сфере. Это могут быть объединения турагентов, туроператоров или самих туристов, что тоже встречается нередко.

В законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" регламентируется объединение туристических операторов, которые специализируются на выездном туризме, их полномочия, разрешенное имущество, резервный фонд такого объединения. А также размеры и параметры возмещения расходов этого резервного фонда. Особое внимание в законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" уделено фонду персональной ответственности, который должен существовать при операторе выездного туризма.

Также существуют и объединения туристов, их деятельность регулируется этим законом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Отдельная статья о туристских ресурсах.

Главное - безопасность

В законе "Об основах туристской деятельности" важная глава - безопасность туризма. Подробно описано, как туроператоры и турагенты должны обеспечивать безопасность непосредственных потребителей, какие существуют специализированные службы по обеспечению безопасности.

В статье о защите интересов отечественных туристов, которые находятся за пределами страны, описано, как должны вести себя организаторы туров при возникновении всевозможных чрезвычайных ситуаций. В законе "Об основах туристской деятельности" прописаны условия добровольного страхования имущественных интересов российских туристов, которые отправляются на отдых.

Важные положения определяют финансовое обеспечение ответственности туристских операторов на момент вероятного отмена тура и других форс-мажорных обстоятельств. Российское законодательство устанавливает размер финансового обеспечения, существующие основания для оформления страховых выплат, порядок осуществления этих выплат, положения договора страховой ответственности туроператоров, отчетность и учет, которую обязаны вести организации туристской деятельности.

Международное сотрудничество и государственный надзор

В правовой основе международных договоров в сфере туризма все организации должны основывать свою деятельность на законе, которому преимущественно посвящена наша статья.

Тщательный государственный надзор осуществляется в этой сфере, заключительные положения посвящены ответственности за нарушения существующего российского законодательства, а также предусмотрена ответственность.

Основные направления

К основным направлениям деятельности туристских предприятий относят регулирование, развитие и поддержка деятельности в этой сфере в области въездного, детского, социального и других видов туризма.

В нашей стране к основным направлениям государственной политики в этой области относится целый перечень факторов, которые мы разберем отдельно.

  1. Привлечение россиян к максимально рачительному и рациональному использованию своего свободного времени на отдыхе, проведение содержательного досуга, знакомство с культурным и историческим наследием своей и зарубежных стран, а также их природной и животной средой.
  2. Важное направление - обеспечение сохранения и использования туристских ресурсов, превращение туризма в максимально рентабельную и прибыльную отрасль современной экономики, формирование эффективной системы для обеспечения потребностей как во внутреннем, так и во внешнем туризме.
  3. Совершенствование существующей нормативно-правовой базы в отрасли туризма, чтобы она соответствовала современному и международному законодательству, всем нормам и правилам.
  4. Охрана государственных интересов в этой сфере.
  5. Формирование благоприятного валютного, налогового, пограничного, таможенного, а также иных видов контроля, которые могли бы способствовать благоприятному развитию туристической отрасли.
  6. Создание благоприятных экономических условий, которые способствовали бы развитию туризма в стране.
  7. Появление дополнительных льготных условий для развития экскурсионной и туристской работы среди не только взрослых, но и молодежи, подростков, инвалидов, а также представителей малообеспеченных слоев населения.
  8. Привлечение иностранных и национальных инвестиций в развитие туристской индустрии.
  9. Формирование порядка для сертификации, стандартизации и лицензирования в области туризма.
  10. Внедрение системы статистической отчетности всех субъектов туристской деятельности.
  11. Создание равных возможностей для всех участников этого рынка, независимо от формы и вида собственности предприятия, содействие равноправной конкуренции, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства, жесткое пресечения любого вида нарушений.
  12. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих как внутри страны, так и за ее пределами, а также защита их имущества, прав и интересов.
  13. Развитие и поддержка регионального туризма, формирование туристских центров, которые имели бы выгодные условия для приоритетного и успешного развития данной индустрии.
  14. Планомерное развитие и организация системы научного обеспечения данной отрасли, решение вопросов подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, работающих в данной сфере.
  15. Развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями, работающими в этой же отрасли, также заключение двухсторонних соглашений в отрасли туризма, определение механизма их реализации.

Для осуществления реализации данной политики в области туризма ведется стимулирование дальнейшего развития международного и внутреннего туризма, также власти работают над максимально эффективным использованием историко-культурного и природного потенциалов, которые помогут создавать единый и, что важно, конкурентоспособный туристский комплекс.

