Основные принципы нормативно подушевого финансирования. О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений

О нормативно-подушевом финансировании в сфере образования речь идет уже довольно давно. Финансирование образовательных учреждений дошкольного, основного и среднего общего образования уже в основном осуществляется по такому принципу. Учреждения же высшего профессионального образования находятся в процессе перехода на . Что является основой данной системы, какие цели и принципы она призвана реализовывать и как это должно отразиться на деятельности учреждений, рассмотрим в статье.

В рамках реализации комплексных мер по модернизации системы образования в Российской Федерации начиная с 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда педагогических работников и реализуются меры по переходу образовательных учреждений всех без исключения уровней на систему нормативно-подушевого финансирования.

Учреждения же высшего профессионального образования осуществляют переход на нормативно-подушевое финансирование только в настоящее время. Соответствующие нормативно-правовые акты были приняты в 2013 и 2014 гг.

Определение нормативно-подушевого финансирования

Что собой представляет нормативно-подушевое финансирование? Это финансирование образовательной организации в расчете на одного обучающегося: утвержденный норматив стоимости обучения на одного обучающегося умножается на их количество. Данная мера направлена на повышение эффективности бюджетного финансирования и качества образовательной услуги общего образования в сочетании с недопущением снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений.

Норматив финансового обеспечения образовательных учреждений на одного обучающегося, воспитанника (региональный подушевой норматив финансового обеспечения) - это минимально допустимый объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации в образовательных учреждениях данного региона образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в расчете на одного обучающегося в год. Он определяется с учетом направленности образовательных программ, форм и профилей обучения, категории обучающихся, вида образовательного учреждения и иных особенностей образовательного процесса, а также затрат рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на урочную и внеурочную деятельность.

Рассмотрим основные особенности нормативного подушевого финансирования дошкольного, школьного и профессионального образования.

Нормативно-подушевое финансирование

дошкольных образовательных учреждений

В соответствии с Письмом Минобразования России от 01.12.2008 N 03-2782 Методика расчета нормативов финансирования дошкольного образования имеет три уровня - региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения - и содержит порядок расчета нормативов финансирования и поправочных коэффициентов, используемых для доведения средств регионального и местных бюджетов до образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Региональный норматив финансирования должен учитывать следующие расходы на год (п. 1.4 Письма Минобразования России от 01.12.2008 N 03-2782):

Оплата труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование, а также с учетом оплаты замен, больничных листов, учебных отпусков, компенсаций к отпуску и других выплат;

Расходы, непосредственно связанные с обеспечением учебно-воспитательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебного оборудования (в том числе учебной мебели), расходных материалов, канцелярских товаров, оплата услуг связи в части расходов, связанных с подключением к Интернету и платой за пользование этой сетью, и др.);

Иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

Муниципальный уровень нормативного финансирования (п. 2.2 Письма N 03-2782) является дополнением к региональному уровню. За счет его осуществляются текущие (расходы на питание воспитанников, коммунальные услуги и пр.) и капитальные расходы образовательного учреждения на год. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования по соответствующим статьям расходов (в том числе нормативы финансирования коммунальных расходов и финансирования прочих расходов).

Следует обратить внимание, что при расчете данных нормативов не могут учитываться расходы:

На капитальный ремонт, которые финансируются за пределами норматива в соответствии с планом капитального ремонта;

На уплату налогов в бюджет (в том числе на землю, на имущество), так как они финансируются исходя из налогооблагаемой базы с учетом льгот, если таковые у образовательного учреждения имеются.

Согласно п. 2.4 Письма N 03-2782 при определении общего объема средств, выделяемых каждому муниципальному образовательному учреждению, могут вводиться поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия осуществляемой деятельности.

Уровень образовательного учреждения. На данном уровне реализуется принцип нормативного подушевого финансирования непосредственно в образовательном учреждении. Он заключается в самостоятельности учреждения при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса, а также при определении конкретных направлений материально-технического обеспечения и оснащения воспитательно-образовательного процесса и обеспечения функционирования учреждения (п. 3.1 Письма N 03-2782). Объем выделенных учреждению средств оно самостоятельно распределяет по статьям расходов.

Учредителям дошкольных образовательных организаций при разработке методики расчета нормативов затрат, используемых при определении объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг, следует руководствоваться Методикой расчета нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях. Она приведена в Письме Минобрнауки России от 01.10.2013 N 08-1408.

Нормативно-подушевое финансирование

общеобразовательных учреждений

Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного и среднего общего образования, осуществляется в соответствии с Письмом Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ-213/03 (Модельной методикой). Она также имеет три уровня расчета нормативов:

Региональный;

Муниципальный;

Уровень образовательного учреждения.

На данных уровнях реализуются те же принципы и порядок осуществления расчетов финансового обеспечения общеобразовательных учреждений, что и для рассмотренных нами выше дошкольных образовательных учреждений.

Нормативно-подушевое финансирование

учреждений профессионального образования

Расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг по уровням профессиональной подготовки до настоящего времени осуществлялся в соответствии с Порядком определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27.06.2011 N 2070 (далее - Порядок N 2070).

Переход на нормативно-подушевое финансирование учреждений профессионального образования поможет поставить их в относительно равные финансовые условия. В рамках данного процесса необходимо оптимизировать численность преподавателей и студентов. Для этого необходимо перейти от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными актами для отдельных образовательных учреждений, к такому соотношению, которое определено по специальностям и направлениям подготовки.

Методикой N 638 установлены правила и порядок расчета нормативных затрат, непосредственно связанные с оказанием услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказаниемгосударственной услуги , учитываются следующие расходы (п. 7 Методики N 638):

На оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава;

На приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания соответствующей государственной услуги;

На приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием услуги;

На приобретение транспортных услуг, в том числе расходы на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения повышения квалификации и обратно, расходы на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих педагогических работников;

На организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих преподавателей, с учетом затрат на проведение медицинского осмотра;

На повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, включая затраты на суточные и расходы на проживание профессорско-преподавательского состава на время повышения квалификации.

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие расходы (п. 8 Методики N 638):

На коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо, рассчитанные с учетом п. 21 Методических рекомендаций N 137н/527;

На содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги, закрепленного за образовательной организацией учредителем или приобретенного образовательной организаций за счет средств, выделенных ей на это учредителем, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации;

На оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции);

На организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами;

На приобретение основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно за единицу.

Мы рассмотрели порядок реализации принципов нормативно-подушевого финансирования в образовательных учреждениях. Основная задача реализации такого принципа - поставить все образовательные организации в примерно равные условия финансового обеспечения.

С 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Нормативно — подушевое финансирование образовательных организаций вводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником . Это означает, что образовательная организации получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей. Таким образом, чем больше учеников привлечет себе школа, тем больше денег она получит. Отсюда становится ясным смыл оптимизации школьной сети: для школ — получить большее финансирование, для бюджета – сэкономить часть средств.

Считается, что подушевое финансирование автоматически должно заставить школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь в свои стены побольше учеников и, таким образом, иметь большую субвенцию на реализацию государственного образовательного стандарта.

Кто и каким образом устанавливает подушевой норматив?

Напомним , что в соответствии с ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяют нормативные затраты на обучение одного ученика органы государственной власти субъектов Российской Федерации ; на школьном сайте должен быть размещен план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или ее бюджетные сметы, а также отчет о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Начиная с 2016 года, подушевой норматив устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее — Общие требования), утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

Для родителей этот документ особо важен, ибо он позволяет понять на что, например, школа получает деньги, а на что нет.

Подушевой норматив для общеобразовательных организаций

Общими требованиями установлено, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:

  • форм обучения;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями.

Подушевой норматив для организаций дополнительного образования

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:

  • форм обучения;
  • федеральных государственных требований (при их наличии);
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).

Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Подушевой норматив для организаций дошкольного образования

При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования , нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми.

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей , а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, включаются в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

Подушевой норматив для малокомплектных и сельских образовательных организаций

Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

Примечание. Согласно закону об образовании к малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Что входит в нормативные затраты

Согласно Общим требованиям нормативные затраты включают в себя:

затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников ;

затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников , которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал ;

затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты;

затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;

затраты , связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

затраты на общехозяйственные нужды , в том числе на оплату услуг связи , включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет «, транспортных услуг, коммунальных услуг , на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации , а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

В документе отмечено, что определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, стандартов, порядков и регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере (при их наличии). При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

Как показывает практика применения подушевого финансирования общеобразовательных организаций, в этом вопросе не все так однозначно.