Функции отрасли

Туристская деятельность в РФ в наше время является одной из перспективных и динамично развивающихся отраслей. Заниматься этим бизнесом не только выгодно, но и важно для развития всего государства, обеспечения его граждан возможностью полноценно отдыхать и развиваться.

Ведь именно туристская отрасль выполняет функции, которые важны для решения государственных задач в области социальной политики. Подробно расскажем об основных функциях этой отрасли.

  1. Познавательно-образовательная функция позволяет пополнять собственные знания, пополнять имеющийся у вас запас представлений об окружающем мире и природной среде. Именно благодаря туризму происходит одно из самых эффективных в образовательном плане знакомств с историей и культурой своего региона, страны, а также зарубежных государств, малых и средних народов других стран.
  2. Воспитательная функция помогает планомерному формированию нравственных, моральных и эстетических качеств современного гражданина, прививание ему любви к окружающему миру.
  3. Культурная функция помогает значительно повышать культурный уровень граждан страны, что отражается на общем уровне образования населения.
  4. Оздоровительно-релаксационная функция. Благотворное воздействие природы на человека помогает ему восстанавливаться умственно, физически и эмоционально. Из правильно организованного отпуска человек возвращается качественно отдохнувшим, с новыми силами для того, чтобы продуктивно включиться в рабочий процесс, трудиться более эффективно, демонстрируя высокую производительность в отличие от того, кто в отпуске не бывал.
  5. Спортивная функция. Большое количество туристических программ связаны с укреплением состояния здоровья человека и его физической подготовкой. Например, к такому виду отдыха относятся туристические походы, сплавы на байдарках, покорение горных вершин.
  6. Социально-экономическая функция способствует рациональному использованию свободного времени гражданина, а также способствует занятости населения, ликвидации безработицы, повышению уровня жизни в стране. Все это служит важными факторами в развитии и стабилизации национальной экономики.

Подводя итог, необходимо отметить, что во всех государствах на планете туризм играет важную роль, занимая одно из лидирующих мест в экономике всего мира. В некотором количестве стран именно эта отрасль официально является основой формирования и пополнения местного бюджета, основной статьей национального дохода, например, это Египет, Куба, Таиланд.

Если верить прогнозам экономических аналитиков, в ближайшем будущем значение и важность туристической отрасли в мировой экономике будет только повышаться, у этой сферы весьма высокие, устойчивые и стабильные темпы развития.

Туризм во все времена был важным источником для создания рабочих мест по самым разным специальностям - экономическим, гуманитарным, рекламным. В отдельных государствах в данной сфере задействованы до 10 процентов жителей.

Россия к таким странам, конечно, не относится, в нашем государстве есть отрасли экономики, которые приносят бюджету значительно большую прибыль, чем туризм. Но при этом развитию этой сферы уделяется повышенное внимание. В некоторых регионах, в основном на юге страны, туризм считается основной региональной экономики.

Задачи отрасли

В современной России туризм решает ряд важнейших задач. Основная из них - это создание конкурентоспособного рынка, на котором было бы комфортно всем его участникам.

В данный момент на международном рынке туристских услуг сохраняется жесточайшая конкуренция. Многие страны ведут агрессивные рекламные кампании, привлекая как можно больше число туристов. В России есть свои особенности, которые могут заинтересовать определенных потенциальных туристов, но с государствами, которые расположены южнее, конкурировать непросто. К тому же свою роль в этом играют экономическая ситуация и социально-экономическое положение в государстве.

Для того чтобы создать в России конкурентоспособный рынок туристских услуг, делается немало. В первую очередь для этого необходимо решить задачу по продвижению туристского продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для этого используется реклама и другие информационные ресурсы.

При этом стоит, естественно, отличать рекламу туристических фирм от рекламы туристического потенциала страны в целом. Это две разные вещи, федеральные органы власти в первую очередь нацелены на создание благоприятного имиджа страны, рекламируя ее как государство, благоприятное для развития туризма и ожидающее большое количество новых туристов, - как самостоятельных, так и в составе организованных групп.

Бюджетные средства на продвижение на территории России выделяются достаточные, с каждым годом их стремятся увеличивать, реклама дается на крупных международных выставках, в которых участвуют крупнейшие турфирмы планеты, в зарубежных и отечественных средствах массовой информации. В последнее время активно стала использоваться наружная реклама на билбордах, Федеральное агентство по туризму призывает отдыхать исключительно в России.