Так эксперты ОНФ, промониторив ситуацию с переходом ряда организаций на НПФ, пришли к таким выводам:

— механизм финансирования социальных объектов в зависимости от количества учащихся или прикрепленных пациентов должен быть более гибким. В противном случае его применение будет не улучшать, а ухудшать состояние бюджетной сферы;

— прямой зависимости между увеличением финансирования бюджетных организаций и повышением их эффективности в результате применения механизма НПФ не наблюдается;

— механизм НПФ не всегда позволяет бюджетным организациям оперативно решать проблемы финансирования насущных потребностей. По данным Счетной палаты, субъекты РФ уменьшают или не планируют расходы, которые должны быть включены в подушевой норматив финансирования за счет собственных бюджетов субъектов.

В «Учительской газете» от 25 января 2016 года » (http://ug.ru/insight/547) опубликовано «Открытое письмо Министру образования и науки России Дмитрию Ливанову, или Почему в стране не работает нормативно-подушевое финансирование?». В нем авторы письма — директор и педколлектив школы №4 города Нелидово Тверской области обращаются к Министру с просьбой прокомментировать проблемную ситуацию с финансированием школ и оплатой труда в стране и «ответить на вопрос: какая же система финансирования образовательных организаций действует в нашей стране и является ли нормативно-подушевое финансирование основой в финансовой политике системы образования и обязательным для образовательных организаций? Либо руководитель муниципалитета вправе по своему усмотрению улучшать финансовое состояние одних школ и ухудшать других? Как можно повлиять на решения чиновников?». При этом авторы письма утверждают, что «принятая в стране система не работает, и мы находимся в ситуации, когда местный начальник по своему усмотрению может к любой школе применить поправочный коэффициент, серьезно уменьшая финансирование».

При подготовке использованы материалы источников:

P.S.Выступая на съезде партии «Единая Россия», министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил усилить контроль за бюджетом в сфере образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Он также отметил, что в бюджет заложен необходимый объем средств для выплаты зарплат педагогам, и никаких перебоев не намечается (http://www.eduhelp.info/).

Также в блоге по теме

Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет

Министерство образования и науки России направило в регионы документы, определяющие порядок введения нормативного подушевого финансирования. Максимум через 3 года принцип «средства следуют за учеником» вступит в полную силу, а региональные и муниципальные управления и самим школы, получат право влиять на систему оплаты труда работников образования.

На основе распространенных министерством методик региональной и муниципальной администрацией будут подготовлены соответствующих нормативные документы. Прежде всего, предстоит рассчитать норматив финансирования на одного учащегося в год, свойственный именно этому региону. При этом для городских и сельских учреждений он рассчитывается отдельно. Отмечается, что предложенные методики - это не единственный, а один из возможных вариантов определения механизмов финансирования и системы оплаты труда.

Напомним, что по новой редакции Трудового Кодекса РФ, вступившей в действие с 5 октября 2006 года, за субъектами РФ и органами местного самоуправления предусмотрено право регламентировать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В ряде регионов уже имеются наработки и опыт апробации подобных механизмов финансирования, оплаты и стимулирования труда работников образования. Эти механизмы не раз обсуждались на всероссийских совещаниях с представителями органов управления образованием и экспертами.

Переходный (адаптационный) период к подушевому финансированию должен быть пройден всеми регионами максимум в три года. В течение этого не допускается снижение фактически сложившегося финансирования школ, конечно, если школа сама не снижает объем оказываемых образовательных услуг. В этот период объем выделяемых школе средств будет рассчитываться на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента для каждого образовательного учреждения.

Положение признает фактически сложившееся неравенство расходов школ на организацию учебного процесса. Поэтому для исключительных случаев допускается дополнительное финансирование. Например, поправочный коэффициент повысят для школы, которая испытывает острую нехватку средств, но не может получить больше «подушевых» денег - нет возможности увеличить наполняемость классов, сократить дополнительные нагрузки, численности обслуживающего персонала и т.д.

По завершении переходного периода все образовательные учреждения будут финансироваться только по нормативному подушевому принципу - «средства следуют за учеником». Расчетные региональные нормативы определят регионы, учитывая статус (тип, вид, категории) образовательных учреждений и реализуемые образовательные в них программы.

В рамках, определяемых региональными и муниципальными нормативными актами, школам предоставляется право самостоятельно:

определять доли средств, выделяемых на материально-техническое обеспечение образовательного процесса и на заработную плату работников учреждения;

решать вопрос о соотношении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда, о надбавках и доплатах к должностным окладам;

устанавливать штатное расписание - определять состав и количество работников;

разрабатывать и утверждать школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.

По мнению составителей документа, предполагаемые механизмы финансирования и оплаты труда создадут условия для повышения заработной платы работников и руководителей образовательных учреждений, помогут оптимизировать учебную нагрузку. Они призваны стимулировать заинтересованность работников образования в предоставлению учащимся равных условий получения образования и должны положительно сказываясь на социальной ситуации.

Норматив бюджетного финансирования в образовании был введен Законом «Об образовании» РФ (от 05.01.1996г.). Статья 41 закона устанавливала, что «финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения».

С принятием нового законодательства, связанного с изменением принципов разграничения бюджетных полномочий и реформой административной системы, меняется и представление о бюджетных нормативах финансирования в образовании. Законом №122-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», которые закрепляют новый подход к нормативам бюджетного финансирования в образовании. «Финансирование федеральных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе (статья 41.п.2 Закона № 122 -ФЗ от 22.08. 2004г.).

В связи с передачей на уровень субъекта Федерации ответственности за обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам возможности разработки и принятия нормативов на местном уровне ограничиваются.

Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, в размере, «необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов» (cтатья 29 п.6(1) Закона № 122-ФЗ от 22.08. 2004г.)

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных ОУ за счет средств местных бюджетов, в первую очередь нормативы расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. Развивая логику нового законодательства, местный уровень может принимать нормативы расходов, осуществляемых за счет собственных средств, которые выходят за рамки « реализации основных общеобразовательных программ». Новое законодательство (федеральные законы №№ 122-ФЗ, 131-ФЗ, 95-ФЗ), связанное с разграничением бюджетных полномочий, относит определение нормативов финансирования в образовании на уровень субъекта Федерации, практически снимая вопрос о федеральных нормативах.

В условиях меняющегося законодательства подушевое бюджетное финансирование должно обеспечить гарантию того, что каждый учащийся вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета того муниципалитета, где он проживает, и прочих условий, получит образовательную услугу стандартного качества и объема. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности учащегося, которые выражаются в особенностях программ, по которым обучается ребенок (общие программы, программы для детей с девиантным поведением и др.).

Переход на нормативный характер формирования бюджетов образовательных учреждений и распределения бюджетных средств на подушевой основе не требует внесения изменений в существующее федеральное законодательство. И Закон «Об образовании», и вводимое законодательство по разграничению бюджетных полномочий, и бюджетное законодательство дают возможность реализовать нормативный принцип.

Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ, то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах, достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства.

Расчет образовательных субвенций по ряду субъектов Федерации на 2004 год показал, что до тех пор, пока регионы подушевые нормативы финансирования будут подменять средними расходами по муниципалитету, существует вполне объективная опасность уменьшения финансирования образовательных учреждений.

В отсутствие финансовых нормативов в областях субвенции рассчитывались по правилам межбюджетных перечислений, то есть как средние значения бюджетных расходов на образование по муниципалитетам, умноженные на число учащихся. Порядок расчета образовательной субвенции в региональных законах, как правило, отсутствует, так как он ничем не отличается от порядка расчета трансфертов и других межбюджетных перечислений.

При формировании межбюджетных отношений (образовательные субвенции регулируются в первую очередь законодательством о межбюджетных отношениях) объемы перечисляемых средств ограничены только бюджетными возможностями. То есть уменьшение финансирования вполне реально, особенно в связи с сокращением численности учащихся.

Именно поэтому оптимальным представляется вариант, при котором уже при расчете образовательной субвенции на региональном уровне используется норматив бюджетного финансирования как гарантированной финансовой нормы выполнения образовательных стандартов.