Еще одна задача, которую необходимо решить в этой сфере, это развития инфраструктуры: строительство и ремонт гостиниц, хостелов, создание комфортных условий для привлечения инвестиций в эти сферы. Помимо мест размещения, необходимо уделять пристальное внимание развлечениям, объектам показа, ресторанам и всему, что может быть связано с досугом туристов. Ведь это крупный в котором многое зависит от планомерного развития разных сфер деятельности. Поэтому и работа Федерального агентства по развитию туризма в России направлена на создание условий для развития этой инфраструктуры, это одна из главных задач отрасли.

В последние годы во многих регионах России наблюдается настоящий строительный бум в сфере гостиничного бизнеса. Это связано с развивающимися в туристском направлении южными областями и республиками и, конечно, с чемпионатом мира по футболу в России. Как следствие, развитие ресторанного бизнеса, эти процессы сильно взаимосвязаны между собой.

Наконец третьей важной задачей является повышение качества предоставляемых услуг. Как отмечают эксперты, сейчас оно находится на весьма низком уровне, основная проблема остается в нехватке квалифицированных кадров, их подготовка - важная задача, которую Федеральное агентство по туризму стремится решать вместе с министерством образования.

Основные проблемы в сфере туризма связаны в первую очередь с развитием внутреннего туризма в российских регионах. В большинстве областей, республик развивать не представляется возможным из-за ряда вполне конкретных препятствий в бытовом плане. Это нехватка гостиниц и хостелов высокого уровня, слишком высокая стоимость предоставляемых услуг, которая к тому же не соответствует их качеству. Эти факторы приводят к тому, что жители России часто выбирают курорты Турции вместо отдыха на отечественном Черноморском побережье, потому что там дешевле, интереснее и комфортней.

В целом отрасль в стране страдает из-за низкого уровня туристической культуры, часто неудовлетворительного уровня обслуживания. Туристической инфраструктуре России предстоит еще долго совершенствоваться, чтобы стать конкурентоспособной и тягаться со многими зарубежными курортами. Например, проблемы заключается в том, что большое количестве гостиниц и отелей были построены и оборудованы в советские годы, когда требования к обслуживанию и комфорту обычных постояльцев были в разы ниже. Сегодня многие гостиницы требуют капитального ремонта и качественного улучшения. Их внешний вид и качество предоставляемых услуг совершенно не соответствуют общепризнанным параметрам. К тому же необходимо не только реконструировать старые гостиничные комплексы, но и строить новые.

Хватает нерешенных проблем и в других областях. Это неблагоприятный образ России в глазах иностранцев, который только в последнее время удается менять в лучшую сторону благодаря Олимпиаде и чемпионату мира по футболу. К тому же в стране сохраняется сложный визовый режим, попасть сюда для большинства иностранцев оказывается проблематичным.

Еще один фактор заключается в том, что в отечественном туризме немного денег закладывают на проведение рекламных кампаний, дефицит наблюдается даже в количестве современных и комфортабельных автобусов, которые должны перевозить туристов. Для иностранных гостей не хватает информационных ресурсов на зарубежных языках, в первую очередь речь идет о картах, справочниках, уличных указателях, буклетах. Недостаточно развита индустрия развлечений, к иностранным гражданам нередко наблюдается неадекватное отношение со стороны таможенников, сотрудников правоохранительных органов, а в российских гостиницах слишком низкое качество обслуживания, что нередко шокирует иностранных гостей.

Только решив все эти проблемы, российский туристический бизнес, наконец, сможет рассчитывать на развитие, повышение потока иностранных гостей, интерес со стороны соотечественников к отдыху в российских регионах вместо того, чтобы уезжать на зарубежные курорты, вкладываясь в развитие экономики других государств.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 132-ФЗ). Изменения касаются деятельности как туроператоров, так и турагентов.

Введены новые статьи, регулирующие полномочия органов государственной власти РФ в сфере туризма, полномочия органов государственной власти субъектов РФ и права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма.

Ст. 4.1 Закона № 132-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой при осуществлении туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается наличие у юридического лица нескольких страховщиков или нескольких банковских гарантий. Запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров.

В случае невозможности исполнения туроператором всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта туроператор обязан прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами, направить информацию о прекращении туроператорской деятельности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и т.д., а также разместить эту информацию на своем официальном сайте в сети «Интернет». При этом прекращение туроператором туроператорской деятельности не освобождает туроператора от обязанности обеспечить туристам оказание входящих в туристский продукт услуг по заключенным договорам.