С введением норматива бюджетного финансирования достигается справедливость и прозрачность при формировании бюджета и распределении финансовых средств. В то же время повышение эффективности их использования можно достичь только при сочетании этих условий с расширением самостоятельности в распоряжении средствами самого образовательного учреждения. В этом контексте подушевое нормативное финансирование имеет хорошие перспективы как формы повышения эффективности государственных бюджетных услуг.

Одно из направлений правительственной программы реструктуризации бюджетного сектора предполагает участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг и нацеливает на формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ. «Нормативно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг».

Еще одно возможное направление применения нормативов связано с концепцией «бюджетирования, ориентированного на результат». Перевод финансирования основных расходов на нормативную основу создает базу для выделения остальных средств на основе «программно-целевого принципа», связанного с достижением конкретных результатов. Развитие этого направления должно ориентироваться на создание стимулов улучшения качества образовательной услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов и т.д. Без введения стандартизированных расходов так называемого нулевого бюджета, который практически и появляется при финансировании по нормативу, сравнение качества работы невозможно. При этом должна возрасти роль самого образовательного учреждения, его администрации в эффективном расходовании ресурсов для достижения максимума результата.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО


В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 1 февраля 2008 года Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет методические рекомендации* по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений, разработанные с учетом результатов реализации в 2008 году проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы "Расширенная апробация в дошкольных образовательных учреждениях новых финансово-экономических механизмов: нормативно-долевого финансирования, новой системы оплаты труда, рационализации расчета и взимания родительской платы, государственно-общественных форм управления".

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Предлагаемые в методических рекомендациях подходы к реализации нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений направлены на обеспечение повышения эффективности выделяемых финансовых ресурсов и повышение качества предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями услуг.

Заместитель
директора департамента
Е.Л.Низиенко

Приложение. Методические рекомендации по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений

Приложение

I. Общие положения

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение с тем, чтобы получить своевременную квалифицированную педагогическую помощь в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки. Именно решение проблемы общедоступности дошкольного образования является на сегодняшний день главной задачей в сфере дошкольного образования.

В настоящее время для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования развиваются различные вариативные формы и модели дошкольного образования: как на базе традиционных дошкольных образовательных учреждений, так и на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, а также в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на право реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Учитывая изложенное, более целесообразным является построение модели финансирования не образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а модели финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разной направленности.

Важным условием развития системы дошкольного образования является оптимизация финансирования образовательных учреждений любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательное учреждение), на основе нормативно-подушевого подхода.

Нормативное подушевое финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основывается на следующих принципах:

прозрачность планирования расходов на финансирование образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

объективность распределения средств в системе дошкольного образования;

нормативный способ планирования затрат и формульное распределение средств;

четкое определение границ ответственности бюджетов за финансирование образовательных учреждений;

стимулирование развития образовательных учреждений и повышения качества образования;

обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений.

Целью рационализации механизма финансирования дошкольных образовательных учреждений является не только повышение эффективности в обеспечении необходимыми и достаточными ресурсами для реализации конституционных гарантий граждан Российской Федерации, но и повышение доступности и качества дошкольного образования, создание условий для расширения видов услуг, предоставляемых населению дошкольными учреждениями, с учетом имеющейся в них потребности.

В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях отнесена к компетенции органов местного самоуправления (пп.11 п.1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , пп.2 п.1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Субъекты Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение доступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (пп.13 п.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ; п.6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В то же время в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П и от 15 мая 2006 года N 5-П указано:

"обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности;

бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86 , статьи 129 и );

из положений Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации "Об образовании" и Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов".

Таким образом, финансовые средства из бюджета субъекта Российской Федерации на организацию общедоступного дошкольного образования выделяются:

- для финансового обеспечения дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях - в виде субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

- при недостаточности средств местных бюджетов для финансового обеспечения дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - в виде дотаций местным бюджетам.

В методических рекомендациях предлагается порядок расчета (регионального) финансового норматива на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях. Указанный порядок расчета может использоваться:

при определений размера субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях;

при определении необходимого объема финансовых средств местных бюджетов для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях или учреждениях других типов (кроме общеобразовательных), а также при расчете дотаций местным бюджетам в части реализации основной общеобразовательной программы общего образования.

II. Методика расчета нормативов финансирования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Методика расчета нормативов финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования имеет три уровня - региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения - и содержит порядок расчета нормативов финансирования и поправочных коэффициентов, используемых для доведения средств регионального и местных бюджетов до образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

1. Региональный уровень нормативного подушевого финансирования

1.1. При расчете регионального норматива финансирования целесообразно учитывать расходы на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в части расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на развитие игровой среды и наглядно-методические пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Региональный норматив учитывается при определении субвенций или дотаций местным бюджетам.

1.2. Законы или иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержат порядок расчета нормативов для определения общего объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

1.3. При определении регионального норматива предусматривается применение системы поправочных коэффициентов, учитывающих объективно существующие условия осуществления образовательного процесса и особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.4. Региональный норматив финансирования (РНФ) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях данного региона в расчете на одного воспитанника в год, с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения. Региональный норматив дифференцируется в зависимости от категорий воспитанников образовательных учреждений (условно здоровых детей, посещающих группы общеразвивающей направленности; детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих группы комбинированной или компенсирующей направленности; детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей, посещающий группы оздоровительной направленности). При расчете норматива могут учитываться и возрастные категории воспитанников образовательных учреждений. В связи с изложенным далее будет употребляться термин "региональный норматив финансирования для i-ой категории воспитанников".

Региональный норматив финансирования должен учитывать следующие расходы на год:

оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с учетом оплаты замен, больничных листов, учебных отпусков, компенсаций к отпуску и других выплат;

расходы, непосредственно связанные с обеспечением учебно-воспитательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебного оборудования (в т.ч. учебной мебели), расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью и др.);

иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

1.1. Общий объем расходов, необходимых местным бюджетам, для реализации в образовательных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, учебных и хозяйственных расходов (за исключением расходов на питание детей, содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), рассчитывается для каждого муниципального образования как сумма базового и дополнительного объема финансирования:

Общий объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

- базовый объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

- дополнительный объем бюджетных средств для j-го муниципального образования.

1.4. Базовый объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:



- контингент k-ой категории воспитанников образовательных учреждений j-го муниципального образования.

1.6. Региональные нормативы финансирования расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в расчете на одного воспитанника исчисляются по формуле:


- базовый норматив финансирования оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории;

- норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса в расчете на одного воспитанника k-ой категории.

1.7. Базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории в год определяется по следующей формуле:

Средний размер оплаты труда в месяц, установленный в субъекте Российской Федерации;

- среднее число часов нахождения воспитанника k-ой категории в дошкольном образовательном учреждении в день;

- плановое количество детодней, установленное для k-ой категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) в год;

- среднемесячная нагрузка одного воспитателя (других педагогов) в соответствии с действующим законодательством при работе с воспитанниками k-ой категории;

- нормативная наполняемость группы образовательного учреждения для k-ой категории воспитанников;

Кстим - коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников на стимулирующую часть фонда оплаты труда (рекомендуемое значение Кстим = 1,3);

Квсп - коэффициент, учитывающий нормативное соотношение ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

Ккомп - коэффициент, учитывающий выплаты компенсирующего характера;

Кн - коэффициент отчислений по единому социальному налогу.

Нормативная наполняемость группы образовательного учреждения устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в количестве, не превышающем предельную наполняемость, определенную федеральными нормативными правовыми актами*.
_______________
* Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении , утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666 .

1.8. Норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса определяется на каждого воспитанника в процентном отношении к общему размеру норматива расходов.

Базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории;

- процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса от размеров базового норматива на оплату труда в расчете на одного воспитанниками k-ой категории.

Процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (рекомендуемое значение - не менее 10-15%).

1.9. Дополнительный объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:

Установленная j-му муниципальному образованию на переходный период адаптационная надбавка;

- установленный j-му муниципальному образованию объем средств на учет объективно действующих условий осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательных учреждениях данного муниципального образования (например, расположенность учреждения в крупных городах, городах и поселках городского типа и крупных сельских населенных пунктах, в иных населенных пунктах в сельской местности).

1.10. Субъект Российской Федерации может создать фонд стимулирования качественно работающих образовательных учреждений и муниципальных образований, в которых созданы гибкие системы дошкольного образования, максимально удовлетворяющие запросы граждан на услуги дошкольного образования.