Согласно ст. 9 Закона № 132-ФЗ с 01.01.2017 туроператор и турагент несут предусмотрительную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком. По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались

эти услуги. Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. При этом типовые формы договора о реализации туристского продукта утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.10 Закона № 132-ФЗ). Согласно п. 2 «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.067.2007 № 452 типовые формы договора утверждаются Министерством культуры Российской Федерации (образец договора см. на сайте Министерства культуры РФ).

Ст. 10.1 Закона № 132-ФЗ изложена в новой редакции. При реализации турагентом туристского продукта турагент предоставляет туристу или иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта.

Новая статья 10.2 Закона № 132-ФЗ устанавливает требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов.

Закон № 132-ФЗ был дополнен новой статьей 11.6 о фонде персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, установившей, что «для выплаты денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в целях возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует для каждого члена объединения туроператоров в сфере выездного туризма фонд персональной ответственности туроператора в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона». Порядок и условия возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма определены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 № 779, которые также вступили в силу с 01.01.2017.

В соответствии с указанными Правилами основанием для выплаты денежных средств, причитающихся туристу и (или) иному заказчику, в целях возмещения реального ущерба из денежных средств фонда является факт причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине невозможности исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии указан в ст.17.5 Закона № 132-ФЗ.

Согласно ст. 19.1 Закона № 132-ФЗ государственный надзор за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При осуществлении туристской деятельности федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

В настоящее время туризм является одной из важнейших отраслей современной экономики, которая направлена на удовлетворение потребностей людей и повышение уровня и качества жизни. При этом, стремительно развивающийся бизнес требует особого контроля от государства. В 1996 году правительством РФ был принят Федеральный закон № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который описывает существующие классификации видов туризма, а также характеристику тур-продуктов, как основы всей туристской деятельности. В действующем законе уделяется особое внимание защите прав и интересов туристов на территории РФ и гражданских лиц, временно пребывающих за пределами России.

Что представляет собой закон?

Туристическая деятельность стремительно развивается с каждым годом. Граждане зачастую подразумевают под этим понятием выезд заграницу, посещение новых стран, достопримечательностей, проведение экскурсий, а также полноценный отдых и развлечения. В области хозяйственных взаимоотношений туристическая деятельность определяется как производственно-обслуживающий процесс по предоставлению гражданам различных видов услуг. Туризм включает в себя организацию путешествий на территории РФ и за ее пределами. Помимо этого, туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг, которые предоставляются операторами.

Последние изменения в ФЗ оч астной детективной деятельности в РФ подробнее

Широкое понятие туристической деятельности является проявлением социальной политики мировых организаций, государства РФ и отдельных предприятий. Основная цель — выполнение обязанностей по обеспечению отдыха и перевозке человека заграницу.

Организация заграничного отдыха граждан РФ, а также оплата туристических услуг регламентируется ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Настоящий закон был принят госдумой 4 октября 1996 и одобрен советом федерации. Законодательный акт описывает принципы государственной политики в отношении установленных правовых основ единого туристического рынка РФ. Федеральный Закон №132 контролирует возникающие отношения в процессе реализации туризма, а также регламентирует права граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства.

Согласно ФЗ, каждый человек имеет право на отдых и путешествие заграницу. Данный законопроект также устанавливает правила использования туристических ресурсов на территории РФ и за ее пределами.

Федеральный закон «Об основах туристической деятельности» состоит из 9 глав, а именно:

  • гл. 1 — разъясняет понятие туристической деятельности;
  • гл. 2 — описывает принципы создания благоприятных условий для развития туризма, а также регулирования деятельности на территории РФ;
  • гл.3 — регламентирует права и обязанности граждан;
  • гл. 4 — диктует нормы по формированию, продвижению и реализации туристических услуг на рынке;
  • гл. 5 — регламентирует правила объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
  • гл. 6 — описывает туристические ресурсы на территории РФ;
  • гл. 7 — разъясняет правовые основы обеспечения безопасности туристов и финансовой ответственности туроператоров;
  • гл. 8 — регламентирует международное сотрудничество туроператоров;
  • гл. 9 — регулирует вступление в силу приведенных нормативно-правовых актов.

Последняя редакция закона проведена 28.12.16.

Ответственность туроператоров по 132 ФЗ

Согласно ФЗ №132 , туроператор несет ответственность за предоставленные услуги, а именно:

  • прибытие граждан РФ в страну или местность, согласно договору оказания возмездных услуг;
  • размещение туристов и предоставление необходимых условий для проживания;
  • качество питания;
  • перевозку туристов в стране временного пребывания (обеспечение трансфером, билетом на авиа перелет);
  • предоставление экскурсий, гида, переводчика;
  • составление маршрута путешествия согласно требованиям;
  • иные услуги по договору.