Порядок распределения средств фонда стимулирования определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от рейтинга муниципального образования в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации региональной системой оценки качества образования, учитывающей оценку органов общественно-государственного управления образованием.

1.11. С целью установления необходимого объема финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на переходный (адаптационный, не более трех лет) период для определения объема дотации (субвенции) каждому муниципальному образованию в объемах не ниже фактически сложившихся за последний финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа, для каждого муниципалитета однократно устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы. Адаптационная надбавка плавно снижается, стимулируя проведение мероприятий по оптимизации расходов и их приведение к нормативному уровню.

По истечении переходного периода установление муниципальному образованию адаптационной надбавки, как правило, не допускается.

1.12. Порядок предоставления и расходования средств, переданных из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Муниципальный уровень нормативного финансирования

2.1. На муниципальном уровне определяется механизм использования нормативов финансирования при финансировании образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательные учреждения), из бюджета муниципальных образований с учетом дотаций (субвенций) из бюджета субъекта Российской Федерации, включая установление порядка расчета поправочных коэффициентов для образовательных учреждений с учетом объективно действующих факторов, определяющих различия в стоимости образовательной услуги дошкольного образования на территории муниципального образования.

2.2. Дополнительно к финансированию по нормативам финансирования субъекта Российской Федерации осуществляется финансирование за счет местного бюджета на текущие (включая расходы на питание воспитанников, коммунальные и прочие расходы) и капитальные расходы образовательного учреждения на год. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования по соответствующим статьям расходов (в том числе нормативы финансирования коммунальных расходов и норматив финансирования прочих расходов). Расходы на капитальный ремонт финансируются за пределами норматива в соответствии с планом капитального ремонта. Расходы на уплату налогов в бюджет (в т.ч. налог на землю и налог на имущество) в состав норматива финансирования не включаются и финансируются, исходя из налогооблагаемой базы с учетом льгот у образовательного учреждения, если таковые имеются.

2.3. Объем средств, выделяемых каждому j-му муниципальному образовательному учреждению (), рассчитывается по формуле:

Региональный норматив финансирования, установленный для k-ой категории воспитанников;


- поправочный коэффициент, учитывающий объективные условия реализации j-ым образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемый в соответствии с пунктом 2.4 настоящей методики;

- стимулирующий норматив финансирования для j-го образовательного учреждения за счет установленного j-му муниципальному образованию стимулирующего фонда . Размеры определяются в соответствии с порядком расчета и установления стимулирующего норматива финансирования для муниципального образовательного учреждения. При разработке указанного порядка органы местного самоуправления могут учитывать результаты государственной аккредитации образовательного учреждения, динамику физического здоровья воспитанников, посещаемость образовательного учреждения, степень удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников качеством оказываемых образовательным учреждением услуг, результаты участия образовательного учреждения в районных, городских, региональных и всероссийских мероприятиях и др.;

- среднегодовой контингент воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения, при этом ;

- установленная j-му муниципальному образовательному учреждению адаптационная надбавка;

- объем средств, выделенных на питание воспитанников j-го образовательного учреждения;

- объем средств, выделенных на прочие расходы и коммунальные расходы j-го образовательного учреждения, определяемый в порядке, утверждаемом органом местного самоуправления, которому подведомственно образовательное учреждение;

- объем капитальных расходов j-го образовательного учреждения, определяемый в порядке, утверждаемом органом местного самоуправления, которому подведомственно образовательное учреждение.

При определении общего объема бюджетных средств, выделяемых каждому j-му муниципальному образовательному учреждению, учитываются поступления в местный бюджет от родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

При этом родительская плата дотируется для установленных категорий родителей за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, а также дополнительно может дотироваться через социальные программы за счет средств местного бюджета.

В случае распределения муниципального задания на оказание услуг дошкольного образования на конкурсной основе среди учреждений любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующих программы дошкольного образования, для учреждений кроме муниципальных дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется без учета:

объема средств, выделяемых на прочие расходы и коммунальные расходы j-го образовательного учреждения ();

объема капитальных расходов j-го образовательного учреждения ().

2.4. При определении общего объема средств, выделяемых каждому муниципальному образовательному учреждению, могут вводиться поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия реализации муниципальным образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Могут быть установлены поправочные коэффициенты:

для различных видов групп образовательного учреждения (групп общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности);

по времени пребывания детей и условиям функционирования (в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания);

по режиму работы (5-дневной и 6-дневной рабочей недели, работающих в выходные и праздничные дни);

учета особенностей материальной базы учреждения (наличия бассейна, размещения в нескольких зданиях и др.);

учета других объективно существующих особенностей осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Размер поправочного коэффициента для каждого муниципального образовательного учреждения определяется по следующей формуле:

Коэффициент учета условий осуществления воспитательно-образовательного процесса, действующий по отношению к k-ой категории воспитанников;

- число воспитанников k-ой категории в j-ом муниципальном образовательном учреждении;

- общее число воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения; при этом должно выполняться равенство:

2.5. Размеры поправочных коэффициентов, связанных с объективно существующими условиями осуществления воспитательно-образовательного процесса в малокомплектных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по перечню учреждений, отнесенных к данной категории, и применяются при расчете субвенций по отношению к числу воспитанников в данных муниципальных образовательных учреждениях.

2.6. Объем расходов на организацию питания воспитанников j-го образовательного учреждения определяется по формуле:

Установленные органом местного самоуправления нормативы финансирования расходов на питание k-ой категории воспитанников;

- среднегодовой контингент k-ой категории воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения;

- плановое количество детодней, установленное для k-ой категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) j-го муниципального образовательного учреждения в год.

3. Уровень образовательного учреждения

3.1. Третий уровень предусматривает реализацию принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения. Данный принцип заключается в самостоятельности образовательного учреждения при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса, а также самостоятельности в определении конкретных направлений материально-технического обеспечения и оснащения воспитательно-образовательного процесса и обеспечения функционирования учреждения.

3.2. Объем средств , выделенных j-му муниципальному образовательному учреждению, распределяется данным учреждением по статьям расходов, группируемым по следующим направлениям расходов:

Объем фонда оплаты труда j-го муниципального образовательного учреждения (финансируется за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета, выделяемых на выплату надбавок и доплат, установленных органами местного самоуправления),

- объем расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса j-го муниципального образовательного учреждения (финансируются по нормативу);

- объем расходов на питание воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения;

- объем расходов на прочие расходы и коммунальные расходы j-го муниципального образовательного учреждения;

- объем капитальных расходов j-го муниципального образовательного учреждения.

3.3. Распределение средств по статьям расходов сметы осуществляется самостоятельно муниципальным образовательным учреждением с учетом обязательств по созданию необходимых условии для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательное учреждение самостоятельно:

в распределении выделенных средств по статьям расходов сметы образовательного учреждения с учетом принятых в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании нормативных правовых актов;

в установлении штатного расписания и заработной платы работников в соответствии с принятой в муниципальном образовании системой оплаты труда;

в определении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

в определении соотношения фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала;

в порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с принятыми в регионе и муниципальном образовании нормативными правовыми актами.

3.4. Смета расходов муниципального образовательного учреждения согласовывается с органом государственно-общественного управления образовательного учреждения (советом Учреждения, управляющим советом) и утверждается в порядке, установленном органом местного самоуправления.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Понятие подушевого финансирования в сфере образования появилось в середине 2000-х, тогда были введены кардинальные изменения в систему начисления средств на нужды образовательных организаций. Подушевое финансирование образовательных учреждений в 2019 году отличается от предыдущей системы, которая предусматривала поступление средств из двух источников:

  • областной бюджет выделяет средства на осуществление программ образования, учебные расходы и зарплату педработникам в условиях подушевого учета;
  • муниципальный бюджет по смете выделяет средства на оплату налогов, коммунальных услуг, содержание и обновление школьного имущества.

Нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений

Подушевое финансирование предполагает, что из областного бюджета средства в школу выделяются на каждого ученика. Следовательно, чем больше учащихся в образовательном учреждении, тем больше средств в фонде оплаты труда педработников. Начало подушевому финансированию положила и новая редакция ТК РФ, выпущенная в 2006 году, которая разрешила органам местного самоуправления и субъектам РФ регламентировать систему оплаты труда педработников. Практика показывает, что для расчета финансирования используются те же принципы, что и при начислении субсидий. Подушевой норматив формируется согласно приказу Минобрнауки РФ №1040 от 22.09.2015.