Согласно статье №17 ФЗ-132, туроператор обеспечивает оказание всех услуг, входящих в турпродукт, и несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В случае причинения морального или физического ущерба, гражданам возвращается полная стоимость услуги, а также компенсируется размер нанесенного вреда.

По закону, положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором, не способны ограничить право туриста на предъявление требований к турфирмам. Таким образом, организаторы путешествия в полном объеме несут ответственность по всем требованиям туристов согласно договору о реализации туристского продукта. Страховая компания и банк не гарантируют исполнение обязательств со стороны оператора.

Последние изменения, внесенные в закон о туризме

По прошествии 20 лет, ФЗ №123 претерпел ряд важнейших изменений. Согласно последней редакции, правки были внесены в статьи №1 и №6. Рассмотрим подробнее.

информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений;

Устанавливает общие требования к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:

О правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

Об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

О необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания, о возвращении тела (останков) за счет лиц, заинтересованных в возвращении тела (останков), в случае отсутствия у туриста договора добровольного страхования (страхового полиса), о требованиях законодательства страны временного пребывания к условиям страхования в случае наличия таких требований;

Об условиях договора добровольного страхования, о страховщике, об организациях, осуществляющих в соответствии с договором, заключенным со страховщиком, организацию оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания и ее оплату, возвращения тела (останков), а также о порядке обращения туриста в связи с наступлением страхового случая (о месте нахождения, номерах контактных телефонов страховщика, иных организаций), если договор добровольного страхования заключается с туристом туроператором, турагентом от имени страховщика;

Об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;

О таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

О месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);

Об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

О национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

О порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;

Об иных особенностях путешествия.

Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, в случаях и порядке, определенных в части второй настоящей статьи, обязаны соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также порядок уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.


Судебная практика по статье 14 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ

    Решение № 2-439/2019 2-439/2019(2-7266/2018;)~М-6195/2018 2-7266/2018 М-6195/2018 от 23 января 2019 г. по делу № 2-439/2019

    Балашихинский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные

    Лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта. В силу положений ст. 14 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, ...

    Решение № 2-2058/2018 2-2058/2018~М-1517/2018 М-1517/2018 от 28 ноября 2018 г. по делу № 2-2058/2018

    Куйбышевский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    Договору, в связи с чем ответственность должна быть возложена на ответчика ООО «ТриоМед». При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ст. 14 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей...

    Решение № 2-8895/2018 2-8895/2018~М-8430/2018 М-8430/2018 от 23 ноября 2018 г. по делу № 2-8895/2018

    Вологодский городской суд (Вологодская область) - Гражданские и административные

    Изменениям обстоятельств относится невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, ...

    Решение № 2-3571/2018 2-3571/2018~М-3399/2018 М-3399/2018 от 21 ноября 2018 г. по делу № 2-3571/2018

    Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) - Гражданские и административные

    Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). Согласно ст. 14 и ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристического продукта до начала...

    Решение № 2-8842/2018 2-8842/2018~М-7761/2018 М-7761/2018 от 20 ноября 2018 г. по делу № 2-8842/2018

    Советский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Поручению туроператора и от его имени обязался оказать услуги, а именно реализовать туристский продукт. Истцу была реализована туристическая поездка в Кемер, Турция в период с 14 . 09.2018 по 26.09.2018. Общая цена в соответствии с п. 2.1 договора составила 87 000 рублей и была оплачена истцом 06.09.2018 в...

    Решение № 2-1122/2018 2-1122/2018~М-885/2018 М-885/2018 от 15 ноября 2018 г. по делу № 2-1122/2018

    Ленинский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    Согласовало график реструктуризации задолженности (л.д.11-13). Согласно расходному кассовому ордеру от 30.01.2018 Платоновой Л.А. передано 30 000 рублей (л.д. 14 ). Согласно расходному кассовому ордеру от 07.03.2018 Платоновой Л.А. передано 36 168 рублей 28 коп. (л.д.15). Заключая договор с туристом, и тем самым, ...

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности
Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Статья 5. Классификация объектов туристской индустрии
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
Статья 7. Обязанности туриста
Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов. (Утратила силу)
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов
Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления
Статья 12. Объединения туристов
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов
Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора
Статья 17.7. Учет и отчетность
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации
Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом